Плиты НСП 1 – железобетонные платформы, используемые в энергетическом строительстве. Они представляет собой четырехугольный элемент со скошенными торцами. На лицевой поверхности имеются отверстия, располагаемые по определенной схеме и применяемые для анкеровки крепежных звеньев рельсового пути и протяжки кабельных коммуникаций. Плиты запроектированы на восприятие колоссальных вертикальных статических и динамических нагрузок, поэтому их изготавливают из конструкционных бетонов, а для повышения прочности выполняют качественное армирование конструкции.
1. Варианты написания маркировки
Допускается записывать знаки обозначения разными способами:
2. Основная сфера применения
Плиты НСП 1 – неотъемлемая часть фундаментной конструкции объектов электрификации и электросетевого строительства. Основная сфера использования – это обустройство оборудования ОРУ (открытые распредустройства) номинальным напряжением от 0,8 до 35 кВт. Плиты данного типа обладают значительной несущей способностью, поэтому их допускается монтировать в фундаментных основаниях распределительных щитков, крупных подстанций повышенной мощности и повышающих трансформаторов. Плиты обладают внушительной прочностью и отличными эксплуатационными показателями, поэтому их допускается эксплуатировать во всех климатических регионах России, не исключая районы с высокой сейсмической активностью (до 8-9 баллов включительно по шкале Рихтера).
Машины для земляных работ. Назначение, общее устройство и принцип работы
3. Обозначение маркировки
Знаки маркировки формируют в соответствии с условиями действующего стандарта Серии 3.407-102 . В основном обозначении указывается тип конструкции, размерные параметры (длина и ширина, записанные в дециметрах с округлением до целого числа). Дополнительно пишут наименование предприятия-производителя, дату выпуска и массу конкретного элемента. Буквенно-цифровой шифр наносят черной краской на боковую грань. Используют трафареты, чтобы получить читаемый и различный код обозначения. Маркировка НСП 1 читается как:
1. НСП — несущие плиты с отверстиями,
Длина = 3500 ;
Ширина = 1000 ;
Высота = 250 ;
Объем бетона = 0,88 ;
Геометрический объем = 0,875 .
4. Основные материалы для изготовления
Плиты с отверстиями НСП 1 производят методом виброформования в металлических опалубках из высокопрочного тяжелого бетона класса прочности В25 и средней плотности до 2500 кг/м. куб. Материалы изготавливают из высокомарочных сульфатостойких портландцементов, песка, мелкокускового гравийного щебня и воды. Пропорции рассчитываются по условиям рабочего проекта.
Материалы также должны соответствовать параметрам морозостойкости (не менее 100-200 циклов замораживания-размораживания, что позволяет платформам основания выдерживать многочисленные и значительные перепады температур, в том числе обеспечивается нормальная эксплуатация при расчетной температуре до -40 градусов), водонепроницаемости (марка W4 или W6), огнестойкости, коррозионной стойкости и высокой трещиностойкости. Плиты нередко эксплуатируют в условиях агрессивной среды, поэтому бетонная поверхность подвергается гидрофобизации. Повышение эксплуатационных свойств производится путем введения в исходный состав бетона пластифицирующе-воздухововлекающих и прочих добавок.
200 крупнейших объектов дорожного строительства 2023- 2025
Прочность плит повышается продольно-поперечным армированием из рифленых стержней класса стали А-300 диаметром 14 мм и разной длиной в мм, а также прутков с термическим упрочнением Ат-400, А-500, и стальных элементов периодического профиля. Изготавливают сварные каркасы в определенном количестве.
Для удобства перемещения плит с одного объекта на другой имеются две монтажные петли диаметром 16 мм марок инструментальной стали ВСт3сп2 и ВСт3пс2. Петли впоследствии по требованию заказчика срезаются или загибаются. Стальные узлы должны быть защищены от развития коррозионных процессов. Для этого поверхность обрабатывается красками и специальными мастиками.
5. Транспортировка и хранение
Трансформаторные плиты НСП 1 транспортируют различными видами спецтранспорта. В автомашины элементы грузят в рабочее горизонтальное положение. Норма загрузки составляет до 9 шт., так как платформы данного типа обладают значительной массой, а перегруз транспорта исключен. Допускается применять железнодорожные вагоны и полувагоны, в которые грузят до 30 плит. При проведении погрузо-разгрузочных работ соблюдают меры предосторожности, не допускают сброс и навал изделий, так как это может привести к их порче и непригодности для дальнейшего монтажа.
