При необходимости проведения строительных работ по капремонту зданий и сооружений у специалистов и бухгалтеров возникает множество вопросов: какие виды работ могут осуществляться в рамках капремонта и какие относятся уже к модернизации, какой необходимый алгоритм действий в том и другом случаях и как правильно отразить расходы на эти работы в бухучете. Помочь разобраться в этих вопросах и не только в них поможет данный материал.
1. Как определить, к какому типу работ отнести строительные работы
В ходе эксплуатации объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений, происходит их износ и разной степени утрата первоначальных свойств. Что требует проведения восстановительных и ремонтных работ, в результате которых могут измениться их характеристики. Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения приведены в приложении 5 к Инструкции N 37/18/6.
Что касается строительной деятельности, то определить, к какому типу отнести предполагаемые к выполнению виды работ (к текущему или капитальному ремонту, реконструкции или модернизации), необходимо еще на этапе планирования. От этого зависит правильное определение объекта строительства и состав необходимой документации (при необходимости разрешительной, предпроектной и проектной).
НЕВЕРОЯТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЫСТРОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМОВ
На начальном этапе бюджетной организации необходимо исходить из того, по какой причине необходимо выполнение строительных работ, их видов и изменений, которые должны произойти по окончании их выполнения. В случаях, когда здания и сооружения требуют значительного ремонта, наиболее часто бюджетные организации прибегают к таким типам строительных работ, как капитальный ремонт либо модернизация.
Законом N 300-З дано определение капитального ремонта — совокупность работ по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Закона N 300-З).
При этом определение модернизации как самостоятельного термина в законе не приводится. Модернизация в строительной деятельности рассматривается как элемент реконструкции, проводимой в существующих габаритах — совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований (п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005, утв. приказом Минстройархитектуры от 18.07.2005 N 172).
При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замена отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (примечание к п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005).
6 крутых технологий быстрого строительства, о которых вы не знали
Согласно разъяснениям Минстройархитектуры, виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются на основании:
— проектной документации, разрабатываемой на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос;
— ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утв. приказом от 15.07.2010 N 267 (согласно приложениям А — Г).
Справочно
Декретом N 7 введен термин «техническая модернизация». Согласно письму Минстройархитектуры от 24.12.2019 N 02-3-05/17228 он введен с целью расширения термина «техническое переоснащение» путем расширения перечня работ, выполнение которых осуществляется при замене (установке нового) технологического оборудования только на производственных объектах.
Справочно
Административная ответственность за нарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предусмотрена гл. 22 КоАП.
2. Классификация расходов на проведение СМР по капитальному ремонту и модернизации
Расходы на капитальный ремонт всех видов зданий, помещений, сооружений (за исключением капитального ремонта и модернизации жилищного фонда организаций, не являющихся бюджетными организациями), объектов инженерной инфраструктуры, расходы на оплату работ по модернизации объектов, работ, выполняемых при реставрации историко-культурных ценностей, а также работ по реконструкции отдельных конструктивных элементов, включенных в сводку затрат на проведение капитального ремонта объекта, отражаются по подстатье 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации расходов бюджета. В данную подстатью включаются также расходы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и модернизацию объектов (подп. 48.3 п. 48 Инструкции по экономической классификации расходов бюджета N 208).
Таким образом, финансирование и оплата всех видов строительных работ, связанных с проведением как капитального ремонта, так и модернизации зданий и сооружений, осуществляется по указанной подстатье.
3. Процедура закупки в строительстве: изменения с 1 июля 2021 г.
С 1 июля 2021 г.:
1) истек срок действия Указа N 223 (ч. 3 п. 6 Указа N 223);
2) постановление Совмина от 31.01.2014 N 88 не может применяться при осуществлении госзакупок для строительства (абз. 1 постановления от 31.01.2014 N 88);
3) проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом N 419-З.
По разъяснениям МАРТ, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., т.е. в соответствии с Указом N 223 и постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 (ч. 4 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).
