Твердый контракт в строительстве это

Содержание

Статья 34. Контракт

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Энергосервисный контракт

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Что такое Смарт-контракт. Базовые понятие простым языком

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

10. При проведении конкурсов допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ, в том числе на выполнение составляющих один предмет контракта двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, на выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, на поставку программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационного оборудования с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При осуществлении закупки двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта, начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение таких работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов.

11. Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

Читайте также:  Приказы на ответственных лиц в строительстве образец

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт могут быть включены условия:

1) о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 11, 13 — 19, 21 — 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;

2) об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:

1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);

2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

16.2. Предметом контракта могут быть одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

16.3. В случае включения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки типовой проектной документации предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки определены дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта, такие условия подлежат включению в контракт.

18. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

29.1. При осуществлении закупки работ, услуг, указанных в пунктах 3 — 5 части 4 статьи 48 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.

30. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Источник: legalacts.ru

Что такое твердая цена договора согласно ГК РФ?

Защита права собственности, оспаривание действий (бездействий), решений и ненормативных актов органов государственной власти, споры в сфере земельных правоотношений, трудовые споры; договорное право, сопровождение сделок с недвижимостью

Твердая цена договора — ГК РФ, допуская возможность ее установления, с одной стороны, защищает интересы заказчика, не позволяя подрядчику увеличивать (в т. ч. недобросовестно) цену своей работы, с другой — гарантирует защиту прав второй стороны договора подряда на получение оговоренной суммы. Соответствует ли теория практике — об этом пойдет речь в нашей статье.

твердая цена договора по гк рф

Твердая цена договора — что это такое

Согласно положениям ст. 424 Гражданского кодекса РФ стороны правомочны согласовать цену, по которой в дальнейшем будет оплачено исполнение договора.

При этом цена может быть зафиксирована различными способами, самыми распространенными из которых являются:

  • твердая цена, т. е. установленная в определенном размере, в общем случае не подлежащем изменению;
  • приблизительная цена, т. е. цена, окончательный расчет которой будет произведен по факту исполнения договора.

При этом стороны на основании норм ст. 450 ГК РФ правомочны изменить по взаимному соглашению или в судебном порядке всякое условие договора, в т. ч. и установленную в твердой форме цену договора. Данная информация актуальна по состоянию на 2021 год.

Твердая цена может быть предусмотрена практически любым договором, в т. ч. подряда, оказания услуг, госконтрактом, договором аренды (последний случай более подробно рассмотрен в других материалах нашего сайта, например в статье Составляем договор аренды офиса — образец заполнения) и т. д.

Каким образом сформулировать условие о твердой цене в договоре

Зачастую на практике в договорах встречаются формулировки типа «окончательная цена работ», «фиксированная цена» и т. д. Однако с учетом отсутствия единообразной позиции судов в отношении трактовки дополнительных указаний эксперты рекомендуют все же остановиться на термине «твердая цена».

Примерами формулировок положений, закрепляющих такой способ фиксации цены работ, могут быть следующие:

  • «Цена работы по настоящему договору является твердой и равна _____ руб.».
  • «Цена работы определяется согласно смете (приложение № ___ к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит» и т. д.

Конструкция типа «стоимость (цена) работ по договору подряда не может превышать ______ руб.» уже говорит о приблизительности определения цены.

Иногда в договорах встречается неоднозначная формулировка — ориентировочная цена, взгляды судов на которую также не всегда сходятся. Так, суды трактуют ориентировочную цену как:

  • Возможность пересмотра указанной в договоре цены, а не как приблизительную цену. Занимая такую позицию, суды апеллируют к тому, что при отсутствии других указаний цена считается твердой, а ориентировочно установленная цена к таким указаниям не относится (постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 04.04.2011 № А70-1109/2010).
  • Приблизительно определенную цену. В обоснование такой позиции суды приводят аргумент, что ориентировочно рассчитанная цена — это открытая и подлежащая дальнейшим корректировкам цена (определение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу № А45-1299/2008).
Читайте также:  Документация на строительство нефтяной скважины

Твердая цена по договору подряда

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (сметы) в договоре подряда может быть приблизительной или твердой. Во втором случае предполагается, что по общему принципу цена не подлежит изменению ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения вне зависимости от фактического объема выполненных работ и понесенных подрядчиком расходов, какая бы из сторон договора ни предъявила это требование. В т. ч. не может быть основанием для изменения цены работы (сметы) тот факт, что при подписании договора подряда не было возможности определить предстоящие объемы работ и сопутствующих им расходов.

