В конце октября 2008 года Минфин выпустил новое ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Оно очень сильно отличается от предыдущего ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Рассмотрим, что изменилось и как это применить на практике:
- ПБУ 2/2008 адресовано подрядчикам и очень приближено к международному стандарту №11 «Договоры на строительство».
- Во-вторых, расширяется перечень договоров, на которые распространяется этот стандарт. К строительным договорам добавились договоры на сопутствующие строительству услуги.
- В-третьих, данное ПБУ применяется только в отношении договоров, носящих длительный характер или относящихся к разным отчетным периодам, т.е. сроки начала и окончания этих договоров приходятся на разные отчетные годы.
- В-четвертых, меняются принципы отражения договоров в бухгалтерском учете. Рассмотрим это более подробно. Также рассмотрим, как эти изменения возможно применить в программах 1С.
Учет расчетов по договору на строительство
5. В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:
Эльвира Митюкова: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
- в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;
- после завершения всех работ на объекте строительства.
В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.
6. Договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:
- а) на основе стоимости (цены) определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;
- б) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).
Правила учета по ПБУ 2/2008
В соответствии с новым ПБУ бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов подрядчику необходимо вести отдельно по каждому исполняемому договору. При этом необходимо соблюдать дополнительные правила:
- Если одним контрактом предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, то для целей бухучета возведение каждого из них должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий:
- если на строительство каждого объекта имеется техническая документация;
- по каждому объекту должны быть достоверно определены доходы и расходы.
- в силу взаимосвязи отдельные договоры фактически должны относиться к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам;
- договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим).
1C:Лекторий 22.11.22 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в программе 1С:ERP УСО
Временные разницы
Минфин утвердил новый порядок расчета временных разниц – балансовый. Временную разницу считают путем сравнения стоимости актива или обязательства, которая не совпадает в бухгалтерском и налоговом учете (п. 8 ПБУ 18/02 в ред. с 2021 года). Это единственный способ расчета временных разниц в новой редакции ПБУ 18/02. С 1 января 2021 года его должны применять абсолютно все организации.
Для расчета временных разниц бухгалтер должен составить таблицу активов и обязательств. Сделать ее нужно на отчетную дату, например, на 31 декабря. Не включайте в таблицу активы и обязательства пообъектно, достаточно отразить агрегированные показатели. Например, по строке «Основные средства» будет отражена стоимость за минусом начисленной амортизации по всем объектам основных средств.
Под сырье и материалы, товары и готовую продукцию могут быть резервы под снижение стоимости. Стоимость этих активов можно показать свернуто, то есть за минусом резервов, можно раскрыть и показать стоимость активов и стоимость резервов отдельно. Такой же подход и к дебиторской задолженности: можно сразу уменьшить дебиторскую задолженность на сумму резерва по сомнительным долгам, можно рассматривать эти две величины отдельно. На общий итог это не повлияет.
Далее смотрим аналогичные данные о стоимости той же группы активов и обязательств в системе налогового учета. И, кроме уже отраженных активов и обязательств, добавляем в таблицу показатели из налогового учета, которых нет в бухгалтерском. Например, убыток, перенесенный на будущее, резерв на ремонт основных средств, который формируется только в налоговом учете. Их бухгалтерская стоимость будет равна нулю.
Далее рассчитайте общую временную разницу. Воспользуйтесь таким алгоритмом.
- Посчитайте разницы по каждой строке таблицы. Если по активам бухгалтерская стоимость больше налоговой, то возникает налогооблагаемая временная разница, в противном случае – вычитаемая. По обязательствам все наоборот. Если бухгалтерская стоимость обязательства больше налоговой, то возникает вычитаемая временная разница, в противном случае – налогооблагаемая.
- Суммируйте все вычитаемые разницы по активам и обязательствам и отдельно – все налогооблагаемые. Так, на таблице слайда мы рассчитали сумму по каждому столбцу.
- Вычтите из большей разницы меньшую. Итогом станет одна разница – та, которая была больше: либо вычитаемая, либо налогооблагаемая.
