Отпускные цены (или франко-цены, в переводе с итальянского означает вид цены) применимы к производственному рынку, то есть к рынку B2B и представляет собой порядок формирования цены в зависимости от включения в цену затрат на транспортировку товара.
Существует несколько разновидностей цен, которые формируются в зависимости от места продажи и вида транспорта, который используется при движении товара от производителя к покупателю.
Путь от производства к покупателю, по которому движется товар, сопровождается постоянным распределением. Существуют различные транспортные схемы, разные транспортные организации, разные торгующие организации, и на пути возникают различные затраты, которые производители и продавцы вынуждены включать в цену.
Если продавать свой товар со склада предприятия (в промышленности это очень часто встречается) и самовывоз товара осуществляется, то в цену товара включается:
- себестоимость производства;
- прибыль;
- налог на добавленную стоимость;
- акциз (если товар акцизный).
Это самая простая формула формирования цены, которая в данном случае характеризует затраты на производство, прибыль предприятия производителя и обязательные налоги.
Лекция «Ландшафтная архитектура: франко-российские параллели»
Франко-склад (франко-завод)
Цена, которая формируется при продаже товара со склада производителя называется франко-склад производителя или франко-завод. В международной системе аналогичное название франко-завод также сохраняется, и если продавать товар за рубеж, то принцип ценообразования остаётся таким же.
При движении товара различаются такие промежуточные точки:
-
станция отправления – это общепринятое понятие, которое характеризует станцию или порт отправления (речной или морской) при транспортировке товара за рубеж или в пределах страны;
При продаже своего товара производителем в другие регионы, транспортировка может осуществляться автомобильным транспортом. В этом случае будет только одна цепочка, автомобиль будет оплачен производителем или покупателем, а в цену будут включаться транспортные расходы.
Франко-станция отправления
Цена может формироваться в зависимости от условий договора между покупателем и продавцом, и оплаты тех затрат, которые несёт предприятие. В этом случае цена будет уже складываться из следующих компонентов:
- себестоимости;
- прибыли;
- НДС;
- транспортных расходов – расходов на транспортировку товара.
Расходы на транспортировку могут быть и автомобильным транспортом, и железнодорожном транспортом. Если условная граница продажи находится после станции назначения или на станции назначения, то тогда включаются только следующие затраты:
- связанные с производством;
- на погрузку товаров в автомобильный транспорт;
- на перевозку автомобильным транспортом до железнодорожной станции;
- на оплату услуг железнодорожного предприятия, связанная с подачей вагонов, погрузкой, разгрузкой, уборкой вагонов.
Эта цена, которая в данном случае формируется, так и называется – «франко-станция отправления». Иначе говоря, покупатели оплачивают все услуги, включая расходы станции отправления по транспортировке груза до неё и погрузки в вагон основного перевозчика.
Дислокации (или дефекты, которые меняют свойства тел)
Франко-станция назначения
Следующий этап называется «франко-станция назначения». Он включает в себя железнодорожные перевозки или железнодорожный тариф. Цена франко-станции назначения включает в себя следующие виды затрат:
- затраты, связанные с производством;
- затраты, связанные с транспортировкой до станции отправления;
- все расходы станции отправления;
- железнодорожный тариф;
- разгрузка товара на станции назначения (или, например, перегрузка этой продукции в автомобильный транспорт до склада покупателя).
Франко-склад покупателя
Четвёртым видом отпускной цены является вид отпускной цены, который называется «франко-склад покупателя» или «франко-склад потребителя». Сюда уже включаются все расходы, которые несёт потребитель.
Цена не зависит от того, был ли в цепочке поставки только автомобильный транспорт, и товар сразу попал к покупателю, или был речной (морской) транспорт, было ли здесь несколько железнодорожных перевозчиков и т.п. То есть этот путь может быть достаточно сложным.
Основное назначение и особенности отпускных цен
Смысл отпускных цен состоит в том, что в зависимости от того, какие расходы по договору включаются в отпускную цену, и формируется отпускная цена. Общий подход получается затратным для покупателя. В цену включаются все расходы, которые несёт и перевозчик, и предприятие, и сопутствующие организации, участвующие в товародвижении.
Всё, что касается затрат, связанных с перемещением товара, включено уже в цену. Производитель или продавец формирует эту систему затрат, определяет все затраты и представляет конечный счёт потребителю в зависимости от того, какие затраты он понёс на разных этапах распределения. Всё, что касается сопутствующих затрат, также должно быть включено.
