110 лет назад – в ночь на 15 апреля 1912 года – трансатлантический колосс «Титаник», вышедший в первый рейс, потерпел крушение на подходе к США. Столетие спустя документы, которые после трагедии были засекречены, начали обнародовать.
Появляются новые детали, которые меняют представление о случившемся. Обыватели знают о крушении корабля благодаря фильму Джеймса Кэмерона, но в картине больше внимания уделяется судьбе персонажей, а не самому происшествию. Подробнее о катастрофе, которая унесла жизни 1,5 тыс. человек, – в материале 24СМИ.
Серия «Олимпик»
История «Титаника» началась 115 лет назад, в 1907 году, когда британская компания «Уайт Стар Лайн» вложила деньги в строительство трех однотипных трансатлантических лайнеров. Работа кипела на верфи в Северной Ирландии, где инженеры и рядовые трудяги корпели над океанскими колоссами.
Начало XX века связано с подъемом пассажирского морского транспорта. На рынке появлялись компании, которые боролись за клиентов, предлагая быстрые корабли с высоким сервисом. Трансатлантические путешествия набирали популярность, поэтому предприимчивые бизнесмены спешили удовлетворить спрос и заработать.
КАК СТРОИЛИ ТИТАНИК. РЕДКИЕ КАДРЫ ФОТО И ВИДЕО
У «Титаника» были два «брата», которые получили меньшую известность, – «Олимпик» и «Британник». Сначала построили «Титаник» и «Олимпик», а затем на воду спустили «Британник». Лайнеры обладали однотипными характеристиками, но судьба у всех разная.
«Олимпик» четыре раза выходил в рейсы, которые заканчивались благополучно. Не повезло в пятом плавании, когда корабль столкнулся с крейсером «Хоук». Судно получило 12-метровую пробоину и закончило рейс, не успев его толком начать.
Лайнер отремонтировали и вернули на трансатлантическую линию. Бороздил Атлантический океан «Олимпик» как гражданское судно до начала Первой мировой войны. В годы общеевропейского конфликта корабль приспособили под нужды армии: перекрасили в маскировочные цвета, оснастили шестидюймовыми орудиями и присвоили имя «Т-2810».
За время войны «Олимпик» перевез через океан 119 тыс. бойцов, четыре раза подвергался нападению подводных лодок, но дожил до окончания конфликта. После войны лайнер продолжил обслуживать гражданский рынок. Корабль ставили на реконструкцию, в ходе которой переоборудовали двигатель: вместо угля начали использовать мазут в качестве топлива.
Судно курсировало по Атлантике до 1924 года, когда произошла авария: корабль врезался в лайнер «Святой Георгий». После ремонта «Олимпик» продолжили эксплуатировать, но с годами появлялись проблемы технического плана. В 1934-м корабль налетел на плавучий маяк у побережья Канады, что привело к гибели семи членов экипажа последнего.
В 1935 году «Олимпик» сняли с трансатлантической линии и отправили в Шотландию, где его разобрали на запчасти и металлом. Лайнер более 500 раз пересек Атлантику и запомнился пассажирам как быстрое и комфортабельное судно. Некоторые детали корабля продали с молотка: части судна пополнили частные коллекции или стали декором для ресторанов.
100 Лет Спустя Ученые Вернулись на Титаник, То Что Они Нашли Поражает
Судьба «Британника» сложилась так же трагически, как и у «Титаника». Корабль строили для гражданских нужд, но на воду спустили в разгар войны. Поэтому судно переоборудовали для медицинских целей. В 1916 году корабль подорвался на мине в проливе Кеа, вблизи Греции. На дно лайнер ушел за 55 минут, но этого времени хватило, чтобы спасти экипаж.
