Руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговым Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, Уставом сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области, Собрание представителей сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области
1. Установить на территории сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области земельный налог на 2022 год, порядок и сроки уплаты налога на земли, находящиеся в пределах границ сельского поселения Подъем-Михайловка.
2. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как рассчитывается земельный налог?
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие кампании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
3. Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах границ сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области.
4. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
4.1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
4.2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки.
4.3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом участке, принадлежащим им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Урок 1. Как читать смету или вид локальной сметы // How to read a Local estimate
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый орган органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.
5.1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
5.2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
5.3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
6. Установить налоговые ставки в размерах, не превышающих:
1) 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
— не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства, для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
2) 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
6.1. Налоговым периодом признается календарный год.
6.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года;
6.3. Срок уплаты земельного налога установлен — 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Налоговые льготы.
Льготы для организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектами налогообложения на территории сельского поселения Подъем-Михайловка, установленные в соответствии со статьей 395 Федерального закона от 29.11.2004 года № 141- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» действуют в полном объеме.
7.1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с абзацем 1 пункта 9, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
7.2. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.
7.3. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного, бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок (его долю) исчисления суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течении которых данный земельный участок находился в собственности (постоянного, бессрочного) пользования, пожизненном наследуемом владении налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 –го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
7.4. Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового Кодекса.
Формы заявлений налогоплательщиков — организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
7.5. При наличии в собственности гражданина более одного земельного участка (независимо от вида разрешенного использования) в пределах сельского поселения льгота предоставляется в отношении только одного участка. При этом льгота предоставляется в отношении участка, имеющего наибольшую кадастровую стоимость.
7.6. Также освобождаются от налогообложения:
— ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; а также ветераны и инвалиды боевых действий;
-инвалиды 1 и 2 группы инвалидности;
-участники локальных войн;
-лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
-граждане, достигшие 80 летнего возраста;
-вдовы погибших и умерших участников Великой Отечественной войны;
— учреждения и организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры. Льгота предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и справки Финансового управления в муниципальном районе Волжский Самарской области о финансировании из местного бюджета;
— органы местного самоуправления сельского поселения Подъем-Михайловка, их отраслевые (функциональные) и территориальные органы, а также подведомственные им учреждения – в отношении земельных участков, используемых ими для выполнения возложенных на них функций. Льгота предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и копии учредительных документов;
— несовершеннолетние дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
— лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
— лица, достигшие пенсионного возраста, подвергшиеся политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно, ежегодно предоставляют необходимые документы, подтверждающие принадлежность в налоговые органы в срок не позднее 1 октября текущего года (либо в течении 10 дней с момента возникновения права на льготу), являющегося налоговым периодом.
Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, указанных в п.12, а также
7.7. Налоговая льгота предоставляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и документов, подтверждающих принадлежность к указанной категории налогоплательщиков.
При наличии в собственности гражданина более одного земельного участка (независимо от вида разрешенного использования) в пределах сельского поселения Подъем-Михайловка – льгота предоставляется в отношении только одного участка. При этом льгота предоставляется в отношении участка, имеющего наибольшую кадастровую стоимость.
7.8. Лица, претендующие на льготу, предоставляют в налоговый орган следующие документы:
— копию удостоверения или справку, подтверждающую принадлежность к льготной категории, выданную уполномоченным органом;
8. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Установить следующие сроки уплаты платежей по земельному налогу:
— налогоплательщиками — организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями:
— авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются ежеквартально, за 1 квартал не позднее 30 апреля, за 2 квартал не позднее 31 июля, за 3 квартал не позднее 31 октября;
— платежи по итогам налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
— Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
9.Налоги уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса.
10. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
11. Налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового (отчетного) периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по налогу. Форма налогового расчета по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
12. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом.
13. Администрация сельского поселения Подъем-Михайловка ежегодно до 1 февраля предоставляет информацию в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ по состоянию на 1 января текущего года.
14. Признать утратившим силу решение Собрания Представителей сельского поселения Подъем-Михайловка № 9/5 от 10.11.2020 года «Об установлении земельного налога на 2021 год» с 01 января 2022 года.
