Ст. 37 Градостроительный кодекс в последней действующей редакции от 1 января 2017 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- 1) основные виды разрешенного использования;
- 2) условно разрешенные виды использования;
- 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Земельное право кратко | Категории земель и виды разрешенного использования
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Источник: dogovor-urist.ru
Категории земель и виды разрешенного использования
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Комментарий к Ст. 37 ГрК РФ
1 — 3. В соответствии с ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ, во-первых, распространяет механизм разрешенного использования не только на земельные участки, но и на объекты капитального строительства (объекты недвижимости); во-вторых, устанавливает классификацию видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
4 — 6. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. ГрК РФ предусматривает одно исключение из указанного правила: основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
7. В данном случае ГрК РФ не устанавливает конкретных оснований судебного обжалования решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения, поэтому основанием для обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд является нарушение прав и законных интересов физического или юридического лица. Порядок и процедуры судебного обжалования указанного решения определены АПК РФ и ГПК РФ.
Второй комментарий к Статье 37 Градостроительного кодекса
1. В комментируемой статье 37 ГрК РФ устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Как справедливо указывают исследователи, разрешенное использование — «это важнейшая юридическая характеристика земельного участка, которая, с одной стороны, позволяет совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, в зависимости от вида разрешенного использования рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка» .
———————————
Шарапов В.В. О разрешенном использовании земельных участков. М., 2015.
Важно отметить, что законодательство пользуется двумя сходными категориями — «целевое назначение» и «разрешенное использование», соотношение которых выступает предметом дискуссий в научной среде. Как указывают А.П. Анисимов и Н.Н. Мельников, «формирование цели использования земли осуществляется человеком, а потому данный процесс носит субъективный характер.
Вместе с тем при определении правового режима земель необходимо учитывать различные факторы. В частности, наряду с природными характеристиками земли в понятие «целевое назначение» следует включать исторически сложившиеся особенности использования земельного пространства… Целевое назначение подразумевает четкое определение конкретных прав и обязанностей по рациональному использованию и охране земельных участков для их правообладателей. При этом в действительности никакого «одного» целевого назначения практически для любой категории земель не существует. Из этого следует, что целевое назначение — это главная (основная) цель, для достижения которой используется совокупность родственных земельных участков, объединенных для повышения качества управления ими в такую территориальную единицу, как «категория земель». Разрешенное использование — это конкретизированное целевое назначение для конкретного, отдельно взятого земельного участка, являющееся правовой основой для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и тому подобных зданий и сооружений, а также для проведения оросительных, осушительных и других работ» . Таким образом, определение разрешенных видов использования земельных участков представляет собой один из способов управления земельными отношениями посредством определения правового режима земельных участков (а соответственно, и ограничений, налагаемых на собственников и иных законных владельцев данных объектов).
———————————
Анисимов А.П., Мельников Н.Н. Системно-структурный анализ категорий «целевое назначение» и «разрешенное использование» в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. N 11.
2. Как следует из ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи, в правилах землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне указываются:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом определение основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (это следует из ч. 2.1, добавленной в комментируемую статью Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 г.).
Три категории, о которых говорит настоящая статья 37 ГрК РФ, различаются по некоторым юридическим особенностям:
— основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования;
— на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется разрешение (см. комментарий к ст. 39);
— вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.
При определении конкретных видов использования земельного участка подлежит применению Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. N 540). В этом классификаторе определены 13 укрупненных групп, в рамках которых могут быть подробно описаны виды разрешенного использования:
1) сельскохозяйственное использование;
2) жилая застройка;
3) общественное использование объектов капитального строительства;
5) отдых (рекреация);
6) производственная деятельность;
8) обеспечение обороны и безопасности;
9) деятельность по особой охране и изучению природы;
10) использование лесов;
11) водные объекты;
12) земельные участки общего пользования;
13) огородничество, садоводство, дачное хозяйство.
Важно иметь в виду, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (т.е. до 24 декабря 2014 г.), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
3. Как следует из ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, каким бы ни было первоначально установленное разрешенное использование того или иного земельного участка (или объекта капитального строительства), оно впоследствии может быть изменено — либо при условии соблюдения требований технических регламентов, либо в соответствии с федеральными законами (если речь идет о землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются). В судебной практике сложилась позиция, согласно которой процедура изменения вида использования земельного участка признается публичной значимой.
