Маршал инженерных войск
ГЕЛОВАНИ
Арчил Викторович
Член Военного совета РВ с 15.06.1964 г. по 03.11.1969 г.
Родился в селении Спатагори Цагерского района Грузинской ССР. Маршал инженерных войск (1977). Лауреат Ленинской премии (1967) и Государственной премии СССР (1976). строитель РСФСР (1971).
Окончил Грузинский индустриальный институт (1936), специальные курсы при Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского (1939).
В Вооруженных Силах с июня 1939. По окончании курсов проходил службу в Военно-Морском Флоте на должностях: инженер-строитель, старший инженер, начальник строительства, главный инженер, начальник отдела Военно-Морского строительного управления. С марта 1961 начальник Управления специального строительства — заместитель начальника Главного военно-строительного управления Министерства обороны СССР.
В Ракетных войсках с ноября 1962 — начальник Главном инженерного управления Ракетных войск стратегического назначения.
Великая Отечественная, 1941-й год на карте
В июне 1964 назначен заместителем главнокомандующего Ракетными войсками по строительству.
С ноября 1969 первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны СССР. С 1971 начальник государственной экспертизы Министерства обороны СССР, а с 1974 заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.
Награжден орденами Ленина (1966), Отечественной войны I степени (1944), Трудового Красного Знамени (1974), двумя орденами Красной Звезды (1942, 1954), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1976) и многими медалями, а также иностранными орденами.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Лит.: Москаль Е.Н. Маршал — созидатель. — М.: УРСС, 1998. — 120 с. [1]
(27.11.1915, сел. Спатагори Цагерского р-на, Грузия — 19.08.1978, г. Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище),
Маршал инженерных войск (1977), заместитель главнокомандующего РВСН по строительству (1964-1969), лауреат Ленинской (1967) и Государственной (1976) премий, Заслуженный строитель РСФСР (1971). Окончил Грузинский индустриальный институт (1936), специальные курсы при Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского (1939). В Вооруженных Силах с июня 1939.
По окончании курсов проходил службу в Военно-Морском Флоте на должностях: инженер-строитель, старший инженер, начальник строительства, главный инженер, начальник отдела Военно-Морского строительного управления. С марта 1962 – начальник управления специального строительства – заместитель начальника Главного военно-строительного управления Министерства обороны.
В Ракетных войсках с ноября 1962 – начальник Главного инженерного управления Ракетных войск стратегического назначения. В июне 1964 назначен заместителем главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения по строительству, член Военного совета РВСН (15.06.1964 — 3.11.1969). С ноября 1969 – первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны СССР. С 1971 – начальник государственной экспертизы Министерства обороны СССР, а с 1974 – заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.
Награжден: орденами Ленина (1966), Отечественной войны 1 ст. (1944), Трудового Красного Знамени (1974), Красной Звезды (1942, 1954), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст. (1976), медалями и иностранными орденами.. [2]
Маршал-созидатель
(К 90-летию со дня рождения А. В. Геловани)
О таких людях, как Арчил Геловани говорят, что их при рождении все музы поцеловали. Он обладал многими талантами: умел рисовать, писал стихи, увлекался математикой, был отличным спортсменом. Но в наиболее полной мере его творческие способности проявились в военном строительстве. В Вооруженных Силах он прошел путь от слушателя специальных курсов Высшего военно-морского инженерно-строительного училища до заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Арчилу Викторовичу первому среди военных строителей было присвоено звание маршала инженерных войск.
Арчил Геловани родился 27 ноября 1915 г. в селе Спатагори Цагерского района Грузии. Мальчику еще не было и 6 лет, когда его отец, известный в Закавказье инженер Виктор Геловани, умер от тифа. Сиротские будни не сломали Арчила, а лишь закалили характер.
В 1936 г., после окончания Тбилисского индустриального института, Геловани начал свою трудовую деятельность в тресте «Инжстрой» в столице Грузии. Но в 1939 г. его призвали на службу: армия нуждалась в грамотных специалистах. Молодой инженер быстро нашел свое место в строю.
Подтверждение тому — аттестационный отзыв, выданный ему после окончания спецкурса Высшего военно-морского инженерно-строительного училища: «Тов. Геловани выполнял обязанности мл. командира с момента образования спецкурсов. За это время проявил себя серьезным и добросовестно относящимся к обязанностям слушателем, вполне сознающим ответственность за все ему порученное.
Является образцом выдержанности, воспитанности и корректности в обращении со старшими и равными себе. Обладает в достаточной степени развитыми волевыми качествами, а также требовательностью к себе и к подчиненным. Личная дисциплинированность его служит примером другим так же, как и отношение его к изучаемым предметам и военной службе. Тов. Геловани — хороший организатор.
Имеет большой авторитет среди слушателей. Достоин присвоения звания воентехника 1 ранга».
Воентехник 1 ранга начал свою деятельность на Черноморском флоте производителем работ строительства №8, а вскоре его назначили главным инженером строительства №12. Великая Отечественная война застала Геловани под Николаевом. Он возглавил оперативную группу строителей, которые, несмотря на артиллерийские обстрелы и авиационные налеты противника, в районе Арбатской стрелки и Чонгара установила 8 стационарных батарей береговой артиллерии и две подвижные батареи калибра 152 мм. За успешное выполнение боевого задания Арчил Викторович был награжден орденом Красной Звезды. Впоследствии на его груди появится много орденов и медалей, но эта первая боевая награда была особо ему памятна.