В соответствии с Законом N 419-З госзакупка осуществляется получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 419-З).
Таким образом, бюджетная организация как получатель бюджетных средств является заказчиком при госзакупках в строительстве. Согласно позиции МАРТ именно заказчик и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств. Генподрядчику, получившему денежные средства в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, руководствоваться нормами законодательства о госзакупках не требуется (ч. 10 — 12 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).
4. Алгоритм действий и отражение стоимости СМР в учете
Сравнение алгоритмов действий и отражение стоимости СМР в бухучете при капитальном ремонте и модернизации читайте в ilex.
Источник: ilex.by
Особенности отнесения СМР к определенному виду инвестиционной деятельности: капитальному и текущему ремонту, реконструкции (модернизации)
В связи с этим немаловажным вопросом является грамотная эксплуатация зданий и сооружений, принятие своевременных мер по поддержанию объектов в исправном состоянии, требующих, в том числе, выполнения различных строительных работ, а также правильной их квалификации и документального оформления хозяйственных операций.
В практической деятельности организаций связи с этим зачастую возникают вопросы отнесения выполняемых строительно-монтажных работ к определенному их типу: капитальному и текущему ремонту, реконструкции (модернизации).
Очевидно, что данный вопрос должен решаться организациями на первоначальных стадиях выполнения работ, так как имеются различия в формировании как разрешительного пакета документов, проектно-сметной документации, так и в учете затрат, налогообложении и составе первичной оперативной и бухгалтерской отчетности.
Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов при определении типа выполняемых строительных работ может привести к применению к организациям мер ответственности, в частности, наложению штрафных санкций в значительных размерах.
С целью правильного применения требований законодательства, предотвращения неблагоприятных финансовых последствий по нарушениям при определении типа выполняемых работ и их отражении по данным бухгалтерского учета к рассмотрению представлен анализ типичных ситуаций по данному вопросу.
Условия, учитываемые при отнесении выполненных работ к определенному типу
Вопросы отнесения строительных работ к определенному типу регламентируются рядом нормативных документов.
Так, определение понятий «ремонт», «реконструкция», «модернизация» содержится в документах системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, в частности, в техническом кодексе установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства от 18.07.2005 № 172.
Различные условия эксплуатации как зданий в целом, так и их конструктивных элементов обусловливают разные условия их содержания и обслуживания, требования к характеристикам конструктивных, технических, эстетических качеств объекта и различную периодичность профилактических и ремонтных работ.
Для правильного определения типа выполняемых работ организациям следует учесть ряд факторов, определяющих назначение объекта, причины и необходимость проведения ремонтных работ, сроки эксплуатации зданий (их конструктивных элементов) и формирование набора предполагаемых к выполнению работ.
Данные вопросы определены техническим кодексом установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005), утвержденным приказом Минстройархитектуры от 10.10.2005 № 262 (далее — ТКП 45-1.04-14-2005), и техническим кодексом установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007), утвержденным приказом Минстройархитектуры от 17.09.2007 № 286 (далее — ТКП 45-1.04-78-2007).
Кроме того, приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267 утвержден технический кодекс установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)) (далее — ТКП 45-1.04-206-2010). Документом определен Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонтах, модернизации зданий и сооружений и реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей, который приведен в приложениях А-Г ТКП 45-1.04-206-2010.
Также в п. 4.7 этого ТКП закреплено, что отнесение работ, не указанных в приложениях, к видам ремонта или модернизации должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией в соответствии с разделом 3 ТКП 45-1.01-4-2005 и настоящим техническим кодексом.
Для производственных зданий при принятии решения о типе выполняемых работ следует руководствоваться Перечнем основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений, приведенным в приложении К ТКП 45-1.04-78-2007, а для работ по реконструкции (модернизации) — в разд. 3 ТКП 45-1.01-4-2005.
