Учет строительства автомобильных дорог

1.1. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

1.2. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

1.3. Элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения , здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы.

1.4 . К искусственным сооружениям относятся: мосты, путепроводы, виадуки, подземные и наземные пешеходные переходы, трубы, броды, паромные переправы , подпорные стенки, тоннели и галереи.

1.5. К зданиям дорожной службы относятся находящиеся на балансе дорожных организаций:

В России разработают пилотные проекты по строительству автодорог из золошлаков.

1.5.1. Служебные здания — конторы, клубы, столовые и др.

1.5.2. Производственные здания — мастерские, гаражи, склады и др.

1.5.3. Жилые — дома для работников дорожной службы, а также персонала , занятого охраной мостов, тоннелей, переправ и других сооружений.

Примечание . Не подлежат учету здания дорожной службы, находящиеся во временном (арендном) пользовании дорожных организаций.

1.6. К дорожным инженерным устройствам и обстановке дорог относятся: автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановок и стоянок автомобилей, площадки отдыха, павильоны для ожидания автобусов , снегозадерживающие переносные щиты и заборы, линии связи и освещения дорог, дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства.

1.7. К озеленению дорог относятся снегозащитные и декоративные лесонасаждения.

1.8. К зданиям автотранспортной службы относятся: автостанции, автовокзалы, посты ГАИ , перецепные и контрольно-диспетчерские пункты, гостиницы , мотели , кемпинги, станции технического обслуживания , автозаправочные станции , пункты питания, первой медицинской помощи, туалеты, моечные пункты, почта , телеграф, телефон.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА И ПАСПОРТИЗАЦИИ

2.1. Единовременный технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производятся по распоряжению министерства.

2.2. Текущий технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производится постоянно в порядке , установленном инструкцией.

2.3. Общее руководство техническим учетом и паспортизацией автомобильных дорог осуществляют дорожные управления.

Примечание . К дорожным управлениям относятся : управления автомобильных дорог , республиканские (АССР) , краевые , областные и районные (в республиках , не имеющих областного деления) органы управления дорожным хозяйством.

2.5. К проведению технического учета и паспортизации могут привлекаться научно-исследовательские , проектно-изыскательские и другие специализированные организации по договорам , заключаемым в установленном порядке.

Строительство автомобильных дорог, парковок и площадок методом стабилизации грунта

2.6. Работы по проведению технического учета и паспортизации разделяются на полевые и камеральные.

2.6.1. К полевым относятся натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений.

2.6.2. К камеральным относятся обработка материалов полевых работ и оформление документов технического учета.

Камеральные работы выполняют также при ежегодном уточнении данных технического учета и паспортизации.

2.7. Технический учет и паспортизацию вновь построенных (реконструированных) и введенных в эксплуатацию автомобильных дорог проводят не позднее чем через полгода после утверждения актов государственной приемочной комиссии.

2.8. Технический учет и паспортизация введенных в эксплуатацию автомобильных дорог или их участков могут быть проведены на основании имеющейся проектной и исполнительной документации без выполнения полевых работ.

2.9. В паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января.

2.10. Наряду с традиционными могут быть использованы автоматизированные способы технического учета автомобильных дорог, осуществляемые на базе подсистем отраслевых автоматизированных систем управления «Дорога» (ОАСУ — «Дорога») и др.

Переход на автоматизированные методы учета производится по мере ввода в промышленную эксплуатацию указанных подсистем.

3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА

3.1. При техническом учете автомобильных дорог общего пользования (кроме грунтовых участков дорог местного значения) составляются следующие документы:

технический паспорт с линейным графиком (приложение 23);

карточка на мост (путепровод) по форме Э-1 (приложение 2),

карточка на трубу по форме Э-2 (приложение 3) ;

карточка на служебное, производственное, жилое здания по форме Э-3 (приложение 4) ;

ведомости наличия и технического состояния:

мостов (путепроводов) по форме Э-4 (приложение 5),

тоннелей по форме Э-5 (приложение 6),

паромных переправ по форме Э-7 (приложение 8),

подпорных стен по форме Э-8 (приложение 9),

зданий дорожной службы по форме Э-9 (приложение 10) ,

автобусных остановок по форме Э-10 (приложение 11),

переходно-скоростных полос по форме Э-11 (приложение 12) ,

дорожных знаков по форме Э-12 (приложение 13),

ограждений по форме Э-13 (приложение 14),

направляющих устройств по форме Э-14 (приложение 15),

озеленения по форме Э-15 (приложение 16),

тротуаров и пешеходных дорожек по форме Э-16 (приложение 17) ,

укрепления обочин по форме Э-17 (приложение 18),

съездов по форме Э-18 (приложение 19) ,

ведомость наличия коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода по форме Э-19 (приложение 20),

ведомость размеров полосы отвода по форме Э-20 (приложение 21) ,

сводная ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них по форме Э-21 (приложение 22),

полевой журнал обследования дорожной одежды (приложение 1).

3.2. В состав документов технического учета участков грунтовых дорог местного значения входят линейный график и карточки на мосты (путепроводы).

3.3. При техническом учете и паспортизации дорожная организация составляет документы, указанные в п. 3.1 (кроме сводной ведомости наличия автомобильных дорог и сооружений на них по форме Э-21), по каждой обслуживаемой дороге или ее участку в двух экземплярах, а карточки на мосты (путепроводы) (форма Э-1) в пяти экземплярах.

Первый экземпляр документации вместе с четырьмя экземплярами карточек на мосты (путепроводы) пересылаются в дорожное управление.

3.4. Дорожное управление на основании материалов, представленных дорожными организациями, составляет по каждой дороге паспорт и сводную ведомость дорог по форме Э-21, а также ведомости наличия и технического состояния зданий и сооружений по каждой дороге.

Паспорт и сводная ведомость по форме Э-21 составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр паспорта с приложенными к нему сводной ведомостью по форме Э-21 и карточками на мосты (путепроводы) представляются в министерство, второй экземпляр остается в дорожном управлении и третий является обменным.

3.5. При изменении каких-либо данных технического учета дорожная организация ежегодно вносит поправки в документацию , представляемую в дорожное управление. Дорожное управление корректирует свой и обменный экземпляры паспорта и обменный экземпляр направляет в министерство. Министерство, получив обменный экземпляр, сверяет его со своим экземпляром и последний высылает в дорожное управление для внесения изменений.

Дорожные организации составляют документы, указанные в п. 3.2 в двух экземплярах: первый экземпляр пересылают в дорожное управление , второй остается в организации.

4. РАБОТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ УЧЕТУ И ПАСПОРТИЗАЦИИ

4.1. Все технические данные, включаемые в паспорт и документы технического учета, получают по результатам проведения полевых и камеральных работ.

4.2. Полевые работы.

4.2.1. Полевые работы по техническому учету и паспортизации дорог выполняют специализированные партии, создаваемые дорожными управлениями , организациями и подразделениями.

4.2.2. При проведении технического учета и паспортизации силами сторонних организаций, специализированные партии создаются этими организациями.

4.2.3. Обеспечение полевых работ транспортными средствами и необходимым оборудованием осуществляют дорожные организации и подразделения.

4.2.4. Состав партии, комплект инструментов и количество транспортных средств устанавливаются в каждом отдельном случае в зависимости от характера и объема полевых работ.

4.2.5. До начала полевых работ дорожные или привлеченные организации сообщают партиям наименования дорог, подлежащих техническому учету и паспортизации , их начальные, основные, промежуточные и конечные пункты и сроки выполнения этих работ.

Если дорога, на которой производятся полевые работы по техническому учету и паспортизации, имеет участки, совпадающие с другими автомобильными дорогами (включая городскую черту) , то определение принадлежности и протяженности этих участков производится в соответствии с действующим законодательством.

Партиям должны быть также выданы имеющиеся по каждой обслуживаемой дороге проектные и учетные материалы. Использование этих материалов не исключает необходимости полевых работ.

Весь личный состав партий должен пройти соответствующий инструктаж по технике безопасности.

4.2.6. Запрещается отправка партий на место работ до выполнения требований, указанных в п.п. 4.2.4 и 4.2.5.

4.2.7. При проведении полевых работ на автомобильных дорогах необходимо оформлять документы, указанные в п. 3.1 (кроме сводной ведомости наличия автомобильных дорог и сооружений на них), заполнять пикетажную книжку, угломерный и нивелировочный журналы установленного образца.

На грунтовых дорогах местного значения заполняют только: карточки на мосты, путепроводы (приложение 2), пикетажную книжку, угломерный и нивелировочный журналы, линейный график.

4.2.8. Все полевые записи необходимо делать отчетливо, карандашом. При исправлениях неправильно записанное зачеркивают и сверху или рядом делают новую запись. Стирать неправильно записанное запрещается.

На каждой странице полевых записей нужно указать время (число, месяц, год) их внесения и поставить отчетливую подпись лица, сделавшего записи.

На первой странице пикетажной книжки должны быть указаны должности, фамилии и инициалы начальника партии и исполнителей, а также название и адрес организации, выполняющей работы.

4.2.9. Состав полевых работ определяется теми данными, которые требуются для заполнения документации технического учета и паспортизации, указанной в п. п. 3.1 и 3.2 настоящей инструкции.

