Виды складов в строительстве по назначению

Содержание

Склад — техническое сооружение, предназначенное для временного хранения грузов. В них обязательно соблюдение определённых климатических условий, присутствие специального оборудования. Процесс погрузки (разгрузки) должен быть максимально удобным. Существуют различные виды и категории складов. Их классифицируют в зависимости от параметров, которым они соответствуют. Требования для каждого из них зависят от вида, их назначения, конструкции, размера, месторасположения и т. д.

Критерии классификации складов

Из-за огромных потоков различной продукции есть необходимость в их концентрации. С этой целью сооружаются различные типы и виды складов, отличающиеся назначением. Из них осуществляется снабжение предприятий продукцией, а потребителя — уже готовыми товарами.

Эти технические сооружения, в зависимости от назначения, разделяются на:

  • коммерческие;
  • производственные;
  • оптово-заготовительные;
  • снабженческие.

Использование различных видов складов для сбережения товаров создаёт не только сервисные, но и экономические выгоды. Они, в свою очередь, напрямую связаны с такими функциями этих сооружений:

Гибкий склад — технологии для оптимизации хранения на складе

  • создание ассортимента, учитывая особенности заказа потребителя;
  • унитизация грузов (группировка небольших партий в более крупные);
  • складирование товаров, а также их хранение;
  • дополнительные услуги (упаковка, маркировка, первичная обработка, фасовка и т. д.).

Существуют такие виды складов, отличающиеся между собой типами продукции, для сбережения которых они предназначены:

  • продовольственные;
  • специального назначения;
  • непродовольственные;
  • фармацевтические.

Требования к характеристикам зависят не только от назначения помещения и целей использования строений. Они должны гарантировать безопасное хранение различных видов товаров в соответствующих условиях, иметь подъездные пути, обеспечивать быструю обработку, а также сортировку продукции.

Учитывая способ хранения, склады классифицируют на:

  • открытые;
  • закрытые;
  • распределённые;
  • централизованные;
  • бункеры;
  • резервуары.

Также их разделяют на такие типы в зависимости от формы собственности:

  • коммерческие;
  • арендуемые;
  • собственные, владельцами которой является сама компания.

Бывают склады временного хранения (СВХ) и таможенные лицензионные (ТЛС). На каждом из них обязательно должно быть видеонаблюдение и система охраны. В этих строениях концентрируются различные виды грузов, находящиеся под таможенным контролем. При этом они могут быть как открытыми, так и закрытыми. Главное отличие ТЛС от СВХ в их назначении.

На первых груз можно разделять на небольшие партии, каждая их которых проходит отдельно таможенную очистку, а на последних, соответственно, это исключено.

Вышеперечисленные особенности помещений не отображают всех конструктивных особенностей этих элементов инфраструктуры. Поэтому используется общепринятая классификация, позволяющая описать конкретные характеристики склада как элемента логистической цепочки. Согласно ей, все сооружения, вне зависимости от их назначения, разделяют на 4 класса. При этом учитываются следующие параметры:

  • месторасположение;
  • удалённость от автомагистралей и железнодорожной ветки;
  • наличие подъездных путей, а также их состояние;
  • площадь;
  • этажность здания;
  • высота потолков;
  • функциональность;
  • степень механизации;
  • наличие охраны и т. д.

Современные склады — это довольно сложные объекты как со стороны управления, так и с технической. Необходимость в их использовании есть на всех этапах производства. Поэтому для понимания того, какие существуют основные виды складов, необходимо ознакомиться с принципами их работы и назначением. К тому же определение их категории значительно упрощает процесс поиска.

Класс «A»

К помещениям этого вида предъявляются строгие требования, касающиеся высоты потолков, ширины пролётов, размеров и т. д. Их специально строят для использования в качестве складских зданий. Внутреннее пространство должно быть адаптировано под хранение конкретного вида грузов. Часто они имеют арочную форму. Объекты инфраструктуры класса «А» соответствуют следующим требованиям:

  • потолки — от 8 м;
  • близость к автомагистралям, то есть удобство транспортировки грузов;
  • ровный пол, имеющий антифрикционное покрытие;
  • наличие современной системы охраны, пожаротушения;
  • качественные инженерные коммуникации;
  • офисы, размещённые недалеко от склада;
  • автономная система электроэнергии и водоснабжения;
  • надёжные стеллажи;
  • возможность регулирования влажности, освещённости, температуры.

Часто на их территории обустраивают контейнерный терминал. Также отличительной чертой таких помещений является наличие дополнительных услуг (упаковка, маркировка, нанесение товарного знака и т. д.).

Класс «B»

К этому виду относят либо реконструированные, либо относительно новые помещения. Чаще всего они многоэтажные. На складах класса «B» должны быть:

  • потолки высотой 4,5–8 м;
  • автоматизированные ворота;
  • асфальтный или бетонный пол (без специального покрытия);
  • современная система пожаротушения;
  • пандус для разгрузки;
  • офисные помещения и телекоммуникации.

Как правило, на территории также присутствуют вспомогательные виды помещений, которые используются по такому же назначению, либо существует возможность в их обустройстве. Также эта категория складов должна иметь эффективную систему охраны.

Класс «C»

Речь идёт о производственных строениях, ангарах, автобазах и т. д., которые ранее не использовались по другому назначению. Также к классу «C» относят старые склады. Они должны соответствовать следующим критериям:

  • высота потолков — 3,5–18 м;
  • наличие системы отопления;
  • полы — бетонные, асфальтные или плиточные, без специального покрытия;
  • возможность въезда транспорта в помещение.

Большинство сооружений, которые относятся к этому классу, не имеют оснащения для удобной разгрузки (погрузки). Возле них отсутствует внешняя площадка, поэтому часто для грузоперевозок используется негабаритный транспорт.

Класс «D»

К нему принадлежат помещения, которые ранее не использовались для складирования:

  • ангары;
  • подвалы;
  • гаражи;
  • производственные здания без отопления;
  • объекты гражданской обороны и т. д.

Дополнительные услуги в таком виде складов не предоставляются, также отсутствует охрана. Они холодные, поэтому и сбережение товаров, требующих особых условий, невозможно.

Склад общего пользования

В стоимость каждого товара включены расходы на транспортировку, обработку и временное хранение. Чаще всего они составляют 30–50% от рыночной цены. Оптимизация затрат — главная задача предприятий. Для эффективной работы всей цепочки владельцу бизнеса необходимо знать виды складов, их определение и функции, назначение. Важно понимать, использование какого из них позволит минимизировать расходы на логистику.

Они отличаются, в первую очередь, назначением, технологиями грузопереработки и хранения, ассортиментом предлагаемых услуг. Например, можно заключить договор лишь на холодное время года либо на любой другой сезон, выгодный заказчику.

Этот вид складов должен быть оснащён надёжными стеллажными конструкциями, современным оборудованием. Они позволяют максимально быстро увеличить географию сбыта без серьёзных стартовых вложений.

Собственные склады

Главным достоинством таких помещений является полный контроль над их работой. Владелец самостоятельно может корректировать спектр предоставляемых услуг, стратегию сбыта и т. д. Наличие собственного склада (СО) — это одно из достоинств компании, которое ассоциируется со стабильностью и надёжностью.

