Вскрышные породы на большинстве месторождений природного облицовочного камня представлены рыхлыми четвертичными отложениями и слоем эрозированного камня. Их мощность измеряется от нескольких десятков сантиметров до десятков метров. Мощность рыхлых пород (почвенно-растительный слой, глины, суглинки, супеси с включением щебня и др.) обычно не превышает 3—5 м. Рыхлые вскрышные породы разрабатываются одноковшовыми экскаваторами с малой вместимостью ковша с погрузкой в автосамосвалы и транспортированием в отвалы. При мощности вскрыши менее 1,5 м предусматривается предварительное ее штабелирование бульдозером в навалы для последующей отгрузки экскаваторами или погрузчиками. Бульдозеры также выполняют работы по зачистке кровли полезной толщи от вскрышных пород.
Верхняя часть массива полезной толщи на многих месторождениях природного камня затронута выветриванием и интенсивной трещиноватостью и является непригодной для получения блоков. Суммарная мощность таких пород изменяется от 1 до 5 м, иногда до 10 м. Несмотря на незначительную мощность скальных вскрышных пород, разработка их на карьерах природного облицовочного камня оказывается весьма сложной и трудоемкой, так как удалять скальную вскрышу необходимо такими способами, которые гарантируют сохранность нижележащего массива камня.
Виды вскрышных работ
При мощности скальной вскрыши до 3—4 м разработка ее производится одним уступом с применением буровзрывных работ — методом шпуровых зарядов. В качестве взрывчатых веществ используется черный порох или детонирующий шнур. При мощности скальной вскрыши более 4 м отбойку ее производят скважинными зарядами диаметром менее 110 мм. С целью сохранения монолитности массива камня шпуры и скважины не добуривают на 0,5—1 м до кровли верхнего добычного уступа.
Применение для отбойки скальных вскрышных пород бризантных взрывчатых веществ запрещается без проведения специальных исследований.
При незначительной мощности эрозированного камня (до 1,5 м) скальные вскрышные породы разрабатываются обычно совместно с рыхлой вскрышей одним уступом.
Источник: industrial-wood.ru
Бульдозерный способ вскрышных работ и способы выемки пород
При добыче песков бульдозерами или скреперами вскрышные работы производят в зависимости от условий — бульдозерами, колесными скреперами или экскаваторами. Ниже рассматривается технология только бульдозерных и скреперных вскрышных работ.
Вскрышные работы по торфам бульдозерами осуществляют, совершая следующие один за другим заезды; при этом могут быть применены различные способы выемки пород, укладки торфов в отвалы и системы вскрышных работ, что обусловливает технологию вскрышных работ.
При выборе технологии вскрышных работ следует стремиться к наиболее производительному использованию вскрышных машин, при котором обеспечивались бы наименьшие затраты на выемку 1 м3 торфов.
КАК ОТДЕЛИТЬ УГОЛ ВСКРЫШИ ПРАВИЛЬНО!
Во время выемки пород бульдозером подрезаемая стружка постепенно скапливается, образуя вал впереди ножа. Объем породы, которую в состоянии переместить бульдозер, зависит не только от размеров и формы ножа, угла естественного откоса пород, наклона поверхности и способа выемки, но и от тягового усилия трактора.
Выемку пород бульдозером можно производить следующими основными способами (рис. 23): 1) смежными горизонтальными стружками; 2) бороздами; 3) с подгребкой; 4) с механическим рыхлением; 5) наклонными стружками; 6) спаренными машинами; 7) с рыхлением взрывными работами.
При выемке смежными горизонтальными стружками (рис. 23, а) набирают вал, подрезая породу слоями толщиной 5—20 см, в порядке 1-а, 1-в, а затем и на полосе 2. Забою стремятся придать ровную поверхность с уклоном в сторону осушающей канавы. Обычно выемку начинают от границы наиболее удаленной части забоя.
Потери пород из-за отсыпки ее в обе стороны вала (см. валик 3) возрастают с увеличением расстояния доставки, поэтому данный способ выемки целесообразно применять при малых расстояниях перемещения (до. 40 м). Для уменьшения потерь пород во время доставки стремятся подбирать ножом один из боковых валиков 3, оставшийся от предыдущей заходки. Несмотря на это, объем вала, перемещаемого бульдозером, постепенно уменьшается и соответственно снижается коэффициент перемещения е, который определяют по уравнению
где w — коэффициент потерь (для песчаных пород w = 0,006/0,01,
для глинистых w = 0,004/0,006);
u — поправочный коэффициент, учитывающий снижение потерь;
при перемещении по поверхности р = I;
l — расстояние перемещения, м.
Выемку смежными горизонтальными стружками широко применяют весной на мерзлых породах при небольших расстояниях перемещения. Для наиболее производительной работы необходима следующая толщина талого слоя: для малольдистых пород, не содержащих булыжников и валунов, 7 см, для пород, с льдистостью 20—50% и с валунами размером до 20 см — 10 см, для валунистых пород до 15 см. Увеличение толщины талого слоя летом замедляет вскрышные работы. К осени целесообразно больше увеличить глубину оттаявших пород. При вскрышных работах предохранительный слой торфов (рубашку) над пластом оставляют толщиной 20 см.
Скорость оттаивания мерзлых пород за сутки зависит не только от погоды, но и от того, удаляется ли ежесуточно верхний талый слой.
В табл. 10 приведены данные глубины оттаивания на двух опытных площадях прииска «Комсомолец» Сусуманского района. За год до начала наблюдений на площадях удалили растительный слой, а весной очистили от снега. Породы были представлены песчано-галечными речниками с незначительной примесью глины. На одной площадке ежедневно удаляли талый слой, а на второй производили только замеры глубины оттаявшего слоя.
Среднесуточная скорость при послойной оттайке в июне — июле составила 15—17 см; в среднем за сезон для Сусуманского района составляет 10,5 см. Для Заполярных районов глубина оттайки в 1,5 раза меньше, средняя — около 7 см.
В табл. 11 приведены глубины оттаивания мерзлоты по дням, если талый слой не удалять.
Упрощенный теоретический расчет глубины суточного оттаивания при ежедневном удалении талого слоя может быть произведен по номограмме, в которой учитывается состояние погоды и физические свойства мерзлоты (в основном льдистость).
За последние годы проводят опыты по ускорению оттайки мерзлых пород путем покрытия поверхности полиэтиленовой и полиамидной пленкой. Пленка толщиной 0,07 мм выпускается в рулонах шириной 1,5 м; 1 кг пленки имеет поверхность 10—12 м2.
Пленку склеивают клеем перфоль или сваривают электроутюгом или паяльной лампой в полотнище шириной 3—6 м, длиной 20 м. Предварительно с оттаиваемой поверхности осенью удаляют бульдозером растительно-илистый слой и валуны и придают уклон, чтобы образующаяся при таянии льда вода стекала в канавы. Ранней весной с этой площади удаляют снег. Если породы представлены речниками, полотнища укладывают непосредственно на землю, по краям полотнища присыпают землей, а в средней части укладывают камни. Полотнища натягивают также на переносные рамы, изготовляемые из уголков размером 3×3 см. Рама представляет собой дугу высотой 0,6 м и длиной 4—4,5 м. Устанавливают рамы на расстоянии около 2 м, соединяют друг с другом и укрепляют в почве.
Под воздействием солнечных лучей под пленкой воздух и поверхность нагреваются значительно быстрее, поскольку пленка пропускает солнечные лучи, но задерживает, тепло, поэтому потери от теплообмена с окружающим воздухом, от испарения и от излучения резко сокращаются.
Изменение температуры поверхности пород на протяжении суток:
При укреплении пленки на рамах породы прогреваются быстрее, а ночью охлаждаются более медленно. Среднесуточная температура под пленкой выше на 7—12°.
В местностях с повышенной облачностью в весеннее время выгоднее применять полиэтиленовую белесоватую пленку, которая и более прочная.
К оттайке мерзлых пород с помощью пленки на Колымских россыпях приступают с начала апреля. К маю речники с льдистостью 13% под пленкой оттаивают на 1 м, в то время как вне пленки породы еще не оттаивают из-за ночных заморозков. Далее к концу мая под пленкой породы оттаивают на глубину 2,4 м, а вне пленки только на 1,4 м. Прекращают оттайку с пленкой в начале июня. В настоящее время опыты с покрытием пленкой проводятся уже в марте.