Геловани был начальником строительства на Кавказском побережье Черного моря. Выполнял работы, обеспечивающие базирование кораблей Черноморского флота, широким фронтом вел аэродромное строительство, возводил оборонительные сооружения. Особенно нелегко проходило строительство аэродромов в Адлере и Гудауте, но, несмотря на то что работы здесь велись под нескончаемыми бомбежками фашистской авиации, аэродромы были построены в сжатые сроки. Вклад Геловани в битву за родной ему Кавказ был оценен орденом Отечественной войны I степени.
В июне 1944 г. Геловани назначают начальником строительства по восстановлению Николаевской военно-морской базы. Через год он уже в Одессе, восстанавливает объекты разнообразного военно-морского назначения.
В послевоенные годы служебная деятельность Арчила Викторовича связана с Военно-морским флотом. В 1953 г. его назначают начальником «Севастопольвоенморстроя». Благодаря упорному и настойчивому труду возглавляемых им военных строителей, город буквально возродился из пепла. Напомним, что Севастополь 8 месяцев успешно отражал атаки фашистских войск. В городе трудно было найти нетронутое войной здание.
С 1956 по 1959 г. Геловани исполняет должность начальника строительного управления и помощника командующего Черноморским флотом по строительству. В 1959 г. его назначают заместителем командующего флотом по строительству. Именно на черноморских берегах он прошел путь от лейтенанта до генерала.
В 1962 г. стал начальником Главного инженерного управления Ракетных войск стратегического назначения. РВСН переживали тогда период становления. А потому Геловани предстояло вначале организовать строительство, а потом его возглавить.
Перед военными строителями РВСН были поставлены поистине гигантские задачи: в кратчайшие сроки построить боевые ракетные комплексы с пусковыми установками и поставить их на боевое дежурство. Настойчивый и упорный труд сотен тысяч военных строителей позволил в короткие сроки создать ракетный щит Родины. В 1968 г. Арчил Викторович «за разработку и осуществление индустриальных методов строительства специальных объектов» был удостоен Ленинской премии. А через несколько лет ему была присуждена Государственная премия — за постановку на боевое дежурство новых ракетных систем.
В 1971 г. Геловани становится начальником только что созданной государственной экспертизы Минобороны. И снова Арчилу Викторовичу пришлось начинать с нуля, его стараниями в короткие сроки был создан боеспособный коллектив, позволивший государству избежать неоправданных потерь в капитальном строительстве. Каждая проверка, каждый его выезд в войска были школой передачи передового опыта, содействовали повышению качества строительных и проектных работ.
В 1974 г. Геловани назначили заместителем министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Огромная карта, висящая в его кабинете, была буквально закрыта обозначениями военных строек. Со свойственной ему энергией и целеустремленностью генерал принялся за работу. Он добивался более высокого технического уровня организации строительного производства во всех звеньях: управлениях, строительных организациях, заводах, отрядах. Отвечая на вызовы времени, повсеместно внедрял новые методы строительства, совершенствовал типизацию и индустриализацию строительства, за счет внедрения сборных конструкций добивался повышения производительности труда.
В 1977 г. за заслуги в руководстве военно-строительными организациями генерал-полковнику Геловани было присвоено звание маршала инженерных войск.
. Коварная болезнь оборвала творческий взлет маршала-созидателя. Он умер 19 августа 1978 г. Уже находясь в больнице, Арчил Викторович дал интервью одному из военных журналов. В нем есть слова, которые звучат как завещание: «Настоящим строителем можно стать лишь тогда, когда будешь любить свою специальность, а еще больше — людей. Своим самоотверженным трудом военные строители доставляют людям счастье и радость. А есть ли более высокое призвание у человека?!». [3]
Источник: rvsn.ruzhany.info
Военная организация государства
Конституция РФ (ст. 71) к предметам исключительного ведения Российской Федерации относит:
- • внешнюю политику и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
- • вопросы войны и мира (п. «к»);
- • оборону и безопасность (п. «м»);
- • определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н») и др.
Государственные органы, на которые возлагаются те или иные предметы ведения и исполнение соответствующих им функций, определяются государством посредством реализации полномочий высшими органами государственной власти (Федеральным собранием, Президентом РФ, Правительством РФ и высшими судебными органами), что находит свое конкретное воплощение в федеральном законодательстве.
В области обеспечения безопасности, как и в других областях и сферах жизни государства, необходима постоянная организаторская работа. Эта деятельность в сфере обороны Российского государства, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами, и организациями, в совокупности образующими военную организацию государства.
Содержание понятия «военная организация государства» раскрыто в Военной доктрине Российской Федерации.
Военная организация государства — совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ.
В военной доктрине указаны основные военные опасности и военные угрозы РФ, к которым относятся:
- • усиление глобальной конкуренции, напряженность в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничество ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивость процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях;
- • неурегулированность региональных конфликтов;
- • тенденции смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу РФ.
Под военной организацией государства понимается часть государственного механизма РФ, предназначенная для решения задач в области обороны военными методами и средствами вооруженной борьбы. Она включает в себя Вооруженные силы РФ, составляющие основу обеспечения обороны, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законом предусматривается военная служба.
