Применение дружественных к экологии и энергоэффективных технологий является одним из условий для построения современной развитой экономики. Это актуально и для транспортной отрасли России: в последнее время при проектировании и строительстве любого масштабного транспортного объекта специалисты вынуждены все больше учитывать экологическую составляющую.
Проблема и пути решения
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог являются одними из наиболее значимых источников потенциальных экологических рисков, негативно сказывающихся на условиях обитания человека. Автодорога как инженерное сооружение существенно изменяет природные ландшафты, режим стока поверхностных и грунтовых вод, места обитания флоры и фауны, приводит к изменению микроклимата отдельных территорий, появлению оползней, эрозии земель, изменению береговых линий водных объектов, а также является источником шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего воздействия на компоненты окружающей среды, население и животный мир. Транспортный комплекс является крупнейшим источником загрязнения токсичными веществами воды, почвы и воздуха.
Проблемы экологизации пищевых производств и упаковки
В отдельных регионах РФ причиной значительной нагрузки на окружающую среду является общая неразвитость дорожной сети. Поэтому для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на экосистемы государственные программы «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.» и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусматривают развитие дорожной сети и увеличение ее пропускной способности, в том числе строительство обходов крупных населенных пунктов и реконструкцию перегруженных движением участков.
Среди мероприятий экологического плана – разработка и внедрение новых материалов, технологий, которые позволят снизить пылеобразование и остановить водную эрозию, применение конструктивно-технологических решений, предотвращающих нарушение природных ландшафтов, строительство сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию отходов производства, устройство шумозащитных экранов, внедрение новых способов содержания автодорог.
Реализация перечисленных мер должна сопровождаться повышением экологических требований к проектированию, строительству и ремонту автодорог и совершенствованием нормативно-правовой базы по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Еще один важный аспект внедрения экологических прогрессивных решений в дорожной отрасли РФ – модернизация нормативной базы: технических регламентов, стандартов, касающихся повышения качества дорожно-строительных материалов, внедрения современных методов проектирования, инновационных технологий ремонта и содержания автодорог. В соответствии с «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 г.», в ближайшие годы будут созданы нормативы, способствующие реализации комплекса мер, направленных на увеличение безремонтного срока эксплуатации автодорог и расширение применения полимерно-битумных вяжущих, геосинтетических и композиционных экологичных материалов в дорожном строительстве.
Экологизация сельского хозяйства
Технологии на службе экологии
В настоящее время в российской дорожной отрасли внедряются десятки инновационных экологически безопасных технологий. В различных регионах страны (федеральные трассы «Дон», «Волга», «Урал», «Уссури», «Лена», «Амур», «Колыма», «Вилюй» и дороги 3–4 категории в Центральном и Дальневосточном регионах) нашли применение следующие разработки:
Использование опыта олимпийского строительства
Одним из условий проведения Олимпиады-2014 являлось соответствие объектов инфраструктуры международным «зеленым стандартам». Поэтому проектированию каждого объекта предшествовал тщательный анализ вариантов их размещения, учитывающих социально-экологические аспекты будущего строительства. Особое внимание при выборе варианта проектного решения уделялось прогнозу совместимости транспортного сооружения с окружающей средой.
Транспортная схема «Сочи-2014» – это 140 км специальных олимпийских трасс и дорог, и практически каждый объект является примером применения инновационных технологий и рационального подхода к природопользованию.
Так, при строительстве транспортной инфраструктуры на территории биосферного природного парка в Горном кластере были учтены и внедрены природоохранные проекты: сохранение путей миграции животных и переселение их с мест строительства, сохранение и новые посадки уникальных краснокнижных растений, сохранение и очистка водных потоков, включая реку Мзымта. Для уменьшения площади занимаемых под дороги земель и минимизации ущерба экологии были построены: тоннельный комплекс, состоящий из 8 километров тоннелей и двух сервисно-эвакуационных штолен общей длиной 5,7 километра и железобетонные подпорные стены общей протяженностью свыше 1,6 км.
