Минстрой РФ разрабатывает проект правительственного постановления, призванного решить вопросы, связанные с применением к горным выработкам стандартных требований ввода в эксплуатацию и регистрации в госреестре опасных производственных объектов (ОПО). В Ростехнадзоре заявляют, что, если постановление будет принято без изменений, серьезные проблемы могут возникнуть у территорий, на которых располагаются их предприятия. В ситуации разбирались «Известия».
Карьер и шахта как объекты капстроительства
Действующая процедура согласования «строительства карьеров и других горных выработок (шахт, разрезов и прочего) содержит ряд излишних требований, выполнить которые зачастую невозможно, рассказали «Известиям» в пресс-службе Министерства промышленности и торговли РФ. Затруднительным, например, представляется указать «этажность» и точные геометрические параметры карьера, зарегистрировать права собственности на такие объекты и т.д.
Безопасность на российских выработках, по утверждению Ростехнадзора, соответствует уровню ведущих стран мира
— Проект нормативного правового акта, разрешающий указанную проблематику, в настоящее время согласован всеми заинтересованными органами исполнительной власти (за исключением Ростехнадзора), — говорят в Минпромторге. — Согласительные совещания на площадке Минстроя России не привели к результату в связи с принципиальной позицией Ростехнадзора.
В самом Ростехнадзоре «Известиям» сообщили, что ведомство поддерживает инициативу, в соответствии с которой вносятся поправки в соответствующее постановление правительства Российской Федерации, направленные на сокращение объемов разрешительных документов при эксплуатации объектов недропользования.
— Вместе с тем Ростехнадзор не согласен с идеей отмены в отношении объектов недропользования, таких как карьеры, угольные разрезы, шахты и рудники, разрешений на строительство, — подчеркнули в ведомстве.
Дело в том, что, согласно Градостроительному кодексу, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, то есть прямо затрагивает вопрос территориального планирования.
— Авторы поправок в Минстрое исходят из того, что объекты недропользования находятся исключительно за пределами населенных пунктов и на большом удалении от них, что не соответствует действительности, — сказали «Известиям» в Ростехнадзоре. — Кроме того, даже если объект расположен далеко в тайге или тундре, это не может являться оправданием для потенциального создания угрозы окружающей среде.
По мнению экспертов Ростехнадзора, на таких территориях в любом случае должен выполняться определенный набор мер контроля, который обеспечит соблюдение обязательных требований при строительстве. Кроме того, при отмене разрешений на строительство упраздняется и необходимость проведения государственной экспертизы проекта. Иными словами, государство хотят обязать проверять соответствие сооружаемых объектов проектам, разработанным бизнесом исходя из собственных представлений о безопасности, указывают в ведомстве.
— В этой связи аргументы, что карьер или шахта не могут быть объектом капитального строительства ввиду того, что кадастровый инженер не имеет возможности выдать технический план с координатами угловых точек или что они не могут быть зарегистрированы в ЕГРН, являются несостоятельными, — настаивают в Ростехнадзоре. В ведомстве предполагают, что разрешений на строительство и, соответственно, государственных экспертиз и разрешений на ввод в эксплуатацию не требуется в отношении уже построенных, сданных в эксплуатацию и уже эксплуатируемых шахт, рудников, разрезов.
Объясняется это тем, что у недропользователя может возникать необходимость изменить направление горных работ, календарь отработки участка месторождения, замены одних горных выработок другими и т.д. Это требует соответствующих корректировок проектных решений, повторной государственной экспертизы и в отдельных случаях разрешений на строительство. При принятии предложений Ростехнадзора разрешение потребуется один раз, в самом начале деятельности, и государственная экспертиза проекта на строительство (сооружение) карьера, угольного разреза, шахты, рудника потребуется также один раз, в начале пути. В этом ведомство поддерживают большинство угледобывающих компаний, осуществляющих добычу преимущественно открытым способом.
«Известия» обратились с запросами для разъяснений в Минстрой, Минприроды и Росстандарт.
Отмена разрешений на строительство карьеров и шахт
Проект нового постановления направлен на исключение смешения понятий объекта ведения горных работ как сооружения, образующегося в результате производственной деятельности по добыче полезных ископаемых, с объектом капитального строительства как сооружения, образующегося в процессе строительства с целью дальнейшей эксплуатации. При этом в отношении объектов недропользования необходимо сохранять контроль государственных органов в области экологии и промышленной безопасности, пояснил завкафедрой безопасности и экологии горного производства НИТУ «МИСиС» Константин Коликов.