Состав военной организации государства. В Российской Федерации перечень организаций и органов, которые входят в военную организацию и в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
- • Вооруженные силы РФ;
- • войска Национальной гвардии РФ (далее — Росгвардия);
- • воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
- • государственные органы (органы внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы государственной охраны);
• создаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные силы РФ. Это государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ (ст. 10 Федерального закона «Об обороне»). Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
В мирное время Вооруженные силы РФ обеспечивают военную безопасность РФ. Задачи, решаемые Вооруженными силами и другими войсками по обеспечению обороны и по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию, а также ее союзников, определены Военной доктриной РФ. Структура и состав Вооруженных сил РФ более подробно будут рассмотрены в гл. 3 настоящего издания.
Привлечение Вооруженных сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами. В отсутствие законодательного правового регулирования вопрос о применении Вооруженных сил РФ для решения задач обороны принципиально закреплен в Военной доктрине РФ, что, безусловно, предполагает внесение изменений в законодательство РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ст. 17), часть личного состава Службы внешней разведки РФ (СВР России) являются военнослужащими и проходят военную службу по общим правилам военной службы с учетом специфики своей деятельности. Внешняя разведка обеспечивает национальную безопасность от внешних угроз. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечено особое значение для обеспечения национальной безопасности разведки и контрразведки, поскольку эффективное использование и всестороннее развитие их возможностей решает задачи своевременного обнаружения угроз национальной безопасности и определения их источников.
Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» установлено, что органы государственной охраны комплектуются в частности военнослужащими. Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральным органом охраны является Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), регулирование деятельности которой осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.
В структуру военной организации включены создаваемые на военное время специальные формирования, правовое положение которых до настоящего времени не определено.
Составные части военной организации государства решают поставленные перед ними задачи в особом порядке, который связан с их внутренней организацией, особенностями порядка пополнения личным составом, исполнения служебных обязанностей в форме военной службы — особой формы деятельности части населения практически любого государства.
Источник: studme.org
Инженерные войска РФ: интересные факты
Создание инженерных войск было необходимо по той причине, что нужно было выполнять задачи, которые касались инженерного обеспечения во время боевых действий. Это войска специального назначения, которые прошли подготовку личного состава и наносили противнику удар при помощи инженерных боеприпасов.
История создания инженерных войск
Свое существование инженерные войска начали еще с Древней Греции, в те времена они назывались землекопными отрядами. Их задачей было возведение оборонительных сооружений по границе и обустройство лагерей.
В летописи 1016 года указывалось, что это были строители, которые находились на военной службе и хорошо владели боевым искусством. Свое законное существование инженерные войска получили с 1701 года. Чуть позже они уже стали самостоятельным войском, а к тому времени, когда началась русско-турецкая война, их количество составляло уже 2,8 % всей полевой армии. Они оправдали ожидание во время Отечественной войны и Бородинского сражения.
Когда настала Первая мировая война, русская армия под четким руководством инженерных войск возводила различные оборонительные сооружения, которые были длиною в тысячи километров. Одной из такой обороны был героический Осовец и Брусиловский прорыв.
К началу ХХ века инженерные войска имели в своем распоряжении очень много образованных военных строителей, численность их составляла до 6 % от численности всей армии.
Основные задачи военных инженеров
Инженерные войска РФ должны выполнять следующие важные задачи:
- проведение инженерной разведки местности и объектов противника;
- контроль за фортификационными сооружениями при возведении оборонительных позиций;
- устройство заграждений;
- создание различных объектов для переправы по воде;
- подготовка путей, по которым будет происходить движение и маневр войск;
- проведение всех мероприятий по маскировке армии;
- проведение очистки воды и пунктов по водоснабжению армии;
- непосредственное участие в зачистке территории, где проводилось применение оружия массового поражения;
- разрушение предприятий химической промышленности и много чего другого.
Празднование 21 января
День инженерных войск в России отмечается 21 января. Начался этот праздник отмечаться с того момента, как Президент Российской Федерации вынес указ в 1996 году. Глава страны выделил этот день за внесенный неоценимый вклад Российской армии в оборонный потенциал страны. В том же году Министр обороны страны вынес указ отмечать 21 января каждый год как день инженерных войск России.
Эта дата запомнится всем жителям благодаря тому, что по Указу Петра Великого в Москве была создана специальная школа 21 января 1701 года. Поначалу в школе готовили к службе военных инженеров, но уже через год все выпускники вошли в состав российской армии.
Инженерные войска: наши дни
Сегодня инженерные войска РФ состоят из частей, подразделений и соединений, каждая из которых имеет свое назначение. Войска делятся по своему назначению на:
- инженеры штурмовых заграждений;
- инженерно-саперные войска;
- позиционные;
- инженеры маскировочного назначения;
- мостовые;
- понтонные;
- инженеры по очистке и добыче воды;
- инженерно-строительные;
- амфибийные.
Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, существуют в различных структурах: в Федеральной пограничной службе, в Министерстве обороны, во Внутренних войсках МВД. На эти войска возлагается 100 % надежда по решению самых сложных задач, что касается инженерного обеспечения. Эти решения подразумевают наличие современной техники и вооружения, а также хорошо подготовленного личного состава.