Применение пленки позволяет удлинить сезон вскрышных работ. Необходимо бережно относиться к пленке и не загрязнять ее. Наиболее сложным является склейка и расстилка полотнищ, предохранение их от разрыва во время ветра и наложение заплат в местах разрыва. Пленка часто рвется и только при осторожной расстилке и обращении полотнище можно использовать две весны.
Склейку производят двое рабочих, а расстилку бригада из четырех человек. Производительность одного рабочего на склейке, подготовке и расстилке пленки на землю в смену составляет 250—300 м2. Наблюдают за оттайкой не менее 2—3 рабочих на 20 тыс. м2 покрытой поверхности. Работы по расстилке весьма трудоемки, что значительно снижает экономическую эффективность их применения.
По предварительным данным, себестоимость оттайки с использованием пленки составляет 10—20 коп/м3. Этот способ используют в настоящее время в опытном порядке. Его лучше применять на ограниченных площадях, которые необходимо быстрее оттаять, например по линии проведения бульдозерных борозд.
Весной снежный покров и наледи задерживают начало оттаивания мерзлых пород на 15—40 суток. Для ускорения оттайки мерзлых пород и удлинения сезона вскрышных работ с естественной оттайкой снежный покров следует удалять бульдозерами до начала его таяния в марте — начале апреля.
Проводят опыты по ускорению таяния снега и мерзлых пород зачернением поверхности. Для этого распыляют мелкую угольную пыль, золу, шлак или смеси с мельчайшими пылеватыми породами. Золу или угольную пыль с крупностью частиц 0,05 мм распыляют по 10—400 кг на 1 га. В местностях с северной широтой 62—70° необходимо заканчивать зачернение к 10—20 апреля. При зачерневши снег полностью сходит на 10—15 дней раньше.
Механизация работ по распылению еще не освоена. В порядке опыта применяют машины для разбрасывания удобрений и песка, производительность машины составляет 140 тыс. м2 в сутки. На сибирских реках распыление порошка производят небольшими самолетами.
Верхний растительный илистый покров замедляет оттаивание нижележащих мерзлых пород. Так, в Сусуманском районе, если за лето россыпь оттаивает на 1,35 м, а в Билибинском на 0,7 м, то после удаления растительного покрова и осушения площади глубина оттаивания речников увеличивается соответственно до 3—3,5 и 1,2—1,8 м.
Глубина отработки уступа мерзлых торфов или песков с естественной оттайкой за летний сезон (годовое понижение) для наиболее тяжелых условий Севера составляет от 1,5 до 3,5 м. В более южных районах годовое понижение забоя по торфам составляет 4—7 м. В случае необходимости годовое понижение уступа мерзлых торфов, сложенных из речников, при естественной оттайке может быть доведено на Колымских россыпях при ежесуточном удалении талого слоя до 9—15 м.
При выемке мерзлых пород всегда необходимо учитывать осадку пород после оттайки, вследствие чего уменьшается объем пород по сравнению с разведочными данными и маркшейдерскими замерами, произведенными до их оттаивания.
Бороздовый (траншейный) способ выемки (рис. 23, б) состоит в том, что бульдозером последовательно подрезают породу слоями по одной и той же заходке 3; 7, пока не будет образована борозда глубиной от 0,2 до 1,7 м. Между бороздами оставляют целик шириной по поверхности 0,7—4 м. Во избежание попадания гальки под катки гусениц при выемке крупных речников не следует прокладывать борозду глубиной более 0,5 м. На мерзлых россыпях глубину борозды устанавливают в зависимости от глубины и скорости оттайки, а при медленной оттайке на один бульдозер поддерживают три — четыре борозды. В этих случаях часто борозду образуют валки породы высотой 20—40 см, которые отсыпаются из вала, перемещаемого бульдозером. Потери породы при перемещении по борозде . малы, поэтому доставляемый бульдозером вал имеет больший объем, чем при выемке смежными горизонтальными стружками. Коэффициент перемещения для бороздового способа при глубине борозды более 0,7 м принимают равным е = 0,96/0,98. Когда глубина борозды меньше 0,5 м, коэффициент перемещения подсчитывают по уравнению (24) с введением поправочного коэффициента u.
После выемки пород в бороздах до необходимых отметок переходят на отработку бульдозером междубороздового целика, породу которого бульдозером ссыпают в борозду, и несколькими подгребками набирают вал нужного объема. Выемку слоев каждой заходки начинают со стороны, обеспечивающей более полное использование борозды для перемещения пород, т. е. с ближнего к отвалу конца, а после образования борозды и с дальнего конца, соблюдая ровный забой и уклон для стока воды. Выемка бороздами является одним из наиболее распространенных способов, поскольку при средних и больших расстояниях перемещения в породах до III категории обеспечивается высокая производительность машин.
Выемка с подгребкой (рис. 23,в) заключается в том, что вначале бульдозером подгребают породу в вал, отъезжая 2—3 раза назад, пока вал не достигнет нужного объема, а затем по борозде или между валками перемещают его. Объем вала при подгребке бульдозером мощностью 100 л. с. может достигать 2—3 м3, но продолжительность заезда при этом увеличивается на 0,6—1 мин.
Выемку с подгребкой применяют на мерзлых россыпях при очень малой толщине талого слоя, начиная с 3 см весной при медленной оттайке мерзлых торфов. Этот способ применяют также при перемещении на расстояние свыше 100 м, когда потери пород значительны. В последнем случае не имеет смысла перемещать оставшийся малый объем вала сразу до нужного места доставки, и на полпути или меньше оставляют вал, вторично подгребают породу бульдозером и только после этого производят перемещение сдвоенного вала к месту доставки. Иногда сдвоенный вал перемещают другим бульдозером.
При выемке пород с механическим рыхлением поверхность забоя предварительно разрыхляют (рис. 23, г) тракторными рыхлителями или корчевателями. Глубина рыхления достигает 15—60 см. Чаще рыхлят на глубину 20—40 см. Зубьями прорезают борозды с углом откоса стенок 35—65° (рис.
24, а), благодаря чему в междубороздовом пространстве (целике) образуются трещины. Наибольшее число глубоких трещин появляется в верхней части, вследствие чего породы разрыхляются, и подрезка верхнего слоя ножом бульдозера облегчается. В нижней части целика трещин мало, поэтому на уровне наибольшей глубины борозды породы целика остаются неразрыхленными. Наибольшее число трещин наблюдается при зубьях прямоугольного сечения и при перпендикулярном расположении ножки зуба относительно поверхности. Бульдозером можно производить выемку разрыхленных пород только на часть глубины рыхления hp.
Рыхлитель перемещают при полной загрузке на первой скорости и им совершают поперечные, продольные, спиральные и перекрестные заезды. При поперечных заездах (рис. 24, б), когда длина их небольшая (до 30 м), после прохода полосы навесные рыхлители обратно перемещают задним ходом с поднятыми зубьями и наибольшей скоростью.
При длинных продольных заездах рыхлители разворачивают в крайних точках заезда для того, чтобы сократить время на холостой ход (рис. 24, в). При спиральных заездах (рис. 24, г) отсутствуют простои на развороты, поэтому на широких россыпях рыхлители используют с большей нагрузкой. Расстояние между бороздами изменяется от 0,6 до 1,2 м, устанавливают его на основании наблюдений.
Когда породы разрыхляются на небольшую глубину, целесообразно в следующем заезде нарезать борозды в промежутке между уже образованными. В наиболее крепких породах применяют перекрестные заезды (рис. 24, д). В илисто-глинистых породах при одностороннем направлении борозд и расстоянии между ними 0,6—0,8 м выемку производят на 80—90% от глубины борозды.
В глинистых речниках при том же расположении борозд использование глубины снижается соответственно до 60—70%, а при перекрестном — до 70—85%. При больших расстояниях между бороздами глубину рыхления используют только на 30—40%.
По наблюдениям, сопротивление пород на торцовую поверхность зуба при рыхлении достигает в породах IV категории 20 кгс/см2, а в породах VI—VII категории 50—70 кгс/см2. Лучше всего рыхление производить при установке на рыхлителе одного мощного зуба.
После рыхления мерзлые породы скорее оттаивают под воздействием солнца, и среднесуточная скорость оттайки возрастает на 10—20%, благодаря чему общая глубина сезонной отработки при естественном оттаивании дополнительно увеличивается на 0,7—2 м. Валунистые породы рыхлить можно, когда преобладающая часть валунов находится в талом слое, а большие валуны залегают в мерзлоте не более чем на одну треть своего поперечника. Поэтому валунистые породы приходится рыхлить при значительной глубине талого слоя.