Кроме того, абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ закрепляет право подрядчика требовать пересмотра цены в сторону увеличения, если обнаружится факт существенного увеличения стоимости расходных материалов и иных затрат, связанных с проведением работ, которые невозможно было предугадать на стадии заключения договора подряда (постановление ФАС Северо-Кавказского окр. от 09.07.2010 № А32-22037/2008, решение Советского райсуда г. Иваново от 24.02.2015 по делу № 2-203/2015). В случае несогласия заказчика увеличить сумму оплаты по договору вторая сторона будет правомочна на отказ от его выполнения.

ВАЖНО! В рамках договора строительного подряда заказчик вправе в одностороннем порядке внести изменения в техдокументацию, если при этом стоимость допработ не превысит 10% от согласованной сметы (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Подрядчик, в свою очередь, может требовать пересмотреть смету, если по независящим от него причинам стоимость работ превышает смету более чем на 10%.

Если в договоре нет прочих указаний, принимается, что цена работ твердая (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

Форму договора подряда с твердой ценой предлагает КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Твердая цена и государственный контракт

В госконтракте цена работ должна быть твердой и не может изменяться в течение срока его исполнения, кроме как по соглашению сторон в установленных законом случаях (п. 2 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Несмотря на разъяснения, представленные в совместном письме от 18.08.2009 Минэкономразвития России № 13613-АП/Д05, ФАС РФ № ИА/27690 об обязанности заказчика оплатить госконтракт по установленной цене при его надлежащем исполнении, ВАС РФ все же рассматривал соответствующие споры с позиции экономии бюджетных средств:

  • Госзаказчиком был принят результат работы, которая была оплачена по указанной в контракте твердой цене. Позже в ходе проверки было выявлено, что цена работ была несколько завышена, в связи с чем госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения подрядчика, и его требование было удовлетворено (постановление ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13).
  • Подрядчик в рамках госконтракта организовал перевозку граждан, число которых было несколько меньше, чем указывалось в контракте, и получил за это меньшую оплату, что послужило причиной обращения в суд. Его требования не были удовлетворены, т. к. президиум ВАС РФ указал на зависимость расчета изначальной цены контракта от планируемого объема работ, который по факту исполнения был ниже предполагаемого (постановление от 13.05.2014 № 19371/13).

ВАЖНО! ВАС РФ не обозначил, что используемый им подход применяется только в рамках правоотношений, возникающих при исполнении госконтрактов. Однако положения п. 7 ИП президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 разграничивают сферу госконтрактов и сферу предпринимательских отношений вне госконтрактов в части применения такой практики по признанию неосновательного обогащения сторон.

Реальная стоимость работ оказалась меньше установленной договором

Юридическое значение твердой цены состоит в обеспечении защиты законных интересов обеих сторон (и подрядчика, и заказчика) соответственно на получение или выплату конкретной суммы, даже если стоимость фактически выполненных работ или их объем будут отличаться от согласованных в договоре.

Тем не менее при разрешении вопроса об экономии подрядчиком средств у судов существуют 2 противоположные позиции:

  • Подрядчик имеет право получить оплату по договору в полном объеме, если вторая сторона не докажет, что уменьшение стоимости работ связано с дефектами их исполнения (например, постановление ФАС Северо-Кавкзазского окр. от 18.04.2014 по делу № А32-6315/2013).
  • Цена договора должна быть оплачена с учетом реальных расходов подрядчика. Например, подрядчик должен доказать, что разница между твердой ценой контракта и реальной стоимостью работ — это экономия подрядчика в том смысле, которым данный термин наделяет ст. 710 ГК РФ (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 13.02.2014 по делу № А21-2330/2013).

ВАЖНО! Регламентированная ст. 710 ГК РФ экономия подрядчика не может связываться с частичным невыполнением регламентированных договором работ (но, например, может стать следствием его усилий по применению более эффективных способов исполнения работ) либо с динамикой на рынке цен на те материалы и оборудование, которые были учтены при расчете цены (например, решение АС Красноярского края от 15.12.2014 по делу № А33-17439/2014).

Если же условиями контракта определено, что должны быть использованы конкретные материалы, то их замена без согласования с заказчиком также не рассматривается как экономия подрядчика (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 20.09.2010 по делу № А56-53960/2009).

