Прежде чем участвовать в торгах вам необходимо получить больше информации о текущем лоте. Для вашего удобства мы сформировали шаблон, который вы сможете отправить на почту организатору.
Сформировать заявку на торги
Эта опция позволит вам создать заявку для участия в электронных торгах за несколько кликов. Вам останется только подписать заявку своей электронной подписью и загрузить документ на электронную торговую площадку или отправить на почту реализатору.
Только для Премиум тарифа
Возможности на Премиуме
Открытые контакты | — | + |
Выгрузка документов | — | + |
Просмотр фото | — | + |
Отслеживание лотов | — | + |
Шаблоны для торгов | — | + |
Без рекламы | — | + |
1399 рублей 990 рублей за 30 дней
Источник: konfiskator.com
Как выиграть тендер строительный! [кейс 500 тыс. за 15 минут] тендер на строительство
Как можно участвовать в тендерах на строительство
Строительные тендеры: особенности и подводные камни | Тендеры на строительство в Москве
По сути строительные тендеры – это тендеры на работы строительной тематики, но не надо их путать с тендерами на ремонт. Отличительной особенностью строительных тендеров является наличие у организации допуска СРО. У организации должен быть опыт в строительстве (введенные в эксплуатацию постройки на сумму не менее 25% от начальной максимальной суммы строительного тендера).
В извещении при формировании заявки на электронный аукцион вас попросят заполнить форму 2. Вместе с формой 2 нужно будет подготовить предложение, содержащее все, что нужно для выполнения подрядных работ. Предложение состоит из двух частей: технической и коммерческой.
В технической части извещения описывают объект строительства и приводят генплан, сведения о проведенных инженерных сетях, архитектурно-строительные характеристики объекта.
В коммерческой части заявки расписывают ценообразование, например, в виде сметы рассчитанной по ГОСТ, указывают сроки выполнения и условия проведения работ строительного тендера. Заявку рассматривает тендерный комитет, состоящий из специалистов строительной отрасли.
Если в рамках работ нужно подготовить еще и проект (выполнить проектные работы), то зачастую электронные торги проходят в виде открытого конкурса. В таком случае оценка тендерного предложения происходит с учетом опыта работы, деловой (строительной) репутации, наличия имеющихся завершенных строительных объектов.
Исходя из этого можно сделать два вывода. Первый вывод: не каждая компания может участвовать в тендерах на строительство. Второй вывод – заявку для компании может подготовить не каждый тендерный специалист, поэтому следует обращаться к профессионалам за качественной подготовкой заявки на тендер.
Учитывая такой объем тендеров существует несчитанное количество интернет-порталов по строительным тендерам.
В большинстве своем порталы дублируют друг друга, поэтому государственные тендеры проще всего искать через официальный сайт госзакупок.
Если вы хотите участвовать еще и в коммерческих, то стоит использовать программу для поиска тендеров или заказать услугу по мониторингу тендеров.
Подводные камни строительных тендеров
Один из распространенных видов сговора в сфере строительных тендеров – это умышленное занижение начальной цены контракта.
Заказчик будучи в сговоре с конкретным подрядчиком выставляет на электронный аукцион тендер, стоимость которого убыточна при выполнении подрядных работ, указанных в извещении.
Однако в процессе работ, заказчик, пользуясь, пунктом о возможном изменении цены в случае обстоятельств непреодолимой силы или увеличивая объемы работ, изменяет цену после подписания госконтракта.
Цена может увеличиться вследствие обнаружения фактов, не отраженных в проектной документации.
Например, при земельных работах выясняется, что там, где должна проходить дорога – заложен кабель, который необходимо перенести, а это дополнительные затраты.
В сфере коммерческого строительства подобного нет, но чаще встречаются конкурсы без начальной цены. Стоит опасаться пунктов о гарантийных обязательствах и компенсации в случае статических дефектов.
Если такой пункт существует в договоре, то и риски генподрядчика в денежной форме должны быть заложены в сумму контракта, иначе фирма-генподрядчик может оказаться в огромном минусе после выполнения подобного госконтракта.
Помимо сметчиков и специалистов в строительной сфере в компании должны присутствовать грамотные юристы, которые должны в случае непрофессиональных действий заказчика скорректировать конечный договор.
При этом нельзя путать гарантийные обязательства строительных работ с ошибками, допущенными при проектировании. В таком случае ответственность несет организация, выполнявшая работы по проектированию.
Если в сговоре участвует и проектировщик, то после подписания госконтракта, он разрешает использование при строительстве других материалов по более низкой цене, чем изначально планировалось. Подрядчик, выполняя работы, экономит на материалах, тем самым производит откаты обоим: заказчику и проектировщику.
Оптимальные действия при участии в строительных тендерах
Проект оптимальных действий при участии в строительных тендерах со стороны как заказчика, так и генподрядчика, должен привести к удовлетворительным результатам строительства для обеих сторон. Стремление одной из сторон заработать как можно больше отразится в конечном счете на объекте строительства.
При подаче тендера на строительство организатор должен четко сформулировать цель строительства и требования.
Для отработки ценовых предложений, заказчик должен предоставить максимально возможный объем проектной документации, организовать беспрепятственный проезд на территорию предполагаемого строительства.
Если в техническую часть документации входит разработанная ведомость с обмерами, то у участников тендеров появляется хорошая основа для качественного предложения.
В случае государственных строительных тендеров наличие реальной максимальной цены контракта – существенный плюс, т.к. это первый знак о честной конкуренции при проведении электронного аукциона. В коммерческих тендерах – наличие верхней (максимальной цены) также помогает подготовить заявку.
Цену можно выяснить, подав запрос через электронную торговую площадку или просто позвонив заказчику. Заявку следует готовить по вариантам в зависимости от предлагаемой цены (идеальная, хорошая, минимальная). Руководство компании определяет, какую заявку следует отправить на строительный тендер.
Снижение на электронном аукционе более чем на 25% должно быть обосновано соответствующими документами или приводит к увеличению обеспечения контракта в 1,5 раза. После победы на электронном аукционе не стоит бросаться подписывать договор. Необходимо повторно проанализировать контракт и по возможности устранить все неточности, связавшись с заказчиком напрямую.
Можно пригласить стороннего специалиста, не связанного ни с одной из сторон, для корректировки. Это обеспечит формирование равноправного договора.
Стратегии строительных фирм
Возможны различные стратегии при участии в строительных тендерах. Это зависит от многих факторов на основании которых принимаются решения. Не последним фактором является “личность” заказчика, который принимает решение о выборе той или иной стратегии.
