Проектно-сметная документация должна разрабатываться в полном соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью главного инженера проекта на строительство предприятия, здания, сооружения.
Рабочие чертежи, разработанные в полном соответствии с утвержденным проектом, согласованию не подлежат.
При обоснованном отступлении от действующих нормативных документов, а также от ранее согласованных решений по присоединению проектируемого объекта к существующим сетям и коммуникациям заказчик с участием генерального проектировщика и субподрядных проектных организаций обязан согласовать с органами государственного надзора и заинтересованными организациями соответствующие изменения и отступления в проектные решения.
Если при проектировании, реконструкции и технического перевооружения не предусматривается освоение дополнительной территории предприятия, сооружения и не изменяются условия транспортных связей, энергообеспечения, водоснабжения, канализации и средств связи, а также не нарушаются требования действующих норм, правил и инструкции по проектированию, согласование проектных решении с органами государственного надзора и другими организациями не производится.
Экспертиза проектной документации: быть или не быть
Заказчик с участием генеральной проектной организации согласовывает с генеральной подрядной строительной организацией раздел проекта «Организация строительства» и сметы, составленные по рабочим чертежам.
Конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства заказчик представляет генеральной подрядной организации на заключение.
Генеральная подрядная строительная организация рассматривает с привлечением субподрядных организаций раздел проекта «Организация строительства», конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства и представляет заказчику замечания в срок не более 45 дней со дня получения этих материалов. При неполучении замечаний в этот срок проект считается согласованным и может быть утвержден заказчиком.
Сметы, составленные по рабочим чертежам, рассматривает генеральная подрядная строительная организация с привлечением субподрядных организаций, и замечания по ним представляются заказчику в срок не более 45 дней со дня их получения генеральным подрядчиком. При неполучении замечаний в этот срок сметы считаются согласованными и могут быть утверждены заказчиком.
По поручению заказчика проектная организация — генеральный проектировщик вносит в проектную документацию изменения, вытекающие из пришлых заказчиком замечаний генеральной подрядной строительно-монтажной организации, в месячный срок с момента поручения заказчика
Независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности проектно-сметная документация подлежит государственной экспертизе в Главном управлении государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) России, включающая территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов федерации, экспертные подразделения отраслевых министерств, ведомств и местных органов исполнительной власти. Проектно-сметная документация на экспертизу в органах архитектуры и государственного надзора представляется заказчиком. Защита проекта производится проектной организацией при участии заказчика.
Строительная экспертиза — Типовые ошибки в проектировании раздела Конструктивные решения
Документация, поданная на экспертизу организацией ООО «Союз» представлена в таблице 2.
Основной задачей экспертизы проектно-сметной документации является оценка качества различных разделов проектно-сметной документации, направленных на совершенствование проектных решений, в том числе оценка долговременных последствий от намечаемого строительства, его хозяйственной необходимости и экономической целесообразности, архитектурной выразительности и конструктивной устойчивости зданий и сооружений, эксплуатационной надежности, экологической и санитарно эпидемиологической безопасности проектируемых объектов и другие вопросы, подлежащие обязательному обоснованию и проработке при проектировании. После завершения экспертизы экспертное заключение передается проектировщику. Проектировщик, изучив замечания экспертов, совместно с заказчиком принимают решение о доработке проекта и внесении в него изменений.
Согласованная с заинтересованными организациями и прошедшая государственную экспертизу проектно-сметная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений передается на утверждение.
Утверждение проектов, рабочих проектов на строительство объектов в зависимости от источников его финансирования производится:
- * при строительстве за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации — в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
- * при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга — органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке:
- * при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) — непосредственно заказчиками (инвесторами), то есть проекты частных предприятии, а также зданий и
сооружений утверждают руководители этих предприятий (фирм) или заказчики зданий и сооружений.
Результатом утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятия, здания, сооружения является подписание постановления, распоряжения или приказа.
Источник: vuzlit.com
Статья «Согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации»
статья на тему
Сметная продукция является составной частью проекта входит в состав проекта в виде отдельного раздела.