Директор компании ООО «НАЭН-Консалт» Денис Бурдин рассказал о предыстории противоречий. В результате реформы государственной системы регулирования недропользования 2010–2012 годов вместо создания службы «одного окна» система стала раздробленной. При этом до настоящего времени много нормативно-правовых документов разрабатывается ведомствами без учета межведомственных связей и интересов, считает Денис Бурдин.
— Выделение горнопромышленных проектов в особую группу существенно снизит уровень административных барьеров и будет способствовать разработке нормативно-правового и методического обеспечения мирового уровня, — говорит Денис Бурдин. — При этом нельзя забывать, что разработка данного обеспечения требует непосредственного согласования со всеми элементами системы государственного регулирования недропользования. Ключевыми моментами при решении данного вопроса являются разработка новой классификации запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых; методологии стоимостной оценки месторождений; создания института компетентных специалистов. Данные задачи соответствуют госстратегии развития.
Работа по разграничению понятий «объект капитального строительства» и «горная выработка» ведется по поручению президента РФ.
— Пользователи недр стремятся к отмене разрешений на строительство карьеров и шахт, так как получить разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов в полном соответствии с законодательством о градостроительной деятельности невозможно, — заверили «Известия» в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). — Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходим технический план законченного строительства объекта недвижимости. Разработать технический план объекта недвижимости и поставить карьер на государственный кадастровый учет невозможно. Это подтвердили ранее Минэкономразвития, Росреестр и Минстрой. Ростехнадзор единственный выступает против исключения этих процедур, но при этом не объясняет, как их реализовать в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Разрешение на строительство карьера, в котором сейчас в качестве строительного объема и параметров объекта указываются общая площадь арендованных земель или объем добываемой горной массы, не имеет никакого отношения к вопросам промышленной и экологической безопасности, убеждены в РСПП. Тем более не имеет отношения к промышленной безопасности технический план карьера и факт его постановки на кадастровый учет, подчеркивают в союзе.
Гендиректор ООО «Научно-внедренческая компания «Горная геомеханика» Александр Гришин полагает, что основная сложность ситуации заключается в разделении полномочий. Вопросами строительства горных предприятий занимается Минстрой, вопросами промышленной безопасности при их эксплуатации и ликвидации — Ростехнадзор, вопросами охраны недр и экологии — Минприроды. И не всегда требования этих ведомств могут согласовываться между собой.
— Горнодобывающая отрасль не стоит на месте, появляются новые технологии, новые возможности, — объясняет Гришин. — Поэтому модернизация нормативной базы должна проводиться, чтобы она отвечала современным реалиям. Но это надо осуществлять очень аккуратно и продуманно.
И.о. заведующего отделом экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) Николай Кичигин рассказал «Известиям», что в готовящемся Минстроем постановлении предлагается отказаться только от разрешений, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, которые неприменимы к таким особым объектам, как объекты недропользования.
— Такие объекты, как шахты, карьеры, постоянно изменяются в результате ведения горных работ, — говорит Николай Кичигин. — И этим они кардинально отличаются от «стандартных» объектов капитального строительства: площадных объектов и линейных объектов, которые имеют стабильные параметры, границы, которые изменяются очень редко.
Что нужно для эффективности карьеров
Николай Кичигин полагает, что кроме обсуждаемых в правительстве вопросов сейчас необходимо законодательно четко разграничить объекты, необходимые для недропользования, которые будут по-прежнему подпадать под требования Градостроительного кодекса РФ (например, обогатительные фабрики, вахтовые поселки, дороги), и объекты, которые будут выведены из-под регулирования Градостроительного кодекса, однако будут регулироваться законодательством о недрах и законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов. К таким объектам как раз и относятся шахты и карьеры.
Сотрудник кафедры разработки месторождений открытым способом Уральского государственного горного университета Ольга Иванова для более упрощенной эксплуатации горных предприятий предлагает введение дистанционного контроля. При таком порядке часть документов, необходимых при проведении проверки Ростехнадзора, можно было бы загружать в электронные чек-листы, госпорталы или в виде отчетов размещать на сайтах предприятий.
— В таком случае проверять документацию можно было бы в течение года, — говорит Ольга Иванова. — Во время визита инспекторов бумажная волокита свелась бы к минимуму, а непосредственная проверка безопасности ведения работ поднялась до максимума.