Исключения могут быть, если организация, к примеру, ведет деятельность и платит налог на прибыль в нескольких регионах по различным ставкам налога на прибыль. Тогда временные разницы, относящиеся к разным регионам, считайте отдельно.
При применении балансового метода в состав временных разниц попадают «нереализованные» постоянные разницы. Это те разницы, которые превратятся в постоянные в следующем отчетном периоде. Например:
- сверхнормативные расходы в незавершенном производстве, готовой продукции на складе или отгруженных товарах;
- сверхнормативные проценты по заемным средствам в незавершенном строительстве;
- расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 в незавершенных разработках.
К примеру, в состав незавершенки включен расход, который признается только в бухучете и не учитывается для целей налогообложения. Когда готовая продукция будет реализована, то этот расход образует постоянную разницу. Однако, пока она «не дошла» до счета 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы», мы учитываем ее как временную. Эти разницы будут накапливаться в составе активов – товаров, готовой продукции на складе, незавершенного производства и т. п.
Дополнительные работы в ПБУ 2/2008
В случае если при исполнении договора в технической документации фиксируются дополнительные работы (вносится дополнительный объект строительства), выполнение данных СМР должно рассматриваться как отдельный договор. Это придется делать при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
- если дополнительный объект по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;
- когда цена дополнительных работ определена на основе согласованной сторонами сметы (отдельной от основной).
Порядок определения временных разниц на примерах в 1С
Изучите практические примеры применения ПБУ 18/02 в 1С. Рассмотрите ситуацию, в которой возникают комплексные разницы.
Признание ОНА и ОНО
- Приобретение имущества с разным сроком полезного использования в БУ и НУ. Признание ОНА.
ОНА: Разница в стоимости актива
- Резервы по сомнительным долгам различаются в БУ и НУ. Признание ОНА.
ОНА: Разница в стоимости обязательства
- Резерв на ремонт основных средств в НУ. Признание ОНО.
ОНО: Разница в стоимости обязательства
- Амортизационная премия по основным средствам. Признание ОНО.
ОНО: Разница в стоимости актива
Комплексные разницы
- Приобретение материалов, если доставка не учитывается в НУ
Доходы и расходы в ПБУ 2/2008
Доходы по договору (выручка по договору) признаются организацией доходами от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организаций» (п. 7 ПБУ 2/2008). Они определяются, исходя из стоимости работ по цене, определенной договором. Корректировка выручки по договору возможна в трех случаях – при возникновении отклонений, при предъявлении претензий, при получении поощрительных платежей.
Для формирования расходов в бухгалтерском учете подрядные организации должны руководствоваться нормами ПБУ 10/99 «Расходы организаций» (п. 10 ПБУ 2/2008). Расходы по договору признаются расходами по обычным видам деятельности.
На расходы по договору строительного подряда распространяются общие принципы признания расходов (п. 16 ПБУ 2/2008):
- расходы признаются в том отчетном периоде, когда были понесены (принцип начисления);
- на финансовые результаты расходы списываются по мере признания выручки по договору (принцип соответствия доходов и расходов).
ПБУ 2/2008 предусматривает только один способ признания доходов и расходов по договорам строительного подряда – «по мере готовности» (п. 17 ПБУ 2/2008). Он базируется на том, что строительный подряд представляет собой непрерывный процесс производства и реализации, растянутый во времени. При этом выручка и расходы по договору накапливаются в течение действия договора строительного подряда. Прибыль подрядной организации по договору может быть распределена, по возможности, равномерно по всем отчетным периодам.
При способе «по мере готовности» выручка и расходы по договору определяются, исходя из степени завершенности работ по договору на дату составления бухгалтерской отчетности.
Признавать выручку и расходы по договору следует в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы. При этом не имеет значения, должны ли они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренных договором).
Учет затрат по договорам на строительство
7. Затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору. В состав затрат по строительству объектов у застройщика включаются также ожидаемые расходы (обязательства), связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору. Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.
8. При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.
