Под комплектно-блочным методом строительства (КБС) понимается сооружение объекта из комплекта блоков. Для его реализации необходима система взаимоувязанных технических, экономических и организационных мероприятий по агрегированию оборудования, технологических, несущих и ограждающих конструкций в блоки высокой заводской готовности различных типов и назначения. Таким образом достигается перенос максимального объема строительных и монтажных работ со строительной площадки в сферу промышленного производства (на предприятия-поставщики или сбо-рочно-комплектовочные предприятия строительной индустрии) и обеспечивается повышение уровня индустриализации строительства.
При КБС весь промышленный объект формируют из блоков. Если в существующей системе строительного производства имеет место их частичное применение, то в этом случае речь идет о строительстве с применением блоков, причем объем применения блоков может быть выражен коэффициентом блочности, определяемым как отношение сметной стоимости блоков к общей стоимости объекта.
Подбор запчастей в каталогах
Термин «комплектно-блочный» обозначает два явления: повышение заводской и эксплуатационной готовности систем объекта строительства (блочность) и перенос со строительной площадки в промышленность организационно-технической подготовки к строительству (комплектование объекта из блоков). При строительстве с применением блоков частично присутствует первый элемент (блочность) и отсутствует второй. В случае реализации второго элемента и отсутствия блочности применяют термин «комплектные поставки».
В СНиП 3.05.05—84 регламентировано определение комплектно-блочного метода монтажа (КБМ), под которым понимается организация монтажа технологического оборудования и трубопроводов с максимальным переносом работ со строительной площадки в условия промышленного производства, с агрегированием оборудования, трубопроводов и конструкций в блоки на предприятиях-поставщиках, а также на сборочно-комплектовочных предприятиях строительной индустрии и строительно-монтажных организаций с поставкой их на стройки в виде комплектно-блочных устройств.
Блок агрегированного оборудования — конструктивно законченный комплекс технологического, инженерного и других видов оборудования высокой заводской и монтажной готовности, предназначенный для осуществления основных или вспомогательных технологических процессов. Блоки разделяются по видам оборудования. Применительно к технологическому оборудованию используют термин «технологический блок», т.е. блок, предназначенный для реализации гидравлических, массо- и теплообменных, химических, биологических и механических процессов ,ч Ниже приведены основные термины и определения КБС.
Объект в комплектно-блочном исполнении состоит из комплектно-блочных устройств (КБУ) одноцелевого назначения. КБУ собирают на специализированном предприятии или на месте монтажа из комплекта блоков, блок-контейнеров, боксов, блок-боксов, суперблоков или их различных сочетаний и заготовок межблочных коммуникаций.
Java для начинающих. Урок 31: Классы-обертки примитивных типов данных.
Блочное устройство (БУ) — обобщенное понятие, включающее в себя блоки, блок-контейнеры, боксы, блок-боксы, суперблоки полной заводской готовности.
Строительно-технологический блок — транспортабельное устройство в виде совокупности оборудования и строительных конструкций, смонтированных на общем основании, и вписывающееся в габариты погрузки транспортных средств.
Блок-контейнер — блок с индивидуальным укрытием (контейнером), внутри которого создается микроклимат, необходимый для работы установленных оборудования и приборов, а доступ к ним для обслуживания и ремонта обеспечивается, как правило, извне.
Бокс транспортабельное здание из легких строительных конструкций, вписывающееся в габариты погрузки транспортных средств.
Блок-бокс — бокс с установленным технологическим оборудованием и инженерными системами.
Суперблоком называется комплектно-блочное устройство или его часть, размеры которого превышают габариты погрузки транспортных средств.
Блок-здание — здание, монтируемое из блоков или из блоков и комплектных строительных конструкций.
Бокс трансформируемый бокс, конструктивное устройство которого предусматривает увеличение его размеров на период эксплуатации.
Складывающаяся секция — пространственная строительная конструкция, состоящая из кровельной и шарнирно присоединенных к ней стеновых частей, складывающихся при транспортировке в пакет.
Складывающееся комплектное здание (СКЗ) — секционная пространственная строительная конструкция, набираемая из однотипных складывающихся секций.