Пример: по мнению суда, сославшегося на п. п. 1 и 8 ст. 1, п. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст.
4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ГрК РФ полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков, в том числе органам, осуществляющим полномочия собственника от имени Российской Федерации (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2016 г. по делу N А47-3796/2015).
Также суды считают, что выбор разрешенного использования земельного участка имеет публично-правовое значение.
Пример: по мнению суда, толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства. В частности, от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 г. по делу N А68-7141/2015).
Источник: stgrkrf.ru
Легализация постройки, нарушающей категорию или вид разрешенного использования участка
Антон Абражевич — член Адвокатской палаты Московской области, рег номер 50/10006, Коллегии адвокатов Домбровицкий и партнеры.
Профессиональный стаж — более 12 лет.
Ситуация: Частой причиной обращения в нашу компанию является снос самовольной постройки в связи с ее созданием на участке с другой категорией или видом разрешенного использования.
Вопрос: Что делать если недвижимость нарушает цель, для которой предоставлен земельный участок (категорию и вид разрешенного использования)?
Ответ: Статья 222 ГК РФ в редакции закона № 258-ФЗ от 13.07.2015 г. признает недвижимость самовольной, если она возведена на участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Такая постройка подлежит сносу за счет лица осуществившего ее возведение.
Что понимать под термином «разрешенное использование земельного участка»?
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540. Указанный документ четко описывает наименования видов разрешенного использования и соответствующие способы, которыми можно использовать земельный участок. В том числе определены виды объектов капительного строительства, которые можно возводить на том или ином участке в зависимости от вида использования.
Начиная с первого января 2015 года, виды разрешенного использования всех земельных участков устанавливаются исключительно в соответствии с Классификатором. Однако еще недавно наименование видов разрешенного использования определялось органами местного самоуправления. Следствием этого процесса стало огромное количество разнообразных по содержанию правовых режимов, установленных в отношении земельных участков. В пределах одного населенного пункта и по сей день существуют земли со схожими по названию, но не тождественными по правовому смыслу видами разрешенного использования.
Не редки случаи, когда застройщик сам не понимает, что строить можно, а что нельзя в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Так создаются условия для возникновения споров.
Последствия строительства на земельном участке, не соответствующем виду разрешенного использования.
Общие последствия те же, что и для других случаев признания постройки самовольной:
- Собственник не приобретает право на такую постройку (не может его зарегистрировать в Росреестре, продать или подарить здание);
- Постройка подлежит сносу за счет лица, ее осуществившего.
Но есть более существенные последствия. Признать право собственности на такую самовольную постройку в судебном порядке сложно. Т.е. ее «легализация» в судебном порядке — затруднительная.
Согласно правовой позиции Верховного Суда, отраженной в Определении от 01.10.2013 № 18-КГ13-116, для признания права на самовольный объект необходимо проверить ее соответствие виду разрешенного использования земельного участка, на котором она расположена. Отменяя решения нижестоящих судов о признании права собственности на многоквартирный дом, возведенный на землях ИЖС, Верховный суд указал, что сохранение такой постройки нарушает положение Земельного кодекса РФ.
В другом судебном акте Президиум ВАС РФ указал, что при отсутствии доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с назначением фактически возведенного на нем объекта, требование о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворено только без определения назначения самовольной постройки (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14057/10 по делу № А32-11090/2008-22/116).
Закажите бесплатный правовой анализ Вашей ситуации от Адвоката Антона Абражевича
Таким образом, признание права собственности на самовольную постройку, возведенную на не предназначенном для этого земельном участке, возможно либо без определения назначения самой постройки, либо в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с назначением самовольного объекта.
Выбор вида разрешенного использования
Собственник земельного участка сам может выбрать вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории. Процедура выбора (изменения) вида разрешенного использования устанавливается градостроительным регламентом. Таким образом, если правила землепользования и застройки в вашем населенном пункте утверждены, целесообразно определиться с подходящим видом разрешенного использования до начала строительства.