9. По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, становящегося в процессе эксплуатации отдельной единицей основных средств или малоценных предметов.
10. Порядок применения застройщиком настоящего Положения определяется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.
11. Затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т.е. с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов. Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т.е. окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику. Подрядчик может до сдачи заказчику объекта строительства в целом учитывать в составе незавершенного производства по договорной стоимости затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата.
12. Расходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов. Данные расходы могут учитываться подрядчиком так же, как затраты того отчетного периода, в котором они произведены.
13. Затраты подрядчика, производимые в процессе строительства, включают ожидаемые неизбежные издержки в тех случаях, когда они в согласованных с застройщиком размерах включаются в договорную стоимость строительства объекта. В затраты подрядчика могут также включаться расходы по образованию резервов на покрытие предвидимых расходов и потерь, связанных с организацией и производством подрядных работ, возникающие как на стадии производства работ, так и по их завершении и сдаче застройщику. Неизбежные издержки и резервы на покрытие предвидимых расходов и потерь создаются в тех случаях, когда расходы, связанные с этим, могут быть достоверно оценены.
14. Порядок применения подрядчиком настоящего Положения определяется Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ.
Учет выручки в ПБУ 2/2008
В п. 26 ПБУ определено, что выручка по договору признанная способом «по мере готовности», учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив – «не предъявленная к оплате начисленная выручка».
Так как ПБУ не дает разъяснений как это учитывать, обратимся к мнению аудиторов. Почти все сходятся во мнении, что необходимо использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Но также есть мнение, что эти работы возможно учитывать на счете 62 или 76. Учет на счете 46 ведется в разрезе договоров/объектов. По мере выполнения работ в учете делаются следующие проводки:
- Дт 46 Кт 90.01 – учтена выручка по договору методом «по мере готовности», включая НДС;
- Дт 90.02 Кт 20 – себестоимость, определенная способом «по мере готовности»;
Что делать с НДС на сегодняшний день не ясно. Если читать Налоговый кодекс, то в нем сказано, что объект обложения возникает в момент перехода права собственности. А поскольку перехода права собственности нет, то соответственно нет и налога. Неизвестно, как на это посмотрит налоговая инспекция. На сегодняшний день разъяснений и комментариев от Минфина нет.
Расход по налогу на прибыль в бухотчетности
В отчете о финансовых результатах мы раскрываем расход или доход по налогу на прибыль. Это новый показатель, он включает в себя текущий налог на прибыль и изменение отложенных налогов за период. Если он уменьшает прибыль до налогообложения, то это расход по налогу на прибыль (РНП). Если у показателя положительное значение, его называют доходом по налогу на прибыль (ДНП).
Одно из слагаемых РНП или ДНП – отложенный налог на прибыль за отчетный период. Но в составе отложенных налогов мы не должны отражать те из них, которые возникают в результате операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль.
В связи с этим придется делать два расчета временных разниц. В первый расчет включите балансовую стоимость активов и обязательств без учета операций, которые не влияют на прибыль до налогообложения текущего периода. А во второй расчет попадет только та часть стоимости активов и обязательств, которая связана с подобными операциями. То есть отдельно выделяем ОНА и ОНО, которые учтены по счету 83 или счету 84.
ПБУ и 1С
После выхода ПБУ специальных изменений в типовые и специализированные конфигурации не вносились. Один из разработчиков пояснил это тем, что все ждут изменений в план счетов и разъяснений от Минфина.
В типовых конфигурациях , таких как «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Управление производственным предприятием» ведение учета «по мере готовности» не предусмотрено. В свою очередь, практически все отраслевые конфигурации для строителей, за исключением БСП и БСП-Универсал, предлагают своим пользователям функционал, позволяющий учитывать выполнение этапов до полного завершения работ. Как правило, для этих целей в документе «Справка о выполненных работах» предусмотрен вид операции «поэтапная передача» или «завершение этапа». При выборе этого вида операции формируются проводки на 46 счет, с выделением НДС.