«Титаник» – трансатлантический колосс
Говоря о трех кораблях «Уайт Стар Лайн», вспоминают прежде всего «Титаник», судьба которого стала основой для голливудских кинокартин. Британские мастера построили однотипные лайнеры, которые обладали аналогичными характеристиками. С годами в процессе реконструкций океанские колоссы получали особенности, отличавшие их друг от друга.
«Титаник», высота которого сопоставима с 11-этажным домом, восхищал и вызывал трепет в сердцах обывателей. На момент спуска на воду корабль, длина которого равнялась четырем городским кварталам, считался самым большим в мире на тот момент.
Основные характеристики парохода:
- длина – 268,98 м;
- ширина – 28,2 м;
- водоизмещение – 66 тыс. т (при полной загрузке);
- 29 котлов, 159 угольных топок;
- мощность двигателя – 55 тыс. л. с.;
- 3 винта по 75 оборотов;
- скорость – 23 узла (42 км/ч);
- топливо – 825 т угля в сутки.
Корпус корабля сделали из стали. В прессе продвигали сведения, что судно невозможно потопить: трюм и нижние палубы, поделенные на 16 отсеков с герметичными дверями, а также двойное дно, делали лайнер безопасным для дальних путешествий. Фото корабля публиковались на первых полосах газет.
«Титаник» / Фото: wikimedia.org
Пресса формировала мнение общественности, люди жаждали стать пассажирами первого рейса. Вместимость корабля составляла 2556 человек.
Команда и пассажиры – погибшие и выжившие
Путешественников размещали в каютах, которые делились на три класса. Первый отвели для элиты – бизнесмены, аристократы, миллионеры. Билет стоил $3,3 тыс. ($98 тыс. в 2022-м с учетом инфляции). Второй класс предназначался для представителей средних слоев. В третьем классе размещали нищих эмигрантов, которые едва добыли $35 ($1 тыс.), чтобы купить билет на «Титаник», добраться до США и начать новую жизнь за океаном.
Руководил экипажем Эдвард Смит, за плечами которого числилось 25 лет капитанского стажа. Смит считал, что плавание на «Титанике» станет жемчужиной его карьеры, которую планировал завершить после рейса. Капитан руководил эвакуацией и оставался на корабле до погружения под воду. Тело моряка спасатели не нашли.
Среди пассажиров, которым не суждено было добраться до США, числятся не только простолюдины, но и представители элиты.
Джон Джейкоб Астор IV считался самым богатым человеком планеты с состоянием $80 млн ($2,3 млрд). 47-летний бизнесмен путешествовал по Европе и Египту с 19-летней женой Мадлен после свадьбы. Во время вояжа девушка забеременела: было решено: ребенок должен родиться в США. Во время крушения Джон утонул, а Мадлен спасли. Через четыре месяца юная вдова родила сына, которого назвали в честь покойного отца.
Судостроитель Томас Эндрюс по итогам плавания должен был сказать, что нужно улучшить в «Титанике». Но бизнесмен погиб, тело не нашли. Свидетели рассказывали, что Эндрюс помогал эвакуировать людей.
Совладелец сети магазинов Macy’s Исидор Штраус с женой Идой плыли из Германии в Нью-Йорк. Бизнесмен отказался садиться в шлюпку до тех пор, пока матросы не спасут всех женщин и детей на борту. Жена миллионера не согласилась покидать лайнер без мужа. Чета усадила в шлюпку свою горничную, но сами супруги не спаслись.
Журналист и писатель Уильям Стед увлекался спиритизмом и прослыл предсказателем после крушения «Титаника». В 1886-м, за 26 лет до трагедии, британец написал произведение, в котором описал похожую историю, приключившуюся с почтовым судном. В рассказе на корабле также не хватало шлюпок, поэтому спаслись не все. Свидетели рассказывали, что Стед помогал женщинам и детям покинуть тонущий корабль, а затем ушел читать.
Всего в результате аварии погибло 1496 человек. Среди выживших значится 712 имен, в числе которых актриса Маргарет Браун, которая после пережитого не потеряла интерес к путешествиям и приключениям: в годы Первой мировой войны женщина помогала раненым солдатам и прожила 20 лет после крушения «Титаника».