Однако реалии таковы, что зонирование территорий в большинстве случаев не начато или не завершено. Такая ситуация характерна для Московской области, где правила землепользования и застройки для большинства поселений утверждены не были. Как следствие, собственник фактически лишен возможности выбирать вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований.
Более того, зонирование территорий для земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено вовсе. Это означает, что в отношении межселенных территорий не устанавливают допустимые виды разрешенного использования, из которых можно выбрать наиболее подходящий для себя.
Установление соответствия вида разрешенного использования
Как уже указывалось выше, с 01.01.2015 г. виды разрешенного использования определяются в соответствии с утвержденным Классификатором. Однако, что делать, если в отношении земельного участка уже был установлен вид разрешенного использования и он по своему названию не соответствует ни одному из видов, перечисленных в Классификаторе.
Федеральным законом № 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования орган в течение одного месяца обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Если правила землепользования и застройки для земельного участка не утверждены, а существующий вид разрешенного использования не позволяет возвести запланированное здание, целесообразно до начала строительства установить соответствие вида разрешенного использования Классификатору.
Изменение вида разрешенного использования
Изменение вида разрешенного использования земельного участка является весьма трудоемкой задачей. По времени такой процесс может протекать до двух лет. Процедура изменения вида разрешенного использования в общем виде состоит из следующих этапов:
- Подача заявления об изменении вида разрешенного использования участка (с необходимым комплектом документов);
- Внесение платы за изменение вида разрешенного использования;
- Проведение публичных слушаний;
- Принятие решения уполномоченным органом;
- Внесение изменений в кадастровые сведения о земельном участке.
Конкретный перечень документов и последовательность процедур зависит от требований регионального законодательств. В городе Москва и Московской области действуют свои нормативные акты, подробно регулирующие этот вопрос. Например, в некоторых муниципальных образованиях Московской области утверждены Административные регламенты по предоставлению соответствующей муниципальной услуги.
Сохранение самовольной постройки, возведенной с нарушением установленного вида разрешенного использования, возможно. Но достижение этой задачи требует глубокого понимания законодательства и знания процедур, связанных с этим. Для сохранения объекта, своих инвестиций и капитальных вложений мы настоятельно рекомендуем Вам привлекать квалифицированных юристов.
Остались вопросы по материалу? Задайте их по телефону: +7 (495) 789 09 96 или с помощью формы ниже:
Источник: verdicto.ru
Изменение вида разрешенного использования земельного участка порядок, документы
Уважаемый посетитель нашего сайта, в настоящей публикации мы расскажем Вам, что такой вид разрешенного использования (далее для сокращения текста также ВРИ), который устанавливается в отношении каждого земельного участка, каким образом его можно изменить, возможна ли смена вида, разрешенного использования арендатором и для каких конкретных целей это может Вам понадобиться.
Для начала давайте разберемся в некоторых понятиях, которыми мы в ходе дальнейшего обсуждения вопроса будем постоянно оперировать
Целевое назначение земельного участка — это категория участка земли или же вид разрешенного использования земельного участка. Каждый отмежеванный участок земли должен быть причислен к той или иной категории и одновременно имеет установленный ВРИ. При этом категория земли не может противоречить установленному виду использования, так, например, земли из фонда категории сельхоз назначения не могут иметь вид использования «нефтехимическая промышленность», поскольку это будет противоречить целевому предназначению по использованию земли.
Категория земли – общее понятие, определяющее потенциальную возможность и способ использования земельного участка, всего устанавливается 7 категорий земель: Лесные земли (лесной фонд), сельхоз земли (земли эксплуатирующийся для сельскохозяйственного производства и переработки такой продукции, а также садоводства , огородничества и т.д.), водный фонд (земли водного фонда) и т.д. Понятие категории участка земли является понятием более общим по отношению к разрешенному виду возможного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка – утвержденная органами власти и предусмотренная соответствующими документами, цель, под которую допускается использование земли. Приведем пример наиболее распространенного вида разрешенного использования: «для индивидуального жилого строительства». ВРИ предусматривается градостроительным регламентом. Однако законодательством предусмотрены изъятия из общих правил, например, для земель из состава фонда лесов градостроительные регламенты не устанавливаются. Поэтому изменение вида разрешенного использования лесного участка происходит в особом порядке.