Важной задачей, которую решили авторы проекта, явилось также обеспечение защиты трассы от опасных природных явлений. Дорога имеет селепропускное сооружение и рассчитана на эксплуатацию в условиях сейсмически опасных районов (землетрясения до 9 баллов).
Совмещенная дорога «Красная Поляна – Адлер» – передовая для России транспортная инфраструктура, позволившая реализовать беспрецедентную по сложности задачу – создание комфортной и энергоэффективной сети автомобильных и железнодорожных дорог между основными жизненно важными точками всего региона с обустройством ряда промежуточных станций и грамотным планированием всех подъездных путей. На пятидесятикилометровом участке были построены 12 тоннелей (общей протяженностью 27 километров) и 46 мостов, что позволило максимально сохранить природные ландшафты. Для удаления вредных веществ были применены 2–3-уровневые очистные сооружения, которые адсорбируют все вредные вещества, тяжелые металлы, смолы, остатки нефтепродуктов. В ходе строительства и по его завершении были проведены работы по восстановлению нарушенных экосистем, переселению животных и высадке растений.
Дублер Курортного проспекта – еще один пример природоохранного строительства. 85% его протяженности проходит по эстакадам и тоннелям, возводившимся с помощью передовых дорожно-строительных технологий. Тоннели в слабых грунтах были пройдены с применением новейшего итальянского метода ADECO – эта технология позволяет вести проходку тоннеля в полное сечение; при сооружении эстакад использовались сквозные опоры, выполненные с учетом высокой сейсмической активности региона, оригинальная конструкция консолей плиты проезжей части, криволинейное пролетное строение сложной конфигурации на одном из участков, смонтированное на большой высоте способом надвижки. Объекты оборудованы комплексами локальных очистных сооружений и системами автоматизированного управления дорожным движением. Вся проектная документация на объект получила положительное заключение как Главгосэкспертизы, так и Государственной экологической экспертизы.
В целом же сочинские объекты – первый в РФ опыт радикальной модернизации транспортной инфраструктуры с учетом особенностей экосистемы.
Автомагистраль «Москва – Санкт-Петербург»
Новая скоростная автотрасса проходит параллельно от существующей дороги федерального значения М-10 «Россия», пересекая ее в пяти участках с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Общая протяженность автомагистрали составляет 627 км. Уникальность этого проекта заключается в изначальном учете мероприятий экологического и компенсационного характера: до начала строительства Комитет по общественному экологическому контролю при участии специалистов в области природоохранной деятельности, экологического права, эколого-экономических проблем провел экспертную оценку проектов трех участков будущей трассы: 58–97-й км (Солнечногорский и Клинский районы Московской области), 258–334-й км (Торжокский, Спировский, Вышневолоцкий районы Тверской области), 646–684-й км (Тосненский район Ленинградской области и Санкт-Петербург), и высказал ряд рекомендаций. Проект головного участка трассы (15–58-й км) прошел восемь экспертиз, в том числе две международные. Проектировщики учли все замечания независимых экспертов.
В результате был разработан комплекс природоохранных мероприятий, включающих:
- с целью сохранения ландшафтов: армирование объемными георешетками откосов высоких насыпей и глубоких выемок с целью создания устойчивых откосных конструкций; армирование грунта и его цементация с применением новейших технологий (изменение свойств грунтов основания за счет частичного замещения слабого грунта более прочным грунтом с характеристиками прочности, соответствующими композитному материалу);
- устройство свайного поля с гибким ростверком (применение гибкого ростверка, выполненного из геосетки высокой прочности); применение геокомпозитных материалов для регулирования водно-теплового режима земляного полотна; использование дренажных полимерных перфорированных труб с фильтром и дренажа глубокого заложения с геодренами; применение при проектировании малых искусственных сооружений и водоотводных систем матрацев «Рено»;
- для защиты водных систем: укрепление габионными конструкциями русел рек для защиты от ветровой и водной эрозии; очистку ливневых и талых вод с использованием современных технологий;
- с целью восстановления экосистем: рекультивацию территорий; реализацию компенсационных мер для фауны (строительство подземных переходов для животных, подходы к которым будут защищены специальными экранами для того, чтобы воздействие шума и света фар машин на животных было сведено к минимуму);
- лесовосстановительные мероприятия (для Химкинского леса было принято решение о высадке новых деревьев из расчета 500 га новых посадок на 100 га вырубаемого леса);
- общего назначения: установку временных фильтров на период проведения работ и шумозащитных экранов последнего поколения вблизи населенных пунктов; применение современных противогололедных материалов при обслуживании дороги в зимний период и проведение контрольных замеров концентрации хлористых соединений в почве, снеге и растительности; внедрение программы экологического мониторинга с применением современных методов автоматизированного и лабораторного контроля.