В целом стратегия строительной фирмы связана с получением прибыли по результатам выполнения строительного тендера.
Лишь в некоторых, исключительных случая прибыль не играет главную роль, например, когда благодаря низкой цене за данный заказ, в дальнейшем можно получить более выгодный и более крупный другой заказ или когда репутация строительной фирмы вырастет за счет выполнения строительных работ этого заказчика.
Бывает, что необходимо выполнить тендер строительной фирмы для постоянной загруженности компании. Это позволяет сохранить на работе действующих сотрудников фирмы, избежать их сокращения или увольнения.
Как и где найти тендеры на строительство
Первым шагом к заключению выгодного контракта является поиск необходимого тендера.
Грамотно организованный поиск тендеров помогает компании-поставщику получить представление о сделках конкурентов. Строительная отрасль является одной из самых активно развивающихся в России. 25% госзакупок – это тендеры на строительство. Где можно найти выгодные тендеры на строительство и как правильно осуществить эту задачу?
Где найти тендеры на строительство
Сегодня наибольшее количество тендеров публикуется в Интернете. Есть специализированные электронные площадки, где свои предложения размещают государственные и коммерческие организации. Существуют 6 федеральных площадок для размещения госзаказа и множество коммерческих.
Тендеры на строительство можно найти непосредственно на официальных сайтах государственных, муниципальных или коммерческих структур. При выборе такой стратегии нужно ежедневно просматривать много тематических сайтов.
Существуют специальные площадки (порталы) тендеров на строительство. Выгодными могут оказаться предложения, представленные на Единой строительной тендерной площадке ЕСТП, созданной совместно с Торгово-промышленной палатой России и Национальным объединением строителей.
Большое количество коммерческих предложений можно найти на стройпортале (stroyportal.ru).
Как искать тендеры на строительство?
Изобилие информации порождает основные трудности по поиску максимально выгодных тендеров.
Сузьте поиск к тендерам, объявленным только в вашем регионе. Наибольшие шансы на победу в тендерах на строительство имеют местные подрядчики и субподрядные организации, особенно для строительных работ в небольших городах.
Вы понесете меньшие расходы за счет близости к объекту, сведете к минимуму затраты на логистику и сможете обратиться за информацией напрямую в эти организации и узнать о планируемых закупках.
Для того чтобы охватить все площадки, на которых размещаются тендеры на строительство, а также найти тендеры максимально удовлетворяющие запросам, возможно использование специальных программ по поиску тендеров.
Эффективные программы для поиска тендеров на строительство на территории России и СНГ – Seldon и Тендерплан.
Подобные системы экономят время на поиск нужных тендеров. Следующей задачей для организации становится оценка привлекательности найденных тендеров.
Официальный рейтинг компаний по тендерам на строительство в Москве
Подготовка электронной подписи для участия в конкурсах на коммерческих и федеральных площадках, включённых в АЭТП | от 5 500 |
Приготовление к использованию ключевых носителей типа Rutoken | от 800 |
Предоставление бессрочной лицензии на использование КриптоПро | от 800 |
Настройка КриптоПро с инсталляцией на рабочем месте | от 800 |
Аккредитация на федеральных торговых площадках | от 2 500 |
Аккредитация на коммерческих площадках | от 1 000 |
Срочная аккредитация на площадках | от 2 500 |
Подготовка запросов для получения разъяснений, касающихся тендерной документации | от 800 |
Составление заявки на участие в тендере по 223-ФЗ или 44-ФЗ | от 1 500 |
Запрос котировок | от 1 000 |
Запрос цен и предложений | от 1 000 |
Поиск конкурсов по строительству соответствующих требованиям и возможностям заказчика | от 3 000 |
Подтверждение квалификации на ФТЭП | от 15 000 |
Регистрация и обновление сертификатов на электронных площадках | от 1 500 |
Подготовка Формы 2 | от 3 000 |
Жалоба в ФАС | от 2 000 |
Представительство в ФАС | от 5 000 |
Иск в суд | от 5 000 |
Представительство в суде | от 25 000 |
Отправка заявки для участия в тендере | от 1 000 |
Комплексное сопровождение участие в конкурсе по строительству: регистрация в ЕИС, аккредитация на площадке, отправка запросов, анализ документов, подготовка жалоб в ФАС, составление и подача заявки и сопровождение торгов и процедуры подписания контракта | от 70 000 |
Услуги для участников в тендерах по строительству
- Консультативная поддержка;
- Проведение регистрации в ЕРУЗ;
- Еженедельный подбор конкурсов по строительству;
- Подготовка жалоб в Главконтроль;
- Привлечение финансирования для участия в тендере;
- Составление заявок и передача их организаторам тендеров;
- Юридическое сопровождение участия в конкурсе;
- Обучение новичков, впервые участвующих в тендерах по строительству;
- Защита от внесения в РНП;
- Комплексное сопровождение участия в тендере по 44-ФЗ;
- Запрос котировок для конкурса по 44-ФЗ;
- Запрос предложений по 44-ФЗ;
- Комплексное сопровождение участия в конкурсе по строительству по 223-ФЗ;
- Представительство в арбитраже;
- Предоставление программного комплекса для поиска строительных тендеров;
- Помощь в получение банковской гарантии;
- Подготовка полного пакета документов для подачи заявки;
- Оценка рентабельности с подготовкой рекомендаций и анализом целесообразности участия в конкретном конкурсе по строительству;
- Анализ состоявшихся конкурсов для заказчика, с целью выявления благонадёжных потенциальных исполнителей;
- Подготовка протоколов разногласий;
- Мониторинг итогов прошедших торгов.
Работа по составлению рейтинга носит комплексный характер и заключается в сборе, анализе информации о деятельности компаний, предоставляющих услуги участникам конкурсов по строительству. Используются автоматизированные программы, выбирающие по общим данным статистики ведущие компании, работающие в этой сфере. Распределение претендентов в итоговом рейтинге делают на основе ручного анализа, включающего ряд методов, используемых для получения объективных сведений:
- Отзывы клиентов из Интернета – предварительно проверяются на достоверность;
- Опрос клиентов;
- Данные объективной статистики: количество допусков и отказов к тендерам по строительству, число побед клиентов в конкурсах;
- Ценовая политика: стоимость услуг, процент в случае выигрыша в тендере;
- Уровень сервиса – перечень услуг и степень вовлеченности клиента в процедуру подготовки заявки и сопутствующих бумаг.
Руководствуясь этими сведениями, мы распределяем места и формируем объективный рейтинг, в который включены ведущие компании.
