Виды ответственности в строительстве

Согласно действующему законодательству СРО несет ответственность за качество выполнения ее участниками работ по строительству, проектированию или изысканию в соответствии с федеральным перечнем технических норм.

В случае нарушения безопасности капитальных строительных объектов или причинения иного вреда в ходе выполнения работ ущерб выплачивается из компенсационного фонда возмещения вреда СРО.

Размер КФ ВВ зависит от уровня ответственности саморегулируемого объединения, который определяется исходя из:

  • Сферы деятельности
  • Стоимости договоров
  • Лимита суммы обязательств по контракту на каждого участника СРО.

Административная и уголовная ответственность

В зависимости от характера нарушений определяется вид ответственности, под которую попадает саморегулируемая организация. К самым распространенным административным нарушениям СРО относятся несоблюдение требований о раскрытии информации:

  • Отсутствие официального сайта
  • Закрытый/некорректный доступ к информации
  • Не предоставление на сайте установленных законом документов
  • Отсутствие данных о текущем размере компенсационного фонда.

Размеры штрафных санкций за данные нарушения указаны в ст.14 КоАП РФ.

Самые важные идеи о юридической ответственности в одной простой схеме | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2022

По решению контролирующих органов вместо штрафа, организация может получить предупреждение.

Уголовная ответственность наступает в случаях нанесения серьезного ущерба в ходе выполнения работ или получения дохода более 6млн.рублей по договору без оформления членства в СРО. Вид наказаний за данные нарушения регламентируется ст.171 УК РФ.

Дисциплинарная ответственность

К основным обязанностям СРО строителей, проектировщиков или изыскателей относится осуществление контроля за деятельностью ее участников.

Руководство некоммерческого объединения регулярно проводит плановые и неплановые проверки членов СРО. В случае обнаружения нарушений правилами саморегулируемых организаций предусмотрена дисциплинарная ответственность в форме:

  • предупреждения
  • официального предписания об устранении нарушений с указанием срока устранения

Решение о форме наказания принимается дисциплинарным комитетом на общем собрании СРО.

Субсидиарная ответственность СРО

Субсидиарная ответственность членов саморегулируемого объединения представляет собой распределение финансовой ответственности между основным должником – нарушителем обязательств и СРО, в котором он состоит. Наступает в случаях, когда:

  • основной должник, отказался от возмещения вреда или не удовлетворил требования кредитора в установленный срок;
  • средств, предполагаемых по договору страхования гражданской ответственности, недостаточно для покрытия ущерба.

Уровень субсидиарной ответственности СРО находится в пределах КФ ВВ. В случае задействования средств из этого резерва все участники, включая основного должника, обязаны сделать дополнительный взнос в фонд для его пополнения до заявленного уставом СРО размера. Данный вопрос регулируется статьями 55.10 и 55.16 ГрК РФ.

Виды ответственности: уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная

Источник: ncl24.ru

Виды ответственности за нарушение законодательства в сфере строительства

Эссе по темам

В 21 веке строительство в России набирает обороты. Здания и сооружения досоветских и советских времен разрушаются, а на смену им приходят новые. Потребность общества в современных, комфортных зданиях растет с каждым годом, вслед за этим развивается и строительство. По идее, все хорошо: потребитель просит ‒ строитель сооружает, но не так все просто.

Добросовестных строительных фирм, к сожалению, не так много. Строительные фирмы в погоне за собственной выгодой довольно часто закрывают глаза на установленные требования в нормативно правовых актах, строительных нормах и правилах. Зачастую строительные фирмы экономят на материалах и игнорируют условия хранения и использования материалов, что влечет за собой потерю надежности, устойчивости и прочности зданий и сооружений. В результате данной безответственности может быть нанесен вред окружающей среде и людям.

Но прежде чем разбираться в видах ответственности нужно сначала разобраться, а кто же попадает под эту ответственность?