Таким образом, те строительные компании, которые уже сейчас готовы применять ПБУ 2/2008 в своей практике, вынуждены либо вносить изменения в типовую конфигурацию (как правило 1С:Бухгалтерия 8), либо использовать отраслевые решения для строителей.
Так, программный продукт БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Подрядчик обеспечивает автоматизированное ведение учета в подрядной организации согласно ПБУ 2/2008. Решение позволяет вести раздельный учет собственных и субподрядных строительно-монтажных работ, проводить инвентаризацию незавершенного производства, анализировать затраты и финансовые результаты по объектам строительства.
Остались вопросы по программе? Получите бесплатную консультацию у специалистов в Вашем городе.
Как работать с самоучителем
БухЭксперт8 рекомендует выбирать в настройках учетной политики в 1С вариант — Ведется балансовым методом.
Чтобы освоить работу с ПБУ 18/02 в 1С, изучите материалы по ссылкам в хронологической последовательности. Для удобства — скачайте памятку с наглядными материалами по ведению ПБУ 18/02 балансовым методом.
Схемы в путеводителе помогут вам сориентироваться в понятиях и применении ПБУ 18/02 в 1С.
Словарик сокращений позволит разобраться в терминах этого стандарта.
Приятный бонус — разбор примера по отражению налогового убытка в 1С. А также рассказ о том, как начислять в программе налоговые пени при ПБУ 18/02.
Буровая установка ПБУ-2 монтируется на разные ТС:
• тракторы ТТ-4; • трелевочные тракторы (Онежец-120); • ТС и шасси, отличающиеся повышенной проходимостью АМУР; • КаМАЗ; • ТГМ-126; • МТЛБу; • прочие шасси.
Инновационные конструктивные решения, которые были внедрены инженерно-конструкторским бюро завода, существенно повысили производительность и срок эксплуатации агрегата.
Инженерами завода был создан и внедрен комплекс уникальных разработок в конструкцию рассматриваемой буровой установки. Благодаря этому возможно решить сложные геологические задачи. Например, можно обеспечить действенную разведку месторождений (например, золота).
Для повышения достоверности проб специалисты увеличили диаметр бурения примерно до 219 мм. Благодаря этому можно брать достоверную пробу.
Конструктивные особенности
Машина ПБУ-2 имеет основу с дизельным мотором автоматического типа. Такая особенность прекрасно сочетает установку с другими ходовыми рамами: ЗИЛ, УРАЛ, КамАЗ, МАЗ, гусеницы.
Базовыми элементами являются:
- Лебёдка. Она позволяет сбрасывать канатные системы.
- Вращатель. Конструкция позволяет убирать инструмент от места бурения в целях проведения иных действий или операций. При подключении гидравлики этот элемент воздействует на бур на самом старте работы.
- Силовой аппарат палубного типа. Он существенно снижает амортизацию, расход топлива, удешевляет эксплуатацию техники.
- Гидравлические домкраты. Они улучшают балансировку, а также позволяют надёжно и точно зафиксировать машину перед бурением.
- Система управления машиной. Она установлена на ходовой раме в месте мачтового крепления.
Элементы базовой комплектации
Буровая система снабжена следующими устройствами:
Инструмент | Диаметр, мм |
Бур в комплекте со шнеками | 135, 180, 230, 300, 330, 350, 400 |
Шнеки | 200, 250, 320 |
Шнеки долотовидные | 350 |
Ударно-забивное устройство | 98, 108, 127 |
Устройство для желобов | 98, 108, 168 |
Шнековые буры | 650, 850 |
Забивные снаряды | 121 |
Стандартные буры | 650, 850 |
Пневмоударники | 250 |
Комплект ударно-канатного бурения | |
Колонковый элемент | |
Набор для колонкового бурения (продув) | |
Набор для колонкового бурения с промывкой | |
Набор для колонкового бурения всухую |
Характеристики установки модели ПБУ-2
Указанная буровая установка располагается на собственной раме и имеет привод от дизельного двигателя автономного типа. Это предопределяет ей возможность мобильного бурения и монтаж на различных транспортных средствах.