Какие трудности возникают при участии в тендерах строительных компаний
Процедура участия в тендерах сопряжена с субъективными трудностями, возникающими на фоне недобросовестности организаторов, стремящихся создать наиболее благоприятные условия для кого-то из претендентов. Обычно это выражается в преднамеренном снижении стоимости контракта, который становится нерентабельным для подавляющего большинства участников.
Тендер по строительству выигрывает фирма, которая затем апеллирует к пункту об изменении стоимости контракта в связи с появлением обстоятельств, вызванных непреодолимыми силами. Также стоимость контракта возрастает из-за выявления фактов, не отражённых в проекте, о которых заказчик не мог знать заранее, например, по причине усложнения земельных работ.
Участие в коммерческих тендерах по строительству также несёт в себе риски по ряду причин:
- Проведение тендера без начальной цены контракта;
- Наличие в соглашении пункта о предоставлении гарантийных обязательств;
- Необходимость выплачивать компенсацию в случае выявления заказчиком статических дефектов;
- Отказ от внесения в сумму контракта рисков генерального подрядчика в денежной форме.
Чтобы избежать рисков при подаче заявке на тендер и последующем выполнении условий контракта, необходимо располагать штатом высококвалифицированных сотрудников:
- Сметчики;
- Строители – специалисты в конкретных областях;
- Юристы для корректировки итогового контракта.
Проблемы могут возникнуть в ситуации, когда гарантийные обязательства, связанные исполнением условий контракта, пытаются совместить с ошибками в проекте. Генерального подрядчика принуждают покрывать убытки, вызванные ошибками проектирования, хотя вся ответственность за это лежит на компании, составлявшей проект.
Бывают ситуации, когда в сговоре помимо организатора тендера по строительству и одного из участников задействован проектировщик. Суть схемы заключается в том, что впоследствии проектная организация разрешает использовать менее дорогостоящие материалы, по сравнение с теми, которые были заложены при проектировании.
Описанные трудности существенно усложняют задачу по выигрышу тендера по строительству в Москве, а чтобы их предотвратить, следует обращаться за помощью к специалистам.
Как принять участие в тендере на строительные работы без рисков
Чтобы найти тендер без подводных камней, необходимо учитывать ряд факторов, характеризующих честность и открытость конкурса. Рекомендуется обращать внимание на следующие аспекты:
- Чёткое формулирование требований и целей строительства;
- Предоставление заказчиком всей проектной документации для формирования объективного ценового предложения;
- Наличие в технической документации ведомости с обмерами;
- Максимальная цена контракта при организации тендера по 44-ФЗ;
- Документальное обоснование снижения цены на 25%;
- Документальное обоснование увеличения обеспечения контракта.
Если найденный тендер по строительству соответствует указанным признакам, то он не таит никаких подводных камней, и можно смело формулировать ценовое предложение и подавать заявку на участие.
Как принять участие в тендере по строительству
Участвовать в конкурсах вправе компании, соответствующие ряду условий, подтверждающих их профессионализм, благонадёжность и финансовую состоятельность. Относят к таким критериям следующие факторы:
- Наличие допуска к соответствующему виду работ – СРО;
- Опыт выполнения строительных работ – подтверждается ранее реализованными проектами, стоимость которых 25% от цены тендера, на который подаётся заявка;
- Формирование заявки с технической и коммерческой частью сформулированного предложения.
Подготовка заявки заключается в формировании тендерного предложения, которое в своей технической части включает описание строительного объекта, инженерные коммуникации и общий план.
Также в нём присутствуют характеристики объекта, как строительные, так и архитектурные. Несоответствия и неточности в технической части могут причиной отказа в приёме заявки.
Коммерческий раздел предложения включает сметы, принципы образования цен на работы и сроки, в рамках которых они будут выполнены.
Внимание! Надо быть готовым к тому, что тендер по строительству проводят в 2 этапа, оценивая также проектную часть.
Чтобы гарантировано принять участие в тендере по строительству, обратитесь в одну из компаний, попавших в наш рейтинг. Работающие там специалисты существенно повысят шансы на победу в конкурсе и получение крупного заказа.
Задайте вопрос официальному представителю портала vse-advokaty
Задайте свой вопрос и я помогу Вам в решении проблемы! — Климова Ольга
Спасибо, что обратились к нам с вопросом! Ответ на вопрос будет опубликован в течение 30 минут. — Климова Ольга
Тендеры на строительство и ремонт: как в них участвовать и побеждать?
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет о тендерах на строительство и ремонт, а также об особенностях участия в таких тендерах. Для многих участников закупок данная ниша является весьма привлекательной и это не случайно.
Ведь если посмотреть на статистику проведенных госзакупок за 2021 год, то можно увидеть, что именно эта ниша самая крупная, как по количеству проведенных закупок, так и по деньгам. Лидерами по количеству проведенных тендеров стали Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская и Челябинская области.
И раз уж эта ниша вам интересна, то давайте детально в ней разберемся…
1. Где искать тендеры на строительство и ремонт?
2. Как участвовать в тендерах по строительству?
3. Как выиграть тендер на строительство?
4. Победители тендеров на строительство: где их искать?
5. Выгодно ли участвовать в тендерах по строительству?
1. Где искать тендеры на строительство и ремонт?
Начну, пожалуй, с самого банального вопроса — “Где искать тендеры по данному направлению?”. Все тендеры условно можно разделить на 3 вида: государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие.
С государственными и корпоративными тендерами все просто. Первоисточником размещения информации о их проведении является официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок — zakupki.gov.ru. А затем эта информация дублируется на электронных площадках, на которых эти закупки проводятся.
Сайт ЕИС абсолютно бесплатный, поэтому платить за информацию вам ничего не придется. Здесь ваша главная задача — разобраться с поисковыми фильтрами и правильно их настроить.
Что же касается коммерческих тендеров, то здесь ситуация обстоит немного сложнее. И сложность эта заключается в том, что информация о таких тендерах размещается на различных коммерческих электронных площадках, корпоративных сайтах и в прочих средствах массовой информации.
Таких сайтов и площадок насчитывается несколько тысяч (!). Поэтому искать такие закупки в ручном режиме крайне затруднительно. И здесь на помощь приходят различные поисковые агрегаторы или сервисы по поиску тендеров.
Новички ошибочно называют их биржами тендеров на строительство.
