К таким источникам финансирования, освоение которых при строительстве осуществляется с обязательным применением названных нормативных правовых актов, относятся средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (при полном либо частичном финансировании за счет указанных средств).
Вместе с тем действие Указа N 223 и соответственно постановления N 88 ограничено двухлетним периодом, который составляет период с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. Это, в свою очередь, обусловлено действием норм Договора о ЕАЭС, который позволяет государствам — членам ЕАЭС устанавливать иные правила закупок, чем предусмотрены Протоколом о порядке регулирования закупок, только на 2 года как особенности.
Иные правила в данном случае выражаются в том, что применяются процедуры закупок (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги) не из числа предусмотренных Протоколом о порядке регулирования закупок и действуют иные условия их организации и проведения, чем установлены Протоколом о порядке регулирования закупок.
Особенности осуществления закупок в строительстве
И хотя подобные особенности закупок государствами-членами могут устанавливаться неоднократно, тем не менее в период после 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве будут регулироваться законодательством о госзакупках. Причем какого-либо нормативного правового акта для отмены Указа N 223 не требуется, так как его действие прекращается по наступлении даты 1 июля 2021 г.
Соответствующая информация размещена на сайте МАиС, где подчеркивается, что Указ N 223 действует до 1 июля 2021 г. Оснований для его пролонгации у МАиС не имеется. В целях дальнейшей гармонизации законодательств в сфере закупок между странами — партнерами по ЕАЭС с 1 июля 2021 г. строительная отрасль при осуществлении закупок за счет бюджетных средств будет руководствоваться Законом о госзакупках.
В этой связи обратим внимание на ряд аспектов, которые необходимо учесть заказчикам (организаторам) в законодательстве о госзакупках применительно к сфере строительства.
Источники финансирования
Закон о госзакупках определяет заказчика, для которого обязательно проведение процедур госзакупок и применение Закона о госзакупках. Им является получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Источником для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) являются бюджетные средства и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Следовательно, если субъект не является получателем указанных средств, применение законодательства о госзакупках не требуется.
Также может иметь место ситуация так называемого смешанного финансирования приобретения товаров (работ, услуг), когда, например, приобретение оборудования, предусмотренного проектной документацией, частично предполагается финансировать за счет бюджета и частично за счет собственных средств заказчика. В этом случае также требуется применение законодательства о госзакупках.
Особенности закупки строительных работ по закону 44-ФЗ (28.09.2022)
Планирование госзакупок
Закон о госзакупках устанавливает обязательное планирование приобретения товаров (работ, услуг). Общее правило при формировании годового плана госзакупок состоит в том, что в него попозиционно включаются однородные товары (работы, услуги) исходя из их годовой потребности.
Вместе с тем для строительства предусмотрено специальное правило. Так, в годовой план при его формировании товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.
Это означает, что один и тот же товар (например, бетонные блоки), если он требуется для строящихся у заказчика пяти объектов строительства, будет отражен в годовом плане госзакупок пять раз для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.
Как следствие, с учетом п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг) по каждому объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам) по всем пяти объектам.
ЭТП
Обращаем внимание на то, что все виды конкурентных процедур госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся на ЭТП:
— ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
Выбор конкретной ЭТП для проведения на ней процедуры госзакупки осуществляет заказчик. Саму процедуру госзакупки вправе провести заказчик сам или с привлечением организатора (ст. 13 Закона о госзакупках).
Вся информация с ЭТП переразмещается в ГИАС. Но непосредственно заказчик (организатор) в ней ничего не должен размещать.
В связи с электронным форматом процедур госзакупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации не было на дату 1 июля 2019 г.
Ориентировочная стоимость, описание предмета госзакупки
При принятии решения о проведении процедуры госзакупки требуется определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки.
О том, как формируется предмет госзакупки, Закон о госзакупках устанавливает общее правило, а именно: предмет — это однородные товары (работы, услуги). В приведенном выше примере предметом конкретной процедуры госзакупки будут бетонные блоки. Но если заказчику требуется также приобретение кирпичей глиняных строительных и заказчиком будет обоснована технологическая и функциональная связь между бетонными блоками и кирпичами (неоднородные товары), то процедура госзакупки может быть проведена в составе этих двух товарных позиций с делением на части (лоты) или без такого деления.