Рассмотрим применение вышеуказанных положений в конкретных практических ситуациях.
В результате обследования здания установлены отдельные дефекты и повреждения конструктивных элементов здания. Планом проведения мероприятий их устранение намечено на различные периоды с учетом характеристик повреждений, возможности нормального функционирования здания и наличия денежных средств. Кроме того, в данном здании проводилась установка нового технологического оборудования.
В различные периоды выполнены следующие работы: замена покрытий пола, окраска стен и потолков, замена дверных и оконных блоков, монтаж подвесных потолков, ремонтные работы по кровле и другие.
На практике у организаций нередко возникает вопрос: каким образом следует учитывать расходы по данным работам (в целом или исходя из отнесения их к различным типам: ремонту и модернизации)?
Рекомендации по решению вопроса
При анализе вышеописанной ситуации следует отметить, что основными критериями при принятии решения являются причина выполнения этих работ, виды работ и изменения, произошедшие по окончании выполнения работ.
Так, если основной причиной выполнения работ явилось установление нового технологического оборудования, проводились демонтажные и другие работы, что привело к изменению количества и площади помещений, вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них, то данные работы в комплексе следует отнести к реконструкции.
Если же выполнение работ проводилось для восстановления утраченных в процессе эксплуатации качеств при отсутствии вышеназванных условий, то исходя из видов работ их можно анализировать отдельно.
Так, при выполнении работ по подвесным потолкам в административном здании следует учесть, что в зависимости от факта их наличия и фактически выполняемых работ:
— к текущему ремонту относится «А.10 восстановление потолков, в том числе подвесных отдельными местами» (пункт 1 раздела приложения А ТКП 45-1.04-206-2010);
— к капитальному ремонту относится «замена подвесных потолков» (пункт 25 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010);
— к модернизации относится «устройство новых подвесных потолков» (пункт 14 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010).
При выполнении работ по кровле их квалификация должна проводиться с учетом следующих условий.
К текущему ремонту в жилых и общественных зданиях относят «ремонт (частичную замену, не более 50 % включительно) отдельных участков кровель или покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям» (пункт 5 раздела А.4 приложения А ТКП 45-1.04-206-2010).
К текущему ремонту в производственных зданиях относят «ремонт (частичную замену) участков кровель, покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям (до 10 % площади)» (пункт 4 раздела 6 приложения К ТКП 45-1.04-78-2007).
К капитальному ремонту в жилых и общественных зданиях относят «полную замену кровли или покрытия кровли, а также замену более 40 % площади кровли здания, в том числе с применением новых материалов» (п. 14 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010);
К капитальному ремонту в производственных зданиях относят частичную (более 10 % общей площади) или полную замену кровли (п. 2 раздела 6. приложения К ТКП 45-1.04-78-2007).
Аналогичный анализ по количественным (процент площади, процент общего количества) и качественным (процент износа) характеристикам конструктивных элементов следует проводить и по другим выполняемым работам.
Кроме того, следует обратить внимание организаций на то, что в соответствии с положениями ТКП 45-1.04-206-2010 работы, в отдельности относимые к текущему ремонту, но сопутствующие другим типам работ, относятся в целом к этому другому типу работ (к капитальному ремонту — п. 35 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010, к модернизации — п. 35 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010).
В соответствии с дефектным актом при проведении осмотра объекта установлено, что стены фасада здания имеют неровную поверхность, требуют оштукатуривания и покраски. Комиссией организации предложено для уменьшения оштукатуривания площади стен применить использование теплоизоляционных плит с дополнительным армирующим слоем на высоту до 2,5 м.
Предметом договора строительного подряда по выполненным в июне–июле 2010 года работам являлось «наружное утепление стен методом «термошуба» цеха булочных изделий». В соответствии с вышеназванным договором выполнены работы по одной из стен здания.
По техническому паспорту данного здания оно является одноэтажным и включает как производственную, так и учрежденческую площадь. Здание эксплуатируется с 1944 года и в течение периода его эксплуатации работы по утеплению стен данного здания не проводились.