Технические характеристики несколько изменяются в зависимости от модели установки. В модифицированном варианте основные показатели улучшены, что обуславливает его продолжительный срок службы наряду с высокой производительностью.
Основные характеристики агрегата.
- Ход подачи – 1,8 / 2,2 / 3,4 м.
- Вращение шпинделя 25–430 об/мин.
- Грузоподъемность на лебедке 1600 кг.
- Мощность привода 44–100 кВт.
- Усилие подачи 10000/3500.
- Крутящий момент 500.
Балансовый метод с отражением ПР и ВР в 1С
Посмотрите материалы по ведению ПБУ 18/02 балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц.
Обратите внимание, что у такого варианта настроек, в отличие от просто «балансового метода», полной автоматизации в 1С нет. Необходимо анализировать все операции и в случае необходимости вносить ручные корректировки.
Источник: foton-comtrans.ru
ПБУ 2/2008 учет договоров на строительство подряда скачать бесплатно с комментариями
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 устанавливает правила бухгалтерского учета, расчетов и затрат, определения финансового результата по договорам на строительство и отражения их в бухгалтерском учете и отчетности.
ПБУ 2/2008 должно применяться с учетом других ПБУ.
При осуществлении капитального строительства составляется договор на строительство.
При определении предмета договора важно установить что будет являться объектом строительства, передаваемого на баланс заказчику в результате выполнения договора. В договоре также указываются условия начала строительства или вступления договора в силу, сроки выполнения договора, момент перехода права собственности, а также формы расчетов.
ПБУ 2/2008 определяем две формы расчетов между застройщиком и подрядчиком:
— в форме авансов (промежуточнфх платежей) за выполненные работы;
— после завершения всех работ на объекте строительства.
ПБУ 1/2008 устанавливает основные требования и допущения, которые должны соблюдаться организацией при формировании и раскрытии учетной политики.
Учитывая, что цикл строительных работ даже по одному объекте весьма продолжителен и может составлять несколько лет, обычно предусматриваются расчеты в форме авансов.
В соотвествии с ПБУ 2/2008 объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у застройщика и подрядчика являются затраты по объекту строительства:
— у застройщика объектом строительства являются работы или объекты, составлюящие незавершенное строительство, для определения при вводе в эксплуатацию их инвентарной стоимости;
— у подрядчика объектом строительства являются работы или объекты, составляемые незавершенное производство, для определения стоимости сдаваемых заказчику объектов (работ)
До момента перехода права собственности на объект строительства затраты по нему учитываться на балансе застройщика или подрядчика.
ПБУ 2/2008 с учетом раздела 3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций определяет конкретный состав затрат застройщика на строительство объекта, в который включаются расходы, связанные с его возведением, вводом в эксплуатацию и сдачей инвестору, и ожидаемые расходы, связанные с его строительством и финансированием.
Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиком на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию.
В соответствии с п.42 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности незавершенное строительство отражается в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
В отличии от ранее действующих норм все затраты, связанные со строительством объектом основных средств включаются в первлначальную стоимость объектов, и следовательно, и в инвентарную стоимость объектов.
Положение по бухгалтерскому учету и отчетности устанавливает, что при оприходовании объектов недвижимости даже при наличии акта приемки-передачи основных средств они не подлежат принятию к бухгалтерскому учету до момента получения свидетельства о их государственной регистрации.
В частности п.41 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности устанавливает, что к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приема-передачи и иными документами затраты на:
— приобретение оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря;
— прочие капитальные затраты (геологоразведочные и буровые работы, затраты на подготовку кадров для вновь строящихся организаций)
Таким образом, к объектам незавершенного строительства относятся:
— объекты, строительство которых продолжается;
— объекты, строительство которых приостановлено или прекращено, но не списано в должном порядке;
— объекты, находящиеся в эксплуатации, но приемка которых не офомлена в должном порядке.
В последнем разделе ПБУ 2/2008 определен порядок учета застройщиком и подрядчиком доходов и финансовых результатов.