Трасса «Вилюй»
Строительство новых автотрасс в богатых природными ресурсами северо-восточных регионах России – один из приоритетов «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.». По территории ДФО проходят четыре основные федеральные автомобильные дороги: М–60 «Уссури», М–56 «Лена», Р–297 «Амур» и Р–504 «Колыма».
Несколько лет назад обрела статус федеральной трасса А–331 «Вилюй» (более 3000 км, от г. Тулун Иркутской области через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска), в ходе строительства которой используются решения, выработанные при прокладке и реконструкции перечисленных выше автодорог. Сегодня большую часть «Вилюя» составляет автозимник, искусственные сооружения практически отсутствуют. Работы ведутся с разных концов трассы. Основной встающей перед дорожниками проблемой в ДФО являются обилие водных преград с низкими топкими берегами, слабые глинистые грунты, вечная мерзлота и значительная хрупкость природной экосистемы.
В настоящее время в рамках программы НИОКР Федеральное дорожное агентство разрабатывает нормативные документы по строительству автодорог в сложных природно-климатических условиях. Это позволит подрядчикам применять современные инновационные технологии и материалы, которые дадут возможность исключить просадки земляного полотна. Для соблюдения водно-теплового режима активно используются теплоизоляционные материалы (пенопропилен), для укрепления грунтов и откосов – геосинтетические, чтобы уменьшить толщину асфальтобетонного покрытия, повысить его прочность и сдвигоустойчивость применяются геосетки «Армдор К–100». Новинки активно внедряются и при ремонте мостов. Для обеспечения сохранности эксплуатируемых дорожных сооружений используются современные конструкции деформационных швов, гидрофобизирующие и гидроизоляционные материалы, укрепление конусов габионными конструкциями.
Реконструкция отдельных фрагментов дороги ведется максимально щадящими методами. Так, в Усть-Кутском районе в 2014 г. методом ресайклинга было отремонтировано 6,2 км полотна и заменены 16 водопропускных труб.
В будущем сезоне планируется расширить линейку протестированных в условиях якутских полигонов природосберегающих инновационных технологий. Так, для укрепления придорожных откосов с помощью растительности предлагается применять биоматы, а при организации водоотведения на мерзлых грунтах – сезоннодействующее охлаждающее устройство (СОУ), представляющее собой герметичную неразъемную сварную конструкцию с глубиной подземной части до 13 м, заправленную хладагентом, углекислотой или аммиаком. Для увеличения безремонтного периода эксплуатации будущей трассы планируется использовать полимерно-битумные вяжущие смеси (ПБВ), способные понизить температуру хрупкости асфальтобетона до –30° С, а на некоторых участках, где скальные и полускальные грунты на водоразделах сменяются льдистыми осадочными породами в долинах водотоков и на склоновых террасах, применять блоки преднапряженных цементобетонных плит, поднятых на эстакады, как это было сделано на автодорогах «Колыма», «Лена». Последняя технология позволит вдвое сократить сроки и затраты на строительство, а также сохранить в неприкосновенности ландшафты.
Приморье: заказники и заповедники
Приморье – геологически сложный регион с большим числом природных рисков. Кроме того, на его территории расположено шесть заповедников, 13 заказников и три национальных парка. И оба эти обстоятельства необходимо учитывать при проведении дорожно-строительных работ.