Также требуется описание предмета госзакупки. При проведении процедур госзакупок предмет должен быть описан заказчиком по правилам ст. 21 Закона о госзакупках.
При описании предмета госзакупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик может использовать один из трех способов описания предмета:
1) указать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету госзакупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться, без включения требований или указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета госзакупки. Обязательным условием является включение в описание предмета госзакупки слов «или аналог»;
3) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) без слов «или аналог» при необходимости обеспечения совместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения (абз. 2, 4 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках).
Что касается ориентировочной стоимости предмета госзакупки, то она определяется по правилам, установленным постановлением N 35.
Им, в частности, определен способ для сферы строительства, а именно проектно-сметный, который применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (подп. 1.4 п. 1 постановления N 35).
Требования к участникам госзакупок
Требования к участникам госзакупок отличаются от тех, которые установлены постановлением N 88. Законом о госзакупках предъявляются требования:
— соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки. Применительно к сфере строительства такими требованиями, установленными законодательством, могут быть случаи лицензирования отдельных видов деятельности, аттестации соответствия;
— соответствие дополнительным требованиям к участникам, которые установлены приложением 1 к постановлению N 395. Они касаются случая, когда закупаются услуги столовых и буфетов учреждений образования, соответственно, сферы строительства не касаются;
— отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения). Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации). Начиная с этого требования и далее, подтверждение соответствия им осуществляется участником процедуры госзакупки в заявительном порядке (с предоставлением соответствующего заявления);
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок;
— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки;
— физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
— юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
— в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания (п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках).
Открытый конкурс: оценка предложений
Если проводится открытый конкурс, то критерии оценки, а также способ оценки и сравнения предложений установлены нормативно в постановлении N 449.
Все, что нужно сделать заказчику (организатору), — это выбрать из критериев стоимостной и нестоимостной групп критерии для конкретного предмета госзакупки и перенести их в конкурсные документы вместе со способом оценки и сравнения предложений.
Преференциальная поправка, участие субъектов малого и среднего предпринимательства
Условия применения преференциальной поправки, включая документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки, установлены императивно на основании подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления N 395. И, кроме того, следует учитывать установленные условия допуска по определенным видам товаров (на основании постановления N 206).
И условия применения преференциальной поправки, и условия допуска необходимо отражать в документах, предоставляемых для подготовки предложения. Также важно помнить, что такие документы утверждаются заказчиком (организатором) и не позднее одного рабочего дня после этого должны быть размещены на ЭТП.
Закон о госзакупках устанавливает особенности проведения процедуры госзакупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах госзакупок по перечню товаров (работ, услуг), утвержденному приложением 3 к постановлению N 395. Если предмет госзакупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10% объема (количества) этого предмета госзакупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно упомянутому перечню.
Подписание договора и хранение документов по процедуре
По конкурентным процедурам госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) договор заключается в виде электронного документа на ЭТП. Таким же образом на ЭТП осуществляется его изменение, расторжение.
Соответственно руководителю заказчика или его уполномоченному лицу потребуется электронная цифровая подпись для подписания такого договора на ЭТП. Справка по результатам процедуры требуется, только если проводится процедура закупки из одного источника. Но по каждому из видов процедур необходимо формирование дела по процедуре госзакупки с включением в него информации, предусмотренной п. 1 ст. 28 Закона о госзакупках.
Изменение условий договора
Основания для изменения условий договора предусмотрены Законом о госзакупках и постановлением N 395. Так, не допускается изменять порядок оплаты и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках).
1) предмет госзакупки, если им являются товары. Это возможно в условиях обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком, когда допускается поставка товаров, являвшихся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках);
2) объем (количество) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;
3) сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в сторону увеличения по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;
4) цену договора при ее уменьшении без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;
5) цену договора при ее изменении в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов);
6) срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при их изменении в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп. 1.8 п. 1 постановления N 395).
Выскажем мнение относительно допустимости изменения условий договора госзакупки, если это договор строительного подряда, на основании Правил N 1450. Так, изменение условий договора в период его исполнения возможно по соглашению сторон, кроме случаев, предусмотренных Правилами N 1450 и иными актами законодательства. При этом не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в п. 73 Правил N 1450 (п. 72 Правил N 1450).
