Окружающий мир. Тест для 3 класса на тему «Полезные ископаемые».
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. В хозяйственной деятельности люди пользуются минералами и горными породами, которые называются:
2) полезными ископаемыми +
2. Выбери несколько верных фактов. К полезным ископаемые относят:
1) молоток, гвозди, кусачки
2) нефть, бензин, каменный уголь +
3) песок, глина, гранит +
3. Назови профессию человека, который отыскивает залежи полезных ресурсов в недрах нашей планеты?
4. Отметь природные запасы, служащие топливом?
1) гранит и речной песок
2) каменный уголь, природный газ +
3) известняк, медь
5. Подумай, какой природный ресурс основан на остатках растений?
6. Жидкий горючий природный ресурс:
7. Укажи, из каких веществ составлена горная порода:
1) газообразные, жидкие, твёрдые +
2) газообразные и твердые
3) жидкие и твердые
8. Чем или кем она создана?
Полезные ископаемые. Видеоурок по окружающему миру 3 класс
9. Отметь руды черных металлов:
1) медь, серебро, свинец
2) магнитный, бурый и красный железняк +
3) каменный уголь, нефть, газ
4) сталь, чугун, железо +
тест 10. Место расположения полезных запасов, где есть возможность брать их в достаточной мере называется.
11. Месторождение — это.
1) вещества, залегающие на поверхности и в толще недр Земли большими объёмами +
2) вещества, добываемые людьми из разных слоёв Земли
3) растения, произрастающие в горах
4) звери, обитающие в горных хребтах
12. Горная порода различных цветов, состоящая из отдельных частиц, крепко соединенных между собой. Запах отсутствует, водонепроницаема, тяжёлая и особо прочная. Это…
13. Сыпучая горная порода различных цветов, состоящая из отдельных частиц, не соединённых между собой. Запах отсутствует, пропускная способность воды хорошая. Это…
14. Как следует относиться к природным запасам?
2) бережно и практично +
4) не имеет значения
15. Для чего собирают металлолом?
1) для сбережения запасов руды +
2) чтобы на улицах города не было мусора
3) для участия в школьных олимпиадах
4) чтобы отнести отцу в гараж
16. Какие сокровища природы с успехом применяют в строительстве?
3) каменный уголь
4) поваренная соль
17. Установите соответствие, что изготавливается из следующих ресурсов:
1) глина а) бензин
2) железная руда б) керамика
3) нефть в) сталь
18. К объекту какой природы относятся горная порода и минералы?
1) к объектам неживой природы +
2) к объектам живой природы
3) они абсолютно не относится к природе
19. Укажи безошибочный факт:
1) в составе горных пород несколько минералов +
2) в составе минералов горные породы
тест-20. Отметь все минералы, входящие в состав гранита?
21. Для создания чего в промышленности применяют песок?
Источник: testua.ru
Полезные ископаемые. Познавательное видео для детей.
Что делают из полезных ископаемых? Их использование
Научные доклады
Что делают из полезных ископаемых и для чего человеку нужны полезные ископаемые? Рассмотрим как происходит использование ископаемых в хозяйственной деятельности человека, в обычной жизни и в быту.
Использование полезных ископаемых в жизни людей
То, что находится под поверхностью нашей планеты, называется недрами. А вот недра Земли являются настоящей кладовой природных ресурсов и частью земной коры. Земная кора это наружный тонкий слой, в котором находится большое количество полезных ископаемых — нефть, руды для получения металлов, газ, уголь. Кора складывается из горных пород.
Большинство из них образовались миллионы лет тому назад. Горные породы состоят их минералов.
Использование природных ископаемых человеком в своих целях происходит постоянно, путем их превращения в самые необходимые разнообразные вещи, которые обогревают, обеспечивают безопасность, кормят и перевозят. В современном мире они необходимы всюду. Вся электроэнергия, которая вырабатывается на станциях, работает благодаря нефти, углям, мазуте, газе и радиоактивным веществам. Основная часть транспорта и машин работает на энергии, получаемой из горючих ископаемых.
Использование полезных ископаемых человеком в промышленности
Основу строительной промышленности составляют горные породы.