Как известно, есть физические лица и должностные. Отличие состоит в том, что физические лица осуществляют индивидуальное строительство и не имеют никакого отношения к строительной деятельности, а должностные лица являются работниками юридических лиц и осуществляют предпринимательскую деятельность в строительстве. Но, как и физические, так и должностные лица могут нарушать законодательство в сфере строительства.

или напишите нам прямо сейчас

В случае, когда происходит нарушение законодательства в области строительства виновные лица несут ту или иную ответственность, в зависимости от тяжести и характера нарушения, которые установлены нормами.

В настоящее время существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства в сфере строительства:

  • Гражданско-правовая ответственность;
  • Административная ответственность;
  • Уголовная ответственность;
  • Дисциплинарная ответственность.

Далее разберем каждый вид по отдельности.

  1. Гражданско-правовая ответственность ‒ это имущественная ответственность перед теми, чьи права были нарушены в результате деятельности виновного лица. Обычно это материальная компенсация за причиненный вред.
  2. Административная ответственность ‒ ответственность перед государством. Она устанавливается за самопроизвольное строительство, за нарушение правил, установленных нормативно-технической документацией, за фальсификацию документов и неверные (то есть не соответствующие действительности) данные о качестве и прочности используемых материалов или уже готовых сооружений. Если происходит нарушение правил ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, то также применяется административная ответственность.
  3. Уголовная ответственность ‒ ответственность перед государством. В отличие от административной, она устанавливается за нарушение правил техники безопасности и правил охраны труда на строительных объектах. То есть, если в ходе строительства был причинен вред здоровью (не важно, случайный прохожий или сам строитель) или была прямая угроза жизни для людей, то в таком случае ответственное лицо подвергается уголовной ответственности. Также если были нарушены нормы и стандарты строительства или же было организовано самовольное строительство, то такие случаи тоже попадают под уголовную ответственность.
  4. Дисциплинарная ответственность применяется к рабочим и служащим за неисполнение ими своих должностных обязанностей, которые повлекли за собой нарушение законодательства в области строительства.

Зачастую из-за халатного отношения страдают ни в чем невинные люди. Многие строительные фирмы не чувствуют за собой ответственность перед обществом и с легкостью нарушают всевозможные нормы и правила.

Из всего вышеперечисленного могу сделать вывод, что чем строже будут правила и наказания за их нарушения, тем меньше будет появляться недобросовестных строительных фирм. Я считаю, что в строительстве самым основным является сохранение здоровья и жизни людей, так как все здания и сооружения строятся именно для пользования людьми.

Источник: xn--24-mlc1ca4e.xn--p1ai

Виды административно-наказуемых правонарушений в сфере строительства (Болтанова Е.С.)

Строительная деятельность, отличаясь своей длительностью, многообразием и потенциально агрессивным воздействием на окружающую среду и отдельные ее компоненты, подвергается правовому регулированию нормами материального, процедурного характера, нарушение которых влечет различные меры ответственности. Наиболее распространенным видом юридической ответственности в сфере строительства является административная ответственность, урегулированная нормами КоАП РФ и соответствующими законами субъектов РФ .
———————————
Полномочия субъектов РФ по установлению административной ответственности за правонарушения в области строительства являются ограниченными (см. подробнее: Болтанова Е.С. Административная ответственность за нарушения градостроительного законодательства в нормотворческой деятельности субъектов РФ // Административное право и процесс. 2013. N 5. С. 40 — 43).

Читайте также:  Строительство для сдачи в аренду как бизнес

Отдельные вопросы административной ответственности в сфере строительства были предметом специальных исследований с позиции правонарушений в области строительства, земельных правонарушений, в определенной степени — и экологических правонарушений. Например, Г.Д. Денисова считает, что административная ответственность в области строительства имеет место в случае нарушения требований административного и градостроительного законодательства, соответственно, и объектом административного правонарушения в области строительства являются общественные отношения, регулируемые административным и градостроительным законодательством . В.И. Бочков уже более широко подходит к определению объектов административного правонарушения в строительстве, считая, что это общественные отношения, возникающие в связи с проведением изыскательских работ, выделением земельных участков, проектированием, строительством и приемкой в эксплуатацию объектов капитального строительства .
———————————
Денисова Г.Д. Административная ответственность за правонарушения в области строительства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2001. С. 14.
Бочков В.И. Административная ответственность за правонарушения в области строительства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8, 12. В то же время при определении родового объекта административных правонарушений В.И.

