1. Нормы устанавливают продолжительность строительства мелиоративных систем, водохозяйственных объектов и объектов сельскохозяйственного водоснабжения.
2. В нормы продолжительности строительства мелиоративных систем включена продолжительность пусконаладочных работ и комплексного опробования мелиоративных систем, включая пробный полив на всей площади оросительной системы с одновременным затоплением всех чеков рисовых систем.
3. Нормами учтено строительство дорог, предусмотренных в составе мелиоративной системы, за исключением дорог, являющихся самостоятельными объектами для развития социально-производственной сферы мелиорируемого района.
4. Продолжительность строительства оросительных систем на просадочных грунтах определяется по норме продолжительности строительства соответствующих оросительных систем на непросадочных грунтах с коэффициентами, приведенными в примеч. 3 к пп. 1 и 2 Норм продолжительности строительства подраздела «Объекты мелиоративных систем и водохозяйственные объекты».
PHD Ш.Муродов Фан:Экономика водохозяйственного строительства.
Распределение капитальных вложений по годам и кварталам строительства определяется проектом организации строительства с учетом специфики производства работ на просадочных грунтах.
Нормами не учтена продолжительность периода устранения послепросадочных деформаций грунтов в первые годы эксплуатации оросительных систем.
5. Нормами продолжительности строительства водохозяйственных объектов не учтен пропуск первого паводка через гидросооружения (независимо от процента воде-обеспеченности) по русловым, берегоукрепительным сооружениям, дамбам обвалования, водохранилищам и прудам мелиоративного назначения.
Продолжительность этого периода определяется проектом организации строительства.
6. Нормами продолжительности строительства не учтена продолжительность первичного окультуривания земель, определяемая дополнительно проектом организации строительства.
7. Нормами не учтен технологический разрыв для проведения ряда сезонных мелиоративных работ (крепление посевом трав, дерновка, посадка деревьев и кустарников и др.) перед сдачей в эксплуатацию оросительных и осушительных систем с продолжительностью строительства до 12 мес. Продолжительность указанного периода (до 6 мес.) суммируется с общей продолжительностью строительства по норме.
8. Продолжительность промывки засоленных мелиорируемых земель определяется по проекту организации промывных работ с учетом совмещения с основными строительными работами в зависимости от степени засоления земель:
слабозасоленных до 8 мес.;
среднезасоленных до 12 мес.;
сильно- и очень сильнозасоленных до 24 мес.
9. Нормами на культуртехнические работы на землях, не требующих осушения, с продолжительностью строительства до 6 мес. не учтен технологический разрыв для проведения ряда сезонных работ (дискование, вспашка, планировка и др.) перед сдачей площади в эксплуатацию. Продолжительность указанного периода определяется проектом организации строительства в пределах от 2 до 5 мес. и суммируется с общей продолжительностью строительства по норме.
PHD Ш.Муродов Предмет:Экономика водохозяйственного строительства.
10. Нормами не учтен период стабилизации грунтов при строительстве оросительных систем на плавнях и осушительных систем при осадке и гумификации корнеобитаемого минерально-торфяного слоя и вытайке подземного льда. Продолжительность его определяется проектом организации строительства и суммируется с нормами.
11. При строительстве мелиоративных систем площадью до 1000 га на землях, засоренных камнями более 50 м 3 /га, продолжительность строительства увеличивается на 25 %.
12. Нормами не учтены особые геологические и гидрогеологические условия строительства мелиоративных систем и водохозяйственных объектов, при которых продолжительность строительства определяется проектом организации строительства:
наличие скальных и оползневых грунтов, а также плывунов более 25 % профильного объема земляных работ;
наличие горизонта грунтовых вод на уровне или выше проектного дна коллекторов или селевых русел, возводимых по отдельным проектам;
глубина торфа более 2 м на осушительных системах;
стоимость специальных работ (цементационная завеса, свайное основание, силикатизация и др.), превышающая 30 % стоимости гидротехнических сооружений и водохранилищ, возводимых по отдельным проектам.