Приобретение СО требует значительных финансовых затрат не только на само помещение, но и на оборудование, технику, программное и техническое оснащение. В случае уменьшения товарооборота эти объекты инфраструктуры будут простаивать, а при увеличении необходимо будет расширение. Одним из популярных вариантов являются модульные склады. Они позволяют хранить оптовые партии продукции, а также создавать для них соответствующие условия.

Источник: www.miradasklad.ru

Виды складов

Классификация складов необходима для удобства управления логистическими процессами, оптимального выбора и рационального использования складских помещений.

Потребность в складировании запасов возникает на всех этапах товародвижения, начиная от хранения сырья и кончая реализацией продукта. Отсюда великое множество разнообразных видов таких помещений, что обусловило необходимость разработки классических стандартов по каждой группе хранилищ.

Рассмотрим, какие бывают склады, их виды и параметры.

Определение

Прежде чем анализировать классификации и виды складских помещений, разберем, что это такое. Следует отметить: сегодня его законодательное определение отсутствует. Существуют отдельные нормы о требованиях к складской деятельности для предпринимательских структур. Они касаются норм и правил в сфере строительства, санитарии и пожарной безопасности.

Понятие склада прописано в ГОСТе 51303 2013, посвященном расшифровке терминов в торговой отрасли. Под складом понимается специальные строения, здания, помещения, открытые площадки, обустроенные для целей хранения товарных ценностей и проведения складских операций.

Приведем определение на основе публикаций, взятых из различных ведомственных актов.

Под складом понимают нежилое помещение или земельный участок, предназначенные для приемки, хранения и отгрузки материальных запасов на различных стадиях производства и передачи товара потребителю.

Существует также такое понятие, как складское хозяйство. Оно представляет собой совокупность основных и вспомогательных помещений, подсобных строений, грузоподъемного оборудования, систем управления и поддержки надлежащих условий хранения.

Функциональные виды

Основное назначение склада заключается в содержании различного вида продукции. Остальные функции вытекают из него. Для того, чтобы поместить материал на хранение, сначала осуществляют приемку груза, затем производят рассортировку, обеспечивают условия для надлежащего содержания. В завершении процесса товар отгружают потребителю.

Сегодняшние тенденции развития складской деятельности предусматривают производство на этапе складирования дополнительных видов работ, прибавляющих стоимостную оценку товару. Например, оказание заказчикам услуг по предпродажной подготовке продукта (упаковка, расфасовка товара, тестирование, обработка материала под нужный размер и создание должного товарного вида), таможенно-брокерские услуги, транспортная доставка продукта и др.

Складской комплекс представляет собой концентрацию материальных ресурсов. Здесь происходит прием грузовых партий и формирование новых. В целях уменьшения транспортных расходов объединяют малые объемы грузов для разных заказчиков, группы товаров от разных поставщиков в одну партию (унитизация), полностью загружая транспорт.

Сама функция хранения товара уже давно переросла простое складирование материала по стеллажам. Сегодня с помощью высоких технологий, достижений цифровой электроники, на обширных площадях распределительных центров материальные ресурсы с огромной скоростью перемещаются от производителя к потребителю. Совершенствуются условия для надежного хранения товаров, возрастает скорость складских операций, постоянно расширяется ассортимент обрабатываемого товара.

Назначение складов сегодня состоит в том, что они становятся важнейшим и выгодным элементом логистической цепи. Одним из ключевых показателей работы терминалов является минимальное нахождение ресурса на стеллажах, что позволяет увеличивать товарооборот, эффективнее использовать площади.

По основным сферам логистики терминалы подразделяются на:

  • производственные;
  • снабженческие;
  • логистические центры.

Каждому из этих видов предназначена определенная роль в товаропродвижении по цепочке и исполнение набора возложенных на него функций.

Структура и функциональные зоны

Построение оптимальной структуры терминала необходимо для его эффективного функционирования. Планировка складских помещений предусматривает зоны различного назначения, каждая из которых оборудуется соответствующей техникой. Как правило, выделяют зоны:

  1. погрузки-выгрузки . В отдельных случаях может состоять из двух разных частей. Например, выгрузка производится на железнодорожной платформе, отгрузка – на автомобильной рампе с использованием автотранспорта;
  2. отделение приемки груза . Здесь проверяют количественные и качественные параметры поступившего товара, распределяют и направляют в основное подразделение;
  3. главная зона – хранение продукции . Её оснащают специальным оборудованием, обеспечивающим соответствующие условия содержания товара. Подразделяется на зоны сортировки отпускаемых материалов;
  4. отправочная экспедиция . Оформляет и ведет учет отгружаемых изделий.

Структура любого складского комплекса включает: основной склад, вспомогательное складское помещение, а также различные подсобные сооружения.

Классификация

Классификация складов в логистике производится по характерным признакам, которые приведены ниже.

№/п Признаки классификации Виды складских помещений
1 По виду продукции Склады материальных ресурсов, сырья, комплектующих, готовой продукции, инструментов.
2 По функциональному назначению Транзитные, распределительные центры, сезонного хранения, таможенные.
3 По температурному режиму содержания Неотапливаемые, отапливаемые, холодильники, с климат- контролем.
4 По внешней конструкции складских сооружений Открытые, полузакрытые (оборудованные навесом), закрытые.
5 По форме собственности Собственные, арендуемые, государственные и муниципальные.
6 По классам складских помещений Шесть классов (от А+ до D)
7 По степени механизации складских операций Механизированные, немеханизированные, автоматизированные, автоматические.

Как выбрать склад, ориентируясь на проведенный анализ? Исходят, прежде всего, из его предназначения. Если, например, он нужен для снабжения производственного процесса, то срок хранения продукции в нем минимален. Складское хозяйство должно максимально быстро перенаправлять содержимое в производство, поэтому для него будет востребован высокий уровень технического оснащения.

Важна такая характеристика, как площадь помещения с учетом рациональной разбивки её по функциональным зонам. Она рассчитывается на максимальную заполняемость при средних производственных показателях. Для расчетов используют нормативные коэффициенты по разным видам материалов.

Деление складских помещений по классам

Наибольшее распространение на рынке логистики получила классификация складов по классам. Она разработана и апробирована в России иностранной компанией. В основу положена западная классификация, учитывающая универсальный набор факторов, воздействующих на работу терминалов.

В данном случае склады подразделяются на шесть классов, каждому из которых присвоено свое литерное обозначение. Рассмотрим подробнее описание складских помещений и требования к ним.

Склад класса А+

Сооружения данной категории складов имеют самые высокие стандарты.