Сотовая компоновка здания предусматривает стыковку блоков продольными и (или) торцевыми сторонами с установкой их рядами и (или) ярусами под коммуникационным этажом.
Межблочные коммуникации — коммуникации, соединяющие блоки в пределах КБУ.
Коммуникационный этаж « пространство, устраиваемое в блок-зданиях для размещения коммуникаций.
Сборочно-комплектовочным называется предприятие, входящее в состав строительно-монтажной организации, основным видом деятельности которого является приемка материалов и оборудования, изготовление и испытание блочных устройств, а также передача их для доставки на строительную площадку.
Одним из главных факторов, влияющих на эффективность КБМ, является применение технологических блоков как изделий машиностроения. При этом уровень заводской готовности, блочности, монтажной технологичности и комплектности оборудования, номенклатуру и состав блоков, объемы контрольной заводской сборки и испытаний устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 15.005-86, 24444-87, 1.3-85, 14.201-83, СНиП 3.05.05-84 и «Положения о проектировании, производстве, поставке, вводе в эксплуатацию, наладке и доводке комплексов машин, оборудования и приборов, поставляемых комплектно потребителям», утвержденного постановлением ГКНТ СССР, Госплана СССР, Госстандарта СССР, Госснаба СССР и Госстроя СССР от 12 ноября 1986 r.N 517/233/9/184/53. Разработка, изготовление и поставка оборудования должны обеспечивать оптимальные затраты труда, средств и времени его монтажа и наладки при надлежащем качестве работ.
Конструкторскую документацию отрабатывают на монтажную технологичность по ГОСТ 14.201—83 с целью снижения трудоемкости монтажа оборудования, технологический контроль проводят по ГОСТ 2.121—73 для выявления ее соответствия требованиям ГОСТ 24444—87 и технического задания на разработку и постановку оборудования на производство, к составлению которого в обязательном порядке должны привлекаться монтажные организации. С их же участием по результатам контроля оформляется экспертное заключение, являющееся неотъемлемой частью технического проекта оборудования.
С учетом условий транспортирования в техническом задании, конструкторской и нормативно-технической документации предусматривают поставку оборудования, как правило, в собранном виде после испытаний на предприятии-изготовителе.
Оборудование смазки, гидравлики, охлаждения, межступенчатое оборудование компрессоров и др. вместе с трубопроводами, коммуникациями и деталями для присоединения КИПиА должны выполняться в виде технологических блоков или, в зависимости от конструктивного исполнения, изготовляться в виде сборочных единиц, установленных на общей опорной конструкции (раме).
В конструкторской документации на оборудование, подлежащее выверке при монтаже, должны быть указаны выверочные базы, обозначающие места фиксации осей оборудования, а также площадки или поверхности для установки уровней и других накладных средств измерения. В качестве выверочных баз могут быть использованы отдельные детали и (или) поверхности оборудования, к которым имеется свободный доступ для проведения в процессе монтажа необходимых измерений. Выбор выверочных баз должен обеспечивать необходимую точность контроля допускаемых отклонений на монтаже при помощи стандартных средств измерений и контроля без разборки оборудования.
В конструкции оборудования, подлежащего на монтаже выверке с поворотом вращающихся частей (валов), предусматривают валоповоротное устройство, если усилие поворота, приложенное к вращающейся части, превышает 300 Н при длине рычага 1 м.
Конструкция вертикальных сосудов, подлежащих испытанию на прочность или герметичность на месте эксплуатации, должна обеспечивать возможность заполнения и удаления испытательной среды как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Если оборудование в собранном виде является нетранспортабельным, то при отработке его на монтажную технологичность в составе конструкторской или технологической документации выполняют схему (чертеж) разбивки оборудования на поставочные части с увязкой ее с монтажно-маркировочными и сборочными чертежами.
Конструкция сборочных единиц и поставочных частей должна удовлетворять следующим требованиям: предусматривать базовую составную часть, являющуюся основой для расположения примыкающих составных частей; обеспечивать высокую точность установки крупногабаритных поставочных частей со встроенными элементами необходимых размеров для размещения приборов, замеряющих положение базовых поверхностей; компоновка должна обеспечивать общую сборку оборудования без промежуточной разборки и повторной сборки поставочных частей; места соединения составных частей между собой должны быть доступны для механизации сборочных работ, контроля качества соединений и не требовать дополнительной обработки сопрягаемых поверхностей, кроме технологически обоснованных случаев, указанных в технической документации.