Складирование плит осуществляется штабелями. Основание тщательно подготавливается и изолируется деревянными инвентарными подкладками толщиной 30-40 мм. Такие же доски укладывают в горизонтальных слоях, их располагают в области расположения монтажных петель. Кипы расставляют таким образом, чтобы была обеспечена возможность нормальной отгрузки товара со склада.
Уважаемые покупатели! Сайт носит информационный характер. Указанные на сайте информация не являются публичной офертой (ст.435 ГК РФ). Стоимость и наличие товара просьба уточнять в офисе продаж или по телефону 8 (800) 500-22-52
Источник: tdajbi.ru
ПНСТ 542-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования
Текст ПНСТ 542-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ Правила проектирования
Москва Стандартинформ 2021
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») совместное ООО «НТЦ «ГЕОТЕХНОЛОГИИ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2021 г. No 34-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
5 Общие положения
6 Конструирование дорожных одежд
7 Расчетные нагрузки
8 Расчетные характеристики грунта рабочего слоя и конструктивных слоев дорожной одежды
9 Расчет дорожных одежд на прочность
10 Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость
11 Осушение дорожных одежд и грунта рабочего слоя
12 Расчет дорожных одежд на обочинах и разделительных полосах
13 Расчет слоев усиления дорожных одежд
Приложение А (справочное) Методика и пример определения условий движения при назначении вида асфальтобетонной смеси
Приложение Б (рекомендуемое) Методика и примеры определения расчетных
температур слоя и назначения допустимых к применению марок битумного вяжущего
Приложение В (справочное) Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя земляного полотна, песка и песчано-гравийных смесей для слоев основания
Приложение Г (справочное) Расчетные характеристики материалов конструктивных слоев
Приложение Д (справочное) Рекомендации по расчету параметров
иапряженнО’Деформироеанного состояния многослойных конструкций при воздействии колесных нагрузок без приведения к двухслойным и трехслойным моделям
Приложение Е (обязательное) Номограммы для определения напряженно-деформированного состояния
Приложение Ж (справочное) Пример расчета конструкции дорожной одежды капитального типа. 120
Введение
Настоящий стандарт разработан в развитие методики проектирования нежестких дорожных одежд, действующей в Российской Федерации, и основывается на принципах, заложенных в действовавших ранее нормативных документах, таких как 8СН 46-72. ВСН 46*83, ОДН 218.046 и ПНСТ 265—2018.
Настоящий стандарт разработан с учетом анализа результатов мониторинга применения ПНСТ 265—2018 в Российской Федерации и учитывает изменения в нормативно-технической базе, произошедшие с момента введения его в действие.
ПНСТ 542—2021
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ
Automobile roads of general use. Flexible pavement. Design rules
Срок действия — с 2021—06—01 до 2024—06—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на нежесткие дорожные одежды (далее — дорожные одежды) автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).
Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования (конструирования и расчета) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог.
Допускается применение положений настоящего стандарта при проектировании дорожных одежд для улиц и дорог населенных пунктов.
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование дорожных одежд в эоне распространения многолетнемерзлых грунтов, а также в зонах слабых и техногенных грунтов в случае их применения в качестве рабочего слоя земляного полотна.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 23558 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 23735 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 25607 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 30491 Смеси органоминеральные и фунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования
ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования
ГОСТ 32826 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нафузки. расчетные схемы нагружения
ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 52056 Вяжущие лолимерно*битумные дорожные на основе блоксололимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 55029 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования
ГОСТ Р 56338 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания дорожной одежды. Технические требования
ГОСТ Р 56419 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования
ГОСТ Р 58349 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды
ГОСТ Р 58400.1 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок
ГОСТ Р 58400.3 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки
ГОСТ Р 58401.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58401.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58406.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58406.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58422.1 Дороги автомобильные общего пользования. Защитные слои и слои износа дорожных одежд. Технические требования
ГОСТ Р 58770 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-песчаные шлаковые. Технические условия
ГОСТ Р 58818 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
ГОСТ Р 58829 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей
ГОСТ Р 58861—2020 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
ГОСТ Р 59120—2021 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования
ПНСТ 321—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Технические условия
ПНСТ 322—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Технические условия
ПНСТ 325—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. обработанные органическими вяжущими. Технические условия
ПНСТ 326—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песча-ные, обработанные неорганическими вяжущими. Технические условия
ПНСТ 327—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Технические условия
ПНСТ 371—2019 Дороги автомобильные общего пользования с низкой интенсивностью движения. Дорожная одежда. Конструирование и расчет
ПНСТ 397—2020 Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения температурных условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд
ПНСТ 403—2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси песчано-гравийные. Технические условия
ПНСТ 541—2021 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование дорожных одежд. Методика расчета коэффициентов приведения транспортных средств к расчетной осевой нагрузке
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23558. ГОСТ 32960. ГОСТ 33100. ГОСТ 33063. ГОСТ 33382. ГОСТ Р 58400.2. ГОСТ Р 58422.1, ГОСТ Р 58818. ГОСТ Р 58861.
