СНТ находится на землях сельхоз назначения. По Генплану предусмотрена подъездная дорога. Однако, изъятия земли у совхоза не было. По устным договоренностям с совхозом (который теперь ЗАО) была сделана насыпная песчано-гравийная дорога к СНТ (протяженность около 600 метров) вдоль высоковольтной ЛЭП.
Сейчас наша дорога стала мешать совхозу и он обратился в суд с требованием ее убрать (освободить земельный участок). Данная дорога — единственный подъездной путь к СНТ. Все земли вокруг поставлены на кадастр: с одной стороны земли лесного фонда, с другой — ЗАО (совхоза).
Можно, конечно, через суд обратиться с требованием заключить сервитут, но интересует вариант возложить обязанность по обустройству на муниципалитет. Если поможет: один участок имеет категорию «земли поселений», вид разрешенного использования — для садоводства. Можно ли это как то использовать?
Соответственно, никаких документов на насыпную дорогу нет, юридически она не существует (хотя и внесена в проект генплана)
Строительство дороги к участку | ПОПАЛ НА БАБКИ (2 серия)
Тут выход только один: добиваться оформления публичного сервитута. В том числе и через суд. И уже потом обращаться в муниципалитет за оформлением документов на дорогу.
Есть статья 274 ГК РФ:
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.
(п. 6 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
За что теперь не должны платить садоводы, даже если СНТ требует: четыре примера
Если речь о сервитуте и необходимости постоянного прохода граждан к своим участкам, которые у них в собственности, тут возможно установление публичного сервитута. Он может быть установлен нормативным актом органа местного самоуправления.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
<. >
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Источник: pravoved.ru
Как включить дорогу в СНТ?
Отвечает заместитель председателя общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Юрий Шалыганов:
— Дороги за пределами СНТ, даже соединяющие два СНТ, не являются и не могут являться собственностью СНТ из-за отсутствия отводных документов. Ни в долевую, ни в какую другую собственность члены СНТ взять эти земли не могут.
Откуда взялась эта проблема? Если до принятия Земельного кодекса в 2001 году члены садового товарищества не оформили надлежащим образом эти земли, то есть не сделали отвод земель, использованных под дорогу, то теперь эти дороги считаются бесхозными, несмотря на то что строились и ремонтировались на средства садоводов‑дачников.
В большинстве случаев такая ситуация сложилась из-за правовой безграмотности председателей СНТ 1980–1986 годов, а также отсутствия проектной и разрешительной документации. А потому вопрос не имеет решения на муниципальном и городском уровнях. Законный правовой статус дорога приобретёт, только если муниципалитет возьмёт её на баланс.
Но есть нюанс — много подъездных дорог к СНТ принадлежат частным собственникам. Что делать? Во всех случаях нужно обратиться в органы местной власти. У них есть полномочия взять подъездную дорогу к СНТ на баланс муниципалитета, ходатайствовать перед собственником земли о сервитуте* или отдать этот земельный участок в аренду СНТ.
* Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Регулируется статьёй 23 Земельного кодекса РФ.
Источник: aif.ru