В каком городе России был произведен металл для строительства каркаса американской статуи свободы

В Екатеринбурге и других городах Свердловской области несколько веков назад были произведены решетки набережных Петербурга, создавшие неповторимый образ северной столицы, именно здесь отливалась крыша Британского парламента и каркас Статуи Свободы. Работы мастеров Среднего Урала представлены во многих мировых музеях. «Новый Регион» попытался изучить, где «наследили» уральские мастера, в каких городах мира можно с гордостью сказать – «это сделано на Урале» и даже похвастать перед местными жителями.

Тайна за 7-ю печатями

Вообще, как рассказали «Новому Региону» специалисты Екатеринбургского художественного фонда, в минувшие века в Свердловской области было создано множество произведений искусства, архитектурных объектов и деталей для них, которые впоследствии вывезли из региона или вообще из страны. Но обо всех них узнать сегодня уже невозможно, поскольку долгое время Урал был закрытой территорией и информация о спецзаказах не распространялась.

«По крайней мере, во времена СССР в Свердловске делалось очень много изделий по госзаказам. Но большинство из них были засекречены. Конечно, в архивах сейчас можно восстановить что-то, но далеко не все», – подчеркивают эксперты.

Что находится внутри статуи Свободы?

Но, несмотря на это, в открытых источниках тоже есть информация о сделанных на Урале предметах, которые впоследствии стали украшениями или достопримечательностями в других городах мира.

Если б не уральцы, Британский Парламент остался бы без крыши

Как известно, Урал в прошлые столетия славился тем, что именно здесь производили хорошие и прочные материалы, которые заказывали из разных стран для строительства зданий. Особенно в XIX веке ценились металлы, которые производились на Среднем Урале.

Большинству жителей Свердловской области наверняка известно, что каркас американской Статуи Свободы сделан из металла, произведенного в Екатеринбурге. Возможно, если бы не прочность конструкции, одна из известнейших мировых достопримечательностей высотой почти 100 метров, не дожила бы до наших времен.

Применение уральскому металлу нашли и в столице Великобритании – Лондоне. Здесь кровельным железом из Екатеринбурга в свое время покрыли крышу здания Британского Парламента – Вестминстерского дворца на берегу Темзы. Дворец был построен полтора столетия назад и вскоре закроется на реставрацию, и неизвестно, обратятся ли на этот раз британцы за материалами к уральским мастерам. Также, по некоторым данным листовое железо, произведенное на заводах Свердловской области, использовали для кровли Собора Парижской Богоматери, но документальных подтверждений этому факту нет.

Помимо металлов, за границу, преимущественно в Европу, отправляли очень много уральского леса. Например, известно, что опоры домов в Венеции сделаны из лиственницы, привезенной со Среднего Урала, поскольку благодаря своим характеристикам, дерево может веками выдерживать большую влажность.

Звезды Кремля и дворцы Петергофа

Благодаря тому, что в минувшие века на Среднем Урале были хорошо развиты металлургическая промышленность, камнедобыча и камнерезное искусство, во многих российских городах есть свой уральский «след»: где-то это мраморные полы, где-то каменные мозаики, где-то литые ограждения набережных и так далее. Но, конечно, больше всего материалов и изделий уральских мастеров вывозилось в столицы – Санкт-Петербург и Москву. И мало кто из нас, гуляя по дворцовым залам Петербурга, сегодня знает, что если бы не рабочие и художники Свердловской области, этой красоты могло бы и не быть.

СТАТУЯ СВОБОДЫ В США В РАЗНЫХ ГОДАХ

Так, именно Урал считается родиной промышленной обработки мрамора – материала, которым отделаны стены многих исторических зданий. В частности, именно уральцы сделали мраморные детали – ступени, плиты, поручни, колонны – для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. А из твердых пород (топазов, сердолика, горного хрусталя) в 18 веке делали мелкие предметы – печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков – вещи, которые до сих пор хранятся во многих российских музеях. В Эрмитаже каменным поделкам из Свердловской области посвящен отдельный зал.