На оборудовании и поставочных частях предусматривают стандартные или индивидуального исполнения строповые устройства для погрузочно-разгрузочных работ, сборки поставочных частей в монтажные блоки, а также их кантовки (если это предусмотрено условиями транспортирования или монтажа). Для строповки используют также конструктивные элементы оборудования, указанные на сборочных чертежах.
Схемы строповки для агрегатов, механизмов и блоков (транспортируемых частей) указывают в сборочных чертежах или непосредственно на грузовых местах оборудования, транспортируемого в упаковке. Конструкция монтажных стыков поставочных частей нетранспортабельного в сборе оборудования должна обеспечивать возможность повторяемости в монтажных условиях их заводской сборки и выполнение этих работ наиболее прогрессивными и безопасными методами (с применением механизированного инструмента, автоматических способов сварки и т.п.). Для этого предприятие-изготовитель снабжает монтажные стыки сборочными (центрирующими, стягивающими, фиксирующими и др.) деталями (устройствами). Конструкцию монтажных стыков выполняют с учетом возможности укрупнения поставочных частей в монтажные блоки.
Расположение, форма, размеры и допуски должны обеспечивать удобство сборки монтажных стыков и контроль качества работ стандартными метрологическими средствами.
В конструкторскую документацию на монтажные стыки включают: монтажно-маркировочную схему стыка с указанием сборочных рисок; указания по сборке резьбовых, сварных и др. соединений и контролю качества работ с перечнем и характеристиками необходимого для этого оборудования, устройств, инструмента и приборов; карты контрольных замеров, входящие в паспорта качества, с указанием фактических данных при заводской контрольной сборке, точек замеpa при монтаже и допускаемых отклонений; чертежи центрирующих, стягивающих и фиксирующих деталей (устройств), поставляемых в комплекте с оборудованием для сборки монтажных стыков.
Поставочные части в местах монтажных стыков и относящиеся к ним детали маркируют ударным способом, краской и др. методами, обеспечивающими сохранность обозначения при транспортировании, хранении и монтаже оборудования. При маркировке ударным способом соответствующие места отмечают яркой несмываемой краской.
Монтажные стыки следует собирать преимущественно с применением резьбовых соединений (в том числе на высокопрочных болтах). Монтажные отверстия выполняют на предприятии-изготовителе/ на проектный диаметр. Соединения на призонных болтах допускаются только в технически обоснованных случаях, когда невозможно выполнить соединение на высокопрочных болтах или путем сварки. Предприятие-изготовитель поставляет комплект инструмента для подготовки отверстий под призонные болты.
При соединении монтажных стыков высокопрочными болтами соприкасающиеся поверхности металлоконструкций, входящие в состав оборудования, обрабатывают на предприятии-изготовителе дробеструйной очисткой (с применением чугунной дроби) и обеспечивают расчетный коэффициент трения. Эти поверхности консервируют средствами (защитными пленками, легкосмываемыми лаками и т.п.), после которых не требуется дополнительная очистка на монтаже. Очистку контактирующих поверхностей выполняют стальными щетками с механическим приводом.
Монтажные стыки с использованием сварки применяют, если деформация стыка при сварке не требует в процессе монтажа последующих пригоночных работ, а также в тех случаях, когда эти работы выполняются силами и средствами предприятия-изготовителя. Конструкция монтажных стыков должна обеспечивать сварку (не менее 90% общего объема работ по наплавленному металлу) высокопроизводительными механизированными способами в нижнем положении без кантовки по технологии предприятия-изготовителя, согласованной с монтажной организацией. В конструкторской документации указывают объем и способы контроля качества сварных соединений.
Кромки деталей монтажных стыков, подлежащих сварке, обрабатывают механическим способам (строжкой, фрезерованием, обработкой абразивным кругом и т.п.) с обеспечением заданных размеров, формы, зазоров и качества поверхности.