Общая характеристика склада класса A+:

  • Строения специально возводятся для терминалов. Материалом являются легкие металлоконструкции высокого качества.
  • Высота внутри терминала позволяет поднимать палеты на 13 м (семь ярусов).
  • Пол из бетона способен выдержать максимальную нагрузку в 5 т. на кв. метр. Обязательно присутствие антипылевого покрытия.
  • Склад класса А+ оснащается мощными устройствами кондиционирования и вентиляции, предназначенными для поддержки заданного температурного и влажностного режима.
  • Охрана объекта обеспечивается видеоустройствами с системой сигнализации, а также службой безопасности.
  • Склады класса А+ оснащены средствами автоматического пожаротушения.
  • Бесперебойная подача электроэнергии, отопление строения осуществляются благодаря собственной независимой электроподстанции и отопительному узлу.
  • Обязательное оснащение воротами так называемого докового типа. На каждые 500 кв. метров приходится по одному комплекту ворот. Въезды имеют погрузочные площадки.
  • В здании расположен офис администрации, комнаты для отдыха сотрудников, столовая.
  • Работает связь с Интернетом, данные передаются по оптоволокну.
  • Используется автоматическая система учета товара и его передвижения. Работники пользуются портативными сканерами, все товары имеют штрих-коды.
  • Площадь вокруг терминала оборудована под стоянки для большегрузов и легковых автомобилей. Имеются железнодорожные подъездные пути, подъездные автострады.
Читайте также:  Пиб в строительстве это

Склад класса А

Объекты категорий А и А+ имеют много общего. Отличия состоят в размерах земельного участка, выделенного под терминал, и высоте помещений. Склады класса А имеют высоту потолков не менее 10 метров, а площадь застройки у их равняется 55%. Несколько меньше у них требования по стратегическому расположению объекта относительно транспортных магистралей.

Сегодня крупные логистические центры страны делают ставку на высокие технические характеристики. В частности, наливные полы с антипылевым покрытием имеются в 40% столичных складских комплексах, а в Санкт-Петербурге – в 44% терминалов.

Наличие на складах железнодорожной ветки очень важно в российских условиях. Пока в Санкт-Петербурге только треть терминалов могут воспользоваться железнодорожными путями, а в Москве лишь 15% имеют доступ к ж/д ветке.

Несколько лучше ситуация с беспроводным интернетом по оптоволокну: подобная связь проложена в 31% петербургских складов и в 59% складских комплексов Москвы.

Склады класса B+

Сооружения этого типа построены на основе бывших строений промышленного значения. Их основные достоинства – приемлемая цена и наличие всех необходимых параметров для ведения складской деятельности.

Склады класса Б обязательно оснащены погрузочно-разгрузочным пандусом для транспортных средств. Используются ворота докового вида, они установлены из расчета один комплект на 1000 кв. метров комплекса. Достаточная площадь для стоянки большегрузов.

Общее с элитными терминалами у них – наличие современных телекоммуникаций, позволяющих обеспечить функционирование средств автоматизации.

Склады класса B

Помещения данного класса располагаются нередко в многоэтажных строениях, которые оборудованы мощными грузовыми лифтами. Полы асфальтовые. Условия хранения обеспечиваются обыкновенной отопительной системой и средствами вентиляции.

На участке имеется как минимум одно вспомогательное складское помещение. Сотрудники конторы размещаются в зданиях, находящихся рядом. Контроль за нахождением грузов осуществляется в автоматизированном режиме.

Склады класса C

Размещаются в утепленных ангарах или производственных строениях. Высота потолков при этом не должна быть меньше 4-х метров. Ворота в здании должны обеспечить проезд внутрь грузовых автомобилей. Полы, как правило, из асфальта. Внутри строения поддерживается температура не ниже 8 градусов.

Объекты данной категории складских помещений используются большинством предпринимателей. У них невысокая арендная стоимость, но приемлемые условия для содержания товаров.

Склады класса D

Для сооружений этого класса характерны минимальные требования к их размещению. Они могут располагаться в ангарах, подвалах, производственных сооружениях. Основные требования – наличие освещения, стабильной температуры, обусловленной влажности и нормального подъезда грузового транспорта.

На складах подобного типа стремятся временно хранить малые партии груза. Естественно, что цена аренды помещения данного класса самая низкая.

Источник: xn—-btbkcjf0bkkhjo.xn--p1ai

Проектирование складских площадок. Склады, их назначение и классификация

Нарушение графиков поставки материалов, изделий, конструкций приводит к простоям строительных бригад, машин и механизмов.

Складское хозяйство на строительной площадке предназначено для приемки, сортировки, хранения, подготовки к использованию и комплектации строящихся объектов материалами, деталями, конструкциями и другими материальными ресурсами.

Расположение складского хозяйства на площадке должно обеспечивать:

  • -кратчайшие пути перемещения материалов при минимальном количестве перегрузок;
  • -возможность укрупнительной сборки конструкций.

В комплекс вопросов, относящихся к организации складского хозяйства, входят: определение запасов материальных ресурсов, подлежащих хранению, расчет необходимых площадей складов, установление их размеров, выбор конструктивного решения, способов хранения ресурсов, размещение складов на территории строительства, разработка системы приемки, отпуска и учета материальных ценностей.

Крытые склады располагают у границы зоны действия крана, а открытые складские площадки — внутри этой зоны. Материалы, требующиеся в большом количестве, распределяют равномерно по всему фронту работ параллельно пути движения крана.

Площадки для складирования строительных материалов и конструкций располагают в зоне действия кранов с учетом технологической последовательности монтажа. Размеры площадок принимают равными габаритам конструкций с учетом необходимых проходов. Граница открытых складов должна проходить от края дороги не менее чем на 0,5 м. Прием раствора и бетона необходимо предусматривать в зоне действия крана в одном или нескольких местах по фронту работ. Площадки для приема раствора и бетона устанавливаются на расширенной части дороги.

По способу хранения складское хозяйство подразделяется на открытое, полузакрытое, закрытое (теплое или холодное).

По виду хранящихся материалов склады бывают общего назначения, специализированные, специальные. В складах общего назначения могут храниться строительные материалы большой номенклатуры, а в специализированных — один, два вида. Специальные склады предназначены для хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей и материалов, взрывчатых веществ, инструмента.

Основным требованием к конструкции склада, предназначенного для хранения материалов, является обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ценностей, а также создание условий для быстрого и удобного выполнения операций по их приемке и выдаче.

Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т. д. Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного транспорта, проходы для работников, рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т. д.

Открытые складские площадки размещают непосредственно в рабочей зоне крана. Порядок и способы складирования указываются на строй- генплане. Площадки для складирования должны быть выровнены, защищены от поверхностных вод.

Способы складирования основных видов материалов и конструкций изложены в [39]:

  • -кирпич в пакетах на поддонах — не более чем в два яруса; в контейнерах — в один ярус, без контейнеров — высотой не более 1,7 м. Кирпич необходимо складировать по сортам, а лицевой — по цветам и оттенкам. Осенью и зимой штабеля кирпича покрывают листами толя или рубероида;
  • -стеновые панели — в пирамиды или специальные кассеты;
  • -панели перегородок — вертикально в специальные кассеты. Гипсобе- тонные панели устанавливать в пирамиду с отклонением от вертикали на угол не более 10°. Гипсобетонные перегородки необходимо укрывать от атмосферных осадков;
  • -стеновые блоки — в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками;
  • -плиты перекрытий — в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками, которые располагают перпендикулярно пустотам или рабочему пролету;
  • -ригели и колонны — в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками;
  • -фундаментные и блоки стен подвалов — в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;
  • -круглый лес — в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
  • -пиломатериалы — в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки — не более ширины штабеля. В любом случае высота штабеля не должна превышать 3 м;
  • -мелкосортный металл — в стеллаж высотой не более 1,5 м; -санитарно-технические и вентиляционные блоки — в штабель высотой не более 2,0 м на подкладках и с прокладками;
  • -стекло в ящиках и рулонные материалы — вертикально в один ряд на подкладках;
  • -битум — в специальную тару, исключающую его растекание;
  • -черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) — в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;
  • -теплоизоляционные материалы — в штабель высотой до 1,2 м, хранить в закрытом сухом помещении;
  • -трубы диаметром до 300 мм — в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами;
  • -трубы диаметром более 300 мм — в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.