В настоящее время на рынке существует около 10-15 крупных поисковых агрегаторов. Это Тендерплан, TenderWIN, Seldon и так далее… Перечислять их все в данной статье я не вижу смысла. Введите в поисковой строке Яндекса или Google фразу “Поиск тендеров” или “Сервисы по поиску тендеров” и вы без труда их найдете.
Несколько лет назад мы с моим коллегой Андреем Плешковым проводили тестирование всех этих сервисов и остановили свой выбор на Тендерплане. По нашему мнению, это один из лучших поисковиков в соотношении цена-удобство-функционал.
Кстати, этим же сервисом пользуются и многие наши коллеги по цеху. Но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому можете протестировать несколько сервисов и выбрать тот, что больше вам подойдет.
Тем более, что у каждого сервиса есть пробный бесплатный период.
Помимо этого, информацию о проведении небольших строительных (ремонтных) работ до 300-600 тыс. рублей можно искать на сайтах электронных магазинов малых закупок: ЕАТ Березка, Портал поставщиков Москвы, ОТС-market и т.д. Кстати, конкуренция в электронных магазинах малых закупок пока еще значительно ниже, чем на электронных площадках. Поэтому имейте это в виду.
Есть еще отдельная категория государственных тендеров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые проводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 года № 615. Информация об этих тендерах также размещается на сайте — zakupki.gov.ru.
Итак, для того чтобы искать информацию о государственных и корпоративных тендерах вам вполне хватит сайта ЕИС. Плюс вы сможете дополнительно мониторить сайты электронных магазинов.
А вот если планируете участвовать в коммерческих тендерах, то без поискового сервиса вам не обойтись. Хотя поиск тендеров это далеко не все, что может дать вам такой сервис.
Также в нем обязательно должен быть модуль аналитики, который позволит вам делать анализ рынка, Заказчиков и ваших конкурентов.
Ниже, в качестве примера, я разместил небольшой скриншот из сервиса Тендерплан, на котором показан перечень источников для поиска тендеров.
Как видите, здесь есть поиск тендеров по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615, коммерческих тендеров и малых закупок в электронных магазинах.
Всю работу по поиску нужных вам тендеров можно выполнять в одном месте, что очень удобно.
2. Как участвовать в тендерах по строительству?
Как уже было сказано выше, тендеры бывают 3 видов: государственные, корпоративные и коммерческие. Также тендеры различаются и по форме их проведения.
Тендеры на строительство и ремонт могут проводится с помощью конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений и иных способов. Однако большая часть строительных тендеров проводится все же с помощью электронных аукционов, т.к.
внушительный список строительных работ включен в аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2021 г. № 471-р.
Соответственно, правила проведения таких тендеров, требования к оформлению и составу заявок, а также требования к самим участникам закупок могут сильно отличаться.
Нормативное регулирование
Участие в тендерах на строительство в 2021 году
В эпоху высоких технологий техническая промышленность развивается очень быстро, что требует от строительной сферы повышения уровня качества сооружений и конструирования зданий по необычным архитектурным проектам.
Так развивается конкурентная борьба, которая охватывает различные компании в поисках оригинальных идей и необычных решений.
Что касается архитекторов и других исполнителей, участие в тендерах на строительство или на другие заказы дает шанс не только показать уровень мастерства, но и увековечить свое творение.
Условия конкурса всегда оптимально подходят для выхода исполнителя на высокий уровень. Участие в подобных мероприятиях приносит выгоду не только фирмам-заказчикам, но и тем, кто представляет свои проекты и идеи на обозрение судей. В наше время каждая строительная фирма должна иметь свою уникальную «фишку», которая способна отличать ее от других компаний.
Зачем нужно участвовать в тендерах
Если вы хотите вывести фирму на новый уровень и сделать ее не просто конкурентоспособной, а востребованной на общегосударственном или даже мировом рынке, необходимо постоянно заявлять о себе. Это можно делать через тендеры.
Только представьте, как улучшится ваш имидж, если компания постоянно будет выигрывать в аукционах и торгах и подписывать высокооплачиваемые контракты на строительство объектов.
Такой масштаб не останется без внимания, и вы станете надежным партнером, что положительно отразится на статусе фирмы.
Если вы открыли небольшое частное предприятие, в котором являетесь и директором, и менеджером, постарайтесь принять участие в торгах по своему профилю.
Дело в том, что ваш бизнес либо прогорит от отсутствия постоянных заказов и большого количества простоя, либо вы должны выйти хотя бы на средний уровень.
Таким образом ваше предприятие сможет заявить о себе в определенных кругах, что позволит вам успешно вести бизнес. Конечно, выиграть в тендере не так просто, однако даже участие позволит заявить о себе, что уже немаловажно.
Если вы намерены принимать участие в строительных тендерах, то должны заранее подготовиться. Прежде всего, следует понимать, о каком проекте идет речь и каких масштабов он будет достигать.
Некоторые фирмы сначала подают заявки, а потом понимают, что будут не в состоянии возвести такое здание в сжатые сроки.
Эта ситуация недопустима, поскольку если вы откажетесь подписать контракт в случае выигрыша или не выполните его вовремя, с вас возьмут большой штраф, что негативно скажется на деятельности фирмы и ее имидже.
Как участвовать в тендерах на строительство
Правила участия в конкурсе являются одинаковыми. В зависимости от того, открытый проводят конкурс или закрытый, следует учесть особенности. Если речь идет о закрытых мероприятиях, то попасть в список участников можно только при наличии специального приглашения.
Стоит учесть, что если вам пришло приглашение за пару дней до начала конкурса, лучше не принимать участие, поскольку в таких случаях фирмы, скорее всего, хотят сделать видимость проведения мероприятия, а на самом деле уже заключили контракт с определенной фирмой.
Так поступают компании, если их обязывают проводить общегосударственный тендер, что не всегда выгодно.
Если же вам посчастливилось получить приглашение на тендерные торги, в котором указано достаточное количество времени на подготовку, участвовать стоит. Это говорит о том, что вашу фирму ценят и готовы сотрудничать, что уже является проявлением растущего имиджа среди строительных организаций.
Чтобы принять участие, вам понадобится приложить к заявлению пакет документов, который отражает ваши мощности в вопросе возведения объектов. Учитывается наличие спецоборудования и квалифицированных специалистов, поскольку в последние годы стало востребованным строительство крупных объектов в сжатые сроки.
Подробнее об особых и общих документах для участия в тендере на строительство можно узнать здесь.
Также, необходимо позаботиться о наличии тендерной гарантии. Каждому заказчику выгодно, чтобы исполнитель имел возможность выплатить неустойку, если он не сможет выполнить условия контракта.