ГОСТ Р 59120, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 выравнивающий слой: Слой переменной толщины, устраиваемый между новым покрытием и слоем существующего покрытия или основания для обеспечения технологических и эксплуатационных параметров дорожного покрытия, не являющийся конструктивным слоем и не учитываемый в расчетах на прочность.
3.2 коэффициент динамичности: Коэффициент увеличения нагрузки при динамическом воздействии по сравнению со статическим.
3.3 надежность дорожной одежды: Комплексный показатель способности дорожной конструкции в целом сохранять заданные эксплуатационные характеристики (ровность, прочность, шероховатость) в течение расчетного срока службы.
3.4 нормативная осевая нагрузка: Полная нагрузка от наиболее нагруженной оси условного двухосного автомобиля, к которой привадятся все автомобили с осевыми нагрузками, устанавливаемая нормативными документами для дорожных одежд при заданной капитальности и используемая для определения расчетной нагрузки при расчете дорожной одежды на прочность.
3.5 осевая расчетная нагрузка: Максимальная нагрузка на наиболее нагруженную ось для двухосных автомобилей или на приведенную ось для многоосных автомобилей, доля которых в составе движения с учетом перспективы изменения к концу межремонтного срока составляет не менее 5 %.
Примечание — Дорожная одежда при заданной капитальности не может рассчитываться на расчетную осевую нагрузку менее нормативной.
3.6 относительная влажность грунта: Отношение естественной влажности к влажности на границе текучести.
3.7 расчетный период года: Наиболее неблагоприятный по условиям увлажнения грунта земляного полотна и температуре слоев из асфальтобетона период года, в течение которого возможно накопление остаточных деформаций.
3.8 малосвяэные материалы: Материалы (лесок и песчано-гравийные смеси), конструктивные слои из которых рассчитывают на прочность по условию сдвигоустойчивости.
3.9 уровень надежности: вероятность безотказной работы дорожной конструкции в течение расчетного срока службы.
3.10 усовершенствованное покрытие нежестких дорожных одежд: Вид покрытия для капитальных и облегченных типов дорожных одежд, слои которого выполнены из материалов, содержащих органическое вяжущее.
4 Сокращения
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АПВГК — автоматический пункт весового и габаритного контроля;
БНД — битум нефтяной дорожный;
ВСО — верхний слой основания;
ВСП — верхний слой покрытия;
ГПС — гравийно-песчаная смесь:
ДКЗ — дорожно-климатическая зона;
НДС — напряженно-деформированное состояние;
НМР — номинально максимальный размер минерального заполнителя асфальтобетона;
НСП — нижний слой покрытия;
ПБВ — полимерно-битумное вяжущее;
ПГС — песчано-гравийная смесь:
УГВ — уровень грунтовых вод;
УПВ — уровень поверхностных вод:
ЩГПС — щебеночно-гравийно-песчаная смесь:
ЩМА — щебеночно-мастичный асфальтобетон;
ЩПС — щебеночно-песчаная смесь;
SMA — щебеночно-мастичный асфальтобетон, запроектированный по системе объемно-функционального проектирования в соответствии с ГОСТ Р 58401.2.
5 Общие положения
5.1 К нежестким дорожным одеждам относят дорожные одежды со слоями, устроенными из асфальтобетона разного вида, из материалов и грунтов, укрепленных органическими, неорганическими вяжущими и комплексными вяжущими, а также из зернистых материалов (ЩПС. ЩГПС. ГПС. ПГС. песка. щебня, шлака, гравия и др.).
Классификацию дорожных одежд принимают в соответствии с ГОСТ Р 59120.