Фрагмент выписки ЕГРН
Правила землепользования и застройки(ПЗЗ) – проектируемый и утверждаемый местными органами власти нормативный акт, который регулирует правила застройки в конкретном городском или же сельском поселении. В состав ПЗЗ входит градостроительная карта зонирования, которая делит поселение на сектора- территориальные зоны, инфраструктуру (планировку) каждой из которых предопределяет градостроительный регламент.
Градостроительный регламент – норматив, которым устанавливаются параметры застройки территориальной зоны, в том числе и виды предусмотренного разрешенного использования, допустимые величины площади земельных участков и т.д. для определенной территории –территориальной зоны. Возможное изменение вида разрешенного использования для строительства устанавливает именно градостроительный регламент, об этом более подробно мы расскажем дальше.
Градостроительное зонирование – обособление (разделение) территорий на сектора (территориальные зоны), в каждой из который определен свой специально установленный режим планировки (застройки) выделенных земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом. Каждая территориальная зона имеет свое наименование и символьное обозначение, исходя из которых становится понятно, какое ее основное назначение и какие в связи с этим установлены ВРИ. Разделяют рекреационные зоны, зоны индивидуальной жилой застройки, зоны общественно деловой застройки и т.д.
Приведем пример территориальной зоны «индивидуальных (обособленных) отдельно стоящих жилых построек с участками», ее символьное обозначение Т1Ж2-2, очевидно, что основным видом разрешенного использования такой зоны будет для индивидуального жилого строительства. Однако это не исключает застройку такой территориальной зоны зданиями коммунально-бытового и общественного делового назначения и соответственно иные виды разрешенного использования в такой территориальной зоне.
Изменение вида разрешенного использования без перевода в другую категорию
И так начнем по порядку с категории земель, как уже было отмечено выше категория участка земли должна быть напрямую увязана с разрешенным использованием участка земли. Например, на территории земель категории населенных пунктов наиболее логичным будет установление такого вида разрешенного использования, как «жилая застройка», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» и т.д.
Однако не всегда категория земель так однозначно соответствует виду разрешенного использования земель, так, например, в внутри населенных пунктов выделяются промышленные зоны с видами разрешенного использования более соответствующие категории земель промышленности, зоны сельхопроизводства, более соответствующие категории земель сельхоз назначения и т.д.
Изменение вида разрешенного использования относительно категории земли имеет очень важное значение и сейчас мы поймем почему.
Вообще понятие категорий земель достаточно условно, ведь единственный документ, где она фигурирует в качестве первоисточника это выписка из ЕРГН, которая выдается при межевании земельного участка, а также в проекте межевания земель и схеме расположения земельного участка. Исходя из этого можно утверждать, что категория земель возникает лишь после утверждения документации об отводе земель. До межевания земельного участка вопрос его отнесения к той или иной категории является достаточно спорным. Более того уже достаточно давно был разработан проект внесения изменений в Земельный кодекс РФ, в рамках которого предлагалось уйти от понятия категорий и оставить лишь территориальное зонирование территорий. Такой подход представляется вполне разумны, поскольку зачастую зонирование и категории дублируют друг друга, а иногда даже вызывают сильные противоречия.
В нашей практики был случай, когда земельный участок относился к категории земель промышленности и в то же самое время находился по сведениям карты градостроительного зонирования в рекреационной зоне. Очевидно, что такая категория земель и территориальная зона несовместимы между собой.
Кстати!
Изменение вида разрешенного использования , равно, как и получение от органов районной архитектуры в установленном порядке разрешения на строительство при отсутствии ПЗЗ невозможно (для земель населенных пунктов).
Далее рассмотрим какие могут быть виды разрешенного использования (ВРИ).
• Основные ВРИ –выбираются собственником участка земли самостоятельно из определенных градостроительным регламентом с учетом имеющихся ограничений в использовании земельного участка (охранные зоны, санитарно-защитные зоны и т.д.)
• Условные ВРИ – получаются собственниками земельного участка при одобрении на публичных слушаниях, а также положительном заключении земельной комиссии
• Вспомогательные ВРИ – не могут выбираться, как самостоятельный вид ВРИ и устанавливаются только совместно с основными видами использования.
Как мы уже указывали виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами, в том числе условные и вспомогательные.