Конструкция и выполнение монтажных стыков должны обеспечивать их сборку на монтаже без выверочных, подгоночных и доводочных операций. На период транспортирования и хранения их защищают от коррозии и загрязнений, а механически обработанные поверхности (за исключением монтажных стыков на высокопрочных болтах) и шарниры покрывают смазкой.
Транспортабельное оборудование должно быть собрано, испытано и укомплектовано на предприятии-изготовителе (во избежание повреждений при транспортировании трубопроводы после проведения контрольной сборки и испытаний могут быть разобраны на сборочные единицы). Электрооборудование, не требующееся для испытания на предприятии-изготовителе, по согласованию с заказчиком может быть установлено на объекте строительства.
Нетранспортабельное в сборе оборудование изготовляют крупными блоками (поставочными частями) полной заводской готовности. Детали и сборочные единицы, входящие в состав поставочных частей, закрепляют окончательно без дальнейшего проведения на монтаже разборки, проверки, регулировки и подтяжки креплений.
Оборудование для смазочных, гидравлических и пневматических систем изготовляют в виде агрегированных блоков.
На оборудовании, а также на его поставочных частях приваривают строповые устройства для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ, кантовки (при необходимости), сборки поставочных частей в укрупненные блоки и их монтажа. Трубопроводы, независимо от того, поставляются они присоединенными к оборудованию или отдельно от него, полностью изготовляют на предприятии-изготовителе в виде законченных трубных сборок с минимальным количеством монтажных стыков, с врезками и устройствами (бобышками, штуцерами и т.д.) для установки контрольно-измерительных приборов и автоматики. Предусмотренные для трубопроводов промывка, протравка, очистка, покрытие внутренних поверхностей, а также испытания укрупненных блоков на прочность и плотность осуществляют также на предприятии-изготовителе.
Максимально возможное количество трубопроводов закрепляют на поставочных частях оборудования. Монтажные стыки трубопроводов (труб и деталей) должны иметь обработанные механическим способом кромки под сварку.
На поставочных частях в соответствии с конструкторской документацией устанавливают все мелкие детали, которые не могут быть повреждены при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах. Трубы, применяемые для прокладки электропроводок, очищают внутри и снаружи. Концы труб не должны иметь заусенцев и других дефектов, а места вывода проводов должны быть снабжены изоляционными оконцевателями, с целью защиты изоляции электропроводок от механических повреждений.
Предприятие-изготовитель устанавливает на оборудовании детали для крепления трубопроводов, ограждений, тепло- и звукоизоляции, облицовки, обслуживающие металлоконструкции, детали и конструкции для размещения электрооборудования, прокладки и защиты электропроводок (трубы, кронштейны, кожухи и т.п.). При изготовлении оборудования должны быть отбалансированы вращающиеся сборочные единицы (детали), установлены элементы, защищающие от деформации или смещения при транспортировании внутренние и виброизолирующие устройства.
В присоединительных фланцах трубопроводной арматуры и задвижек должны быть выполнены отверстия для крепежных деталей и заданные стыковочные поверхности. Рабочие прокладки должны быть установлены в разъемах оборудования (прокладки для поставочных частей оборудования должны иметь маркировку). Результаты общей или контрольной сборки отражают в технической документации, передаваемой заказчику.
В процессе приемки и испытания оборудования на предприятии-изготовителе проверяют: полную заводскую готовность и работоспособность транспортабельного оборудования, поставляемого в собранном виде; для оборудования, транспортируемого частями, соответствие блочности, заводской готовности и монтажной технологичности поставочных частей требованиям, согласованным с монтажной организацией; проведение контрольной сборки монтажных стыков сопрягаемых поставочных частей; наличие баз на сопрягаемых поставочных частях для определения их взаимного расположения при сборке на монтаже; наличие в монтажных стыках сборочных, фиксирующих и других устройств; наличие строповых устройств; правильность маркировки монтажных стыков; комплектность. В случае, если оборудование отправляется поставочными частями и не проходит на предприятии-изготовителе полную контрольную сборку, испытаниям подлежат отдельные агрегаты, механизмы и сборочные единицы, входящие в состав поставочных частей. Данные о приемосдаточных испытаниях, приемке оборудования или поставочных частей отражают в сопроводительной документации, передаваемой заказчику.