Конечно, нельзя забывать и о малахитовом производстве. На Гумешевском руднике около Полевского завода добывались куски до 1500 килограммов весом, а на руднике Меднорудянском в районе Нижнего Тагила была открыта глыба в 25 тонн. Впоследствии эта глыба, разбитая на куски весом по 2 тонны, была использована на облицовку знаменитого малахитового зала Зимнего дворца.

А вообще изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург очень много. Кроме того, в середине XIX века была мода на малахит в отделке интерьеров, поэтому все богатые дома России нанимали уральских мастеров для украшения своих домов. Лучшие изделия Екатеринбургской фабрики неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Европе, получали высшие награды и до сих хранятся в европейских музеях и в частных коллекциях.

Читайте также:  Санитарно гигиенические нормы в строительстве

Также из Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Полевского по всей России развозились изделия из чугуна: решетки, ограды, камины. С ростом Петербурга, расположенного на островах, появилась необходимость в чугунных решетках, опоясывающих каналы и сады, ограждающие вельможные дворцы от шумных улиц. То есть смело можно утверждать, что уральское художественное чугунное литье сформировало одну из черт петербургского архитектурного облика.

Екатеринбуржцы «оставили след» и на здании Кремля в Москве. Сначала на башнях главного российского символа устанавливали самоцветные звезды, сделанные из самоцветов Урала. Затем их поменяли на рубиновые, но выполненные также с участием уральских мастеров. «По некоторым данным, детали для рубиновых звезд на Кремле также делались в Екатеринбурге, причем в строжайшей тайне. Сейчас информацию об этом можно найти разве что в архивах», – пояснили «Новому Региону» в ЕХФ.

Самый большой православный крест и рака Серафима Саровского – родом из Екатеринбурга

Православные люди также могут гордиться тем, что было сделано в Екатеринбурге. В частности, этим летом самый большой православный крест из Екатеринбурга доставлен и освящен в Севастополе. Его навершие составляет 7,5 метра, а масса изделия достигает без малого 23,5 тонны.

Крест изготовлен мастерами ЕХФ из уральского гранита и является копией прежнего – разрушившегося от времени и атмосферных явлений. На изготовление креста ушло около года, в Севастополь гигантское изделие везли по частям. Крест установили на Свято-Никольском храме-памятнике Братского военного мемориального кладбища.

А в 2004 году также мастера ЕХФ по секретному заказу изготовили резную кипарисовую раку для мощей Серафима Саровского. «И делали, и везли из Екатеринбурга все тайно, потому что рака была с использованием драгоценных материалов. Когда раку с мощами торжественно заносили в храм в Сарове (Арзамас), в том числе на плечах ее нес Владимир Путин и другие первые лица», – рассказали в ЕХФ.

Также на тогда еще Императорской гранильной фабрике в Екатеринбурге изготовлен шатер, который сейчас установлен в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге над местом убийства императора Александра II.

Современные уральские мастера делают для других городов скульптуры и фонтаны

В последние годы уральским мастерам постоянно поступают заказы из других городов России на создание парковых скульптур, фонтанов, на разработку проектов уличных пространств и так далее. И, оказывается, некоторые работы мастеров становятся впоследствии достопримечательностями.

Так, например, мастерами ЕХФ в Салехарде установлена стела «66-ая параллель». Она в последние годы стала одной из главных городских достопримечательностей, к которой привозят всех важных гостей Салехарда и туристов. Высота стелы 24 метра. Сделана она в виде двух стеклянные пик и радуги между ними, ночью достопримечательность подсвечивают. После того как на Ямале появилась «66 параллель», сувенирную продукцию для туристов стали делать с ее изображением.

«В Тюмени работниками ЕХФ сделана подсветка улиц. На основе подсвеченных объектов местными работниками турсферы разработан маршрут «Ночная Тюмень». Там же установлены фонтаны «Радуга» и «Времена года», которые показывают туристам. А вообще нашим мастерам постоянно заказывают оформление парков, городских улиц во многих городах России. Поэтому почти везде вы можете наткнуться на произведения, созданные в Екатеринбурге», – пояснили в фонде.