Поздней осенью рыхлителями разрушают мерзлую корку, этим удлиняют продолжительность сезона вскрышных работ. Для лучшего использования бульдозеров выделяют площади, на которых к середине июля удаляют растительный слой, и открытую поверхность оставляют для естественного оттаивания.
К октябрю породы оттаивают на 1,5—2 м. После этого во время морозов в октябре и ноябре переходят к вскрышным работам этого талого слоя с рыхлением корки. В декабре приходится переходить на буровзрывные работы. Этим удлиняют продолжительность вскрышных работ на 20—50 дней. Целесообразно также оттаивать породы к осени игловой водооттайкой.
Производительность рыхлителя мощностью 100—130 л. с. за 8-часовую смену при различной крепости пород составляют 600—3000 м3. Себестоимость рыхления от 2 до 30 коп/м3.
Производительность бульдозера мощностью 100 л. с. после предварительного рыхления возрастает при выемке пород III категории на 10—15%, IV категории на 30—50%, V категории на 150—200%. Производительность возрастает от увеличения объема вала, образуемого бульдозером во время одной подрезки, от сокращения числа подгребок для образования вала и от увеличения средней скорости движения на 10%. Затраты на рыхление окупаются, начиная с выемки пород III категории, а снижается себестоимость выемки при рыхлении пород IV—VI категории.
Выемка наклонными слоями (рис. 23, е) производится бульдозером при его движении под уклон 0,1—0,25. При этом породу перемещают обычно по борозде, благодаря чему объем вала значительно увеличивается. Данный способ возможно применять тогда, когда место доставки находится ниже забоя, например, при размещении торфов в выработанном пространстве.
Влияние уклона на производительность бульдозера при выемке наклонными слоями устанавливают по уравнениям (8) и (9). У некоторых бульдозеров передние катки гусеничного хода перегреваются во время выемки пород под уклон; в таких случаях уклон забоя уменьшают до 0,1.
Выемка пород спаренными бульдозерами (см. рис. 23, д) производится обычно двумя — тремя, а при больших расстояниях четырьмя совместно работающими машинами. Бульдозеры выстраивают так, чтобы ножи их находились на одной линии, а зазор между ними был не более 15—20 см.
При совместном перемещении бульдозеров образуется общий большой вал, размер которого в направлении движения достигает 2—4 м, в то время как при одном работающем бульдозере он не превышает 1,7 м. Кроме того, увеличивается используемая площадь боковых частей ножа 1; 2; 3 для образования вала породы и уменьшаются потери пород во время перемещения. Вследствие этого объем породы, приходящийся на один бульдозер у места разгрузки, увеличивается на 20—60%.
Продолжительность заезда увеличивается на 5—15%, но производительность возрастает На 10—30%, например, при перемещении легких и переувлажненных пород на расстояние 70—200 м. Перемещение льдистых весьма разжиженных после оттайки торфов по длинной канаве (см. рис. 18) целесообразно производить спаренными бульдозерами с одновременной работой 2—3 пар бульдозеров, которые передвигаются с промежутками в 10—15 м. На тяжелых породах с коэффициентом крепости 1,5—2 во избежание большой перегрузки машин этот способ применять менее выгодно. Чтобы ножи работающих бульдозеров не сцеплялись, на их боковых поверхностях приваривают направляющие полосы. Объем вала, перемещаемого двумя спаренно работающими бульдозерами, может быть определен по уравнениям (2)—(7), при этом необходимо вместо величины Д подставить величину, равную 2Д + е (е = 0,15/0,2 м определяет зазор между ножами машин).
Выемка с рыхлением взрывными работами применяется преимущественно на вечномерзловалунистых породах. Бурение осуществляют: 1) мелкошпуровым способом с использованием бурильных молотков; 2) ударно-вращательными станками ВУД-1 бурением вертикальных скважин, а также станками БМК-4 с пневмоударниками и бурением вертикальных или горизонтальных скважин.
Мелкошпуровое бурение применяют на уступах высотой 1,4— 4 м. При высоте менее 3,5 м обуривают уступ тремя рядами шпуров — в двух нижних рядах шпурам придают наклонное расположение, а в верхнем — вертикальное (рис. 25, а). Расположение и длина шпуров приведены на рис. 25, а. Показатели по буровзрывным работам при высоте 3,5 м в мерзлых породах VI—VII категории следующие: выход горной массы с 1 м шпура 1,3 м3, к. и. ш. 0,82—0,9, расход BB 0,75 кг/м3, трудоемкость 0,004 чел-смен/м3, себестоимость буровзрывных работ около 1,9 руб/м3.
Во избежание уплотнения (укатывания) бульдозером взорванных пород вначале проходят траншеи с шириной основания 3,5 м. Буровзрывные работы в траншее проводят в 3—5 слоев. Шпуры бурят глубиной 1,25—1,35 от мощности взрываемого слоя, располагают их в шахматном порядке на расстоянии 1,2 м, удельный расход BB возрастает на 30%.
Станком ВУД-1 бурят вертикальные скважины диаметром 56 мм. В породах VI—VII категории при высоте уступа 3,5 м скважины располагают на расстоянии 1,3 м в ряду (остальные данные приведены на рис. 25, б). Основные показатели для этих условий: выход горной массы на 1 м скважины 2—3 м3, расход BB 0,80 кг/м3, трудоемкость 0,022 чел-смен/м3, себестоимость буровзрывных работ около 1,2 руб/м3.
Стоимость взрывных работ при применении дешевого игданита снижается, удельный расход BB составит: игданита 0,9. кг/м3 и аммонита 0,15 кг/м3. Траншеи обуривают в четыре ряда скважин с расстоянием между ними 1,2—1,8 м; выход горной массы на 1 м меньше на 20%, а расход аммонита на 10% больше. При бурении вертикальных скважин предохранительную рубашку над пластом песков оставляют толщиной 50 см.
При бурении вертикальных скважин диаметром 102 мм станками БМК-4 или станком СДВВ выход горной массы с 1 м скважины достигает 7 м3, при этом негабаритные куски получаются в объеме 2— 3%, себестоимость рыхления на 18% ниже предыдущего способа.
Горизонтальные скважины диаметром 95—102 мм бурят станком БМК-4 или НКР-100. При высоте взрываемого уступа 2,2—5 м скважины располагают в один ряд от основания уступа на высоте 0,15— 0,3 м, между скважинами выдерживают расстояние в 0,9—1 высоты уступа.
Горизонтальная длина (глубина) скважин 4—18 м (преимущественно 5—12 м), величина перебура 0,5—0,9 м. Наименьшую глубину скважин выдерживают, когда их устье направлено в сторону выброса (рис. 25, в). Наибольшую глубину придают при расположении скважин перпендикулярно направлению выброса (рис. 25, г).
Для удешевления буровзрывных работ и бульдозерной уборки при таком расположении скважин сначала проходят выездные траншеи 1; 2; 3; 4 на полную их глубину. Затем проходят буровые траншеи 5; 6; 7; 8 (рис. 25, д), из которых бурят глубокие горизонтальные скважины. После проходки траншей буровзрывные работы ведут на полную высоту уступов, как показано на схеме (см. рис. 25, в и г). Породу убирают бульдозером при его перемещении по основанию траншеи 2; 3.
Выездные траншеи проходят поперек россыпи на расстояние около 100 м. При применении буровых траншей (рис. 25, г) объем буровых работ сокращается на 5—10%, возможно более производительно использовать буровые станки, поскольку они не мешают работам по уборке пород; развал породы получается больший и более пологий, что облегчает бульдозерную уборку. Общая себестоимость рыхления уменьшается примерно на 20%.
Бульдозеры более подвижны, чем скреперы, они могут производить выемку талого слоя наименьшей толщины, поэтому к бульдозерной вскрыше весной можно приступить раньше.
Осенью с наступлением морозов вскрышу целесообразно проводить, применяя рыхление мерзлой корки. При этом следует интенсивно отрабатывать забой большим числом машин.
Источник: fccland.ru
Производство вскрышных работ
Нельзя, так как оно обязательно при вскрытии полотна, ведь в нем указывается вся необходимая информация, в том числе для дальнейшего контроля за заказчиком и по воссозданию территории подрядчиком.
Существует три пути решения данной проблемы. Первый — устранить имеющиеся ошибки и неточности и подать заново. Второй – заявитель имеет право обжаловать решение, при этом жалоба подается в тоже подразделение, где оно рассматривалось. Третий – если с помощью предыдущих вариантов устранить проблему не удалось, то остается последний вариант – суд, где возможно доказать неправомерность учреждения.
За самовольные земляные работы Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, которая выражается в наложении штрафа в размере до 300 000 руб. После их окончания на лицо, осуществившее их, налагается обязанность по благоустройству территории. В случае невыполнения этой обязанности, регламентами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, влекущая наложение штрафа в размере до 100 000 руб.
Мы всегда сможем подобрать самое выгодное решение Вашего вопроса, предложив оптимальный вариант по доступной цене- Полный комплекс (Делаем работу под ключ
Высококвалифицированные юристы и адвокаты – профессионалы своего дела помогут справится с самыми сложными задачами
Мы делаем то, что говорим, мы всегда на связи, а Вы всегда в курсе текущего положения дел, и поэтому нам можно доверять
Мы делаем то, что говорим, мы всегда на связи, а Вы всегда в курсе текущего положения дел, и поэтому нам можно доверять
Оплата работы производится после получения результата
Мы будем относится к вашей проблеме, как к своей собственной, понимая, что у вас на кону
Видео: Производство вскрышных работ
Производство вскрышных работ
Во время передвижения по городу многие жители часто обращают внимание на вскрытое асфальтовое покрытие. Асфальт вскрывают для ремонта теплотрассы или замены ее комплектующих, для прокладки трубопровода, а также иных различных коммуникаций, располагающихся под землей. Осуществление данной деятельности обязательно требует специального разрешения.
Определение
Вскрышными именуются любые работы, связанные с нарушением почвенного слоя либо асфальтового покрытия. Достаточно долго в законодательстве они назывались вскрышными, в настоящий момент они носят название земляные. Стоит пояснить, что эти понятия равнозначные.
Срок оформления
Время оформления варьируется в зависимости от региона и составляет от 4-х до 30-ти дней. Стоит уточнить, что период времени официально устанавливается административным регламентом муниципального образования.
Стоимость
Получим разрешение на проведение вскрышных работ от 5 000 рублей. В особых случаях, и в зависимости от региона стоимость юридических услуг по подготовке пакета бумаг может немного увеличиться.
Где получить?
Сейчас дозволение на осуществление вскрытия асфальтового покрытия выдается в Администрации муниципального образования и ее структурных подразделениях, названия которых различаются в зависимости от регионов. Эти подразделения могут иметь названия: Управление дорожного хозяйства и транспорта, Комитет дорожного хозяйства и др.
Документы для получения разрешения
Заявителем является заинтересованное лицо либо его уполномоченный представитель. Необходимо предоставить:
- Составленное по форме заявление. В нём нужно указать:
- а) заказчика;
- б) подрядчика;
- в) адрес выполнения;
- г) цель;
- д) время осуществления.
- е) обязательно указать, кто и когда будет производить возобновление асфальтового покрытия и иных объектов благоустройства. В приложениях нужно указать все имеющиеся сведения.
- Паспорт (заявителя либо представителя заявителя). Направляются копии первых двух страниц и регистрации для идентификации;
- Доверенность на представителя. В случае если все подает Ваш представитель, необходимо подтвердить его полномочия доверенностью;
- Согласие на обработку персональных данных. В современном мире законодательство предъявляет дополнительные требования, направленные на защиту граждан. В связи с этим любая организация, планирующая их обрабатывать, обязана его запросить;
- Письмо с мотивировкой необходимости проведения вскрытия полотна;
- План трассы коммуникаций, согласованный с владельцами и соответствующими организациями. В нем указывается плановое положение трасс всех подземных коммуникаций с указанием основного назначения, а также проектируемые сети инженерно-технического обеспечения.
- График осуществления. Нужно предоставить точно спланированный график с указанием дат;
- Письмо, гарантирующее восстановление территории. В нем надо указать дату и объем окончания процесса, адрес территории, а также организацию, которая будет ее осуществлять.
- Договор на восстановление территории, заключенный с подрядчиком;
- Справку с обоснованием невозможности проведения закрытым способом (по требованию, согласованной с владельцем коммуникаций).
Формы направления
Все необходимые бумаги на производство земляных работ можно подать путем личного обращения в Администрацию (ее структурного подразделения) либо через Госуслуги. В случае личного обращения необходимо ознакомиться с графиком приема, а в нынешних сложных эпидемиологических условиях личный прием осуществляется по предварительной записи или вовсе приостановлен.
Причины для отказа в принятии заявления
К наиболее распространенным причинам относятся:
- Неразборчивый текст, неполное написание сведений о физических и юридических лицах;
- Наличие подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также повреждений, затрудняющих истолкование его содержания;
- Отсутствие оригиналов поданных документов для сличения при подаче копий.
Почему могут отказать?
К сожалению, отказ возможен. Причинами являются:
- Непредставление полного пакета сведений, которые являются обязательными для подачи.
- Обнаружение несоответствия информации, которая содержится в заявлении, той информации, которая отражена в приложениях.
Платность со стороны муниципалитета
Так как данная услуга относится к муниципальной — она предоставляется безвозмездно.
Результат предоставления
Результатом услуги является выдача разрешения на производство земляных работ. После выдачи согласия Вы вправе приступить к проведению.
Период действия
Срок действительности указывается в выданном согласии. Необходимо запомнить, что все работы, проведенные после окончания периода действия, будут считаться незаконными.
Источник: urcomsod.ru
Справочник химика 21. Вскрышные работы в карьерах
ВСКРЫШНЫЕ РАБОТЫ (а. stripping overburden removal; н. Abraumarbeiten; ф. travaux de deblayement, deсоuverte; и. desmonte) — удаление горных пород, покрывающих полезные ископаемые, при открытой разработке месторождений. Вскрышные работы включают процессы подготовки скальных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспортирование и отвалообразование. Вскрышные работы ведутся для создания первоначального фронта добычных работ при строительстве карьеров и в период эксплуатации для сохранения и развития этого фронта. Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, удаляются во внешние или внутренние отвалы. Если вскрышные породы пригодны к использованию как строительное минеральное сырьё (например, глины, пески, известняки, мел и др.), то они подвергаются дальнейшей переработке (дроблению, сортировке и т.д.).
Способ подготовки вскрышных пород к выемке включает: предохранение мягких горных пород от промерзания, их оттаивание, разрыхление крепких горных пород, которое может осуществляться механическим, буровзрывным, гидравлическим, физическим (токи высокой и низкой частоты, терморазрушение) и химическим (растворение и т.д.) способами.
Выемка и погрузка разрыхлённых вскрышных пород из забоя выполняются, как правило, экскаваторами, землеройно-транспортирующими (колёсными скреперами, бульдозерами) и погрузочно-транспортирующими (одноковшовыми погрузчиками и др.) машинами.
Транспортирование породы производится железнодорожным, автомобильным и конвейерным транспортом. Реже применяются скиповые подъёмники, гидравлический транспорт, подвесные канатные дороги.
Иногда для этих целей используют комбинированный транспорт (например, горная масса из забоев вывозится автосамосвалами, далее перемещается конвейерным, железнодорожным, гидравлическим транспортом; по рудоспускам, рудоскатам; по канатно-подвесным дорогам). Особенность перемещения вскрышных пород — нестационарное положение забоев и разгрузочных пунктов на отвалах. Выбор рациональных способов и комплексных технологических схем ведения вскрышных работ зависит в основном от вида, физических свойств, толщины вскрышных пород, системы разработки, требований охраны окружающей среды и др. По характеру работ и времени их выполнения вскрышные работы подразделяются на горно-капитальные и текущие.
Горно-капитальные вскрышные работы производятся на различных этапах разработки месторождения. К ним относятся вскрышные работы, связанные с удалением вскрышных пород и попутной добычей полезных ископаемых, выполняемых на карьере до ввода его в эксплуатацию на пусковую мощность. Они включают также возведение первоначальных отвальных насыпей. После пуска карьера до достижения им полной проектной производственной мощности на горно-капитальные вскрышные работы приходится часть объёмов пустых пород (определяемых технико-экономическими расчётами) по проходке постоянных вскрывающих выработок (капитальные траншеи и полутраншеи, тоннели, рудоспуски и т.д.). При реконструкции и расширении карьера к горно-капитальным вскрышным работам относятся проходка постоянных вскрывающих выработок и удаление пустых пород в объёме, определённом технико-экономическими расчётами.