Нижний ряд труб необходимо укладывать на подкладки, укрепить инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладке.

При складировании железобетонных элементов, имеющих петли (плиты, блоки, балки и т.д.), высота прокладок должна быть больше выступающей части монтажных петель не менее чем на 20 мм.

Между штабелями (стеллажами) должны быть проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и грузоподъемных кранов, обслуживающих склад. Между штабелями одноименных конструкций, сложенных рядом (плиты перекрытий) или между конструкциями в штабеле (балки, колонны), должно быть расстояние не менее 200 мм.

В штабелях прокладки располагать по одной вертикали. Расположение прокладок зависит от условий работы изделия в конструкции. В каждом штабеле должны храниться конструкции и изделия одной длины.

Складирование материалов и конструкций над подземными коммуникациями или в охранной зоне допускается только с письменного разрешения их владельца.

В стесненных условиях допускается складирование материалов и конструкций на перекрытиях (покрытиях) существующих и реконструируемых зданий при письменном разрешении автора проекта и разработке при необходимости мероприятий, обеспечивающих устойчивость здания (сооружения).

Источник: studref.com

Классификация складов, их виды, функции и назначение

Виды складов в логистике

Рассматривать склад принято как помещение, в котором осуществляется приемка, обработка, распределение, складирование грузов и выдача их по назначению. Основная его задача заключается в накоплении запасов, и снабжении потребительских заказов.

Однако невозможно построить склад и не осуществлять дальнейший контроль над запасами. Управление ими необходимо, чтобы:

  1. Нужные запасы были в наличии;
  2. Запасы не залеживались и не портились;
  3. Запасы вовремя доставлялись на склад и отправлялись оттуда.

Именно за рациональное управление складскими потоками и отвечает логистика складирования.

Складская логистика — это технология управления всеми видами запасов на предприятии и их движением (их учет и эффективное распределение). Складская логистика компании является частью организации системы доставки груза, поэтому она тесно взаимодействует с логистикой транспортной.

Классификация складов в логистике

Существуют различные критерии для классификации складов: по назначению, по виду продукции, по виду складских зданий. Рассмотрим их подробнее в таблице.

Таблица – Классификация складов в логистике

  • Критерии классификации
  • Склады
  • для производственного сырья (цеховой, заводской склады),
  • для транзита и перевозок (как правило, для непродолжительного хранения на железнодорожных станциях или морских портах),
  • для хранения на таможне (недолгое хранение, пока владелец проходит таможенный досмотр),
  • для сезонного хранения,
  • резервные склады,
  • распределительные склады.
  • склады для сырья,
  • для комплектующих деталей,
  • для готовой продукции,
  • для хранения отходов, остатков.
  • одноэтажные, многоэтажные склады,
  • открытые, под навесом, закрытые склады.
  • склады общего назначения,
  • специализированные склады,
  • емкости для жидкостей,
  • резервуары для хранения опасных веществ.
  • склады низкой, слабой механизации,
  • средне механизированной оснащенности, под руководством человека,
  • склады с автоматикой при некотором участии человека,
  • склады высшей степени автоматизации, без участия человека.
  • склады для производителей,
  • для посредников,
  • для экспедиторов,
  • для транспортных организаций,
  • для торговых точек.

Перечисленные склады далеко не все из существующих хранилищ, но представленная классификация наиболее распространенная.

Функции склада

Правильно организованное складское помещение осуществляет 5 основных функций:

  1. Прием товара, его отгрузка. Функция включает в себя: обработку товаров и сопровождающих документов, проверку количества и качества товара.
  2. Складирование товара, его хранение.
  3. Объединение партий товаров (мелких в более крупные), с целью доставить продукт одновременно всем, даже маленьким заказчикам.
  4. Контроль над доставкой, запасами товара на складе. Существует определенный лимит для каждого ассортимента, не допускается ни увеличение, ни уменьшение его количества. В каждом варианте, предприятие получает убытки.
  5. Различные логистические услуги (сборка, фасовка, распаковка, тестирование и прочее).

Складские функции

Основные принципы, технологии складской логистики

Любой склад управляет несколькими основными «потоками»:

Входящий. Все грузы, что «приходят» на склад нужно обработать: посчитать, разгрузить, проверить документацию.

Исходящий. Всю продукцию со склада нужно правильно «отпустить»: подготовить сопровождающие документы, упаковать, загрузить.

Внутренний. За грузом, находящимся на территории склада, нужно следить: перемещать, сортировать, обрабатывать по мере необходимости, оформить на них соответствующую документацию.

Основные потоки на складе

В основе организации потоков лежат технологические операции, показателями которых являются:

  • скорость товарооборота (как быстро уходит товар со склада, как быстро пополняются его запасы).
  • Сохранность качества товара и его свойств. От этого зависят потери, убытки предприятия.
  • Экономичность всей системы передвижения товара на складе.

Чтобы показатели технологического процесса (скорость, сохранность, экономичность) были высокими, важно следовать основным принципам складской логистики:

Параллельность. Этот принцип предполагает возможность выполнять одновременно различные операции на любом этапе логистики. Что сокращает время всей работы, увеличивает ее результативность, приводит к автоматизации действий.

Пропорциональность или соразмерность. Означает, что все связанные действия должны быть примерно равны по скорости, а также производительности. Если принцип не будет соблюдаться, то произойдут задержки, сбои в работе.

Ритмичность процесса. Подразумевает повторяемость операций на равных отрезках времени. Потоки могут, как нарастать, так и убывать. Ритмичность дает возможность посчитать затраты энергии, нормировать рабочий день, выделить время отдыха для людей и машин.

Нарушаться этот принцип может не только внутренней несогласованностью, но и внешними факторами: привезли не в то время продукцию, начался аврал. Важно соблюдать этот принцип во всех направлениях.

Непрерывность. Означает, что перерывов и «перекуров» в работе нет. Принцип дает максимальную эффективность всему процессу логистики. Чтобы он соблюдался можно организовать работу посменно.

Поточность. Принцип предполагает такую организацию работы, при которой все сектора процесса последовательно связаны: конец одного действия – это начало другого. Это напоминает конвейер. Важно, чтобы сектора располагались максимально близко друг за другом для экономии времени передвижения.