Также в Екатеринбургской Епархии «Новому Региону» рассказали, что продукция их Сысертского фарфорового завода популярна во всем мире и зачастую используется в возведении культурных объектов. К примеру, на святой горе Афон в Греции есть фарфоровые иконостасы как раз из наших материалов.

Спектакли по уральским произведениям идут во всем мире

Пару слов можно сказать и о «нематериальных» произведениях жителей Свердловской области, которые «материализуются» во всем мире. В частности, в разных странах постоянно ставятся спектакли по произведениям уральских авторов.

Например, одну из пьес Василия Сигарева ставят сейчас в Нью-Йорксом театре the East 13th Street Theater, пьесу «Пластилин» до этого ставили в Лондоне, «Down Way» – в Казахстане. Каждый год из разных городов мира приходят новости о том, что тот или иной иностранный театр ставит в репертуар спектакли по пьесам Николая Коляды. В этом году сыграна премьера «Бабы Шанель» в Польше, премьера «Амиго» – в Чехии, «Ниры Чапай» – в Молдавии, «Мурлин Мурло» – в Варшаве и так далее. Также по произведениям свердловчан снимают фильмы, которые потом получают награды на мировых кинофестивалях.

Каркас американской Статуи Свободы сделан из металла, произведенного в Екатеринбурге

Кровельным железом из Екатеринбурга в свое время покрыли крышу здания Британского Парламента

Екатеринбуржцы «оставили след» и на здании Кремля в Москве.

Читайте также:  Долевое участие в строительстве когда возникает право собственности

Знаменитый малахитовый зал Зимнего дворца

в Салехарде екатеринбургскими мастерами установлена стела «66-ая параллель».

В этом году сыграна премьера «Бабы Шанель» в Польше

Екатеринбург, Ольга Тарасова, Юлия Пастух

Екатеринбург. Другие новости 07.09.12

Более 8 тысяч легковых такси получили разрешения на работу по новым правилам. / Пользователи интернет-банка получили шанс на бесплатное обслуживание. / В Талице инспектор ГИБДД уснул за рулем и погиб (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

Источник: newdaynews.ru

Статуя Свободы: почему главный символ США сделан из русского металла

Подаренная американцам французами прославленная статуя Свободы, официальное название которой «Свобода, озаряющая мир», создавалась на протяжении 10 лет. Внушительные размеры этого памятника требовали большого количества строительных и отделочных материалов, часть которых, по мнению, определённого круга исследователей, могла иметь российское происхождение.

Символ независимой Америки

Идея художественного воплощения победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США 1861-1865 годах, принадлежала французскому политическому деятелю и мыслителю Эдуарду Рене Лефевру де Лабулэ, с которой он поделился со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.

Однако чёткого заказа на её возведение со стороны Лефевра не было, а засевшая в голове у Бартольди мысль, в конечном счёте, воплотилась в создание гигантской статуи, которая должна была стать подарком от Франции Соединённым Штатам Америки, приуроченным к столетнему юбилею подписания декларации независимости Америки в 1876 году.

По договорённости пьедестал под статую Свободы должны были возвести американцы, а скульптуру — французы, но, поскольку ни у одной из сторон не было достаточных средств для выполнения взятых на себя обязательств, пришлось прибегать к помощи благотворителей, устраивать сбор денег через аукционы, театральные представления, спортивные соревнования.

Создав макет медного колосса, Бартольди обратился за инженерной помощью к Гюставу Эйфелю, которому была поручена разработка массивной стальной опоры и поддерживающего промежуточного каркаса, предназначенного для свободного крепления медной оболочки.

По официальным данным общий вес бетонного основания статуи Свободы составлял 27 000 тонн, на связку каркаса было потрачено 125 тонн стали, а на обшивку — 31 тонна меди.

