Стоимость проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги составила 315,9 млрд руб. В 2019 г. она подорожала на 2,6 млрд руб., говорится в материалах, опубликованных Счетной палатой России.
«Тем самым правительство ненадлежащим образом выполняет поручение президента о принятии мер для недопущения увеличения стоимости реализации проекта», – сделал вывод по итогам проверки аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. По его словам, сроки завершения работ по трем пусковым комплексам перенесли на 2020 г., еще по одному комплексу и отдельным объектам — на 2021 г. По подсчетам «Автодора», для завершения строительства трассы потребуется 14,8 млрд руб. Это дополнительные обязательства федерального бюджета на переустройство магистральных газо- и нефтепроводов, строительство транспортных развязок, создание системы взимания платы и др. Как отмечает Богомолов, положительные заключения госэкспертизы на проектную документацию по этим объектам до сих пор не получены.
Всего же с начала реализации проекта на него потратили 186,5 млрд руб. Это средства фонда национального благосостояния (81 млрд руб.), субсидии (69,9 млрд руб.) и вложения инвесторов (33,8 млрд руб.). К началу 2020 г. «Автодор» принял и оплатил работы в рамках долгосрочных инвестиционных концессионных соглашений на 143,1 млрд руб. Счетная палата при проверке также выявила нарушения при закупке товаров, работ и услуг, ведении бухгалтерского учета и ненадлежащий контроль за соблюдением условий концессионных соглашений по инвестициям на 9 млрд руб.
Всё о Центральной Кольцевой Автомобильной Дороге | Своими глазами
Строить новую кольцевую автодорогу начали в 2014 г., она должна стать альтернативной Московской кольцевой автодороге трассой. Общая ее протяженность — 520 км. За ходом реализации проекта следит оперативный штаб правительства России. Он утвердил единый график ликвидации отставания, соблюдение которого оценивается еженедельно. По оценке Богомолова, такой подход дал свой результат, темпы строительства выросли. «При сохранении таких темпов производства работ существует высокая вероятность ввода указанных объектов в эксплуатацию в установленные сроки», – считает аудитор. Сдать дорогу планируется к середине 2021 г.
Источник www.vedomosti.ruИстория создания и характеристики ЦКАД
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 июля 2021 года президент России Владимир Путин примет участие в церемонии открытия заключительного участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой трассе.
История
К началу 2000-х годов из-за возросших транзитных и местных автомобильных потоков практически исчерпалась пропускная способность основных кольцевых дорог Москвы и Подмосковья — Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), Московского малого кольца (А-107, «бетонка») и Московского большого кольца (А-108, «большая бетонка»). Существенно расширить последние две дороги на всем их протяжении невозможно, так как они проходят через населенные пункты. 30 декабря 2003 года правительство Московской области приняло постановление «Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области», согласно которому первоочередной задачей в области транспорта было строительство нового кольцевого обхода Москвы, получившего название ЦКАД. Впоследствии будущей дороге был присвоен учетный номер А-113, который прежде носил участок Иваново — Кострома трассы Р-132 «Золотое кольцо».
Строительство ЦКАД 08.20 с высоты [aerial survey]
В 2005 году началось резервирование земель под магистраль. В том же году замминистра транспорта России Александр Мишарин сообщил, что проезд по ЦКАД планируется сделать платным.
20 ноября 2006 года концепция инвестиционного проекта трассы была одобрена Министерством транспорта. Тогда предполагалось, что 50% строительства будет оплачено из Инвестиционного фонда России, остальные средства поступят из бюджета Подмосковья и от частных инвесторов. Предпроектные работы начались в 2008 году. Однако тогда реализации помешал мировой финансовый кризис: в декабре 2009 года губернатор Московской области Борис Громов сообщил, что «планы, связанные с ЦКАД, сдвинуты», поскольку на это «нет денег». Тем не менее работы по подготовке к строительству начались в 2011 году.
Проектирование трассы было активизировано в 2012 году после принятия решения о расширении границ Москвы (из-за этого часть ЦКАД оказалась на территории столицы). 12 апреля 2012 года президент России Дмитрий Медведев поручил государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), правительствам Москвы и Московской области завершить разработку проектной документации.
21 июня 2013 года в ходе Петербургского международного экономического форума глава государства Владимир Путин сообщил, что на прокладку ЦКАД будут направлены средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) России.