Застройшик имеет право определять финансовые результаты по окончании строительства объекта, а подрядчик может применять два методы определения финансового результат: по отдельным этапам выполненных работ или по объекту в целом.
В первом случае отсутствует момент перехода права собственности заказчику до полного окончания работ и поэтому отражение в учете при таком методе признания выручки имеет свою специфику.
Для обобщения информации о законченных этапах работ применяется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
В дебет счета 46 учитыается стоимость оплаченных заказчиком законченных работ, принятых в установленном порядке, в корреспонденцией со счетом 90 «Продажи». Одновременно сумма затрат по законченным и принятым работам списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи». Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату работ отражается по дебету счета учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», списываются в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Организации-застройщики должны учитывать затраты по капитальному строительству (независимо от того как они велись — подрядным или хозяйственным способом) на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08.3 «Строительство объектов основных средств»)
Источник: majorbuh.ru
Учет капитального строительства пбу
ВИАКАДЕМИЯ
Институт переподготовки
и бизнес-экосистема
Банковская библиотека
-
Вы здесь:
- Нормативные акты по бухучету на предприятиях и в организациях
Документы доступны только зарегистрированным пользователям.
Если Вы уже авторизовались, то, спустившись ниже, Вы сможете скачать файл с нужным документом.
Банковская библиотека
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
34н – определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, но данное Положение давно не обновлялось Министерством Финансов, действуя в настоящее время в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Организации ведут бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, утверждаемый на основе Плана счетов финансов-хозяйственной деятельности организаций.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)»
ПБУ 14/2007 (Приказ Минфина РФ 153н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Распространяется в том числе на некоммерческие организации. ПБУ 14/2007 устанавливает критерии для принятия к бухучету объекта в качестве нематериального актива (НМА), а также порядок первоначальной и последующей оценки НМА, амортизации и списании НМА.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)»
Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»
ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ 26н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). ПБУ устанавливает критерии для принятия объектов к бухучету в качестве основных средств (ОС), а также порядок оценки ОС, амортизации и выбытия.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»
ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина РФ 106н) – устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»
ПБУ 21/2008 (Приказ Минфина РФ 106н) – устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) информации об изменениях оценочных значений. При этом оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др. ПБУ 21/2008 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»
Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)»
ПБУ 3/2006 (Приказ Минфина РФ 154н) – устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, всеми организациями, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. ПБУ 3/2006 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)»
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
ПЗ-3/2015 – Минфин обобщил вопросы, поступающие в отношении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Уточнено, что микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение учета по простой системе (без применения двойной записи).
Также можно сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов, может не проводить переоценку ОС и НМА для целей бухучета. Можно не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства. Руководитель организации, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя. ИП и лица, занимающиеся частной практикой, могут ограничиться ведением доходов, расходов и иных объектов налогообложения без ведения бухгалтерского учета вообще.
Официальные реквизиты документа:
Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
66н – содержит формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также формы приложений к ним: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств. Помимо этого, Приказом установлена схема формирования отчетности для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в частности, приводятся упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)»
ПБУ 7/98 (Приказ Минфина РФ 56н) – устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)»
Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)»
ПБУ 8/2010 (Приказ Минфина РФ 167н) – устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)»
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ 32н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих и некоммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ 33н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)
ПБУ 15/2008 (Приказ Минфина РФ 107н) – устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)
Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02»
ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ 114н) – устанавливает правила формирования в бухучете и порядок раскрытия в отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Вводит понятия «отложенные налоговые активы» и «отложенные налоговые обязательства».