Фактическая стоимость работ оказалась выше заявленной в договоре

В ситуации, когда был подписан акт приемки работ, цена по которому превышает заявленную в договоре твердую цену, и подрядчик требует вознаграждения в сумме, указанной в акте, суды все же чаще принимают сторону заказчика (например, определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-774/11). Хотя и здесь есть противоположное мнение (например, постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 16.09.2009 по делу № А27-2745/2009).

П. 6 ст. 709 ГК РФ устанавливается: при значительном удорожании материалов или стоимости услуг третьих лиц, необходимых для надлежащего исполнения работ по договору подряда, которые невозможно было предугадать при подписании договора, подрядчик правомочен требовать увеличить цену договора. Если вторая сторона не согласна пересмотреть цену, подрядчик может расторгнуть договорные отношения.

При этом закон не указывает, на каком конкретно этапе подрядчик может обратиться с этим вопросом ко второй стороне договора. Хотя судебная практика показывает: это возможно до передачи работ заказчику (например, определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10, решение АС Липецкой обл. от 14.08.2015 по делу № А36-1693/2015).

Суммы выплат по договору при изменении объемов работ относительно заявленных в смете

При вынесении решений по данному вопросу суды также не приходят к общему знаменателю. Так, высказываются следующие мнения:

  • расчет подлежащей выплате подрядчику суммы должен основываться на реально выполненном объеме работ и не зависит от того, в какой форме цена установлена договором (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского окр. от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011);
  • по факту реализованные объемы работ не играют роли, если получен требуемый результат (например, постановление ФАС Поволжского окр. от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011).

Также надлежит учесть, что допработы по договору с твердой ценой могут оплачиваться только при условии существования допсоглашения сторон о согласовании таких работ или доказанности необходимости незамедлительного произведения действий в интересах заказчика (например, решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13).

В т. ч. законодательство не позволяет выполнять допработы без их предварительного согласования с заказчиком. При отсутствии ответа заказчика на уведомление о необходимости проведения допработ подрядчик обязан приостановить их. В противном случае он не может претендовать на их оплату (п. 4 ст. 743 ГК РФ).

ВАЖНО! Локально-сметные расчеты, подписанные сторонами, не являются актами выполненных работ и не могут быть обоснованием согласования и принятия работ, т. к. подтверждают только факт выполнения истцом работ, но не факт их согласования с заказчиком (например, решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13). Кроме того, даже включение в акт приемки допработ, исполненных подрядчиком при несоблюдении им требований п. 3 ст. 743 ГК РФ, не позволяет подрядчику требовать их оплаты (п. 10 ИП президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).

Фиксация факта изменения твердой цены

Самый удобный и однозначный способ изменить цену договора, в т. ч. твердую, — подписание соответствующего дополнительного соглашения.

Однако даже в отсутствие допсоглашений или корректировок в смете суды могут признать основанием для изменения цены:

  • Переписку между сторонами (например, постановление ФАС Московского окр. от 13.08.2012 по делу № А40-60947/11-89-399).
  • Выполнение заказчиком действий, свидетельствующих о согласовании им дополнительных выплат. Например, перечисление денег в счет оплаты допработ (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 18.05.2012 по делу № А56-39795/2009) или принятие заказчиком работы, представляющей для него некую ценность как для потребителя (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 19.11.2010 по делу № А56-5230/2009).

Сторонам следует иметь это в виду, если возникнут разногласия по вопросу фиксации изменений твердой цены договора.

ВАЖНО! Если заказчик намеревается требовать уменьшения твердой цены по договору за выполненные работы через суд, ему надлежит позаботиться о наличии исходных документов, в которых были бы зафиксированы выявленные при приме работы или в процессе эксплуатации объекта на гарантийном сроке дефекты (например, решение АС Белгородской обл. от 08.05.2015 по делу № А08-69/2014).

Итак, по своей правовой природе твердая цена — это размер вознаграждения, который не может быть изменен в одностороннем порядке или по желанию одной из сторон. Однако суды все же производят оценку фактических обстоятельств каждого дела, чтобы установить, каким образом должны быть оплачены услуги подрядчика — по их реальной стоимости или по цене договора.

Читайте также:  Нужно ли разрешение на строительство в садоводстве

Кроме того, при разрешении споров с участием бюджетных учреждений наметилась тенденция, когда из 2 вариантов оплаты (по твердой цене госконтракта или по фактической стоимости работ) суды выбирают меньшую по размеру, мотивируя это обоснованным расходованием бюджетных средств.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: rusjurist.ru

Твердая цена договора

Твердая договорная цена - определение

Твердая договорная цена неизменна на весь период строительства.