Рекомендации по решению вопроса
Оценивая выполненные на объекте работы, следует отметить, что система «термошуба» относится к легкой системе утепления, применяется для тепловой изоляции стен различной конструкции и обеспечивает:
— нормативные значения сопротивления теплопередаче ограждающей конструкции;
— нормативные значения сопротивления паропроницанию ограждающей конструкции;
— защиту ограждающей конструкции от атмосферных воздействий;
— улучшение эстетического восприятия фасадов.
В соответствии с пунктом 4 разделом 2 «Стены и колонны» приложения К ТКП 45-1.04-78-2007 к капитальному ремонту элементов производственных зданий относится только «защита от шума и вибрации, устранение сырости, повышенной воздухопроницаемости и утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях», то есть все более масштабные работы относятся к реконструкции или модернизации.
В соответствии с пунктом 8 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010 к модернизации элементов жилых и общественных зданий относится «доведение всех элементов здания до современных нормативных требований по термическому сопротивлению (тепловая модернизация)».
Таким образом, в общем случае проведение работ методом «термошуба» преду-сматривает теплоизоляцию и наружное утепление стен и, при условии выполнения работ по всему конструктивному элементу (стена) и улучшению тепловых параметров, должно квалифицироваться как «модернизация».
В то же время в соответствии с дефектным актом применение этого метода не ставило целью утепление стен, а было применено «для уменьшения оштукатуривания площади стен».
В данной ситуации принятие правильного решения по квалификации типа выполненных работ возможно лишь при наличии теплотехнических расчетов сопротивления теплопередаче, паропроницанию и воздухопроницанию ограждающих конструкций с использованием системы «Термошуба» до и после выполнения работ, которые укажут на изменение (неизменение) теплоизоляционных параметров здания и их соответствие нормативным требованиям.
Таким образом, при наличии обоснования (расчета) о неизменении теплоизоляционных параметров здания и их соответствии нормативным требованиям и до проведения работ выполненные строительные работы на объекте могут быть отнесены к ремонту, в противном случае — к модернизации.
Меры ответственности при нарушении законодательства при определении типа выполняемых работ
Неправильное определение типа выполняемых работ может привести к отсутствию необходимой разрешительной, проектно-сметной и прочей строительной документации, а также нарушениям в ценообразовании строительных работ.
Так, в соответствии со статьей 21.3 Кодекса об административных нарушениях (далее — КоАП) к субъектам хозяйствования и их должностным лицам могут быть применены санкции за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (невыполнение обязательных требований при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры) в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — от 25 до 100 базовых величин.
Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 150 % от суммы завышения (статья 21.7 КоАП). При совершении тех же деяний заказчиком на него будет наложен штраф в размере от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 50 % от суммы завышения.
В статье 21.19 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере строительства, в частности, за отсутствие либо ненадлежащее оформление проектно-сметной документации. Так, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 300 базовых величин.
С. П. Манюк, начальник отдела ЦС и ТК РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»
Источник: bsc.by
Виды строительства по ткп
4.9
Строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в т.ч. оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.
Отнесение работ к тому или иному виду строительства происходит на стадии разработки проектной документации.
Вопросы отнесения работ к определенному виду строительства и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, системам инженерного оборудования ремонтируемых, модернизируемых, реконструируемых зданий и сооружений регулируются ТКП 45-1.04-206-2010.
Примерный перечень работ по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы приведен в Инструкции № 7/41/5.
Виды ремонтных работ и их объем определяются в соответствии с дефектным актом формы С-1.
Перечни видов работ по текущему ремонту жилищного фонда в зависимости от источников финансирования установлены постановлением № 5.
Отнесение работ к тем или иным видам, не указанным в приложениях и не противоречащих разделу 3 ТКП 45-1.01-4-2005, должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией.
Источник: smetnoedelo.by