Так, в ходе работ на участке 193 км – 204 км трассы «Хабаровск – Лидога – Ванино», связывающей Хабаровск с Комсомольском-на-Амуре и Ванинским морским портом и Советской гаванью, дорожникам в целях сохранения экосистемы на территории заказника, через который пролегает дорога, пришлось возвести дополнительные водоочистные сооружения. Для сохранения уникальных природных ландшафтов и избегания подтопления дорожного полотна – отрезок трассы проходит по изрезанной многочисленными ручьями долине реки Мопау – были построены три моста, проезжая часть которых сделана с использованием сталефибробетона, мост арочного типа из металлических гофрированных конструкций и проложены несколько водопропускных цельновитых гофрированных труб диаметром от 1,5 до 5 м. Для обеспечения устойчивости насыпи и откосов были применены габионные конструкции, а укрепление растительностью откосов насыпей осуществляется с использованием технологии гидропосева, обеспечивающей одновременный засев трав, полив и удобрение. Еще один из способов сохранения придорожной экосистемы – максимально продолжительный период безремонтной эксплуатации дороги. Для решения этой задачи строители используют устойчивые к истиранию и колейности асфальтобетонные смеси с полимерными присадками и щебеночно-мастичный асфальтобетон.
Еще более сложные проблемы стоят перед дорожниками, осуществляющими реконструкцию трассы «Хасан – Раздольное» (216 км), которая в перспективе должна связать Приморье с Китаем и Южной Кореей. На 76-м километре автодорога проходит по территории национального парка «Земля леопарда», в котором обитает 30 этих редчайших диких кошек. Для того чтобы сохранить и преумножить популяцию, дать животным возможность свободно и безопасно перемещаться, по инициативе дальневосточных экологов было решено проложить дорогу под Нарвинским перевалом, в тоннеле. Это будет первое сооружение подобного рода в России.
Длина тоннеля 575 метров. Строительство сооружения началось в феврале 2012 г., а в декабре 2014-го планировалось ввести его в эксплуатацию. Однако пока готовы около 300 метров тоннеля: с одной стороны 215, с другой – 70 метров. Причина в том, что при проектировании были допущены ошибки в оценке плотности грунта.
Предполагается, что работы на уникальном объекте будут завершены в начале следующего года. Тогда появится возможность оценить эффективность предложенного решения и распространить этот опыт на другие регионы РФ.
Вместо заключения
Использование технологий «зеленого» строительства автодорог в нашей стране увеличивается с каждым годом, однако до сих пор единственным комплексным решением является Сочинский транспортно-инфраструктурный кластер.
Остается надеяться на то, что экологический аспект дорожного строительства будет привлекать все большее внимание государственных органов и общественных организаций, а «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.» продолжит стимулировать развитие экологического строительства.
Источник: territoryengineering.ru
Применение технологий «Экологическая безопасность при проектировании автомобильных дорог»
1. Факторы, влияющие на экологическую безопасность………………………….
1.1 Самые «грязные» места в мире…………………………………………….
1.2 Влияние автомобильных дорог на экологическую безопасность……….
1.3 Мониторинг причин и последствий дорожно- транспортных происшествий…………………………………………………………………….
2. На путях миграции братьев наших меньших…………………………………….
2.1 ДТП с участием животных………………………………………………….
2.2. Технологические решения «смягчения» проблемы……………………….
2.3 Мероприятия, снижающие негативное влияние
строительства дорог на окружающую среду………………………………………….
4. Список использованных источников……………………………………………….
Одно из заседаний Совета Безопасности по экологии было посвящено ключевым вопросам обеспечения экологической безопасности нашей страны.
«Тема крайне важная и многоплановая» В.В. Путин
Проблема. Увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий из – за несоблюдения экологической безопасности при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Актуальность темы. На первый взгляд эта проблема может показаться абсурдной. Ну как, казалось бы, экологическая безопасность при проектировании и строительстве автомобильных дорог может повлиять на количество аварий и других происшествий на дорогах? Сегодня нет человека, который не выступал бы в роли водителя или пассажира.
И нет человека, которого не волновало состояние здоровья его самого и его близких. Окружающая среда и здоровая экология — это касается каждого из нас.
В какой бы отрасли мы не работали, мы обязаны думать об экологической безопасности.
