Временная эксплуатация объекта капитального строительства

ГрК РФ Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 55.24 ГрК РФ — Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к…

Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта

В ходе проверки УФК вынесло учреждению ФСИН предписание о том, что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные сооружения при капитальном строительстве объекта следовало отражать как основные средства, а не относить на счета учета незавершенного строительства. О том, какое решение принял суд (см. Постановление АС ЦО от 15.11.2018 № Ф10-4693/2018 по делу № А62-11024/2017), расскажем в статье.

Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных казенных учреждениях регламентирован Законом о бухгалтерском учете[1], инструкциями № 157н[2] и 162н[3]. Кроме того, с 2018 года указанные организации обязаны руководствоваться федеральными стандартами. Как следует из п. 18 ФСБУ «Концептуальные основы»[4], при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечивать формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, осуществляющим полномочия по внутреннему и внешнему финансовому контролю.

К сведению:

Достоверность информации предполагает отсутствие в ней существенных ошибок и искажений, а также ее полноту и нейтральность (п. 17, 68 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлены в соответствии с названным стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также с учетной политикой, сформированной субъектом учета.

Правильность ведения бухгалтерского учета, а также соблюдение положений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в федеральных казенных учреждениях обеспечивают территориальные органы Федерального казначейства. Нередко в ходе проверок возникают споры между проверяющими лицами и администрацией в части вынесения предписаний по устранению тех или иных нарушений. В этом случае споры рассматривает суд.

Что послужило предметом спора между КУ и ОФК?

Как следует из материалов дела, между управлением ФСИН по субъекту РФ (заказчиком) и ФГУП «Управление строительства по Центральному федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» (подрядчиком) был заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ для нужд УИС. В соответствии с заключенным контрактом подрядчик обязался:

принять по акту приема строительную площадку и возвести на ее территории все временные сооружения, необходимые для хранения оборудования и материалов и выполнения работ по контракту;

осуществить временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период строительства на строительной площадке в точках подключения в соответствии с ТУ.

Для справки:

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения ремонтно-строительных работ. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

Перечень нетитульных временных зданий и сооружений представлен в приложении 3 к ГСН 81-05-01-2001[5]. Он включает в себя, в частности:

складские помещения и навесы при объекте строительства;

настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для проведения работ, предохранительные козырьки, укрытия при выполнении буровзрывных работ.

Оплата по разделам «Временные здания и сооружения» и «Непредвиденные расходы» сметного расчета производится по фактически выполненным работам, но не более 1,8 и 2% стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных указанным расчетом, соответственно.

Рассматриваемый спор между казначейством и учреждением возник относительно следующего:

1) как квалифицировать затраты заказчика по договору строительного подряда на оплату возведенных подрядчиком временных сооружений в период до завершения строительства;

2) как осуществлять бюджетный учет этих затрат в указанный период?

Управление ФСИН приняло временные сооружения по актам КС-2. В учете соответствующие затраты были отнесены на вложения в нефинансовые активы, то есть на незавершенное строительство. Казначейство посчитало, что спорные временные сооружения нужно было отражать как основные средства. Несогласие с предписанием в названной части послужило основанием для обращения учреждения в суд.

Какое решение принял арбитражный суд?

По первому вопросу суды проанализировали положения государственного контракта, сметной документации, изучили акты выполненных работ (форма КС-2), обоснованно применив к ним положения инструкций № 157н, 162н, и пришли к выводу, что заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом (заключив договор со строительным подрядчиком), не вправе учитывать у себя на балансе временные здания и сооружения как объекты основных средств.

Так, подрядчик включил затраты на временные здания и сооружения в смету строительства, эта сумма в смете показывает обоснование части стоимости строительства. Соответственно, до момента государственной регистрации права оперативного управления на возведенный объект недвижимости затраты по его возведению должны быть учтены в составе незавершенного строительства, которое к основным средствам заказчика еще не относится.