Фирмы-исполнители всегда берут специальный кредит в банке, который гарантирует платежеспособность предприятия.
Перед тем, как участвовать в тендерных торгах на строительство, следует уточнить условия конкурса, поскольку ни один строительный тендер не проходит без создания макета и расчетов проекта.
Если заказчик выдвинул требования построить за полгода крупный курортный комплекс с нестандартными параметрами, необходимо обязательно разработать план данного проекта, привести расчеты и доказать прочность и надежность конструкции. Также понадобится предоставить приблизительный финансовый отчет, чтобы заказчик мог оценить затраты и узнать, стоит ли принимать ваш вариант.
Требования к строительным фирмам: деловая репутация
Если говорить о компаниях, задействованных в строительстве, следует понимать, что, кроме уникальности предлагаемых услуг, необходимо позаботиться о деловой репутации.
Крупные заказы всегда достаются опытным фирмам, а новичкам пробиться достаточно сложно. Прежде всего, проблему составляет наличие хорошего портфолио, которое у новичков отсутствует.
Дело в том, что фирме-заказчику выгодно довериться компании, которая имеет положительные отзывы и опыт в возведении крупных объектов.
Деловую репутацию для фирмы можно сравнить с кредитной историей для банка: если вы один раз зарекомендовали себя в качестве надежного партнера, в дальнейшем у вас увеличиваются шансы выигрывать конкурсы и проводить крупные сделки по возведению больших объектов по высокой цене.
Чтобы отбирать подходящих кандидатов среди предприятий с хорошей репутацией, необходимо проводить специальный конкурс. В России такие мероприятия стали популярными сравнительно недавно. По этому принципу отбирались фирмы для возведения стадиона в Сочи для проведения Олимпиады.
В последние десять лет тендеры, их проведение и участие в них является основной темой экономики. Данные конкурсы уже доказали свою эффективность на практике, что позволило существенно улучшить показатели строительства, расширить возможности современных архитекторов и дать им площадку для творчества.
Конкурсная модель распределения обязанностей в строительной сфере позволяет грамотно подобрать специалистов для возведения того или иного объекта. На сегодня подобные конкурсы в строительной сфере на высшем уровне является обязательным условием для заключения договора между заказчиком и подрядчиком.
Участие в тендере на строительство является непривычным, если речь идет о частном строительстве небольших жилых объектов. Также данная модель является непривычной для многих фирм среднего и малого бизнеса, поскольку ассоциируется с формальностью.
Однако если учитывать смысловой подход и отбор подходящих кандидатур с целью определения лучшего исполнителя с оптимальными параметрами заказа, то тендеры в строительной сфере позволяют добиться высоких показателей в процессе возведения объектов с соблюдением всех условий договора.
Вот почему у руководства строительных фирм, представленных в России, все еще возникают вопросы о причинах участия в тендере и о выгодах от этого конкурса.
Что значит «выиграть тендер»?
Прежде чем говорить о победе, стоит понять, как участвовать в строительных тендерах. Для этого необходимо ознакомиться со всеми правилами проведения. Следует также потратить время на изучение требований к конкурсу, поскольку после подачи заявки будет поздно что-либо менять. После этого можно смело принимать участие в подрядных торгах.
Выиграть тендер для строительного предприятия – значит заключить контракт и получить работу с постоянным доходом.
Если победить в крупном строительном конкурсе по возведению стратегических объектов, имеющих общегосударственное значение, можно также получить нематериальный доход, который исчисляется не финансами, а признанием в строительной сфере и получением звания лидера на всероссийском рынке. Такой подход особенно выгоден, поскольку в дальнейшем полученная репутация позволит заключать постоянные длительные контракты и выигрывать все новые тендеры.
Выгодным является момент, что подрядчик не влияет на процедуру проведения тендера, что важно фирме-заказчику, так как строительство важных государственных объектов является трудоемким и длительным.
Таким образом, выбирать подрядчика для выполнения контракта – дело ответственное и связано с финансовым риском. Тендеры позволяют предотвратить коррупцию, поскольку конкурсная основа дает возможность выиграть той фирме, чьи показатели действительно наиболее подходящие для конкретного проекта.
Это обеспечит высокое качество работы и потребует соответствующих гарантий, что предусмотрено договором.
Негативные стороны тендеров на крупные объекты
Подводные камни существуют в любой деятельности, это же касается тендерных торгов.
Прежде чем участвовать в конкурсе, необходимо не только изучить его условия, но и ознакомиться с контрактом, который в дальнейшем предстоит подписывать победителю.
Дело в том, что зачастую крупные объекты приходится возводить в сжатые сроки, что не всегда возможно, поскольку условия погоды и непредвиденные обстоятельства могут вызвать простой в несколько дней.
В результате исполнитель становится заложником ситуации и вынужден платить штраф, чтобы закончить объект. Также, договор должен быть грамотно составлен юридически.
Если вы планируете принять участие в небольшом местном конкурсе, стоит посмотреть соответствие цены объему работ, поскольку если обещают непомерные деньги, будьте готовы существенно переработать.
Так,участвовать в тендере по сварочным работам выгодно, если заключен контракт, который защищает не только фирму-заказчика, но и исполнителя.
Это обезопасит от многих проблем и вам не потребуется идти на компромисс или соглашаться на постоянные доработки и переделывание объекта.
Особенности договора
Бывают ситуации, когда именно подрядчик предлагает свою форму договора. В таком случае заказчик понимает, что в предложении есть подвох, но соглашается, следовательно, берет ответственность на себя за результаты работы.
Однако такая проблема, по сути, является «палкой в двух концах», поскольку все строительные тендеры сегодня рассчитаны не только на возведение объекта, но и его ремонты (как плановые, так и срочные), что означает длительное сотрудничество между заказчиком и подрядчиком.
Если данные отношения будут изначально строиться неравномерно, а каждый будет «тянуть одеяло на себя», в результате пострадает репутация обеих сторон, и они окажутся за бортом крупного бизнеса.
Итак, можно прийти к выводу, что непосредственные подрядчики не могут быть достойными претендентами, если их целью является не поддержание собственной репутации, а быстрое обогащение.
Собственно проведение конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
- Размещение в газете или на интернет-ресурсах объявления, что дает возможность потенциальным исполнителям узнать о тендере и подать анкеты.
- Предоставление оферты – предложения, в котором указаны сроки выполнения объекта, условия проведения работ, стоимость.