В соответствии с этим при полевых работах: снимают ситуацию, измеряют протяженность автомобильной дороги и ее участков с продольными уклонами более допустимых, а радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги, ширину полосы отвода и земляного полотна, протяженность покрытия каждого типа и ширину проезжей части в местах изменения типа покрытия, толщину дорожной одежды (если это поручено партии, проводящей технический учет), протяженность затопляемых, оползневых и вечномерзлотных участков дороги: определяют грунт земляного полотна, состояние покрытия, объем снегопереноса, границы участков, обслуживаемых первичными дорожными организациями , а также границы участков, совпадающих с другими автомобильными дорогами, количество, местоположение и техническое состояние искусственных сооружений, указанных в п. 1.4, и зданий дорожной службы, описывают и измеряют их размеры; собирают данные о количестве и местоположении элементов дорожных инженерных устройств, обстановки, озеленения , предприятий автотранспортной службы, коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода, съездов, пешеходных дорожек и тротуаров, укреплений обочин.

4.2.10. Начало и конец автомобильной дороги определяют по проектной исполнительной документации и уточняют на месте в дорожных организациях.

Порядок ведения километража определяется согласно действующему «Единому порядку установления километража».

4.2.11. Измерение протяженности автомобильной дороги производят мерной стальной лентой с точностью, принятой при технических изысканиях , по оси проезжей части. В тех случаях, когда проезжая часть не имеет твердого покрытия — по оси земляного полотна.

Протяженность автомобильных дорог с большой интенсивностью движения можно измерять мерной лентой по левой кромке проезжей части дороги, а грунтовых дорог — спидометром автомобиля.

4.2.12. При разбивке километража на новой автомобильной дороге километровые точки закрепляют прочными кольями высотой 1 м над поверхностью земли и диаметром не менее 5 см вдоль полотна за пределами обочин в зависимости от поперечного профиля автомобильной дороги:

при выемках глубиной до 1 , 5 м, а также насыпях высотой до 1 м — на обрезе на расстоянии 0,5 м от бровки выемки, кювета или подошвы насыпи ;

при выемках глубиной более 1 , 5 м — на откосе выемки с заделкой столба на отметке бровки земляного полотна;

при насыпях выше 1 м — на откосе насыпи на расстоянии 1 м (по горизонтали) от бровки земляного полотна.

4.2.13. Местоположение мостов , путепроводов , виадуков и других сооружений и зданий, являющихся элементами автомобильной дороги, определяют точкой пересечения оси дороги с поперечной осью сооружения. Местоположение путепроводов, находящихся над дорогой, а также водопропускных труб определяют точкой пересечения оси дороги с продольной осью путепровода (трубы).

Местоположение зданий дорожной службы и предприятий автосервиса, находящихся вне дорожной полосы (в городах и других населенных пунктах), фиксируют с указанием города или населенного пункта и ближайшего километрового знака дороги. При значительном удалении зданий от дороги на линейном графике указывают расстояние до них.

В тех случаях, когда на одной и той же территории находится несколько зданий, местоположение комплекса определяют по местоположению главного здания.

4.2.14. Местоположение зданий и сооружений на дороге фиксируют указанием порядкового километра и соответствующего количества метров.

4.2.15. Вне населенных пунктов ситуацию снимают на полосе шириной 50 м влево и 50 м вправо от бровки земляного полотна, в населенных пунктах — между линиями застройки (но не более 50 м в каждую сторону от дороги).

Ситуацию показывают на линейном графике условными обозначениями , указанными в приложении к нему и общепринятыми при топографической съемке.

4.2.16. При съемке ситуации должны быть обязательно отмечены:

границы полосы отвода дороги;

летний и тракторный пути, если они имеются;

луга, пашни, леса, овраги, заболоченные места, сады, виноградники ;

реки, ручьи, озера и другие водоемы ;

паромные переправы и броды;

здания предприятий автосервиса (а также и за пределами 50-метровой полосы);

объекты подсобных предприятий дорожных организаций (АБЗ, ЦБЗ , карьеры и т.д.) (также и за пределами 50-метровой полосы);

железные и автомобильные дороги, с которыми учитываемая дорога пересекается , и автомобильные дороги, с которыми она совмещается или к которым примыкает;

съезды с дороги;

затопляемые, оползневые и вечномерзлотные участки дороги;

жилые и нежилые здания и сооружения, находящиеся в пределах полосы отвода ;

линии газопровода, водопровода, канализации, связи и электропередач, проложенные вдоль дороги или с ней пересекающиеся.

При этом обязательно указывать:

для рек и других водотоков — их название (если оно имеется) и направление течения (стока);

для пересекающих железных дорог — названия дороги и ближайших станций вправо и влево от автомобильной дороги (по ходу километража);

для пересекающих , примыкающих или совмещенных автомобильных дорог – названия дорог и близлежащих населенных пунктов вправо и плево от автомобильной дороги. Для совмещенных дорог указывают, кроме того , границы, в пределах которых совмещаются дороги ;

для предприятий автосервиса — их мощность, число мест и т.д.

4.2.17. Ширину полосы отвода измеряют с округлением до целых метров не реже чем через 1 км , а также во всех местах изменения ширины.

4.2.18. Ширину земляного полотна, обочин и проезжей части измеряют с точностью до 0,1 м на каждом километре автомобильной дороги, а также во всех местах изменения ширины.

4.2.19. Уклоны и радиусы кривых принимают по проектной и исполнительной документации, а при ее отсутствии определяют прибором «Трасса» или с помощью геодезических инструментов.

Все продольные уклоны более, а радиусы кривых в плане менее допустимых для дороги данной категории должны быть отмечены и внесены в линейный график автомобильной дороги.

4.2.20. Грунты земляного полотна характеризуются применительно к действующей классификации грунтов и разделяются на: щебенистые, дресвяные, песчаные и глинистые (супеси, суглинки , глины). При этом обязательно должны быть отмечены все ясно выраженные почвенно-грунтовые условия (сыпучий песок, торф и т. д.). Выявленные пучинистые места отражают на линейном графике.

Определять грунт следует при каждом резком изменении его характера, но не реже одного раза на каждом километре дороги. Места отбора проб для лабораторного анализа определяют исходя из конкретных условий работ.

4.2.21. Качество дорожного покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учетом данных проводимых сезонных осмотров или детальных обследований автомобильных дорог по трехбалльной системе (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

4.2.22. Толщину дорожной одежды определяют в трех местах на каждом поперечнике из расчета три поперечника на 1 км. Замер с устройством лунок делают только при отсутствии технической документации.

Одну лунку пробивают по оси покрытия, а две другие – на расстоянии 0,5 м от кромки проезжей части. Лунки заделывают немедленно после измерений.

Толщину слоев дорожной одежды измеряют с точностью до 1 см отдельно для каждого конструктивного слоя. Данные замеров толщины дорожной одежды и отдельных ее слоев заносят в полевой журнал.

В линейный график технического паспорта автомобильной дороги заносят среднеарифметическую величину толщины конструктивных слоев дорожной одежды в местах изменения конструкций.

4.2.23. Измерение и описание искусственных сооружений необходимо производить подробно настолько, чтобы можно было полностью ответить на все вопросы учетной карточки искусственного сооружения.

4.2.24. На мостах и путепроводах, в частности, измеряют:

отверстие моста по свободной ширине зеркала воды под мостом по УВВ;

полную длину моста (путепровода) по расстоянию между задними гранями обратных стенок устоев или открылков с прибавлением длин переходных плит;

ширину ездового полотна по расстоянию между внутренними гранями ограждающих устройств;

ширину тротуаров по свободной ширине прохода;

габарит по расстоянию между верхом покрытия мостового полотна и низом портала или верхних ветровых связей ферм;

подмостовой габарит по разности отметок низа пролетного строения судоходного пролета моста и УМВ, и по расстоянию между внутренними гранями опор, судоходного пролета моста на уровне межени;

габарит проезда под путепроводом по разности отметок низа пролетного строения путепровода и продольной оси пересекаемой автомобильной дороги или головки рельса пересекаемой железной дороги, и по расстоянию между внутренними гранями опор путепровода на уровне земли;

расчетную величину пролета по расстоянию между осями опорных площадок пролетного строения;

размеры сечений основных элементов моста или путепровода;

размеры основных элементов ездового полотна и др.

4.2.25. В наплавных мостах измеряют длину и ширину проезжей части. Если мост находится на судах или плашкоутах, то измеряют размеры судов: длину, ширину посередине и высоту от палубы до днища. Кроме того, измеряют возвышение пролетного строения над горизонтом вод, основные размеры частей конструкции пролетного строения и проезжей части, расстояние между осями плотов или судов и т. д., необходимые для составления схемы.

Читайте также:  Технологическая практика строительство дневник

4.2.26. В паромных переправах определяют рабочий ход парома, число паромов на переправе, способ передвижения парома (самоходный, буксирный, канатный, навесной), типы плавсредств парома, вид причала (пирс, береговой) и его материал. Из технической документации берут ширину водного препятствия в межень, водоизмещение (грузоподъемность) парома, год постройки и год последнего ремонта паромной переправы, а также год выпуска плавсредств.

4.2.27. В водопропускных трубах измеряют: отверстие (высоту, ширину или диаметр), длину и уклон по лотку, основные размеры оголовков, площади укрепления входного и выходного русел, площади укрепления откосов насыпи у трубы, высоту насыпи над трубой.