Бочков считает, что это общественные отношения, урегулированные строительным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с указанным законодательством, что исключает отнесение к рассматриваемой группе административных правонарушений, например, самовольного занятия земельного или лесного участка.

В.И. Бочков классифицирует административные правонарушения в строительстве по объекту на непосредственно общественные отношения, урегулированные градостроительным законодательством, и общественные отношения, урегулированные другими отраслями и институтами права, но возникающие в связи с осуществлением строительства объектов капитального строительства . А.В. Кропочева считает, что на охрану исключительно отношений в области капитального строительства направлены нормы, зафиксированные в ст. 9.4, 9.5 и 9.5.1 КоАП РФ, кроме того, в Кодексе закреплены составы правонарушений, объект которых включает, наряду с отношениями в области капитального строительства, отношения в других сферах жизни общества .
———————————
Бочков В.И. Указ. соч. С. 8, 12.
Кропочева А.В. Административная ответственность за правонарушения в области строительства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.

Типизация административных правонарушений по объекту посягательства представляется заслуживающей внимания, поскольку позволяет выявить особенности данного элемента состава правонарушения и решить вопрос о применимости определенных норм к регулированию соответствующего общественного отношения. Ответственность за правонарушения в сфере строительства предусмотрена в статьях КоАП РФ, рассредоточенных в различных его главах, что объясняется сложностью, многоаспектностью объекта правонарушений, причинно-следственными связями правоотношений по застройке земель.
При строительстве возникают различные по правовой природе общественные отношения. В зависимости от родового объекта, а также с учетом предмета противоправного деяния можно говорить об эколого-административных (земельно-административных в частности) правонарушениях и всех иных правонарушениях.
Объектом противоправного деяния, составляющего первую группу правонарушений, являются непосредственно экологические отношения, т.е. общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права . Например, незаконным является строительство, реконструкция объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения без положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию (гл. III ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). Нарушение требований законодательства об экологической экспертизе влечет административную ответственность, специально предусмотренную в ст. 8.1 КоАП РФ.
———————————
См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 354 — 355.

По механизму оказания негативного воздействия на окружающую природную среду В.Г. Абрамов считает необходимым в противоправном деянии — административном экологическом деликте различать непосредственное и опосредованное воздействие на нее. Нарушение экологических требований при планировании, проектировании или вводе в эксплуатацию объектов хозяйственного назначения автор относит к противоправным деяниям, оказывающим опосредованное влияние на окружающую природную среду . Такое утверждение нельзя признать обоснованным, поскольку нарушение экологических требований, особенно при вводе в эксплуатацию объектов хозяйственного назначения, может вызывать непосредственные негативные изменения окружающей среды.
———————————
Абрамов В.Г. Административно-экологическое правонарушение: Дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 111 — 112.

Иные противоправные посягательства в сфере строительства и реконструкции объектов недвижимости (не эколого-административные) имеют своим объектом общественные отношения в данной сфере жизнедеятельности и характеризуются нарушениями строительных норм и правил, требований промышленной безопасности, правил по охране труда, правил устройства и безопасной эксплуатации строительной техники, технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в т.ч. при применении строительных материалов (изделий), и т.п.
Другим основанием для классификации административных правонарушений может быть субъект правонарушения. В сфере строительства в зависимости от правового статуса субъекта в отношениях природопользования и его влияния на квалификацию правонарушения возможно выделение административных правонарушений, где правонарушителем является: а) природопользователь либо лицо, обладающее правом распоряжения природным объектом; б) лицо, не имеющее права на природный объект; в) как природопользователь, так и лицо, не являющееся правообладателем земельных участков или иных природных объектов.