Текущие вскрышные работы производятся на предприятии в период его эксплуатации. Это — работы по зачистке вскрытых запасов полезных ископаемых, проведению очередных участков разрезных траншей на вскрытых уступах (для увеличения длины фронта работ), удалению покрывающих и вмещающих пустых пород в отвалы.
Удельные затраты на горно-капитальные вскрышные работы обычно больше, чем на горные работы в период эксплуатации карьера. Погашение капитальных затрат осуществляется по т.н. потонной ставке. Если капитальные выработки используются только для части карьерного поля, то потонная ставка рассчитывается делением стоимости этих выработок на запасы полезных ископаемых, подлежащих выемке с их помощью. Эксплуатационные затраты на вскрышных работах погашаются путём прибавки к текущей стоимости добычи единицы полезных ископаемых текущей себестоимости единицы вскрыши, умноженной на плановый («погашения») коэффициент вскрыши.
Вскрышные работы в карьерах. ПРОИЗВОДСТВО вскрышных работ от компании «ПСК Ремпуть»
Проведение вскрышных работ в карьерах и вывоз грунта требует ответственного подхода и наличия необходимой техники. Зачастую, у горнодобывающей компании отсутствуют необходимые материально-технические средства, а создание соответствующего подразделения и покупка оборудования не являются рентабельными. В таких случаях компании предпочитают проводить вскрышные работы в карьерах силами компаний-партнеров.
Передача подобных видов работ на аутсорсинг является экономически оправданным шагом, позволяющим сэкономить средства компании и обеспечить стабильную работу карьера.
Вскрышные работы в карьерах — это работы по снятию пустого грунта с использованием необходимой землеройно-транспортной спецтехники (бульдозер, экскаватор, зачастую с прямой лопатой, для увеличения эффективности, вспомогательная машина погрузчика цикличного действия, колесные скреперы и пр.).
Подготовительный этап включает в себя различные механизмы дробления вскрышных пород (химический, взрывной, гидротермический), затем производится их выемка и погрузка. Освобожденная вскрышная порода транспортируется посредством автомобильного, конвейерного или железнодорожного транспорта до места отвалообразования. Очищенный карьер готов к дальнейшей эксплуатации и добыче полезных ископаемых, очистка которых также будет производиться в ходе текущих работ
Производство вскрышных работ, как правило, делится на два типа:
- горно-капитальные
- текущие
Горно-капитальные подразумевают под собой очистку дальнейшей области деятельности от слоя пустых пород. Чаще всего горно-капитальные работы связаны с созданием траншей, необходимых рудоспусков, оказание вспомогательных услуг при реконструкции и расширении карьера, в виде удаления пустой породы.
Текущие вскрышные работы проводятся только во время эксплуатации карьера и связаны с менее масштабными работами, такими как зачистка полезных ископаемых, отвалообразование вскрышных пород
Производство вскрышных работ в карьерах в компании «ПСК Ремпуть»
Благодаря хорошо укомплектованному автомобильному парку и наличию опытных сотрудников, ООО «ПСК «Ремпуть» способно обеспечить проведение работ по выемке и перевозке вскрышных пород больших объемах и в минимально возможные сроки. Мы работали на горнодобывающих предприятиях группы Акрон и «МХК «ЕвроХим», осуществляя работы в полном соответствии с заявленными условиями.
Производство вскрышных работ рассчитывается индивидуально для каждого заказчика, исходя из вида и физических свойств вскрышной породы, объема подготовительных и текущих работ, срока выполнения, требований к строительной технике и других параметров.
OOO «ПСК «Ремпуть» работает на рынке достаточное долгое время, чтобы заслужить репутацию профессионального подрядчика для выполнения сложных технических и технологических работ, требующих компетентного и грамотного инженерного расчета и производственного опыта. Использование услуг нашей компании подразумевает ответственность за проделанную работу, качественный подход и профессионализм.
Вскрышные работы — это. Что такое Вскрышные работы?
Вскрышные работы (a. stripping overburden removal; н. Abraumarbeiten; ф. travaux de deblayement, decouverte; и. desmonte) — удаление горн. пород, покрывающих п. и., при открытой разработке м-ний. B. p. включают процессы подготовки скальных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспор- тирование и отвалообразование.
B. p. ведутся для создания первоначального фронта добычных работ при стр-ве карьеров и в период эксплуатации для сохранения и развития этого фронта. Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, удаляются во внеш. или внутр. отвалы.
Eсли вскрышные породы пригодны к использованию как строит. минеральное сырьё (напр., глины, пески, известняки, мел и др.), то они подвергаются дальнейшей переработке (дроблению, сортировке и т.д.). Cпособ подготовки вскрышных пород к выемке включает: предохранение мягких г. п. от промерзания, их оттаивание, разрыхление крепких г. п., к-poe может осуществляться механич., буровзрывным, гидравлич., физ. (токи высокой и низкой частоты, терморазрушение) и хим. (растворение и т.д.) способами.
Bыемка и погрузка разрыхлённых вскрышных пород из забоя выполняются, как правило, экскаваторами, землеройно-транспортирующими (колёсными скреперами, бульдозерами) и погрузочно-транспортирующими (одноковшовыми погрузчиками и др.) машинами. Tранспортирование породы производится ж.-д., автомоб. и конвейерным транспортом.
Pеже применяются скиповые подъёмники, гидравлич. транспорт, подвесные канатные дороги. Иногда для этих целей используют комбинир. транспорт (напр., горн. масса из забоев вывозится автосамосвалами, далее перемещается конвейерным, ж.-д., гидравлич. транспортом; по рудоспускам, рудоскатам; по канатно-подвесным дорогам).
Oсобенность перемещения вскрышных пород — нестационарное положение забоев и разгрузочных пунктов на отвалах. Bыбор рациональных способов и комплексных технол. схем ведения B. p. зависит в осн. от вида, физ. свойств, толщины вскрышных пород, системы разработки, требований охраны окружающей среды и др.
Пo характеру работ и времени их выполнения B. p. подразделяются на горнокапитальные и текущие. Горно- капитальныe B. p. производятся на разл. этапах разработки м-ния. K ним относятся B. p., связанные c удалением вскрышных пород и попутной добычей п. и., выполняемых на карьере до ввода его в эксплуатацию на пусковую мощность. Oни включают также возведение первоначальных отвальных насыпей.
После пуска карьера до достижения им полной проектной производств. мощности на горнокапитальные B. p. приходится часть объёмов пустых пород (определяемых технико-экономич. расчётами) по проходке постоянных вскрывающих выработок (капитальные траншеи и полутраншеи, тоннели, рудоспуски и т.д.). При реконструкции и расширении карьера к горнокапитальным B. p. относятся проходка постоянных вскрывающих выработок и удаление пустых пород в объёме, определённом технико-экономич. расчётами.
Tекущиe B. p. производятся на предприятии в период его эксплуатации. Это — работы по зачистке вскрытых запасов п. и., проведению очередных участков разрезных траншей на вскрытых уступах (для увеличения длины фронта работ), удалению покрывающих и вмещающих пустых пород в отвалы. Удельные затраты на горнокапитальные B. p. обычно больше, чем на горн. работы в период эксплуатации карьера.
Погашение капитальных затрат осуществляется по т.н. потонной ставкe. Eсли капитальные выработки используются только для части карьерного поля, то потонная ставка рассчитывается делением стоимости этих выработок на запасы п. и., подлежащих выемке c их помощью. Эксплуатац. затраты на B. p. погашаются путём прибавки к текущей стоимости добычи единицы п. и. текущей себестоимости единицы вскрыши, умноженной на плановый («погашения») коэфф. вскрыши. Б. A. Cимкин.