Международная система Инкотермс
Ценообразование во внешних экономических связях происходит по таким же принципам, но может называться по-разному (без упоминания франко-цен). Так, например, существует международная система – Инкотермс, которая применяется во внешних экономических отношениях. Она построена по такому же принципу, как при отпускных ценах (франко-ценах), но которая включает больший перечень затрат, относимых на цену. В частности, туда относятся следующие виды дополнительных затрат:
- на упаковку;
- на распределение;
- на страхование грузов в пути;
- на оформление экспортно-импортных документов;
- на прочие формальности, связанные не только с транспортными, складскими и экспедиционными расходами, но юридическим и информационным сопровождением, страхованием грузов в пути и т.д.
Фактически название цен, которые фигурируют международной системе Инкотермс, идентичны франко-ценам. В международной системе Инкотермс наиболее распространёнными является цены «FAS» и цены «FOB».
Цена FAS – это цена доставки до основного перевозчика.
Цена FOB – это цена, которая учитывает станцию назначения.
Фактически, это все затраты, которые несёт покупатель или производитель по доставке груза до станции отправления или до станции назначения.
Отличия международной системой Инкотермс состоит в том, что там учитываются ещё и такие категории цен, которые, например, называются «франко-границами». Франко-границы означают, что все затраты до границы несёт основной производитель или основной продавец товара.
Особенности взаимоотношений с иностранными поставщиками (при системе франко-цен и системе Инкотермс)
При установлении торговых взаимоотношений с иностранным поставщиком нужно чётко определять состав элементов и состав затрат, который включается в цену. Те страны, которые используют франко-цены, при открытии границ и переходе на международную систему цен, часто сталкиваются с проблемами. Они могут правильно установить цену FOB, полностью оплатить все расходы, но не получить груз из-за того, что в состав цены не было включено страхование груза (или другие второстепенные ценовые факторы). Никто из перевозчиков груза в этом случае не несёт ответственности за сохранность груза.
Эти условия относятся и к формированию цен внутри страны, потому что между регионами может быть ситуация, когда несколько перевозчиков, в том числе несколько железнодорожных перевозчиков, передают себе право на сохранность и на транспортировку товара до основного покупателя.
Таким образом, порядок формирования цен определяется ценовой политикой предприятия и прежде всего должен соответствовать ценовой стратегии, выбранной на данный момент времени. Определение целей ценообразования и выбор цены, по которой будет происходить расчёт с покупателем или покупка у производителя, имеет очень большое значение для формирования ценовой стратегии.
Источник: dzodzo.ru
Классификация цен по термину «франко»
При поставке товаров (материалов, изделий и конструкций) в контракте может использоваться различный порядок разделения обязанностей и ответственности продавца и покупателя по транспортировке товара, его страхованию, способу передачи. Для этого часто используется термин «франко», который означает в переводе с латинского «свободно» или «поставлено» и показывает пределы ответственности и момент перехода риска. Во внешней торговле это находит отражение в базовых условиях поставки (цены ИНКОТЕРМЗ). В зависимости от включения транспортных расходов в оптовую цену различают следующие виды цен:
Отпускная цена предприятия или франко-склад предприятия-поставщика- товар продается покупателю в принадлежащем продавцу помещении (на складе предприятия). В строительном комплексе по этой цене отпускаются местные строительные материалы (сборные ж/б конструкции и детали, бетоны, растворы, цемент, песок, щебень, кирпич, гипс и др.).
Франко-вагон станция (пристань) отправления –цены на продукцию, включающие цену производителя и расходы, связанные с доставкой материалов до станции отправления с погрузкой их в вагон (входит в цену поставки). Чаще всего эти цены используются при поставке изделий машиностроения, стандартных домов, отдельных видов продукции химической, бумажной и других отраслей промышленности, санитарно-технических изделий, оборудования для отопления и вентиляции, асфальт, шифер, асбестовые изделия, графит и т. д.
Франко-вагон-станция (пристань) назначения -цены, устанавливаемые при доставке грузов до станции назначения. Расходы по доставке до станции назначения входят в стоимость товара и оплачиваются поставщиком.