Поскольку норма в п. 72 Правил N 1450 содержит условие заключения договора строительного подряда, а именно такой договор заключается по результатам подрядных торгов, то при их отсутствии (при применении законодательства о госзакупках подрядные торги не проводятся), полагаем, применение данной нормы не допускается. Соответственно основания для изменения договора строительного подряда, заключенного по результатам проведения процедуры госзакупки, могут быть предусмотрены ст. 24 Закона о госзакупках и подп. 1.8 п. 1 постановления N 395.
Камеральная проверка
Еще один аспект, который необходимо учитывать при применении законодательства о госзакупках, — это проведение камеральной проверки уполномоченным госорганом по госзакупкам (МАРТ).
Если при проведении процедуры госзакупки подана жалоба потенциальным участником или участником в МАРТ и она принята к рассмотрению, то МАРТ проводит камеральную проверку процедуры (это касается открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п. 1 ст. 54 Закона о госзакупках).
Если в ходе проведения процедуры выявлены нарушения законодательства о госзакупках, МАРТ составляет акт и размещает его в открытом доступе в ГИАС, по которому в случае несогласия заказчик (организатор) может направить через ЭТП возражения. По результатам их рассмотрения МАРТ выносит предписание об устранении нарушений, если посчитает возражения по акту камеральной проверки необоснованными. Данное предписание обязательно для выполнения, и о его исполнении заказчик (организатор) должен уведомить МАРТ (ст. 55 Закона о госзакупках).
Административная ответственность
Также обращаем внимание на то, что нарушение требований законодательства о госзакупках влечет применение мер административной ответственности.
С 1 марта 2021 г. такая ответственность наступает в соответствии со ст. 12.9 КоАП за нарушение законодательства о госзакупках. Если речь о приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве, то:
с 1 марта 2021 г. до 1 июля 2021 г. за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве применяется ст. 12.10 КоАП;
с 1 июля 2021 г. по истечении срока действия Указа N 223 будут применяться нормы ст. 12.9 КоАП.
Таким образом, при наступлении очередного переходного периода от специальных норм Указа N 223 к законодательству о госзакупках следует учитывать нормы Закона о госзакупках и иных актов, регулирующих госзакупки. Также, полагаем, потребуется учитывать и момент начала процедуры закупки для целей определения законодательства, применимого к процедурам, которые будут проводиться в переходный период.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция
Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Недавно правила изменились.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020 об изменении аукционного перечня из КонсультантПлюс |
Скачать Федеральный закон № 249 от 31.07.2020 об особенностях конкурсов на работы по строительству из КонсультантПлюс |
Нормативная база
Вот какими законами регулируются госзаказы в строительстве в 2022 году:
- Закон о контрактной системе (44-ФЗ от 05.04.2013);
- Градостроительный кодекс (190-ФЗ от 29.12.2004);
- Федеральный закон о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (191-ФЗ от 29.12.2004);
- Бюджетный кодекс (Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998);
- Гражданский кодекс (Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994, 14-ФЗ от 26.01.1996);
- Федеральный закон о защите конкуренции (135-ФЗ от 26.07.2006).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали меры поддержки из-за коронавируса для представителей строительного бизнеса. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Выбираем способ определения поставщика
С 01.09.2020, по ПП № 921, заказы на строительные работы исключили из обязательного аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Это значит, что с 1 сентября 2020 года закупку строительных работ можно осуществлять посредством аукциона или конкурсных процедур. Также допустимо заключение контракта с единственным поставщиком по основанию, которое закреплено в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В контрактной системе по способу проведения подрядные торги бывают нескольких видов:
- электронный аукцион;
- электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 3 млн рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ);
- электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 000 000 рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
Код ОКПД2 на разработку проектной документации 41.10.10.000 не входит в аукционный перечень. Вот каким способом провести закупку по изготовлению ПСД — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
До 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он согласуется с Минфином и установлен НПА этих субъектов РФ. Такая возможность есть только при некоторых закупках, в частности, при закупках Минстроя и его подведомственных учреждений (ч. 1.3 ст.
12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства № 543 от 18.04.2020).
Готовим закупочную документацию
В состав документов для конкурентных строительных тендеров включаем документацию, проект контракта и извещение. Заказчиками конкурсные процедуры по отбору подрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, обеспеченным утвержденной проектной документацией на начало текущего года, должны быть завершены в сроки, которые прописаны в 44-ФЗ.
Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 44-ФЗ):
- запрос котировок в электронной форме — за 4 рабочих дня до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 4 ст. 82.1 44-ФЗ);
- электронный аукцион, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона за 7 дней;
- электронный аукцион с начальной максимальной ценой закупки до двух миллиардов рублей: вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей, — за 7 дней;
- электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениями Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности госзакупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ работ по строительству (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст.
56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования в госзаказах на строительство, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ).
Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.
Дополнительные требования устанавливаются для аукционов на строительство по 44-ФЗ с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.
Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Процедура госзаказа в области строительства по закону о контрактной системе особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс: при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства описанием объекта закупки является проектная документация. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.
В проектной документации обосновывается НМЦК госзакупок на строительство.
Главная особенность электронного аукциона с проектной документацией: отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписывать качественные, технологические и функциональные особенности объекта.
Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). По 44-ФЗ, при проведении аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работ по условиям заказчика.
Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019.
Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.
Вот какие особенности работы по 44-ФЗ для подрядчиков устанавливают заказчики:
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- открытый конкурс в электронной форме (конкурс с ограниченным участием в электронной форме) на выполнение работы в сфере науки, культуры или искусства — 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие;
- электронный конкурс, в т. ч. и с ограниченным участием, — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
- электронный аукцион — 3 рабочих дня;
- электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
- электронный аукцион с НМЦК до 2 млрд рублей на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- электронный конкурс, в т. ч. и с ограниченным участием, с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
09.06.2020 на портале правовой информации опубликовали Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020, которое изменило правила оценки заявок участников конкурсов на строительство по ПП № 1085 от 28.11.2013 и доптребования к ним по ПП № 99 от 04.02.2015. Нововведения в закупках строительных работ по 44-ФЗ заработали с 09.07.2020.
Из правил оценки заявок убрали работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок действует в госзакупках:
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 закона № 44-ФЗ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
С 09.07.2020 поправили доптребования к участникам закупок по строительству. В частности, снизили стоимостный порог таких закупок, при котором предъявляются доптребования. Например, в закупках работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их установят, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
Период, за который учитывают опыт в строительстве, увеличили с 3 до 5 лет. Участники закупок на строительство не подтвердят его, если предоставят сведения о выполненном контракте (договоре) на капремонт или снос объекта.
По новым правилам, документы, которые подтверждают опыт, принимают не раньше чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Похожие поправки предусмотрели и для закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории и ремонт, содержанию автомобильных дорог. Они перечислены в п. 2.2 и 2.3 приложения № 1 к ПП № 99.
В отдельное основание вынесли госзакупки работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства. В закупках таких работ подрядчики смогут подтвердить опыт (на выбор):
- любым выполненным госконтрактом (договором) на строительство, реконструкцию нелинейного объекта;
- выполненным контрактом (договором) на капремонт нелинейного объекта, который заключен по 44-ФЗ, 223-ФЗ.
Список ситуаций, когда придется установить доптребования, дополнили новой позицией. Их устанавливают в закупках работ по подготовке проектной документации или выполнению инженерных изысканий, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
31.07.2020 законодатели внесли правки в 44-ФЗ, которые закрепляют особенности подготовки документации для закупок в сфере строительства в форме электронного конкурса (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):
- в документации и извещении не указывают дату и время рассмотрения первых частей заявок;
- в качестве критерия не устанавливают качественные, функциональные и экологические характеристики работ;
- первая часть конкурсной заявки подается в форме согласия.
Оформляем проект контракта и извещение
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия.
Сейчас используют типовые условия на строительство, которые утвердили Приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020.
Если вы приобретаете работы по строительству, которые не включены в информационную карту к типовым условиям, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:
Пример проекта контракта из тендерной документации.
После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст.
63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассматриваем заявки
Поступившие предложения заказчику на подрядных торгах называют конкурсными заявками. Состав и алгоритм рассмотрения заявок определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и торги за контракт на строительные работы начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок.
Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст.
67 44-ФЗ).
После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок.
Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст.
71 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.