Подписание сторонами государственного контракта актов выполненных работ по возведенным подрядчиком временным сооружениям по форме КС-2 ошибочно квалифицировано казначейством как принятие заказчиком овеществленного результата подрядных работ. Повторяемые в кассационной жалобе доводы на этот счет не могут быть приняты во внимание.

Выводы судов в указанной части основаны на применении норм материального права – положений о договоре строительного подряда – ст. 704, 720, 740 ГК РФ.

Кроме того, казначейство не учитывает, что в отношениях по договору подряда может быть предусмотрено возведение временных сооружений заказчиком (п. 1 ст. 704, п. 2 ст. 747 ГК РФ), после чего он передает их подрядчику. Однако на заказчика, заключившего государственный контракт на иных условиях, в силу которых работы выполняет подрядчик за счет сметной стоимости строительства, соответствующие положения нормативных актов в области бухгалтерского учета не распространяются.

По второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в том, что учет названных затрат должен отражать «приращение» стоимости основных средств до их создания, а следовательно, они должны относиться на счет учета вложений в основные средства заказчика. Учреждение считает затраты подлежащими отражению на счете учета вложений в нефинансовые активы (будущие основные средства).

Читайте также:  Раздел требования к безопасной эксплуатации объекта капитального строительства

Между тем как общая Инструкция № 157н, так и конкретизирующая учет Инструкция № 162н, а также план счетов, применяемый учреждениями как получателями бюджетных средств, свидетельствуют о следующем.

Согласно п. 37 разд. II Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета по объектам имущества или по затратам на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Например, по объекту учета 10 «Недвижимое имущество учреждения» в рассматриваемый период были предусмотрены в числе прочего следующие синтетические счета: 101 00 «Основные средства» и 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», которые имели разбивку по аналитическим счетам.

Как следовало из положений п. 38 – 55 Инструкции № 157н, действовавших в проверяемый период, в качестве затрат, увеличивающих стоимость основных средств, могут восприниматься только затраты по уже возведенным объектам недвижимости, находящимся на балансе учреждения. В частности, в силу п. 39 Инструкции № 157н к основным средствам не относятся материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, что напрямую относится к временным сооружениям, которые имеют вспомогательное назначение и которые после завершения строительства не обособляются в качестве объектов недвижимого имущества.

Таким образом, затраты, связанные с возведением объекта строительства, до его передачи подрядчиком заказчику в силу п. 127 Инструкции № 157н должны отражаться как вложения в нефинансовые активы. Это прямо следует из названного пункта: счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.

В аналитике это конкретные счета 106 01 «Вложения в нефинансовые активы», 106 02 «Вложения в нематериальные активы», 106 03 «Вложения в непроизведенные активы», 106 03 «Вложения в материальные запасы». Применительно к затратам по объекту недвижимости, возводимому по договору подряда, учреждение должно было использовать конкретный счет 106 01.

Так, п. 130 Инструкции № 157н предусмотрено, что счет 106 01 предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней.

Изложенное выше подтверждает пп. «в» п. 7 ФСБУ «Основные средства»[6], согласно которому к основным средствам не относятся объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений.

Таким образом, вывод казначейства о нарушении получателем бюджетных средств положений пп. 5 п. 1 ст. 162 БК РФ, определяющих обязанность ведения бюджетного учета, а также изложенное в предписании требование казначейства об отражении рассматриваемых в деле затрат заказчиком в учете (и, соответственно, на балансе) временных сооружений на счетах 1 101 10 310, 1 101 11 310, 1 101 33 310 неправомерны.

Минфин об учете временных сооружений.

Дополнительно к вышесказанному приведем разъяснения Минфина, касающиеся учета временных сооружений при капитальном строительстве объекта. В частности, финансовое ведомство в Письме от 19.01.2018 № 02-07-10/2879 указало на следующее.

В соответствии с п. 130 Инструкции № 157н операции по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 01 000 «Вложения в основные средства» с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.

При этом балансовый учет временных зданий и сооружений, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов, осуществляется до завершения строительства, если иное не предусмотрено условиями контракта, у подрядчика.

В то же время в целях обеспечения управленческого учета, а также обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, созданного в соответствии с условиями контракта и оплаченного заказчиком, по мнению Минфина, заказчику целесообразно обеспечить отражение в период осуществления строительства в регистрах аналитического учета или на забалансовых счетах, предусмотренных в рамках формирования учетной политики для указанных целей, информации о таких временных зданиях и сооружениях.

По окончании строительства – при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства временные здания и сооружения, оплаченные заказчиком в соответствии с условиями контракта:

либо передаются подрядчику как возвратные материалы (в случаях, предусмотренных контрактом) при условии уменьшения стоимости выполненных строительно-монтажных работ;

либо принимаются заказчиком к учету в составе нефинансовых активов.

Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

В письме финансисты обратили внимание, что в случае реализации временных зданий и сооружений или материалов, образовавшихся в результате их демонтажа, денежные средства от реализации указанных материальных ценностей являются доходами соответствующего бюджета.

Кратко сформулируем основные выводы.

Если учреждение осуществляет расходы, связанные с капитальным строительством объекта, в соответствии с Инструкцией № 157н оно применяет счет 106 00 «Вложения в основные средства» с учетом затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.

По окончании строительства временные сооружения должны быть либо возвращены подрядчику, либо поставлены на учет заказчиком в зависимости от условий контракта.

Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[5] ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утв. Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 45.

Читайте также:  Управление капитального строительства северский район

[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Временные здания и сооружения в рамках законодательства. Все вопросы строительства и реконструкции объектов недвижимости, в том числе и касающиеся временных зданий и сооружений, регламентируются рядом важных законодательных актов: Гражданским и Градостроительным кодексами Российской Федерации; Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Вопрос: Можно ли признавать для целей налога на прибыль расходы на строительство временных сооружений, которые являются амортизируемым имуществом (п. 4 ст. 325 НК РФ)? Посмотреть ответ.

Временная эксплуатация объекта капитального строительства

ГрК РФ Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 55.24 ГрК РФ

1. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

2. Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.

4. В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.

6. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

7. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

8. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

8.1. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

9. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Эксплуатация дома блокированной застройки осуществляется с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации находящихся в одном ряду домов блокированной застройки, имеющих общие стены с домом блокированной застройки.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 371-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

12. При эксплуатации зданий, сооружений государственный контроль (надзор) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.

13. Сведения, документы, материалы по эксплуатации здания, сооружения, в том числе о проведенном техническом обслуживании здания, сооружения, текущем ремонте здания, сооружения, эксплуатационном контроле, подлежат включению в информационную модель (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Объекты капитального строительства , находящиеся во временной эксплуатации , до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения. [c.38]. При производстве электромонтажных работ должны быть исключены задержки в работе смежных организаций по вине электромонтажников (работа подъемно-транспортных механизмов, опробование технологического оборудования и т. п.). Это обстоятельство учитывается при разработке совмещенных графиков работ, в которых определенная очередность ввода объектов во временную или постоянную эксплуатацию обеспечивает производство последующих строительно -монтажных работ. [c.177].

Учет временных зданий и сооружений

Чтобы производить строительные работы, нужно позаботиться об обслуживании строителей, а также хранении инструментов, спецодежды и т.п. Для этого, прежде чем начать возводить объект недвижимости, нужно построить здания и сооружения, которые призваны обеспечивать этот процесс. Естественно, они будут временными: надобность в них отпадет, и они потеряют актуальность, как только стройка завершится.

Несмотря на некапитальность таких строений, они также являются материальными ценностями, на которые выделяются определенные финансы, а значит, необходим бухгалтерский и налоговый учет. Как он производится, рассматриваем в этой статье.

