Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
От качества автомобильных дорог зависит безопасность движения, комфорт перевозки пассажиров, эффективность работы автомобильного транспорта, срок службы дорожных конструкций.
Особое внимание необходимо уделять вопросам повышения качества и безопасности транспортной сети, уровень которых должен соответствовать современным стандартам и требованиям. Проблема качества строительства автомобильных дорог существует и требует решения.
Формирование эффективности системы качества
Целью системы качества при реализации дорожной деятельности является обеспечение необходимого уровня качества услуг (безопасность, скорость, комфорт), оказываемых пользователям автомобильных дорог и связанных с проездом по пути их следования.
Виды и методы неразрушающего контроля
Система качества: система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Дорожная деятельность: деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Организация системы контроля качества применяемых при строительстве автомобильных дорог материалов, конструкций и изделий, а также работ и ее функционирование на объектах строительства – важнейший элемент создания качественной автомобильной сети.
Контроль качества работ
Входной контроль
Входной контроль – контроль поступающих на объект материалов, изделий и конструкций, а также разработанной технической документации с целью оценки их соответствия требованиям договора или проектной документации.
Входной контроль строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, поступающих на строительную площадку. Выполняется для подтверждения соответствия их требованиям нормативно-технической документации и проекта.
Входной контроль подразумевает наличие и ведение журнала входного контроля и включает:
- проверку наличия сопроводительных документов (паспорта на оборудование и материалы, сертификаты качества и т.п.);
- проверку соответствия материалов, конструкций, изделий и оборудования требованиям проекта и нормативных документов;
- проверку маркировки, упаковки, количественных показателей и условий хранения.
Операционный контроль
Операционный контроль – контроль, выполненный в процессе строительно-монтажных работ и/или непосредственно после их завершения с целью недопущения нарушений и несоответствий завершенных работ, которые могут быть скрыты при продолжении производства работ.
Операционный контроль осуществляется на строительных участках с целью подтверждения соответствия работ требованиям нормативной документации и проекта:
Leica Captivate. Вынос и контроль при строительстве дорог
- соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций;
- допускаемые отклонения параметров, используемые при оценке качества работ;
- соблюдения технологических режимов определения и измерения контролируемых показателей;
- соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной, технологической и нормативной документаций;
- состояние и правильность работы оборудования и измерительных приборов, правильность их эксплуатации;
- наличие необходимой технологической документации.
Операционный контроль выполняется в соответствии со схемами операционного контроля, входящими в состав производственно-технической документации (технологические карты, инструкции, регламенты). Результаты операционного контроля регистрируются в общем журнале работ и специальных журналах.
Приемочный контроль
Приемочный контроль – контроль, осуществляемый после завершения отдельных видов работ или процессов.
Приемочный контроль законченных производством работ, элементов конструкций, материалов и конструктивов выполняется специализированными службами подрядчика на объекте строительства с целью определения их соответствия требованиям и принятия решения о предъявлении заказчику.
В процессе приемочного контроля подтверждается статус продукции: соответствующая/несоответствующая.
Подтверждение статуса обеспечивается посредством четкой ее идентификации на всех стадиях производственного процесса, а также нанесением требуемых обозначений или записями в сопровождающих ее документах.
Контроль качества слоев основания дорожной одежды
При устройстве дополнительных слоев основания необходимо контролировать соответствие качества применяемых материалов действующим нормативно-техническим стандартам и требованиям проекта:
- правильность размещения осевой линии земляного полотна;
- плотность, влажность земляного полотна;
- ровность поверхности;
- поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон).
При устройстве дренирующего слоя из песка на стадии входного контроля необходимо контролировать соответствие качества песка требованиям проекта:
Вышеперечисленные свойства песка проверяются лабораторией строительной организации.
На стадии операционного контроля необходимо контролировать:
- равномерность распределения и толщину отсыпаемого слоя;
- при уплотнении следует проверять влажность песка, количество проходов уплотняющих машин, коэффициент уплотнения;
- толщину и ровность поверхности готового слоя;
- поперечный профиль (поперечные уклоны, соответствие рабочих отметок проекту).
Качество материала проверяют внешним осмотром, а также путём отбора проб и последующим испытанием образцов в соответствии с действующими нормами.
Метод оценки качества слоев оснований дорожных одежд из необработанных вяжущими материалов по деформативности их поверхности предназначен для определения параметров деформативности и их однородности на поверхности оснований дорожных одежд.
Рассматриваемый метод основан на определении деформативности основания комплексно динамическим и статическим нагружением его поверхности через штамп. Для определения статистических данных необходимо определять и фиксировать такие параметры как влажность и гранулометрический состав, а также параметры, оказывающие влияние на характеристики деформативности конструктивных слоев дорожной одежды.