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02»
Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)»
ПБУ 11/2008 (Приказ Минфина РФ 48н) – устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций. Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом, такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо; такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юрлицом и/или одним и тем же физицом (одной и той же группой лиц).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)»
Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)»
ПБУ 12/2010 (Приказ Минфина РФ 143н) – устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций). Организации-эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с этим Положением. Иные организации применяют Положение в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации: а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы; б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов; в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации. В зависимости от организационной структуры организации и ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности: производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; географические регионы, в которых осуществляется деятельность; структурные подразделения организации.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)»
Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»
ПБУ 13/2000 (Приказ Минфина РФ 92н) – устанавливает правила формирования в бухучете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»
Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02»
ПБУ 17/02 (Приказ Минфина РФ 115н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Применяется организациями, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы собственными силами или (и) являются по договору заказчиком указанных работ.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02»
Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02»
ПБУ 19/02 (Приказ Минфина РФ 126н) – устанавливает правила формирования в бухучете и отчетности информации о финансовых вложениях организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). К финансовым вложениям относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций (акции, облигации, векселя и др.); вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых обществ); предоставленные другим организациям займы, депозиты в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и т.п.. Среди прочего, ПБУ 19/02 содержит порядок оценки ценных бумаг при их выбытии: 1) по первоначальной стоимости каждой единицы, 2) по средней первоначальной стоимости, 3) ФИФО и 4) при выбытии ценных бумаг, по которым определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется организацией исходя из последней оценки.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02»
Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)»
ПБУ 22/2010 (Приказ Минфина РФ 63н) – устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)»
Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)»
ПБУ 23/2011 (Приказ Минфина РФ 11н) – устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)»
Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 № 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)»
ПБУ 24/2011 (Приказ Минфина РФ 125н) – устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 № 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)»
Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03»
ПБУ 20/03 (Приказ Минфина РФ 105н) – устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций). Под информацией об участии в совместной деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (отчетный сегмент), осуществляемой с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03»
Положение Минфина РФ от 30.12.1993 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»
Положение Минфина РФ № 160 – устанавливает правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости объектов этих инвестиций на предприятиях и в организациях. Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Под долгосрочными инвестициями для целей данного Положения понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Положение Минфина РФ от 30.12.1993 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»
Источник: viacademia.ru
Законодательная база Российской Федерации
1. Настоящее Положение устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство .
Настоящее Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других положений по бухгалтерскому учету.
В дальнейшем — договор на строительство.
2. В системе нормативного регулирования вопросов бухгалтерского учета, связанных с выполнением договоров на строительство в Российской Федерации, указанные ниже понятия означают следующее:
договор на строительство — документ, устанавливающий обязательства сторон, участвующих в его заключении и выполнении, по новому строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению, ремонту действующих предприятий, зданий и сооружений, а также производству отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства.
Одним из признаков договора на строительство является продолжительность (от даты начала до даты окончания) его исполнения, которая определяет необходимость распределения производимых затрат на ряд отчетных периодов.
Порядок заключения договора на строительство определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает в себя, в частности:
форму расчетов, стоимость строительства и другие условия его выполнения;
объект строительства — отдельно стоящее здание или сооружение, вид или комплекс работ, на строительство которого должен быть составлен отдельный проект и смета;
застройщик — инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству;
инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств;
незавершенное строительство — затраты застройщика по возведению объектов строительства с начала строительства до ввода объектов в эксплуатацию;
завершенное строительство — затраты застройщика по введенному в эксплуатацию объекту строительства;
инвентарная стоимость объекта — затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию;
подрядчик — юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство;
подрядные работы — работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений, а также другие виды работ согласно договору на строительство;
незавершенное производство — затраты подрядчика на объектах строительства по незаконченным работам, выполненным согласно договору на строительство.
3. Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у застройщика и подрядчика являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство.
Подрядчик может вести бухгалтерский учет затрат по нескольким договорам, заключенным с одним застройщиком или несколькими застройщиками, если они заключаются в виде комплексной сделки или относятся к одному проекту. В случае осуществления строительства по одному договору, охватывающему ряд проектов, и если затраты и финансовый результат по каждому из проектов могут быть установлены отдельно (в рамках договора), то учет затрат по выполнению работ по каждому такому проекту может рассматриваться как учет затрат по выполнению работ по отдельному договору.