К первой группе относятся такие правонарушения, как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (ч. 2 ст. 7.3); незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст.

7.16); неиспользование земельного участка для строительства в течение установленного срока (ч. 1 ст. 8.8) и др. Ко второй — самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1); пользование недрами без лицензии на пользование недрами (ч. 1 ст.

7.3); самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9) и др. В то же время для привлечения к административной ответственности во многих случаях наличие/отсутствие у правонарушителя надлежащим образом оформленного права на использование природного объекта (его части) не имеет квалифицирующего значения, например, при совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена главой 9 КоАП РФ («Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике»).
В КоАП включены свыше 60 составов правонарушений, которые могут иметь место при строительстве. В зависимости от характера противоправности, можно выделить две группы правонарушений. Одни административно-наказуемые деяния характеризуются нарушением условий и положений индивидуальных актов (ч. 2 ст. 7.3, 7.6, ч. 2 ст. 8.4, 7.9, 8.7, ч. 2 ст. 8.8, ч. 2 ст.

8.13, ч. 1 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.21, ч. 4 ст. 8.25, 9.1, 10.9, ч. 4 ст. 14.1).

Среди индивидуальных актов, выполнение условий которых обеспечивается нормами об административной ответственности, называются решения о предоставлении природных объектов в пользование, договоры на природопользование, лицензии, технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, проекты мелиоративных работ, иная проектная документация. Принятие таких индивидуальных актов происходит в результате развития в основном публичных отношений, и их охрана нормами КоАП РФ вызвана потребностью обеспечения надлежащего использования природных объектов в целях застройки, находящихся в собственности государственных или муниципальных образований, в интересах неопределенного круга лиц и безопасности возводимых объектов капитального строительства.
В связи со значительной степенью правового регулирования отношений по возведению зданий, сооружений вторую (многочисленную) группу административных правонарушений составляют противоправные деяния, объективная сторона которых характеризуется нарушением, несоблюдением требований, содержащихся в нормативных правовых актах, или иных требований, соблюдение которых обеспечивается правовыми нормами. Квалификация противоправности правонарушений в сфере строительства осложнена существующими в КоАП формулировками составов правонарушений, не являющимися однородными. Предусмотрена ответственность за нарушение требований и обязательных требований, правил, стандартов, режима, норм.
Эта разновидность правонарушений, в свою очередь, может быть представлена как состоящая из 5 групп.

Читайте также:  Что требуется для строительства жилья

Во-первых, за нарушение требований разрешительной системы предусмотрена ответственность по ст. 7.1 (в части использования земельного участка без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности), ч. 1 ст. 7.3, 7.4 (при размещении без разрешения в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений), 7.9, 7.14, ч. 2 ст. 8.21, ч. 1 ст. 9.5.1, 9.9, ч. 3 ст.

10.10, 13.3, 13.9, 14.1 КоАП РФ.
———————————
Статья 14.1 предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Несмотря на отмену в целом лицензирования в строительной сфере и замену ее саморегулированием, отдельные виды деятельности продолжают лицензироваться (например, производство маркшейдерских работ).

Подробнее о развитии саморегулирования в строительной сфере см.: Иванов А.В. Саморегулирование строительной деятельности: развитие, вопросы, пути решения // Юрист. 2013. N 11. С. 18 — 22.

Во-вторых, за нарушение требований к технологии, порядку осуществления строительства и реконструкции закреплена ответственность в ст. 6.3, 6.4, 8.1, ч. 1 ст. 8.4, ч. 4, 5 ст. 8.13, ч. 3 ст. 8.17, 9.2, 9.4, 9.5, 9.7, 9.13, 9.16, 10.10, 11.20, 13.7 КоАП РФ.