По ее суждению, это повысило бы качество проверки, а в дальнейшем и всю работу предприятий.
— Разрешение на строительство, скажем, для карьеров необходимо упразднить, — полагает гендиректор проектно-инжиниринговой компании ООО «Доргеопроект» Дмитрий Тимергазин. — Ввод карьера в эксплуатацию должен выполняться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, выполненным в соответствии с постановлением правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118, а не разрешением на строительство. Необходимо изменение законодательства, где будет четко прописано, что карьер не является объектом капитального строительства. Ввод карьера в эксплуатацию должен выполняться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.
Дмитрий Тимергазин убежден, что отмена разрешений «крайне желательна, так как избавит от ненужной бюрократии».
В свою очередь, завкафедрой безопасности и экологии горного производства НИТУ «МИСиС» Константин Коликов отмечает, что в настоящее время в связи с проведением «регуляторной гильотины» необходима разработка нормативной методической документации по большинству вопросов, регулирующих деятельность шахт, карьеров и прочих горных объектов.
Источник: iz.ru
Когда не требуется разрешение на строительство
Предлагаем рассмотреть тему: «когда не требуется разрешение на строительство» с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.
Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство
В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях
Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта.
Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей.
Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется
Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:
при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.
при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.
при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.
при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.
при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.
при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.
при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.
в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.
Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.
Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:
базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;
площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;
колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;
дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;
вводные газопроводы в районах населенных пунктов;
линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.
При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.
В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.
Ответственность за отсутствие разрешения на строительство
При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:
на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;
должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;
с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;
юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.
На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.
В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.
Разрешение на строительство — в каких случаях не требуется
Строительство на земельном участке должно быть официально оформлено. То есть прежде чем построить, необходимо получить разрешение на это.
В этой статье мы подробно разберём, на какие постройки и строительные работы необходимо оформлять разрешение, а какие строительные работы можно выполнить и без этого. Также отметим, чем грозить неоформленная постройка собственнику.
Строительство – в каких случаях получение разрешения требуется
Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!
Все консультации бесплатны.
Правила оформления строительных работ изложены в Гражданском и Градостроительном кодексах. Если гражданин нарушает эти правила, то он наказывается в соответствии с КоАП РФ. Итак, когда получения разрешения будут требовать (Градостроительный кодекс РФ):
- При строительстве или реконструкции объекта капитального строительства на участке, который предоставлен гражданину для ведения необходимых работ, связанных с пользованием недр.
- Если планируется строительство объекта атомной энергетики.
- Если планируется строительство или реконструкции объекта космической инфраструктуры.
- Если планируется строительство или реконструкции гидротехнических объектов первого и второго классов.
- Если планируется построить объект капитального строительства, если его реконструкция будет проводиться на охраняемой природной территории.
- Если планируется проведение реконструкции объекта культурного наследия, если в процессе будут затронуты характеристики безопасности такого объекта.
Когда не требуется разрешение на строительство по Градостроительному Кодексу РФ
Есть случаи, когда получение разрешения на постройку не нужно брать. Они прописаны в градостроительном кодексе. Итак, разрешение на строительство не требуется в случае:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- Если гражданин планирует построить на своём земельном участке гараж, который будет использоваться исключительно для собственных целей, а не для осуществления предпринимательской деятельности. Также не нужно разрешение для строительства на участке, который является дачным хозяйством.
- При планировании гражданином постройки или реконструкции объекта, не относящегося к объектам капитального строительства.
- Если гражданин планирует строительство на земельном участке сооружения вспомогательного использования, например, постройка на дачном участке — это может быть гараж.
- Если планируются изменения в объекте капитального строительства и его частей, но при этом изменения не будут затрагивать характеристики надёжности и безопасности, которые разрешены при строительстве и реконструкции зданий. Также разрешение нужно при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
- При планировании строительства или реконструкции буровых скважин, если есть согласованный технический проект разработки месторождений полезных ископаемых или есть другая документация на выполнение работ, которые связаны с использованием участков с недрами.
В принципе нет ничего сложного. Но, может возникнуть логичный вопрос, как определить является ли объект капитальным? Если говорить о практике, то определиться с таким понятием удаётся не всегда. Но вот что говорить градостроительный кодекс по этому поводу:
В соответствии с Градостроительным Кодексом, объектом капитальной постройки признаются – здания, дома, строения, сооружения, объекты, процесс строительства которых ещё незавершён. Исключение составляют только временные постройки, навесы, киоски и другие подобный постройки.