13. Нормами не учтена продолжительность строительства мелиоративных систем при наличии, индивидуальных (нетиповых) гидротехнических сооружений на сети, головных водозаборов и противофильтрационных мероприятий, сметная стоимость которых составляет более 40 % общей сметной стоимости строительства системы, а также польдерных оросительных и осушительных систем с защитными дамбами обвалования и откачечными насосными станциями в поймах рек и приморских низменностях.
14. При строительстве мелиоративных систем и сооружений на землях, используемых в сельскохозяйственном производстве, нормативная продолжительность строительства корректируется с учетом очередности отвода земель под строительство, устанавливаемой заказчиком по согласованию с хозяйством-землепользователем и генеральной подрядной организацией.
15. Показатели промежуточного ввода В могут уточняться заказчиком по согласованию с подрядчиком, исходя из оптимальной возможности ежегодного освоения вводимых мелиорируемых земель хозяйствами-землепользователями.
16. При одновременном комплексном строительстве водохозяйственных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов нормативная продолжительность определяется проектом организации строительства с учетом норм для этих объектов, эффективной организационно-технологической последовательности возведения и максимально возможного совмещения их строительства.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .
Источник: studopedia.org
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятия водного хозяйства, водохозяйственной деятельности и их отражение в праве
Понятия водного хозяйства и водохозяйственной деятельности, представляя интерес для разных наук, имеют большое значение для правовой сферы жизни общества. Именно поэтому они могут и должны быть предметом научного осмысления, а также должны найти отражение в источниках права.
Понятие «водное хозяйство» прямо указано и определено в ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ), чего нельзя сказать про водохозяйственную деятельность.
В советский период водное хозяйство понималось как отрасль, занимающаяся изучением, учетом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). При этом подчеркивалось, что формирование водохозяйственной отрасли еще не завершено и будет продолжаться по мере установления хозрасчетных связей с другими отраслями и образования централизованной системы управления 1 .
В дальнейшем понимание водного хозяйства несколько трансформировалось. Теперь так именуют отрасль экономики, обеспечивающую управление водными ресурсами для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства в воде, рациональное использование и охрану вод, эксплуатацию водохо-
См.: Большая советская энциклопедия. Т. 5 / пред. ред. коллегии А.М. Прохоров. М., 1971. С. 177.
зяйственных систем, а также предупреждение и ликвидацию негативного воздействия вод [1] .
Кроме того, водное хозяйство понимается рядом специалистов как комплекс сложных природно-антропогенных систем бассейнов рек и других водных объектов, нуждающийся в формировании организационно-управленческих структур по обеспечению их совместного функционирования в тесной связи со всеми отраслями экономики [2] .
С точки зрения экономической (но не правовой) науки водное хозяйство есть совокупность предприятий, сооружений, учреждений и организаций, сходных по виду деятельности и характеру функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. При всей многоплановости потребностей в воде операции по добыче, обработке, воспроизводству, регулированию, хранению, подаче воды и водоотведению, предотвращению вредного воздействия вод тесно взаимосвязаны. Общей целью всей отрасли водного хозяйства является обеспечение населения и производства водой природного качества на основе комплексного использования и инженерного воспроизводства водных ресурсов, восстановления и защиты природных источников от загрязнения и истощения.
Водное хозяйство характерно направленностью на обеспечение равномерной подачи воды (при несовпадении режимов стока рек и водопотребления). Кроме того, оно исходит из взаимной обусловленности объемов, забираемых и возвращаемых вод, зависимости качества воды от степени очистки сточных вод и других водоохранных мер. В силу данных особенностей водному хозяйству совершенно необходим единый целенаправленный механизм управления. Если применять терминологию зарубежного законодательства, у водоемов и водотоков должен быть свой администратор.
Теперь обратимся к правовым аспектам понятия «водное хозяйство». В основных понятиях водного законодательства, указанных в ст. 1 ВК РФ, термин «водное хозяйство» определяется следующим образом: это «деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод».
Из данной формулировки можно предположить, что законодатель понимает водное хозяйство именно через водохозяйственную деятельность. Названный подход вызван желанием законодателя дать такую легальную трактовку этого термина, чтобы с ее помощью обозначить общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования. Исходя из известного постулата о том, что право призвано регулировать поведение людей, законодатель допустил определенное смешение близких, но разных понятий «водное хозяйство» и «водохозяйственная деятельность».