15. Опубликовать настоящее решение в газете «Подъем-Михайловские вести», обнародовать на Интернет-сайте Администрации сельского поселения Подъем-Михайловка.
Источник: pospmich.ru
Департамент общего аудита о порядке учета арендной платы за замлю и имущественных налогов при выполнении функций заказчика-застройщика
Просим дать разъяснения по вопросу учета арендной платы за землю и поимущественных налогов (в частности, налог на имущество, на землю после выкупа земли) в налоговом и бухгалтерском учете при выполнении функции заказчика-застройщика при строительстве коттеджного поселка на собственных и/или арендованных земельных участках.
— занимается строительством объектов, предназначенных для продажи, за счет собственных (заемных) средств. Такие объекты, по мере их завершения строительством, будут квалифицироваться как готовая продукция, предназначенная для реализации. Соответственно, деятельность по строительству таких объектов будет представлять собой деятельность по производству товаров.
— выступает в качестве заказчика-застройщика по инвестиционным контрактам (т.е. формирует стоимость объекта для последующей передачи его инвестору).
В случае, если помимо строительства объектов, предназначенных для продажи, Вами также будут созданы объекты, предназначенные для использования самой организацией (например, нежилые объекты для сдачи в аренду и т.п.) – это следует расценивать как создание объектов основных средств.
Также мы исходим из того, что в бухгалтерском и налоговом учете организация обособленно формирует стоимость каждого объекта.
Как следует из вопроса, организация несет следующие расходы: уплата арендной платы за землю, поимущественные налоги (в частности, налог на имущество, налог на землю после выкупа земли). Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета данных расходов.
Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Плательщиками данного налога являются, в том числе, организации, обладающие земельными участками[1] на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
При ответе на вопрос мы исходим из того, что под арендной платой за землю в Вашем случае подразумевается арендная плата по договору, заключенному с администрацией соответствующего муниципального образования[2].
Таким образом, земельный налог и арендная плата за землю представляют собой форму платы за использование соответствующего земельного участка.
Следовательно, по нашему мнению, при учете расходов в виде арендной платы за землю и/или земельного налога следует соблюдать единый подход, в силу их сходного по экономическому смыслу характера.
Рассмотрим порядок учета данных расходов в зависимости от целевой направленности использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются затраты, непосредственно связанные с указанными операциями.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Рассмотрим, возможно ли арендную плату и земельный налог отнести к фактическим затратам, непосредственно связанным со строительством объекта.
В отношении порядка формирования стоимости объекта, на наш взгляд, возможно обратиться к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина РФ от 30.12.1993 №160, далее Положение №160).
Так, согласно пункту 3.1.1 Положения №160 в бухгалтерском учете затраты по строительству объектов[3] группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
г) на приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
Согласно пункту 5.1.1 Положения №160 инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат.
Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению. В случае, если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов[4].
Таким образом, помимо прямых затрат на строительство, в стоимость строящихся объектов включаются прочие капитальные затраты.
Хотелось бы также отметить, что согласно пункту 4.7 Инструкции №123[5] (утратившей силу с 1 января 2008 года) в состав прочих капитальных работ и затрат входят:
— расходы по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством (кроме строительных работ, связанных с переселением), т.е. изъятие его, предоставление и передачу в собственность или аренду, в том числе на покрытие затрат на выдачу архитектурно — планировочного задания и красных линий застройки;
— плата за землю при выкупе земельного участка для строительства (оплата услуг адвокатов, агентов по операциям с недвижимостью, других посредников, пошлины и т.п.);
— другие работы и затраты, не относящиеся к строительным и монтажным работам, предусмотренные в сводном сметном расчете стоимости строительства.
При этом в соответствии с действующим порядком сметного ценообразования в сводных сметных расчетах стоимости строительства объекта предусматриваются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004[6]), в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета включаются, в частности, средства на плату за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства.
Таким образом, по нашему мнению, в общем случае арендная плата и земельный налог за использование земельного участка, уплачиваемые в период строительства, могут быть отнесены к фактическим затратам, связанным со строительством объекта.