Чтобы отнести объект к капитальной постройке необходимо выяснить является ли он недвижимым имуществом. Если ответ положительный, тогда его можно отнести к объекту капитального строительства. В гражданском кодексе есть точное определение недвижимого имущества:
- К недвижимому имуществу можно отнести земельные участки, участки недр и все объекты, которые прочно связаны с участком.
- Объекты, которые невозможно переместить с одного места на другое без ущерба, в том числе здания, сооружения и объекты незавершённого строительства.
- К недвижимым объектам можно отнести и воздушный, морские суда внутреннего плавания, которые подлежат государственной регистрации.
- К недвижимым объектам можно отнести жилые и нежилые помещения (дома, гаражи), а также помещения для автомобилей, если их границы описаны в кадастровом паспорте дома.
Строительство вспомогательных объектов и скважин – нужно ли получение разрешения
Чаще всего в судебной практике встречаются дела по оформлению или неоформлению объектов, которые строятся на дачном участке для использования в некоммерческой деятельности. Как правило, эти постройки совместной инфраструктуры и предназначены обслуживать дом.
Зачастую, сарай могут признать объектом недвижимости, а не вспомогательным объектом. Это происходит по причине того, что нет чётко определения в законе качеств, по которым можно было бы отличить вспомогательную постройку.
Итак, вспомогательной постройкой является объект, который предназначен для содержания жилого дома или для ведения хозяйства.
Также часто рассматриваются дела об обустройстве скважин на участке. Отметим, что вы имеет право пробурить скважину, глубина которой не будет превышать 5 метров. Чтобы не возникло неприятных ситуаций, лучше всего обратиться в орган надзора за природными ресурсами и расспросить их о получении документов на обустройства скважины.
В некоторых случаях реконструкция и реставрация здания может повлечь за собой изменения масштаба здания, перепланировку и смену прежнего функционирования постройки. Именно поэтому, в законе чётко прописано, в каких случаях разрешение не выдаётся:
- Если реконструкция не несёт за собой изменение габаритов постройки.
- Если реконструкция не изменяет и не затрагивает полосы земелеотведения.
- Если для реконструкции не выделяется охранная природная зона. При этом допускается затрагивать коммуникационные системы, связанные со зданием.
К временным постройкам законодатель относит киоски и павильоны, площадь которых составляет 30 квадратным метров. Эти постройки не могут возводиться на капитальном фундаменте, исключительно мелкозаглубленные облегчённые основания. Сюда же можно отнести передвижные сооружения. Они устанавливаются без разрешительных документов.
Дороги и линии электропередачи и связи – нужно ли разрешение для них
Для строительства дороги можно не получать разрешения только в том случае, если она будет выполнять функцию подъезда к земельному участку или является местом для общего пользования. В эту категорию можно отнести и инженерно-техническую коммуникацию, которая должна выполнять следующие функции:
- Автостоянка.
- Съезд.
- Участок примыкания.
- Переходная скоростная зона.
Разрешение на строительство не требуется:
- Если прокладывается кабельная линия, которая подключается к линейному капительному зданию.
- Если планируется сделать дорогу в дворах дома.
- Если необходимо проложить электрические линейные сети: воздушного, кабельного, комбинированного типа. Мощность сетей не должна превышать 10 кВт.
Также без разрешения устанавливаются системы блочной канализации.
Где нужно брать разрешение на постройку – какой уполномоченный орган обязан выдавать разрешение
Разрешение на постройку выдаётся следующими органами:
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдаётся разрешение в случаях:
- Если планируется капитальное строительство на территории нескольких субъектов страны.
- Если планируется строительства линейного объекта на участке закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъекта.
- Если планируется реконструкция капитального строения, который находится на территории нескольких субъектов.
2. Орган исполнительной власти субъекта выдаёт разрешение в случае:
- Если возведение постройки планируется на территории нескольких муниципальных образований.
- Если планируется реконструкция на территории нескольких муниципальных образований.
3. Орган местного самоуправления выдаёт разрешения:
- Если планируется возведение постройки на территории нескольких поселений или на межселенной территории, которые не выходят за границы муниципального района.
- Если планируется реконструкция объекта, который находится на территории нескольких поселений.
Эти пункты являются исключениями. Для обычной постройки необходимо получить разрешение от органа местного самоуправления.
Итак, мы разобрали случаи, когда разрешение на строительство или реконструкцию необходимо и в какой орган обратиться за разрешением. Также выяснили, когда разрешение не требуется. Все пункты указаны в Градостроительном Гражданском кодексах нашей страны.