Существует по большей мере потребительское отношение к природным ресурсам, Экономическое развитие стран мира часто достигается с существенной деградацией природной среды.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – выявление основных факторов, влияющих на экологическую безопасность при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Выявить самые «грязные» места в мире
Провести мониторинг причин и последствий дорожно- транспортных происшествий
Обозначить технологические решения «смягчения» проблемы
1. Факторы, влияющие на экологическую безопасность
1.1 Самые «грязные» места в мире
«Проснулся утром — прибери свою планету «
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Приступая к исследованию и анализу утверждения заявленного темой, была изучена информация, представленная не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Оказалось, что самыми грязными местами в мире являются Зарубежная
Европа, США , Европейская часть России, Юго-Восточная Азия.
Посмотрите с чувством люди
Что с планетой нашей будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
1.2 Влияние автомобильных дорог на экологическую безопасность
Группы и виды воздействий автомобильных дорог на окружающую среду:
а) транспортные загрязнения (выбросы) — отработанные газы, транспортный шум,
пылевидные выбросы, продукты износа покрытий, загрязняющие воздух, почву и
водные стоки на прилегающей территории;
б) изменения природных и хозяйственных систем: изъятие земель, переформирование рельефа, изменение стока, уровня, условий движения грунтовых вод, разделение биосистем и хозяйственных угодий;
в) Нарушение условий обитания рыб при строительстве мостов и др.
1.3 Мониторинг причин и последствий дорожно- транспортных происшествий
Причины ДТП, связанные с несоблюдением экологической безопасности при проектировании и строительстве автомобильных дорог:
1.Прямая дорога и однообразный ландшафт.
2.Несоблюдение требований нормативной документации при проектировании дорог на слабых грунтах, близком залегании подземных вод, расположении оврагов и проектировании подходов к мостам.
3.Нарушение технологии строительства дороги.
4.Нарушение технологии строительства дорог на участках с осыпью трещиноватых пород.
5.Проектирование дорог в горной местности.
2 На путях миграции братьев наших меньших
2.1 ДТП с участием животных
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, да и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
От лирического вступления перейдем к сухой статистике. Ежегодно на территории России фиксируется более тысячи дорожно-транспортных происшествий с участием животных, где страдают как звери, так и люди.
Несмотря на предупреждающие дорожные знаки 1.26 «Перегон скота» и 1.27 «Дикие животные», которые сообщают водителю о том, что на данном участке дороги, возможно появление животных, по –прежнему «прифронтовыми участками» чаще всего являются лесные, лесопосадочные полосы, а также сельскохозяйственные угодья.
В отличие от людей, фауне неведомы правила дорожного движения и она не может самостоятельно оценить степень опасности, именно поэтому водитель обязан быть крайне внимателен, въезжая в подобную зону.
Бывает и так, что животные становятся «хозяевами» автотрасс. И это очень опасно.
Кроме того, лесное хозяйство РФ может потребовать возмещение ущерба в виде штрафа. Сегодня правонарушителя могут привлечь по статье ГК РФ №1078, где объем наказания измеряется размером зверя (в рублях): штраф за лося – 40 000 рублей, косуля -20 000 рублей, сбитый кабан — 15 000 рублей. Мелкие звери: наезд на крота – 50 рублей; наезд на лису – 100 рублей; наезд на белку – 250 рублей.
Но денежные взыскания не главное. Представьте, какой силы будет удар о машину при столкновении на скорости с дикой, непредсказуемой, живой полутонной, (вес взрослого лося или оленя может достигать 600 кг, дикого кабана до 200 кг), даже легкая на первый взгляд косуля, во время прыжка легко пробьет лобовое стекло.
Получение серьезных телесных травм, летальный исход водителя или его пассажиров в таких ситуациях не редкость.
К сожалению, запроектировать дорогу в обход мест миграции животных практически не удается. Советы, которые дают водителям как поступать при встрече с животными, не всегда срабатывают. Как решить проблему?
2.2. Технологические решения «смягчения» проблемы
В большинстве европейских стран государство делает все возможное, чтобы свести к минимуму встречу диких обитателей леса с автовладельцами.