Одной из главных задач войска является полное противодействие минному террору. Это было обусловлено тем, что в последнее время резко возросла угроза мирового терроризма. Этот вопрос сегодня включен в задачу многих силовых структур и до сих пор ими решается.
Инженерно-саперные войска
Саперная армия вошла в одну из организаций инженерных войск в то время, когда началась Отечественная война. Их задача заключалась в том, чтобы своевременно проводить строительство тыловых рубежей для обороны, строить и ремонтировать автомобильные дороги, мосты, а также проводить подготовку инженерных частей для фронта.
Инженерно-саперные войска приглашались для проведения разминирования местности в районе действующего фронта. Эти войска принесли огромный вклад в инженерную подготовку обороны не только Москвы, но и других, не менее важных городов.
Первая и третья саперные армии вместе с жителями под Москвой соорудили следующее:
- было возведено больше 3700 огневых сооружений;
- были прорыты противотанковые рвы, которые простирались на 325 километров;
- обустроено больше 1300 километров лесных завалов.
Саперная армия – это основная база, где происходит накапливание военных для прохождения подготовки в инженерную часть армейского и фронтового подчинения. Из этой базы более 150 000 человек пополнили фронтовые соединения, а также стрелковые.
Известные деятели инженерных войск
В инженерные войска России были включены многие известные деятели, композиторы, полководцы, ученые и изобретатели. В их число вошли фельдмаршал Кутузов, маршал Огарков, маршалы инженерных войск Шестипалов, Прошляков, Аганов, Воробьев, Харченко и много других. Героями России были названы очень многие инженерные военные, и этот показатель является очень высоким.
В 2002 году Даниил Московский был объявлен покровителем Небесных инженерных войск. Это событие говорило о том, что преданная работа инженерных войск нашла понимание и в православной церкви.
21 января, День инженерных войск, помимо Российской Федерации отмечается также и в Белоруссии.
Роль инженерных войск в мирное время
- Поддерживать боевой потенциал военной армии к совершению боевой готовности по отражению удара.
- Подготовка органов управления к ведению военных действий с их прямым назначением.
- Накопление военной техники, вооружения и запасов, в том количестве, в котором оно необходимо для проведения военных действий.
- Прием непосредственно участия в восстановлении мира и его поддержании.
- Прием прямого участия в уничтожении последствий катастроф.
- Проведение оперативного оборудования территории страны.
Роль инженерных войск в военное время
Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, в военное время выполняют следующую роль:
- проводят выполнение всех задач, которые четко указаны в плане по стратегическому развертыванию;
- максимально пресекают все военные конфликты;
- проводят отражающие действия против агрессии противника готовыми к атаке военными войсками;
- совместно с другими войсками проводят оборонительные и наступательные операции для уничтожения противника.
Бесценный вклад войск
Войска всегда принимали активную роль во всех сражениях по защите Отечества. Они провели успешное выполнение боевых действий во время Отечественной войны, при обороне Севастополя, в дни Первой мировой и русско-японской войны.
Особенное отличие они получили во время Отечественной войны. За свои подвиги и защиту Родины многие были награждены орденами, некоторые получили звание Героя, а некоторые стали кавалерами ордена Славы.
21 января, День инженерных войск России, знаменателен осадой Измаила, а также обеспечением военных действий в Афганистане, удачным разрешением дел в Абхазии, Герцеговине, Таджикистане и многих других странах.
На протяжении трехсот лет войска занимают одно из самых высоких мест в Российских Вооруженных Силах. Они оказывают неоценимый вклад в уничтожение последствий возникших аварий, катастроф, при разминировании местности от взрывоопасных объектов.
Одним из очень важных подвигов инженерных войск была ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС.
Сегодня самым признанным батальоном является инженерно-саперный, который занимается разведкой и разминированием местности. Их работа каждый день полна опасности, за это их уважает весь русский народ. Сегодня они осваивают совершенно новую технику – войсковые экскаваторы, различные средства для обнаружения взрывчатки и станции по комплексной очистке воды.
В Российских Вооруженных Силах инженерные войска имеют прекрасный показатель, что показывает их приверженность Родине, традициям и героизму военной инженерии.
В наши дни инженерные войска мужественно продолжают работу своих отцов и дедов. Помогают спасать тысячи человеческих жизней во время стихийных бедствий, несут опасную службу в самых горячих точках планеты и ликвидируют техногенные катастрофы и последствия аварий.
Источник: www.syl.ru
Чем вооружаются и какие задачи выполняют инженерные войска России
21 января ежегодно в Вооруженных силах РФ отмечается День инженерных войск. Он установлен указом президента РФ от 18 сентября 1996 года, внесен в список профессиональных праздников и памятных дней Российской армии указом Владимира Путина от 31 мая 2006 года.
Цели и текущее состояние
Современные инженерные войска ВС РФ:
- выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, траншей, укрытий, противотанковых рвов;
- устанавливают минные поля и занимаются разминированием, производят взрывные работы;
- оборудуют переправы на водных преградах, добывают и очищают воду в полевых условиях;
- ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов.
В мирное время эти подразделения очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов.
Отдельные инженерные бригады входят в состав Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов; морские инженерные батальоны — в состав Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ. В составе Черноморского и Балтийского флотов — отдельные морские инженерные полки. Также подобный полк создан для обеспечения действий флота в Арктике. К 2021 году инженерно-саперные и понтонно-мостовые бригады планируется создать в каждой общевойсковой армии.