Соответственно, согласно Инструкции по применению плана счетов, данные затраты подлежат отражению на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Таким образом, если организация арендует либо использует находящийся в собственности земельный участок с целью строительства на нем объектов, которые в последующем будут включены в состав основных средств, арендную плату за землю и земельный налог, по нашему мнению, в периоде строительства следует относить на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В дальнейшем, по окончании строительства, арендная плата и земельный налог будут отражаться на соответствующем счете учета затрат (в зависимости от направления использования построенного объекта).
В соответствии с пунктом 7 ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), с вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору.
По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта строительства элемента, становящегося в процессе эксплуатации отдельной единицей основных средств (пункт 9 ПБУ 2/94).
То есть, заказчик-застройщик в процессе строительства формирует инвентарную стоимость объекта строительства, которая определяется исходя из всех фактических затрат по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию.
На наш взгляд, нормы законодательства, приведенные в предыдущем разделе, несмотря на то, что они относятся к строящимся объектам основных средств, могут быть применимы и в данном случае, при рассмотрении вопроса о фактических затратах, формирующих инвентарную стоимость объекта строительства.
По нашему мнению, как следует из Инструкции по применению плана счетов, заказчики застройщики вправе при отражении затрат на строительство объектов использовать счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Данное мнение подтверждается также письмом Минфина РФ от 18.05.06 №07-05-03/02.
Таким образом, если организация, являющаяся заказчиком-застройщиком, арендует либо использует находящийся в собственности земельный участок с целью строительства на нем объектов, которые в последующем будут переданы инвесторам, арендную плату за землю и земельный налог, по нашему мнению, в периоде строительства следует относить на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Порядок учета затрат в случае, если объект строительства предназначен для продажи, действующим законодательством по бухгалтерскому учету не определен.
При этом, согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» одним из условий для принятия объекта в состав основных средств является отсутствие намерения организации в его последующей перепродаже.
При этом согласно Инструкции по применению плана счетов, понесенные при строительстве затраты могут быть отражены на счете 08 только в случае, если по окончании строительства возведенные объекты будут отнесены в состав основных средств.
В связи с этим, по нашему мнению, возможны 2 варианта отражения возникающих затрат в бухгалтерском учете.
Согласно пункту 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» активы, предназначенные для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов.
К активам, предназначенным для продажи, в частности, относится и готовая продукция — конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.
Поскольку в рассматриваемом случае осуществляется строительство коттеджей, по нашему мнению, они, в конечном итоге, на основании приведенного выше определения, могут быть отражены на счете 43 «Готовая продукция».
При этом согласно пункту 7 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
Соответственно, затраты, произведенные до момента принятия законченных строительством объектов в эксплуатацию, на наш взгляд, могут быть отражены на счете 20 «Основное производство».
Однако в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явились целью создания данной организации.
Вследствие этого, несмотря на то, что счет 08 предназначен для отражения затрат по строительству объектов, подлежащих впоследствии принятию к учету в качестве основных средств, считаем возможным отразить затраты инвестора именно на этом счете.
Таким образом, ввиду отсутствия законодательных норм в отношении порядка отражения затрат по строительству объектов, предназначенных для последующей продажи, считаем возможным учитывать такие затраты:
Поскольку бухгалтерское законодательство прямо не определяет порядок учета данных расходов, по нашему мнению, организация вправе самостоятельно определить порядок признания в бухгалтерском учете данных расходов.
Также отмечаем, что в соответствии с представленной учетной политикой, организация на счете 08.3 отражает затраты на капитальное строительство объектов по инвестиционным контрактам (т.е. за счет средств инвесторов). Счет 20 используется для отражения расходов заказчика-застройщика при оказании услуг инвесторам и затрат на строительство объектов для продажи за счет собственных (заемных) средств (пункт 5.1).
При этом, пункт 5.5. учетной политики определяет, что текущие расходы, относящиеся к строительству объектов как по инвестиционным контрактам, так и для продажи распределяются исходя из площади земельного участка к общей площади всех земельных участков. К данным расходам относятся арендные платежи за землю.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация вправе при учете арендной платы за землю (а также земельного налога в силу его аналогичного экономического смысла) при строительстве объектов, предназначенных для продажи и по инвестиционным контрактам, руководствоваться избранным порядком, отраженным в учетной политике.