31.07.2020 опубликовали поправки в ФЗ-44, которые закрепляют особенности рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на проведение работ по строительству (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):
- срок направления оператором ЭТП заказчику всех частей конкурсных заявок — не позже следующего рабочего дня после окончания подачи предложений;
- протокол рассмотрения первых частей заявок не оформляют;
- подача окончательных предложений отменена;
- срок рассмотрения комиссией конкурсных предложений — не более пяти рабочих дней;
- по итогам рассмотрения вторых частей заявок комиссия оформляет протокол;
- срок подготовки итогового протокола — не позже следующего рабочего дня после публикации в ЕИС протокола по вторым частям;
- если конкурс не состоялся, эту информацию вносят в протокол рассмотрения вторых частей конкурсных предложений.
Собрали в таблицу ответы на ключевые вопросы об изменениях при размещении электронных конкурсов.
Для закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, которые закупаются в форме открытого конкурса в электронной форме.
Особенности придется применять в госзакупках с проектной документацией.
В извещении и закупочной документации не указывайте такую информацию:
- о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок;
- о дате предоставления подрядчиками окончательных предложений о цене госконтракта. Процедуры направления таких предложений не будет.
В конкурсной документации не требуйте от потенциальных подрядчиков предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта госзакупки.
В первой части заявки достаточно согласиться исполнить работы на условиях закупочной и проектной документации.
После завершения периода приема заявок не позже следующего рабочего дня госзаказчик получит от электронной площадки одновременно:
- первые и вторые части заявок;
- предложения о цене госконтракта;
- документы по ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок оформлять не придется.
В течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика обязана:
- рассмотреть и оценить предложения потенциальных подрядчиков;
- оформить итоги рассмотрения вторых частей в виде протокола. Он отправляется оператору, который опубликует его на электронной площадке и в ЕИС. В этом же протоколе отразят, что закупка не состоялась;
- оформить итоговый протокол. Его выложат в ЕИС и отправят оператору электронной площадки.
Закупку признают несостоявшейся, если:
- нет заявок;
- все предложения отклонили.
В этом случае госзаказчик изменяет план-график и вправе провести повторный конкурс.
Заключаем и изменяем контракт
Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт на проектирование и строительство по 44-ФЗ подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения строительного контракта не предусмотрено.
Просмотр выигранных тендеров на строительство в 2022 году доступен в ЕИС. Чтобы просмотреть торги, победитель по которым определен, при поиске заказов выберите параметр «Размещение завершено».
Там же размещают тендеры для ИП на строительство в Москве в 2022 году, в которых стоит принять участие. Чтобы найти подходящие закупки, отфильтруйте все строительные заказы по городу, в котором проводят стройку:
- Перейдите на вкладку поиска «Все параметры».
- Выберите параметр «Заказчик» и местоположение поставки.
- уточнили порядок изменения некоторых строительных контрактов по п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ;
- расширили перечень заказчиков, которым разрешено вносить правки в госконтракты, в частности, в него включили Минобороны, ФСС, Пенсионный фонд и подведомственные им организации.
Новый порядок действует для строительных контрактов, которые подписаны до 01.10.2021. Источник финансирования — федеральный бюджет.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник goscontract.infoГосзакупки в строительстве: что нужно знать поставщику
Госзакупки в строительстве являются одними из самых сложных из-за больших объемов технической документации. Чтобы верно подготовить заявку, поставщику нужно изучить немало информации. Также будет полезно знать, на какие уловки идут заказчики с целью ограничить конкуренцию.
Нормативная база
Помимо закона № 44-ФЗ, который устанавливает основные правила госзакупок, потенциальному участнику строительных закупок следует вооружиться такими документами:
- Градостроительным кодексом, устанавливающим нормативы в строительной сфере;
- постановлением Правительства № 615 от 01.07.16 (отнесение поставщиков в список квалификации по капремонту);
- постановлением Правительства № 99 от 04.02.15 (дополнительные требования при закупках сложных строительных объектов);
- письмом ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.16 о правилах составления заказчиками технического задания и инструкции по заполнению заявки.
Кроме того, будут полезны и другие подзаконные акты и разъяснения чиновников — о них будет упомянуто ниже.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Способы закупки в строительстве
Чуть менее года назад распоряжением Правительства № 471-р был обновлен перечень объектов, которые должны закупаться через электронный аукцион. В него вошли практически все закупки в сфере строительства, за исключением опасных, уникальных или технически сложных объектов, в том числе важных дорог. Таким образом, сейчас подавляющее большинство всех закупок в сфере строительства проводится посредством электронного аукциона.