Влияние однородности несвязных слоев дорожных одежд и грунтов земляного полотна на долговечность дорожной конструкции
Виды деформаций и разрушений дорожных одежд и земляного полотна
При проектировании дорожной одежды размеры каждого слоя выбирают с учетом местных материалов, возможных нагрузок и природно-климатических условий планируемой автомобильной дороги. Все расчеты выполняют для средних условий, поэтому возможны отклонения от расчетных условий, приводящие к потере прочности дорожной одежды, деформациям и разрушению.
Разрушения могут быть вызваны низким качеством выполнения работ, недостаточным или неправильным учетом гидрогеологических условий, применением материалов низкого качества. Большое значение в обеспечении устойчивости дорожной одежды имеет своевременный ремонт разрушенных участков дорожного покрытия. Появление остаточных деформаций, своевременно не ликвидированных, приводит к значительным разрушениям, как под действием движения транспортных средств, так и под влиянием природно-климатических факторов.
Основными видами деформаций и разрушений дорожной одежды являются:
- деформации и разрушения, вызванные пучинами, происходящими в весенний период при оттаивании грунта земляного полотна на участках с неблагоприятными условиями водоотвода и защиты земляного полотна от температурных воздействий. Причинами таких разрушений могут быть ошибки в оценке перспективной интенсивности движения и нагрузок, некачественные материалы и их неоднородность, недоуплотнение земляного полотна и дорожной одежды, а также переувлажнение земляного полотна;
- потери прочности дорожной одежды, вызванные непрерывным воздействием колес транспортных средств и природно-климатических факторов. На потерю прочности большое влияние оказывают ошибки, допущенные при проектировании, строительстве и эксплуатации дорожной одежды, а также температурные деформации;
- просадки нежестких дорожных одежд в виде впадин, возникающие в результате местных просадок недоуплотненного грунта или слоев дорожной одежды. Особенно часто этот вид деформации появляется на въездах на мост, в местах прокладки под существующими дорогами водопропускных труб и трубопроводов;
- сквозные трещины, характерные для цементобетонных покрытий, когда на них образуются просадки. Трещины появляются чаще всего в местах просадок земляного полотна и связаны с несвоевременным ремонтом дорожной одежды;
- проломы – разрушения дорожной одежды в виде длинных прорезей по полосам наката колес. Такие разрушения характерны для дорожных одежд переходного типа при проходе очень тяжелых транспортных средств и снижении несущей способности основания дорожной одежды.
Роль уплотнения грунта в обеспечении устойчивости земляного полотна и прочности дорожных одежд
Уплотнение грунта в конструкции земляного полотна является одной из наиболее ответственных технологических операций. Качество уплотнения грунта в насыпи или в рабочем слое выемок определяет устойчивость земляного полотна, что в конечном итоге обеспечивает надежность, прочность и долговечность дорожной одежды.
Причинами нарушения устойчивости земляного полотна могут быть недостаточная плотность грунта, приданная ему при строительстве или полученная в ходе эксплуатации вследствие отрицательного воздействия факторов водно-теплового режима земляного полотна и нагрузки от транспортных средств.
К числу основных технологических мер, обеспечивающих устойчивость земляного полотна, относят: послойное и равномерное уплотнение грунта уплотняющими машинами и механизмами, реализацию мероприятий по регулированию водно-теплового и технологических режимов земляного полотна автомобильной дороги.
Качественное уплотнение грунтов земляного полотна позволяет увеличить их прочность и тем самым уменьшить толщину дорожной одежды. При этом обеспечивается работа конструкции в упругой стадии независимо от сезона года и географических условий района проложения автомобильной дороги, а также снижается ее стоимость.
Обеспечение однородности несвязных конструктивных слоев дорожной одежды и земляного полотна
Одной из основных проблем дорожных конструкций, из-за которой существенно уменьшаются межремонтные сроки, – это продольные неровности образующиеся в процессе эксплуатации. Главным фактором продольных неровностей является неоднородность параметров жесткости и деформативной устойчивости всей дорожной конструкции, в каждом поперечном сечении и продольном плане. Параметры жесткости конструкции могут значительно отличаться, что приводит к образованию неровностей, которые увеличивают (до 20 раз, в зависимости от их значений) величину динамического воздействия транспортных средств на дорожную конструкцию. Все это ведет к усталостным разрушениям во всех элементах дорожных конструкций.
Деформативность основания – это комплекс параметров, применяемых для характеристики прочности на поверхности основания по критерию упругого прогиба и косвенной оценки качества уплотнения слоя основания, а также нижележащих слоёв (модули деформации и их отношение, величины деформаций) в различных условиях нагружения.
Параметры деформативности оснований вычисляются автоматически при использовании оборудования для статического и динамического нагружения.