Вопрос: К арендованному зданию (срок аренды — пять лет) по согласованию с арендодателем пристроено сборно-разборное временное сооружение. Сооружение приобретено за 50 000 руб., расходы на установку составили 10 000 руб. (привлекался подрядчик). По окончании аренды сооружение демонтировано. Как учитывать расходы на демонтаж, если арендатор применяет УСН («доходы минус расходы»)?
Посмотреть ответ

Временные здания и сооружения в рамках законодательства

Все вопросы строительства и реконструкции объектов недвижимости, в том числе и касающиеся временных зданий и сооружений, регламентируются рядом важных законодательных актов:

  • Гражданским и Градостроительным кодексами Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Вопрос: Можно ли признавать для целей налога на прибыль расходы на строительство временных сооружений, которые являются амортизируемым имуществом (п. 4 ст. 325 НК РФ)?
Посмотреть ответ

ВАЖНО! П. 1.3 последнего документа посвящен организации строительной площадки, в рамках которой возводятся или приспосабливаются под нужды строительства временные сооружения и здания.

Понятие временных зданий и сооружений

На профессиональном сленге такие строительные объекты называются «времянки», в документации часто применяют аббревиатуру «ВЗС», но в федеральных законах определение этим необходимым постройкам не дано. Оно приводится только в специальном строительном нормативном акте – СНиПе, поскольку применяется исключительно на стройке или при производстве капремонта.

Первым этапом любого строительства является оборудование строительной площадки – особым образом выделенной территории. Главным признаком ее является то, что она выделена временно. Все, что на ней будет расположено, кроме самого возводимого здания, также предназначено лишь для временного нахождения и будет ликвидировано либо возвращено в прежний вид после окончания работ. Таким образом, временные здания и сооружения – это специально возведенные или приспособленные для потребностей строительных работ и обслуживания работников объекты.

Функциональные признаки времянок

Категории, по которым строительный объект можно отнести к разряду временных, содержатся в различных нормативных актах.

  1. Мобильность. Возможность свободно переместить сооружение либо постройку, при этом не нанеся ущерба ее прямому назначению, относит этот объект к временным.
  2. Разборная структура. Вытекает из первого признака: раз можно легко переместить, значит, должно быть несложно монтировать и демонтировать.
  3. Правовой статус. Такие объекты изначально производятся на определенный полезный срок, тогда как строящаяся недвижимость такого срока не имеет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На основании признака 2 к ВЗС можно применить ГОСТ 25957-83, регламентирующий инвентарные (мобильные) здания и сооружения.

Разновидности ВЗС

Обеспечение строительной деятельности решает много задач:

  • производственные;
  • общественные;
  • бытовые;
  • складские;
  • обеспечение жильем и др.

Они должны решаться непосредственно на строительной площадке. Для этой цели и возводят либо приспосабливают из готовых объектов различные ВЗС.

По предназначению «времянок» СНиП ГСН 81-05-01-2001 делит их на две большие группы – титульные и нетитульные. Титулом на стройке называется документ, в который входит перечисление всех объектов, в обязательном порядке присутствующих на любой стройплощадке. Те ВЗС, которые в него входят, и называются титульными – ВЗС, обеспечивающие нужды стройки в целом. Но на каждом конкретном объекте могут быть возведены еще и другие необходимые времянки, обеспечивающие не саму стройку, а какой-то ее компонент. Поскольку они не входят в указанный документ, их считают нетитульными – предназначенными для обеспечения потребностей отдельного объекта стройплощадки.

Примеры титульных ВЗС:

  • склады для материалов (отапливаемые и лишенные отопления);
  • площадки для погрузки и разгрузки, хранения стройматериалов, стоянки строительной техники, расположения оборудования;
  • гаражи и ангары;
  • временные мастерские по ремонту оборудования, древесных работ и других строительных назначений;
  • котельные;
  • электроподстанции;
  • вентиляторные;
  • помещения для пуска и наладки и др.