4. Застройщики и подрядчики при выполнении договоров на строительство должны обеспечить формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям:
— авансы, выданные подрядчикам и другим субъектам, занятым в строительстве объектов, в соответствии с договорами на строительство;
— финансовый результат деятельности;
— затраты по выполнению подрядных работ по объектам учета в отчетном периоде и с начала выполнения договора на строительство;
— незавершенное производство в разрезе объектов учета, в том числе по оплаченным или принятым к оплате работам, выполненным привлеченными организациями по договору на строительство;
— доходы, полученные от заказчика за сданные им объекты, по договору на строительство;
— финансовый результат по работам, выполненным по договору на строительство;
— авансы, полученные от застройщиков в счет выполняемых работ.
5. В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:
в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;
после завершения всех работ на объекте строительства.
В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.
6. Договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:
а) на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;
б) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).
7. Затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору.
В состав затрат по строительству объектов у застройщика включаются также ожидаемые расходы (обязательства), связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору.
Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.
8. При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.
9. По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, становящегося в процессе эксплуатации отдельной единицей основных средств или малоценных предметов.
10. Порядок применения застройщиком настоящего Положения определяется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.
11. Затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т.е. с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.
Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т.е. окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику.
Подрядчик может до сдачи заказчику объекта строительства в целом учитывать в составе незавершенного производства по договорной стоимости затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата.
12. Расходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов.
Данные расходы могут учитываться подрядчиком так же, как затраты того отчетного периода, в котором они произведены.
13. Затраты подрядчика, производимые в процессе строительства, включают ожидаемые неизбежные издержки в тех случаях, когда они в согласованных с застройщиком размерах включаются в договорную стоимость строительства объекта. В затраты подрядчика могут также включаться расходы по образованию резервов на покрытие предвидимых расходов и потерь, связанных с организацией и производством подрядных работ, возникающие как на стадии производства работ, так и по их завершении и сдаче застройщику.
Неизбежные издержки и резервы на покрытие предвидимых расходов и потерь создаются в тех случаях, когда расходы, связанные с этим, могут быть достоверно оценены.
14. Порядок применения подрядчиком настоящего Положения определяется Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ.
В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости его строительства в состав финансового результата включается также разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.
16. Подрядчик может применять два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода.
Доход может определяться по отдельным выполненным работам и по объекту строительства.
При определении дохода по мере выполнения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам может применяться метод «Доход по стоимости работ по мере их готовности».
В случае определения дохода после завершения всех работ на объекте строительства применяется метод «Доход по стоимости объекта строительства».
17. При применении метода «Доход по стоимости работ по мере их готовности» финансовый результат у подрядчика выявляется за определенный отчетный период времени после полного завершения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам, предусмотренным проектом, как разница между объемом выполненных работ и приходящихся на них затрат.
Объем выполненных работ определяется в установленном порядке исходя из их договорной стоимости и применяемых методов ее расчета.
Затраты, приходящиеся на выполненные работы, определяются прямым методом и (или) расчетным путем.
Применение этого метода расчета финансового результата допускается в случаях, если объем выполненных работ и затраты, приходящиеся на них, могут быть в достаточной степени оценены.
Затраты по производству данных работ учитываются у подрядчика нарастающим итогом как незавершенное производство, а промежуточная оплата этих работ — как авансы, полученные до полного завершения работ по договору на объекте строительства.
18. Использование метода «Доход по стоимости объекта строительства» предусматривает определение финансового результата у подрядчика при полном завершении работ по договору на строительство как разницу между договорной стоимостью законченного строительством объекта и затратами по его производству. При этом затраты по производству работ в учете накапливаются и участвуют в процессе определения финансового результата у подрядчика только после полного завершения работ на объекте строительства.
19. Выбор метода определения финансового результата производится подрядчиком в зависимости от степени надежности оценки стоимости выполненных работ и затрат, приходящихся на них по объекту строительства.
Подрядчик может использовать при определении финансового результата от реализации подрядных работ одновременно два указанных метода при учете работ, выполняемых по различным договорам на строительство.
Источник: zakonbase.ru