Общий бюджет фильма «Титаник» составил 200 миллионов долларов. Интересно, что на строительство настоящего лайнера в начале XX века компания White Star Line потратила 7,5 миллионов долларов. Если учесть инфляцию и пересчитать эту сумму на цены 1997 года (как раз когда вышел фильм), то бюджет составит 150 миллионов долларов. На что же съемочная группа потратила такие большие деньги?
Макет «Титаника»
Во-первых, был создан макет для подводных съемок затонувшего и разрушенного судна, который должен был в точности передавать интерьеры настоящего «Титаника». Кроме того, декораторы потратили много времени на то, чтобы все вещи, «оставшиеся» на корабле, выглядели состаренными. Для этого они покрывали их лаком и обжигали горелкой не один раз.
Во-вторых, в мельчайших деталях был воссоздан огромный корабль (44-метровая модель), который впоследствии частично разобрали и использовали, чтобы показать «Титаник» тонущим. Кстати, из экономии Кэмерон решил не строить нос корабля на реальном макете, он думал, что компьютерная графика обойдется ему значительно дешевле, но режиссер заблуждался. Вся компьютерная обработка стоила больших денег.
Когда поплывёт ТИТАНИК 2? Китайский Титаник и Титаник Клайва Палмера. Строительство TITANIC 2.
Кроме того, использовались и другие модели корабля: 7,5-метровая, 13-метровая, 18-метровая, которые в основном использовались в сценах, где судно погружается под воду. Был еще один макет кормовой части судна, его использовали для съемок разлома «Титаника» во время потопления.
Сложности съемок в воде и под водой
Когда Кэмерон решил снимать полномасштабную картину про катастрофу лайнера, он отправился к затонувшему «Титанику» и даже опустился дно океана — к его развалинам. С собой он взял глубоководную камеру, сконструированную его братом Майком. Джеймсу удалось отснять неплохие кадры, однако их было недостаточно для сюжета, поэтому необходимо было доснимать под водой уже искусственные развалины, для которых и был создан один из макетов.
Следующей трудностью стали съемки тонущего корабля, для которых очередной макет погружали в гигантский резервуар, постепенно заполняющийся водой. В основном все кадры, на которых внутрь судна протекает вода, снимались за один дубль.
Декорации и наряды
Некоторые локации и предметы интерьера для макетов «Титаника» заказывали у той же компании, которая строила легендарный лайнер. Можно предположить, во сколько Кэмерону обошлись оригинальные металлические перила, тяжелые дубовые двери, деревянные лестницы и шлюпбалки! Кроме того, постарались и художники по костюмам, которые несколько месяцев изучали моду 1912 года перед тем, как приступить к работе.
Конечно, все затраты окупились с лихвой. Общие сборы «Титаника» составили 2,185 миллиардов долларов. Такая астрономическая сумма долгое время считалась абсолютным рекордом, побить который удалось лишь «Аватару» спустя 12 лет.
Источник: kino.rambler.ru
«Титаник»: реальная история корабля, опередившего время
[mybigtext]10 апреля 1912 г. из Саутгемптона (Великобритания) в свое первое и одновременно последнее плавание отправился «Титаник». Перед отплытием самый большой на тот момент лайнер прошел все ходовые испытания и получил от инспектора Торговой палаты Великобритании Ф. Каррутерса пассажирский сертификат на один год. Люди восхищались огромным кораблем и думали, что он непотопляем. Однако судьба считала иначе… Спустя 4 дня с начала путешествия, «Титаник» столкнулся с айсбергом и потонул вместе с 1496 пассажирами на борту. Все мы знаем о трагедии в основном из одноименного фильма Джеймса Кэмерона с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главных ролях. Но давайте все-таки детальней ознакомимся с реальной историей печально известного лайнера.[/mybigtext]
Борьба гигантов
В начале XX в. между двумя известными судоходными компаниями «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» разгорелась достаточно серьезная конкуренция. Каждая хотела занять лидирующую позицию на рынке трансатлантических перевозок, однако люди одинаково пользовались услугами и той и другой корпорации.
[myline]Когда «Кунард Лайн» ввела в эксплуатацию паротурбоходы «Мавритания» и «Лузитания», ситуация резко изменилась.[/myline]
Кроме того, что эти корабли стали самыми большими в мире (вмещали более 2 тыс. пассажиров плюс 800 членов экипажа), они также оказались и самыми быстрыми. К слову, лайнеры развивали скорость до 25 узлов (46 км/ч) и пересекали Атлантический океан за 5 дней.
Неудивительно, что появление больших, быстроходных и надежных судов у главного конкурента пагубно отразилось на прибыли «Уайт Стар Лайн». Исправить ситуацию могло только строительство суперлайнеров — кораблей, превышающих «Мавританию» и «Лузитанию», пусть не в быстроходности, но по водоизмещению, пассажировместимости, безопасности и уровню сервиса. Так началось проектирование судов «Олимпик» и «Титаник». По замыслу исполнительного директора судоходной компании Джозефа Брюса Исмея, первым заступить на службу должен был «Олимпик», а затем, через 10 месяцев, «Титаник», названный в честь героев древнегреческих мифов — титанов.
Строительство «Титаника»
Проектированием «Титаника» занимался конструкторский совет одной из крупнейших судостроительных верфей «Харленд энд Вулф». Чертежи будущего гиганта, состоящие из 411 отдельных документов, были одобрены «Уайт Стар Лайн» 29 июля 1908 г. «Титанику» присвоили серийный номер 401 и 31 марта 1909 г. заложили киль.
Начальная стадия строительства
В строительстве «Титаника» участвовали около 1500 рабочих. Самым младшим из них было 12-13 лет. В то время практически не уделяли внимания безопасности, поэтому не обошлось без жертв. 254 человека получили тяжелые травмы, в частности из-за падения с больших высот, 8 из них погибли.
[mydoubleline]Однако масштабную стройку остановить было невозможно. Руководители «Уайт Стар Лайн», несмотря ни на что, хотели завершить ее в срок, и они это сделали.[/mydoubleline]
«Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 г. Насладиться этим зрелищем пришли около 100 тыс. человек, среди них были VIP-гости и пресса. Первое, что бросилось в глаза, это размер лайнера: его длина составляла 299,1 м (примерно 4 городских квартала), ширина 28,19 м, высота от киля 53,3 м (18-этажное здание). Поражали также и технические характеристики. Пассажирское судно было оборудовано двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тыс. лошадиных сил. К слову, «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение превышало пароход-близнец «Олимпик» на 243 т и составляло 52310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков перегородками с герметичными дверьми. В случае пробоины попаданию воды в отсеки препятствовало бы двойное дно. Все, включая капитана и владельцев судна, были уверены, что «Титаник» — непотопляемый корабль. Но это оказалось не так.
Первое и последнее плавание
Посадка на «Титаник» началась 10 апреля в 9:30 утра. После плановых остановок в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия) лайнер взял курс на Нью-Йорк. Стоит отметить, что весной спрос на трансатлантические рейсы был традиционно низок, поэтому корабль отправился в плавание наполовину полным. В общей сложности на борт сели 2225 человек: 324 пассажира первого класса, 285 — второго, 708 — третьего и 908 членов экипажа. Напомним, что максимальная загрузка парохода — 2439 человек без учета экипажа.
[myline]По словам пассажиров, которым посчастливилось выжить, первые дни плавания были спокойными.[/myline]
Как только «Титаник» достиг маяка Фастнет (в Ирландии), капитан Эдвард Смит отдал команду «полный вперед». Корабль стал постепенно набирать скорость, и утром 14 апреля она уже была практически предельной — более 22 узлов (42 км/ч). Бояться было нечего: все 4 дня погода была хорошей и ясной. Пассажиры много времени проводили на открытых палубах.
Однако вечером 14 апреля резко похолодало: температура опустилась с 6°С до 0°С и пошел мелкий дождь. В этот день радисты получали неоднократные предупреждения об айсбергах и ледяных полях. Капитану передали координаты только четырех из семи, поэтому он скорректировал курс «Титаника» прямо на ледяное препятствие.