Прямоточность. Из названия понятна суть принципа – «прямо и точно». Сэкономить время, трудовые ресурсы можно, если организовать процесс так, чтобы маршруты перемещения были прямыми (насколько это возможно). Или задействовать не только горизонтальную, но и вертикальную плоскость.

Читайте также:  Сиенит где используется в строительстве

Соблюдение всех принципов позволит сделать более эффективными технологические операции складской логистики.

Сущность, цели и задачи

Складом называется пространство, в котором осуществляются следующие операции:

  • Прием исходных продуктов (сырья, комплектующих изделий, горючего).
  • Первичная обработка груза (упаковка, фасовка, проверка и пр.)
  • Хранение.
  • Распределение между подразделениями предприятия.
  • Выдача готовой продукции.

В складировании нет надобности, если существует возможность выполнения этих операций непосредственно в рабочих зонах. С 1970-х годов существуют примеры организации производства, при котором входящие и исходящие потоки отлажены так, что в накоплении запасов и товарной массы отпадает необходимость, но они редки и по сей день.

склад

В целях минимизации затрат на хранение и распределение материальных активов применяется логистика. Управление складом признается эффективным, если успешно решаются следующие задачи:

  1. Производство всегда обеспечено необходимыми запасами.
  2. Соблюдаются регламентные сроки хранения, исключающие порчу товарно-материальных ценностей.
  3. Обеспечивается сохранность складского имущества от хищений и нарушений температурных режимов, воздействия других губительных факторов.
  4. Осуществляется надзор за качеством поступающих на ответственное хранение материалов.
  5. Контролируется документация и отчетность по всем потокам.
  6. Не допускается накопление чрезмерных запасов (затоваривание).
  7. При необходимости, дефектные материалы утилизируются.
  8. Автоматизированы процессы учета и движения сырья и готовой продукции.
  9. Информация по остаткам ассортимента доступна в любой момент.
  10. Расходы на хранение и транспортировку грузов минимизированы.

Складская логистика — это комплекс мер, обеспечивающих рациональное хранение и перемещение грузов внутри предприятия и эффективную связь с внешними материальными потоками.

Из определения следует, что производственные транспортные операции нельзя рассматривать в качестве автономного явления. Управление ими интегрировано в технологический цикл и тесно связано со снабжением и сбытом товаров, энергетическим, финансовым и информационным обеспечением.

Оптимизация

Задача заключается в постоянном повышении экономического эффекта полного производственного цикла. Для организации потоков складского хозяйства рекомендуются следующие мероприятия:

  1. Определение количества требуемых помещений и их площади. Крупное предприятие может потреблять массу исходного сырья и производить широкий ассортимент готовой продукции. Требования к хранению, отпуску или приемки грузов существенно отличаются, что обуславливает различие подходов при организации складского хозяйства.
  2. Рассмотрение возможности аренды склада. Аутсорсинг бывает оправдан, если собственных активов не хватает на приобретение или возведение зданий и сооружений.
  3. Оптимизация пунктов промежуточного хранения. Обычно при организации системы складской логистики применяется принцип прямоточности, но в некоторых случаях схема закольцовывается.
  4. Разработка структуры управления потоками. Складское хозяйство, как правило, имеет горизонтальную подчиненность руководителям производства, сбыта, транспорта и снабжения.
  5. Обеспечение склада необходимыми средствами механизации. Скорость обслуживания подразделений зависит от степени технической оснащенности.
  6. Создание информационной системы управления. Используется складская программа 1С или подобное ПО в комплекте с вычислительными мощностями. Оборот бумажных документов сводится к минимуму.
  7. Найм и обучение персонала.
  8. Начало эксплуатации склада.
  9. Ведение контроля и анализа работы. Внесение оправданных изменений в каждый из вышеперечисленных пунктов.

Меры по оптимизации логистики применимы для любого производственного участка предприятия, но у склада есть свои особенности. Конечный этап его организации заключается в определении:

  • Вида складирования.
  • Оптимальных параметров грузовых мест (габариты и масса).
  • Типа складского оборудования и оснастки.
  • Системы комплектации грузов.
  • Порядка обработки поступающей информации.

Окончательные решения по каждому из указанных направлений принимается после анализа предварительных результатов. Складское хозяйство нуждается в постоянном совершенствовании.

Какими бывают склады

В системе складской логистики склады классифицируют по ряду признаков.

  1. Производственные (цеховые и заводские).
  2. Транзитно-перевозочные. Действуют при морских портах, железнодорожных станциях или аэропортах. Необходимы для непродолжительного хранения грузов, в промежутках между основными перемещениями.
  3. Таможенные. В них товары хранят перед проходом через таможню.
  4. Досрочного завоза. Действуют для подготовки ассортимента в местах, где имеет место сезонность продаж.
  5. Сезонного хранения. Необходимы для хранения сезонных товаров.
  6. Резервные. Оборудуются для хранения запасов на случай непредвиденных ситуаций.
  7. Оптово-распределительные. Нужны для нормального функционирования товаропроводящей цепочки.
  8. Коммерческие. Предоставляются в аренду различным пользователям.
  9. Розничных торговых компаний.

Транспортная и складская логистика

  • Открытые.
  • Закрытые.
  • Полузакрытые (к примеру, с использованием навесов).
  • Многоэтажные.

По условиям хранения:

  • Универсальные (общего назначения).
  • Специализированные (к примеру, для замороженных продуктов).
  • Резервуары для жидкостей.
  • Хранилища.
  • Для опасных веществ.

По виду товаров:

  • Готовой продукции.
  • Сырья или полуфабрикатов.
  • Отходов и остатков.
  • Инструментов.

По взаимодействию с другими звеньями логистической системы, бывают склады:

  • Производителя.
  • Экспедиторской организации.
  • Транспортной организации.
  • Посреднической компании.
  • Торговой фирмы.

По уровню оснащенности:

  • Частично механизированные.
  • Полноценно механизированные.
  • Автоматизированные.
  • Автоматические.

По критериям

  1. По размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
  2. По высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
  3. По конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
  4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например, температура, влажность.
  5. По количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).
  6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
  7. По возможностям доставки и вывоза грузас помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
  8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.
  9. По месту в процессе движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:
    • склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
      • склады готовой продукции предприятий-изготовителей;
      • склады сырья и исходных материалов;
      • склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;
        • склады на участке движения товаров народного потребления:
        • склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы;
        • склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.

      Западная классификация

      На Западе существует определенная классификация складских помещений, которая отражает и упорядочивает весь спектр требований, в соответствии с которыми и строятся склады определенного уровня.

      В России же четкой классификации, утверждённой на законодательном уровне, пока нет.

      Но для упорядочивания данного вопроса и определения единых критериев оценки складских помещений для всех участников этого рынка в нашей стране международная консалтинговая компания разработала и предложила свою классификацию складских помещений.

      Согласно этой классификации все складские помещения делятся на 6 классов: А+, А, В+, В, С, D.