После приемо-сдаточных испытаний ответственные разъемы агрегатов, механизмов и сборочных единиц, поставляемых в собранном виде, пломбируют в соответствии с конструкторской документацией. Способы пломбирования (навесными пломбами, в гнездах — специальными мастиками и др.) определяет предприятие-изготовитель. Опись пломбировки, в которой указывается местонахождение, вид и количество пломб, включают в сопроводительную документацию, передаваемую заказчику.
В комплект оборудования должны входить: фундаментные болты с закладными деталями; очищенные, законсервированные и испытанные сборочные единицы трубопроводов; средства технологического обеспечения заданных требований и (или) показателей точности сборки и монтажа» в том числе: опорно-регулировочные средства для выверки оборудования на фундаментах; шаблоны для установки фундаментных болтов (при необходимости); кондукторы для сборки повторяющихся (конструктивных) сборочных единиц оборудования; специальные съемные грузозахватные приспособления (траверсы и др.); уплотнительные и компенсирующие прокладки для установки в разъемах поставочных частей, транспортируемых отдельно; сварочные материалы (электроды, сварочная проволока и флюсы) для сварки трубопроводов из нержавеющих сталей и специальных сплавов, а также трубы для контрольной сварки; специальные инструменты и приспособления для монтажа и испытания оборудования; изделия для крепления тепло- и звукоизоляции; фланцы (включая ответные фланцы всех видов) к оборудованию, трубопроводной арматуре и задвижкам.
К оборудованию прилагается документация, необходимая для его монтажа и опробования (табл.1).
Источник injzashita.comКомплектно-блочный метод
Основным принципом комплектно-блочного метода организации строительства и производства работ является агрегирование отдельных узлов, блоков. В гражданском строительстве — это объемно-блочное домостроение, сантехнические кабины, шахты лифтов, мусоросжигательные и насосные станции, станции водоочистки и т. д.; в энергетическом — энергопоезда, трансформаторные подстанции; в промышленном — укрупнение строительных конструкций в пространственные блоки. При этом методе обязательной является комплектная поставка материалов, изделий, конструкций в виде готовых блоков.
Таким образом, в комплектно-объемно-блочном методе организации строительства и производства работ реализуется замена выполняемых на строительной площадке отдельных видов работ на сборку, испытание и наладку изготовленных на предприятиях узлов. Применение этого метода повлекло за собой необходимость передачи строителям функций заказчика по поставке технологического оборудования, создания проектностроительных фирм.
Доставка к месту назначения изготовленных блоков осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, вертолетами. Имеются автомобильные транспортные средства, обеспечивающие перевозку блоков массой до 600 т.
Уже сейчас с помощью этого метода монтируют большое количество котельных, насосных станций, трансформаторных подстанций, ЛЭП и других объектов. Считается, что «это реальный путь . удвоить производительность труда и сократить сроки строительства. Сегодня нет иного направления кардинального совершенствования индустриализации строительства, который можно было бы поставить в один ряд с объемноблочным» [3].
Этот метод широко применяется в США, Канаде. При этом они используют сборочные единицы массой до 80 кг. Это дает возможность вести монтаж двум рабочим самой низкой квалификации, применяя при этом только ручной инструмент. Доставка грузов на площадку производится вертолетами. Необходимости в заброске на объект механизмов и автомобильного транспорта нет.