Начальник инженерных войск — генерал-лейтенант Юрий Ставицкий (с июля 2010 года).
Подготовка военных инженеров
Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал — Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).
Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение — Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в подмосковном Нахабине. Военнослужащие центра участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.
В январе этого года Восточный военный округ начал формирование и подготовку сводных противопаводковых групп, которые весной будут помогать защищать населенные пункты Дальневосточного федерального округа.
Применение войск
Специалисты МПЦ занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зор. С 2016 по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов. Центр также подготовил более 1,2 тыс. сирийских саперов.
С октября 2018 по март 2019 года отряд МПЦ очистил от боеприпасов времен Вьетнамской войны более 100 га территории в Лаосе. В декабре 2018-го за выполнение поставленных задач по разминированию военных и гражданских объектов президент РФ Владимир Путин наградил МПЦ ВС РФ орденом Кутузова.
Летом 2019 года в рамках Армейских международных игр были проведены конкурсы инженерных войск «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула», по итогам которых команды ВС России завоевали золотые медали.
В январе-феврале 2019-го саперы Минобороны РФ были привлечены к расчистке русла реки Бурея в Хабаровском крае. Для ликвидации затора, который возник из-за обрушения части сопки в 73 км от пос. Чекунда, выделено более 300 т взрывчатых веществ и более 1,5 тыс. специальных боеприпасов.
В июле подразделения инженерных войск участвовали в помощи пострадавшим от наводнения населенным пунктам Тулунского района Иркутской области: восстановлена дамба на реке Ия и набережная реки Тулунчик, расчищено 138 га территории, разобрано 50 аварийных домов, построено более 7 км дорог, военнослужащие участвовали в раздаче воды местным жителям.
В августе того же года военнослужащие инженерных войск участвовали в ликвидации последствий серии взрывов на складах боеприпасов в Ачинске (Красноярский край). Было расчищено более 12 тыс. га территории, обезврежено свыше 35 тыс. опасных предметов.
В ходе стратегических командно-штабных учений «Центр-2019» инженерные войска разминировали 1 тыс. 370 га территории, обезвредили свыше 16,2 тыс. опасных предметов, оборудовано почти 800 укрытий для личного состава и военной техники. Также инженерно-дорожные подразделения подготовили и содержали более 300 км путей для передвижений войск.
Оснащение войск
В прошлом году войска получили более 133 тыс. современных комплектов, 17 динамических тренажеров, свыше 500 единиц инженерной техники (тралы, мобильные лесопильные комплексы, комплекты развертывания временных дорог, понтонный парк, электростанции, краны и др.).
Среди новейших инженерных средств, принятых на вооружение в 2019-м, — буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, миноискатели ИМП-3, МГ-1И и комбинированный ППО-2И. В 2020-м планируется поставка более 600 единиц инженерной техники.
Уникальная разноплановость задач обусловила исключительную широту номенклатуры средств инженерного вооружения в войсках, являющихся одними из самых разнородных и технически насыщенных, — их насчитывается более 800
В настоящее время проходят испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ (созданная корпорацией «Уралвагонзавод» на базе танка Т-72Б3) и новый танковый мостоукладчик МТУ-2020 (позволит обеспечить переправу танков Т-14 «Армата»).
УБИМ обладает возможностями сразу трех машин: БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), ИМР (инженерная машина разграждения), БМР (бронированная машина разминирования), а также путепрокладчиков.
Перспективные образцы инженерного вооружения разрабатывает Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск МО РФ. По результатам выполнения войсками специальных задач в сирийской кампании организована разработка перспективных средств инженерного вооружения:
- многофункционального робототехнического комплекса разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ),
- конденсаторного взрывного прибора (ТПВК-43),
- индукционного миноискателя (ИМП-3), индивидуальных и групповых источников электроэнергии и других средств, повышающих возможности и расширяющих арсенал войск.
Новый костюм сапера после подведения итогов его эксплуатации в Сирии оснастили системой охлаждения.
Источник: tass.ru
Военно-строительные войска
Военно-строительные формирования — формирования в вооружённых силах некоторых государств, воинские части и подразделения, предназначенные для обустройства театров военных действий, строительства долговременных оборонительных сооружений и обустройства войск, обычно, в мирное время.
В зависимости от предназначения могут быть самостоятельными формированиями вооружённых сил государства или подчиняться родам войск.
В мировой практике военно-строительные формирования имелись только у крупных государств, наиболее значительные по численности в армии ВС США.
В гитлеровской Германии военно-строительных формирования — Организация Тодта. В настоящий момент примерно соответствует альтернативной службе.
Военный жаргон — мабута, королевские войска.
Пусть говорят «Стройбат» неэффективен
Пусть говорят, что в нём одна тоска
Но я горжусь что я служил в «стройбате»
Ведь это «королевские войска»
Слово «королевские» — иронически подчёркивал многочисленность личного состава военно-строительных формирований ВС СССР. Учитывая численность военно-строительных отрядов (около 500 — только в гражданских министерствах и ведомствах) при средней штатной численности в 600—800 человек на 1980-е годы, личный состав военно-строительных войск достигал 300—400 тыс. человек, что на тот момент количественно превышало такие рода войск как ВДВ (60 000), Морская пехота (15 000) и Пограничные войска КГБ СССР (220 000) вместе взятые.