В Польше лесные массивы огораживают сеткой. Для животных, которые желают перейти на другую сторону дороги строят специальные сооружения. В Кении существуют подземные переходы для слонов. В таких государствах, как: Швейцария, Германия, Франция, Англия, Нидерланды создают навесные мосты, эстакады, виадуки, водопропускные трубы, рыбоподъемники и прочие строения призванные сохранить жизни братьям нашим меньшим.
Наиболее интересный вариант решения проблемы – проектирование и строительство экодуков. ЭКОДУК — это мост или туннель для перехода животными дорог.
Экодуки снижают вероятность появления на дороге животных, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Роскошный и широкий экодук не вызывает у животных страха. Ширина его порой превышает 100 м, а рекорд — 800 м. Длина экодука обычно не превышает 80 м. Самые большие называют ландшафтными мостами.
На правах самой автомобильной нации проблему начали решать американцы.
Первый туннель для прохода диких животных появился в США в 1955 году.
В 1975 –м году Штаты реализовали новое решение: экодук через магистраль. Не заасфальтированный, а покрытый естественными для этого места растительностью и почвой. Проходя по нему, зверюшки не ощущают опасную близость цивилизации.
В Европе экодуки появились несколько позже.
Переход в Национальном Один из переходов в индейской Зелёная эко-тропа над
парке Банф в Альберте резервации, штат Монтана шоссе Е314 в Бельгии
Места для экодуков и туннелей тщательно выбирают. До строительства дороги егеря указывают сложившиеся звериные тропы. В этих местах и устраивают переходы. Так как предусмотреть всё заранее сложно, работы не прекращают и после ввода магистрали в строй. Вдоль дорожного полотна оставляют участки рыхлой земли или песка, как в приграничной полосе, чтобы определить популярность этих мест у животных.
Заборы не только предохраняют
зверье от попадания под колеса.
Они направляют на экодуки
и к входам в туннели
Проектирование и строительство экодуков сохраняет единство среды обитания диких животных и служит гарантией безопасности для автомобилистов.
Каких только нет сооружений! Это и переходы для белок и крабий мост. Более чем 20 километров пластиковых заграждений направляют крабов подальше от главных дорог острова Рождества и ведут к 31 надземным переходам
и пятиметровому мосту.
А есть ли такие сооружения в России?
В нашей стране тоже стали осознавать тяжелые последствия на магистралях от встречи с животными и пришли к пониманию необходимости строительства экодуков.
Первый экодук в форме туннеля был открыт в марте 2016 года в Приморском крае, в национальном парке «Земля леопарда».
13 сентября 2016 года в Калужской области открыли второй в России экодук. Экодук шириной 52 метра открыт на 170-м километре автомобильной дороги М-3 в рамках реализации проекта по реконструкции трассы на участке со 124 по 194 км.
Эти сооружения, возведенные на путях миграции животных, безусловно снизят количество дорожно-траспортных происшествий, сохранят многие жизни автовладельцев и братьев
наших меньших.
2.3 Мероприятия, снижающие негативное влияние
строительства дорог на окружающую среду
Мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов должны предусматриваться в проекте организации строительства (ПОС), проекте производства работ (ППР), а также в технологических регламентах (технологические карты и т.п.).
При выполнении строительных работ необходимо принимать меры к сокращению загрязнения атмосферы минеральной пылью, выбросами газов тепловых установок и двигателей, другого оборудования, работа которого связана с термическими и химическими технологическими процессами.
3 Заключение
Таким образом, исследование данной проблемы подтверждает актуальность темы. Часто мы даже не представляем, как далеки от понимания критериев экологической безопасности.
Экологическая безопасность касается всех сфер жизнедеятельности человека.
Говоря о факторах опасности, возникающих при строительстве дорог, я отметил техногенную и экологическую опасность, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде, что существенно скажется на условиях существования человека и животного мира. Но строители дорог учатся их прогнозировать и предупреждать.
4 Список использованных источников
1. Журнал «Автомобильные дороги» , АО «Издательство дороги» ноябрь 2016 г.№11 (1020), г.Москва
2. ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв. расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р);
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai