В каком году было начато строительство вышневолоцкой системы в

Содержание

Победа в Северной войне закрепила за Россией Балтийское побережье. В устье Невы выросла новая столица — Санкт-Петербург.

Год от года перевозки между столицей и внутренними районами страны значительно возрастали. Сухопутный транспорт с трудом доставлял необходимые грузы. Из-за непогоды, распутицы и бесхозяйственности дороги становились непроезжими. Из Москвы до Петербурга добирались более 5 недель.

Существовал и водный путь, который связывал Поволжье с Балтикой через верховья Тверцы и Цну. Малое судно, перевозившее груз в 3 тыс. пудов, могло заменять 100 подвод с возчиками. Главным препятствием на этом пути оставался волок между Тверцой и Цной.

С древних времён люди перетаскивали лёгкие ладьи[126] с одной реки на другую при помощи катков и лыж, а челны из древесной коры или кож переносили на себе. С развитием торговли на месте здешнего волока возникло поселение, основанное новгородцами и получившее название Вышний Волочёк, так как находилось у первого, верхнего («вышнего») волока на пути по Волге из новгородских земель. Здесь Пётр I и повелел прорыть канал.

Денис Ивлев «Европейский проект Петра Первого: Вышневолоцкая водная система»

Царский указ от 12 января 1703 г. предписал «соединить перекопью реки Тверцу и Цну». Россия ещё не имела опытных гидростроителей, и техническое руководство осуществляли пятеро голландских мастеров.

Ежегодно из тверских уездов и соседних провинций на строительство присылалось до 10 тыс. человек с лошадьми и телегами. Все работы выполнялись вручную, с помощью лопат и тачек. Деньги за работу русским мастеровым и работным людям не платили. Они получали лишь провиант да «кормовые» деньги. Всеми делами строительства управлял первое время князь В.И.

Гагарин, отчего канал назвали Гагаринским, позднее — Тверецким (по названию реки), а обычно именовали Вышневолоцким. Поэтому и весь водный путь получил название Вышневолоцкого.

Пётр внимательно следил за строительством и не раз бывал в Вышнем Волочке. По преданию, он прошёл пешком путь от Тверцы до Цны и наметил трассу будущего канала. В 1708 г. работы по строительству канала длиной около 3 км со шлюзом[127] завершились.

Следующей весной барки, шедшие с Волги по «большой воде», благополучно прошли по Тверце, а затем через канал и шлюзы. Голландские мастера получили большое вознаграждение. Однако летний караван судов не дошёл до Петербурга из-за мелководья и зазимовал. История повторилась и на следующий год.

По указанию Петра I иностранные и русские специалисты искали способы улучшения Вышневолоцкого пути, а также другие водные дороги к Петербургу. В 1719 г. талантливый самоучка купец Сердюков представил проект улучшения Вышневолоцкого водного пути. Он предложил выполнить все работы за свой счёт, если ему будет разрешено взимать с проходящих судов денежные сборы.

Сердюков, монгол по происхождению, 10-летним мальчиком попал в плен к русским. Приказчик Иван Сердюков выкупил его из плена и окрестил, дав имя Михаил и свою фамилию. Мальчик быстро выучился не только русскому языку, но и торговому делу. Записавшись в новгородское купечество, Сердюков успешно вёл торгово-промышленные дела в Новгороде и Вышнем Волочке.

Лекция Дмитрия Вадатурского: Краткая история гидротехнического строительства в России

Он участвовал также в сооружении и ремонте плотин, мельниц и других водяных устройств. Сердюков знал недостатки построенных голландскими мастерами сооружений и особенности местного судоходства.

Рис. 44. Схема Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем. XVIII – начало XIX в.

Построили новые шлюзы, вспомогательные каналы и плотину. В 1722 г. по открывшейся системе прошёл первый караван судов.

Сердюковы владели сооружениями полвека, и лишь в 1774 г. Вышневолоцкая водная система стала собственностью государства. У гранитного шлюза на правом берегу Цны и ныне стоит дом М.И. Сердюкова.

К 1741 г. закончилось строительство первого в России водохранилища, питавшего Вышневолоцкую систему. Поддерживался уровень воды, необходимый для судоходства. Если раньше из-за постоянного мелководья судно перевозило не более 4 тыс. пудов, то теперь удалось увеличить вес товаров на барках в два раза. Вместо нескольких недель, затрачиваемых прежде на прохождение Тверцы, требовалось всего 10—14 дней.

Пороги на реках и непогода на больших озёрах представляли большую опасность для барок. Пороги на Мсте пытались взрывать, а вдоль берега Ладожского озера и в обход бурного Ильменя проложили каналы. Только в 1836 г. Вышневолоцкий водный путь принял окончательный вид. Его общая длина от Ярославского Поволжья до Петербурга составила 1700 вёрст.

Притеснения и взяточничество со стороны чиновников и помещиков на Вышневолоцком водном пути были обычным делом. Действовала налаженная система «сборов лихоимства»[128]. Владельцы прибрежных земель засевали бечевник, [129] устраивали засады на коноводов, останавливали суда, с купцов требовали деньги за потраву хлебов. Чтобы разгрузить севшую на мель барку, купцу приходилось опять-таки платить владельцу земли, на которую складывали груз.

Навигация на Вышневолоцком водном пути начиналась в апреле и завершалась обычно в октябре. Погрузка судов проходила и на небольших пристанях, и в крупных городах. Жители тверских и московских земель снаряжали весной барки на пристанях от Калязина до Твери. Здесь к каравану присоединялись суда из Старицы, Зубцова и Ржева с хлебом, салом и пенькой. В августе-сентябре шли караваны из Сибири и Урала с железом, солью и рыбой.

Читайте также:  Качество проекта в строительстве это

В середине XVIII в. по Вышневолоцкому пути проходило ежегодно 3—3,5 тыс. барок, а в конце века уже 5—5,5 тыс. Стоимость провоза при нормальных условиях судоходства оказывалась примерно в 10 раз ниже, чем гужевым транспортом.

Бывали годы, когда из-за мелководья хлебные барки останавливались на зимовку вдали от Петербурга. Тогда в столице остро ощущалась нехватка хлеба.

Движение судов шло лишь в одну сторону — к Петербургу. Быстрое течение и множество порогов делали обратный путь тяжёлым и опасным. Тысячи судов, приходивших ежегодно в столицу, назад не возвращались. Их продавали на месте, чаще всего на дрова. В каждую навигацию требовалось огромное число новых судов.

Их строили крестьяне из прибрежных селений. Тверские леса сильно пострадали от массовых вырубок.

Рис. 45. Гранитная заводская плотина в Вышнем Волочке. 1721 г. Фото начала XX в.

Наиболее распространённым средством перевозки оставалась барка — издавна известное плоскодонное судно, несложное в управлении. На ней ходили под парусом, на вёслах и конной тяге. В узких местах Тверцы по обоим берегам пролегал бечевник. Тверца и Мста считались наиболее трудными участками Вышневолоцкого пути. Здесь на барку брали дополнительно второго лоцмана-проводника и 30—40 рабочих, чтобы при необходимости разгрузить судно и снять его с мели.

Вышневолоцкий водный путь обслуживали тысячи работников из крестьян и мещан — тверских, ярославских, московских, новгородских. В крупных городах и на пристанях в начале навигации собиралось множество людей, нанимавшихся в коноводы, лоцманы, бурлаки,[130] грузчики, а также на строительство и оснащение судов.

Вышневолоцкая система на протяжении 150 лет сохраняла значение важнейшей водной дороги России. Не случайно в гербе Вышнего Волочка изображена плывущая барка.

Водная жизнь

Водная жизнь Ни у каких других наземных млекопитающих нет опущенной гортани, однако есть другие млекопитающие, у которых она имеется. Правда, это лишь такие млекопитающие, которые обитают в море или озерах, – а именно такие млекопитающие животные, как тюлени, киты, дюгони

Где могла развиться водная обезьяна?

Где могла развиться водная обезьяна? Где же могла быть эта водная среда? Существует много теорий африканского происхождения. И именно в Африке, согласно ортодоксальной теории, обнаружены древнейшие следы человека. Однако представляется, что мы не могли развиться в

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Водная феерия в честь королевы в 1591 году.

Водная феерия в честь королевы в 1591 году. Водная феерия в честь королевы в 1591

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако, все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

МОСКОВСКАЯ СИСТЕМА

МОСКОВСКАЯ СИСТЕМА При первых Романовых Москва дает нам наиболее законченное выражение всей своей правительственной системы. И я буду утверждать, что такой системы в мире не существовало никогда, даже в лучшие времена Рима и Великобритании, ибо Рим и Великобритания были

«Система»

«Система» Борьба с ООП перерастала в особую войну. Тысячи арабов задерживались для допросов, чуть ли не ежедневно проводились специальные операции, — а в то же время на улицах израильских городов взрывались заминированные автомобили. Отели в самой стране и за её

Главная водная магистраль страны

Главная водная магистраль страны После сталинградской победы противник был отброшен от Волги, однако еще упорно цеплялся за каждую пядь нашей земли. С весны назревали серьезные события в районе Курской дуги. Красная Армия с каждым днем получала все больше самолетов,

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии)

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии) Философия — отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно. Олдос Хаксли Философия — это усилие, связанное с проверкой всех очевидностей. Лешек

3.1. Баня как водная процедура

3.1. Баня как водная процедура Баня как идея вовсе не была досадной ошибкой человечества и не являлась продуктом низкого технического уровня развития общества. Финны зря царапают себе грудь, каясь и оправдываясь за своё мытное банное прошлое.Вопреки бытующему ныне мнению,

Банковская система

Банковская система Прогнившие основы банковской системы были подорваны, а ее неадекватность стала очевидной. Соединенные Штаты оказались в тупике по всем направлениям. У. Черчилль Старт валу банкротства банков дал тот же кризис 1921 г. Великая депрессия, вызвав

Источник: history.wikireading.ru

Вышневолоцкая водная система

Вышневоло́цкая во́дная систе́ма — водный путь в России, в районе города Вышнего Волочка, наиболее старая [1] искусственная водная система в России. Связывает реку Тверцу, приток Волги, с Балтийским морем. В Вышневолоцкую водную систему входят река Тверца, водораздельный участок с каналами и водохранилищами, река Мста, Сиверсов и Вишерский каналы на балтийском «склоне» системы. Целью строительства системы было снабжение Санкт-Петербурга продовольствием и другими товарами, поставляемыми из центральной России.

Читайте также:  Строительство косгу 228 или 310

История

История строительства водного пути началась 12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на царского стольника князя М. П. Гагарина; техническое руководство осуществляли пять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером. Строительство канала длиной 2811 м и шириной 15 м с двумя шлюзами было закончено весной 1709 года. Сначала канал получил имя Гагаринского (в честь князя М. П. Гагарина), а затем Тверецкого. [2]

Это была первая дорога из Москвы в столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом [3] , который взял на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени.

В 1774 году Вышневолоцкая водная система была выкуплена государством у потомков М. И. Сердюкова. После этого водная система была серьёзно перестроена с целью повышения уровня воды: деревянный бейшлот был заменён гранитным, повышены дамбы и др. Позже, в начале XIX века были построены Мариинская и Тихвинская водные системы, которые стали новыми водными дорогами из центральной России в Санкт-Петербург. [2]

В 1943—1947 годах была осуществлена очередная реконструкция Вышневолоцкой водной системы, в ходе которой был построен пятикилометровый Ново-Тверецкий канал, увеличена до 109 км² площадь водохранилища. [2] Данные изменения были произведены для увеличения обводнения верховьев Волги [1] .

Транспортное использование

Система использовалась для массового транзитного судоходства до конца XIX века. Движение по системе было «односторонним», от Волги к Петербургу. Использовалась «караванная система» проводки судов. Сначала за счёт «попусков» воды из водораздельных водохранилищ поднимался уровень воды в реке Тверце, благодаря чему караван судов поднимался до Вышнего Волочка. После прохода каравана водораздельного участка на реку Мсту, начинался сброс воды из Мстинского водохранилища, повышая уровень воды в Мсте.

В 1870 году через водную систему прошло 805 судов, в 1872 — только 406, потом дошло до двух сотен (в начале XIX века ежегодно проходило свыше 4000 судов [4] ). К началу 1890-х годов движение по системе к Петербургу прекратилось. Сказалась конкуренция со стороны Николаевской железной дороги и более удобной Мариинской водной системы. В дальнейшем Вышневолоцкая водная система использовалась только для местного движения и сплава леса (в том числе и до Петербурга). [1]

Пристань Вышний Волочёк была создана в 1940 году в центре города на левом берегу Цны, ниже старого устья реки Шлины. В 1959 году пристань вошла в состав пассажирского порта Калинин. Пристань выполняла пассажирские перевозки по Вышневолоцкому и Мстинскому водохранилищам на пассажирских судах типа «Калининец» (К-80) и с августа 1988 года — на Вышневолоцком водохранилище. За навигацию через пристань проходило свыше 70 тыс. пассажиров (1989). До 1980-х годов осуществлялось пассажирское судоходство на двух линиях «В.Волочёк—Мстинская плотина» и «Здешево-Перерва». В настоящее время в Перечень внутренних водных путей России включены два участка Вышневолоцкой водной системы: Вышний Волочёк — плотина на реке Мста (25 км) и посёлок Здешево-Перерва (Вышневолоцкое водохранилище) (8 км). [5] .

Источник: dic.academic.ru

Как, когда и для чего была создана Вышневолоцкая водная система?

Из школьного курса истории все знают про знаменитый путь «из варяг в греки». Это была система водных путей и волоков из Балтийского моря в Черное. Существовал и другой путь — «из варяг в арабы», ведущий в Каспийское море и далее в Персию.

В районе нынешнего Вышнего Волочка реки Цна (бассейн Балтийского моря) и Тверца (бассейн Каспийского моря) подходят друг к другу достаточно близко. Поэтому между ними еще в древности возник волок, по которому гужевым транспортом перевозили товары и суда. Не позднее XV века здесь появилось селение, которое получило название «Вышний Волочёк». Существовал и так называемый «нижний волок», ныне — деревня Волок в Новгородской области, расположенная на правом берегу реки Мста.

Цнинский канал и Богоявленский собор, Вышний Волочек

Цнинский канал и Богоявленский собор в Вышнем Волочке

Петр I поставил грандиозную задачу связать страну единой водно-транспортной сетью. 12 января 1703 года он подписал указ о строительстве канала между реками Цна и Тверца, чтобы снабжать строящийся Санкт-Петербург товарами и продовольствием из Центральной России. Работы возглавил князь Матвей Петрович Гагарин (ок.

1659-1721), техническое руководство осуществляли голландские инженеры во главе с Адрианом Гаутером. Строительство было завершено весной 1709 года. Канал, который питала только река Цна, имел два шлюза. Его длина составляла 2811 метров, ширина — 15 метров.

Однако из-за ошибок в проектировании, допущенных голландцами, канал получился слишком мелководным. В 1718 году Цна обошла один из шлюзов, в результате чего судоходство прекратилось. С инициативой реконструкции канала выступил талантливый русский купец монгольского или калмыцкого происхождения Михаил Иванович Сердюков (1678-1754), которому Петр I и отдал руководство Вышневолоцкого судоходного пути. Именно Сердюкову принадлежит создание гидротехнических сооружений, которые сейчас называются Вышневолоцкой водной системой.