Работы по проектированию выполняются проектными организациями. Разработка проектно-сметной документации осуществляется на основе задания на проектирование, утвержденного заказчиком в установленные в договоре (контракте) сроки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бредихина Ф. М., Павленко Е. В.
ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум»,
Россия, Воронежская обл., г. Борисоглебск
Согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации
Разработка проектно-сметной документации, а также само строительство выполняются на конкурсной основе, в том числе через торги подрядных организаций.
Сметная продукция является составной частью проекта входит в состав проекта в виде отдельного раздела.
Работы по проектированию выполняются проектными организациями. Разработка проектно-сметной документации осуществляется на основе задания на проектирование, утвержденного заказчиком в установленные в договоре (контракте) сроки.
Согласование задания на проектирование производится в течение 30 календарных дней со дня его передачи в генеральную подрядную организацию и оформляется протоколом.
В задании на проектирование указывают основные исходные сведения, необходимые для разработки проектно-сметной документации: технические параметры проектируемого объекта, сроки строительства, стадийность проектирования и др. Проектировщик (проектная организация и ее должностные лица) несет ответственность за качество проектно-сметной документации Проектирование зданий, предприятий и сооружений должно осуществляться в соответствии с действующими государственными нормами, правилами и стандартами.
Разработка, согласование, утверждение проектно-сметной документации осуществляется на основе материалов инженерных изысканий. К инженерным изыскательским работам относятся инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, а также изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения.
Утверждение проектов на строительство объектов в зависимости от источников его финансирования осуществляется:
— при строительстве за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из бюджета Российской Федерации;
— при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований;
— при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, включая иностранных инвесторов.
Проектно-сметная документация для согласования в органах архитектуры и государственного надзора и на экспертизу предоставляется заказчиком. Защиту проекта осуществляет проектная организация при участии заказчика. Согласование проектных решений органами государственного надзора и заинтересованными организациями должно проводиться в одной инстанции в течение 15 дней.
Утвержденный рабочий проект является основанием для планирования и финансирования строительных работ, заказа материалов и технологического оборудования, заключения договора подряда.
Компенсация затрат при утверждении смет, сметная стоимость которых превышает затраты, приведенные в объектных сметных расчетах, производится заказчиком за счет средств на непредвиденные расходы. При выявлении в ходе строительства дополнительных работ допускается уточнение сметной документации с начислением всех предусмотренных лимитированных затрат.
Экспертизе подлежат проекты, рабочие проекты на строительство зданий, предприятий и сооружений в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации. Основной целью экспертизы является контроль над соблюдением государственных норм и правил при проектировании и строительстве зданий, предприятий и сооружений. Экспертизе подлежат все проекты независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности.
Проектно-сметная документация до согласования подлежит экспертизе органами государственной экспертизы. Органы государственной экспертизы подготавливают сводное заключение на основании заключений органов специализированной экспертизы, включая заключение экологической экспертизы, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также на основании результатов общественного обсуждения.
Составленное по результатам экспертизы заключение обязательно для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.
Заключение утверждается руководителем экспертного органа, после чего направляется заказчику или в утверждающую проектную инстанцию. Срок, в течение которого проводится комплексная государственная экспертиза проектов, не должен превышать 45 дней. Рассмотрение в органах экспертизы откорректированной по замечаниям документации должно быть выполнено не более чем за 30 дней.
Закрытие сводных сметных расчетов стоимости строительства происходит после приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий, сооружений и предприятий.
После ввода в эксплуатацию объектов, на которые имеются утвержденные проекты со сводными сметными расчетами стоимости к ним, в течение 6 месяцев необходимо произвести закрытие вышеуказанных сводных сметных расчетов, а также всех расчетов за смонтированное оборудование и выполненные строительные и монтажные работы, предусмотренные утвержденным проектом.
Решение о закрытии сводного сметного расчета по законченному строительством объекту принимается в порядке, установленном для утверждения проектно-сметной документации на строительство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПОРЯДКА ИХ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
Ниже представлен ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМ.
Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания
Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз.