изменение вида разрешенного использования собственником земельного участка без проведения публичных слушаний
Рассмотрим более подробно, каким образом поменять основной ВРИ на основной из предусмотренных градостроительным регламентом. На самом деле вариантов достаточно много, рассмотрим поэтапно один из наиболее простых способов изменения вида разрешенного использования муниципальной земли:
• Заказывается выписка из специальной информационной муниципальной системы обеспечения градостроительной деятельности поселения
• На основании этой выписки Вы смотрите, какие есть ВРИ для данной территориальной зоны
• Выбираете нужный вам вид использования и подаете в МФЦ по своему поселковому или городскому району обращение (заявление) о смене вида использования с приложением выписки из градостроительного информационного ресурса.
Изменение вида разрешенного использования через публичные слушания (общественные слушания)
Рассмотрим порядок получения условного вида разрешенного использования
• Заказывается выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности поселения
• На основании этой выписки Вы смотрите, какие есть условно разрешенные виды использования для данной территориальной зоны
• Готовите обращение (заявление) в уполномоченную на принятие соответствующего решения администрацию (органы местного самоуправления) с просьбой о предоставлении условного вида разрешенного использования (УВРИ)
• Выступление на проводимых в администрации органов местного самоуправления публичных слушаниях по вопросу предоставления УВРИ, защита своей позиции по данному вопросу
• Прохождение слушания комиссии по землепользованию и застройке и получение положительного решения комиссии
• Получения распоряжения о предоставлении УВРИ
• Подача документов в федеральный орган исполнительной власти- Росреестр через районный МФЦ для внесения изменений в госреестр недвижимости
Следует знать!
Получение условного вида разрешенного использования в субъекте РФ города федерального значения несколько отличается от указанной выше процедуры смены вида разрешенного использования остальных регионов
Исходя из нашей практики возведение объекта капитального строительства, не соответствующего основному ВРИ не является препятствием для того, чтобы впоследствии получить УРВИ под этот объект капитального строительства. Однако следует учесть, что если объект является самовольной постройкой, то признать на него право собственности будет достаточно сложной задачей.
Смена вида разрешенного использования арендованного земельного участка
Отдельно можно выделить изменение вида, разрешенного использования арендатором земельного участка. По общему правилу считается, что в аренду был предоставлен участок под определенные цели, указанные в договоре, соответственно, предоставление участка под цели не указанные в договоре будет существенным нарушением условия сделки. Такое требование отражено в том числе в ст.39.8 Земельного кодекса РФ для арендуемых земельных участков, на основании результатов торгов.
Об этом свидетельствует и судебная практика изменения вида разрешенного использования земельного участка арендаторами, в том числе постановление Пленнума ВАС от 25 июня 2013 г. по делу А35-765/2012.
Несколько иной подход может быть предусмотрен для изменения вида разрешенного использования арендованной земли, полученной без проведения торгов. Однако здесь также стоит учитывать, что в договоре может быть указана общая цель, в соответствии с которой должен быть использован земельный участок, а изменяемые виды разрешенного использования не должны противоречить этой цели. Но опять же в данном случае возможность изменения вида разрешенного использования арендатором остается на усмотрение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта.
Изменение вида разрешенного использования куда обращаться?
Изменение вида разрешенного использования можно произвести самостоятельно, однако на практике у людей без специального опыт в этой сфере на данную работу могут уйти до нескольких лет. Поэтому лучше всего доверить ведение этого процесса компетентному специалисту. Наша компания готова оказать Вам такую услугу под ключ.
Важным преимуществом при обращении в ООО «Юрист-Долина» является то, что наши специалисты мы уже имеют ряд успешно реализованных аналогичных проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Смена (изменение) вида разрешенного использования, цена по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: от 150 000 рублей
Смена вида разрешенного использования земельного участка сельхозназначения
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ для сельскохозяйственных участков земли не вводятся градостроительные регламенты. Исходя из чего можно сделать вывод, что смена вида разрешенного использования для таких участков происходит в общем порядке в соответствии с решениями органов местного самоуправления.
Исходя из практики реализации проектов нашими специалистами изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных земель возможно на оснований соответствующих распоряжений местных органов власти.
Источник: jurist-dolina.ru