Франко-приобъектный склад- планово-расчетная цена, составляемая на основе калькуляции и включающая отпускную цену предприятия, затраты на тару, упаковку, реквизит (если не включены в отпускную цену), расходы по грузовым перевозкам, затраты на подачу ж/д вагонов, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, наценки снабженческих и сбытовых организаций, заготовительно-складские расходы. Представляет собой полную стоимость изготовления и доставки на склад покупателя.
Таким образом, в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов в зависимости от условий франкировки обычно выделяют:
— цены в местах производства(франко-склад изготовителя, франко-станция отправления, франко-вагон-станция отправления);
— цены в местах потребления(франко-станция назначения, франко-вагон-станция назначения; франко-склад потребителя).
Источник: studopedia.ru
Термин «франко» при заключении договора поставки материалов
Термин «франко» указывает на порядок распределения транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов между продавцом и покупателем.
«Франко» (от итал. «franco» — «свободно», фр. «franco», англ. «free») — торговый термин, обозначающий освобождение покупателя от расходов по доставке товаров в определённое место, обозначенное в договоре купли-продажи. Ответственность и расходы за доставку товара в указанное место ложатся на продавца. После доставки товара в это место, ответственность за товар и расходы с его дальнейшей доставкой начинает нести покупатель.
Наиболее широко применяются следующие виды «франко»:
·«франко-вагон станция отправления»;
·«франко-вагон станция назначения»;
Франко-склад поставщика — это поставка, при которой право собственности на товар переходит от продавца (производителя) к покупателю на территории склада поставщика. Как правило, к отпускной цене товара поставщик добавляет затраты по погрузке товара на транспортное средство покупателя. После получения товара и его погрузки на транспортное средство покупатель самостоятельно перевозит его на свой склад. В некоторых случаях покупатель может обратиться к специализированной транспортной компании.
Франко-вагон станция отправления — поставка, при которой поставщик своевременно заказывает вагоны (железнодорожный транспорт), доставляет товар на станцию отправления, указанную в договоре, осуществляет погрузку товара в вагоны, подготавливает сопроводительные документы. Покупатель несет расходы, связанные с перевозкой товара от станции отправления до станции назначения, разгрузкой товара и его перевозкой до своего склада.
Франко-вагон станция назначения — на поставщика ложится обязанность заказать вагоны (железнодорожный транспорт), осуществить погрузочные работы в вагоны, уведомить покупателя о времени и месте прибытия вагонов, подготовить сопроводительные документы. Покупатель осуществляет за свой счет выгрузку товара из вагонов на станции назначения и доставку товаров до своего склада.
Франко-склад покупателя означает, что продавец утрачивает право собственности на товар только после того, как доставит его на склад покупателя. Продавец предоставляет собственный транспорт (или же оплачивает услуги транспортной компании), несет все риски и все расходы по перемещению товара, в том числе по отгрузке и разгрузке.
Источник: smetnoedelo.ru
Сметное дело
Сметные цены на материалы исчисляются франко-приобъектный склад. Сметная стоимость материалов (М) состоит из оптовой стоимости приобретенных материалов, расходов по их доставке на приобъектный склад строительной площадки и из заготовительно-складских расходов.
Вид цены франко-приобъектный склад строительной площадки означает, что в сметную цену включены следующие затраты:
а) отпускная цена поставщика (с учетом тары, упаковки и реквизита);
б) затраты на погрузку материала в транспортное средство покупателя;
в) затраты на перевозку груза до приобъектного склада;
г) заготовительно-складские расходы.
Разгрузка на приобъектном складе и внутрипостроечное транспортирование (как горизонтальное, так и вертикально строительных материалов, изделий, конструкций от приобъектного, склада к месту установки, монтажа или использования в дело учтены ресурсными элементными сметными нормами за исключение случаев, оговоренных в технических частях сборников РЭСН.
В зависимости от специфики стройки бывают и другие виды цен франко. Например:
— франко-строительная площадка;
— франко-бровка (для балластных материалов при строительстве железнодорожных путей) и т.д.
Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке расценок на конструкции и виды работ.
Подрядные и другие организации приобретают основные строительные материалы либо у заводов-изготовителей, расположенных в регионе, либо у региональных снабженческо-сбытовых организаций, которые в свои отпускные цены на поставляемую продукцию включают затраты по доставке материалов до собственных баз и снабженческо-сбытовые наценки (надбавки). Как правило, доставка материалов до приобъектного склада на строительной площадке от заводов-изготовителей или снабженческо-сбытовых организаций осуществляется автомобильным транспортом.
Источник: smedelo.ru