В-третьих, административная ответственность наступает за нарушение особого режима использования и (или) охраны отдельных объектов, как природных, так и созданных человеком. Специальные нормы предусмотрены в ч. 3 ст. 7.2, ст. 7.4, 7.13, 7.14.2, 8.6, ч. 2 ст. 8.12, 8.39, 8.42, 9.8, 9.10, 11.21, 13.5, 18.1, 18.2, 18.3, 20.19 КоАП РФ.

В-четвертых, за нарушение положений нормативных правовых актов о порядке использования природных объектов, требований охраны окружающей среды и отдельных ее компонентов в процессе строительства и реконструкции объектов недвижимости установлена ответственность в ст. 7.1, 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), 7.9 (самовольное занятие лесных участков), 8.8, 8.13, 8.12.1, ч. 2 ст. 8.14, ч. 1, 3 ст. 8.17, ч. 3 ст. 8.21, 8.24, 8.28 — 8.30, 8.33, 8.38, 8.39 КоАП РФ.

В-пятых, за нарушение порядка предоставления природных объектов установлена ответственность в ст. 8.24, 19.9 КоАП РФ.

До декабря 2013 г. нормы КоАП предусматривали ответственность только за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов, земельных участков в водоохранных зонах и за незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения. Тем самым обеспечивалась охрана административно-правовыми нормами установленного законодательством порядка предоставления незначительного количества природных объектов.

Предметом названных видов административных правонарушений признавались лес, водоохранные зоны и земли историко-культурного назначения. ФЗ от 02.12.2013 N 342-ФЗ были внесены изменения в КоАП РФ (ст. 7.16, 8.12, 9.19), которыми в определенной степени были устранены существовавшие долгое время недочеты в правовом регулировании административной ответственности за нарушение порядка предоставления природных объектов. Названным Законом была введена общая норма об ответственности за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов. В то же время законодатель оставил без внимания участки недр, которые также могут использоваться частными лицами при их предоставлении компетентными органами.

Отношения по предоставлению природных объектов третьим лицам — общественные отношения по реализации публичным собственником своих правомочий через деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц. Отсутствие административной ответственности за нарушение должностным лицом порядка предоставления недр и непосредственное нарушение в данном случае трудовой дисциплины, влечет предположение о привлечении этого лица к дисциплинарной ответственности. Насколько такой подход оправдан и справедлив?
Административная ответственность как разновидность публично-правовой ответственности непосредственно связана с обеспечением государственных интересов в восстановлении нарушенной законности, дисциплинарная ответственность как частноправовая направлена на защиту интересов в надлежащем исполнении работниками своих трудовых (служебных) обязанностей. Решение вопроса о наложении или неналожении дисциплинарного взыскания — прерогатива представителя нанимателя — государственного или муниципального образования. Последнее положение кардинальным образом отличается от общего принципиального подхода, на котором базируется административная ответственность, это «неотвратимость наказания» и в отличие от дисциплинарной ответственности она наступает независимо от воли отдельных субъектов. Разные цели, различные подходы и правовые последствия административной и дисциплинарной ответственности, определяют, что их меры не могут подменять друг друга.
В этой связи при анализе норм об административной ответственности в сфере строительства можно обнаружить нарушение важнейших принципов юридической ответственности: равенства и справедливости. Наряду с отсутствием положения об административной ответственности должностных лиц, распоряжающихся недрами незаконно, отказывающих в их предоставлении либо нарушающих сроки, установлена административная ответственность для лиц, непосредственно использующих недра, за нарушение не только требований законодательства, но и условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (ст. 7.3, 7.4, 7.10, 8.9, 8.10, 8.11 КоАП РФ).
Такое положение позволяет усомниться в реализации в полной мере принципа справедливости при определении деликтности деяний в сфере распоряжения природными объектами и одного из ведущих принципов правового государства — взаимной ответственности гражданина и государства. Административно-правовыми санкциями в степени интересы государства защищаются от противоправных действий конкретных лиц, которым предоставлено право на использование природного объекта (его части), чем от незаконной деятельности его представителей. Между тем противоправное предоставление природных объектов, в т.ч. с нарушением порядка их предоставления физическим или юридическим лицам, может повлечь не менее значительный вред окружающей среде, охраняемым интересам особенно при предоставлении объектов для строительства.

В целом изменения, внесенные в КоАП РФ ФЗ от 02.12.2013 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» можно охарактеризовать как положительные, направленные на устранение существовавших пробелов и недочетов в правовом регулировании обеспечения порядка предоставления природных объектов, но и их принятие не обеспечило системную согласованность норм в рассматриваемой сфере. Наряду со ст.

19.9 («Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов») Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ст. 8.24 («Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования»). Предметом правонарушения по ст. 8.24 может быть как лес, так и лесной участок.

В последнем случае правоприменитель столкнется с необходимостью разграничения ст. 8.24 и ст. 19.9, при этом положения Кодекса об административных правонарушениях критериев такого разграничения не содержат. Названные нормы предусматривают разные санкции, и порядок их наложения, в т.ч. по субъекту, отличается (см. ст. 23.1, 23.24, 23.24.1, 28.4).
Отсутствие мер административной ответственности и несогласованность норм об административной ответственности сказывается на снижении качества реализации положений о предоставлении природных объектов (недр) частным лицам. Для усиления противодействия правонарушениям в сфере распределения природных объектов государство не должно отказываться от публичного преследования за их совершение путем приведения в действие механизма административной ответственности.

Читайте также:  Что такое электроснабжение механизации строительства

Незаконное предоставление природных объектов частным лицам, в т.ч. с нарушением порядка такого предоставления, имеют своим непосредственным объектом экологические отношения. Такие нарушения чаще вызваны деятельностью уполномоченных собственником лиц и характеризуются ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, и причиняют вред окружающей среде, отдельным ее компонентам либо создают реальную угрозу такого причинения, нарушают право граждан и юридических лиц в получении природного объекта в пользование. Соответственно, состав правонарушения за незаконное предоставление природных объектов физическим и юридическим лицам должен найти закрепление в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Требуется в КоАП РФ включить общую норму, предусматривающую ответственность должностных лиц за незаконное предоставление лесов, недр, водных объектов, земельных участков путем соответствующего изменения содержания ст. 19.9 и включением ее в главу 8.
Данное предложение согласуется с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом РФ 30.04.2012, где определено, что необходимо усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения (п. 11).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: lexandbusiness.ru

Какую ответственность несут стороны по договору подряда

Как следует из ст.309 ГК РФ стороны договора должны исполнять обязательства надлежащим образом, то есть в соответствии с условиями, предусмотренными законом и(или) договором. Нарушение обязательств по договору подряда влечет ответственность, основания и виды которой рассматриваются в данной статье.

Основания для привлечения к ответственности сторон по договору подряда:

Сторона договора подряда, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившая обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.3 ст.401 ГК РФ).

Таким образом, законом презюмируется наличие оснований для привлечения к ответственности за нарушение условий договора лица (юридического либо физического), действующего в качестве предпринимателя, пока такое лицо не предоставит доказательств отсутствия своей вины и невозможности должным образом исполнить договор по причине обстоятельств непреодолимой силы.

По общему правилу, установленному п.3 ст.401 к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Под «должником» в данном случае следует понимать сторону договора подряда – Заказчика или Подрядчика.

Виды ответственности сторон по договору подряда:

Договором или законом за нарушение взятых на себя обязательств могут быть предусмотрены следующие меры ответственности:

Ответственность сторон по договору подряда в виде компенсации убытков:

Убытки представляют собой затраты лица, право которого нарушено, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб) , а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) .

В тех случаях, когда нарушение договора подряда одной из сторон привело к возникновению убытков у другой стороны, виновное лицо обязано осуществить их компенсацию. Требовать возмещения причиненных убытков можно за всякое нарушение договора подряда.