Несмотря на широкое распространение и большую численность, работа военных строителей в народном хозяйстве, как считали некоторые, противоречила Конституции СССР и Закону СССР о всеобщей воинской обязанности, а сами такие подразделения являлись незаконными (см. доклад Главного военного прокурора СССР генерал-лейтенанта юстиции А. Ф. Катусева на заседании членов Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности, июнь 1990 года [1] ).
В СССР
Строительные войска (или просторечное «стройбат») — название формирований, которые были подчинены Заместителю министра обороны СССР по строительству и расквартированию и другим гражданским министрам Союза.
Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в состав военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.
Военно-строительным управлениям подчинялись управления инженерных работ (уир), которым подчинялись управления начальника работ (унр) — аналоги гражданских строительных управлений.
Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму), строительные участки (су), склады, базы транспорта и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.
Основной военно-строительной части являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части — отдельного батальона, отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд, который, в данном случае, указывал на многопрофильность применения военно-строительного подразделения. Как исключение, в 80-е годы термин строительный батальон применялся только в зарубежных группах войск — к примеру в ГСВГ (57-я военно-строительная бригада) и в ОКСВА (342-е Управление инженерных работ). Каждое из указанных соединений состояло из нескольких отдельных строительных батальонов. [2]
Военно-строительный отряд (ВСО) — постоянное формирование в ВС СССР (МО СССР) и других Министерствах СССР, состоящее из штаба и подразделений и предназначавшееся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы МО СССР и других работ в министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3—6 рот.
Штат и оснащение батальона различались в зависимости от выполняемых им задач, к которым относились: строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование ВСО производилось преимущественно из призывников, окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или же опыт работы в строительстве — (сантехники, бульдозеристы, кабельщики и т. д.), а также из призывников, имевших условную или отбытую судимость за нетяжкие преступления. Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.
) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в ВСО засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут, в случае необходимости, выполнять задачи, предписанные пехотным подразделениям, поэтому полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась формально, чтобы не отвлекать личный состав от выполнения основных строительных работ.
В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.
Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были шесть главных управлений (Главков) одно центральное:
- Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
- Главное военно-строительное управление «Центр» Министерства обороны СССР (ГВСУ «Центр» МО РФ СССР);
- Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);
- Главное квартирной-эксплутационное управление Министерства обороны СССР (ГлавКЭУ МО СССР);
- Главное управление строительной промышлиности Министерства обороны СССР (ГУСП МО СССР);
- Центральное организационно-плановое управление капитального строительства Минобороны СССР (ЦОПУ МО СССР)
В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 г. № 187—102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов.
Постановлением Совета министров СССР от 31.03.1951 г. № 1032—518 ССОП создано Управление строительства № 565 в составе МВД СССР, правопреемником его стало Главное управление специального строительства (ГУСС), образованное 13 июля 1953 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР с целью создания системы ПВО вокруг г. Москвы. В октябре 1953 года в составе ГУСС было организовано Ленинградское управление для строительства спецобъектов системы ПВО.
Кроме Министерства обороны СССР, военно-строительные отряды направлялись (отряжались) на выполнение строительных задач в иные министерства СССР. По выполнению поставленных задач военно-строительные отряды перенаправлялись на другие объекты строительства в гражданской и военной сфере СССР, а также на строительство военных объектов зарубежных контингентов ВС СССР (ГСВГ, ЦГВ, ОКСВА и т. д.).
…. 23 июня 1986 года военно-строительный отряд с Урала общей численностью до 600 человек в составе пяти рот и обслуживающего персонала, обеспеченный всем необходимым, вплоть до дров и угля (даже оружие выдали), отбыл на Украину. …
С 1955 года масштаб деятельности ГУСС расширился — в различных регионах им осуществлялось строительство объектов космической инфраструктуры, к которым относятся Центр управления полётами (ЦУП) в г. Королёве Московской области, завод «Энергомаш» в г. Химки, завод «Прогресс» в г. Куйбышев, испытательные стенды в г. Верхняя Салда и многие другие.
ГУСС также осуществлял строительство объектов авиационной промышленности. С 1970 г. строители Северодвинского управления ГУСС участвовали в создании производственных мощностей по строительству и ремонту атомных подводных лодок.
Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе — уникального велотрека в Крылатском.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 ноября 1979 года при Главном управлении специального строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья было создано УССТ № 7 «Дальспецстрой». В 1980-е годы при участии военных строителей «Дальспецстроя» в различных регионах Дальнего Востока и Забайкалья были возведены десятки объектов оборонных отраслей промышленности общей площадью 250 тысяч квадратных метров, объекты социальной сферы, коммунального хозяйства и жилья.
Приказом Министра связи Российской Федерации от 25.12.1991 года № 425 Военно-восстановительное управление переименовано в Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Министерства связи Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР № 272 в 1988 году было создано Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны СССР (ЦДСУ МО СССР) для строительства автомобильных дорог общего пользования и для внутрихозяйственных нужд в рамках программы «Дороги Нечерноземья». Им за период с 1988 по 1992 годы было построено более 2-х тысяч километров автомобильных дорог. Указом Президента России от 8 декабря 1992 года № 1550 оно было реорганизовано в Федеральное дорожно-строительное управление при Министерстве обороны (ФДСУ при Минобороны России).