5.2 Конструкции дорожных одежд, их общая толщина и толщина отдельных слоев, а также применяемые материалы должны обеспечивать стабильную во времени сплошность, ровность и шероховатость покрытия при воздействии расчетных транспортных нагрузок.
5.3 Запроектированные дорожные одежды должны быть не только прочными и надежными в эксплуатации. но экономичными и наименее материалоемкими, особенно по расходу дорогостоящих материалов и энергоресурсов, а также должны соответствовать экологическим требованиям. Тип покрытия и выбор конструкций дорожных одежд обосновывают технико-экономическими расчетами.
5.4 При проектировании дорожных одежд необходимо выбирать дорожно-строительные материалы и назначать их рациональное размещение в конструкции с учетом грунтово-гидрологических условий земляного полотна.
5.5 Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна на прочность, морозоустойчивость и осушение с технико-экономическим обоснованием вариантов.
Проектирование дорожной одежды состоит из следующих последовательно выполняемых этапов:
— конструирование — предварительное назначение конструкций дорожных одежд:
— расчет — проверка предварительно назначенных дорожных одежд на прочность (по допускаемому упругому прогибу, сдвигоустойчивости рабочего слоя земляного полотна и конструктивных слоев из малосвязных материалов, сопротивлению слоев из асфальтобетона и промежуточных монолитных слоев основания усталостному разрушению от растяжения при изгибе), морозоустойчивость и осушение;
— технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд, заключающееся в выборе наиболее целесообразного варианта с учетом строительных и эксплуатационных затрат до следующего капитального ремонта, определенных в соответствии с ГОСТ 33100 и действующими нормативными документами и технической документацией в данной области.
Рекомендуется запроектированную дорожную одежду дополнительно проверять на устойчивость к колееобразованию в соответствии с действующими нормативными документами в данной области.
5.6 Расчеты дорожных одежд выполняют для однотипных участков дороги, имеющих:
— один тип земляного полотна (насыпь, нулевые отметки или выемка);
• схожие фунтово-гидрологические условия (один вид фунта и одна схема увлажнения грунта рабочего слоя земляного полотна;
— близкую приведенную интенсивность движения (отличающуюся не более чем на 10 %).
5.7 Дорожные одежды по ширине проезжей части проектируют, как правило, равнопрочными, при этом следует учитывать положения 7.2.1.
5.8 При проектировании дорожных одежд для конкретных объектов или при разработке типовых конструкций дорожных одежд наряду с положениями настоящего стандарта следует учитывать дан* ные научно-практического опыта (в том числе в части применения местных материалов требуемого качества (при их наличии), уточнения их расчетных характеристик и т. п.), отраженного в документах, утвержденных в установленном порядке.
5.9 Дорожные одежды переходного и низшего типа на автомобильных дорогах с низкой интен* си вностью движения конструируют и рассчитывают в соответствии с ГОСТ Р 58818 и ПНСТ 371—2019. При конструировании и расчете дорожных одежд капитального и облегченного типов на дорогах с низ* кой интенсивностью движения следует руководствоваться настоящим стандартом с учетом требований ГОСТ Р 58818.
6 Конструирование дорожных одежд
6.1 Задачи конструирования дорожных одежд
Задачами конструирования дорожных одежд являются:
— обоснование типов дорожных одежд и вида покрытия;
— назначение числа конструктивных слоев и выбор материалов для их устройства, размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы с учетом изменения НДС от колесной нагрузки, климатических и грунтово-гидрологических условий наилучшим образом проявлялись их прочностные, деформативные и теплоизолирующие свойства;
— назначение толщин слоев (минимальных, максимальных толщин и шага перебора);
— назначение мероприятий по обеспечению морозоустойчивости дорожной конструкции с учетом ДКЗ, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы его увлажнения на различных участках;
— назначение мероприятий по осушению дорожных одежд и снижению притока воды.
6.2 Конструирование дорожных одежд проводят, учитывая следующие факторы:
— интенсивность и состав движения;
— вид грунта рабочего слоя земляного полотна;
* схему увлажнения грунта рабочего слоя земляного полотна;
— наличие и качество дорожно-строительных материалов;
— возможность стадийного усиления дорожной одежды путем устройства сверху новых слоев покрытия по мере увеличения интенсивности движения:
• наличие производственных баз. дорожно-строительной техники и механизмов.