Пассажиры первого класса гуляют на палубе А: 6-летний Роберт Спедден запускает волчок, рядом стоит его отец Фредерик (оба спаслись)
Крушение
В 23:39 впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг. Но было уже слишком поздно, он находился в 650 м от корабля. Мужчина незамедлительно оповестил о нем первого помощника капитана Уильяма Мёрдока. Тот сразу же отдал приказ рулевому Роберту Хитченсу повернуть налево и перевел рукоятки машинных телеграфов в положение «полный назад». Чуть позже он скомандовал повернуть направо, однако неповоротливое судно не успело этого сделать и в 23:40 столкнулось с айсбергом.
[mydoubleline]В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. Поврежденными оказались 5 носовых отсеков, которые мгновенно начали заполняться водой. Система непотопляемости лайнера была на это не рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс заявил, что корабль будет оставаться на плаву не более полутора часов.[/mydoubleline]
В 0:05 капитан приказал подать сигнал бедствия и начать эвакуировать пассажиров. «Титаник» был оснащен 20 шлюпками, в которые могли поместиться 1178 человек. Было понятно, что все не влезут, поэтому в первую очередь спасали женщин и детей. Поначалу люди неохотно покидали свои теплые каюты. Они практически не почувствовали столкновения, да и на корабле внешне было все в порядке.
Поэтому в течение первого часа было эвакуировано лишь 180 человек. К слову, в лодку, рассчитанную на 40 пассажиров, могли посадить лишь 12.
Паника началась в 1:20, когда вода наполовину затопила переднюю часть палубы. Толпа ринулась к шлюпкам, однако их по-прежнему заполняли не полностью, т.к. не знали о максимальной вместимости. Тем временем пассажиры из третьего класса не могли подняться наверх из-за решеток, которые изолировали их от помещений первого и второго класса.
Нос уходил под воду очень быстро, и после 1:30 члены экипажа уже с трудом могли справиться с паникой. Пришлось даже стрелять в воздух, чтобы хоть как-то образумить людей. После 2:05 была спущена последняя шлюпка, и у тех, кто остался на корабле (а это 1,5 тыс. человек), не было практически никаких шансов выбраться с него. Пытаясь спастись, все ринулись в сторону кормы.
В 2:15 обрушилась первая дымовая труба, в 2:16 отключилась электроэнергия, а в 2:18 нос лайнера отвалился и сразу же пошел ко дну. Через 2 минуты водой заполнилась корма, и в 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.
Спасательные работы
На сигнал бедствия откликнулись 7 судов. Ближе всех от «Титаника» (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Он развил свою максимальную скорость в 14 узлов, однако на место бедствия смог приплыть лишь спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» под воду. К этому моменту большинство оставшихся в воде людей погибло от переохлаждения.
Однако 712 выживших удалось спасти. По последним данным, трагедия унесла жизни, по меньшей мере, 1496 человек, большая часть из них была пассажирами третьего класса.
Судьба обломков
Обломки «Титаника» лежат на глубине 3750 м. При этом носовая часть покоится на расстоянии в 600 м от кормовой. Кроме двух основных фрагментов, по дну разбросаны десятки тысяч мелких, среди них части корпуса, остатки мебели и посуды, уголь и личные вещи людей.
Обломки носа, 2004 г.
Сразу после крушения, у родственников богатых пассажиров, погибших в катастрофе, родилась идея поднять «Титаник» со дна. Однако в 1912 г. необходимые для этого технологии отсутствовали, и об идее забыли до 1950-х гг. Тогда интерес к затонувшему кораблю возрос с новой силой.
Ученые предлагали различные идеи по подъему судна. Так, англичанин Дуглас Уолли был уверен, что если обложить корпус пластиковыми контейнерами с водой и пропустить сквозь них электрический ток, то образуются электролизы газа и поднимут судно наверх. А американский инженер Джон Пирс предложил заморозить «Титаник», обложив его сетью из жидкого азота. Были и другие необычные схемы, только ни одна из них пока не подняла «Титаник» со дна. Случится ли это однажды — покажут время и прогресс в технологиях.
Источник: sciencepop.ru