К нетитульным ВЗС относят:

  • кладовки прорабов и мастеров;
  • различные конторы при строительном объекте;
  • складские помещения при конкретном объекте стройки;
  • бытовки, душевые, уличные уборные (без канализации);
  • разводки подачи воды, электроэнергии, пара, газа и др. по территории стройки;
  • лестницы, мостки, переходные настилы и т.п.

ВЗС в бухгалтерском учете

В старом Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 года № 56, был предусмотрен специальный счет 30 «Некапитальные работы», на котором было принято отражать расходы на возведение титульных (30.1), нетитульных (30.2) ВЗС и на другие некапитальные работы (30.3). Этот ПБУ более не является актуальным, а в новом ПБУ это счет упразднен.

Временные здания и сооружения, если смотреть на них глазами бухгалтера или налоговика, представляют собой одну из форм основных средств, поскольку они:

  • находятся в собственности у организации;
  • применяются для получения дохода;
  • не предназначены для реализации;
  • срок их полезного использования – более года.

Удовлетворение всем условиям отнесения к основным средствам дает основание учитывать ВЗС по ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Нюансы бухучета ВЗС

Главная особенность временных зданий и сооружений как объекта бухгалтерии состоит в том, что срок их полезного использования совпадает со сроком строительства и составляет 2-3 года, далее они будут разобраны и утилизированы. После истечения этого срока стоимость их окажется списанной по амортизации.

Начальная стоимость времянок отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств». Стоимость на возведение титульных ВЗС включена в общую смету и отражена в соответствующей документации. «Нетитульные» затраты в этой документации отдельно выделить нельзя, хотя они также входят в смету: их относят к накладным расходам.

Затем ВЗС берется на баланс на основании актов о приеме-передаче (для титульных) и о сдаче в эксплуатацию (для нетитульных). С этого момента начинается начисление амортизации. В конце стройки временные объекты разбираются и утилизируются (ликвидируются), что подтверждается соответствующим актом. Стоимость полученных при этом материалов, деталей, узлов и т.п. относится на внереализационные доходы организации.

Бухгалтерские проводки при этом будут иметь следующий вид:

  • дебет 23, кредит 10 – списание фактической себестоимости материалов, истраченных на монтаж ВЗС;
  • дебет 23, кредит 70, 69 – заработная плата и соцвзносы работников, возводящих ВЗС;
  • дебет 08-3, кредит 23 – отражение части затрат вспомогательных производств, выполняющих некапитальные работы по возведению ВЗС;
  • дебет 01, кредит 08-3 – учет в составе основных средств;
  • дебет 20 (23, 25, 26, …), кредит 02 – начисление амортизации.

Налоговый учет ВЗС

Для налоговых целей срок полезного использования ВЗС нельзя отождествлять со сроками строительства, а определять его только по принадлежности к определенным амортизационным группам (Письмо ФНС России от 13 января 2012 года № 03-03-06/1/12). При этом этот срок составит больше «бухгалтерских» 2-3 лет. Получается ситуация, что по бухучету ВЗС к концу стройки будут полностью самортизированы, а по налоговому учету – еще нет. В этом случае остаточная стоимость по окончании строительных работ и утилизации ВЗС списывается на внереализационные расходы. Разница в учете будет временной, налоговый актив спишется позже.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. … 4.2 О готовности объекта к вводу в эксплуатацию застройщик заблаго- временно извещает федеральные органы исполнительной власти, органы ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного са-моуправления и государственный строительный надзор. 4.3 Застройщик для осуществления своих функций может в соответ-ствии с действующим законодательством привлекать технического заказчика — действующее на профессиональной основе физическое или юридическое лицо. … чение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического.

Источники
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/975715.html
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/8531126e5f632762e7d7a88d4f684fc1a153faef/
  • https://assistentus.ru/buhuchet/vremennyh-zdanij-i-sooruzhenij/

Рейтинг
Загрузка ...