26 августа 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заложили капсулу на месте начала работ (на участке дорожной развязки на пересечении трасс М4 «Дон» и А107 в городском округе Домодедово). В 2015 году началось строительство на первоочередных участках.
Характеристики
Проект ЦКАД предполагает пять пусковых комплексов (ПК). В 2017-2021 годах запущено движение по трем из них:
— №3 (от М-11 «Нева» до М-7 «Волга»);
— №4 (от М-7 «Волга» до М-4 «Дон»);
— №5 (от отметки 11 км трассы А-107 рядом с М-3 «Украина» до М-10 «Россия»);
— также запущено 7-километровое соединение участков №3 и №5 (от М-10 «Россия» до М-11).
Пусковой комплекс №1 от М-4 «Дон» до съезда на А-107 перед Киевским шоссе открывается в полном объеме 8 июля 2021 года. Общая длина этих четырех ПК — 336,5 км. Они проходят параллельно Московскому малому кольцу или вблизи него, в 50 км от МКАД, в обход населенных пунктов. Исключением является участок к западу от Москвы (комплекс №5): из-за отсутствия свободного места 76-километровый участок «бетонки» реконструирован с возведением новых мостов, развязок и обходов населенных пунктов. Проезд по нему останется бесплатным.
Расчетная скорость движения — до 140 км/ч. Действующее ограничение — 110 км/ч (за исключением бесплатного участка). На всем кольце трасса имеет от четырех и более полос.
Будущее
После 2025 года планируется начать строительство ПК №2: это обходной участок «бетонки» к западу от Москвы, ЦКАД пройдет там вдоль Московского большого кольца (порядка 100 км от МКАД). При этом на северо-западе участок новой дороги замкнут не будет: чтобы вернуться от «большого полукруга» к северному участку кольца, потребуется свернуть на платную трассу М-11 «Нева». Также отложено сооружение второго участка комплекса №1 (связующее звено с комплексом №2). После сдачи в эксплуатацию второго комплекса общая протяженность ЦКАД составит 520 км.
Помимо ПК №2 планируется построить еще несколько новых участков на ПК №5, самым проблемным из которых является путепровод через смоленское направление железной дороги и обход деревни Малые Вяземы. Также еще не построены до конца развязки ЦКАД с М-11, Новорязанским шоссе.
Всего проект всех участков трассы предусматривает 34 развязки, 278 мостов, путепроводов и эстакад.
Средняя интенсивность движения к 2030 г. ожидается на уровне 44,4 тыс. автомобилей в сутки.
ЦКАД позволит создать около 200 тыс. новых рабочих мест в Москве и Подмосковье. Также ЦКАД станет ключевым элементом международного транспортного коридора Европа — Западный Китай.
Договоры и концессии
Строительство первых четырех пусковых участков ЦКАД ведется на основе частно-государственного партнерства: по долгосрочным инвестиционным или концессионным соглашениям.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 7 июля 2011 года ЦКАД находится в доверительном управлении у ГК «Автодор». За пусковой комплекс №1 отвечает «Крокус интернешнл», ПК №3 построен ГК «Автобан», ПК №4 — ООО «Юго-восточная магистраль» (ГК «Автобан» и Российский фонд прямых инвестиций с участием зарубежных компаний). За ПК №5 отвечает ООО «Кольцевая магистраль» при участии ООО «ИФСК «АРКС».
Стоимость проекта
Стоимость строительства по пусковым комплексам №1, 3, 4 и 5 — 341,2 млрд рублей. Около 25% финансирования обеспечили частные инвесторы, 75% — государство (часть денег взята из ФНБ РФ). 10 млрд рублей на пусковой комплекс №3 выделил Евразийский банк развития.
Запуск движения
Первым бесплатным участком ЦКАД, открытым для движения 10 ноября 2017 года, стал обход Звенигорода и мост через Москва-реку (3,6 км), входящий в состав ЦКАД-5. К декабрю 2020 года на этом комплексе открыто движение от Можайского до Новорижского шоссе.
11 ноября 2020 года был запущен первый участок ЦКАД-3 протяженностью 105,9 км. Он соединяет платную трассу М-11 Москва — Санкт-Петербург «Нева», Дмитровское шоссе (через развязку в районе деревни Старо в Дмитровском городском округе), Ярославское и Горьковское шоссе.