Приблизительная цена может корректироваться в процессе строительства.

Смысл твердой цены договора подряда заключается в том, что цена не неизменна ни при удорожании строительства, ни в случае удешевления.

Что делать, если объем работ увеличился?

При увеличении объемов работ подрядчику нужно заранее предупредить заказчика об увеличении объемов и стоимости работ. Увеличение может быть не более 10% от стоимости договора.

А если у заказчика нет денег, чтобы оплатить дополнительные работы?

Если заказчик не согласен на превышение стоимости договора, он имеет право расторгнуть договор.

А как же быть с выполненными работами?

Подрядчик имеет право требовать уплаты цены за выполненную часть работы.

Увеличение стоимости обнаружено только после завершения работ. Как правильно оформить акты?

Если подрядчик заранее не уведомил о увеличении стоимости работ, то он обязан выполнить условия договора без изменения стоимости (без удорожания).

А как быть если подорожали материалы или оборудование?

При удорожании, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик не имеет право требовать увеличения установленной цены.

А где можно почитать подробнее про это?

Это написано в статье 709 ГК РФ и ФЗ-44.

Получается, при твердой договорной цене возможно изменение стоимости контракта?

Источник: www.i-tat.ru

Твердый контракт в строительстве это

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Условие о твердой цене в договоре

Твердая цена договора представляет собой точно определенную сумму платежей за весь период действия договорных отношений. Об основных нюансах применения такой ценовой политики между сторонами сделки расскажем подробно в нашей статье.

Общие положения о твердой цене договора, случаи ее применения

По способу фиксации стоимости сделки цена договора может быть твердой, подвижной, ориентировочной (с последующей фиксацией), скользящей и т. д. При этом твердые цены представляют собой вид постоянной (константной) цены, не изменяемой в течение всего срока действия договора.

Отличия иных видов заключаются в следующем:

  1. Подвижная цена может быть пересмотрена в дальнейшем, несмотря на то что на момент заключения договора определяется в конкретных цифрах.
  2. Ориентировочная цена представляет собой величину, используемую только для заключения договора и, возможно, выплаты аванса. Далее она будет уточняться и корректироваться при помощи дополнительных соглашений или протоколов согласования цены.
  3. Скользящей называют такую цену, которая исчисляется в момент исполнения договора с учетом изменений, произошедших в себестоимости продукции за время выполнения условий сделки.

В каком случае твердая цена договора применяется? Как правило, она устанавливается в сделках:

  • купли-продажи;
  • аренды;
  • поставки с различными периодами отсрочки;
  • подряда и т. п.

Твердая цена договора по ГК РФ

Согласно положениям ст. 424 Гражданского кодекса РФ, цена договора определяется соглашением сторон. При этом непосредственно Гражданский кодекс дословное упоминание твердой цены договора содержит только в разделе, посвященном договору подряда: в п. 4 ст. 709 указано, что стоимость выполняемых по подрядному договору работ может быть примерной или твердой. При этом цена сделки, если специальных оговорок в договорном документе нет, определяется как твердая.

Таким образом, при согласовании константной цены сделки стороны поставлены в жесткие рамки, не допускающие дальнейших изменений в отношении размера оплаты исполненных работ в одностороннем порядке, даже если они могли бы быть обоснованными.

ГК РФ в п. 6 ст. 709 определяет, что:

  1. Исполнитель не имеет права требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее уменьшения, даже если в день согласования условий сделки (заключения договора) не было возможности предусмотреть полный объем работ или необходимых для этого затрат.
  2. Исполнитель может потребовать увеличения согласованной цены работ, если:
  • значительно возросли расходы на материалы и/или оборудование;
  • появилась необходимость в незапланированных услугах сторонних субъектов.

При этом в случае отказа в увеличении он может требовать расторжения договора по нормам ст. 451 ГК РФ.

Твердая цена в договоре строительного подряда

Определению константной стоимости работ в договоре строительного подряда, в связи с большим количеством выявленных судебной практикой проблем по этому вопросу, стоит уделить особое внимание. Исходя из положений ст. 746 ГК РФ работы по строительному подряду оплачиваются в соответствии с утвержденной сметой. При этом константная цена, как правило, устанавливается в отношении проектов, стоимость и объем работ по которым в достаточной степени ясны контрагентам.