      Соответствие склада тому или иному классу носит рекомендательный характер и зависит от многих факторов:

      • месторасположение;
      • этажность;
      • высота;
      • пролет;
      • наличие инженерного оборудования (вентиляция, отопление и прочее оборудование, позволяющее создавать определенные климатические условия);
      • наличие охранных систем и систем пожаротушения, видеонаблюдения;
      • высота расположения полов и наличие антипылевого покрытия;
      • наличие определенного количества ворот докового типа, погрузочно-разгрузочных площадок, регулируемых по высоте;
      • наличие площадок для маневрирования и стоянки грузового и легкового автотранспорта;
      • наличие офисных, вспомогательных помещений и строений;
      • наличие ограждения территории с круглосуточной охраной и многое другое.

      Склад класса А+

      Складское помещение A+

      Складские помещения класса “А+” – высшая категория складов согласно общей классификации. Такие помещения отвечают самым высоким требованиям складского хозяйства. Склад категории “А+” своего рода президентские апартаменты среди помещений этого предназначения.

      Характеристики складских помещений класса A+:

      1. Тип здания. складские помещения класса “А+” представляют собой одноэтажные здания единого объема. Они построены из легких высококачественных металлоконструкций и предназначены специально для складских нужд. Высота потолков должна обеспечивать складирование в шесть-семь ярусов (не менее тринадцати метров).
      2. Внутренние конструкции. Здания, как правило, прямоугольной формы без колонн, либо с колоннами. Шаг колонн не менее двенадцати метров и расстоянием между рядами не менее двадцати четырех метров.
      3. Покрытие пола. Ровный бетонный пол располагается на уровне одного метра двадцати сантиметров от земли. Он должен обеспечивать нагрузку не менее пяти тонн на квадратный метр. Имеется антипылевое покрытие.
      4. Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса “А+” в обязательном порядке оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
      5. Температурный режим. Температурный режим регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза и обеспечивается системой кондиционирования.
      6. Системы безопасности. Складское помещение оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения. Все сигналы дублируются в соответствующие чрезвычайные службы.
      7. Электроснабжение и коммуникации. электроснабжение обеспечивается собственной автономной электроподстанцией. Отопление поступает за счет собственного теплового узла. Имеются горячее и холодное водоснабжение и канализация.
      8. Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса “А+” оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на пятьсот квадратных метров склада. Ворота оборудованы погрузочными площадками регулируемой высоты.
      9. Офисные и подсобные помещения. На территории склада имеются офисные помещения, конференцзал, комнаты отдыха, пункты питания и другие необходимые помещения.
      10. Телекоммуникации. Связь и передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Есть доступ в Интернет.
      11. Системы контроля и учета. Данные системы разграничивают доступ сотрудников, обеспечивают контроль за движением грузов. Производится учет пропускного режима.
      12. Прилегающая территория. Территория склада круглосуточно охраняется. Отдельное внимание уделяется благоустройству и освещению территории.
      13. Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование. Отдельно оборудуются стоянки легкового автотранспорта.
      14. Железнодорожное сообщение. Наличие отдельной железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению. Желательно наличие ж/д рампы.
      15. Расположение. Складское помещение располагается непосредственно у крупных транспортных магистралей, либо имеет хороший подъезд протяженностью не более 4 км.

      Склад класса А

      Склад класса A

      Складские помещения класса “А” отвечают высоким требованиям логистики. От складов высшего класса они отличаются немногим. Различия в основном заключаются в площади самого помещения и высоте потолков. Играет роль также расположение склада относительно магистралей. Склады класса “А” – это профильные сооружения, призванные обеспечить наилучшие условия хранения любых типов груза.

      Характеристики складских помещений класса A:

      1. Тип здания. Помещения складов класса “А” – это одноэтажные и однообъемные здания из металлоконструкций или сендвичпанелей. Они построены после 1994 года специально для использования в качестве складских помещений. Высота потолков составляет не менее десяти метров, что позволяет организовать многоуровневое хранение грузов.
      2. Внутренние конструкции. Шаг колонн в складских помещениях класса А составляет не менее 9 метров и расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Площадь застройки не более 55%.
      3. Покрытие пола склада. Ровный бетонный пол имеет антипылевое покрытие. Высота от земли составляет 1,2 м. Полы обеспечивают нагрузку не менее 5 тонн на кв. м.
        Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса “А” оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
      4. Температурный режим. Температурный режим в складах класса А обеспечивается системой кондиционирования и регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза.
      5. Системы безопасности. Складское помещение класса A оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения.
      6. Электроснабжение и коммуникации. Склады данного класса оснащены собственной автономной электроподстанцией. Отопление обеспечивается за счет собственного теплового узла. Подведено горячее и холодное водоснабжение и канализация.
      7. Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса “А” оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на семьсот квадратных метров площади. Ворота оборудованы docklevelers – погрузочно-разгрузочными площадками c регулируемой высотой подъема.
      8. Офисные и подсобные помещения на складах А класса. На территории склада имеются офисные помещения, комнаты отдыха персонала, туалеты, душевые, иные служебные помещения.
      9. Телекоммуникации. Передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Обеспечение телефонной связью осуществляется собственной АТС.
      10. Системы контроля и учета на складах класса A. На территории склада действует пропускной режим, система учета и доступа сотрудников. Все движения грузов регистрируются в автоматизированной системе учета грузов.
      11. Прилегающая к складу территория. Благоустроенная территория с достаточной степенью освещенности. Территория клада круглосуточно охраняется.
      12. Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование.
      13. Железнодорожное сообщение. Желательно наличие железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению.
      14. Расположение. Складское помещение располагается вблизи крупных транспортных артерий и имеет подъезд, обеспечивающий движение большегрузного транспорта.

      Склад класса B+

      Складское помещение класса B

      Складские помещения класса “B+” – категория B+ объединяет складские помещения, построенные или переоборудованные под выполнение задач хранения различных типов грузов. Категория “В+” – своего рода люкс в классификации складских помещений. Сооружения данной категории имеют ряд преимуществ, таких как приемлемая стоимость в сочетании со всеми необходимыми условиями складского хозяйства.

      Характеристики складских помещений класса B+:

      1. Тип здания: Складские помещения данной категории были построены или переоборудованы из сооружений промышленного назначения. Они представляют собой одноэтажные здания с высотой потолков не менее 8 метров. Это позволяет расположить стеллажи для хранения грузов многоуровневым принципом.
      2. Внутренние конструкции: Шаг колонн должен обеспечивать беспрепятственную транспортировку груза внутри склада и удобную закладку на хранение. Площадь застройки составляет от 45 до 55 %.
      3. Покрытие пола: Антипылевое покрытие бетонного пола обеспечивает снижение пыльности во внутреннем пространстве. Допустимая нагрузка на 1 кв. м. не менее 5 тонн. Расстояние до земли не менее 1 метра.
      4. Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса “В+” оснащены системой вентиляции, система кондиционирования является желательным условием.
      5. Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью отопления и системы вентиляции. В помещениях этого класса поддерживается постоянный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия хранения.
      6. Системы безопасности: Система противопожарной безопасности дополняется гидрантной системой пожаротушения, что обеспечивает надежную защиту от огня. Нередко применяется система порошкового пожаротушения.
      7. Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение может происходить как от общих источников энергии, так и силами собственной автономной электроподстанции.
      8. Разгрузочно-погрузочные конструкции: Обязательно наличие пандуса для грузовых машин. Ворота докового типа расположены из расчета не менее одних на тысячу квадратных метров склада.
      9. Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения, помещения для персонала, туалеты, душевые. Офисные помещения располагаются либо в здании склада, либо в пристройке.
      10. Телекоммуникации: Телефонная связь, системы телекоммуникаций, обеспечивающие работу электронных систем и средств автоматизации.
      11. Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, учет прибытия-убытия сотрудников.
      12. Прилегающая территория: Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
      13. Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта непосредственно у складского помещения, возможно наличия мест отстоя вблизи территории.
      14. Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции или наличие собственной ж/д ветки.
      15. Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.
      Читайте также:  Можно ли обналичить материнский капитал на строительство жилого дома

      Склад класса B

      Склад класса B

      Складские помещения класса “B” в полной мере можно считать оптимальным решением для компаний, умеющих считать свои деньги и в то же время пользоваться благами цивилизации без ненужных излишеств. Хранение грузов на складах этой категории выгодно и в то же время надежно. Склады отвечают современным требованиям.