Презентация по учебному предмету «Основы технологии отделочных строительных работ» на тему: «Проектно-сметная документация».
Презентация по учебному предмету «Основы технологии отделочных строительных работ» на тему: «Проектно-сметная документация» для учащихся 1 курса.
Презентация «Составление проектно-сметной документации»
Презентация об этапах составления проектно-сметной документации.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 08. Проектно – сметное дело основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Проектно – сметное дело основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена.
Лекции по дисциплине «Экспертиза проектно-сметной документации»
Лекции по дисциплине «Экспертиза проектно-сметной документации» предназначены для обучающихся по программе дополнительного профессионального образования Сметное дело и экспериза.
Лекция: Порядок и правила составления сметной документации на строительство, согласования и утверждения.
Лекция: Порядок и правила составления сметной документации на строительство, согласования и утверждения.
Источник: nsportal.ru
УТВЕРЖДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится с целью предотвратить строительство объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также для контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.
При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу. Проекты строительства представляются заказчиком в государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика проектная документация по таким объектам может рассматриваться как в полном объеме, так и по отдельным разделам, что определяется договором на проведение экспертизы.
Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
При необходимости экспертный орган по вопросам, относящимся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства.
Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется экспертным органом в пятидневный срок с даты их получения.
При установлении некомплектности проектной документации экспертный орган уведомляет заказчика о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае экспертным органом может быть также принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.
При повторной экспертизе представляются:
- — пояснительная записка к доработанному по замечаниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
- — проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.
Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе. При экспертизе проектов строительства проверяется:
- — соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
- — наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
- — хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, обусловленные социальной потребностью в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособностью его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличием природных и иных ресурсов;
- — выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
- — обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;
- — достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
- — обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
- — соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
- — достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- — наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
- — оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости;
- — обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
- — достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
- — оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
- — наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
- — обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
- — оптимальность решений по генеральному плану, их взаимо- увязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
- — обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим; эффективность использования площадей и объемов зданий;
- — обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
- — оценка проектных решений по организации строительства;
- — достоверность определения стоимости строительства;
- — оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
Заключение по экспертизе проектов строительства. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
Экспертное заключение должно содержать:
- — краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
- — конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
- — общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
- — рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;
- — рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.
По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).
При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям — разработчикам проектной документации штрафных санкций или о приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию.
При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.
В конкретных экспертных органах может быть принят иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного органа, утверждающего выводы экспертизы, обязательна.
Сроки проведения экспертизы. Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от ее трудоемкости и, как правило, не должны превышать 45 дней. В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа.
Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.
Сроки проведения экспертизы проектов строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором.
Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50% продолжительности комплексной экспертизы проекта строительства.
Сроком начала экспертизы считается дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.
Источник: bstudy.net
Экспертиза, согласование и утверждение проектно-сметной документации
В соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (№ 1008 от 27.12.2000 г.) градостроительная, предпроектная и проектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, получаемых в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и форм собственности предприятий, зданий и сооружений до ее утверждения подлежит государственной экспертизе.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).
После разработки и взаимной увязки в комплексном рабочем проекте отдельных его частей, проектировщики согласовывают проект с заказчиком, органами государственного надзора, а в части сметной стоимости — с подрядными строительными организациями.
При одностадийном проектировании на согласование, соответствующих инстанций, проектировщики представляют рабочие проекты со сводными сметами к ним, а при двухстадийном — проекты со сводными сметами и рабочую документацию на отдельные объекты, работы и затраты, входящие в соответствующую очередь осуществления проекта, а также сводки затрат. Рабочие чертежи, составленные в соответствии с утвержденным рабочим проектом, согласованию не подлежат.
Заказчик согласовывает с генподрядчиком раздел рабочего проекта “Организация строительства и производства работ”. Подрядная строительная организация рассматривает этот раздел рабочего проекта, основные решения проекта, сводный сметный расчет стоимости строительства и представляет заказчику замечания в срок не более чем 45 дней со дня получения этих материалов. При неполучении замечаний в этот срок рабочий проект считается согласованным и может быть утвержден. По поручению заказчика проектная организация вносит в проектно-сметную документацию изменения, вытекающие из принятых заказчиком замечаний от подрядной строительной организации.
Целью государственной экспертизы является:
— предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил;
— оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъектов РФ.
Кроме комплексной экспертизы, рабочие проекты могут направлять на юридическую, экологическую или финансовую проверку. Например, под экологической экспертизой понимается система комплексной оценки экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов, направленная на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшей затратой ресурсов и нежелательными минимальными последствиями.
Рассмотрение проектов строительства проводится в следующем порядке:
— проверяется полнота исходных данных, материалов инженерных изысканий, соответствие принятых в проектах строительства решений требованиям, изложенным в договоре на выполнение проектных работ, показателям ранее утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство, другим предпроектным материалам, техническим условиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, территориальным каталогам и иным нормативно-техническим документам, действующим на момент проведения экспертизы, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства. В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов;
— проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование и другой разрешительной документации.
Обращается особое внимание на наличие:
— вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;
— установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
— записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
Особое внимание уделяется оценке места расположения площадки (трассы) строительства в увязке с утвержденной градостроительной документацией, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, обосновать его нерациональность, допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расчетов. При этом формулировка должна быть лаконичной, исключающей двойное толкование.
Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции (работ, услуг), долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
Исходя из общих принципов проектирования и требований задания заказчика, при экспертизе рабочих проектов рассматриваются следующие разделы:
1. Технологические решения.
2. Архитектурно-строительные решения.
3. Решения по инженерному оборудованию.
4. Охрана окружающей среды.
5. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
6. Организация строительства.
7. Сметная документация.
8. Эффективность инвестиций.
Критерием оценки качества проектов строительства является эффективность инвестиций в создание (развитие) предприятий, зданий и сооружений, а также рациональность технологических, объемно-планировочных, конструктивных и прочих решений и соответствие их современным техническим, природоохранным, социальным, эстетическим, градостроительным и другим требованиям. При этом производится оценка качества каждого раздела проекта и на ее основе формируется общая экспертная оценка, указываемая в выводах и предложениях по проекту в целом.
Оценка качества формируется с учетом:
— анализа технико-экономических показателей, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики и видов строительства, их сопоставления с показателями, определенными в составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта, а также установленными заданием на проектирование;
— соответствия проектных решений заданию на проектирование;
— комплектности представленной документации и глубины проектных проработок, включая качество оформления документации;
— отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих директивных и нормативных документов и пр.
При формировании выводов и предложений должно быть учтено влияние проведенной экспертизы на технико-экономический уровень проектируемого объекта с оценкой изменений эффективности инвестиций, технико-экономических показателей, расхода сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов в производстве и строительстве, уровня воздействия на окружающую среду, сметной стоимости строительства и т. д.
На основе проведенного анализа и оценок проектных решений может быть сделан один из следующих выводов:
— проект рекомендуется к утверждению (при отсутствии замечаний, ведущих к существенным изменениям проектных решений и основных технико-экономических показателей);
— проект возвращается на доработку (при серьезных замечаниях, вызывающих изменения проектных решений и основных технико-экономических показателей или при необходимости проработки дополнительных вариантов проектных решений).
Может быть также сделан вывод, о нецелесообразности осуществления проекта исходя из оценки уровня показателей эффективности инвестиций, их надежности, устойчивости и других условий реализации проектных решений.
При наличии незначительных замечаний в ходе экспертизы допускается корректировка проектной организацией документации, что должно быть оговорено в экспертном заключении.
Для проведения государственной экспертизы проектной документации необходимые документы в 4 экземплярах представляются:
— в экспертный совет при Правительстве РФ по объектам, относящихся к его компетенции;
Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ по объектам градостроительной деятельности, финансируемые за счет федерального бюджета и целевых программ, потенциально опасных и технически особо сложных объектов;
— в организации вневедомственной экспертизы субъектов РФ по месту размещения объекта.
Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку:
— экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности;
— соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических требований технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности;
— технико-экономические показатели строительства объекта.
Предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором).
Проектная документация утверждается:
— по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета — Госстроем РФ;
— по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ — в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ;
— по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов — заказчиком (инвестором).
Схема согласования и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации на строительство объектов, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, приведена на рис. 1.7.
Рис.1.7. Структурная схема согласования и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета
1.7. Предпроектная и проектная подготовка строительства
На основании статей 21, 22, 23 и 62 Градостроительного кодекса Российской федерации собственник, владелец, арендатор или пользователь объекта недвижимости имеет право осуществить застройку земельного участка, благоустройство территории, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство — документ, являющийся основанием для реализации архитектурного проекта, выдаваемый заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Разрешение на строительство необходимо для контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. Основные положения по выдаче разрешения на строительство приведены в МДС 11-1.99 «Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство».
Субъектами градостроительных отношений, подпадающих под регулирующее действие Порядка выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости являются:
— инвесторы (в том числе иностранные), заказчики (застройщики), в том числе государственные заказчики, подрядчики, пользователи объектов недвижимости (объектов капитальных вложений);
— государственные органы, органы местного самоуправления, включая соответствующие органы архитектуры и градостроительства;
— государственные органы контроля, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты;
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны:
— рассматривать заявления заинтересованных физических и юридических лиц, касающиеся подготовки документов в целях выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости, за исключением объектов федерального значения и значения субъектов Российской Федерации;
— выдать указанные в заявлении разрешения на основании подготовленных местными органами архитектуры и градостроительства по форме, в порядке и в сроки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на срок не более чем три года;
— продлевать разрешение на строительство на основании заявления заказчика
— осуществлять, в случае наделения их соответствующими полномочиями, в пределах своей компетенции выдачу разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения и значения субъектов Российской Федерации;
— обеспечить контроль за осуществлением строительства объектов недвижимости в соответствии с выданными ими разрешениями на строительство;
— информировать население о принимаемых и принятых решениях по вопросам подготовки документов и выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости и их комплексов в границах поселений и на межселенных территориях;
— установить порядок участия граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении принимаемых решений о подготовке документов и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости;
— приводить свои решения в соответствие с решением суда по делу о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство.
Местные органы архитектуры и градостроительства обязаны:
— рассматривать в пределах своей компетенции заявления заинтересованных физических и юридических лиц о выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости;
— осуществлять проверку материалов и сведений при подготовке разрешений на строительство;
— доводить до сведения заказчика требования о необходимости соблюдения особых условий реализации инвестиционных проектов, вопросы согласования проектной документации с заинтересованными организациями;
— обеспечить контроль за соответствием проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
— осуществлять регистрацию разрешения на строительство и утвержденной проектной документации в муниципальном градостроительном кадастре;
— согласовывать в установленном порядке градостроительную и проектную документацию для строительства объектов недвижимости;
— определять перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в том числе в случаях, если строительные работы не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий и сооружений, а также не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения и их отдельных объектов.
Для получения разрешения на строительство объекта недвижимости в зависимости от его значения и местоположения, заказчик (застройщик) представляет в соответствующий орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федеральный орган архитектуры и градостроительства следующие документы и материалы, которые являются основанием для выдачи разрешения:
— заявление заказчика (застройщика, инвестора) — физических и юридических лиц, государственных органов местного самоуправления по форме;
— копию разрешения соответствующего органа исполнительной власти о строительстве объекта недвижимости и о подготовке документов для получения разрешения на его строительство;
— сведения о градостроительной, землеустроительной и проектной документации на строительство;
— копии лицензий на право выполнения функций заказчика по данному типу объектов;
— проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке);
— копию свидетельства на право собственности, владения, пользования земельным участком, акта отвода земельного участка в натуре;
— копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
— справки налогового органа о постановке на учет или свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;
— иные документы и сведения, определяемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заявление рассматривается в течение одного месяца и принимается решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения.
Отказ в выдаче разрешения на строительство направляется застройщику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения. Отказ может быть произведен в случаях:
— несоответствия проектной документации на объект утвержденной градостроительной документации, выданному архитектурно-планировочному заданию, строительным нормам и правилам;
— несоответствия проектной документации на объект разрешенному использованию земельного участка.
При изменении организационно-правовой формы застройщика или передаче прав собственности на объект разрешение подлежит перерегистрации в месячный срок.
Заказчик (застройщик) в процессе строительства обязан информировать орган, выдавший разрешение на строительство, об изменении условий, существенно влияющих на проектные решения, окончание срока лицензии и другие факторы.
По истечении срока действия разрешения застройщик обязан продлить его и перерегистрировать в соответствующем органе исполнительной власти.
В разрешении на строительство указываются:
— наименование объекта недвижимости с установленными границами и формами собственности (местоположение земельного участка и юридический адрес заказчика (застройщика);
— назначение, градостроительный регламент (данные о параметрах и видах разрешенного использования земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости), ограничения на их использование;
— условия обеспечения вновь создаваемой и (или) модернизируемой недвижимости объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
— основные этапы реализации проектной документации;
— сроки начала и завершения строительства;
— условия продления разрешения на строительство;
— санкции за невыполнение обязательств;
— порядок передачи для учета, регистрации и хранения исполнительной съемки территории, зданий, строений и сооружений, подземных сетей и коммуникаций;
— особые условия осуществления строительно-монтажных работ.
Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда, а юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или не предоставление такой информации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение разрешенного использования земельного участка и иных объектов недвижимости, нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктуры влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от 50 до 100, а должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Органы исполнительной власти различных уровней сами разрабатывают Порядок выдачи разрешений на строительство, определяют перечень дополнительных материалов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Правительство Москвы утвердило Положениео едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве «Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве. № 378-РМ от 11.04.2000 г.».
Положениеобязательно для всех участников инвестиционно-строительной деятельности независимо от форм собственности и источников финансирования и включает вопросы от обращения заявителя в органы власти г. Москвы до получения разрешения (ордера) на производство строительно-монтажных работ. В зависимости от вида строительных работ устанавливаются этапы проведения предпроектной и проектной подготовки, требования к составу, порядку оформления, согласования и утверждения документации.
Проведение строительных работ на территории г. Москвы осуществляется в соответствии с единой градостроительной политикой и на основании установленного порядка предпроектной и проектной подготовки.
Предпроектная подготовка строительства предусматривает предъинвестиционный и инвестиционный периоды. В предъинвестиционный период разрабатывается следующая градостроительная документация:
— схемы размещения жилищного и других видов строительства;
— схемы инженерного размещения территорий районов строительства и реконструкции;
— градостроительные планы административных округов, районов;
— проекты планировки территории.
В инвестиционный период предпроектной подготовки осуществляется:
— разработка градостроительного обоснования размещения объекта (при отсутствии утвержденной предъинвестиционной градостроительной документации);
— подготовка исходно-разрешительной документации;
— оформление правового акта городской администрации — разрешения на осуществление градостроительной деятельности.
Результатом предпроектной подготовки строительства является правовой акт, определяющий заказчика — застройщика и условия проведения инвестиционно-строительной деятельности.
Проектная подготовка строительства предусматривает проведение следующих этапов работ:
— разработку, согласование и утверждение архитектурно-градостроительного решения (архитектурного проекта);
— разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации (проекта, утверждаемой части рабочего проекта);
— разработку рабочей документации.
Результатом предпроектной и проектной подготовки строительства является утверждение проекта, получение разрешения и ордера на производство строительных работ.
Проведение строительных работ по объектам на территории г. Москвы производится исключительно на основании оформленного права на их проведение и в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, кроме случаев, где в зависимости от вида работ оформление разрешения не требуется.
Заказчик вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии следующей документации:
— оформленный правовой акт городской администрации;
— оформленные имущественные и земельные отношения;
— разработанный, согласованный и утвержденный архитектурный проект;
— оформленный ордер на производство строительно-монтажных и земляных работ.
Оформление разрешения необходимо для следующих видов работ:
— новое (капитальное и некапитальное) строительство;
— установка нестационарных объектов;
— использование территории (приспособление для ведения хозяйственной деятельности);
— капитальный ремонт зданий, ремонт и покраска фасадов;
— перепланировка и переоборудования помещений;
Не требуется оформление разрешений (при условии применения материалов и приборов, соответствующих санитарным и противопожарным нормам Российской Федерации) при проведении следующих видов работ:
— замена сантехнических приборов, кроме приборов центрального отопления;
— чистовой ремонт помещений (ремонт, замена отдельных покрытий стен, полов и потолков);
— замена внутренних столярных изделий.
Предпроектная подготовка нового строительства и реконструкции объекта недвижимости включает следующие этапы:
— разработку градостроительного обоснования размещения объекта;
— подготовку исходно-разрешительной документации (ИРД);
— оформление разрешения на осуществление градостроительной деятельности.
Подготовка ИРД проводится Москомархитектурой, рассматривается регламентной комиссией. Основанием для подготовки ИРД и аренду для этих целей земельного участка является поручение префекта административного округа или поручения Городской окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству, или правовой акт городской администрации.
Для разработки ИРД заказчик представляет следующую документацию:
— письмо заказчика с заявкой на подготовку ИРД;
— справка Государственного градостроительного кадастра (кроме конкурсных объектов);
— документ, являющийся основанием для подготовки ИРД;
— копии правоустанавливающих документов по оформлению земельных отношений (при наличии);
— лицензия на выполнение функций заказчика на проведение предпроектных работ;
— копии природоохранной разрешительной документации.
— основание для оформления ИРД;
— справку Государственного градостроительного кадастра (по конкурсным объектам);
— градостроительное обоснование размещения объекта;
— материалы предпроектной проработки;
— градостроительное заключение (эскиз, заключение по обследованию объекта недвижимости, заключение по условиям проектирования, заключение согласующих организаций);
— заключение по инженерному обеспечению объекта;
— заключение по компенсационному озеленению;
— протокол рассмотрения материалов предпроектных проработок Архитектурным советом;
— заключение ГУОП г. Москвы о необходимости проведения археологических исследований (для исторических территорий);
— заключение по визуально-ландшафтному анализу (для исторических территорий);
— расчет соцкультбыта (при необходимости);
— расчет продолжительности инсоляции и естественной освещенности (при необходимости);
— сводный расчет платежей, осуществляемых инвестором за право реализации проекта на этапе получения ИРД и до начала производства строительных работ на объекте;
— проект правового акта городской администрации;
— проект договора аренды земельного участка.
Материалы ИРД подлежат согласованию:
— префектом административного округа;
— ГУ ГО и ЧС г. Москвы;
оформлению заключений:
— ЦГСЭН в г. Москве;
— Москомзема (с информацией о территориально-экономической зоне и базовой ставке арендной платы — земельного налога);
— Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы (с информацией об оценке зданий и сооружений, расположенных на участке);
— УГПС ГУВД г. Москвы.
Основанием для получения права на строительство объекта, финансируемого из городских источников, является правовой акт городской администрации — постановление Правительства Москвы.
Основанием для получения права на строительство, реконструкцию объекта внебюджетного финансирования, осуществляемого на конкурсной основе, является правовой акт городской администрации и инвестиционный контракт, оформленные в соответствии с комплектом конкурсной документации, выполненной на основании утвержденной программы строительства.
Основанием для получения права на строительство, реконструкцию объекта с оформленными земельными и имущественными отношениями, является разрешение Москомархитектуры на проектирование и строительство, оформленное в соответствии с комплектом ИРД.
Для оформления разрешений при увеличении общей площади объекта сверх установленной оформленными имущественными отношениями по всем видам работ, обязательно оформление правового акта городской администрации.
Право на строительство крупных торговых объектов, имущественных комплексов с торговой площадью свыше 1000 м2 оформляется Правительством Москвы.
Принципиальная схема разработки исходно-разрешительной документации приведена на рис.1.8.
Рис. 1.8. Принципиальная схема разработки исходно-разрешительной документации
Источник: megaobuchalka.ru