В случае, если построенный объект будет являться основным средством, то, согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Соответственно, применительно к строящемуся объекту, в состав его первоначальной стоимости включаются расходы на его сооружение (строительство) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Объект основных средств будет переносить свою стоимость в расходы для целей налога на прибыль посредством начисления амортизации.
В случае если построенный объект предполагается продать, то для целей налогового учета его стоимость будет учтена в расходах только после реализации. При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации прочего имущества[7] налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества.
Соответственно, как в первом, так и во втором случае, на наш взгляд, состав расходов, формирующих стоимость объекта, будет идентичным.
Расходы на строительство объектов по инвестиционным контрактам в составе собственных расходов заказчика-застройщика не учитываются, поскольку согласно договору подлежат передаче инвестору.
Рассмотрим ситуацию, когда организация арендует земельные участки для строительства объектов, которые впоследствии будут признаваться объектами основных средств.
Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень затрат, относящихся к расходам, поименованным в пункте 1 статьи 257 НК РФ, поэтому в силу норм статьи 11 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться к иным отраслям законодательства.
На основании норм бухгалтерского и гражданского законодательства, приведенных выше в разделе «Бухгалтерский учет», по нашему мнению, арендную плату и земельный налог за использование земельного участка можно квалифицировать, как непосредственно связанную со строительством объектов.
Поэтому, на наш взгляд, в данном случае, как и в бухгалтерском учете, расходы на аренду земельного участка и земельный налог подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств и списываются в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ.
После окончания строительства данные расходы будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
По данному вопросу, имеется другая позиция, согласно которой рассматриваемые расходы подобного рода (арендная плата за землю, земельный налог, а также налог на имущество) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Аргументируется такая позиция тем, что обязанность по уплате имущественных налогов возникает в связи с наличием у организации в собственности определенного имущества и не зависит от направленности его использования.
Так, в письме Минфина РФ от 19.12.06 №03-03-04/2/261 было выражено мнение, что суммы начисленных земельного налога и налога на имущество организаций учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В письме от 20.02.06 №03-03-04/1/130, в котором рассматривался вопрос о порядке учета таможенных пошлин и сборов, Минфин РФ выразил позицию о возможности учитывать такие расходы либо в первоначальной стоимости основных средств, либо в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Свой выбор налогоплательщик должен отразить в учетной политике.
Налоговые органы (в более ранние периоды) высказывали иное мнение. УФНС России по г. Москве в письме от 28.02.05 № 20-122/12075.2 указало следующее:
«…если расходы по оплате земельного налога осуществлялись непосредственно в период приобретения здания, указанные расходы включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств и списываются в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ.
В дальнейшем расходы на уплату земельного налога будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при выполнении условий пункта 1 статьи 252 НК РФ»[8].
Таким образом, с точки зрения налоговых органов, суммы земельного налога и арендной платы, уплаченные до введения объектов в эксплуатацию, должны включаться в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, а далее — уменьшать налоговую базу текущего периода.
По нашему мнению, буквальное прочтение норм НК РФ позволяет организации учитывать расходы на уплату имущественных налогов в составе прочих расходов текущего периода. Вместе с тем, учитывая позицию налоговых органов, следует принимать во внимание существование налоговых рисков, во избежание которых организация может включать данные расходы в периоде строительства в первоначальную стоимость объектов.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ[9].
Таким образом, данный налог Ваша организация уплачивает в отношении собственных объектов основных средств, которые она использует в своей хозяйственной деятельности.
При этом, поскольку организация самостоятельно не осуществляет строительство, на наш взгляд, ее основные средства непосредственно не используются при строительстве объектов.
Таким образом, расходы в виде уплаты данного налога, по нашему мнению, нельзя квалифицировать как имеющие непосредственное отношение к строительству объектов.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по данному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. При этом налогоплательщиками в общем случае признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
То есть, Ваша организация, в случае если на нее зарегистрированы транспортные средства, будет признаваться налогоплательщиком данного налога.
При этом, также как и в случае с налогом на имущество, поскольку организация самостоятельно не осуществляет строительство, транспортные средства непосредственно не используются при строительстве объектов.
Таким образом, расходы в виде уплаты данного налога, по нашему мнению, нельзя квалифицировать как имеющие непосредственное отношение к строительству объектов.