6.3 При конструировании дорожных одежд необходимо руководствоваться следующим:
* тип дорожной одежды и вид покрытия должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге соответствующей категории, в зависимости от ожидаемого состава и интенсивности движения с учетом их изменения в течение принятых межремонтных сроков эксплуатации дорожной одежды:
— конструкции дорожных одежд могут быть повторного применения (типовыми) или разрабатываться индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунт рабочего слоя земляного полотна, условия его увлажнения, климат, обеспеченность местными материалами, при наличии, и др.) и расчетными нагрузками. При выборе конструкции для данных условий предпочтение следует отдавать проверенной на практике типовой конструкции;
— в районах, не обеспеченных стандартными минеральными материалами, допускается применять местные минеральные материалы (при наличии), побочные продукты промышленности и фунты.
Местные минеральные материалы, побочные продукты промышленности и грунты при необходимости могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, битум, известь, активные золы уноса и др.);
* конструкции дорожных одежд должны быть технологичными и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных процессов. Для достижения этой цели число слоев и видов материалов в конструкции должно быть минимальным;
• необходимо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология и др.).
6.4 Конструктивные слои дорожных одежд по своему функциональному назначению и их минимальные толщины в уплотненном состоянии принимают в соответствии с ГОСТ Р 59120.
6.5 Слой износа непосредственно воспринимает воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов и обеспечивает требуемые транспортно-эксплуатационные качества покрытия.
Функцию слоя износа могут выполнять защитные слои из различных материалов или (при отсутствии защитного слоя) ВСП.
Толщину защитного слоя назначают в зависимости от применяемых материалов, технологии устройства и не учитывают в расчете на прочность и морозоустойчивость. Рекомендуемые материалы (технологии) для устройства защитных слоев и слоев износа приведены в ГОСТ Р 56422.1.
В случае, когда функцию слоя износа выполняет ВСП. при расчете дорожных одежд на прочность и морозоустойчивость толщина верхнего слоя, принятая с учетом требований к минимальной толщине слоя по ГОСТ Р 59120. должна быть уменьшена на величину максимально допустимой глубины колеи в соответствии с ГОСТ Р 50597.
Периодичность проведения работ по восстановлению слоя износа из различных материалов устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 58861.
6.6 При конструировании дорожных одежд необходимо учитывать, что процесс деформирования и прочностные качества материалов, содержащих органическое вяжущее, обусловливающие проявление упруго-вязко-пластических свойств композиции, существенно зависят от температуры и режима нагружения (скорости изменения и продолжительности действия нагрузки), тогда как свойства зернистых материалов (щебеночных, гравийных и подобных им), а также материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими, сравнительно мало зависят от температуры и режима нагружения.
6.7 Материалы в дорожной одежде рекомендуется располагать таким образом, чтобы модули упругости материалов слоев основания уменьшались сверху вниз.
6.6 Расположение неукрепленных зернистых материалов между слоями из материалов или грунтов. укрепленных вяжущими, не рекомендуется.
6.9 В конструкциях дорожных одежд на контакте конструктивных слоев из минеральных материалов (фракционированный щебень. ЩПС. ЩГПС. ГПС. ПГС и т. д.) с конструктивными слоями из песка или с грунтом земляного полотна рекомендуется применение геосинтетических материалов по ГОСТ Р 56338 и ГОСТ Р 56419, эффективность применения которых подтверждена соответствующими расчетами.
Для повышения трещиностойкости слоев из асфальтобетона могут быть предусмотрены специальные трещинопрерывающие прослойки из различных материалов, в том числе геосинтетических материалов по ГОСТ Р 55029. эффективность которых подтверждена соответствующими расчетами.
6.10 Дорожные одежды автомобильных дорог должны быть запроектированы так. чтобы обеспечивать безотказную работу в течение расчетного межремонтного срока службы дорожной одежды со значениями предельного коэффициента разрушения в соответствии с ГОСТ Р 59120 на последний год межремонтного срока службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории. Дорожные одежды проектируют с таким расчетом, чтобы за межремонтный срок не возникло недопустимых разрушений и остаточных деформаций, а воздействие природных факторов не приводило к недопустимым деформациям морозного пучения.
6.11 Конструирование покрытий и оснований дорожных одежд капитального и облегченного типов
6.11.1 Для устройства асфальтобетонных слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа применяют следующие материалы;
— ЩМА по ГОСТ Р 58401.2 и ГОСТ Р 58406.1;
— асфальтобетоны по ГОСТ Р 58401.1 и ГОСТ Р 58406.2.