К слову, именно медь, по некоторым источникам, является связующим звеном между Российской империей и главным скульптурным символом США.

Российская медь

Огромная по меркам XIX века партия меди, требовавшаяся на облицовку дамы, символизировавшей торжество демократии, единовременно могла быть поставлена лишь с двух производств: норвежского рудника Виснес, расположившегося на острове Кармёй, и российских уральских заводов, принадлежавших семье Демидовых. На сегодняшний день не сохранился ни один документ, свидетельствующий о месте происхождения этой меди.

Исследователи, в 1985 году занимавшиеся изучением состава обшивки статут Свободы, пришли к выводу, что основная масса сырья по своим химическим свойствам схожа с тем, что добывалась на норвежском месторождении, где переплавкой меди занималась французская компания. Кроме того были обнаружены следы меди из испанского рудника Уельве, немецкого Мансфилда и британского Суонси.

Однако, историки-энтузиасты, полагают, что данные этого эксперимента могли быть искажены, чтобы в период противостояния между США и СССР не выяснилось, что центральный символ Америки, по сути, отлит из нижнетагильской меди.
В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1870-х годах Российская империя была крупнейшим производителем меди в мире, а подавляющая часть уральских рудников принадлежала промышленникам из рода Демидовых. О нижнетагильской меди было известно в разных уголках планеты, её же ещё в 1834 году использовали при реконструкции кровли Вестминстерского дворца в Лондоне.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что на проходившей в 1867 году в Париже международной выставке, которая в сущности являлась самой обширный торговой площадкой того времени, демидовская медь была удостоена золотой медали. К слову, на европейских биржах высоко ценившаяся российская медь именовалась «Старый соболь», потому что на её клейме красовался именно этот зверёк. И было бы странно, если бы материал такого качества был проигнорирован французским скульптором Бартольди, тем более, что его коллега Эйфель при строительстве уже своей Эйфелевой башни в 1887 году активно использовал российский металл.

Учёный геолог-минералолог Миниахметов Муталов, как и работники Высокогорского горно-обогатительного комбината, тоже настаивают на том, что медь для статуи Свободы была куплена на нижнетагильских рудниках Демидовых.

Открытое в 1814 году на горе Выйской месторождение к 1850 году производило до 10 000 тонн меди в год, в то время как её главный конкурент — норвежская шахта Веснес демонстрировала показатель в 3000 тон. Кроме того, во Франции прекрасно знали о качестве и особенностях российской меди, ведь на уральских заводах Демидова стажировалось и работало немало французских специалистов, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве XIX века контракты с иностранными гражданами. Достоверно известно, что администратором нижнетагильского производства был француз Бокар, а личным консультантом Демидовых выступал горный инженер Лепле, также имевший подданство Франции. Подобное тесное сотрудничество, безусловно, способствовало лёгкому налаживанию торговых связей и поставке металла на западный рынок.

Читайте также:  Как можно получить льготный кредит на строительство

Конспирологическая версия

Согласно конспирологической версии создание статуи Свободы было инициировано масонами по обе стороны океана, а поскольку владелец российских медных заводов Павел Павлович Демидов тоже принадлежал к их ордену, он совершенно спокойно мог получить заказ на столь масштабный строительный проект от своих соратников.

Украсив Вашингтон Капитолием и прочими памятниками с масонской символикой, члены нью-йорской Великой Ложи стали финансировать серьёзный проект по возведению грандиозного памятника.

Между прочим, 100 000 $ пожертвовал на монумент журналист Джозеф Пулитцер, который, по одной из версий, за своё ощутимое финансовое участие в этом деле попросил заложить в основании пьедестала записку со словами «русские иммигранты, еврей».
Что касается Павла Демидова, открыто подчёркивавшего свою принадлежность к масонам, и не отрекшимся от своих убеждений даже после устроенных против них императором Николаем I гонений, оказывается, он был лично знаком как с Эдуардом Лабулэ, так и с Бартольди и Эйфелем, которые также являлись масонами.