      Характеристики складских помещений класса B:

      1. Тип здания: Складские помещения данной категории были вновь построены или реконструированы для выполнения задач хранения. Они представляют собой, как правило, многоэтажные здания с высотой потолков каждого уровня от 4 до 8 метров. Транспортировка на верхние этажи обеспечивается грузовыми лифтами.
      2. Внутренние конструкции: Особых требований не предъявляется.
      3. Покрытие пола: Полы покрытия не имеют. Полы могут быть как бетонными, так и асфальтными. Расстояние до земли не менее 1 метра.
      4. Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса “В” могут быть оснащены системой вентиляции, которая должна обеспечивать эффективное проветривание до 90% помещения.
      5. Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью системы отопления. В помещениях этого класса поддерживается постоянная температура хранения и допустимый уровень влажности.
      6. Системы безопасности: Безопасность грузов обеспечивается системой сигнализации. Имеется система гидрантного пожаротушения и противопожарная сигнализация.
      7. Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение обеспечивается за счет общей электросети.
      8. Разгрузочно-погрузочные конструкции: Для обеспечения удобства погрузки-выгрузки имеется пандус для большегрузного транспорта. Грузовые лифты располагаются из расчета не менее одного на 2 000 кв. м. Грузоподъемность каждого не менее 3 тонн.
      9. Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения. Офисные помещения располагаются в непосредственной близости к территории склада.
      10. Телекоммуникации: Стационарная телефонная сеть, локальная сеть между рабочими местами.
      11. Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, автоматизированный учет движения грузов.
      12. Прилегающая территория: Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
      13. Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта как непосредственно у складского помещения, так и вблизи территории.
      14. Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции.
      15. Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.

      Склад класса C

      Складское помещение класса C

      Складские помещения класса “C” – это, чаще всего, утепленный ангар или капитальное производственное помещение, с высотой потолков не менее четырех метров. Здания могут быть любой этажности. Главное в случае многоэтажных строений – наличие грузовых лифтов в необходимом количестве. Полы – бетонные или из асфальта, покрытие отсутствует.

      Обязательным условием для складских помещений категории “С” является наличие ворот на нулевом уровне, для обеспечения заезда грузового транспорта внутрь помещения. Климатический и температурный режим поддерживается системой отопления и вентиляцией. Поддерживаемая температура составляет от +8 до +14 градусов по Цельсию. Посещения данной категории имеют, как правило, систему водоснабжения и канализации.

      Противопожарная безопасность обеспечивается пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Организуется охрана периметра и контрольно-пропускной режим на территории склада. Склады класса “С” находятся на небольшом удалении от основных автомагистралей, к ним ведут качественные дороги-сателлиты, обеспечивающие беспрепятственное движение большегрузного транспорта.

      Вблизи складских помещений имеются стоянки для грузовых автомобилей и места для их маневрирования. Склады данного класса наиболее распространены на территории России. Стоимость аренды – невысокая, но арендатору зачастую самостоятельно приходиться оплачивать водоснабжение и электричество.

      Склад класса D

      Складское помещение класса D

      Складские помещения класса “D” – пожалуй, самые непритязательные в плане требований к их оснащению. Под склады данной категории используют подвальные помещения, объекты гражданской обороны, ангары, производственные помещения и прочие нежилые и технические площади. Требования здесь предъявляются минимальные.

      На таких складах должно быть освещение, обеспечиваться постоянная температура и уровень влажности. Складские помещения должны иметь удобный для грузового автотранспорта подъезд и ворота для осуществления погрузки и выгрузки. Безопасность обеспечивается сигнализацией. Для предупреждения пожаров устанавливается пожарная сигнализация, система и средства пожаротушения.

      Данные склады используются в основном для непродолжительного хранения небольших партий различных грузов. Плюсом складских помещений категории “D” является небольшая арендная плата. Складские помещения этого класса могут находиться как в городской черте, в промышленных зонах, так и на достаточном удалении от основных магистралей.

      Виды складских помещений

      Важной частью складской логистики является комплекс складских помещений.

      Помещения, обустроенные для хранения запасов, делятся по следующим критериям:

      • по площади – от небольших до гигантских размеров, площадь которых достигает нескольких тысяч квадратных километров;
      • по высоте – на некоторых складах ячейка может располагаться на высоте 25 метров;
      • по виду конструкции – закрытые, полузакрытые, имеющие крышу и часть стен, открытые (площадки);
      • по условиям хранения – с возможностью поддерживать определенный температурный режим и влажность в помещении, отапливаемые, неотапливаемые, с холодильниками;
      • степени механизации – автоматизированная складская логистика, отсутствие механизированных приспособлений;
      • снабжение железнодорожными путями, причалами в порту;
      • по виду сохраняемой продукции – готовых продуктов, сырья, инструментов, остатков и отходов;
      • с возможностью хранения разнообразного груза – специализированные, смешанной или классической комплектации.

      Принципы организации

      Как уже указывалось ранее, основная задача складской логистики решается с соблюдением определенных норм и правил. Именно они позволяют выстроить не только эффективный, но и экономически выгодный процесс.

      Сколько нужно складов

      Купить или арендовать хранилище

      Следующим этапом управления и организации складской логистики на предприятии должно стать приобретение или съем хранилищ, подходящих для эксплуатации. В некоторых случаях приходится прибегать к помощи аутсорсинговых компаний.

      Первые два варианта, скорее всего, обойдутся дешевле, при этом развитие бизнеса определенно пойдет быстрее, потому что весь процесс будет реализовываться так, как удобнее для работы конкретного предприятия.

      Аутсорсинг стоит дороже, но вместе с тем повысит качество логистических услуг. Скорее всего, этот способ окажется выгодным только тогда, когда транспортные расходы слишком велики, чтобы окупиться с помощью прибыли.

      Как выбрать компанию по оказанию складских услуг

      Если выбор все же пал на специализированный логистический сервис, необходимо из огромного количества выбрать один наиболее подходящий. Важно обратить внимание на следующие факторы:

      • Складское хозяйство и логистика фирмы должны быть объединены единым информационным потоком.
      • Работа обязана осуществляться с высокой скоростью, а заказы выполняться точно и в срок.
      • Лучше если компания предоставляет услуги на рынке несколько лет, а значит, имеет большой опыт.