Чарльз Лайтоллер служил на лайнере вторым помощником капитана. Моряк сдал пост и собирался отдохнуть, когда почувствовал удар. Офицеров экстренно вызвали на капитанский мостик, где Лайтоллер узнал о судьбе «непотопляемого». Чарльз спасал в первую очередь женщин и детей. Шлюпки уходили в океан полупустые, многие отказывались садиться в лодку, считая «Титаник» более безопасным местом.
Лайтоллер спасся, участвовал в расследовании крушения корабля, воевал в Первую мировую и вызывался добровольцем во Вторую. На своем корабле, рассчитанном на 21 пассажира, эвакуировал 130 солдат из блокированного немцами Дюнкерка.
История катастрофы
Четыре дня с момента отплытия погода посреди Атлантики была ясной, а океан – спокойным. Но 14 апреля судно, двигавшееся со скоростью 22 узла, получило несколько предупреждений об айсбергах от других кораблей. Фиксировались проблемы с рацией, поэтому большая часть сообщений не была принята и обработана. К вечеру холод пронизывал пассажиров, которые выходили на свежий воздух. К 22:00 температура достигла нуля.
В 23:00 судно «Калифорниэн» попыталось предупредить лайнер о массивных айсбергах на пути, но радист прервал радиообмен, занимаясь отправкой сообщений пассажиров. Через 40 минут впередсмотрящий увидел айсберг на пути и передал информацию руководству. Заметили и среагировали поздно – в 23:40 «Титаник» получил обширную пробоину – 6 из 16 отсеков наполнялись ледяной водой.
В полночь конструктор Эндрюс дал неутешительный прогноз: лайнер уйдет на дно. Командир распорядился подготовить шлюпки и приступить к эвакуации, связисты отправляли сигналы бедствия. Корабли принимали SOS, но находились в сотнях километров. Ближе всех оказалось судно «Карпатия» – 93 км. Разогнавшись до рекордных 17,5 узла (32 км/ч) при стандартных 14, корабль поспешил на помощь.
Пока «Карпатия» была в пути, экипаж «Титаника» эвакуировал пассажиров, среди которых царила паника. В 2 часа ночи нос лайнера резко опустился, волна ледяной воды прошла по палубам, забрав с собой десятки человек.
Складная шлюпка D подходит к «Карпатии» / Фото: wikimedia.org
Под воду корабль ушел 15 апреля 1912 года в 2:20 в северной части Атлантического океана, в 600 км от Северной Америки. «Карпатия» прибыла на помощь к 4 часам утра, когда часть пассажиров умерли от переохлаждения.
Причины трагедии
Общественность первые дни не хотела верить, что корабль, прозванный непотопляемым, сгинул в пучине океана. Миф о неуязвимости судна развеяла «Карпатия», которая доставил 712 выживших из более чем 2 тыс. пассажиров «Титаника».
Участок, где затонул лайнер, некоторое время именовали «плавучим кладбищем». С середины апреля по июнь экипажи спасательных кораблей доставали из воды тела погибших пассажиров.
Когда шок отступил, выжившие и их родственники пришли в себя, появились вопросы: почему лайнер, который называли непотопляемым, ржавеет на дне Атлантики? Чтобы получить ответ, организовали два расследования. Первое велось в Британии, второе – в Соединенных Штатах.
Первой причиной крушения назвали погодные условия. Весной 1912-го ледяные глыбы добрались до широт, где обычно не встречались. Капитан не получил сообщений об айсбергах по курсу из-за радистов, которые занимались отправкой сообщений пассажиров I класса.
Безлунная ночь и стремительная скорость (22 узла из 23 возможных) также сыграли трагическую роль. Времени на принятие решения было мало. Некоторые исследователи считали, что «Титанику» было предпочтительнее носом протаранить лед. В таком случае судно осталось бы на плаву и дождалось помощи.