28 декабря целиком открылся для движения ЦКАД-4 (96,9 км) между М-7 «Волга» и М-4 «Дон». Также частично открылся ЦКАД-1 (23,8 км от М-4 до пересечения с А-170 в районе Симферопольского шоссе), заработали новые участки ЦКАД-5 (41,4 км). Кроме того, соединены ЦКАД-3 и ЦКАД-5 (протяженность участка 7,8 км).
8 июля 2021 года будет сдан последний (до запуска движения по ПК №2) 25-километровый участок ЦКАД между Симферопольским и Киевским шоссе, а также развязка на пересечении с М-10 «Россия».
Тарифы
На ЦКАД впервые в России применена безбарьерная система оплаты проезда (free flow, «свободный поток»). Специальные рамки считывают регистрационные знаки или данные с транспондеров. В первом случае водителю необходимо оплатить проезд заранее или внести постоплату в течение пяти суток. Во втором случае сумма списывается со счета транспондера. Система позволяет фиксировать факт проезда на максимальной разрешенной скорости.
Общая стоимость проезда по всем платным участкам, открытым до 8 июля 2021 года, составляет от 639 рублей (для легковых автомобилей с транспондером) до 3 тыс. 540 рублей (для тяжелых грузовиков без транспондера). Тарифы на проезд от Симферопольского шоссе до съезда на А-107 перед Киевским шоссе еще не опубликованы.
Штраф за неоплату проезда составляет 2,5 тыс. рублей для легковых автомобилей, 5,5 тыс. рублей — для грузовых. При этом у водителя будет возможность оплатить проезд в течение двух месяцев после официального оповещения о нарушении. В случае, если плата так и не будет внесена, автомобилист оплатит и штраф, и стоимость проезда.
Источник tass.ruПроект ЦКАД подорожал еще на 20 млрд руб.
Правительство утвердило увеличение бюджета, выделяемого на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг столицы. На проект уйдет еще более 20 млрд руб., из них 15,76 млрд руб. выделит бюджет, следует из постановления правительства.
Таким образом, общая стоимость строительства трассы вокруг столицы выросла с 320,6 млрд до 341,2 млрд руб. В строительство дополнительно вложатся и частные инвесторы — сумма их финансовых обязательств увеличена на 4,86 млрд.
В документе отмечается, что источники и объемы финансирования проекта могут быть дополнительно уточнены после получения данных госэкспертизы каждого из пусковых комплексов.
Что такое ЦКАД
ЦКАД — новое кольцо вокруг Москвы протяженностью 344 км. На платной основе будут эксплуатироваться участки пусковых комплексов № 1, 3 и 4 общей длиной 251,3 км, или 74,1% от общей продолжительности ЦКАД. Этот проект был утвержден правительством еще в 2001 году. Его заказчиком от государства выступила госкомпания «Автодор».
Генподрядчиком первой секции стал «Крокус Интернэшнл» Араза Агаларова, пятой — «Кольцевая магистраль» (группа АРКС). Третий участок получила Автодорожная строительная корпорация (принадлежит ГК «Автобан»), четвертый — «Юго-восточная магистраль» (консорциум ГК «Автобан» и РФПИ).
В начале строительства стоимость ЦКАД оценивалась в 300 млрд руб., однако из-за многочисленных нарушений и задержек она выросла более чем на 40 млрд руб. В 2018 году Счетная палата выявила нарушения практически на каждом участке по части сроков выполнения работ, организации строительства, принятия выполненных работ и выплаты авансов заказчиком. Хотя в паспорте проекта указывалось, что объекты должны быть сданы с 2014 по 2018 год, на начало 2018 года строительная готовность на различных участках ЦКАД была от 0 до 66%.
15 октября 2018 года Владимир Путин поручил Счетной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету проверить обоснованность удорожания ЦКАД и ход выполнения госконтрактов. По итогам проверки Счетная палата назвала причинами срыва сроков низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Ведомство пришло к выводу, что сдать ЦКАД раньше 2021 года не получится. Из-за нарушения сроков строительства бюджету пришлось выделить дополнительно 20 млрд руб., чтобы возместить потери концессионеров.
Источник www.rbc.ru