      Нелишним будет, если кроме основной услуги – складирования, организация предоставляет дополнительные возможности своим клиентам: транспортировать груз, заниматься таможенными вопросами и прочее.

      Расположение склада

      От места, где будет базироваться логистический центр, зависят транспортные расходы. Соответственно придется рассчитать, из какой части города можно оперативно доставлять товары к месту реализации, не увеличивая слишком сильно траты компании. Подходящие варианты лучше рассматривать у нескольких фирм, потому что в конечном итоге могут возникнуть проблемы с арендой, например, самые удобные помещения уже будут заняты или их стоимость станет слишком высока.

      Системы складирования, методы управления грузами

      Склад в логистике – это место, где выполняется огромное количество четко отработанных действий. Все начинается с выбора конкретной единицы груза, в которой будут храниться товары (палеты, ящик или цистерна, в зависимости от вида изделий).

      Затем в соответствии с ней подбирается способ складирования. Палеты и ящики могут укладываться друг на друга, коробки – помещаться на полки. При этом важно максимально использовать свободное место, но обеспечив доступ персонала.

      Храниться все грузы могут в соответствии со своим сортом, партиями, но наименованиям и другими способами. Такая сортировка призвана обеспечить легкую ориентацию на складе.

      логистика складирования

      Рациональная планировка

      Схемы размещения груза в хранилище должны быть разработаны еще на подготовительном этапе. При этом важно не только поместить максимально большое число товаров, но и обеспечить к ним легкий подход людей и подъезд специальной техники. В противном случае будет невозможно ухаживать за изделиями, контролировать их качество и свободное перемещение с места погрузки и обратно.

      Важно разместить все изделия в определенном порядке. Те, что обновляются наиболее часто – в самую близкую к разгрузке часть помещения. Редко перемещаемые – глубже на склад. Такого же принципа следует придерживаться в отношении скоропортящихся и долгохранимых грузов.

      Работы, осуществляемые на складе

      Складская логистика призвана максимально эффективно использовать имеющуюся ограниченную территорию склада. При организации его работы важно разделить склад на основные зоны – хранения продукции, оборудования, приемки, подготовки, временного хранения. Разделение на эти зоны позволяет ликвидировать путаницу основных и вспомогательных процессов. Функция хранения – важнейшая функция склада, однако далеко не единственная. Помимо нее на складе осуществляются следующие работы:

      • Приемка.
      • Отгрузка.
      • Переупаковка.
      • Маркировка.
      • Дополнительная сборка.
      • Подготовка груза к отправке.
      • Хранение.
      • Формирование ассортимента для отправки.
      • Обеспечение бесперебойности производства.

      Информационные системы управления складом

      Для того, чтобы склад работал быстро и эффективно, можно внедрять в его работу различные информационные системы.

      WMS (Warehouse Management System) – система управления складом, которая подразумевает использование технологии автоматической идентификации для адресного хранения и удаленного управления сотрудниками. С ее помощью, влияние человеческого фактора на складские процессы значительно снижается, а так же повышается скорость выполнения заказов и точность данных по хранимой продукции.

      Оператор получает задание из системы, куда нужно переместить груз или откуда его забрать. Используя штрих-кодирование, информация заносится в базу, где потом становится видно – куда перемещена паллета, что на ней находится и в каком количестве. Наиболее часто оборачиваемый или используемый товар располагается на самых ближних полках для быстрого изъятия с мест хранения в требуемый момент времени. Тяжелые и нечасто используемые материалы распределяются на дальние и нижние места в зоне хранения склада.

      Разделяют 3 основных вида WMS систем:

      • Системы с набором стандартных опций, без дополнительных услуг. Ими пользуются, как правило, небольшие компании.
      • Системы, создающиеся под заказ в соответствие с требованиями клиента. Ориентация таких систем идет на крупные склады со сложной технологией выполнения операций.
      • Адаптируемые системы, ориентированные на крупные и средние компании, владеющие складскими комплексами со сложными технологическими процессами.

      Осуществление автоматизации склада с помощью системы WMS – серьезный вопрос, к решению которого требуется отнестись очень ответственно. Только адаптируемые системы способны подстраиваться под новые требования пользователя. При возникновении необходимости в использовании дополнительных функций WMS системы (например, функция шпион позволяет с помощью камер видеонаблюдения в любой момент увидеть из офиса, чем занимается сотрудник склада), компании, которые купили базовую версию, становятся вынужденными покупать новую, т.к. данная версия не может быть обновлена или дополнена. В результате теряется огромное количество денег, которых полученная экономия не может перекрыть. Возникновение подобных ситуаций подразумевает то, что складская логистика работает недостаточно эффективно.

      Упаковка в логистике складирования

      Упаковка

      Транспортировка и хранение любого груза невозможно без упаковки и тары.

      Упаковка в логистике несет множество важных функций:

      1. Защитные. Правильно подобранная упаковка защищает товар от влияния внешней среды на всех этапах транспортировки и складирования;
      2. Складские, транспортные и манипуляционные. Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать процесс погрузки-разгрузки товара, а также быть универсальной формы для удобного складирования, иметь конструкцию, способствующую удобным манипуляциям с грузом (ручки, вешалки, пазы);
      3. Информационные. На упаковку могут наносить информацию о наименовании товара и его изготовителе, транспортную маркировку и штрихкод;
      4. Утилизационные. Вторичное использование упаковки и ее утилизация тоже входят в систему логистики грузов.

      Тара — это разновидность упаковки для предотвращения повреждений товара при транспортировке, погрузке, складировании и разгрузке. Например: ящики, бочки, контейнеры.

      • По материалам: из дерева, металла, стекла, комбинированная;
      • По габаритам: крупногабаритная, малогабаритная;
      • По времени использования: одноразовая, возвратная, оборотная;
      • По крепости: жесткая, мягкая, полужесткая;
      • По устройству: неразборная, складная, разборная, разборно-складная;
      • По свойствам: сохраняющая температуру, сохраняющая давление, негерметичная;
      • По возможности доступа: открытая, закрытая;
      • По конструктивному назначению: транспортная; потребительская.

      Современная складская логистика в России

      В настоящее время в нашей стране развитию отрасли складской логистики препятствуют:

      • Отсутствие квалифицированных кадров;
      • Слабая инфраструктура логистики;
      • Устаревшие технологии складской логистики;
      • Непонимание руководством проблем своего предприятия;
      • Отсутствие знаний в области управления складами.

      Однако рост на услуги складов растет с каждым годом, а значит есть хороший стимул для развития отрасли. Управление складской логистикой нельзя недооценивать — это очень кропотливый труд, требующий постоянного внимания. Ни один, даже самый маленький склад, не сможет существовать без руководства над его процессами. Необходимо взращивать грамотных руководителей складской логистики. Тогда вполне вероятно, что в России в скором будущем будут достигнуты мировые стандарты складской логистики.

      Источник: vidotip.com

      Рейтинг
      Загрузка ...