Михаил Иванович Сердюков

Михаил Иванович Сердюков (1678-1754)

Многие идеи Сердюкова были новаторскими. Так, он предложил перегородить течение Шлины, которая впадала в Цну, ниже шлюзов. Благодаря этому повысился уровень воды в Тверецком канале. Также был создан Цнинский канал с шлюзом, спрямивший извилистый и неудобный для судоходства участок Цны. Выше Тверецкого канала река Цна перекрывалась плотиной, что позволило создать первое в России водохранилище, в котором накапливалась вода, необходимая для поддержания нормального уровня воды в системе.

Читайте также:  Со скольки лет можно использовать материнский капитал на строительство дома

Река Цна и Богоявленский собор, Вышний Волочек

Река Цна и Богоявленский собор в Вышнем Волочке

Благодаря хорошей организации строительства основная часть работ была завершена уже в 1722 году и система снова стала судоходной. В 1741 году была реализована последняя часть замысла Сердюкова: построена плотина с водохранилищем. На тот момент Вышневолоцкая водная система включала в себя:

  • Тверецкий канал с Тверецким шлюзом,
  • Цнинский канал с Цнинским шлюзом,
  • Цнинский бейшлот, который поддерживал необходимый уровень воды в Тверецком канале,
  • водохранилище площадью около 6 кв.км, образованное Цной и Шлиной, подпертое Заводским бейшлотом.

В 1741 году ему была передана река Тверца с бечевником, договор объявлялся вечным. Сбор с проходящих по каналу судов был повышен до 10 копеек с сажени длины судна. В 1744 году он также стал осуществлять работы по чистке Боровицких порогов на Мсте, с компенсацией затрат.

Река Цна, Вышний Волочек

Река Цна

После смерти Сердюкова руководство работами перешло к его сыну Ивану, а после его гибели в 1761 году — к сыну Ивана Михаилу. Однако тот не отличался особыми талантами и качество управления водной системой значительно снизилось. В середине 1760-х годов было назначено внешнее управление Вышневолоцкой водной системой, а в 1774 году её приняли в казну с уплатой Сердюкову-младшему 176 тыс. рублей.

В 1766-1768 годах на реке Мсте был сооружен Мстинский шлюз, перестроенный в 1792 году в камне, в результате чего был образован Мстинский резервуар (озеро Мстино), устроены Дубковский и Тубаский резервуары.

Озеро Мстино туманным утром Озеро Мстино ясным утром

В 1770-х годах на должность Директора водяных коммуникаций, в ведении которого находилась Вышневолоцкая водная система, был назначен граф Яков Ефимович Сиверс (1731-1808). Под его началом были осуществлены дальнейшие работы по усовершенствованию системы: расчищены Боровицкие пороги на реке Мсте, после чего барки стали проходить их проходить их без перевозки части товаров по суше, улучшен бечевник (дорога вдоль берега) на реке Тверце, перестроена в граните часть старых деревянных бейшлотов, сооружены Осеченский, Березовский, Валдайский и Рудненский бейшлоты, Вельевский канал и др.

Летом 1785 года императрица Екатерина II совершила ознакомительное путешествие по Вышневолоцкому водному пути. Прибыв в Вышний Волочёк, она осмотрела каналы и наблюдала прохождение каравана через озеро Мстино. Затем она села в специально приготовленную для неё барку на пристани Потерпелицы и в сопровождении каравана судов, на которых размещалась её свита, совершила 10-дневное путешествие до Санкт-Петербурга. После поездки она издала указ об отделке шлюзов и каналов гранитом. Работы продолжались до 1790-х годов.

