Все субъекты капитального строительства

ГрК РФ Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. 2. От имени Российской Федерации,…

Статья 5 ГрК РФ. Субъекты градостроительных отношений

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарии к ст. 5 ГрК РФ

Текст комментария: Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

Авторы: Мельников Н.Н., Амелин Р.В., Борисов А.А., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Иванов А.В., Майборода В.А., Макаров О.В., Начичко Ж.А., Поваров Ю.С., Беляев М.А., Гемпик Е.А., Калинин А.А., Коновальчикова С.С., Котухов С.А., Султанов Р.С.

1. В комментируемой статье определен состав субъектов (участников) градостроительных отношений. Исходя из представленного перечня, субъектами таких отношений потенциально могут быть любые субъекты гражданских правоотношений, а именно публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), а также физические лица и различные организации (юридические лица).

1.1. Специфика статуса и особенности указанных субъектов предопределяют их участие в различных видах градостроительных отношений. Так, Российское государство и иные публично правовые образования (субъекты РФ и муниципальные образования) могут выступать в законотворческих (правотворческих) отношениях по поводу градостроительства как своеобразные регуляторы конкретных и общих градостроительных отношений. В рамках своей законотворческой (нормотворческой) компетенции указанные субъекты регулируют градостроительные, а также смежные с ними отношения (земельные, жилищные и др.) соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях (см. комментарий к ст. 3).

Кроме того, указанные субъекты в рамках установленной компетенции участвуют также в иных (то есть смежных с градостроительными) отношениях, в частности, организационно-распорядительных (управленческих) отношениях (см. главу 2 ГрК РФ), контрольно-надзорных отношениях (см. ст. ст. 53 — 55, статьи главы 6.1 ГрК РФ), информационных отношениях (см. главу 7 ГрК РФ), отношениях по поводу ответственности за нарушения градостроительного законодательства (см. главу 8 ГрК РФ). Таким образом, целями и задачами участия Российского государства, субъектов РФ и муниципальных образований в указанных отношениях является законодательное (нормотворческое) регулирование градостроительства, государственное и муниципальное управление градостроительной деятельностью и ее информационное обеспечение.

Помимо участия в законотворческих и иных вышеуказанных отношениях Российское государство, субъекты РФ и муниципальные образования могут непосредственно участвовать в конкретных градостроительных отношениях (по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по строительству объектов капитального строительства и т.п.), состав которых определен в ст. 4 комментируемого ГрК РФ. В названных отношениях (в том числе договорных отношениях гражданско-правового характера) публично-правовые образования выступают в статусе заказчиков, застройщиков, подрядчиков по соответствующим договорам в сфере градостроительства, собственников градостроительных ресурсов и др. Как застройщики, заказчики, подрядчики они (в качестве стороны в договоре) непосредственно участвуют в процессах строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений.

1.2. Статус физических лиц характеризуется такими категориями, как правоспособность и дееспособность. Для участия в градостроительных отношениях физическим лицам необходимо обладать полной дееспособностью либо действовать через законного представителя. Особенности реализации гражданами (физическими лицами) своих прав и обязанностей определены нормами главы 3 (ст. ст. 17 — 47) ГК РФ.

Юридические лица для участия в градостроительных отношениях должны обладать правоспособностью, которая возникает с момента их государственной регистрации. Гражданско-правовой (имущественный) статус и особенности различных юридических лиц установлены нормами главы 4 ГК РФ и соответствующими федеральными законами о конкретных коммерческих и некоммерческих организациях (например, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др.).

Обычно физические и юридические лица участвуют в тех или иных градостроительных отношениях (проектирование, строительство, реконструкция и т.п.) договорного характера (то есть по договорам строительного подряда, возмездного оказания услуг, аренды и др.) в качестве заказчиков, подрядчиков, поставщиков и т.п. Юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности, участвуя в градостроительных отношениях, через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (см. ст. 53 ГК РФ). Физические лица в некоторых случаях могут выступать в градостроительных отношениях в качестве индивидуальных предпринимателей (осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), что возможно после прохождения государственной регистрации в установленном порядке.

Читайте также:  Фку управление капитального строительства мчс россии

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодательно определено, что от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

В целом правовой статус, компетенция, порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются Конституцией РФ, федеральными законами (в том числе конституционными), законами субъектов РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровня.

2.1. О полномочиях федеральных органов государственной власти в области градостроительной деятельности говорится в ст. 6 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). Полномочия, порядок деятельности федеральных органов в градостроительной сфере регламентируются также нормами других правовых актов.

Перечень федеральных органов государственной власти, выступающих от имени РФ, установлен ст. 11 Конституции РФ, это: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды. Президент РФ функционирует на основании Конституции РФ (глава 4, федерального конституционного закона о его статусе — нет) и издает правовые акты (в том числе нормативные) — указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Правовой статус Федерального Собрания РФ как представительного и законодательного органа определен также только Конституцией РФ (глава 5). Законотворческая деятельность (в том числе в сфере градостроительных отношений) Совета Федерации и Государственной Думы регулируется их внутренними регламентами.

Правительство РФ действует (в том числе в сфере градостроительства) на основании главы 6 (ст. ст. 110 — 117) Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Именно Правительство РФ принимает многочисленные нормативно-правовые и исполнительно-распорядительные документы, касающиеся управления и решения конкретных вопросов в сфере градостроительства (см. комментарий к ст. 3).

Правительство РФ возглавляет всю структуру органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, агентства и службы. Чаще всего от имени Российского государства в градостроительных отношениях участвует Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ), реже — такие федеральные ведомства, как Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и некоторые другие. На федеральные службы, в частности, возложены контрольно-надзорные функции и полномочия в сфере градостроительной деятельности. Правовой статус, в том числе порядок деятельности указанных федеральных министерств и ведомств, определяется обычно указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.

Что касается судов РФ, то они в рамках своей компетенции рассматривают на основании и в соответствии законом возникающие в сфере градостроительной деятельности и градостроительных отношений различные споры и дела (в том числе о привлечении виновных к ответственности за нарушение градостроительного законодательства).

2.2. От имени субъектов РФ в градостроительных отношениях участвуют образуемые ими органы (аналогичные федеральным) законодательной и исполнительной власти. Структура, компетенция, порядок образования и деятельности региональных органов государственной власти определяются ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также конституциями (уставами) и другими законами самих субъектов РФ.

О полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности говорится в ст. 7 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). Соответствующие правовые положения о компетенции и порядке деятельности органов государственной власти в градостроительной сфере имеются также в иных нормативных правовых актах регионального уровня.

2.3. Многочисленные муниципальные образования представляют в градостроительных отношениях органы местного самоуправления соответствующих городских округов, городских и сельских поселений, муниципальных районов и внутригородских территорий. Согласно ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; в нее обязательно входят представительный органа муниципального образования, глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган). Порядок образования и компетенция органов местного самоуправления регулируются ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также некоторыми другими федеральными законами, конституциями, уставами и иными законами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами самих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления принимают довольно много различных правовых актов по вопросам градостроительства в муниципальных образованиях (о правилах землепользования и застройки, о градостроительных регламентах, об утверждении или изменении границ, об установлении или прекращении права на недвижимость, о правилах содержания объектов градостроительства и др.). О полномочиях органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности говорится в ст. 8 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. 2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. См. все связанные документы >>>. < Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности. Статья 5.1.

Все субъекты капитального строительства

ГрК РФ Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

Читайте также:  Демонтаж объекта капитального строительства нормативные документы

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства , иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие.

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарий к Ст. 5 Градостроительного кодекса РФ

1. Включение в кодифицированный нормативно-правовой акт отдельной статьи о субъектах, а иногда и объектах соответствующих отношений является довольно распространенной традицией. При этом если ст.5 ЗК РФ проводит разграничение между участниками земельных отношений – гражданами России и иностранными гражданами, то комментируемая статья 5 ГрК РФ этого не делает вслед за ГК РФ, глава третья которого называется «Граждане (физические лица)». Данный подход законодателя обусловлен установлением некоторых ограничений прав иностранных граждан и юридических лиц на земельные участки (п.3 ст.15 ЗК РФ), в то время как особых ограничений прав иностранцев в сфере градостроительной деятельности не предусмотрено.

Для участия в градостроительных отношениях физические лица должны обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст. 17 ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Содержание правоспособности применительно к градостроительным отношениям заключается в том, что граждане вправе принимать участие в публичных слушаниях (ст.28 ГрК РФ), требовать возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при осуществлении территориального планирования или градостроительного зонирования (ст.59 ГрК РФ), осуществлять индивидуальное жилищное строительство и т.д.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь права в сфере градостроительной деятельности только в части, соответствующей целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная правоспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Правоспособность юридического лица в сфере градостроительных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации.

2. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в градостроительных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими (например, посредством предоставления для строительства). В последнем случае к ним применяются положения о юридических лицах.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Перечень федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (с изменениями от 20 мая и 1 декабря 2004 г.). Данный указ определяет, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. На уровне субъектов РФ органы государственной власти, правомочные своими действиями участвовать в градостроительных отношениях, определяются самостоятельно и могут иметь различное наименование с учетом национальной или иной специфики (правительства, администрации, мэрии и т.д.).

Читайте также:  Сборник цен на изыскательские работы для капитального строительства раздел геофизические изыскания

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять вышеуказанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (в первую очередь уставами муниципальных образований). При этом никакого единого стандарта по самоназванию органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (мэр, глава администрации, префект и т.д.) не существует.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст.125 ГК РФ).

Второй комментарий к статье 5 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил круг субъектов градостроительной деятельности, которым может стать любой субъект гражданских правоотношений.
Градостроительная сфера отношений включает в себя 3 категории участников:
1) субъекты (органы, учреждения и пр.), действия которых носят императивный характер государственного регулирования градостроительной деятельности и полномочия которых обозначены в основном в гл. 2 комментируемого Кодекса;
2) субъекты (застройщики, заказчики, подрядчики и др.), непосредственно участвующие в процессах строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, правовые отношения которых регламентированы в гл. 6 и 6.1 Кодекса;
3) субъекты, нарушение прав которых повлекло ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (см. гл. 8 Кодекса).
Иначе говоря, назовем эти 3 группы субъектов регуляторами, исполнителями, пострадавшими лицами.
Отметим, что и юридическое лицо, и физическое лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке ст. 23 и ст. 51 ГК РФ могут стать субъектами правоотношений (получить в полном объеме правоспособность) лишь после их государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября N 506) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

2. В соответствии с рассматриваемыми положениями от имени субъектов-регуляторов градостроительной деятельности выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.
Об основах правового регулирования деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления см. комментарии к п. 6 ст. 2 Кодекса.
Логично предположить, что полномочия, порядок деятельности (компетенция) в градостроительной сфере органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления помимо норм комментируемого Кодекса регламентируется нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.
Так, на федеральном уровне компетенция регулирующих органов регламентируется, например, ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О защите инвалидов» и др.
В качестве примера регионального нормативного правового акта приведем Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», который устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге.

Части объекта капитального строительства как недвижимое имущество. Признаки недвижимого имущества. Объекты строительства , отвечающие признакам движимого имущества, не облагаются налогом на имущество организаций (п.п.1-3 ст. 374 Налогового кодекса РФ). В отношении такого имущества юридические лица не исчисляют и не уплачивают соответствующие налоги (далее по тексту- налог), не представляют отчетность.

Источники
  • https://rulaws.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/Glava-1/Statya-5/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/11451e49a4e7d6c1352a1c756914d49d5d89d26c/
  • https://www.gradkod.ru/statya-5

Рейтинг
Загрузка ...