- Главное военно-строительное управление Центра Министерства обороны СССР (ГВСУЦентра МО СССР);
- Главное управление строительства Министерства обороны СССР (ГУС МО СССР);?
- Главное строительное управление Министерства обороны СССР (ГСУ МО СССР);?
- Главное специальное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (Главспец ВСУ МО СССР)
- Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны СССР (ГКЭУ МО СССР);
а также военно-строительные управления в каждом военном округе (группе войск) и на каждом из флотов.
На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооружённых Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооружённых Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву [3] .
В период после Великой Отечественной войны на Министерство обороны СССР систематически возлагалась задача обеспечения гражданских министерств рабочей силой путём формирования для них войсковых соединений, частей, военно-строительных отрядов, которые использовались в качестве строительных рабочих. Укомплектование этих формирований производилось путём ежегодного призыва молодого пополнения, а офицерским и сержантским составом за счёт кадров Советской Армии. Численность этих формирований из года в год возрастала.
На начало 1956 г. имелись следующие военно-строительные формирования гражданских министерств:
- Министерство транспортного строительства СССР — железнодорожные войска, состоящие из семи железнодорожных корпусов, двадцати восьми бригад, пятнадцати отдельных полков, двух военных училищ, четырёх заводов и других учреждений, общей численностью 204 464 военнослужащих. До 40 % железнодорожных войск использовалось не по назначению — на строительстве вокзалов, производственных зданий, машинно-тракторных станций и жилых домов, не имеющих отношения к строительству железных дорог.
- Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР — Особый дорожно-строительный корпус в составе: штаба корпуса, шести дорожно-строительных дивизий, шестидесяти пяти отдельных батальонов, военного училища и других частей и учреждений, общей численностью 43 903 военнослужащих.
- Министерство связи СССР — одиннадцать отдельных линейно-кабельных и строительно-монтажных батальонов, общей численностью 5 898 военнослужащих.
- Министерство среднего машиностроения СССР — две военно-строительные бригады, сорок пять военно-строительных полков, семьдесят три военно-строительных отряда, одно военно-техническое училище и другие войсковые части и учреждения, общей численностью 221 921 чел., из них 186 881 военнослужащий и 35 040 рабочих по призыву. Кроме того, в акционерном обществе «Висмут» в ГДР и в горном обществе «Кварцит» в Румынии Министерство среднего машиностроения содержало одну инженерно-техническую бригаду и одну техническую роту, общей численностью 11 561 военнослужащий.
- Министерство внутренних дел СССР — дивизии, полки, батальоны и другие строительные организации, численностью 126 тысяч военнослужащих.
- Министерство авиационной промышленности СССР — три военно-строительных батальона, общей численностью 2 207 военнослужащих.
- Министерство морского флота СССР (Главсевморпутъ) — на строительстве аэродромов в районах Крайнего Севера (Диксон, Амдерма, Тикси и другие) работали три аэродромно-строительных полка, три батальона и один строительный участок, общей численностью 7 293 военнослужащих.
Помимо указанных выше войсковых частей, Министерством обороны было сформировано и передано в октябре-декабре 1955 года гражданским министерствам 111 военно-строительных отрядов для строительства заводов порохов и взрывчатых веществ, общей численностью 2 220 военнослужащих и 53 280 рабочих по призыву, из них:
- Министерству общего машиностроения — тридцать один военно-строительный отряд, численностью 620 военнослужащих и 14 880 рабочих по призыву;
- Министерству строительства предприятий металлургической и химической промышленности — тридцать три военно-строительных отряда, численностью 660 военнослужащих и 15 840 рабочих по призыву;
- Министерству строительства — тридцать один военно-строительный отряд, численностью 620 военнослужащих и 14 880 рабочих по призыву;
- Министерству химической промышленности — десять военно-строительных отрядов, численностью 200 военнослужащих и 4 800 рабочих по призыву;
- Министерству бумажной и деревообрабатывающей промышленности — шесть военно-строительных отрядов, численностью 120 военнослужащих и 2 880 рабочих по призыву.
Министерство обороны, помимо всех вышеперечисленных военных формирований, призывало и направляло в гражданские министерства в качестве рабочих, с зачетом работы в военную службу. В 1953 и 1955 гг. было призвано и направлено 51 165 таких рабочих, в том числе:
- Министерству угольной промышленности СССР — 41 665 рабочих на строительство новых угольных шахт и разрезов;
- Министерству строительства — 7 000 рабочих для работы на строительстве № 508 (г. Совгавань); строительству Тбилисского метрополитена — 2 500 человек.
Таким образом, общая численность всех военно-строительных соединений и частей гражданских министерств, с учётом переданных им военных рабочих по призыву, составляла на начало 1956 г. 733 087 человек, из них 593 602 военнослужащих и 139 485 рабочих по призыву [4] .
В 1956 г. министр обороны СССР Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба В. Д. Соколовский сообщали [4] :
Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооружённых Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды.
Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства…
…Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы.
Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка…
…материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжёлых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении.
Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание.
Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата.