- Вскрыши коэффициент
- Вспениватели
Смотреть что такое «Вскрышные работы» в других словарях:
Вскрышные работы — Вскрышные работы один из технологических процессов открытых горных работ по выемке и перемещению пород (вскрыши), покрывающих и вмещающих полезное ископаемое, с целью подготовки запасов полезного ископаемого к выемке. При скальных и… … Википедия
Вскрышные работы — удаление горных пород, покрывающих и вмещающих полезное ископаемое при открытой разработке (см. Вскрытие месторождения). Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, называются пустыми породами и удаляются во внешние или… … Большая советская энциклопедия
ВСКРЫШНЫЕ РАБОТЫ — удаление горных пород, покрывающих и вмещающих полезное ископаемое при открытой разработке месторождений. В. р. включают процессы подготовки пород к выемке, выемочно погрузочные работы, транспортирование и отвалообразование. В. р. производят при… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Вскрышные работы — См. Работа … Словарь золотого промысла Российской Империи
вскрышные работы — геол. Удаление ненужной, пустой породы с поверхности земли при открытой разработке полезных ископаемых … Словарь многих выражений
Горно-вскрышные работы — 2. Горно вскрышные работы 1,8 0,23(0,18) 4. То же, скальных пород и вечномерзлых грунтов 3,8 0,63(0,52) Источник: СНиП 4.07 91: Сборник сметных норм дополни … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
работы вскрышные — Работы по удалению верхнего слоя грунта при открытой разработке полезных ископаемых или планировке строительной площадки [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные и монтажные работы EN… … Справочник технического переводчика
работы строительно-монтажные — СМР Работы, выполняемые при возведении зданий и сооружений, а также при монтаже технологических систем. Примечания 1. К СМР относят общестроительные и специализированные работы. 2. В состав общестроительных работ (процессов) входят земляные и… … Справочник технического переводчика
вскрышные горные работы — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN strip mining Superficial mining, in which the valuable rock is exposed by removal of overburden. Coal, numerous nonmetals and metalliferous ores (iron and copper) are worked in … Справочник технического переводчика
РАБОТЫ ВСКРЫШНЫЕ — работы по удалению верхнего слоя грунта при открытой разработке полезных ископаемых или планировке строительной площадки (Болгарский язык; Български) разкриващи работи (Чешский язык; Čeština) skrývkové práce (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь
Карьер вскрышные работы — Справочник химика 21
После открытия потенциально промышленного месторождения бентонита для отбора проб производится шнековое или колонковое бурение. Если результаты оказываются благоприятными, осуществляется проходка шурфов, при которой особенное внимание обращают на качество и количество извлекаемого бентонита, отношение требуемого объема вскрышных работ к извлекаемой массе бентонита, дренаж и восстановление земельных участков после окончания работ.
Для разработки пригодны пласты бентонита толщиной не менее 0,6 м. Максимальная толщина вскрытых пластов достигает 18 м. После удаления покрывающих пород можно произвести повторный отбор проб по загущенной сетке. На основании результатов исследования этих проб осуществляется разметка карьера для селективной разработки. [c.456] Вскрышные работы представляют собой удаление земляного грунта и непригодных пород, покрывающих полезное ископаемое. Началу вскрыши карьера должно предшествовать разведочное бурение. Вскрышу можно производить одноковшовым и многоковшовым экскаватором. Одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу используется на отделении вскрышных пород от массива и на погрузке предварительно взорванных пород. Первый случай использования экскаватора применяется для удаления вскрышных пород, не обладающих крепостью. [c.134]
Карьеры, вскрышные работы [c.450]
Вскрышные работы в карьерах производятся при помощи скреперов или экскаваторов. Под свалку пустых пород выбирают такое место, где отсутствуют полезные ископаемые промышленного значения кроме того, оно должно находиться недалеко от разрабатываемого карьера. [c.67]
Если предстоит добыть ценное сырье в открытом разрезе или карьере, часто приходится предварительно проводить вскрышные работы. Для этих целей используют скребковые экскаваторы (драглайны) или скреперы, но в значительна больших масштабах на вскрышных работах применяют одноковшовые экскаваторы и бульдозеры. [c.443]
На гравийно-песчаном карьере объем вскрышных работ, как правило, значительно меньше, чем на буто-щобеночных карьерах. Добытая горная масса (см. рис. 3), погруженная экскаватором в транспортные сосуды, направляется на гравиесортировку ) для разделения песка и гравия, откуда гравий направляется на двухситный грохот (2), где производится разделение по фракциям и мойка. Гравий с крупностью зерен св, 40 мм направляется в щековую дробилку (3), откуда раздробленный гравий поступает на двухситный грохот (4), где разделяется па соответствующие фракции и поступает в конусы готовой продукции (5), Песок с гра-виесортировки пост шает на специальный барабан для мойки—пескомойку (б) и после промывки направляется в конусы готовой продукции. [c.31]
В 1954 г. около 17% всей добычи приходилось на вновь построенные карьеры. Предполагается, что в 1960 г. вновь построенные карьеры должны дать 70%, а в 1970 г. — свыше 90% всей добычи. Грузооборот на транспортных коммуникациях вскрышных работ должен будет увеличиться в несколько раз. Коэффициент вскрыши, составляющий в среднем на некоторых карьерах 0,5, увеличится в ближайшие годы до 2, а в будущем (в среднем) до 3,5, а на некоторых карьерах даже до 4. Если средний разнос бортов на карьерах в настоящее время составляет 750 м, то на будущих карьерах он будет достигать 1500 м. [c.73]
Добыча известняка и мела осуществляется в карьерах методом открытых разработок. Вдоль по простиранию карбонатных пластов нарезают уступы высотой 10—15 м и производят буро-взрывные работы. Добыча сырья, как и удаление верхних наносных пород (вскрышные работы), производятся экскаваторами. [c.26]
Содовые заводы строят обычно вблизи месторождений карбонатного сырья. Добыча известняка и мела ведется в карьерах методом открытых разработок. При тонком слое, верхних покрывающих пород шахтные разработки не применяют. Удаление верхних наносных слоев, так называемые вскрышные работы, и непосредственную добычу известняка и мела производят при помощи экскаваторов. [c.22]
На современных содовых заводах добыча известняка и мела в карьерах механизирована. Удаление верхних наносных слоев, покрывающих залежи полезного ископаемого (вскрышные работы), и непосредственная добыча известняка и мела производятся с помощью экскаваторов. [c.36]
Данная группа отходов, образзтощихся при добыче, обогащении и использовании нерудных материалов, относится к числу наиболее крупнотоннажных (см. табл. 2.1). Основная их масса возникает при работе карьеров и шахт, добывающих полезные ископаемые преимущественно строительного назначения. Отходы этих предприятий составляют вскрышные породы, хвосты обогащения и некондиционная продукция. [c.53]
Наиболее приемлемой системой отработки для уже сложившихся условий будет система с транспортом породы на внешние отвалы. При этом предусматривается транспортировка породы на значительные расстояния от места вскрыши. Для производства вскрышных и добычных работ в карьере применяются экскаваторы различных типов и моделей. [c.69]
При проведении горных работ происходит коренное изменение литогенной основы ландшафта и связанные с ним изменения направления и скорости протекания всех химических процессов, что нередко приводит к извлечению на поверхность и(или) образованию токсичных соединений. Масштабы этих явлений настолько велики, что в науке сформировалось представление о техногенном неорельефе. Его формы определяются применением той или иной формы вскрышных работ и способами перемещения извлеченной на поверхность земли породы. Вьщеляют два основных типа неорельефа положительный (аккумулятивный), к которому относятся отвалы, терриконы, насыпные и намывные поверхности, и отрицательный (выработанный) — шахты, карьеры, разрезы, выработки и т. д. Линейные размеры этих новых форм рельефа бывают довольно значительными их высота нередко достигает 50—80 м, протяженность — 1,5—2 км. В зоне формирования неорельефа возникают эрозионные, денудационные и стоковые процессы, вследствие которых протекает зафязнение и заиливание водоемов. [c.295]
Однако при определении угла разноса бортов карьера с учетом физико-механических свойств пород для достижения глубины карьера 70 ль существующий экстракциониый завод, а также городские центральные улицы попадают в зону вскрышных работ, ввиду чего необходимо ставить вопрос о перепланировке центральной части города и постройке нового экстракционного завода. Все это сопряжено с большими капитальными затратами и является первым отрицательным фактором при переходе к разработке месторождения открытым способом. [c.40]
Как видно из этих данных, только один Челекенский рудши имеет производительность по руде выше производительности, достигнутой на шахте им. Калиппна. Однако нужно учесть, чт( Челекенское карьероуправление работает карьером, причем в момент, когда брали эти данные, оно пе производи.ло в требуемом объеме вскрышных работ. [c.175]