На какое строительство не требуется разрешение, и когда оно необходимо?
При выполнении большей части работ по строительству или ремонту объектов получение разрешения обязательно. Выполнение мероприятий без такого документа запрещено на законодательном уровне. Но существуют исключения. Некоторые работы можно выполнять без дополнительной бюрократической волокиты. На какое строительство не требуется разрешение?
Какие задачи нельзя решить без одобрения уполномоченных органов? С какими трудностями приходится столкнуться при оформлении? Поговорим об этом подробно.
Читайте так же: Как оформить завещание на дом и земельный участок, сколько это стоит и какие документы понадобятся
В каких случаях требуется разрешение на строительство?
Информация по вопросу статьи изложена в ГрК РФ, в статье под номером 51. В ней указано, что под разрешением на строительство понимается документ, который:
- Подтверждает соответствие проекта действующим нормам и требованиям ГПЗУ, проектной документации по межеванию и планированию территории.
- Позволяет вести строительные (реконструкционные) работы капитальных сооружений.
Рассматривая, в каких случаях требуется разрешение на строительство, эксперты отвечают — во всех, когда речь идет о возведении (восстановлении) капсооружений. В законодательстве предусмотрены исключения, но они не всегда применяются на практике.
Разрешение на строительство требуется в таких случаях:
- Возведение жилого дома (для индивидуального проживания или с большим числом квартир).
- Строительство технически сложных и гидротехнических сооружений, а также объектов, связанных с добычей ископаемых, опасных или чрезмерно опасных строительных сооружений.
- Постройка дорог в автомобильном или железнодорожном секторе, а также иные виды сооружений (капитальных или линейных).
Рассматривать, на какие объекты требуется разрешение на строительство, можно долго. По сути, это почти все сооружения (здания), кроме некоторых исключений (о них пойдет речь ниже). Отдельное внимание стоит уделить возведению (восстановлению) зданий, которые находятся на охраняемых ЗУ, относящихся к категории культнаследия. Без одобрения уполномоченных органов выполнение любых мероприятий на сооружениях культнаследия запрещено (в частности, при изменении конструкции, показателей безопасности и надежности).
Таким образом, возведение (восстановление) серьезного объекта без прохождения бюрократических процедур, связанных с получением одобрения невозможно. Но существует ряд исключений, о которых упомянем ниже.
Получение одобрения не нужно:
- Для вспомогательных объектов, расположенных на частном участке и принадлежащих физлицу. Но здесь имеется нюанс. Если земельный надел отнесен к садовому или дачному участку, в получении разрешения нет потребности, а при возведении частного дома для проживания без разрешительной документации не обойтись.
- Для гаражей, бань, сараев, тепличных и прочих простых объектов. Это условие актуально, если сооружение будет применяться в личных целях. Изготовление чего-либо, предоставление услуг и выполнение иных работ, направленных на привлечение прибыли, запрещено.
- Для объектов, которые не относятся к капитальным сооружениям. В эту категорию входят небольшие ангары каркасной конструкции, павильоны небольшой площади и ременные здания (без фундамента и с возможностью быстрого демонтажа или перемещения).
- Для вспомогательных зданий, которые возводятся вблизи торговых точке или жилых сооружений. Как примеру, к ТЦ или магазинам достраивает выставочные помещения, склады, специальные тамбуры и прочие объекты.
Даже в рассмотренных ситуациях важно понимать, в каких случаях необходимо разрешение на строительство. Так, чтобы обойтись без одобрения, готовый объект не должен иметь самостоятельного статуса (по всей документации он проводится как вспомогательный объект). И здесь в законах РФ имеется недоработка. В них нет пояснения термина «вспомогательной постройки», из-за чего при строительстве сооружений часто возникают спорные ситуации.
Если говорить в целом, к вспомогательным относятся те постройки, которые несут минимальную функциональную нагрузку. То есть сооружение не сможет работать без базового объекта, имеет неважные конструктивные детали и не выходит за пределы ЗУ главного сооружения. Вместе с этим вспомогательное здание должно быть обособленным, но иметь четкую связь с основным объектом. Кроме того, вспомогательная постройка, как правило, имеет отдельный вход.
Когда речь идет о пристройке к жилым объектам, также появляются спорные нюансы. Так, при возведении сарая, гаража или сеней в оформлении разрешения нет потребности. Если же владелец строит хозяйственный объект, однозначного ответа о возможности постройки без одобрения уполномоченных органов нет.