На основе полученных проектов фирма-заказчик выбирает себе подрядчиков, чьи условия работы и другие показатели оферты были наиболее выгодными. После этого со строительной фирмой подписывают двухстороннее соглашение, где прописаны обязанности сторон и условия выполнения контракта.
Тендерное сопровождение
Тендерное сопровождение – это услуга, направленная на обеспечение процесса участия предприятия в тендере. цель тендерного сопровождения – создать все условия (на правовом уровне) для того, чтобы клиент-участник одержал победу в конкурсе.
Тендерное сопровождение особо актуально, если вы:
- не имеете большого опыта или вовсе не принимали участие в государственных конкурсах;
- не хотите рисковать и действовать наобум;
- не хотите допустить осечку на ответственном тендере.
Знаете ли вы, что 90% участников тендеров не допускаются к торгам из-за недочетов в документации или неправильно оформленной заявке? Если вы не профессионал, допустить ошибку в документах – проще простого. В таком случае поможет только тендерное сопровождение.
Участие в тендерах:
Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция
Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика.
При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2021. Этот норматив — аукционный перечень товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр.
Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р.
Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2021).
Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:
- Электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
- Заключение контракта с единственным поставщиком. Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Готовим закупочную документацию
В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):
- запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
- электронный аукцион, цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
- электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
- электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2021). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст.
56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ).
Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ.
По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.
Дополнительные требования устанавливаются для аукционов с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.
Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Процедура госзаказа в области строительства особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс. Все строительные работы выполняются по проектной документации. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.
Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Участники же предоставляют согласие на выполнение работ в составе первых частей предложений.
Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено.
В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2021.
Подробнее в статье «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».
Шаг 3. Устанавливаем требования заявки.
На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).
второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона).
Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2021).
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
- электронный аукцион — 3 рабочих дня;
- электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
- электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
Оформляем проект контракта и извещение
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется типовой контракт на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2021.
Источник: pravokonsu.ru
Участие в тендерах строительных организаций. Тендеры по строительству и по госзакупкам: принципы участия. Оформляем проект контракта и извещение
На работы строительной тематики, но не надо их путать с тендерами на ремонт. Отличительной особенностью строительных тендеров является наличие у организации допуска СРО. У организации должен быть опыт в строительстве (введенные в эксплуатацию постройки на сумму не менее 25% от начальной максимальной суммы строительного тендера).
В извещении при формировании заявки на электронный аукцион вас попросят заполнить форму 2 . Вместе с формой 2 нужно будет подготовить предложение, содержащее все, что нужно для выполнения подрядных работ. Предложение состоит из двух частей: технической и коммерческой.
В технической части извещения описывают объект строительства и приводят генплан, сведения о проведенных инженерных сетях, архитектурно-строительные характеристики объекта.
В коммерческой части заявки расписывают ценообразование, например, в виде сметы рассчитанной по ГОСТ, указывают сроки выполнения и условия проведения работ строительного тендера. Заявку рассматривает тендерный комитет, состоящий из специалистов строительной отрасли.
Если в рамках работ нужно подготовить еще и проект (выполнить проектные работы), то зачастую электронные торги проходят в виде открытого конкурса . В таком случае оценка тендерного предложения происходит с учетом опыта работы, деловой (строительной) репутации, наличия имеющихся завершенных строительных объектов.
Исходя из этого можно сделать два вывода. Первый вывод: не каждая компания может участвовать в тендерах на строительство. Второй вывод – заявку для компании может подготовить не каждый тендерный специалист, поэтому следует обращаться к профессионалам за качественной подготовкой заявки на тендер .
Учитывая такой объем тендеров существует несчитанное количество интернет-порталов по строительным тендерам.
В большинстве своем порталы дублируют друг друга, поэтому государственные тендеры проще всего искать через официальный сайт госзакупок.
Если вы хотите участвовать еще и в коммерческих, то стоит использовать программу для поиска тендеров или заказать услугу по мониторингу тендеров.
Подводные камни строительных тендеров
Один из распространенных видов сговора в сфере строительных тендеров – это умышленное занижение начальной цены контракта.
Заказчик будучи в сговоре с конкретным подрядчиком выставляет на электронный аукцион тендер, стоимость которого убыточна при выполнении подрядных работ, указанных в извещении.
Однако в процессе работ, заказчик, пользуясь, пунктом о возможном изменении цены в случае обстоятельств непреодолимой силы или увеличивая объемы работ, изменяет цену после подписания госконтракта. Цена может увеличиться вследствие обнаружения фактов, не отраженных в проектной документации. Например, при земельных работах выясняется, что там, где должна проходить дорога – заложен кабель, который необходимо перенести, а это дополнительные затраты.
В сфере коммерческого строительства подобного нет, но чаще встречаются конкурсы без начальной цены. Стоит опасаться пунктов о гарантийных обязательствах и компенсации в случае статических дефектов.
Если такой пункт существует в договоре, то и риски генподрядчика в денежной форме должны быть заложены в сумму контракта, иначе фирма-генподрядчик может оказаться в огромном минусе после выполнения подобного госконтракта.
Помимо сметчиков и специалистов в строительной сфере в компании должны присутствовать грамотные юристы, которые должны в случае непрофессиональных действий заказчика скорректировать конечный договор.
При этом нельзя путать гарантийные обязательства строительных работ с ошибками, допущенными при проектировании. В таком случае ответственность несет организация, выполнявшая работы по проектированию.
Если в сговоре участвует и проектировщик, то после подписания госконтракта, он разрешает использование при строительстве других материалов по более низкой цене, чем изначально планировалось. Подрядчик, выполняя работы, экономит на материалах, тем самым производит откаты обоим: заказчику и проектировщику.
Оптимальные действия при участии в строительных тендерах
Проект оптимальных действий при участии в строительных тендерах со стороны как заказчика, так и генподрядчика, должен привести к удовлетворительным результатам строительства для обеих сторон. Стремление одной из сторон заработать как можно больше отразится в конечном счете на объекте строительства.
При подаче тендера на строительство организатор должен четко сформулировать цель строительства и требования. Для отработки ценовых предложений, заказчик должен предоставить максимально возможный объем проектной документации, организовать беспрепятственный проезд на территорию предполагаемого строительства. Если в техническую часть документации входит разработанная ведомость с обмерами, то у участников тендеров появляется хорошая основа для качественного предложения.
Цену можно выяснить, подав запрос через электронную торговую площадку или просто позвонив заказчику. Заявку следует готовить по вариантам в зависимости от предлагаемой цены (идеальная, хорошая, минимальная). Руководство компании определяет, какую заявку следует отправить на строительный тендер.