4.2.28. Все необходимые данные о мостах, путепроводах, трубах, паромных переправах, которые не могут быть получены при осмотре, такие, как, например, год постройки, глубина заложения фундамента опор или забивки свай, толщина льда, дата ледохода и ледостава, ширина зеркала в межень и другие, следует брать из технической документации.

4.2.29. При заполнении карточек на мосты (путепроводы) и трубы данные измерений округляют с точностью до 0,01 м.

4.2.30. В тоннелях измеряют (или берут из проектов и исполнительной документации): длину, габарит, полную высоту и ширину тоннеля и тротуаров, основные размеры порталов.

4.2.31. Подпорные стенки обмеряют каждую в отдельности, при этом указывают: начало и конец стенки (километр, плюс), ее местоположение (справа или слева от автомобильной дороги), длину в метрах, тип (бетонная, каменная , деревянная).

4.2.32. Обмер и описание служебных, производственных и жилых зданий производят в объеме, необходимом для получения всех данных для заполнения учетной карточки. Кроме того, по всем зданиям должны быть получены данные для составления подробного плана и разреза каждого здания. С этой целью, помимо наружного периметра, измеряют также внутренние помещения (длину, ширину, высоту), толщину стен и перегородок.

По зданиям нежилым и не имеющим специального технического назначения (сараи, кладовые и т.д.) обмер делают только наружный — по длине, ширине, высоте.

Высоту первого этажа здания измеряют от отметки пола первого этажа до верхней отметки междуэтажного перекрытия, высоту средних этажей здания определяют разностью отметок верха междуэтажных перекрытий, высоту последнего этажа — разностью отметок верха междуэтажного и чердачного перекрытия, а в зданиях, не имеющих чердачного перекрытия, разностью отметок верха междуэтажного перекрытия и верха карниза.

Площадь горизонтального сечения здания по внешнему обводу (площадь застройки) измеряют на уровне первого этажа. Умножением этой площади на высоту здания получают объем здания.

4.2.33. Техническое состояние искусственных сооружений и зданий определяют по результатам натурного осмотра с учетом материалов сезонных осмотров автомобильных дорог и оценивают по трехбалльной системе (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

При определении технического состояния мостов, путепроводов и труб необходимо использовать материалы текущих, периодических и специальных осмотров сооружений.

4.2.34. При описании площадок для стоянок автомобилей , площадок отдыха и автопавильонов определяют их местоположение и количество, а при описании кабелей и воздушных технологических линий и линий электроосвещения — их местоположение и протяжение.

4.2.35. При описании снегозащитных устройств определяют местоположение и протяженность снегозаносимых участков дороги, объем снегопереноса на них и обеспеченность средствами снегозащиты (снегозащитные лесопосадки, заборы, планочные щиты и пр.). Из учитываемых снегозащитных лесонасаждений необходимо выделять работающие лесонасаждения.

4.3. Камеральные работы.

4.3.1. В процессе выполнения полевых работ и по мере их окончания все данные проверяют и подписывают начальник партии и начальник дорожной организации, после чего приступают к камеральной обработке полевых материалов.

4.3.2. Все документы технического учета и паспортизации дорог, перечисленные в п. п. 3.1 и 3.2 настоящей инструкции, за исключением сводной ведомости (приложение 22), должны быть составлены отдельно по каждой дороге (участку) по установленным формам и в соответствии с установленными условными обозначениями, с учетом изменений, происшедших после окончания полевых работ по техническому учету до 1 января следующего года.

4.3.3. Карточки на служебные, производственные и жилые здания составляют по каждому зданию с занесением в ту же карточку сведений о подсобных помещениях.

Если на территории размещается несколько зданий, построенных по одному типовому проекту, то для них составляется одна учетная карточка.

4.3.4. Карточки на мосты и трубы нумеруют. Номер карточки является также номером искусственного сооружения, который определяется положением сооружения на дороге и состоит из шифра, обозначающего километр и плюс дороги.

5. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ПАСПОРТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

5.1. Паспорт автомобильной дороги (приложение 23) представляет собой книгу в жестком переплете размером 297 ´ 420 мм и содержит: схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график.

5.2. На титульном листе паспорта указывают наименование автомобильной дороги в полном соответствии с наименованием, указанным в «Перечне автомобильных дорог общего пользования», номер дороги, если он установлен, наименование дорожного управления, дорожной организации и дату составления паспорта.

5.3. Схему автомобильной дороги (разд. 1 паспорта) составляют в произвольном масштабе в зависимости от ее протяженности, но не менее чем 1 : 1 000 000.

На схеме необходимо указывать точную привязку к километражу дорог, пересечения с автомобильными и железными дорогами, водотоками (река, ручей, канал) и границы административного деления.

5.4. В разд. 2 паспорта «Общие данные об автомобильной дороге» вносят все сведения о ней, предусмотренные соответствующими графами. Если по какому-либо вопросу сведения отсутствуют, нужно об этом указать, не допуская прочеркиваний.

В гр. 7 подразд. 2.3. заносят протяженность участков дорог, переданных городским Советам народных депутатов.

В подразд. 2.6. указывают год постройки дороги, а если дорога строилась участками, то годы постройки каждого участка. Если была реконструкция, указывают, на каких участках, когда и в чем она заключалась. При наличии мостов и путепроводов длиной более 100 м указывают годы их постройки.

Кроме того, в хронологическом порядке приводят важнейшие факты, влияющие на состояние дороги: стихийные бедствия, ликвидация труднопроезжаемых мест и т. п. Подразд. 2.7 заполняют только в сводных паспортах.

5.5. В разд. 3 «Экономическая характеристика» отражают данные экономических обследований, изысканий, учета движения, статистических и экономических обзоров.

5.6. В разд. 4 «Техническая характеристика» приводят данные, характеризующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т. д.).

5.8. Линейный график (разд. 6 паспорта) вычеркивают в масштабе 1 : 20 000.

5.8.1. В гр. 1 указывают границы участков дороги, обслуживаемых первичными дорожными организациями, а также участков дороги, находящихся в ведении городов и совмещенных с другими автомобильными дорогами, границы административных районов, областей, автономных и союзных республик. Участки, находящиеся в ведении городов, заштриховывают черным, а участки, совмещенные с другими автомобильными дорогами, — красным цветом, границы административного деления обозначают условными знаками, принятыми для топографической съемки.

5.8.2. В гр. 2 указывают участки с уклонами более допустимых для дороги данной категории согласно СНиПам. Уклоны показывают в тысячных долях над наклонной чертой, изображающей направление уклона. Под чертой указывают протяжение участка с данным уклоном в метрах.

5.8.3. В гр. 3 указывают границы участков с радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги согласно действующим СНиПам. Внутри кривой обозначают радиусы кривых, а под чертой справа указывают длину кривой в метрах. Границы участков в гр.

1, 2 и 3 записывают с точностью до 0,01 км.

5.8.4. В гр. 4 заносят порядковые номера километров дороги.

5.8.5. В гр. 5 наносят ситуацию в соответствии с п.п. 4.2.15 и 4.2.16 с указанием расстояний до предприятий автосервиса.

5.8.6. Гр. 6 раскрашивается согласно условным обозначениям, указанным в подразд. 6.1 паспорта. Цифрами обозначают: для дорог без разделительной полосы ширину обочины, проезжей части и обочины (например , 2,5-7,0-2,5); для дорог с разделительной полосой ширину обочины, проезжей части, разделительной полосы, проезжей части и обочины (например, 3,75-7 , 50-4,00-7 , 50-3 , 75).

Цифры проставляют при первичном заполнении графика. Если в последующие годы ширина не менялась, то повторять цифры не следует. Границы участков, определяемых типами покрытий, необходимо указать с точностью до 0,01 км.

5.8.7. Гр. 7 заполняется усредненными данными промеров по трем поперечникам на километр в сантиметрах, а также на границах участков дороги при изменении конструкции.

Конструкция дорожной одежды должна быть отражена с указанием толщины и материалов конструктивных слоев. Границы изменений конструкций дорожной одежды необходимо обозначить с точностью до 0,01 км.

При возможности определения показателей прочности дорожной одежды, сцепных качеств и ровности дорожного покрытия эти показатели должны быть отражены в гр. 7 линейного графика.

5.8.8. Гр. 9 , 10 и 11 заполняют в соответствии с условными обозначениями, приведенными в подразд. 6.1 паспорта. Границы участков и устройств в гр.

10, 11 указывают с точностью до 0,01 км. В гр. 11 необходимо делать пометки о проведенных по ликвидации пучин мероприятиях.

5.8.9. В гр. 9 наименования грунтов указывают в соответствии с действующей классификацией.

5.8.10. В гр. 12 указывают оценки качества покрытия проезжей части в соответствии с пунктом 4.2.22 настоящей инструкции.

5.9. Линейный график на местные грунтовые автомобильные дороги составляют по той же форме с заполнением гр. 1 , 2, 3, 4, 5, 8 и 10.

Источник: gostrf.com

ГЛАВА 21. Технический учёт, паспортизация и инвентаризация автомобильных дорог

21.1. Порядок технического учёта, инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог

Технический учет и паспортизация проводятся с целью получения данных о наличии и техническом состоянии дорог и дорожных сооружений. Работы по учёту регламентированы нормативным документом «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Минавтодор РСФСР» [99].