В отрядах Министерства общего машиностроения положение ещё хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30—40 градусов. В отрядах имеется по 10—15 человек обмороженных.
Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.
Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР, введенным в действие приказом Министра обороны СССР от 30 мая 1977 года № 175. В соответствии с этим Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычитается стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами, либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.
Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имели статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.
В 1980-е годы около 500 военно-строительных отрядов работало в 11 различных «гражданских» министерствах [5] .
Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах, кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР. Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.
Военно-строительные формирования имелись, например, в Главспецстрое при Министерстве монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства СССР, в республиканских министерствах (например, в Министерстве строительства в восточных районах РСФСР).
На июнь 1990 военно-строительные формирования, кроме Вооружённых Сил СССР, имелись ещё в 22 министерствах и ведомствах, общая штатная численность превышала 330 тысяч военнослужащих и военных строителей (см. доклад Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции А. Ф. Катусева на заседании членов Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности, июнь 1990 года [1] ).
Военно-строительные формирования в Афганской войне
С момента ввода советских войск в Афганистан в 1979-м, остро стал вопрос о расквартировании личного состава. Практически все воинские части ОКСВА во избежание лишних людских потерь и большей оперативности, были размещены вне населённых пунктов, практически на необжитых участках местности. Первоначально все военные городки ОКСВА представляли собой палаточные городки с минимумом бытовых удобств, что негативно сказывалось на боеготовности войск. Требовалось в кратчайшие сроки создать обустроенные военные городки со всей необходимой инфраструктурой — водоснабжением, электроснабжением, канализацией, военно-административными зданиями (штабы, здания служб, караульные городки, гауптвахты), казармами, жилыми модулями для офицерского состава и вольнонаёмных, хозяйственными зданиями (магазины, медицинские пункты, столовые, склады, ремонтные мастерские, банно-прачечные комплексы, клубы, библиотеки), фортификационными и разделительными сооружениями по периметру воинских частей и парков боевой техники, строительством и обустройством складов ракетно-артиллерийского вооружения и складов горюче-смазочных материалов, строительством и обустройством аэродромов и т. п.
В связи с этим, с осени 1980-го в составе ОКСВА создаётся 342-е управление инженерных работ (342-е уир) — соединение военно-строительных частей, сформированное для создания военной инфрастуктуры. Организационно оно включало в свой состав 9 военно-строительных батальонов (из них 2 электро-технических и 1 сантехнический), 2 отдельные строительные роты. [7]
На первоначальный момент под управление 342-го уир была передана 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (159-я одсбр), которая также занималась возведением военных объектов вплоть до момента переформирования её в 58-ю отдельную автомобильную бригаду (58-я оавтбр). [8]
Выполнив задачи по обустройству соединений и частей 40 А, в 1984 году 159-й одсбр переформировали в 58-й оавтбр, перенацелив её исключительно на выполнение грузоперевозок и снабжение воинских частей.
342-е уир находилось в составе ОКСВА более 6 с половиной лет (с 1.10.1980 по 30.05.1987) с дислокацией штаба в Кабуле. За время его функционирования были возведены сотни военных городков с полностью налаженной инфраструктурой. Кроме этого, 342 уир занималось возведением мостов и дорог на всей территории Афганистана.
Список воинских частей входивших в состав 342-го управления инженерных работ. [9] :
- 2017-й отдельный строительно-монтажный батальон (электротехнических работ) (Пули-Хумри)
- 2018-й отдельный строительно-монтажный батальон (электротехнических работ) (Кабул)
- 2137-й отдельный строительно-монтажный батальон (сантехнических работ) (Кабул)
- 1110-й отдельный военно-строительный батальон (Пули-Хумри)
- 1112-й отдельный военно-строительный батальон (Хайратон)
- 1630-й отдельный военно-строительный батальон (Кундуз)
- 1705-й отдельный военно-строительный батальон (Шинданд)
- 1707-й отдельный военно-строительный батальон (Баграм)
- 1708-й отдельный военно-строительный батальон (Кабул)
- 773-я отдельная военно-строительная рота (Хайратон)
- 774-я отдельная военно-строительная рота (Кабул)
- 1720-й отдельный батальон мехнизации (дорожных работ) (Кабул)
- 2147-й отдельный батальон мехнизации (дорожных работ) (Шинданд)
- 126-й отдельный автомобильный батальон (Шинданд)
- 118-й отдельный ремонтный батальон (Кабул)
- 863-й отдельный автомобильный батальон (Кабул)
- 1582-й отдельный автомобильный батальон (Пули-Хумри)
В России
Военно-строительные формирования в Вооружённых силах Российской Федерации начиная с 1992 года проходили через постепенное расформирование [10] .
Последние военно-строительные формирования были ликвидированы в 2006 году [11] .
Как таковых военно-строительных формирований в ВС РФ более нет. Строительство объектов для военных нужд выполняются негосударственными предприятиями.
Звания
Военным строителям присваиваются звания [12] :
- военный строитель-рядовой[12] ;
- военный строитель-ефрейтор[12] ;
- военный строитель-младший сержант[12] ;
- военный строитель-сержант[12] ;
- военный строитель-старший сержант[12] ;
- военный строитель-старшина[12] .
Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваивались воинские звания рядового и сержантского состава армии, авиации и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины).
Источник: wp.wiki-wiki.ru