Но всё-таки нет

Несмотря на отсутствие достоверных сведений о том, была ли собрана статуя Свободы из листов демидовской меди, на сегодняшний день можно смело утверждать, что следов уральского металла на ней нет. Всё дело в том, что в 1985 году по случаю столетия данного монумента была произведена его грандиозная реконструкция.

В ходе ремонтных работ была полностью демонтирована и отправлена на переплавку первоначальная медная обшивка, а на её место установили новые листы, в которых уже точно не было ни капли русского материала.

Источник: cyrillitsa.ru

Статуя Свободы сделана из русской меди

«Леди Свобода», которая встречает корабли Нью-Йорка, весит 240 тонн. Треть веса — медная облицовка статуи. В конце XIX века одна тонна меди стоила 2500 долларов. «Леди» дорого обошлась Соединённым Штатам.

Вопрос о том, из чего построен главный символ США, до сих пор открыт. Документов, подтверждающих происхождение меди, нет. Очевидцы строительства давно умерли. Из чего же на самом деле построена американская женщина с факелом?

Статуя Свободы

«Леди Свобода»: рука отдельно от тела

Американцам принадлежит только пьедестал статуи. Фигуру «Леди Свободы» проектировали и изготавливали во Франции. Опору и каркас разработал Густа Эйфель — «отец» Эйфелевой башни. Для облицовки Статуи Свободы использовалась русская медь. Расходы американцев были астрономическими.

В 1885 году в США прибыли последние части статуи. Элементы, изготовленные во Франции, транспортировались морем в течение четырёх месяцев. Интересно, что руку с факелом собрали гораздо раньше, в 1876 году, и даже показали в Филадельфии на одной из выставок. Строительство статуи завершили в 1886 году: инженеры закончили проект на 10 лет позже назначенного срока. Строительство осложнялось нехваткой денег и материалов.

Проблемы строительства «Статуи Свободы»

Вопрос финансирования американцы решили быстро. Масштабная пиар-компания, призывающая людей жертвовать деньги на «Свободу», быстро окупилась. В США проходили лотереи и благотворительные концерты. Джозеф Пулитцер — основатель престижной премии — хулил на страницах своей газеты World богатеев и властьимущих. Критика подействовала.

У проекта появились влиятельные меценаты.

С материалом для облицовки дело обстояло сложнее. Мало кто мог поставить США 90 тонн отборной меди. В мире лишь две страны владели достаточно богатыми рудниками: Норвегия и Россия.

Норвежская или русская медь?

Норвежцы до сих пор придерживаются версии, что облицована «Свобода» именно норвежской медью. Согласно теории, французские инженеры в 1870 году закупили необходимое количество металла на острове Кармой. Норвегия даже заказала спектрофотометрический анализ меди, в которую «одета» американская статуя. Исследования показали, что по составу металл очень напоминает норвежскую медь, но не идентичен.

В конце XIX века самый крупный рудник Норвегии добывал в общей сложности 3000 тонн металла в год. Медный карьер братьев Демидовых — крупнейших промышленников России — давал в год 10 000 тонн. Запад закупал именно русскую медь, называя её ласково «Старый соболь».

Масонская символика

В пользу русского происхождения «одежды» американской статуи говорит и тесная связь Демидовых с французами. На предприятиях промышленников работало 42 иностранных специалиста, в том числе 13 французов. Демидовы вообще старались поддерживать контакты с иностранными покупателями.

Согласно одной из конспирологических теорий, братья Демидовы были влиятельными членами масонского ложа «вольных каменщиков». Статуя Свободы — совместное детище масонских обществ всего мира. Таким образом, в конце XIX века члены французских тайных лож напрямую обратились к Демидовым за помощью. Братья якобы помогли достроить монумент, а их имена вписали в список, замурованный у подножия статуи. Однако теория — не более, чем конспирологические догадки о происхождении главного символа свободы США.

Источник: www.factroom.ru

Рейтинг
Загрузка ...