Элементами дороги, подлежащими техническому учёту, являются: полоса отвода, придорожная полоса, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, дорожные инженерные устройства, обстановка и озеленение дорог, здания дорожной и автотранспортной службы, находящиеся на балансе органа управления дороги.

На основании материалов, представленных дорожными организациями, по каждой дороге составляются паспорт и сводная ведомость, а также ведомости наличия и технического состояния зданий и сооружений по каждой дороге.

Целью инвентаризации является получение данных о наличии и состоянии федерального имущества и имущества субъектов Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении Российского федерального дорожного органа или органов управления дорогами субъектов Российской Федерации, а также создание условий для организации информационной системы по оперативному учёту наличия, состояния, использования и движения указанного имущества. По результатам инвентаризации также корректируется существующий паспорт автомобильной дороги либо составляется новый.

Инвентаризация федеральных автомобильных дорог и их имущества проводится на основании постановления Правительства Российской Федерации и соответствующего приказа Российского федерального дорожного органа.

Приказом о подготовке и проведении инвентаризации создается Центральная инвентаризационная комиссия, утверждается ее состав, указываются сроки её проведения, перечень инвентаризуемых дорог, источник финансирования работ по инвентаризации, утверждается форма отчётных баз данных (если в них произошли изменения), организации, в которые сдаются заполненные базы данных, организации, отвечающие за формирование и ведение соответствующего банка данных и порядок приёмки результатов работы по инвентаризации.

Инвентаризационные комиссии создаются в каждом федеральном управлении автодорог, управлении автомагистралей, территориальном органе управления федеральными автодорогами, в органах управления дорогами субъектов Российской Федерации.

Для формирования массива данных по инвентаризации автомобильных дорог и их имущества органами управления автомобильными дорогами используются в качестве инструкции «Рабочие типовые отчётные формы баз данных по инвентаризации автомобильных дорог», «Порядок проведения инвентаризации автомобильных дорог Российской Федерации и регламент заполнения типовых отчетных форм», а также программный комплекс «Инвентаризация» на магнитном носителе для создания базы данных.

Установлены единые правила заполнения, ведения и обновления базы данных по инвентаризации автомобильных дорог общего пользования и имущества, определен перечень основных показателей, подлежащих учёту при инвентаризации.

Обязательным условием проведения инвентаризации является организация информационной системы по оперативному учёту наличия, состояния, использования и движения указанного имущества.

Инвентаризация проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию дорогах не позднее, чем через шесть месяцев после утверждения актов приёмочной комиссии, а на существующих дорогах не реже, чем 1 раз в 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дороги или ее участков (участка) ввиду чрезвычайных ситуаций произошли такие изменения, выявить которые без натурных обследований невозможно.

Учёт изменений, произошедших на объектах автомобильных дорог и их имущества в период между сплошными инвентаризациями, осуществляется на основе технического учета автомобильных дорог один раз в каждые 5 лет в соответствии с отраслевым стандартом, причем износ определяется данными бухгалтерского учета.

С целью выявления изменений, произошедших на дорогах, сооружениях и имуществе за текущий год и для внесения этих изменений в документы технического учёта (базы данных по инвентаризации автомобильных дорог и их имущества) по состоянию на 1 января следующего года проводят ежегодный учёт изменений.

Инвентаризацию проводят федеральные и региональные дирекции автомобильных дорог, а также органы управления автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации.

Инвентаризации подлежат автомобильные дороги, имущество, необходимое для их функционирования, а также земли, занятые полосами отвода этих автомобильных дорог, придорожными полосами и недвижимым имуществом.

Имущество федеральных автомобильных дорог, необходимое для обеспечения их функционирования, определяется перечнем № ФДС-24/405 от 11.02.98 и может числиться:

на балансе автомобильной дороги;

на балансах предприятий, осуществляющих работы по содержанию автомобильной дороги на основании договоров подряда.

Инвентаризация указанного имущества должна проводиться вне зависимости от его балансодержателя и места нахождения (в полосе отвода, придорожной полосе или за их пределами).

Подсобные хозяйства, объекты соцкультбыта, жилфонд, имеющиеся на балансе автомобильной дороги или на балансах дорожных предприятий, не являются объектами инвентаризации.

Придорожные полосы как объекты не входят в состав автомобильной дороги, а представляют собой зоны с особым режимом землепользования. Земли под придорожными полосами и расположенные на них строения и сооружения могут находиться во владении, в том числе в собственности, расположенных там предприятий, хозяйств, а также граждан. Отвод указанных земель производится органами управления дорожным хозяйством только в случае реконструкции дорог, строительства или реконструкции искусственных сооружений и объектов на них и в ряде случаев может представлять собой отчуждение земель у их владельцев. Проведение инвентаризации указанных земель и объектов должно осуществляться с согласия и при участии их владельцев.

При технической инвентаризации уточняют перечень дорог общего пользования, их наименование и протяженность, устанавливают или уточняют геометрические параметры дорог, определяют тип и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд, проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений, учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения, проводят учёт и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки, собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств, устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.

При инвентаризации необходимо в наибольшей степени использовать данные текущего технического учёта и паспортизации, проводимого постоянно в порядке, установленном Типовой инструкцией по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования [99]. Учёт и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Основными элементами, подлежащими техническому учёту, являются полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, здания автотранспортной службы.

Работы по техническому учёту и паспортизации разделяются на полевые и камеральные. К полевым относят натурные обследования, обмер дорог и дорожных сооружений. Сроки обследования дорог устанавливают в соответствии со сроками паспортизации и инвентаризации.

К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований и при этом оформляют следующие документы технического учёта: технический паспорт с линейным графиком; карточки на мосты (путепроводы); карточки на трубы, на служебные, производственные и жилые здания; ведомости наличия и технического состояния мостов (путепроводов), тоннелей, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, переходно-скоростных полос, дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств, озеленения, тротуаров и пешеходных дорожек, укрепления обочин, съездов; ведомость наличия коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода; ведомость размеров полосы отвода; сводную ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них, а также полевой журнал обследования дорожной одежды.

В состав документов технического учета участков грунтовых дорог местного значения входят только линейный график и карточки на мосты (путепроводы). Документы составляются в разрезе участков, обслуживаемых дорожно-эксплуатационными предприятиями. На их основе составляется по каждой дороге паспорт и сводная ведомость, а также сводная ведомость наличия и технического состояния зданий и сооружений.

Паспорт и сводную ведомость составляют в трёх экземплярах. Первый экземпляр паспорта, сводную ведомость и карточки на мосты (путепроводы) представляют в Государственную службу дорожного хозяйства или территориальный орган управления сетью дорог, второй остается в дорожном управлении, а третий является обменным.

Полевые работы по техническому учёту и паспортизации дорог выполняют специализированные партии, создаваемые дорожными управлениями, организациями и подразделениями. Состав партии, комплект инструментов и число транспортных средств устанавливают в каждом случае с учётом вида и объёма работ.

В соответствии с заданием при полевых работах снимают ситуацию, измеряют протяжённость дороги и её участков с продольными уклонами более допустимых, радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги, ширину полосы отвода и земляного полотна, протяжённость покрытия каждого вида и ширину проезжей части в местах изменения покрытия, толщину дорожной одежды (если это поручено партии, проводящей технический учёт), протяжённость затопляемых, оползневых и вечномёрзлых участков, определяют тип грунта земляного полотна, состояние покрытия, объём снегоприноса, границы участков, обслуживаемых дорожно-эксплуатационными организациями, а также границы участков, смежных с другими автомобильными дорогами, количество, местоположение и техническое состояние искусственных сооружений и зданий дорожной службы, собирают данные о количестве и местоположении элементов дорожных инженерных устройств, обстановки, озеленения, предприятий автотранспортной службы, коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода, съездов, пешеходных дорожек и тротуаров, укреплении обочин.

Читайте также:  Типовые нормы потерь материальных ресурсов в строительстве

Начало и конец автомобильной дороги определяют по проектной исполнительной документации и уточняют на месте в дорожных организациях. Ситуацию наносят на линейный график условными обозначениями, указанными в приложении к нему и общепринятыми при топографической съёмке.

Качество покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учётом данных сезонных осмотров или детальных обследований дорог по трёхбалльной системе (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Толщину дорожной одежды определяют в трёх местах на каждом поперечнике из расчёта три поперечника на 1 км. Замер с устройством лунок делают только при отсутствии технической документации. В линейный график технического паспорта дороги заносят среднее арифметическое значение толщины конструктивных слоев дорожной одежды в местах изменения конструкций.

Обследование и описание искусственных сооружений производят настолько подробно, чтобы ответить на все вопросы учётной карточки искусственного сооружения. Собранные в результате полевых обследований сведения о состоянии дороги и сооружений на ней обрабатывают в соответствии с типовой инструкцией и заносят в паспорт, который представляет собой книгу в жёстком переплёте размером 297420 мм и содержит схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объёмы выполненных работ, линейный график.