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Определение прочих расходов в ПБУ 10/99 не приведено, но исходя из перечня затрат, перечисленных в пункте 11, можно сделать вывод, что таковыми расходами являются затраты, не связанные непосредственно с изготовлением и продажей продукции, товаров, выполнением работ и оказанием услуг, но тем не менее относящиеся к текущей деятельности предприятия. Поэтому, на наш взгляд, начисление и уплата налога на имущество предприятий более соответствует прочим расходам.
Кроме того, следует отметить, что с 2004 года со вступлением в силу главы 30 НК РФ экономический смысл данного налога, на наш взгляд, изменений не претерпел.
При этом в пункте 76 утратившего силу Приказа Минфина РФ от 28.06.00 №60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» было отмечено, что в составе прочих операционных расходов отражаются суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Ранее, статьей 8 Закона РФ от 13.12.91 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» было установлено, что исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия.
На основании этих нормативных актов до вступления в силу главы 30 НК РФ «Налог на имущество предприятий» организации производили начисление налога на имущество проводкой «Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Кроме того, такой порядок также был разъяснен в Комментариях к новому плану счетов, составленных под руководством А.С.Бакаева[10]. Необходимо отметить, что г-н Л.З. Шнейдман также принимал участие в составлении данных комментариев.
Однако в письме Минфина РФ от 05.10.2005 № 07-05-12/10, подписанном г-ном Шнейдманом, была высказана иная точка зрения:
«В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н, расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности.
Исходя из этого считаем, что суммы налога на имущество, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности.»
При применении на практике письма Минфина следует учитывать, что оно не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» письма Минфина не относятся к нормативным актам законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Согласно пункту 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Соответственно, ввиду того, что порядок отражения в бухгалтерском учете операций по исчислению налога на имущество нормативно не определен, на наш взгляд, организация может установить в учетной политике, что начисление данного налога будет отражаться на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Либо, учитывая, что Министерство финансов РФ является органом, имеющим полномочия по определению порядка ведения бухгалтерского учета (пункт 5.2.21 Положения о Минфине РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №329), по нашему мнению, организация может руководствоваться данным письмом и отражать суммы налога на имущество в составе расходов по обычным видам деятельности.
По нашему мнению, при отражении в бухгалтерском учете транспортного налога следует исходить из того, в какой деятельности организация использует транспортные средства.
Соответственно, если данные объекты используются в основной деятельности организации, то сумма начисленного платежа по транспортному налогу является расходом по обычным видам деятельности и подлежит отражению на соответствующем счете учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Если транспортные средства не используются в основной деятельности, начисление данного налога следует отражать по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Следовательно, затраты на уплату транспортного налога и налога на имущество, по нашему мнению, следует признавать в качестве расходов в том налоговом (отчетном) периоде, в котором произведено их начисление.
[1] Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).
[2] Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п.4 ст.65 ЗК РФ).
[3] Под долгосрочными инвестициями для целей настоящего Положения понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий (п.1.2 Положения №160).
[4] Если ввод объектов производится частями, то прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость вводимых объектов по нормативам, исходя из соотношения ассигнований на эти цели в смете на строительство объекта в целом и общей договорной стоимости возводимых объектов. В этом случае после окончания строительства и определения фактических сумм прочих капитальных затрат целесообразно сделать перерасчет инвентарной стоимости введенных в действие объектов.
[5] Постановление Госкомстата РФ от 03.10.1996 №123 «Об утверждении инструкции по заполнению форм федерального статистического наблюдения по капитальному строительству».
[8] Аналогичный вывод следует из письма МНС России от 02.04.03 №27-0-10/105-Л737, согласно которому предусмотренные договором аренды земли под строительство здания суммы арендной платы, внесенные до ввода в эксплуатацию как необходимые и связанные с сооружением основного средства (здания), включаются в первоначальную стоимость основного средства и подлежат учету в целях налогообложения после ввода здания в эксплуатацию через амортизационные отчисления в порядке статьи 259 НК РФ. Суммы арендной платы, вносимые в соответствии с договором аренды после введения основного средства в эксплуатацию, подлежат учету в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (при условии соответствия условиям признания расходов, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ).
[10]В период составления комментариев — руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
Источник: www.mosnalogi.ru