«Гибель „Титаника“», Вилли Штевер / Фото: wikimedia.org
Фатальных ошибок в конструкции корабля не нашли, погибший Эндрюс был оправдан. Капитан Смит, по оценке современников, действовал грамотно в экстренной ситуации и разделил судьбу лайнера. Подозреваемыми стали два человека: директор компании, которая построила корабль, Джозеф Исмей, и капитан «Калифорниэн» Стэнли Лорд.
Исмея обвиняли в давлении на Смита: якобы требовал в рекордные сроки прибыть в Нью-Йорк, пренебрегая безопасностью рейса. Доказательств не нашли, поэтому оправдали. Но карьера Исмея была разрушена.
Лорда винили в бездействии: выяснилось, что «Калифорниэн» был всего в 32 км от терпящего крушения «Титаника». Радист Лорда ушел спать, когда подопечные Смита передавали SOS, а сигнальные ракеты капитан «Калифорниэна» принял за корабль, который просто встал среди льдов, обозначив свое местоположение.
Лорду официальные обвинения не предъявлялись, дополнительная проверка не назначалась. Виновного так и не нашли, спихнув все на глыбу льда, темную ночь и трагическое стечение обстоятельств.
Альтернативные версии
Без преувеличения сказано, что крушение «Титаника» – одна из самых ужасающих и масштабных трагедий XX века. Такие события привлекают внимание обывателей, которые опираются не только на общепринятые теории, но и рассматривают альтернативные гипотезы.
За столетие сложилось несколько неофициальных версий того, что же на самом деле произошло в ночь на 15 апреля 1912 года.
Первая теория гласит, что в угольном отсеке произошел пожар во время отплытия. Экипаж рассчитывал справиться с огнем, но произошел взрыв. Капитан набрал предельную скорость, боясь, что «Титаник» взорвется, поэтому не сбавлял темп, даже когда его предупреждали об айсбергах.
По другой теории, владельцы компании, которой принадлежал корабль, якобы вошли в сговор с немцами для получения страховых выплат.
Днище корабля пробила торпеда подводной лодки, считают сторонники еще одной альтернативной теории. Сюда же относят домысел, что на борту «Титаника» и «Британника» был один и тот же человек, целью которого было подорвать авторитет компании «Уайт Стар Лайн» и обрушить акции на бирже.
Популярные мифы и легенды
Трагедию с «Титаником» не обошли и мифические домыслы. По одной из теорий, некий лорд, увлекавшийся историей Древнего Египта, вез мумию жрицы-прорицательницы. В трюм реликвию не посмели ставить, поэтому поместили на капитанский мостик. Миф гласит, что дух жрицы повлиял на рассудок капитана, который не сбавлял скорость корабля даже тогда, когда понимал, что впереди айсберги.
Нашлось место для версий религиозного толка. Якобы причиной крушения стал антихристианский номер корпуса лайнера – 3909 04. Если написать шестизначный номер на бумаге и отзеркалить, то получится надпись No Pope – «нет папы». Католики так расшифровали послание и не удивились, что «Титаник» потерпел крушение в первом плавании.
Муссируется миф о том, что сигнал SOS «Титаником», отправленный 110 лет назад, получают некоторые современные корабли, которые проходят недалеко от места крушения.
Удивляет и вызывает скепсис история Винни Коутс. Родственники смирились с гибелью девушки, оплакали, прожили долгую жизнь и скончались. В 1990 году, когда Винни должно было исполниться около 110 лет, рыбацкий корабль в 300 км от Исландии поднял на борт женщину на вид чуть старше 30 лет. Она рассказывала, что пережила крушение «Титаника», показала билет на рейс и была одета по моде 1910-х годов. Психиатры осматривали Коутс, но признали ее вменяемой, отметив, что та пережила сильный стресс.