Схему автомобильной дороги (раздел 1 паспорта) составляют в произвольном масштабе в зависимости от её протяжённости, но не менее чем 1:1 000 000. На схеме необходимо указать точную привязку к километражу дорог, пересечения с автомобильными и железными дорогами, водотоками и границы административного деления.

В разделе 2 паспорта «Общие данные об автомобильной дороге» вносят все предусмотренные о ней сведения, включая год строительства или реконструкции, наименование обслуживающей организации и ее нахождение и др.

Раздел 3 «Экономическая характеристика» отражает данные экономических обследований, изысканий, учёта движения, статистических и экономических обзоров.

Раздел 4 «Техническая характеристика» содержит данные, характеризирующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов дороги (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т.д.).

Конструкция дорожной одежды должна быть отражена с указанием толщины и материалов конструктивных слоев. Границы изменения конструкций дорожной одежды обозначают с точностью до 0,01 км.

Для паспортизации автодорог разработана программа «Учёт и паспортизация автодорог». Она позволяет коренным образом сократить время и объёмы работ при создании паспорта автомобильной дороги. Программа формирует титульный лист автодороги, карточки на искусственные сооружения, ведомости наличия и состояния инженерного оборудования и искусственных сооружений, сводные ведомости. Кроме того, программа осуществляет в формате MS Word построение линейного графика паспорта дороги, создание паспортов на мосты.

Банк видеоданных осуществляет хранение, обработку и поиск собранной видеоинформации. Программа обеспечивает быстрый и удобный доступ к требуемым данным. Допускается как последовательный просмотр данных, так и произвольный переход на любой участок дороги.

Программа позволяет производить поиск кадров с дефектами проезжей части, инженерным оборудованием и обустройством автомобильных дорог. Имеется возможность замера линейных (вертикальных и горизонтальных) размеров элементов дороги, а также периметра и плошали участков проезжей части, содержащих дефекты. Программа обеспечивает печать видеоинформации и получение иллюстративного материала для последующего использования в отчётных документах, пояснительных записках и т.д.

В целом работы по техническому учёту, паспортизации, инвентаризации и диагностике дорог, безусловно, схожи и во многом дублируют одна другую. Это связано также и с тем, что диагностика дорог как система сложилась значительно позже, чем технический учёт, а 90-е годы были периодом реформ в отрасли. Необходимо корректирование отраслевых нормативных документов, в рамках которых должны быть осуществлены их взаимоувязка и приведение к требованиям современного уровня. Безусловно, определяющим в этом должно быть обеспечение единой информационной базы по техническим характеристикам и эксплуатационному состоянию дорог и сооружений.

21.2. Учёт движения на автомобильных дорогах

Учёт движения проводят с целью получения и накопления информации о количестве транспортных средств, проследовавших в единицу времени через данное поперечное сечение дороги в обоих направлениях или раздельно по направлениям (соответственно общая интенсивность движения и интенсивность движения по направлениям), а также о соотношении различных типов транспортных средств в потоке (состав движения).

Информацию об интенсивности и составе движения на сети автомобильных дорог используют для решения задач:

перспективного планирования развития дорожной сети;

повышения уровня безопасности движения и анализа причин дорожно-транспортных происшествий;

определения пропускной способности и уровня загрузки дорог движением;

оценки соответствия технического уровня и эксплуатационного состояния дорог требованиям движения автомобилей;

планирования и организации работ по содержанию, ремонту и реконструкции дорог и дорожных сооружений;

обслуживания участников движения и др.

Учёт движения осуществляют низовые дорожно-эксплуатационные или другие организации, имеющие лицензии на выполнение этих работ на учётных пунктах автомобильных дорог с периодичностью: на федеральных автомобильных дорогах — ежегодно; на территориальных — не реже одного раза в два года.

На международных автомобильных дорогах типа «Е» помимо проводимого ежегодного учёта необходимо один раз в пять лет (обычно в годы, оканчивающиеся на 5 и 0) проводить учёт движения в соответствии с требованиями ЕЭК ООН.

Учётные пункты представляют собой участки автомобильных дорог, оборудованные стационарными или передвижными постами для автоматизированного, комбинированного или визуального способа сбора данных об интенсивности и составе движения. Учётные пункты располагают в местах резкого изменения интенсивности движения: на подходах к крупным административным, промышленным центрам, грузо- и пасажирообразующим комплексам, у пересечений и примыканий.

Количество и расположение учётных пунктов вдоль автомобильной дороги определяется на основе существующих данных учёта движения, наличия мест, в которых имеется перепад интенсивности или состава движения не менее 15-20 %, а также требованием контроля за параметрами движения на данном участке дороги (например, на мостах, путепроводах). При расположении автоматизированных учётных пунктов на участках автомобильных дорог, где имеются стационарные пункты весового контроля, функции последних должны быть по возможности расширены с тем, чтобы обеспечить учёт интенсивности и состава движения в требуемом объёме. Передвижные лаборатории для учёта движения могут быть использованы для периодического кратковременного сбора данных и в ряде случаев заменить проведение визуального учета (рис. 21.1).

Рис. 21.1. Оборудование передвижного пункта по учёту движения

Оборудование состоит из двух стоек, которые в разобранном виде укладывают в два небольших ящика. В рабочем состоянии стойки размещают на левой и правой обочинах напротив одна другой. На одной из стоек на разных высотах размещены инфракрасные излучатели, а на другой — приёмники сигналов. При проезде автомобили пересекают лучевой барьер и на экране бортового компьютера возникает стилизованный продольный профиль, по которому определяют тип автомобиля. Система позволяет измерять также скорости движения.

Учёту подлежит весь поток механических транспортных средств по каждому направлению движения. Его можно осуществлять автоматизированным, комбинированным или визуальным способами. Применение того или иного способа учёта движения решается в зависимости от целей и задач учёта, а также оснащённости и возможности использования различных технических средств. Поскольку проведение круглосуточного визуального учёта движения требует больших затрат труда, а автоматизированный способ не всегда позволяет определять требуемое количество видов транспортных средств, допускается использование периодического кратковременного визуального сбора данных с последующим восстановлением недостающей информации.

Собранные на учётных пунктах сведения в зависимости от способа учёта движения заносятся в соответствующие формы и направляются в подразделения службы учёта движения органов управления автомобильными дорогами не реже 1 раза в квартал. В подразделениях службы учёта движения все сведения по учётным пунктам заносятся на магнитные носители и не позднее 15 числа следующего за кварталом месяца направляются в вычислительный центр для обработки и формирования автоматизированного банка данных учёта движения.

Автоматизированный учёт движения. Автоматизированный способ учёта движения предусматривает оснащение учётного пункта техническими средствами-счётчиками. Основными элементами автоматического счётчика являются: детектор, вторичный прибор и источник питания. Наибольшее распространение получили автоматические счётчики с индуктивными петлевыми датчиками, закладываемые под покрытие или укрепляемые на его поверхности на период проведения учёта движения. Счётчики с использованием этих датчиков позволяют определять состав транспортного потока, разделяя его на группы: легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили различной грузоподъёмности (лёгкие, средние, тяжёлые, очень тяжёлые, автопоезда), а также скорость движения автомобилей.

Автоматизированная система учёта движения предполагает автоматические сбор, обработку, передачу данных и включает в себя помимо автоматических счётчиков комплекс аппаратуры (компьютер, модем) и линии связи, а также программное обеспечение. Режим работы при автоматизированном учёте движения должен быть, как правило, круглосуточным в течение года.

При ремонте или замене технических средств проводится визуальный учёт движения с разделением транспортных средств на то количество видов, которое учитывалось на данном учётном пункте с помощью технических средств.

Комбинированный способ учета движения применяют при недостаточном количестве автоматических счетчиков и при невозможности получения с их помощью информации о составе транспортного потока. Данный способ предполагает применение простых технических средств (счетчиков) при визуальном сборе данных о составе транспортного потока. При комбинированном учёте движения счетчики осуществляют сбор данных об интенсивности движения круглосуточно в течение года, а визуальные наблюдения проводят периодически в учётные дни.

Разделение транспортных средств по видам осуществляется в зависимости от возможности применяемых технических средств. При визуальном сборе данных может быть выделено 9 и более групп транспортных средств (табл. 21.1).

Таблица 21.1

Номер группы транспортного средства Грузоподъёмность одиночного автомобиля и автопоезда, т Вид транспортного средства
1 Легковые автомобили, мотоциклы всех марок
2 Автобусы особо малого класса (типа РАФ, УАЗ)
3 Автобусы (типа КАвЗ, ПАЗ, ИЗАС)
4 Автобусы (типа ЛАЗ, ЛИАЗ)
5 Автобусы (типа IKARUS, ТАМ, MERCEDES-BENZ)
6 До 2,0 Лёгкие грузовые
7 2,1-6,0 Средние грузовые
10,0-14,0 Автопоезд
10,0-14,0
8 6,1-10,0 Тяжелые грузовые
14,1-18,0 Автопоезд
9
9 Свыше 10,0 Очень тяжёлые грузовые
Свыше 18,0 Автопоезд
20,1-30,0

Примечания. 1. 7А-9А — автопоезда в составе тягача данной группы транспортного средства и прицепа; 7Б-9Б — автопоезда в составе седельного тягача данной группы транспортного средства и полуприцепа. 2. Грузоподъёмность (номер группы транспортного средства) специализированного подвижного состава определяется грузоподъёмностью соответствующего базового автомобиля. 3. Указанные в таблице группы транспортных средств включают;

Легковые автомобили (отечественного и иностранного производства);

Автобусы особо малого класса УАЗ 2206; РАФ-2203-01; ЗИЛ-3207 «Юность»;

Автобусы КАвЗ-3976; ПАЗ-3205, -3206, -672М, -НЗАС-3964, -4951, -4208;

Автобусы ЛАЗ-695Н, -699, -42021, -4207; ЛиАЗ-677М, -5226;

Автобусы IKARUS-543.26, -260.50, -263.00, -415.08, 250.93, -256.74, -350.00, 365.10; MERCEDES-BENZ 0302CY; ТАМ-260А119Т;

Грузовые малотоннажные автомобили ИЖ-27156, -2715-01, -27151-01; АЗЛК-2335; ЕрАЗ-762В; УАЗ-33741, -3303, -3909; ГАЗ-330211 «Газель»;

Бортовые автомобили ГАЗ-52-12, -3303; ЗИЛ-431510, -433100.