Вывод
Итак, контроль качества работ на всех стадиях строительства требует особого внимания и строгого соблюдения требованиям нормативных документов и проекта. От качества работ многое зависит, например, безопасность и комфорт движения, срок службы автомобильной дороги, затраты на строительство и ремонт и т.д.
Нужно идти по пути обязательного улучшения свойств грунтов земляного полотна и подстилающего основания, поддерживая их стабильные свойства в течение всего периода эксплуатации дороги. С экономической точки зрения затраты на улучшение свойств грунтов могут дать эффект в снижении толщины дорожных одежд. Более того, дополнительные затраты окупятся снижением эксплуатационных расходов на капитальный ремонт дорожной одежды, а также замену грунтов земляного полотна в процессе эксплуатации на проблемных участках автомобильных дорог.
Источник: ironcon-lab.ru
Строительный контроль
РОСДОРНИИ систематически осуществляет деятельность по надзору за качеством дорожно-строительных работ в российских регионах. Для проведения работ по строительному контролю институт имеет современное лабораторное оборудование и штат квалифицированных специалистов.
Строительный контроль РОСДОРНИИ:
осуществляется в рамках единой технической политики в области строительного контроля, проводимой Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации;
осуществляется на объектах в течение всего периода строительства с обеспечением ежедневного присутствия инженерно-технических работников строительного контроля на строительных площадках с использованием технических средств, обеспечивающих необходимую достоверность и полноту контроля;
включает в себя входной, операционный и приемочный контроль;
предусматривает внутренний инспекционный контроль для проверки эффективности выполнения работ.
РОСДОРНИИ исполнено более 50 договоров по строительному контролю, что положительно сказывается на качестве производимых подрядных работ на объектах регионального и федерального значения. Заказчиками работ по строительному контролю являются ГК «Автодор», ООО «Автодор-Инжиниринг», ЗАО «Институт «Стройпроект», ООО «Смоленск-ДорНИИ-Проект», ФКУ Упрдор «Москва – Волгоград», ФКУ «Центравтомагистраль», ФКУ Упрдор «Вилюй», ФКУ Упрдор «Каспий» и другие.
В 2021 году РОСДОРНИИ выполняет надзор при возведении многоуровневой транспортной развязки и реконструкции путепровода на шоссе Героев Сталинграда в городе Керчь, а также при ремонте крымских дорог Черноморское – Евпатория (67,2 км), Раздольное – Евпатория (50 км) и Славянское – Евпатория (23 км).
Институт также ведёт строительный контроль за реконструкцией участка автодороги Симферополь – Евпатория – Мирный (36,4 км) и при строительстве одного из ключевых элементов транспортной системы Москвы – первого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).
Источник: rosdornii.ru
Экспертный контроль качества устройства конструкции дорожных одежд
Проведение экспертного контроля при обследовании строящихся автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры заключается в оценке качества выполненных строительно-монтажных работ по устройству асфальтобетонных и бетонных оснований и покрытий требованиям технических регламентов, проектной документации и действующих нормативно-технических документов.
Основными задачи проведения экспертного контроля является идентификация контролируемых параметров конструкций и материалов нормируемым требованиям и значениям в объеме выполненных работ. В отличие от приемочного или производственного контроля процедура экспертного контроля оценки соответствия выполняется независимыми специалистами, имеющими цель проверки эффективности ранее выполненного контроля и получение действительного состояния строительных конструкций.
Экспертный контроль качества строящихся автомобильных дорог возможно осуществить только на основании проведенного ранее обследования состояния конструкций, участков конструкций или применных материалов.
Обследование дорожных конструкций проводится, как правило, в четыре связанных между собой этапа:
- подготовка к проведению обследования;
- предварительное обследование;
- инструментальный контроль;
- камеральная обработка результатов обследования с оценкой соответствия контролируемых параметров и подготовкой технических отчетов и заключений.
Подготовка к проведению обследования предусматривает изучение проектной и исполнительной документации для контролируемой конструкции (участка конструкции), результатов предыдущих обследований, действующих регламентов с требованиями для выполнения обследования и экспертного контроля. Учитывая объем и доступность готовой конструкции, на подготовительном этапе определяется необходимый объем проведения обследования с применением инструментальных методов контроля.
Предварительное обследование проводится с целью определения степени однородности контролируемых конструкций и получения массива статистических данных исследуемого параметра. На характерных участках, и на участках конструкции имеющих ярко выраженные отклонения от среднестатистических данных результатов предварительного обследования, выполняется детальный контроль с применением инструментальных методов. В результате эксперты выявляют проблемные участки дорожного полотна, которые не соответствуют нормам технических регламентов и проектной документации и определяют вид, объем и границы выявленного нарушения.
На основании статистических данных обследования и результатов инструментального контроля эксперт выполняет оценку соответствия объекта исследования предъявляемым требованиям.