На предприятиях горнорудного комплекса на стадии их проектирования разрабатываются реьсультивационные мероприятия снятие дерна перед проходкой открытых горных выработок и хранение его в специальных хранилищах, строительство очистных сооружений, подготовка площадей под отвалы и хвостохранилища с гидроизолирующим основанием, засыпка отработанных карьеров вскрышными породами и отходами обогащения руд, обеззараживание загрязненных токсикантами земель, землевание и укладка дерна на нарушенных площадях. Данные виды работ сопряжены с большими финансовыми затратами, что в современных условиях делает их недоступными для многих предприятий горнорудного комплекса. [c.316]
Механизированная добыча угля осуществляется только на некоторых крупных шахтах. На карьере Фушунь вскрышные работы производятся многочерпаковыми экскаваторами, а добыча угля — одноковшовыми. На мелких шахтах уголь добывается примитивным способом. С течением времени это безусловно изменится. Советский Союз поставляет Китаю современные горные машины, как например комбайн Донбасс . В настоящее время налажен выпуск таких комбайнов в самом Китае (Лейпцигская промышленная выставка 1954 г.). Полная меха-Н1[c.149]
Обычно в этом случае сыпучие породы располагаются в верхней,, а связные породы — в нижней частях, покрываюш,их пласт толш,и. В некоторых случаях необходимо вскрышные работы проводить таким образом, чтобы связные породы размещались в нижней, а сыпучие в верхней частях отвала. Такое положение имеет место, например, при восстановлении отработанных карьерами участков для дальнейшего их использования в народном хозяйстве. [c.76]
Разработка месторождений минеральных ресурсов ведется как в недрах — с помощью подземных выработок (шахт, штолен) и буровых скважин, так и с поверхности — посредством карьеров. Напр., торф добывается непосредственно с поверхности. Открытые разработки примепяются и для полезных ископаемых, залегающих на глубине, если это экономически оправдывается. В этом случае выработке предшествуют вскрышные работы. [c.441]
Рабочие-сдельщ]п- и поездных и составительских бригад и путевые рабочие-сдельщики, занятые на укладке, передвижке и ремонте откаточных путей в карьере, на вскрышных работах и иа отвалах, премируются за иыполнеиие месячного плана обслуживаемым цехом, карьером, участком, сменой или средприятием в целом в размере до 15 V n сдельного заработка 1 за каждый процент перевыполнения плана по 1,5 л, сдельного заработка. [c.51]
Бактериальное выщелачивание было также применено на отвале высотою 7 м, расположенном на склоне карьера и отсьшанном из забалансовой руды, полученной при вскрышных работах на карьере. [c.310]
Нарущенные земли являются основным фактором изменения экологического равновесия в районе разработки месторождения. Особое место среди них занимают земли, нарушенные непосредственно горными работами, включающие территории карьеров, зон обрушения, отвалов вскрышных пород, террикоников, шламо- и хвостохранилищ. На этих участках происходят наиболее значительные изменения первоначальных свойств земель, создаются [c.160]
Полноповоротный, электрический карьеряый экскаватор на гусеничном ходу ЭКГ-8 предназначен для разработки и погрузки в транспортые средства большой емкости полезных ископаемых и вскрышных пород. Экскаваторы ЭКГ-8 применяются на земляных и скальных работах крупных строительных объектов и гидротехнических сооружений, а также на вскрышных и добывающих работах в карьерах и разрезах черной и цветной металлургии, угольной промышленности и промышленности строительных материалов. [c.88]
В США выпущен гусеничный экскаватор-лопата с ковшом емкостью 46 м , высотой обработки уступа 26 ж и теоретической цроизводительностью 3300 м 1час. На открытых работах в ФРГ планируется переход на транспортирование вскрышных пород в отвал конвейерами. Переход на конвейерный транспорт предполагается и в ГДР. Отработка уступов высотой от 70 до 90 м новыми мощными экскаваторами потребо вала создания мощных электровозов со сцепным весом 120 т, вскрышных вагонов емкостью 96 и угольных вагонов грузоподъемностью свыше 100 т. На глубоких карьерах ФРГ электровозная тяга будет переведена с постоянного тока на переменный — напряжением 6 /се и частотой 50 пер сек. [c.39]
Транспорт вскрышных пород и угля электрифицируется. На карьерах работают трехосные электровозы Е-1 (вес 100 т, нормальная колея), вскрышные вагоны с двусторонней разгрузкой типа Татра Студенка емкостью 36 ж и угольные вагоны емкостью 88 ж . Средняя сменная производительность труда, включая вспомогательные работы и ремонт, для некоторых карьеров представлена ниже. [c.107]
Открытые горные работы ведут на участках II и IV по простой транспортной системе с вывозом породы во внешние отвалы. На погрузке руды и вскрышных пород используются экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6. Горную массу на карьерах вывозят самосвалами КрАЗ-210, МАЗ-525 и БеЛАЗ-540. Взрывные скважины бурят станками СВБ-2, БСШ-1, БСШ-2М и 2СБШ-200. Высота породных уступов 15 м, рудных уступов 7,5 м. [c.47]
На буто-щебеночном карьере разработка вскрышных пород производится преимущественно экскаваторами. Транспортировка вскрышных пород в отвал осуществляется автосамосвалами, при небольших объемах вскрыши — тракторными скреперами, иногда, на расстоянии до 100 м, — бульдозерами. Буровзрывные работы проводятся для отделения горных пород от общего разрабатываемого массива. Разнообразие методов ведения буровзрывных работ зависит от геологич. условий месторождения и других факторов. Выбранный метод работ должеп обеспечить такой состав горной массы, в к-ром не будет негабаритных кусков (куски больше допустимых для погрузки работающими экскаваторами и для приема загрузочным отверстием первичной дробилки). [c.30]
Для предупреждения возникновения дефицита серы в ближайшее время необходимо использовать качестве сырья рядовой колчедан, добываемый при проведении вскрышных и добычных работ ва карьерах преяпржятнй цветной металлургии. Он не содержит цветных металлов 30 [c.30]
2.9.5 Вскрышные работы и отвалообразование
Вскрышные работы заключаются в снятии слоя вскрышных пород и перемещении его за пределы проектируемого контура карьера в отвал, имеющие целью подготовку полезного ископаемого для добычи.
Рыхлые породы отгружаются без буровзрывных работ, далее работы ведутся с применением БВР.
Потенциально-плодородный слой складируется во временный отвал и в дальнейшем должен использоваться для рекультивации карьера.
Породы вскрыши вывозятся в отвал автосамосвалами. Предусматривается раздельное складирование пустой породы и забалансовых руд.
Скальные породы вскрыши – гранодиориты, габбро-диориты и диориты разведаны как строительные камни для производства фракционированного щебня. Запасы вскрышных пород, утверждены в ГКЗ СССР как отдельное месторождение, в количестве: категория В — 60529 тыс. м3, категория С1 — 30959 тыс. м3 (протокол № 10981 от 21.12.90 г).
В советском ТЭО строительный камень учитывался как дополнительный товар, что позволяла существовавшее тогда плановая система ведения хозяйства. В последнем ТЭО кондиций строительный камень не учитывался по следующим причинам:
Запасы строительного камня утверждены как отдельное месторождение
Контрактом на Недропользование не предусматривается переработка пород вскрыши на щебень для массовой реализации
В случае использования камня для внутренних потребностей или на продажу, предприятие выплачивает определенный налог-роялти
Строительная отрасль подвержена периодическим кризисам, что не позволяет каким-либо образом планировать объемы непрофильного производства щебня и его сбыта.
Строительный камень предусматривается складировать на проектных отвалах в местах определяемых специалистами ГОКа.
Вскрышные работы производятся экскаваторами и ковшовым погрузчиком. Транспортирование вскрыши в отвал осуществляется карьерными автосамосвалами Cat 777D и F.
Расположение отвалов относительно карьера определено в соответствующих частях проекта.
2.9.6 Добычные работы
Добычные работы ведутся буровзрывным способом. Для бурения технологических скважин предусматривается применение бурового станка PV-275 фирмы «Atlas Copco». Скважины бурятся диаметром 250 мм.
Взорванная руда отгружается экскаваторами и ковшовым погрузчиком в карьерные автосамосвалы Cat777DиF. Ширина рабочих площадок при автомобильном транспорте приведена на чертеже 505-100046-ор. Добытое полезное ископаемое транспортируется автосамосвалами к дробильным установкам и далее на ЗИФ конвейерным транспортом. Расчет производительности буровых станков, экскаваторов и автосамосвалов см. раздел 2.12.
Для отбойки горной массы в карьере применяется буровзрывной способ, основная цель которого обеспечить требуемую кусковатость горной массы в развале для нормальной производительной работы выемочно-погру-
зочного оборудования. Первичное дробление производится методом скважинных зарядов (массовые взрывы). Технологические скважины диаметром 250мм бурятся при помощи высокопроизводительных буровых станков шарошечного бурения типа PV-275. Отработка принята уступами высотой 15м, в рудной зоне – подуступами высотой 7,5м.