Бортовые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-66-11; ЗИЛ-157; КД-131Н; Урал-4320-01; КамАЗ-43101.

Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-3507-01; САЗ-3508; КАЗ-4540-01; «Колхида»; ЗИЛ-ММЗ-554М, -4502, -4510;

Седельные тягачи ЗИЛ-441510, -ММЗ-4313-157 КДВ, -13IHB; Урал-4420-01, -44202-01;

8. Бортовые автомобили повышенной проходимости Урал-43202-01; КамАЗ-43105, -43106; КрАЗ-25561,-260.

Автомобили-самосвалы MA3-555I, -5549; Урал-5557; КамАЗ-55102.

Седельные тягачи КамАЗ-5410, -5415; МАЗ-54331, -54326; КрАЗ-260В.

Бортовые автомобили КаМАЗ-5325; КрАЗ-250;

Автомобили-самосвалы КамАЗ-55111; КрАЗ-256Б1;

Седельные тягачи КамАЗ-5425, -54112; МАЗ-54323, -64226, -64229, -64221, -64224; КрАЗ-258Б1; ЛИАЗ; IVЕСО; MERCEDES-BENZ; RENAULT; VOLVO.

Однако с увеличением количества выделяемых групп существенно возрастают затраты на учёт. Поэтому решение о необходимом количестве выделяемых групп принимается в каждом случае органом управления дорогами.

При проведении учёта движения на автомобильных дорогах сети «Е» деление транспортных средств по видам осуществляется в соответствии с рекомендациями ЕЭК ООН (TRANS/WP.6/AC.2/14Add. 1).

Визуальный учёт движения. Визуальный учёт движения предполагает периодический контроль интенсивности и состава транспортных средств и применяется в случае отсутствия технических средств, а также при выходе их из строя (на время ремонта или замены).

Визуальный учёт движения может быть использован (по специальной методике, в том числе и с остановкой транспортных средств) для сбора данных на отдельных участках автомобильных дорог для определения дальности перевозок, маршрута следования, степени загруженности транспортных средств и т.д.

Другие автомобили иностранного производства относят к определённому номеру группы транспортного средства в зависимости от их грузоподъёмности и нагрузки на оси.

Ввиду трудоёмкости визуального способа учета движения во многих странах применяют кратковременные наблюдения продолжительностью в несколько часов (от 1 до 6 часов) — выборочный учёт.

Методы выборочного учёта основаны на установленных экспериментальных зависимостях между объёмом движения за определённый период суток и суточной интенсивностью движения и вычислении значений коэффициентов пересчёта. Значения коэффициентов пересчёта зависят от типа дороги (федеральные, территориальные), сезона года и носят локальный характер.

Собранные на учётных пунктах сведения об интенсивности и составе движения заносят в соответствующие формы или на магнитные носители (в зависимости от способа учёта) и отправляют в вычислительный центр для формирования автоматизированного банка данных учёта движения, который ежегодно пополняют и хранят в вычислительном центре и выдают заинтересованным организациям в установленном порядке.

21.3. Автоматизированные банки дорожных данных

Виды и состав автоматизированных банков дорожных данных. Автоматизированные банки дорожных данных являются важнейшим элементом системы управления состоянием автомобильных дорог.

Они представляют собой автоматизированные информационно-аналитические системы, содержащие периодически обновляемую информацию об автомобильных дорогах, искусственных сооружениях, движении автотранспортных средств, ДТП, объектах сервиса и др. Кроме того, автоматизированные банки дорожных данных содержат комплекс расчётно-аналитических программ, позволяющих выполнять оценку состояния автомобильных дорог, а также решать комплекс вопросов, связанных с управлением состоянием автомобильных дорог. В табл. 21.2 приведён перечень типичных задач, решаемых на основе автоматизированных банков дорожных данных.

Примерный состав отраслевого автоматизированного банка дорожных данных АБДД «ДОРОГА»

Общие данные по дороге (категория, ДКЗ и т.д.) Интенсивность и состав дорожного движения Сцепные свойства покрытия Ровность покрытия Прочность дорожной одежды Дефекты дорожного покрытия Туннели, галереи, подпорные стенки
Геометрические параметры элементов дороги Привязка километровых знаков, реперов, границ Видимость проезжей части дороги Снегозащитные сооружения Стационарные посты ДПС Стационарные пункты весового контроля Водопропускные трубы
Населённые пункты Мостовые сооружения Подземные переходы Дорожные знаки Схема дорожной одежды Автобусные остановки Примыкания и пересечения
Пешеходные дорожки и тротуары Стационарные пункты автоматизированного учёта дорожного движения Адреса и виды ремонтных работ и работ по реконструкции дорог Дорожные здания и сооружения Элементы земляного полотна и системы водоотвода Станции технического обслуживания Противошумовые и противоослепляющие экраны
Обочины Освещение Коммуникации Разметка Развязки АЗС ДТП
Площадки отдыха Лесополосы Объекты сервиса Вызывная связь Ограждения Автовокзалы Метеостанции

Комплекс расчётно-аналитических программ, входящих в структуру общеотраслевых банков данных, ориентирован в основном на решение вопросов, связанных с управления состоянием сети федеральных автомобильных дорог, в том числе с обеспечением безопасности дорожного движения, планированием отраслевого бюджета, планированием текущих и среднесрочных ремонтных работ, оценкой качества выполненных ремонтных работ. Локальные банки дорожных данных функционируют в различных органах управления дорожным хозяйством и могут включать в себя помимо параметров, входящих в отраслевой банк данных, ещё и модули, отвечающие за бухгалтерский блок, документооборот, складское хозяйство, производство и хранение строительных материалов, машинный парк, проектирование и т.д. Некоторые локальные банки дорожных данных могут быть состыкованы с модулями, отвечающими за технический учёт и паспортизацию автомобильных дорог, а также за дислокацию дорожных знаков и разметки. В качестве примера можно назвать следующие локальные банки дорожных данных: АБДД «ТИТУЛ 2000» (разработчик — Саратовский НПЦ «РОСДОРТЕХ»), АБДД «Комплексная автоматизированная система» (разработчик — АОЗТ «Терра»), БД РУАД «Горно-Алтайавтодор» (разработчик — ООО «Гео-ИнТех-Сибирь»), БД — «Паспорт дороги» (разработчик — ТОО «ИНТЕХ»), АБДД «КОУПДОР» (разработчик — «ГУ ВЛАДУПРДОР») и др.

Банки дорожных данных могут быть реализованы на базе различных программных продуктов (современные версии MS SQL Server, Oracle, Delphi, Visual FoxPro, IBM DB2, Informix и др.). В целом автоматизированные банки дорожных данных должны содержать:

систему управления базами данных;

систему обработки информации (включая систему создания сетевых объектно-ориентированных приложений типа «клиент-сервер»);

системы ввода, редактирования и представления данных;

системы авторизации, обработки запросов и отправления запросов на удалённую обработку, удовлетворяющие стандартным требованиям.

Основным требованием к отраслевым и локальным банкам данных является их совместимость с создаваемой в дорожной отрасли системой комплексного информационно-телекоммуникационного обеспечения, а также возможность перекрёстного использования баз данных. Перспективным направлением развития автоматизированных банков дорожных данных является их совместное использование с геоинформационными технологиями, позволяющими определять точное местоположение объектов, их размеры, расстояния и создавать цифровые карты и схемы.

Помимо автоматизированных банков дорожных данных существуют специализированные банки данных, ориентированные на паспортизацию автомобильных дорог, инвентаризацию объектов дорожного хозяйства, учёт ДТП, ведение кадастра земель, разработку проектов дислокации дорожных знаков и разметки и т.д. Кроме того, в системе государственного органа управления дорожным хозяйством функционирует отраслевой банк мостовых данных «МОНСТР» (разработчик — МАДИ).

Формирование автоматизированных банков дорожных данных. Автоматизированные банки дорожных данных формируются и систематически обновляются на основе результатов диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений. Данные, используемые для формирования банков дорожных данных, делятся на три группы:

исходные данные о дорогах и искусственных сооружениях, получаемые в органах управления дорожным хозяйством;

результаты полевых обследований дорог и искусственных сооружений;

данные о ДТП и параметрах дорожного движения автотранспортных средств.

Исходные данные о дорогах и искусственных сооружениях получают на основе проектно-сметной документации, технических паспортов дорог, результатов инвентаризации дорог, планов ремонтных работ, результатов сезонных осмотров, стандартных форм отчётности и т.д. Полученные исходные данные заносят непосредственно в соответствующие базы банка дорожных данных.

Результаты полевых обследований дорог и искусственных сооружений в зависимости от вида измерений перед занесением в соответствующие базы данных нуждаются в предварительной обработке. При использовании некоторых специализированных передвижных лабораторий, оснащённых специальным оборудованием, часть геометрических параметров автомобильных дорог, данные о пройденных расстояниях, ровности и сцепных свойствах дорожных покрытий регистрируются, обрабатываются и вносятся в базы данных в автоматическом режиме. При оценке прочности нежёстких дорожных одежд используются результаты многих разнотипных измерений, в связи с чем возникает необходимость их предварительной обработки. Результаты измерений, выполненных с помощью специального оборудования, вносят в полевые журналы, подвергают предварительной обработке и только после этого заносят в соответствующие базы данных.

Читайте также:  Акт проведения основных работ по строительству

Данные о ДТП получают обычно из специальных карточек, составляемых в органах ГИБДД. Данные об интенсивности и составе транспортных потоков получают с помощью автоматизированных учётных пунктов или на основе выборочных визуальных наблюдений. Всю эту информацию вносят в соответствующие базы данных.

Любой автоматизированный банк дорожных данных должен иметь систему ввода информации. Эта система должна обладать следующими свойствами:

автоматическая защита от ввода чисел недопустимой разрядности;

возможность корректировки неверно введённых данных;

возможность оперативного просмотра введённых данных.

После формирования баз данных по участкам дорог, отдельным дорогам или группе дорог выполняются их предварительные проверки на полноту и взаимную совместимость. Все обнаруженные недостатки должны быть устранены до объединения баз данных в единый банк. Затем проверенные базы данных объединяют в отраслевой или локальный банк дорожных данных.

При сдаче/приёмке подготовленных баз для формирования банка дорожных данных выполняют окончательный контроль качества собранной информации с помощью специальных прикладных программ. Эти программы контролируют полноту информации, совместимость данных, непрерывность данных, стыковку данных на границах, взаимную привязку объектов. Кроме того, должна быть обеспечена совместимость сформированного банка дорожных данных с банками данных прошлых лет.

Различные виды данных в зависимости от скорости изменения соответствующих параметров и трудоёмкости их определения могут обновляться с разной периодичностью. В табл. 21.4 приведены рекомендуемые нормативы периодичности обновления основных параметров входящих в банки дорожных данных.

Источник: nashaucheba.ru

МДК 04.01. Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений
материал

4. Выполнить практическую работу: ознакомиться с нормативной базой и документацией, касающейся учета и паспортизации а/д, используя приведенные ниже ссылки, а также другие интернет-ресурсы:

Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений

  1. Задачи технического учета и паспортизации автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений.
  2. Порядок проведения технического учета и паспортизации.
  3. Компьютерный (автоматизированный) учет технической паспортизации автомобильных дорог и аэродромов и их сооружений.
  4. Основные понятия по созданию, функционированию и использованию системы управления базами дорожных данных.
  5. Документы, составляемые при техническом учете и паспортизации автомобильных дорог.

ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ, ПАСПОРТИЗАЦИЯ, ОХРАНА ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ

22.1. Задачи и порядок проведения технического учета и паспортизации

Цели учета и паспортизации. Дороги и сооружения на них, испытывая нагрузки от автомобилей и природных факторов, со временем изнашиваются. Возникает потребность в установлении данных о протяженности и техническом состоянии дорог и сооружений. С этой целью проводят технический учет дорог.

Главная цель технического учета — сбор и систематизация данных для рационального планирования и организации работ по содержанию и ремонту дорог, а также управления дорогами. Технический учет и паспортизация включают в себя сплошную инвентаризацию, проводимую один раз в 8 —10 лет, и ежегодную паспортизацию автомобильных дорог. Инвентаризацию проводят на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Техническому учету и паспортизации подвергают все автомобильные дороги общего пользования (каждую дорогу в отдельности).

Основными элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, устройства и обстановка дороги, здания автотранспортной службы.

Техническую инвентаризацию проводят по дорогам, на которые отсутствует технический паспорт или его данные требуют уточнения. В процессе технической инвентаризации:

  • уточняют перечень автомобильных дорог общего пользования, их наименование и протяженность;
  • устанавливают или уточняют геометрические параметры автомобильных дорог;
  • определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд;
  • проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений;
  • учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения;
  • проводят учет инженерных обустройств и обстановки и дают им общую оценку;
  • собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств;
  • устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.

При технической инвентаризации используют данные текущего технического учета и паспортизации, проводимого постоянно в порядке, установленном Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Материалом технического учета являются:

  • технический паспорт дороги с линейным графиком;
  • учетные карточки на мосты, путепроводы, трубы, служебные, производственные и жилые здания;
  • учетные ведомости наличия и технического состояния мостов, тоннелей, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, переходно-скоростных полос, дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств, озеленения, тротуаров и пешеходных дорожек, съездов, укреплений обочин, коммуникаций в пределах полосы отвода;
  • ведомость размеров полосы отвода;
  • сводная ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них;
  • полевой журнал обследования дорожной одежды.

Все материалы технического учета объединяют в паспорт дороги , представляющий собой сводный документ с данными о техническом и экономическом состоянии дороги и содержащий все первичные (на момент приемки) и ежегодные сведения за весь период службы дороги, включая данные о текущих и капитальных ремонтах, реконструкции. Паспортизация — это комплекс полевых и камеральных работ по обследованию и измерению дорог и дорожных сооружений, обработке и анализу этих данных в целях составления документов технического учета.

Порядок технического учета и паспортизации, применяемые средства. Общее руководство техническим учетом и паспортизацией автомобильных дорог осуществляют дорожные управления и их подразделения, создающие специальные партии или группы для паспортизации дорог. К проведению технического учета и паспортизации привлекают научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие специализированные организации по договорам, заключаемым в установленном порядке.

Работы по техническому учету и паспортизации подразделяют на полевые и камеральные.

К полевым работам относят натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений. Проводят первичные и ежегодные натурные обследования. Первичные обследования выполняют не чаще чем через 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дороги произошли такие изменения, выявить которые без натурных обследований невозможно. Ежегодные обследования проводят в целях выявления изменений, происшедших на дорогах и сооружениях за истекший год, для того чтобы внести эти изменения в документы технического учета и паспортизации по состоянию на 1 января следующего года. Технический учет и паспортизацию вновь построенных или реконструированных дорог проводят не позднее, чем через полгода после утверждения актов государственной приемочной комиссией.

К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований, на основании которых оформляют документы технического учета.

Дорожная организация составляет документы в двух экземплярах (кроме сводной ведомости на каждую обслуживаемую дорогу или ее участок), а карточки на мосты (путепроводы) — в пяти экземплярах. Первый экземпляр документации вместе с четырьмя экземплярами карточек на мосты (путепроводы) пересылают в дорожное управление, которое на основании материалов, представленных дорожными организациями, составляет паспорт и сводную ведомость дороги по форме Э-21, а также ведомости наличия и технического состояния зданий и сооружений. Второй экземпляр дорожная служба оставляет у себя.

Паспорт и сводную ведомость по форме Э-21 составляют в трех экземплярах; первый экземпляр и карточки на мосты (путепроводы) представляют в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), второй остается в дорожном управлении, а третий является обменным. При изменении каких-либо данных технического учета дорожная организация ежегодно вносит поправки в документацию, представляемую в дорожное управление, которое корректирует свой обменный экземпляр паспорта и обменный экземпляр направляет в Росавтодор. Получив обменный экземпляр, Росавтодор сверяет его со своим экземпляром и последний высылает в дорожное управление для внесения изменений.

Все технические данные, включаемые в паспорт и документы технического учета, получают по результатам полевых и камеральных работ. Полевые работы выполняют специализированные партии, создаваемые дорожными управлениями, организациями и подразделениями.

Качество дорожного покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учетом проводимых сезонных осмотров детальных обследований автомобильных дорог по трехбалльной системе. Толщину дорожной одежды определяют на каждом поперечнике в трех местах из расчета три поперечника на 1 км. Замер с устройством лунок делают только при отсутствии технической документации. На мостах и путепроводах снимают все основные размеры и габариты, в том числе подмостовые.

Линейный график (разд. 6 паспорта) вычерчивают в масштабе 1:20 ООО. Для сбора информации о состоянии дорог, необходимой при составлении паспорта, применяют передвижные лаборатории, приборы и оборудование.

22.2. Автоматизированная система технической паспортизации дорог и создание банка дорожных данных

Автоматизированная система сбора и обработки информации о параметрах и состоянии дорог имеет целью установить фактический уровень качества дорог, сооружений, дорожного движения.

Система должна обеспечивать быстрый и всесторонний сбор информации о техническом состоянии дорог и сооружений. Это может быть выполнено традиционными методами обследований, полуавтоматическими или автоматизированными, с применением современных ходовых лабораторий по записи геометрических характеристик (типа «Трасса», прочности одежд УДН, МАДИ, УНК, КАДИ, ДИНА), ровности, сцепных качеств и шероховатости покрытий толчкомерами или установками ПКРС.