На автомобильных дорогах категорий (—III в ВСП рекомендуется применять ЩМА.
На автомобильных дорогах категорий I—III при количестве приложений приведенной нагрузки более 5.6 млн в слоях покрытия рекомендуется применение асфальтобетонов на модифицированном битумном вяжущем, а также ПБВ. 8 тех же условиях при технико-экономическом обосновании допускается применение в ВСО асфальтобетонов на модифицированном битумном вяжущем, а также ПБВ.
Методика и пример определения условий движения при назначении вида асфальтобетонной смеси представлены в приложении А.
Методика и примеры определения расчетных температур слоя и назначения допустимых к применению марок битумного вяжущего в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58400.1. ГОСТ Р 58400.2. ГОСТ Р 58400.3. ПНСТ 397—2020. ГОСТ 33133 и ГОСТ Р 58829 представлены в приложении Б.
Толщину слоев из асфальтобетона рекомендуется назначать близкой к минимальной и уточнять расчетом.
6.11.2 При выборе материалов для слоев основания необходимо учитывать капитальность (тип) дорожной одежды, вид покрытия, а также механические и теплофизические свойства материалов и грунтов.
На дорогах с капитальным типом дорожных одежд под слоями из асфальтобетона целесообразно устраивать слой основания преимущественно из материалов, укрепленных неорганическими, органическими и комплексными вяжущими.
При применении материалов, обработанных неорганическими вяжущими, толщина вышележащих слоев асфальтобетона и материалов, содержащих органическое вяжущее, для ограничения появления «отраженных» трещин в слоях из асфальтобетона, должна быть не менее толщины слоя основания, укрепленного неорганическими вяжущими. Минимальная толщина слоев, слоев асфальтобетона и материалов. содержащих органическое вяжущее, с учетом слоя износа, должна быть 22 см для дорожных одежд капитального типа и 16 см — для дорожных одежд облегченного типа.
В случаях применения материалов, обработанных комплексными вяжущими, а также медленно твердеющими минеральными вяжущими, толщина вышележащих слоев, обработанных органическими вяжущими, может быть уменьшена на 20 %. а в условиях жаркого и сухого климата (в ДКЗ IV и V) — на 30 % при соответствии конструкции всем требованиям расчета на прочность и морозоустойчивость.
Под слоем основания из укрепленных материалов рекомендуется устраивать основание из ЩПС или ЩГПС. а также из фракционированного щебня, устраиваемого по способу заклинки.
В конструкциях дорожных одежд облегченного типа, под покрытием из асфальтобетона, основание рекомендуется устраивать из ЩПС. ЩГПС или из фракционированного щебня, устраиваемого по способу заклинки.
6.11.3 Для дополнительного слоя основания применяют зернистые материалы: ГПС. ПГС. ЩПС. ЩГПС и пески классов I и II по ГОСТ 32824 с модулем крупности не менее 1.8.
Значение коэффициента фильтрации дренирующего слоя устанавливают расчетом. При этом минимальное значение коэффициента фильтрации в насыпях должно быть не менее 1 м/сут. в нулевых отметках и выемках — не менее 2 м/сут.
Допускается устраивать дополнительный слой основания, выполняющий функцию морозозащитного слоя, из песка. ГПС. ПГС. ЩПС и ЩГПС. обработанных вяжущими.
6.11.4 Конструкции дорожных одежд в местах остановок общественного транспорта, на регулируемых пересечениях и в других местах изменения скорости или движения на пониженных скоростях должны обеспечивать повышенную сдвигоустойчивость при высоких летних температурах. Для обеспечения этого требования в основании рекомендуется применение асфальтобетонных смесей с номинально максимальным размером зерен минерального заполнителя 22.4 мм и более, под асфальтобетоном — минеральных материалов, укрепленных вяжущими. Необходимость изменения конструкции на каждом таком участке должна быть обоснована с точки зрения технологичности производства работ и их экономической целесообразности.
6.12 Конструирование покрытий и оснований дорожных одежд переходного типа
6.12.1 В соответствии с ГОСТ Р 59120 дорожные одежды переходного типа устраивают на дорогах категории IV.
При проектировании дорожных одежд с покрытием переходного типа необходимо стремиться к тому, чтобы конструкции состояли из двух слоев: покрытия и основания.
Покрытие устраивают из следующих материалов:
— щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих материалов;
■ грунтов и малопрочных каменных материалов (с маркой по дробимости менее 600). укрепленных различными вяжущими.