Закупки в отношении уникальных, опасных и технически сложных объектов можно проводить через открытый конкурс. При этом установлено ограничение НМЦ контракта в размере 50 млн и 150 млн рублей соответственно для муниципальных и федеральных объектов. Если начальная цена контракта превышает эти значения, проводится конкурс с ограниченным участием.
Однако бывает так, что конкурс не состоялся. В этом случае заказчик может произвести закупку указанных выше работ путем запроса предложений. Также этот метод применяется в том случае, если контракт был заключен, но впоследствии расторгнут в одностороннем порядке.
Для небольших закупок в сфере строительства, НМЦ которых не превышает полумиллиона рублей, можно провести запрос котировок. Можно произвести закупку и у единственного поставщика, но со следующими ценовыми ограничениями: 100 тыс. рублей для муниципальных заказов и 500 тыс. рублей для федеральных.
Какие требования предъявляются к поставщикам
В общем случае заказчик предъявляет к участникам процедуры единые требования и указывает в документации, какие документы должны быть представлены. Учтите, что отдельные виды работ в строительной сфере могут потребовать свидетельство о допуске СРО. Рекомендуем ознакомиться с приказом Министерства регионального развития № 624, который содержит перечень таких допусков.
Следует внимательно ознакомиться с закупочной документацией — в ней должны быть перечислены все разрешения, допуски и лицензии, которые необходимо включить в заявку. Обратите внимание, что заказчик не имеет права требовать допуск, если он не предусмотрен для вашего вида деятельности.
Если заказчик включает в закупку разноплановые работы, они должны быть функционально и технологический связаны с объектом строительства. Если поставщик считает, что заказчик ограничивает конкуренцию, включая в одну закупку несвязанные работы, можно обратиться с жалобой в ФАС. Пример связанных работ — строительство здания и монтаж в нем лифтов.
Дополнительные требования
Проводя процедуру конкурса с ограниченным участием (для тех объектов, для которых это предусмотрено), заказчик указывает ряд дополнительных требований:
- поставщики должны иметь опыт исполнения подобных контрактов, цена которых составляет не менее 20% от НМЦК объявленной закупки;
- исполнитель должен иметь оборудование и объекты недвижимости, которые необходимы для исполнения контракта;
- в штате поставщика должно быть определенное количество квалифицированных сотрудников (квалификация подтверждается документами).
В закупочной документации заказчик должен указать перечень документов, которыми участник сможет подтвердить свою квалификацию. Это могут быть, например, копии исполненных контрактов или перечень оборудования, которым располагает поставщик.
Обратите внимание, что заказчик может потребовать только те документы, которые он указал в техническом задании. Если он требует что-то сверх этого, то нарушает закон. Однако если какой-либо из документов вы не предоставите, заявка будет отклонена.
Уловки заказчиков
Не секрет, что порой заказчики желают ограничить конкуренцию с целью отдать закупку «своему» поставщику. Для этого они прибегают к различным ухищрениям, некоторые из которых рассмотрим ниже.
Некопируемая документация
Когда заказчик хочет осложнить поставщикам ознакомление с закупочной документацией, он размещает ее в формате, который нельзя скопировать. Например, в виде отсканированного документа, в том числе написанного от руки. Либо заказчик публикует документы в текстовом формате, но применяет форматирование, затрудняющее работу (разрывы страниц, нестандартные способы формирования таблиц и так далее). Учитывая сложность технической документации в строительстве, на обработку таких документов может уйти очень много времени. Недавно Минэкономразвития выпустило разъяснение, в соответствии с которым публикация технического задания в форматах, усложняющих поиск, копирование и обработку информации о закупке, является административным правонарушением.
Неадекватные требования
Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние или неверные требования. Например, чтобы запутать поставщика, в техзадании указывают недействующие ГОСТы или характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях. Например, свойства строительных материалов, не указанные производителем в техпаспорте. В соответствии с разъяснениями ФАС, данными в письме № ИА/44536/16 от 01.07.16, устанавливать такие требования недопустимо.