В градостроительном регламенте указано, что разрешение на строительство не требуется, если изменения:
- Не сказываются на уровне безопасности сооружения и не затрагивают прав 3-их лиц.
- Не превышают установленные параметры (те, что уже разрешены).
Указанные правила нашли отражение в ГК РФ. Они касаются норм выделения земли под возведение тех или иных объектов, определения расстояний до сооружений и так далее.
В ГрК РФ (статье 51) указано, на какое строительство получать разрешение не требуется. Но бывают ситуации, когда в этот список попадают дополнительные объекты. Они вносятся в перечень по решению муниципальных органов власти.
К примеру, в столичном регионе действует закон под номером 15/99-П. В нем указано, что электросетевые объекты с напряжением до 20 кВ можно строить без разрешения. Нет в нем необходимости и при восстановлении этих сооружений (кроме тех, которые относятся к категории линейных).
Также не требуется одобрение властей при возведении газопроводов с давлением до 0,6 МПа, линейно-кабельных устройств для обеспечения связи, кабельных линий. В эту категорию входит и восстановление инженерных сетей, в том числе ЛЭП, линий связи, водо- и газопроводов и канализационных сетей. В последнем случае необходимо, чтобы размер охранной зоны после завершения работ остался на прежнем уровне. Можно обойтись без дополнительной бюрократии, когда планируется возведение (восстановление) тепловых сетей.
Если речь идет о сложном или опасном объекте, разрешение на строительство необходимо (указанные выше исключения не работают).
Существуют нюансы и для Ленинградской области. Здесь работает закон под номером 38-ОЗ, определяющий ряд исключений при оформлении разрешения на возведение (реконструкции) объекта. В нем указываются:
- Открытые площадки, пляжные территории.
- Здания, которые возводятся на рекреационных земельных участках. Речь идет о сооружениях, имеющих физкультурно-оздоровительную направленность, до 2-х этажей и до 1500 «квадрат» площади.
- Частные автомобильные дороги, не предназначенные для общего применения.
- Пруды, колодца и водохранилища с ограничением в 100 «кубов».
- Инженерные коммуникации, которые совпадают по рассмотренному выше перечню.
Каждый регион вправе определять, в каком случае выдается разрешение на строительство, а в каких ситуациях процесс оформления упрощается. При этом требования местных органов не должны идти вразрез с действующим на федеральном уровне законодательством. Вот почему перед началом мероприятий важно изучить не только общие требования, но и законы местных органов власти.
Выше сказано об объектах со статусом «вспомогательные». Для лучшего понимания приведем перечень сооружений, которые суды относили к упомянутой категории и позволяли возводить без разрешения на строительство:
- Конструкции для освещения улиц.
- Производственная площадка с плиточной поверхностью.
- Объект для размещения инженерных элементов.
- Блочный пункт ГРПШ на газопроводном участке.
- Блочный модуль для комплектного распредустройства.
- Прочие сооружения.
Выше мы рассмотрели, на какое строительство разрешение не требуется, и когда оно обязательно. Эти нюансы четко прописаны в ГК РФ. Сложность в том, что градостроительный кодекс и прочая нормативная документация не поясняют, что именно относится к объектам вспомогательного характера. Бытует мнение, что это сделано намеренно.
Цель — упростить оформление бумаг на здания, которые не могут работать самостоятельно. Но у такого «попустительства» имеется обратная сторона — появление спорных моментов и конфликтных ситуаций между лицом, которое ведет строительные работы, и государственными органами власти. При этом решать проблему часто приходится через судебный орган.
А всегда ли требуется разрешение на строительство: давайте разберемся
Приветствую, вас, читатели! Кто постоянно читает мой блог уже знают, что строить объект можно только имея на руках разрешение на строительство. А что это такое и как его оформить я писал в статье «Что такое разрешение на строительство и как его оформить, продлить, внести изменения».
Но всегда ли нужно оформлять разрешение на строительство, а в каких случаях можно обойтись без него? Думаю, многие задают этот вопрос и не могут на него правильно ответить. Так вот, сейчас я постараюсь вам разъяснить.
Вообще строительство и реконструкцию разрешается вести только на основании разрешения, но есть исключения, а написано это в ч. 2 ст. 51 ГрК РФ:
Когда не требуется разрешение на строительство указано уже в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ:
Вроде бы все понятно, но скажем в п. 2 где написано «строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства» возникает вопрос: «А как определить является ли наша стройка объектом капитального строительства?». Скажу честно не всегда удается на это правильно ответить. Ну а для начала обратимся к ч. 10 ст. 1 ГрК РФ:
Еще не запутались? Тогда идем дальше.