Оценка качества устройства конструктивных слоев дорожных одежд представляет собой сложную задачу. Вопрос адекватной оценки линейно-протяженного объекта исследования заключается в правильности выбора экспертом критериев оценки контролируемого параметра, необходимого объема проведения обследования, методов инструментального контроля с учетом инструментальной погрешности. При этом необходимо учитывать корреляционную взаимосвязь полученных результатов обследования на отдельном участке конструкции с действительным состоянием объекта исследования. Основным этапом процесса экспертного контроля является определение необходимости применения корректирующих действий, требующих особых аналитических и диагностических навыков эксперта.
Оценка работы специалиста, выполняющего обследование проводится, прежде всего, на основании правильности выборки статистических данных описывающих объект исследования, критериев относимости и достоверности полученных результатов. К сожалению, следует констатировать тот факт, что для проведения экспертной оценки в области дорожного строительства до настоящего времени не разработаны стандарты, критерии оценки и алгоритмы проведения выборочного контроля или обследования.
По этой причине каждая экспертная организация вынуждена инициировать внутренние стандарты и методики проведения экспертного контроля, так же следует отметить, что эксперт в области дорожного контроля имеет свой, индивидуальный уровень знаний и опыта, что несомненно влияет на оценку соответствия объекта исследования. Основным в проведении качества экспертизы дорожного объекта является не только базовый уровень подготовки эксперта, но и постоянный внутриорганизационный контроль качества проведения обследований с применением внутренних инструкций и методик организации. В Отделе обследования грунтов и конструктивных слоев дорожных одежд ГБУ «ЦЭИИС» вопросами контроля и качества проведенной экспертизы занимаются ведущие инженеры – эксперты. Все подготовленные экспертные заключения рассматриваются ими на предмет соответствия выполнения внутренних инструкций и методик, анализируются типовые и систематические ошибки, допущенные при проведении экспертных обследований и подготовки отчетной документации.
При проведении обследований нового строительства автомобильных дорог специалистами отдела проводится систематический анализ выявленных нарушений и отклонений контролируемых параметров от требований проектной документации и действующих регламентов, норм и правил.
Всего в отделе выполняется 30 видов испытаний и измерений качества устройства дорожных покрытий и оснований.
При проведении контрольных мероприятий на строящихся объектах дорожной инфраструктуры оцениваются основные технические показатели:
- Ровность покрытия (основания) дорожных одежд;
- Поперечные уклоны асфальтобетонных и цементобетонных оснований и покрытий;
- Ширина конструктивных слоев дорожных одежд;
- Толщина, количество и состав слоев дорожной одежды;
- Коэффициент уплотнения и водонасыщение асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
- Фактические значения пределов прочности при сжатии асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
- Фактические значения коэффициента водостойкости асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
- Фактические значения зернового состава минеральной части асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
- Класс бетона по прочности на сжатие конструктивного слоя дорожный одежды;
- Коэффициент сцепления дорожного покрытия с колесом автомобиля;
- Качество асфальтобетонной смеси, отобранной при ее укладке;
- Светотехнические параметры горизонтальной дорожной разметки;
- Эксплуатационные показатели дорожной разметки;
- Коэффициент фильтрации песчаного грунта, применяемого в конструкции;
- Коэффициент уплотнения и плотности грунта в конструкции;
- Гранулометрический (зерновой) состав песчаного грунта, применяемого в конструкции;
- Степень пучинистости грунта, применяемого в конструкции;
- Физико-механические характеристики щебня, смесей песчано-гравийных и щебеночно-гравийно-песчаных, примененных в конструкции;
- Физические свойства глинистого грунта, применяемого в конструкции;
- Физико-механические показатели плит бетонных тротуарных;
- Качество камней сборных бетонных бортовых;
- Георадарное обследование грунтов.
Фотография 1. Предварительное обследование прочности бетона на сжатие бортового камня.
Фотография 2. Измерение толщины бетонного основания дорожной одежды.
По результатам проведенных экспертных проверок на строящихся дорожных объектах, в период с 2015 по 2018 год специалистами отдела выявлено более 1600 нарушений обязательных требований проектной и нормативной документации.
Диаграмма 1. Основные виды нарушений.
Подводя итог необходимо заметить, что безопасность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры на прямую зависит от обеспеченности выполнения минимально допустимых требований, предъявляемых к качеству строительных конструкций, изделий и материалов. Экспертный контроль в этом случае выступает как необходимый элемент системы обеспечения эффективной безопасности и долговечности строительных конструкций на объектах дорожной инфраструктуры. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может привести к демонтажу существующих конструкций и негативно повлиять на эксплуатационные характеристики объекта в целом.
Источник: ardexpert.ru