При наличии устоявшихся представлений экономической науки есть основание предположить, что водное хозяйство может быть наилучшим образом определено и другим способом. Для этого имеет смысл сопоставить легальное понятие водного хозяйства с аналогичными понятиями природоресурсного права, посвященными другим отраслям экономики.
Так, в ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [3] дается следующее определение: рыбное хозяйство — виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, аквакультуре, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Смежная с водным хозяйством отрасль определена таким образом, что под ней подразумеваются разные виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов. Законодатель здесь более краток и не прибегает к таким расширительным трактовкам, как это сделано при определении водного хозяйства. Не исключено, что это можно объяснить тем, что обеспечение чистоты вод, в которых обитают те или иные гидробионты — скорее задача водного хозяйства.
Несколько по-другому, но в целом более совершенно определяется в специальном законе понятие «охотничье хозяйство». Им именуется сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] ). По аналогии с приведенным определением и водное хозяйство, очевидно, можно считать определенной сферой деятельности. При этом значимость, масштабность и разветвленность водного хозяйства, как нам представляется, несколько шире, чем у того же охотничьего или рыбного.
В других случаях законодатель по неопределенным причинам уклоняется от определения отрасли хозяйства. В Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» не дано определение понятия «сельское хозяйство» [5] . Термин «лесное хозяйство» также не определен в Лесном кодексе Российской Федерации. «Самоочевидность» этих терминов есть явление кажущееся, таящее в себе трудности в разграничении сферы применения разных отраслей законодательства (в данном случае — аграрного и лесного).
Поскольку термин «водохозяйственная деятельность» не отражается в отечественных законах, он не принадлежит к числу легальных понятий. В то же время названный термин в гораздо большей мере выражает предмет правового регулирования, чем понятие водного хозяйства. Условно можно исходить из утверждения о том, что водохозяйственная деятельность есть функционирование водного хозяйства как отрасли экономики. В свою очередь, государство посредством права непосредственно регулирует не отрасль хозяйства, представляющую собой определенный имущественный комплекс (материальную часть), а ту или иную хозяйственную деятельность в той или иной области. В этом смысле водное законодательство и смежные с ним отрасли призваны регулировать не плотины, дамбы, насосы, водозаборы, а поведение людей по изучению водных ресурсов, использованию, охране водных объектов, при котором задействуются названные нами сооружения и устройства.
В связи с этим можно вспомнить известную истину, что право регулирует не железную дорогу («шпалы и рельсы»), а деятельность железнодорожного транспорта. В этом смысле речь идет о поведении людей в процессе возникновения, развития, эксплуатации железнодорожного транспорта.
При отсутствии соответствующих норм-дефиниций в ВК РФ необходимо, опираясь также на знания и представления других наук, прибегнуть к переосмыслению понятия «водное хозяйство» и иных основных понятий водного законодательства. В итоге можно выработать следующую формулировку термина «водохозяйственная деятельность».
Водохозяйственная деятельность — это регулируемые правом изучение, использование, охрана (включая восстановление) водных объектов, а также предотвращение и ликвидация последствий негативного воздействия вод.
Водохозяйственная деятельность осуществляется на водных объектах, которые в границах Российской Федерации составляют водный фонд (ст. 1 ВК РФ). Можно с уверенностью полагать, что водный фонд является своего рода главным интегрированным объектом водохозяйственной деятельности. Но почему же главным?
Как известно, в ходе водохозяйственной деятельности применяются различные сооружения (в том числе гидротехнические), строения, здания, составляющие обширный имущественный комплекс водного хозяйства. Названные здания, строения и сооружения (к примеру, гидротехнические сооружения) можно считать дополнительными объектами, обеспечивающими водохозяйственную деятельность, зависящими от гидрологических показателей того или иного водного объекта — в частности и водного фонда в целом. Кроме того, водохозяйственная деятельность может осуществляться при минимуме сооружений. Как легальное понятие водный фонд не включает в себя совокупность сооружений, в любом случае имеющих назначение, связанное с водой. Данную совокупность можно именовать дополнительным интегрированным объектом водохозяйственной деятельности.