Зачастую заказчики грешат тем, что указывают в ТЗ диапазонные значения какого-либо параметра, которые выходят за рамки нормативов. Например, ГОСТ на школьные парты устанавливает, что толщина стола должна быть не более 25 мм. Заказчик в закупочной документации указывает, что парты, которые он хочет закупить, должны иметь толщину 13–30 мм. При этом заявку участника, который предлагает парту толщиной 28 мм, заказчик отклоняет, поскольку она не соответствует ГОСТу. Важно знать, что указание значений вне параметров ГОСТ ФАС запрещает (упомянутое письмо № ИА/44536/16).
Словарные манипуляции
Правила русского языка едины для всех, но некоторые заказчики пытаются применять их по-своему. Так, в одной из закупок синонимы «около» и «примерно» употреблялись совершенно по-разному. Оба эти слова означали отклонение в пределах 10% от указанного значения, однако «около» – в меньшую сторону, а «примерно» – в большую. До этого невозможно догадаться, если не прочитать об этом в документации. Вот почему ее всегда следует тщательно изучать, а также заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.
Наличие скрытых требования
В одной из закупок строительных работ победивший поставщик был неприятно удивлен: прежде чем начать сооружение дороги, ему пришлось произвести очистку участка от произрастающих там кустов. Ничего подобного в документации не указывалось, и заказчик за это не заплатил. Чтобы не попадать в такие ситуации, желательно предварительно посетить место будущего проведения строительных работ.
Что делать, если замечено нарушение
Если вы заметили, что заказчик нарушает правила, обращайтесь к нему за разъяснениями. А если это не помогает – жалуйтесь в ФАС.
Важно помнить, что обращаться за разъяснениями нужно официально, ведь иначе заказчик может не ответить на ваш вопрос. Но даже если он очень подробно все расскажет в приватном телефонном разговоре, впоследствии от этих слов он может попросту отказаться. Если же запрос подан через ЕИС, заказчик обязан опубликовать ответ.
Источник zakupki-kontur.ruЗакупки строительных работ по 44-ФЗ, 223-ФЗ: новые изменения 2022 г.
С 27 июня 2019 года, в соответствии с Федеральным законом 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.
Данный регламент обязателен для всех заказчиков в рамках 44-ФЗ и на часть заказчиков по 223-ФЗ (автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).
При этом в статье 110.2 44-ФЗ прописана специальная норма, запрещающая использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
1. Появление «контрактной сметы»
Итак, вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки, называемая «контрактной сметой».
Данная контрактная смета составляется заказчиком без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.
Но тогда возникает законный вопрос: на основании чего составляется контрактная смета?
В обновленной редакции части 7 статьи 110.2 44-ФЗ на этот вопрос отвечают так: контрактная смета составляется на основании методики составления сметы контракта, которую будет разрабатывать Министерство строительства, и которой, естественно, не существует, и когда она родится, никому неизвестно.
В данных обстоятельствах все без исключения заказчики по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, становятся нарушителями существующего законодательства.
Выбирать бедному заказчику приходится из двух зол.
1) Составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы, надеясь, что Бог не выдаст и ФАС не съест.
2) Как законопослушный гражданин, дожидаться рождения методики составления сметы контракта, порожденной в недрах Минстроя, невзирая на срыв сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Есть ли какой-то разумный выход из этого тупика?
Есть: применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов можно, если это прописано в контракте:
1) заказчикам по 223-ФЗ при строительстве;
2) заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ
Согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Как будут работать подрядчики при подобном графике оплаты, закон безмолвствует.
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
3. Новый способ формирования НМЦК
С июля 2019 года сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Оплата по таким контрактам по новому законодательству будет формироваться на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком в соответствии с ценовым предложением подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должно создать и утвердить Министерство строительства РФ.
При этом, в соответствии с новой редакцией 44-ФЗ в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия в обязательном порядке должно быть положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.
У независимых экспертов появляется по этому поводу вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?
Ответ узнает тот, кому хватит терпения дочитать эту статью до конца.
4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов
То есть, отныне заказчик, в соответствии с регламентом 44-ФЗ, принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.
По мнению независимых экспертов, чиновники Минстроя России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов сочинили новую схему освоения бюджетных средств, при которой ни заказчик, ни подрядчик в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.
По итогам, данная реформа сильно усложнит жизнь и заказчикам, и подрядчикам, и проверяющим их контрольным органам, подсчитывающим размеры убытков, понесенных государством в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Источник cpp-group.ru