Интересные факты
1. Самой юной спасенной пассажиркой «Титаника» являлась британка Миллвина Дин. На момент крушения ей было два с половиной месяца от роду. Родители девочки приобрели билеты в III классе. Отец Миллвины планировал открыть табачный магазин в США, ради чего продал трактир в Лондоне. Бертрам Дин погиб, а его жена Жоржетта, сын Бертрам и дочь Миллвина спаслись.
Миллвина стала последней живущей пассажиркой «Титаника». Женщина умерла в 2009 году в 97 лет. Прах покойной развеяли над морем с причала, откуда лайнер в 1912-м отплыл в первое и последнее путешествие.
2. Фредерик Флит – впередсмотрящий «Титаника», который заметил айсберг, но было поздно. Моряк эвакуировался в одной шлюпке с Маргарет Браун, но судьба молодого человека сложилась неудачно. К 1936-му мужчина оказался в тяжелом финансовом положении, поэтому работал газетчиком. Друзья Флита вспоминали, что тот страдал от депрессии из-за случившегося в 1912-м.
Фредерик винил себя в гибели пассажиров корабля. В итоге экс-моряк свел счеты с жизнь после смерти жены.
Нос «Титаника» в 2004 году / Фото: wikimedia.org
В оправдание впередсмотрящему исследователи указывают, что айсберг, который стал причиной аварии, был «черным», то есть перевернулся, и в безлунную ночь шанс увидеть его издалека равнялся 1 к 10 тыс.
3. Круизный корабль «Симфония морей» класса Oasis построили в 2018 году во Франции. В сравнении размеров лайнеров уверенную победу одерживает современное судно:
- длина – 361 м;
- ширина – 66 м;
- водоизмещение – 225 тыс. т;
- скорость – 22,6 узла (42 км/ч).
4. «Титаник» не был поднят на поверхность после трагедии. Обломки судна 110 лет лежат на глубине 3750 м. В Северной Ирландии к 100-й годовщине кораблекрушения открыли музей, который призван рассказать историю затонувшего в Атлантике судна и его «братьев» – «Олимпика» и «Британника».
Источник: 24smi.org
История Титаника: Прошлое и Настоящее
Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: «Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль». Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся.
Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть — история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.
Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.
Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.
На фото запечатлена закладка киля Титаника
На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом
А это огромные паровые машины Титаника
Коленвал гиганта
На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих
Вал винта Титаника
Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе
Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду
Корабль-гигант почти сошел со стапелей
Спуск Титаника на воду проходит успешно
Далее Титаник был отбуксирован в док, на фото процесс установки котлов
И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте
Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике.
А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии
Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: «Прямо по курсу айсберг!»… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек
По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…
Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров — известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание
Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти «Титаник» и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра.
Ключника Блэра перевели со службы на «непотопляемом» лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и «Титаник» успел бы поменять курс».
Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей
Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника
На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. — По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, — решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами.
Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они — и Боксхолл, и Роу — остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. — Сэр, — не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, — здесь только белые ракеты! — Не может быть! — изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: — Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике
Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: — Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…
На карте место, где затонул Титаник
Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту — несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету.
Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:
«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, — рассказывал Несс. — Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался — воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной.
Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. — Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, — сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов.
Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться.
Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.
Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали.
Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты.
Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии «Титаника».
Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось — не мы ли были тогда у места катастрофы?
Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не «Калифорнией», а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные.
Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом «Самсоне», имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать?
А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно — молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.
Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям.
Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость.
В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника
Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово «Титаник» стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений.
Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами.
В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки «Титаника» были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса.
В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии «Белая звезда», туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля — молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”
За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины
На этом фото мы видим винт Титаника
Огромный якорь корабля
Один из поршневых двигателей Титаника
Сохранившаяся под водой чашка с Титаника
Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день.
Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..
Источник: lifeglobe.net