• булыжного и колотого камня (мостовые) и др.
Основание устраивают из следующих материалов:
• щебня по способу заклинки;
• ПГС. лесков классов I и II по ГОСТ 32824 с модулем крупности не менее 1.8.
Значение коэффициента фильтрации дренирующего слоя устанавливают расчетом. При этом минимальное значение коэффициента фильтрации в насыпях должно быть не менее 1 м/сут, в нулевых отметках и выемках — не менее 2 м/сут.
6.12.2 Если конструктивные слои из минеральных материалов (фракционированный щебень. ЩПС. ЩГПС. ГПС и т. д.) укладывают непосредственно на грунт земляного полотна, то следует предусматривать прослойку, препятствующую взаимопроникновению материалов смежных слоев.
В качестве материалов прослойки допускается применять геосинтетические материалы по ГОСТ Р 56419. мелкий щебень с размером зерен не более 16 мм, высевки. ГПС. крупные и средние пески, непылеватые шлаки. нелучинистые золошлаки. а также слой из грунта, укрепленного вяжущими.
6.13 Требования к рабочему слою земляного полотна
6.13.1 Величина общего модуля упругости на поверхности рабочего слоя земляного полотна (при расчетной влажности грунта земляного полотна) в зависимости от ДКЗ должна быть не ниже следующих значений:
— 60 МПа — в ДКЗ I и II;
-53 МПа —в ДКЗ III;
-45 МПа —в ДКЗ IV, V.
Примечание — В ДКЗ I е эоне распространения многолетмемерзлых грунтов дополнительно должны быть учтены характер многолетмемерзлых грунтов, их температурный и эодньм режим, а также влияние толщины деятельного слоя и многолетнемерзлого грунта на прочность дорожной одежды.
6.13.2 Для достижения требований 6.13.1 могут быть выполнены следующие мероприятия:
— устройство рабочего слоя из непучинистых или слаболучинистых грунтов (в ДКЗ II и III в соответствии с ГОСТ Р 59120);
— укрепление фунта верхней части рабочего слоя вяжущими или местными материалами;
— стабилизация фунта рабочего слоя.
Для дорог категорий I—III толщина рабочего слоя земляного полотна должна быть не менее 0.5 м считая от низа конструкции дорожной одежды.
При отсутствии в рабочем слое укрепленных или стабилизированных фунтов, рабочий слой в ДКЗ II и III должен состоять из непучинистых или слаболучинистых грунтов.
В условиях ДКЗ IV и V рабочий слой должен состоять из ненабухающих и непросадочных грунтов на глубину не менее 0.8 м от поверхности покрытия.
6.13.3 При невозможности применения непучинистых и слаболучинистых фунтов в рабочем слое земляного полотна допускается применять пучинистые грунты, при этом верхнюю часть рабочего слоя земляного полотка необходимо укреплять на глубину не менее 0.30 м. При укреплении верхней части рабочего слоя земляного полотна общий модуль упругости на поверхности рабочего слоя определяют расчетом, и ок должен быть не менее значений, приведенных в 6.13.1. Проверку дорожной одежды на морозоустойчивость выполняют с учетом толщины укрепленного грунта рабочего слоя. Расчет конструкции дорожкой одежды по условию одвигоустойчивости грунта рабочего слоя, укрепленного вяжущим. не проводят.
7 Расчетные нагрузки
7.1 Нормативные и расчетные нагрузки
7.1.1 Расчет дорожных одежд следует выполнять на нормативную нагрузку от одного колеса на* грузки АК согласно ГОСТ 32960. Равномерно распределенную нагрузку q вдоль направления движения не учитывают.
Значения осевой нормативной нагрузки следует принимать на автомобильных дорогах:
* с капитальным типом дорожной одежды — 115 кН;
* с облегченным и переходным типами дорожных одежд — 100 кН.
Давление колеса на покрытие от нормативной нагрузки АК при расчете дорожных одежд следует считать равномерно распределенным по площади отпечатка колеса, принимаемого в форме круга.
Нормативное давление р следует принимать равным:
— 0.8 МПа — для автомобильных дорог с капитальными дорожными одеждами;
* 0.6 МПа — для автомобильных дорог с облегченными и переходного типа дорожными одеждами.
При расчете на кратковременную нагрузку вводят коэффициент динамичности /саин = 1.3.
Источник: allgosts.ru