Поскольку водные объекты и водохозяйственные сооружения представляют собой разные предметы права собственности, имеют различный правовой режим, а значит, и правовую судьбу, произведенное нами деление на два интегрированных объекта водохозяйственной деятельности — главный и дополнительный — не является случайным или условным.
С известной долей условности суда и иные плавательные средства, порты, пристани, причалы можно признать также объектами водохозяйственной деятельности. Однако в гораздо большей мере они являются объектами транспортной деятельности в конкретной ее ветви — водного транспорта. Именно поэтому, рассматривая судоходное использование водного фонда, мы не ставим пред собой задачу специально рассматривать данные объекты недвижимости.
Субъектами водохозяйственной деятельности могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, выступающие в роли водопользователей, несущие обязанности по охране и восстановлению вод. В круг субъектов водохозяйственной деятельности входят специально уполномоченные в области водных отношений органы (далее — водные органы). Перспективными участниками изучаемой деятельности являются объединения водопользователей, их кооперативы, союзы и ассоциации [6] . Перечисленные субъекты будут рассмотрены в последующих разделах монографии.
Сообразно целям водного хозяйства можно утверждать, что водохозяйственная деятельность, включающая охрану водных объектов, нацелена на обеспечение каждого человека должным количеством и качеством питьевой воды. На это рассчитана Водная стратегия и многоуровневые программы «Чистая вода» в России и их аналоги за рубежом. В условиях масштабного и зачастую довольно глубокого водного кризиса даже в таких обеспеченных пресной водой государствах, как Россия, под угрозой оказывается качество вод.
В целом приведенную трактовку понятия «водохозяйственная деятельность» можно считать широкой и многоплановой. Без сомнения, возможны и другие терминологические разработки в связи с водным хозяйством и водохозяйственной деятельностью. При этом в данной монографии мы будем исходить из вышеназванного определения водохозяйственной деятельности.
В недавнем прошлом советские и российские авторы (Д.С. Флексор, Л.И. Дембо, В.И. Корецкий, О.С. Колбасов, С.Б.
Байсалов), проводившие глубокие исследования, многое сделали для развития отечественного водного права, а также экологического направления юриспруденции. Изучая водопользование и охрану вод с позиции правовой науки, эти авторы близко подошли к понятию водохозяйственной деятельности, хотя и не разрабатывали его.
Большого внимания заслуживают исследования ученых из бывших советских союзных республик, где всегда остро стояла проблема орошаемого земледелия В них все внимание сосредоточено на проблематике водопользования и охраны вод, которая детально прорабатывалась. Это соответствовало развитию водного и земельного законодательства. Важность водных проблем отражалась и в уголовном законодательстве. Так, например, глава X Уголовного кодекса Узбекской ССР 1926 г. носила название «Водные преступления» [7] [8] .
При этом сама категория водохозяйственной деятельности не находила отражения в названных исследованиях авторов, а также в законодательстве. В фундаментальном труде С.Б. Байсалова «Водное право Казахской ССР», в котором автор глубоко разработал структуру водного права, также нет места этому понятию.
Выдвинутое нами определение термина «водохозяйственная деятельность» объединяет в себе использование и охрану водных объектов, взаимосвязанные между собой [9] . Наука экологического права не устает повторять, что водопользование должно быть нормировано и ограничено с таким расчетом, чтобы не быть опасным для состояния рек, озер, морских заливов и т.д. По оценкам специалистов, забор воды свыше 15% речного стока может привести к постепенному истощению этого водного объекта [10] . При этом гармоничное взаимодействие использования и охраны (восстановления) водных объектов может быть обеспечено лишь на основе изучения водного фонда. Именно на основе изучения свойств водных объектов и вообще водной среды можно грамотно построить борьбу с вредным воздействием вод. Даже если в реальной жизни такое единство не всегда достигается, то к этому надо стремиться. В этом смысле термин «водохозяйственная деятельность» «работает» на будущий экологический приоритет, который столь необходим для нашего общества.