Снижение на электронном аукционе более чем на 25% должно быть обосновано соответствующими документами или приводит к увеличению обеспечения контракта в 1,5 раза. После победы на электронном аукционе не стоит бросаться подписывать договор. Необходимо повторно проанализировать контракт и по возможности устранить все неточности, связавшись с заказчиком напрямую.
Можно пригласить стороннего специалиста, не связанного ни с одной из сторон, для корректировки. Это обеспечит формирование равноправного договора.
Стратегии строительных фирм
Возможны различные стратегии при участии в строительных тендерах. Это зависит от многих факторов на основании которых принимаются решения. Не последним фактором является “личность” заказчика, который принимает решение о выборе той или иной стратегии.
В целом стратегия строительной фирмы связана с получением прибыли по результатам выполнения строительного тендера. Лишь в некоторых, исключительных случая прибыль не играет главную роль, например, когда благодаря низкой цене за данный заказ, в дальнейшем можно получить более выгодный и более крупный другой заказ или когда репутация строительной фирмы вырастет за счет выполнения строительных работ этого заказчика.
Бывает, что необходимо выполнить тендер строительной фирмы для постоянной загруженности компании. Это позволяет сохранить на работе действующих сотрудников фирмы, избежать их сокращения или увольнения.
Как и где найти тендеры на строительство
Первым шагом к заключению выгодного контракта является поиск необходимого тендера.
Грамотно организованный поиск тендеров помогает компании-поставщику получить представление о сделках конкурентов. Строительная отрасль является одной из самых активно развивающихся в России. 25% госзакупок – это тендеры на строительство. Где можно найти выгодные тендеры на строительство и как правильно осуществить эту задачу?
Где найти тендеры на строительство
Сегодня наибольшее количество тендеров публикуется в Интернете. Есть специализированные электронные площадки , где свои предложения размещают государственные и коммерческие организации. Существуют 6 федеральных площадок для размещения госзаказа и множество коммерческих.
Тендеры на строительство можно найти непосредственно на официальных сайтах государственных, муниципальных или коммерческих структур. При выборе такой стратегии нужно ежедневно просматривать много тематических сайтов.
Существуют специальные площадки (порталы) тендеров на строительство. Выгодными могут оказаться предложения, представленные на Единой строительной тендерной площадке ЕСТП , созданной совместно с Торгово-промышленной палатой России и Национальным объединением строителей.
Большое количество коммерческих предложений можно найти на стройпортале (stroyportal.ru).
Как искать тендеры на строительство?
Изобилие информации порождает основные трудности по поиску максимально выгодных тендеров.
Сузьте поиск к тендерам, объявленным только в вашем регионе. Наибольшие шансы на победу в тендерах на строительство имеют местные подрядчики и субподрядные организации, особенно для строительных работ в небольших городах.
Вы понесете меньшие расходы за счет близости к объекту, сведете к минимуму затраты на логистику и сможете обратиться за информацией напрямую в эти организации и узнать о планируемых закупках.
Для того чтобы охватить все площадки, на которых размещаются тендеры на строительство, а также найти тендеры максимально удовлетворяющие запросам, возможно использование специальных программ по поиску тендеров.
Подобные системы экономят время на поиск нужных тендеров. Следующей задачей для организации становится оценка привлекательности найденных тендеров.
Строительный тендер представляет собой конкурентный способ отбора заказчиком наиболее выгодных предложений относительно исполнения работ по архитектурному проектированию, возведению, капитальному ремонту, перепланировке объектов недвижимости. Претендент должен правильно оформить и вовремя подать документы для участия в тендере на строительство.
Отличием конкурсной формы получения заказа является то, что более дешевое, экономически выгодное и вполне соответствующее заявленным условиям предложение может быть отклонено конкурсной комиссией по формальным причинам. Для победы важен не только «фактаж», но и подача его в самом выгодном свете. А грамотное оформление документации – неотъемлемая ее часть.
Подготовка и составление заявки могут быть сопряжены с некоторыми организационными и техническими сложностями. Особенно это касается компаний, которые принимают участие в подобных процедурах впервые. Невзирая на это, игнорировать открытые торги не следует – они открывают широкие возможности получать крупные заказы на поставку строительных материалов или проведение работ на выгодных условиях.
Стоит ли готовить заявку на строительный тендер самостоятельно?
Решившись на участие в конкурсе, руководство компании встает перед дилеммой: оформлять документы для тендера на строительство своими силами или прибегнуть к услугам специализированного учреждения. Каждая из этих альтернатив имеет преимущества. Главный недостаток первого варианта – дороговизна. Но есть и менее очевидные нюансы:
Понимание сути и содержания тендерных бумаг необходимо каждому потенциальному участнику торгов если не для подготовки заявки, то для надлежащего контроля за предоставляемыми специализированной структурой услугами. Преимущества самостоятельной подготовки тендерной заявки:
- если участие в открытых торгах является не разовой акцией, а планируется как постоянная деятельность, гораздо дешевле нанять или доучить собственных специалистов, нежели каждый раз нанимать сторонних;
- формируя документы на тендер на строительство, организация может показать себя в наилучшем свете;
- самостоятельное участие в конкурсах приведет к пониманию общепринятых требований, что неизбежно позитивно отразится на деятельности организации, обновлении подхода к ведению бизнеса и адаптации к новым условиям.
Чем определены требования к заявке на участие в строительном тендере?
Правила проведения открытых конкурсов по госзаказам урегулированы двумя действующими ФЗ: №223 от 18.05.2011 и № 44 от 05.04.2013. Они касаются и строительных тендеров. А вот комплексного законодательного акта, который бы установил правила и порядок проведения тендеров коммерческими структурами, не существует. Таким образом, условия участия в строительных тендерах самостоятельно устанавливаются их организаторами, хотя при этом они и связаны общими предписаниями ГК РФ об обязательствах.
Тем, кто интересуется, какие документы нужны для тендера по строительству, будет полезно ознакомиться с методическими рекомендациями касательно содержания и оформления конкурсной документации при осуществлении подрядных торгов – МДС 80-4.2000. Этот документ разработал Госстрой РФ. Особенно полезной станет глава 5 – «Инструкции оферентам», адресованная потенциальным участникам тендеров. Однако следует помнить о консультативном, а не императивном значении предписаний МДС.
Условия конкурса и требования к подаваемой заявке содержатся в тендерной документации – пакете официальных бумаг, который формируется организатором, согласовывается с заказчиком и включает:
- приглашение к участию в тендере;
- ключевые данные об объекте;
- инструкции поставщикам;
- порядок определения победителя конкурса;
- суть предложения заказчика – описание условий контракта на исполнение работ или его проект;
- информационные карты, оговаривающие порядок подачи заявлений об участии в торге.