Система должна допускать автоматизированную обработку собранных данных, накопление, хранение и выдачу необходимой информации. В результате накопления информации дорожная служба на различном уровне должна иметь банк данных о состоянии дорог и сооружений на любом участке и возможность их быстрого получения.

Автоматизированные системы сбора и обработки информации о состоянии дорог должны допускать решение инженерных и экономических задач для дорожной службы: определение технического состояния (уровня) дорог и сооружений на любом участке и в любой период года, технический учет и паспортизацию дорог, установление и прогнозирование межремонтных периодов, оптимальное планирование ремонтных работ, данные о ДТП, оценку безопасности движения на различных участках, оценку дорожного движения и пропускной способности дорог на напряженных участках и т.д.

Разработка и внедрение таких систем требуют значительных средств и подготовленного персонала. Созданы информационно- поисковые системы (ИПС) типа «Мост», «Дорога», «Дорожное движение» и др. Ведутся активные работы по созданию автоматизированной системы технической паспортизации автомобильных дорог (АСТП АД) и автоматизированного банка дорожных данных (АБДД).

В общем случае техническая паспортизация как система состоит из двух подсистем: информационно-измерительной (ИИС) и информационно-поисковой (ИПС). Разрабатываемая и частично функционирующая АСТП АД решает эти вопросы комплексно.

Основными задачами АСТП АД являются:

  • обследование и измерение плана трассы, продольного и поперечного профилей, ровности и скользкости покрытия, прочности дорожных одежд;
  • оценка степени разрушения покрытия, состояния земляного полотна и искусственных сооружений, обстановки пути и обустройства;
  • измерение характеристик транспортного потока и условий движения;
  • обработка данных и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог и сооружений на них;
  • хранение и обновление данных;
  • обеспечение отрасли исчерпывающей информацией об обслуживаемых автомобильных дорогах с подготовкой справок на запросы, данных по статической отчетности, паспортов автомобильных дорог.

В состав АСТП АД входят подсистемы сбора и обработки:

  • информации по основным геометрическим параметрам автомобильных дорог («Трасса»);
  • данных о прочностных характеристиках дорожных одежд («Прочность»);
  • информации об эксплуатационном состоянии проезжей части («Состояние»);
  • данных о движении («Движение»);
  • информации о технических характеристиках и состоянии земляного полотна (неавтоматизированная подсистема);
  • информации о состоянии водоотводных и водопропускных сооружений, элементов обустройства дороги, обстановки, а также данных по дорожно-транспортным сооружениям («Обустройство»).

Как и при традиционном способе паспортизации автомобильных дорог основным документом АСТП АД является технический паспорт, который представляет собой отпечатанные формуляры, содержащие таблицы технических и эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. Все формуляры брошюруют в к^шгу, образующую технический паспорт формата 422 х 305 мм. В последующем в эти формуляры вносят все изменения в состоянии дороги.

Постоянно обновляемые сведения о состоянии автомобильных дорог служат основой АБДД. Под автоматизированным банком понимается организационно-техническая система, представляющая собой совокупность баз данных пользователей, технических (мощные ЭВМ, мини-ЭВМ) и программных средств формирования и ведения этих баз и специалистов, обеспечивающих функционирование системы.

Структура АБДД включает в себя справочно-информационный фонд и программное обеспечение. Справочно-информационный фонд составляют базы данных «Словари», «Структура», «Состояние дорог», «Нормативы», «Архив» и «Администратор». Информацию о технико-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог группируют по однородности в оперативные файлы и образуют базу данных «Состояние дороги».

Программное обеспечение АБДД включает в себя общее математическое обеспечение и специальное математическое обеспечение. Специальное математическое обеспечение включает в себя прикладные программы, расширяющие возможности общего математического обеспечения и придающие направленность, соответствующую специфике АБДД. В пакет прикладных программ входят программы обращения пользователя к АБДД и программы, направленные на решение определенных задач. Эти задачи для первой очереди АБДД можно разбить на три класса: информационно-справочные; сопоставительные (оценочные); задачи, характеризующие изменение параметров дорог во времени.

Автоматизированный банк дорожных данных — сложная че- ловекомашинная система, поэтому его основным элементом является служба поддержания АБДД. Разработка и использование АБДД наиболее эффективна в составе автоматизированных систем паспортизации, когда на одном уровне решаются задачи как сбора, так и обработки информации о состоянии автомобильных дорог.

22.3. Учет интенсивности движения

Для решения задач организации дорожного движения, назначения и выбора мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог дорожная служба должна систематически изучать, накапливать и анализировать данные о дорожном движении на участках в различные периоды года. Изучение сводится к сбору информации по интенсивности, составу и скорости движения транспортных потоков, распределению транспортных средств по длине дороги в разные периоды года, недели и суток от осевых нагрузок автомобилей. Полные данные о закономерностях дорожного движения получают при специальных обследованиях дорог. Дорожная служба ведет систематический учет интенсивности и состава движения. Существует несколько методов проведения учета интенсивности движения.

Сплошной метод предусматривает (на данном участке) непрерывное во времени изучение дорожного движения. При этом ведут сплошное почасовое изучение в течение 24 ч и, аналогично, посуточно для недели, месяца, сезона, годового периода. Это самый надежный, но самый трудоемкий и дорогой метод учета.

При выборочном методе характеристики потока оценивают только на отдельных учетных пунктах или только в определенное время.

Выборочный компенсаторский метод состоит в том, что число, место и продолжительность учета движения назначают по правилам, основанным на законах теории вероятности и математической статистики, а затем после обработки получают (восстанавливают) интенсивность движения на всех учетных пунктах за сутки, неделю или другой отрезок времени. Этот метод основан на том, что практически почти все суточное движение проходит в течение 10.

14 ч. В отдельных случаях на подъездных дорогах в промышленных районах движение осуществляется в течение 16. 18 ч/сут. Отношение интенсивности движения в часы пик к средней суточной интенсивности колеблется в сравнительно узких пределах: 0,1 . 0,07 для магистральных дорог (наиболее часто 0,08. 0,07) и 0,15. 0,25 для дорог низших категорий.

Эта же закономерность прослеживается в годовом периоде. Подсчет транспортных средств, проходящих по автомобильным дорогам, производится автоматическими приборами (счетчиками) или визуально.

Учет движения проводят на всех дорогах федерального, республиканского и на важнейших дорогах областного и местного значений. Учет ведут с разделением автомобилей по группам: легкие грузовые (грузоподъемностью до 2 т); средние грузовые (грузоподъемностью 2,1. 5 т); тяжелые грузовые (грузоподъемностью 5,1 . 8 т); очень тяжелые грузовые (грузоподъемностью более 8 т); автомобильные поезда (по соответствующим весовым категориям); легковые автомобили, автобусы.

Учетные пункты учета в зависимости от назначения могут быть постоянными и передвижными. Постоянные учетные пункты предназначены для получения данных, характеризующих общие закономерности движения транспортных потоков, изменение интенсивности и состава движения в течение года, недели и по часам суток. На постоянных учетных пунктах, как правило, ведется круглосуточный учет движения. Передвижные учетные пункты предназначены для получения информации о движении по всем звеньям сети, включая дороги местного назначения. На передвижных пунктах предусматривается кратковременный учет интенсивности и состава движения.

Учетные пункты размещают в местах резкого изменения интенсивности движения, к числу которых относят пересечения автомобильных дорог, подъезды к городам, примыкания к основной дороге других дорог и т.д. Учет движения транспортных средств на дорогах дорожные организации проводят ежегодно 4-го и 19-го числа каждого месяца независимо от способа его проведения (автоматическими приборами или визуально). В эти дни учет движения проводят непрерывно в течение суток с 0.00 до 24.00 по местному времени. Для выяснения особенностей и характера движения в дни общесоюзных и местных праздников, массовых мероприятий учет проводят при необходимости.

Комплекс технических средств для учета включает в себя дополнительно аппаратуру регистрации транспортных средств, средства записи и передачи информации о движении. Комплекс может быть переносным, установлен на учетном пункте постоянно либо смонтирован на ходовых лабораториях по учету интенсивности и состава движения.

В последнее время большое распространение получили автоматические счетчики с индуктивными петлевыми датчиками, которые закладывают под покрытие. Простейшие из них позволяют распознавать транспортный поток легковых и грузовых автомобилей и измерять суммарную интенсивность движения — к ним относят счетчики АСД-5М и КП-202.

На основании данных учета ведется систематическое накопление информации об интенсивности и составе движения на дорогах. Используя многолетние наблюдения, прогнозируют его изменение в перспективе.При прогнозе интенсивности движения по дорогам различной категории на короткий срок (2—5 лет) используют линейную зависимость

где N 0 — интенсивность в начальный (базовый) год; q — средний темп роста интенсивности за последние 8—15 лет; Т — прогнозируемый год.

Прогноз движения на дорогах III—V категорий на более продолжительный период (до 20 лет) производят на основе выражения

Среднегодовой темп роста интенсивности движения в стране колеблется в пределах 0,01 . 0,04, в редких случаях до 0,07 и существенно зависит от наличия промышленности в данном районе, численности населения, плотности сети дорог.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
Загрузка ...