Также необходимо определить является ли ваш объект недвижимым имуществом (недвижимостью), если да то его можно отнести к объекту капитального строительства. В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации №51-ФЗ сказано:
Резюмируя можно сказать, что разрешение не требуется:
- если вы строите гараж для собственных нужд и на земельном участке, предоставленном не для предпринимательской деятельности, либо для садоводства и дачного хозяйства. При этом являетесь физическим лицом;
- если ваш объект строительства, реконструкции не является объектом капитального строительства (навесом, киоском, временной постройкой, движимым имуществом). А как это определить читайте ч. 10 ст. 1 ГрК РФ и статью 130 ГК РФ;
- если строите сооружение или строение для вспомогательного пользования. То есть ваш объект является вспомогательным по отношению к основному зданию;
- если ваша работа не затрагивает конструктивные характеристики надежности и безопасности здания и не превышает предельные параметры. По сути капитальный ремонт;
Также при строительстве индивидуального жилого дома (ИЖС) есть возможность оформить его в собственность без оформления разрешения на строительство (по дачной амнистии). Но при этом надо знать, что вы можете быть привлечены за это к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Без разрешения на строительство ИЖС строить нельзя хоть в деревне, хоть в городе, но в собственность оформить пока еще можно. Вот такой парадокс!
До скорых встреч, не забываем делиться статьей в социальных сетях — для этого нажмите на одну из кнопок чуть ниже. Спасибо!
В каких случаях не требуется разрешение на строительство?
В каких ситуациях разрешение на строительство не требуется? В каких законах указаны объекты, для которых нужно получать разрешение от государственных органов?
Даже если гражданин или предприятие владеют на праве собственности земельным участком, во многих случаях приходится уведомлять государственные органы о намерении возвести на его территории новый объект.
Если этого не сделать, то сооружение или здание могут признать самовольной постройкой, подлежащей сносу (ст. 222 Гражданского кодекса (ГК) РФ). Вдобавок, на организаторов строительства наложат штраф: физическим лицам – 2-5 тыс. руб., должностным лицам и ИП – 20-50 тыс. руб., организациям – 500 тыс. – 1 млн руб. (ч. 1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ).
Когда разрешение на строительство не требуется, и какие объекты можно возводить без него, не нарушая правовые акты?
Когда не нужно обращаться в гос. органы за разрешением?
Разрешение на строительство не требуется в случае, если (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ):
- Гражданин решает построить или реконструировать гараж, жилой или садовый дом на дачном участке, а также сараи, кладовые и иные сооружения хозяйственного назначения. При этом делается оговорка: согласие государственных органов не нужно, если возведенные строения не будут использоваться в предпринимательской деятельности. Поэтому, если фирма или ИП строят гараж, в котором будет размещаться автосервис, или кладовую, которая выступит складом для товаров, документы придется оформить.
- Возводятся некапитальные сооружения. К ним относятся строения, которые не расположены на прочном фундаменте, которые легко перевезти с места на места, демонтировать и вновь собрать (ч. 10.2 ст. 1 ГрК РФ). В качестве примера можно привести сараи, киоски, подсобки, ларьки.
- Проводится ремонт капитальных зданий.
- Проводится бурение скважин, при условии, что будет подготовлена техническая документация в соответствии с законом “О недрах” № 2395-1, утвержденном в 1992 году.
- Проводятся работы по прокладке и ремонту газопроводов, если природный ресурс по ним будет перемещаться под давлением до 0,6 МПа.
Временные сооружения и коммуникации также должны находиться на учете у бухгалтеров. Разобраться с нюансами поможет Главбух Ассистент.
Для сравнения приведем список, в каких случаях нужно разрешение на строительство (ч. 5 – 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ):
- При реконструировании или возведении капитального объекта на участке, временно выделенном предприятию из государственных владений для освоения недр и добычи полезных ископаемых.
- При строительство и ремонте сооружений космической инфраструктуры.
- При создании комплекса, который будет обеспечивать население или заводы атомной энергией.
- При возведении объекта капитального строительства на территории, признанной природной охраняемой зоной. Курорты и лечебно-оздоровительные местности к этой категории не относятся.