Подрядчик может требовать компенсации убытков в частности в следующих случаях:

  • Нарушения согласованных сроков оплаты выполненных работ или ее отдельных этапов;
  • неисполнение заказчиком предусмотренной договором обязанности по содействию в выполнении работы (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
  • невыполнение заказчиком своих встречных обязанностей по договору подряда (п. 2 ст. 719 ГК РФ) в случае непринятия заказчиком необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности работы (п. 3 ст. 716 ГК РФ);
  • отказа заказчика от исполнения договора до сдачи ему результата работы в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 ГК РФ);
  • в иных случаях нарушения договора, приведших к возникновению убытков.

Заказчик вправе требовать возмещения убытков в частности в следующих случаях:

  • нарушения подрядчиком согласованных сроков выполнения работ;
  • некачественного выполнения работ;
  • неисполнение требований заказчика об устранении недостатков результата работы в установленный заказчиком разумный срок либо выполнение работы с существенными или неустранимыми недостатками (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
  • участие в исполнении договора субподрядчика, привлеченного подрядчиком в нарушение требований закона или договора (п. 2 ст. 706 ГК РФ);
  • действия или бездействие подрядчика, которые привели к гибели или повреждению предоставленного заказчиком имущества (ст. 714 РФ);
  • любое иное нарушение обязательств, в результате которого у заказчика возникли убытки.

Ответственность сторон по договору подряда в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами:

Сторона, допустившая нарушение обязательства по договору подряда обязана уплатить потерпевшей стороне проценты за пользование денежными средствами, но исключительно в тех случаях, когда нарушенное обязательство является денежным (ст.395 ГК РФ).

В частности подрядчик вправе требовать уплаты указанных процентов за нарушение заказчиком сроков оплаты выполненных работ или их этапа, а так же в иных установленных законом или договором случаях.

Право требования уплаты процентов в пользу заказчика установлено в частности в следующих случаях:

  • если подрядчик не вернул предоставленные материалы, иное имущество и не возместил их стоимость (ст. 728 ГК РФ),
  • если заказчик выплатил аванс подрядчику, который не выполнил работу либо выполнил ее в меньшем объеме, а сумму неотработанного аванса своевременно не вернул (ст. 1102 ГК РФ),
  • в других случаях неисполнения денежного обязательства.

Право требовать уплаты процентов в виде ответственности сторон по договору подряда за неисполнение денежного обязательства предоставляется потерпевшей стороне независимо от того, предусмотрено ли оно в договоре.

Размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется учетной ставкой банковского процента, установленной Центральным Банком РФ, действующей в период нарушения обязательства.

Ответственность сторон по договору подряда в виде уплаты неустойки:

Под неустойкой (штрафом, пеней) понимают установленную законом или договором денежную сумму, которую сторона договора, нарушившая свои обязательства, обязана уплатить противоположной стороне.

В отличие от процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойка как мера ответственности по договору подряда может применяться в тех случаях, когда она согласована в договоре либо установлена законом.

В частности неустойку за нарушение договора подряда подрядчиком можно установить в следующих случаях:

  • За нарушение сроков выполнения работ;
  • За просрочку устранения выявленных недостатков в результате работы (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
  • Нарушение любых иных обязательств по договору.

Обязанность по уплате неустойки можно возложить на заказчика, в частности, за следующие нарушения:

  • За нарушение сроков оплаты выполненных работ либо их отдельных этапов;
  • За просрочку приемки результатов выполненной работы;
  • Нарушение сроков предоставления материалов, оборудования, технической документации, подлежащей переработке (обработке) вещи (п. 1 ст. 713, п. 1 ст. 719 ГК РФ);
  • Нарушение любых иных обязательств по договору.

Размер неустойки, порядок ее начисления и уплаты устанавливается соглашением сторон по их усмотрению, о чем подробнее можно прочитать в статье: Неустойка по договору подряда .

Источник: arbitrsamara.ru

Рейтинг
Загрузка ...