Современная эколого-правовая наука в целом настроена на взаимную обусловленность перечисленных процессов, хотя и остановилась на полпути, так и не выработав обобщающего их родового понятия. В свою очередь, родовое понятие водохозяйственной деятельности было сформулировано нами исходя из принципиального единства изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения, пресечения и устранения последствий негативного воздействия вод. Выдвинутое нами понятие обеспечивает целостный правовой взгляд, обобщенное видение перечисленных процессов, в которых нуждается все общество. Данное понятие приспособлено для моделирования развития экологического, в особенности водного, права.
Мировоззренчески же понятие «водохозяйственная деятельность» связано с научно обоснованным приоритетом охраны природы над ее использованием. В области водного права это выражено в ст. 3 ВК РФ: приоритет охраны водных объектов перед их использованием. С другой стороны, при соблюдении экологических приоритетов можно ставить вопрос и о стимулировании строительства гидротехнических сооружений, воздействие которых на водную среду было бы минимальным.
По оценкам отечественных исследователей, имеется ряд отрицательных факторов в правовом регулировании, от которых страдает водохозяйственная деятельность. За редким исключением законодатель не дифференцирует правовой режим разнообразных водных объектов и приуроченных к ним сооружений, не вырабатывает он и различия между хозяйствующими субъектами [11] . В итоге для водного законодательства все еще характерна известная негибкость и односторонность правового воздействия в области водного хозяйства, неразвитость бассейновых методов управления. Все это делает невысокой эффективность водного законодательства.
Анализируемые нами понятия «водное хозяйство» и «водохозяйственная деятельность» связаны с понятием «водные отношения» [12] . На первый взгляд, именно в процессе водохозяйственной деятельности возникают, изменяются и прекращаются водные отношения. В ст. 2 ВК РФ законодатель назвал водными отношениями именно отношения по использованию и охране водных объектов [13] .
Однако если сопоставить определение понятия «водохозяйственная деятельность» и взгляд законодателя на водные отношения, приведенные нами, то можно заключить, что в состав водных отношений не входят отношения по изучению водных объектов, а также по предотвращению вредного воздействия вод. Действительно, изучение водных объектов может осуществляться и подчас осуществляется в рамках договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сообразно главным образом гражданскому законодательству. Что касается предотвращения вредного воздействия вод, то в связи с этим имеется Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [14] . К числу таких чрезвычайных ситуаций относятся цунами, наводнения, подтопления, прорывы плотин. В рамках этого закона существует единая государственная система предотвращения и ликвидации названных чрезвычайных ситуаций, головным органом которых является МЧС России.
Вместе с тем нельзя не отметить, что определение в ст. 2 ВК РФ водных отношений, которые подпадают под регулирование водного законодательства, носит весьма условный характер. В какой-то мере в их состав можно включать изучение водных объектов и предотвращение вредного воздействия вод, ведь именно результаты изучения водных объектов в ходе мониторинга водного фонда выражаются в государственном водном реестре. Кроме того, в ВК РФ законодатель не уходит также от задач предупреждения негативного воздействия вод.
Названный выше перечень отраслей (подотраслей) российского законодательства, регламентирующих так или иначе водохозяйственную деятельность, можно дополнить законодательством о безопасности гидротехнических сооружений и о техническом регулировании.
Согласно преамбуле, ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» [15] законодательство о безопасности гидротехнических сооружений (далее — ГТС) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
На водные отношения будет оказывать влияние законодательство о техническом регулировании, которое находится в стадии формирования. В настоящее время действует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [16] . Согласно ст. 6 и 8 названного Закона обязательные для исполнения технические регламенты принимаются в целях охраны окружающей среды, а также по вопросам биологической безопасности [17] . Отсюда следует, например, необходимость принятия технических регламентов по водному транспорту, питьевому водоснабжению.
Условия обеспечения должного качества сточных вод заложены в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [18] .
Таким образом, водохозяйственная деятельность проявляет себя как в водных отношениях, регулируемых водным законодательством, так и в отношениях, регулируемых иными отраслями (подотраслями) законодательства.
В настоящее время водохозяйственная деятельность в самом широком ее понимании подпадает под действие самых разных отраслей законодательства. В части взаимоотношений между хозяйствующими субъектами действует преимущественно гражданское законодательство, внутри хозяйствующего субъекта — трудовое законодательство (обеспечивающее экологически корректную работу того или иного предприятия).