Взрывные работы по дроблению негабаритов производятся шпуровым методом, накладными и кумулятивными зарядами.
Параметры буровзрывных работ, принятые в соответствии с «Отраслевыми нормативами буровзрывных работ для карьеров горнодобывающих предприятий цветной металлургии» (1978г.) приведены в таблице 7.
Перед началом взрывных работ должен составляться проект на взрыв. Проект на взрыв должен состоять из плана блоков, таблицы корректировочного расчета зарядов по каждой скважине и порядка проведения массового взрыва. В расчетной таблице должны приводиться все основные сведения о взрыве. Схема расположения зарядов в массиве горных пород приведена на рисунке 2.
Вскрышные работы Википедия
Вскрышные работы — удаление горных пород, покрывающих полезные ископаемые. Один из технологических процессов открытых горных работ по выемке и перемещению пород (вскрыши), покрывающих и вмещающих полезное ископаемое, с целью подготовки запасов полезного ископаемого к выемке.[1].
Вскрышные работы необходимы для того, чтобы создать первоначальный фронт добычных работ при строительстве карьеров, а в период эксплуатации карьера необходимы для сохранения добычи полезного ископаемого и её развития.
Виды вскрышных работ
Различают горно-капитальные и текущие вскрышные работы[1].
Горно-капитальные вскрышные работы
Горно-капитальные вскрышные работы могут производиться на различных этапах открытой разработки месторождений полезных ископаемых.
До ввода карьера в эксплуатацию на пусковую мощность к горно-капитальным относятся вскрышные работы, связанные с удалением вскрышных пород и попутной добычей полезных ископаемых. После пуска карьера в эксплуатацию на горно-капитальные вскрышные работы приходятся: работы по проходке капитальных траншей и полутраншей, тоннелей, рудоспусков и других постоянных вскрывающих выработок. Объёмы пустых пород в этих случаях определяются технико-экономическими расчётами.
При реконструкции и расширении карьера к горно-капитальным вскрышным работам относятся проходка постоянных вскрывающих выработок и удаление пустых пород в объёме, определённом технико-экономическими расчётами.
Затраты на горно-капитальные вскрышные работы как правило большие. Погашение затрат на горно-капитальные работы осуществляется по так называемой потонной ставке, которая рассчитывается делением суммы затрат на объём запасов полезного ископаемого в тоннах, которое извлекается с использованием горно-капитальных работ.
Текущие вскрышные работы
К текущим относят вскрышные работы, производимые на предприятии в период его эксплуатации. К ним относят работы по зачистке вскрытых запасов полезных ископаемых, проведению очередных участков разрезных траншей для увеличения длины фронта работ на вскрытых уступах, а также удаление покрывающих и вмещающих пустых пород в отвалы.
Погашение затрат на текущие вскрышные работы производится путём прибавки к текущей стоимости добычи единицы полезных ископаемых текущей себестоимости единицы вскрыши, умноженной на плановый коэффициент вскрыши.
Процессы вскрышных работ
В зависимости от свойств горных пород вскрыши существуют различные процессы вскрышных работ.
При скальных и полускальных породах вскрышные работы включают ряд рабочих процессов, осуществляемых в определенной последовательности: рыхление породы буровзрывным или механическим способом, погрузку породы экскаваторами или погрузчиками циклического действия в средства транспорта, транспортирование породы на отвалы, и отвалообразование[1].
Выемка и погрузка разрыхлённых вскрышных пород из забоя выполняются, как правило, экскаваторами, землеройно-транспортирующими (колёсными скреперами, бульдозерами) и погрузочно-транспортирующими машинами (ковшовые погрузчики и другие машины).
Транспортирование породы производится в зависимости от условий разработки и расстояния транспортирования железнодорожным, автомобильным иили конвейерным транспортом. Относительно редко применяются скиповые подъёмники, гидравлический транспорт, подвесные канатные дороги. Иногда для этих целей используют комбинированный транспорт.
Характерной особенностью вскрышных пород является нестационарное положение забоев и разгрузочных пунктов на отвалах. Как забои, так места выгрузки вскрыши на отвале постоянно перемещаются. Выбор способов и технологических схем ведения вскрышных работ зависит от многих факторов: от вида и физических свойств пород; толщины вскрыши; системы разработки месторождения полезных ископаемых, возможных мест расположения отвалов, требований охраны окружающей среды и других факторов[1].
Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, удаляются во внешние или внутренние отвалы. Если вскрышные породы пригодны к использованию как строительное минеральное сырьё (например, глины, пески, известняки, мел и др.), то они подвергаются дальнейшей переработке (например, дроблению, сортировке).
Примечания
См. также
Вскрышные работы — Горная энциклопедия
(a. stripping overburden removal; н. Abraumarbeiten; ф. travaux de deblayement, decouverte; и. desmonte) — удаление горн. пород, покрывающих п. и., при открытой разработке м-ний. B. p. включают процессы подготовки скальных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспор- тирование и отвалообразование. B. p. ведутся для создания первоначального фронта добычных работ при стр-ве карьеров и в период эксплуатации для сохранения и развития этого фронта. Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, удаляются во внеш. или внутр. отвалы. Eсли вскрышные породы пригодны к использованию как строит. минеральное сырьё (напр., глины, пески, известняки, мел и др.), то они подвергаются дальнейшей переработке (дроблению, сортировке и т.д.).
Cпособ подготовки вскрышных пород к выемке включает: предохранение мягких г. п. от промерзания, их оттаивание, разрыхление крепких г. п., к-poe может осуществляться механич., буровзрывным, гидравлич., физ. (токи высокой и низкой частоты, терморазрушение) и хим. (растворение и т.д.) способами.
Bыемка и погрузка разрыхлённых вскрышных пород из забоя выполняются, как правило, экскаваторами, землеройно-транспортирующими (колёсными скреперами, бульдозерами) и погрузочно-транспортирующими (одноковшовыми погрузчиками и др.) машинами.
Tранспортирование породы производится ж.-д., автомоб. и конвейерным транспортом. Pеже применяются скиповые подъёмники, гидравлич. транспорт, подвесные канатные дороги.
Иногда для этих целей используют комбинир. транспорт (напр., горн. масса из забоев вывозится автосамосвалами, далее перемещается конвейерным, ж.-д., гидравлич. транспортом; по рудоспускам, рудоскатам; по канатно-подвесным дорогам). Oсобенность перемещения вскрышных пород — нестационарное положение забоев и разгрузочных пунктов на отвалах.
Bыбор рациональных способов и комплексных технол. схем ведения B. p. зависит в осн. от вида, физ. свойств, толщины вскрышных пород, системы разработки, требований охраны окружающей среды и др. Пo характеру работ и времени их выполнения B. p. подразделяются на горнокапитальные и текущие. Горно- капитальныe B. p. производятся на разл. этапах разработки м-ния.
K ним относятся B. p., связанные c удалением вскрышных пород и попутной добычей п. и., выполняемых на карьере до ввода его в эксплуатацию на пусковую мощность. Oни включают также возведение первоначальных отвальных насыпей.
После пуска карьера до достижения им полной проектной производств. мощности на горнокапитальные B. p. приходится часть объёмов пустых пород (определяемых технико-экономич. расчётами) по проходке постоянных вскрывающих выработок (капитальные траншеи и полутраншеи, тоннели, рудоспуски и т.д.). При реконструкции и расширении карьера к горнокапитальным B. p. относятся проходка постоянных вскрывающих выработок и удаление пустых пород в объёме, определённом технико-экономич. расчётами. Tекущиe B. p. производятся на предприятии в период его эксплуатации. Это — работы по зачистке вскрытых запасов п. и., проведению очередных участков разрезных траншей на вскрытых уступах (для увеличения длины фронта работ), удалению покрывающих и вмещающих пустых пород в отвалы.
Удельные затраты на горнокапитальные B. p. обычно больше, чем на горн. работы в период эксплуатации карьера. Погашение капитальных затрат осуществляется по т.н. потонной ставкe. Eсли капитальные выработки используются только для части карьерного поля, то потонная ставка рассчитывается делением стоимости этих выработок на запасы п. и., подлежащих выемке c их помощью. Эксплуатац. затраты на B. p. погашаются путём прибавки к текущей стоимости добычи единицы п. и. текущей себестоимости единицы вскрыши, умноженной на плановый («погашения») коэфф. вскрыши.
Источник: starimpex.ru