Цветная и черная металлургия также полностью зависят от минерального сырья, равно как и химическая промышленность, в которой доля горных пород составляет 75%. Большая часть сплавов и металлов используются как конструкционные в машиностроении (легирующие, черные, цветные) и в электронике.
В ювелирном деле нашли свое применение поделочные камни (рубин, яшма). Такой минерал как алмаз обладает твердостью и прочностью и благодаря этим качествам его используют для резки твердых материалов. Для огранки подходит бриллиант.
Для производства фосфорных удобрений необходим такой горный минерал как апатит. В оптических приборах применяются прозрачные кристаллы барита.
Использование полезных ископаемых в быту
В быту без полезных ископаемых также не обойтись.
Парафин (производное от нефти) является составляющей губной помады, без которой не может обойтись ни одна женщина. Лак для ногтей, корректировочные карандаши для губ и глаз, тени для век – все это содержит частичку природной субстанции в своем составе.
Домохозяйки не мыслят жизни без такого продукта – пластика. Ведь из него делают корпуса для бытовой техники, а полиэтиленовые пакеты обладают высокой прочностью, выдерживая даже самые тяжелые покупки. Даже одежда содержит в себе синтетический материал. Из нефтепродуктов делают пластиковую посуду, мебель, кубики, детские куклы и неваляшки.
Использование ископаемых человеком в медицине
Из минерального сырья в процессе сложных химических превращений получают аспирин – эффективное средство от боли, салициловые кислоты, которые входят в состав антибактериальных и противотуберкулезных препаратов.
Из нитробензола научились выделять анилин, помогающий бороться с вредными микроорганизмами.
Также из производного материала полезных ископаемых делают протезы (из медицинской пластмассы).
Лекарственные препараты, в составе которых имеются производные нефти, помогают от аллергии.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как происходит использование человеком свойств важнейших полезных ископаемых.
Источник: kratkoe.com
Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»
1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)
2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный
1. Самоопределение к учебной деятельности
Проведение психологического энергизатора — это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.
Массаж “Друг за другом”.
- Светит солнце (поглаживание)
- Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
- Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
- Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
- Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
- Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.
— Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)
— Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)
— Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)
2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.
1. | Он черный, блестящий Помощник настоящий. Он несет в дома тепло От него всегда светло. (Уголь) |
2. | Не зря она варилась в доменной печи На славу получились ножницы, ключи. (Руда) |
3. | По трубе течет, Пироги печет. (Газ) |
4. | Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета Отгадайте что же это? (Нефть) |
5. | Покрывают им дороги, Улицы в селеньях. А еще он есть в цементе. Сам он удобренье. (Известняк) |
6. | Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф) |
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
— На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)
Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).
Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)
Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)
— Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)
— Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)
— Минералогия –наука о минералах.
— Минералог – специалист по минералогии.
— Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)
Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.
3. Постановка цели деятельности
— Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:
“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.
“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”
— Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?
(Горные породы полезны человеку)
— Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.
(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)
4. Изучение нового материала
— Чем полезны: — песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )
— глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)
— известняк? (Мел, строительный материал)
— нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)
— природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)
- 1 группа – найдет информацию о песке;
- 2 группа – о глине;
- 3 группа – об известняке;
- 4 группа – о нефти;
- 5 группа – о торфе;
- 6 группа – об угле;
- 7 группа – о железных рудах;
- 8 группа – о граните
Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.
Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.
Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением
Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.
Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.
Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.
Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.
Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.
Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла.
Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.
— Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)
— Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)
— А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)
— На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)
— Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)
— Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.
— Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.
Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.
— Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?
— Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?
— Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?
— Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
- Гранит
- Нефть
- Глина
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
- Нефть
- Глина
- Газ
- Шахта
- Карьер
- Месторождение
- Из угля
- Из гранита
- Из руды
- Из угля
- Из нефти
- Из газа
- Гранит
- Нефть
- Глина
- Каменный уголь
- Гранит
- Торф
- Нефть
- Глина
- Газ
— Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)
— Рассмотрите схему (Приложение 1). Расскажите, как используют различные полезные ископаемые. Приведите свои примеры.
Источник: urok.1sept.ru