Конкретный состав конкурсной документации оговаривается тендерным комитетом. Он формируется на основании пожеланий заказчика и в соответствии с заявленным предметом торгов. Нормативно установленные правила и процедуры применяются, только если это прямо предусмотрено организатором.
Тендеры. Что такое тендеры и как их находить? Видео
Тендерная документация в строительных тендерах
Претендент, выявивший желание стать участником конкурса, представляет тендерному комитету:
- подписанное руководителем и скрепленное гербовой печатью (или ЭЦП, если пакет бумаг подается в электронной форме) заявление об участии в подрядных торгах, содержащее уведомление об ознакомлении и согласии с условиями их проведения, наименование, юридический, а при наличии также фактический адрес участника, его банковские реквизиты;
- копию документа, подтверждающего внесение задатка;
- банковскую гарантию;
- справку о заключенных за последний год контрактах с указанием их ключевых условий;
- перечень субподрядчиков, иностранных партнеров;
- оферту.
Последний пункт требует разъяснений. Оферта – это термин, заимствованный из римского права. По ГК РФ так называется любое бизнес-предложение или приглашение к заключению сделки. Тот, кто сделал его, называется оферентом; заказчик строительных работ, принявший предложение, считается акцептантом. Термины применяются организаторами тендеров и фигурируют в МДС.
Оферта имеет юридические последствия. Участник, подавший заявку, тем самым:
- принимает ответственность за правильность ее составления: неточности или ошибки могут служить поводом для отклонения без рассмотрения по существу;
- соглашается со всеми условиями, высказанными заказчиком;
- подтверждает, что обладает финансовой и организационной возможностью выполнить заказ в случае победы.
Сведения о претенденте как часть оферты
Первая составляющая предложения характеризует самого участника конкурса. Тендерная документация на строительство включает:
Суть предложения
- качества работ или услуг;
- функциональных достоинств и характеристик материалов (заявленное качество следует подтверждать сертификатами или другой документацией);
- общей стоимости контракта;
- сути альтернативного предложения, если возможность подачи такового оговорена условиями проведения тендера.
Заявка может содержать документы о сути планируемых работ:
- Локальная смета с указанием:
- основания для разработки, например – дефектной ведомости;
- сметной стоимости;
- нормативной трудоемкости;
- сметной з/п;
- даты, по состоянию цен на которую производился расчет.
- Предложение относительно качества и функциональных характеристик планируемых работ.
- Ведомость расчета цены контракта.
- Календарный график выполнения работ.
- План поставки оборудования и строительной техники.
- Перечень сторонних субподрядных и транспортных фирм, которые будут привлечены.
- Режим времени работы, а при необходимости – сведения о подготовке кадров.
- Вопросы обеспечения инженеров и строителей жильем и объектами инфраструктуры.
- Уровень техники безопасности, благоустройства территории, охраны природы.
- Состав привлекаемых имущественных, производственных и трудовых ресурсов, строительных машин.
- При необходимости – предложение способа, с помощью которого оферент планирует соблюсти ограничения использования земельного участка или недвижимости, введенные органами исполнительной власти, местного самоуправления или их собственниками.
Тендерная документация в строительстве имеет также коммерческую составляющую, которая включает:
- показатели, требуемые для оценки стоимости и возможности исполнения представленных работ;
- данные о тарифах;
- размер сборов, налогов, акцизов, таможенных пошлин;
- расчет страховых, транспортных и инспекционных расходов;
- условия и порядок денежных взаиморасчетов.
Участие в торгах на получение госконтракта — престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них — недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?
Что нужно для участия в тендерах
Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.
Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:
- знание законодательства и процессов в сфере закупок;
- соответствие требованиям к заявителям;
- соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
- наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
- финансовое обеспечение заявки.
Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:
- от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ);
- от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).
Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.
Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:
- объявление торгов;
- сроки и процесс подачи заявок;
- размер обеспечения заявок и контрактов;
- условия изменения или отзыва заявки на участие;
- условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
- условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
- общие принципы определения победителя;
- порядок обжалования действий заказчика;
- порядок заключения контрактов.
Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.
Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.
В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.
Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.
Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов . Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.
Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.
Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме . Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.
Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.
Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта — до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.
Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.
Какие требования предъявляются к участникам тендеров
Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:
- отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия — веские причины для их обоснования);
- отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение — погашенная или снятая судимость);
- наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение — контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
- отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).
Обязательны к выполнению следующие условия:
- участник тендера не может быть офшорной компанией;
- информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
- деятельность компании не должна быть приостановлена;
- компания не должна быть ликвидирована;
- компания не должна быть банкротом.
Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.
При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:
- опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
- положительная деловая репутация участника;
- финансовые возможности для выполнения условий контракта;
- необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
- наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.
Какие документы нужны для участия в тендерах
Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:
- заявка на участие, заверенная руководителем;
- опись прилагаемых к заявке документов;
- документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
- копии учредительных документов;
- справка об отсутствии налоговой задолженности;
- документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
- копия приказа о назначении главного бухгалтера;
- документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
- документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
- при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.
Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.
К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.
Обеспечение заявки
Важный момент, на который следует обратить внимание — это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.
Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы — после подписания с ним контракта.
Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.
Документы для участия в электронном аукционе
Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:
- Документы о компании (название, адрес, ИНН).
- Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
- Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
- При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.
Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.
Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся — руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!
При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016. Этот норматив — товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр. Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р. Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2019).
Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:
- . Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
- Заключение контракта с . Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Готовим закупочную документацию
В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):
- запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
- , цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
- электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
- электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст.
56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.
На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).
Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
- электронный аукцион — 3 рабочих дня;
- электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
- электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
Оформляем проект контракта и извещение
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2018.
Его планируют отменить с 01.01.2020 и применять типовые условия. Проект типовых условий госконтрактов на выполнение строительных работ находится в разработке. В готовящемся проекте представлена и обновленная информационная карта на 2020 год.
Если вы приобретаете строительные услуги, которые не включены в действующую информационную карту, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:
После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст.
63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассматриваем заявки
Состав и алгоритм рассмотрения предложений участников определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и закупка строительных работ по 44 ФЗ начинается через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст.
67 44-ФЗ).
После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников.
Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.
Заключаем контракт
Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения госконтракта на строительные услуги не предусмотрено.
Источник: td-osz.ru