В п. 1 ст. 745 ГК РФ предусмотрена обязанность исполнителя по обеспечению строительного процесса материалами или оборудованием. Она может быть возложена на заказчика только по прямому указанию в договоре — соответственно, если там указана твердая цена, она включает все издержки и расходы исполнителя. Этот момент необходимо учитывать при определении прав и обязанностей сторон по договору, иначе подрядчику будет сложно доказать затраты на материалы, приобретенные сверх согласованного в договоре объема.

Кроме того, если обязанность по обеспечению материалами возложена на заказчика, но не определено, за чей счет они приобретаются, возможно возникновение конфликта при расчете. Судебная практика в этом случае единообразна: суды указывают, что расходы включаются в твердую стоимость договора (к примеру, постановление Федерального АС Волго-Вятского округа от 16.07.2013 по делу № А79-12562/2012). Следовательно, состав согласованной цены в договоре следует расписать максимально подробно.

К примеру, в нее могут быть включены:

  • стоимость изготовления и монтажа объекта;
  • транспортные затраты;
  • стоимость материалов;
  • затраты на увеличение объема работ и т. д.

В каком случае возможно изменение цены сделки?

Спорные ситуации по оплате исполнения могут возникнуть в случае, когда стоимость выполненных работ оказалась менее утвержденной в смете. В этом случае исполнителю причитается вся согласованная в договоре сумма, если объем выполненных работ соответствует утвержденному и использованные строительные материалы согласованы с заказчиком.

Если в процессе разбирательства выясняется, что объем выполненных работ был меньше, чем изначально согласовывалось, и/или купленные материалы не были одобрены заказчиком, исполнителю присуждается оплата только за фактически произведенные работы. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ст. 710 ГК РФ.

Если же спор касается увеличения стоимости работ, то необходимо руководствоваться положениями ст. 743 ГК РФ, согласно п. 3 и 4 которой любые изменения в смете, приводящие к увеличению стоимости оплаты по договору, требуют согласования с заказчиком. Если корректировки сметы были согласованы, то оплата производится в повышенном размере. В случае отсутствия согласования с заказчиком или его одобрения изменений (то есть при самовольном проведении работ) оплата производится в той твердой цене договора, которая была согласована ранее.

Условие о твердой цене при госзакупках

Твердая стоимость сделки определяется также при заключении контрактов для госнужд. Так, согласно п. 2 ст. 34 закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в контракте должна быть указана твердая цена, неизменная в течение всего срока действия контракта. Ориентировочные цены или формулы расчета стоимости в госконтрактах принимаются только в случаях, определенных следующими постановлениями Правительства РФ:

  • «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» от 13.01.2014 № 19;
  • «О примерных условиях госконтрактов (контрактов) по гособоронзаказу» от 26.12.2013 № 1275.

Судебная практика при разрешении спорных ситуаций по стоимости сделки для госнужд основывается на принципе экономии бюджета. К примеру:

  • при выявлении искусственного завышения цены по госконтракту возможно взыскание неосновательного обогащения исполнителя через суд (постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13);
  • при зависимости расчета первоначальной цены сделки от запланированного объема работ возможно снижение размера оплаты даже в том случае, если есть условие договора о твердой цене (постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13).

Важно обратить внимание на то, что положения информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 предполагают разграничение сферы закупок для госнужд и совершаемых в области предпринимательских взаимоотношений в части применения практики по взысканию неосновательного обогащения (п. 7 информационного письма).

Согласование твердой цены, примерные формулировки

Условие о неизменной стоимости сделки сковывает стороны определенными рамками, что в некоторых случаях приводит к прямым или косвенным убыткам субъектов. В связи с этим необходимо не только продумать формулировку условия о цене сделки в договоре, но и уделить внимание прочим его положениям.

В частности, сформулировать условие о твердой цене сделки можно следующим образом: «цена работ по настоящему договору составляет ___ руб. и является твердой» или «стоимость работ определяется согласно смете № ___ от ___ (приложение № ___ к договору); цена, оговоренная в смете, является твердой и изменению не подлежит».

Вариант, содержащий словесный оборот «цена работ не может превышать ___ руб.», не является условием о твердой цене сделки, так как указывает на приблизительность стоимости исполнения.

В заключение остается сказать, что условие о твердой цене договора является существенным для сторон. Его согласование требует тщательной проработки и повышенного внимания, так как предполагает возможные ограничения, связанные с варьированием цены договора.

Источник: pravobez.ru

Рейтинг
Загрузка ...