- При реконструировании или строительстве гидротехнических коммуникаций и сооружений, относящихся к I и II классам (подробный перечень в Постановлении Правительства “О классификации гидротехнических сооружений” № 986 от 2013 года).
- При реконструировании памятников и зданий, относящихся к культурному наследию, в ситуации, если присутствует риск их повреждения.
Обобщая, можно сказать, что документы оформляются для всех капитальных сооружений, кроме дорог, трубопроводов электрических сетей. К капитальным сооружениям приравнивается любая недвижимость, которая строится “на постоянку” на прочном фундаменте, и его перемещение с одного места в другое невозможно без разрушения. Чаще всего, это именно те объекты, на которые требуется разрешение на строительство.
После возведения объектов недвижимости важно оценить их кадастровую стоимость и прописать в балансе предприятия. С этим справятся специалисты Главбух Ассистент.
Дополнительная информация, на какие объекты не требуется разрешение на строительство, содержится в региональных правовых актах.
Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.
Здравствуйте. Меня зовут Софья. Я уже более 9 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю необходимую информацию.
Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.
Источник: mse69.ru
Градостроительный кодекс не требуется разрешение на строительство
Разрешающий документ необходимо получить для возведения любого капитального объекта. Признаками таких строений выступает наличие фундамента, то есть прочной связи здания с землей. Учитывается и назначение земельного участка. Получение разрешения обязательно для собственников домов, возводимых на участках личного подсобного хозяйства и на землях, выделенных под индивидуальное жилое строительство.
Разрешение на строительство
Чаще всего в судебной практике встречаются дела по оформлению или неоформлению объектов, которые строятся на дачном участке для использования в некоммерческой деятельности. Как правило, эти постройки совместной инфраструктуры и предназначены обслуживать дом.
Ст 51 Разрешение на строительство Градостроительный кодекс РФ 2020
21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в случае:
Статья 51 ГрК РФ
1.1. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Статья 51
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
Статья 51
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Статья 51 ГрК РФ
10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области (с изменениями на 29 декабря 2020 года)
9) реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, на землях населенных пунктов.
А всегда ли требуется разрешение на строительство: давайте разберемся
- если вы строите гараж для собственных нужд и на земельном участке, предоставленном не для предпринимательской деятельности, либо для садоводства и дачного хозяйства. При этом являетесь физическим лицом;
- если ваш объект строительства, реконструкции не является объектом капитального строительства (навесом, киоском, временной постройкой, движимым имуществом). А как это определить читайте ч. 10 ст. 1 ГрК РФ и статью 130 ГК РФ;
- если строите сооружение или строение для вспомогательного пользования. То есть ваш объект является вспомогательным по отношению к основному зданию;
- если ваша работа не затрагивает конструктивные характеристики надежности и безопасности здания и не превышает предельные параметры. По сути капитальный ремонт;
Градостроительный кодекс и разрешение на строительство: что нужно знать
Похожие требования выдвигаются к заявителю и в случае, если речь идет о возведении объектов ИЖС. Единственное, что список требуемых документов здесь будет меньше. В частности, потребуются правоустанавливающие бумаги на участок земли, ГПЗУ, а также схема-план участка земли с точным указанием места размещения сооружения.
Градостроительный кодекс не требуется разрешение на строительство
Как следует из материалов дела, обществу выдано разрешение от Согласно статье 55 Градостроительного кодекса по разрешеньи реконструкции объекта общество обязано было обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов.
Порядок получения разрешения на строительство дома — куда обращаться и перечень документов
Основное назначение разрешения – отразить, что выполнение архитектурного проекта здания осуществлено без отклонений от установленных строительных норм и правил. Это необходимо для подтверждения соответствия будущего жилища требованиям безопасного проживания, исключения рисков нанесения ущерба окружающей среде или объектам инфраструктуры, которые находятся в строительной зоне. Документация необходимо проверить на соответствие:
Статья 51
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Статья 51
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Получение разрешения на строительство
Получение разрешения на строительство частного дома невозможно без градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план выдается для того. чтобы обеспечить субъекты градостроительной деятельности информацией, которая необходима для архитектурно-строительного проектирования, любого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. В градостроительном плане обычно содержится информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях охранных зон, ограничениях по строительству и параметрах застройки, проходящих коммуникациях (ЛЭП, газопровод, водопровод). На чертежах обычно отражают минимальные отступы от границ участка и выделяют место, где можно начинать строительство дома, его допустимые размеры и высоту.
Источник: zakonandpravo.ru