В свою очередь, отношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти (местного самоуправления) регулируются во многом административным законодательством, этой же отраслью законодательства регламентируются отношения между различными органами власти. В связи с правонарушениями и привлечением к ответственности подключается целая группа отраслей материального и процессуального законодательства. Однако в рамках данной монографии действие отраслей законодательства, в задачу которых не входит регулирование экологических отношений, специально не рассматривается. В то же время само экологическое (включая водное) право имеет такие методы регулирования, которые во многом совпадают с гражданским правом (диспозитивное регулирование механизмов торгов и договоров) либо с административным правом (разрешительные механизмы).
При разных социально-экономических укладах водохозяйственная деятельность осуществляется по-разному. В условиях плановой экономики государственный подход к решению водохозяйственных проблем нередко сводится к выделению крупных государственных средств на гидротехническое строительство с образованием водохранилищ, рытьем каналов [19] . Именно такая направленность государственной политики в области водного хозяйства проявляла себя во второй половине XX в., когда ведущую роль в водном хозяйстве страны играл Минводхоз СССР. Однако практика показала, что дорогостоящие проекты страдали низкой экономической эффективностью. Причины этого заключаются в «обезличивании» якобы бескрайних природных ресурсов, в нежелании государства руководствоваться ценностью «общенародных» земли, вод, леса, которыми жертвовали неоправданно. В силу этого «обезличивания», даже при наличии водохозяйственной документации, организационные мероприятия по каждому проекту не были достаточно детальными.
Именно поэтому Водная стратегия России делает акцент не столько на громадные финансовые вливания в водохозяйственный комплекс, сколько на мероприятия в части повышения качества управления (разработка водохозяйственной документации и информационно-аналитическое обеспечение). К их числу относится разработка и утверждение схем комплексного использования и охраны водных объектов (в советский период их составляли, но утверждали в единичных случаях), разработка новых и актуализация существующих правил использования водохранилищ на основе водного реестра и регистра ГТС.
Принципиально важным для обеспечения согласованности водохозяйственной деятельности является усиление роли бассейновых советов в системе государственного управления в области водных отношений (п. 4 разд. II Стратегии).
Все эти мероприятия, названные в Водной стратегии России, направлены на подготовку эффективного водопользования и охраны вод.
В условиях рыночной экономики на водохозяйственную деятельность распространяется ряд институтов гражданского права, регулирующих как право собственности, так и обязательственные отношения. Чистая пресная вода перестала быть «ничьей»; за ее использование в ряде случаев полагается вносить определенный платеж. Водохозяйственные проекты планируются и осуществляются с расчетом на их окупаемость. Естественно, нормы, регулирующие водохозяйственную деятельность, зачастую имеют гражданско-правовую природу. Однако правовое регулирование данных отношений не может стать исключительно или в первую очередь гражданско-правовым.
На то есть две основные причины. Во-первых, участником водных отношений (через подчиненные ему органы и организации) во многих случаях является государство — собственник подавляющей части водного фонда. В водном хозяйстве нередко заняты публичные корпорации (или же частные корпорации, обремененные публичными обязанностями). Гражданское же право ориентировано в основном на частные интересы и частную инициативу, частную собственность.
Во-вторых, в водном хозяйстве большой массив водных отношений продолжает оставаться бесплатным. Если вода предоставляется за плату, то тарифы соответствующей водохозяйственной организации подлежат государственному контролю, ибо она обычно оказывается в положении монополиста. Гражданское же право не склонно к регулированию отношений безвозмездного типа либо отношений государственного контроля.
Таким образом, разнообразные отношения по использованию и охране водных объектов призваны регламентировать в первую очередь водное право (и законодательство). При этом названные водные правоотношения тесно взаимосвязаны с земельными, лесными, горными, фаунистическими правоотношениями. Соответственно, водное законодательство тесно взаимодействует с земельным и лесным законодательством, законодательством о недрах и животном мире [20] .