Бывший Путевой дворец, Вышний Волочек

Бывший императорский Путевой дворец в Вышнем Волочке, ныне школа №6

В 1798-1803 годах был построен Сиверсов канал, который спрямил путь из реки Мста в Волхов в обход озера Ильмень. В 1810-х годах были сооружены Келецкий и Валдайский бейшлоты, шандорный полушлюз на Цнинском канале, отделаны гранитом берега Цнинского канала.

Сиверсов канал близ Рюрикова городища, Великий Новгород

Сиверсов канал близ Рюрикова городища

Однако к 20-м годам XIX века Вышневолоцкая водная система снова потребовала реконструкции: из-за снижения уровня воды в водохранилищах не хватало воды для прохождения последнего каравана судов, из-за чего часть судов были вынуждены оставаться на зимовку в Валдае. В конце 1820-х годах были проведены работы по реконструкции Заводского водохранилища: подняты все дамбы и бейшлоты, ограждающие водохранилище. В результате площадь водохранилища достигла 60 кв. км. Кроме того, были подняты плотины Уверского, Березайского и Дубковского резервуаров.

Благодаря проведенным работам, по количеству пропускаемых за сезон судов и по их грузоподъемности водный путь достиг максимума. В 1826-1836 годах был построен Вишерский канал, заменивший оказавшийся неудачным Сиверсов канал.

К середине XIX века Вышний Волочёк стал одним из крупнейших городов Тверской губернии. В 1849 году через него прошла Николаевская железная дорога. Значение Вышневолоцкой водной системы начало падать после окончания строительства более эффективной Мариинской водной системы. В конце 1890-х часть шлюзов были переделаны в водоспуски с лотками для пропуска леса.

Мариинская, Тихвинская и Вышневолоцкая водные системы Путь по Вышневолоцкой водной системе из Рыбинска в Санкт-Петербург

На старых фотографиях можно увидеть, в каком прекрасном состоянии находилась Вышневолоцкая водная система на рубеже XIX-XX веков.

Тверецкий канал Река Цна Ванчаковская линия и Цнинский канал Горбатый мост Пароходная пристань Цнинский канал и Богоявленский собор Река Цна Нижнецнинский полушлюз

Новый этап реконструкции Вышневолоцкой водной системы, направленный на обводнение верховьев Волги и, в частности, Рыбинского водохранилища, был осуществлен в 1943-1947 годах. Между Вышневолоцким водохранилищем и Тверцой был прорыт 5-километровый Ново-Тверецкий канал, после чего площадь Вышневолоцкого водохранилища увеличилась до 109 кв.км.

Вышневолоцкое водохранилище Вышневолоцкое водохранилище Вышневолоцкое водохранилище

Нынешняя трасса М-10 проходит по Ленинградской дамбе, которая разделяет Лесозаводскую заводь и Вышневолоцкое водохранилище.

Дамба Вышневолоцкого водохранилища

Дамба Вышневолоцкого водохранилища

На Ново-Тверецком канале была построена Ново-Тверецкая ГЭС (2400 кВт). На Цне, ниже старого Заводского бейшлота, который ушел под воду, возвели Новоцнинскую плотину и Ново-Цнинскую ГЭС (220 кВт). Благодаря этому река Тверца стала более полноводной, а Мста, наоборот, мелководнее, чем прежде.

Ново-Тверецкая ГЭС, Вышний Волочек

Ново-Тверецкая ГЭС, 1947 года постройки

В наши дни основное движение судов идет по Волго-Балту — бывшей Мариинской системе. Сквозное движение по Вышневолоцкой системе невозможно, только по отдельным её участкам, поскольку еще в начале XX века шлюзы были перестроены в водоспуски.

Вышний Волочёк, который нередко называют Русской, или Тверской Венецией, выглядит, к сожалению, не лучшим образом.

Казанский проспект Старинный дом по улице Ванчакова Линия Дома по улице Ванчакова Линия

Очень хочется надеяться, что и Вышний Волочек, и гидросооружения Вышневолоцкой водной системы в конце концов будут приведены в порядок.

Источник: anashina.com

Рейтинг
Загрузка ...