Источник studref.comБольшая Энциклопедия Нефти и Газа
Комплектно-блочный метод строительства применяют при сооружении промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, где технически возможно и экономически целесообразно с целью сокращения затрат живого и овеществленного труда перенести процесс изготовления и сборки частей или объектов в целом на промышленные предприятия-поставщики, предприятия заказчика или предприятия собственной базы строительной индустрии. [2]
Комплектно-блочный метод строительства — метод организации строительства объектов из изделий высокой степени заводской готовности в виде блочно-комплектных устройств ( БКУ), укрупненных монтажных узлов и заготовок инженерных коммуникаций, поставляемых на объект специализированными предприятиями, основанный на принципах агрегирования ресурсов и организационных структур. [3]
Комплектно-блочный метод строительства — это метод организации строительства объектов из изделий высокой степени заводской готовности в виде блочно-комплектных устройств ( БКУ), укрупненных монтажных узлов и заготовок инженерных коммуникаций, поставляемых на объект специализированными предприятиями, основанный на принципах агрегирования ресурсов и организационных структур. Иными словами, комплектно-блочное строительство связано с переносом максимального объема строительно-монтажных работ на заводы и базы. На строительные площадки при этом поставляются почти полностью готовые объекты или части объектов, что § максимальной степени снижает объем строительно-монтажных работ непосредственно на строительных площадках. Все технологическое оборудование с заводов или с комплектующих баз поставляют в виде полностью подготовленных к монтажу блоков и суперблоков. Блок — транспортабельное устройство, полностью подготовленное к монтажу и вписывающееся в габариты погрузки. Наиболее жесткие требования к габаритам погрузки предъявляются на железнодорожном транспорте. [4]
Комплектно-блочный метод строительства впервые был применен в шестидесятых годах для сооружения сравнительно небольших по габаритам дожимных насосных станций на нефтепромыслах в Татарской АССР. Вместо производства всего комплекса строительно-монтажных работ по сооружению дожимных станций, размещаемых на значительном удалении одна от другой, на строительной площадке стали выполнять только основание под станцию и работы по установке вмонтированного в блок оборудования. [5]
Комплектно-блочный метод строительства , экономически эффективный для народного хозяйства, медленно внедряется в различных отраслях. Одной из главных причин, сдерживающих его развитие, является несовершенство действующего хозяйственного механизма управления в строительстве. [6]
Комплектно-блочный метод строительства по своему инженерно-экономическому содержанию представляет сложный комплекс новых технических решений строительной и технологической частей объекта, а также организации всего процесса создания строительной продукции при более высоком уровне индустриализации. Вместе с тем, экономический эффект должен проявляться через суммарную экономию живого и овеществленного труда. Если при отдельных технических решениях произошло увеличение стоимости объекта в комплектно-блочном исполнении, то по сравнению с традиционным проектным решением, это удорожание должно быть возмещено экономией от сокращения срока сооружения объекта и сдаче его в эксплуатацию, а также за счет других факторов эффективности. [7]
Комплектно-блочный метод строительства наземных сооружений магистральных нефтепроводов и газопроводов был определен важнейшим направлением научно-технического прогресса. [8]
Осуществление комплектно-блочного метода строительства позволяет утверждать объекты типовыми с твердой ( окончательной) ценой и устанавливать нормативы рентабельности на объекты в целом. [9]
Применение комплектно-блочного метода строительства позволяет полностью и своевременно обеспечить водогеплознер-госнабжение и канализацию жилых и культурно-бытовых объектов. [11]
При комплектно-блочном методе строительства большое технико-экономическое значение имеет организация предприятия ( баз) строй-индустрии, изготавливающих БКУ. [12]
Дальнейшим развитием комплектно-блочного метода строительства должно явиться строительство объектов под ключ — высшая форма организационно-экономических и хозяйственных взаимоотношений между всеми участками процесса строительства. При строительстве под ключ полностью исключаются задержки и неувязки, вызываемые несвоевременным представлением проектно-сметной документации, а также обеспечивается своевременное отражение в проектных решениях прогресса строительной техники и технологии. Устраняются также нарушения комплектности и сроков поставки оборудования, обеспечивается концентрация ресурсов на пусковых объектах вместо практикуемого заказчиками распределения некомплектного оборудования между многими одновременно строящимися объектами. [13]
Дальнейшим развитием комплектно-блочного метода строительства должно явиться строительство объектов под ключ — высшая форма организационно-экономических и хозяйственных взаимоотношений между всеми участниками процесса строительства. Сущность строительства под ключ состоит в том, что генеральный подрядчик несет полную ответственность за сдачу заказчику законченных и подготовленных к функционированию объектов, выполняя все стадии инвестиционного процесса от проектирования до пусконаладочных работ. [14]
На основе комплектно-блочного метода строительства сформированы принципиально новые предприятия и организации, а также сложились производственные связи, которые потребовали пересмотра и переоценки существующих взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса. [15]
Источник www.ngpedia.ru