Вот уже несколько десятилетий развивается отечественное водное законодательство, регулирующее водные отношения. В 1972 г. был принят первый Водный кодекс РСФСР. Его сменил Водный кодекс РФ 1995 г., а затем ныне действующий Водный кодекс РФ 2006 г. Названные кодифицированные акты создали правовую основу для деятельности различных органов власти и специализированных водохозяйственных организаций, а также рядовых водопользователей.
Государственное управление в области водного хозяйства исторически осуществлялось с помощью административных методов. Эти методы активно использовались в советский период, применяются они и в настоящее время. Однако в условиях рынка все большее применение находят экономические механизмы, основанные главным образом на торгах и договорных началах. Поэтому можно говорить о развитии системы государственного регулирования в области водного хозяйства.
Отечественное водное законодательство (как и в большинстве государств мира) предусматривает главным образом государственную форму собственности на водный фонд, что соответствует публичным интересам. Государство-собственник водных объектов в лице своих законных представителей — государственных органов возлагает на себя значительную долю «нагрузки» за благоприятное состояние многочисленных поверхностных, подземных и морских вод. В то же время водные объекты предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам при условии соблюдения ими ряда природоохранных требований, четко определенных в правоустанавливающих документах (в договорах и решениях). Условия водопользования должны быть направлены на ограничение объемов забираемых и сбрасываемых вод, а также иного использования.
Как известно, водное законодательство предусматривает лимиты водопользования. Под ними понимаются установленные на определенный срок предельно допустимые объемы изъятия вод для определенных нужд или объемы сброса сточных вод нормативного качества. Этими мерами законодатель стремится ограничить негативное воздействие на воды, вызванное хищническим отношением к водным богатствам страны.
Вместе с тем водное законодательство России еще во многом несовершенно. В частности, не сложились конкретные механизмы, относящиеся к созданию и поддержанию в пригодном состоянии искусственных водотоков или водоемов, а также преобразованию (улучшению) имеющихся водных объектов. К этому добавляется ряд технических недостатков законодательства (нечеткость терминологии, пробелы), на которые указывают многие специалисты.
На устранение этих недостатков рассчитана Водная стратегия России и некоторые другие государственные и общественные инициативы.
Источник: studref.com
Водохозяйственное строительство что это такое
СБОРНИК
ЦЕН НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Дата введения 1987-04-01
РАЗРАБОТАН Всесоюзным проектно-изыскательским и научно-исследовательским Объединением «Союзводпроект» Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР
СОГЛАСОВАН с Госстроем СССР (письмо АЧ-726-6/5 от 16.02.87)
УТВЕРЖДЕН приказом N 125 Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 27.03.87
ВНЕСЕНЫ Изменения, утвержденные приказом Минводхоза СССР от 10.02.89 N 27
Изменения внесены изготовителем базы данных
УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЦЕН РАЗДЕЛА
1. Настоящий раздел содержит цены для определения стоимости разработки проектно-сметной документации на новое строительство:
оросительных систем с различными способами полива;
осушительных систем с открытой и закрытой регулирующей сетью;
обводнения природных пастбищ;
культуртехнических работ и первичного окультуривания;
коллекторов, прудов и дамб обвалования, регулирования водоприемников;
скважин вертикального дренажа;
2. Ценами раздела Сборника помимо работ, оговоренных в «Общих указаниях по применению Сборника цен на проектные работы для строительства», учтены затраты на:
расчеты по спецводопользованию;
водохозяйственные и гидравлические расчеты;
расчеты по режиму орошения;
биогидравлические обоснования рыбозащитных сооружений;
проектирование зимней технологии строительства;
проектирование предварительного осушения на осушительных системах;
проектирование оросительной и регулирующей осушительной сети;
проектирование (на стадии «проект») одного типового участка для оросительной и осушительной сети;
проектирование коллекторно-дренажной сети на оросительных системах;
проектирование организации поверхностного стока на осушительных системах;
проектирование агромелиоративных мероприятий;
проектирование планировки на оросительных системах;
проектирование промывки засоленных земель;
проектирование режимно-наблюдательной сети.
3. При одновременном проектировании осушительной и оросительной систем стоимость проектирования определяется по сумме цен соответствующих таблиц раздела.
4. Cтоимость проектирования орошения земель сточными водами (без прудов-накопителей, биологических прудов и других водоемов) определяется по таблице 34-1 с коэффициентом 1,5-2,0 с учетом сложности сооружений.
5. Стоимость разработки сооружений в агрессивной среде определяется с применением коэффициента 1,05.
6. Стоимость проектирования сооружений при наличии плывунных грунтов, напорных грунтовых вод в основаниях сооружений определяется с применением коэффициента 1,3.
7. Стоимость проектирования сложных гидротехнических сооружений (на свайных или ячеистых основаниях, тонкостенных и пространственных конструкций, из предварительно напряженного железобетона), с применением новых материалов, конструкций и неосвоенного оборудования, а также горных водозаборных сооружений определяется с применением коэффициента 1,2.
8. Стоимость проектирования автоматизируемых сооружений определяется с применением коэффициента 1,25.
9. При совмещении в одном сооружении функций двух или нескольких сооружений (совмещение сопрягающих или сбросных сооружений с регуляторами, акведуков с аварийными сбросными или регуляторами, шлюзов-регуляторов двухстороннего действия и т.д.), стоимость проектирования определяется с применением коэффициента 1,2.
10. Ценами настоящего раздела помимо работ, оговоренных в «Общих указаниях по применению Сборника цен на проектные работы для строительства» не учтены затраты на:
проектирование лесонасаждений и противоэрозионных мероприятий;
проектирование дорог с покрытием;
проектирование защиты промышленно-хозяйственных объектов от подтопления;
проектирование ледозащитных сооружений;
11. Стоимость работ по выбору площадки (трассы) для строительства определяется от общей стоимости разработки в стадии «проект» с коэффициентом 0,05.
12. При наличии нескольких типовых участков стоимость их проектирования (за исключением первого, учтенного комплексной ценой) определяется по таблицам раздела для стадии «Рабочая документация».
13. При пользовании настоящим разделом Сборника необходимо руководствоваться «Общими указаниями по применению Сборника цен на проектные работы для строительства».
Оросительные системы и отдельные орошаемые массивы (кроме рисовых) при наличии водоисточника с применением дождевальной техники
1. Ценами таблицы учтены:
прогноз подъема уровня грунтовых вод и водно-солевого режима при наличии одного водоносного горизонта;
проектирование оросительной сети с удельной протяженностью до 30 м/га при поливе дождевальными машинами «Фрегат», «Волжанка», «Днепр»;
проектирование одного типового участка на стадии «Проект»;
проектирование коллекторно-дренажной сети с удельной протяженностью до 50 м/га.
2. Ценами таблицы не учтена стоимость проектирования:
автоматизации оросительной системы;
межхозяйственных каналов и коллекторов;
водозаборных узлов, рыбозащитных сооружений и насосных станций;
гидротехнических сооружений с пропускной способностью более 1 м/с;
защиты территории от подтопления;
защиты трубопроводов от коррозии.
3. При наличии двух и более водоносных горизонтов к стоимости прогнозных расчетов применяется коэффициент 1,5.
4. При определении стоимости проектирования систем орошения удельной протяженностью оросительной сети более 30 м/га к стоимости проектирования внутрихозяйственной оросительной сети применяется коэффициент 1,05.
5. При определении стоимости проектирования систем орошения с удельной протяженностью коллекторно-дренажной сети более 50 м/га к стоимости проектирования коллекторно-дренажной сети применяется коэффициент 1,08.
6. При определении стоимости проектирования оросительных систем с применением другой поливной техники применяются коэффициенты: при поливе машиной «Кубань» — 2,12; при поливе машиной ДДА-100М — 1,89; при поливе машиной ДДН-100 — 1,37; при поливе прочей дождевальной техникой — 1,43 к соответствующим частям проекта.
ЦЕНЫ НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Оросительные системы и отдельные орошаемые массивы (кроме рисовых) при наличии водоисточника с применением дождевальной техники
Наименование объекта проектирования
Основной показа-
тель объекта: площадь
Постоянные величины стоимости разработки рабочей
документации, в руб.
Источник: docs.cntd.ru