1. Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
2. Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
МПС. Коэффициент условий работы. Коэффициент по ответственности здания.
3. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 16 настоящей статьи и частью 10 статьи 55.7 настоящего Кодекса.
4. Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев:
1) возврат ошибочно перечисленных средств;
«О правилах составления пояснительной записки проектной документации к конструкторскому разделу».
2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;
3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса;
4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;
5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса;
6) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальный банковский счет, открытый в иной кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, при закрытии специального банковского счета, на котором размещены указанные средства, в случае, указанном в части 8.1 статьи 55.16-1 настоящего Кодекса;
7) перечисление взноса в компенсационный фонд возмещения вреда индивидуального предпринимателя, юридического лица, прекративших членство в саморегулируемой организации, на специальный банковский счет в соответствии с частью 10 статьи 55.7 настоящего Кодекса;
8) возврат излишне самостоятельно уплаченных членом саморегулируемой организации средств взноса в компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемой организации в случае поступления на специальный банковский счет такой саморегулируемой организации средств Национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с частью 16 настоящей статьи.
5. Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за исключением следующих случаев:
1) возврат ошибочно перечисленных средств;
2) размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера;
3) осуществление выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса;
4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в кредитных организациях;
5) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса;
6) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальный банковский счет, открытый в иной кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, при закрытии специального банковского счета, на котором размещены указанные средства, в случае, указанном в части 8.1 статьи 55.16-1 настоящего Кодекса;
7) перечисление взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств индивидуального предпринимателя, юридического лица, прекративших членство в саморегулируемой организации, на специальный банковский счет в соответствии с частью 10 статьи 55.7 настоящего Кодекса;
8) возврат излишне самостоятельно уплаченных членом саморегулируемой организации средств взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в случае поступления на специальный банковский счет такой саморегулируемой организации средств Национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с частью 16 настоящей статьи.
6. При снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7 — 9 настоящей статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
7. В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства которого был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.
8. В случае, если снижение размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60.1 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которым обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда или договору подряда на осуществление сноса осуществлялись такие выплаты, а также иные члены саморегулируемой организации, внесшие взносы в такой компенсационный фонд, должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.
9. В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня уведомления саморегулируемой организацией своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.
10. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи — уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:
1) пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
11. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) триста пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) три миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
12. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части — строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
13. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
14. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.
15. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в части 14 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.16-1 настоящего Кодекса, а также в течение одного рабочего дня, следующего за днем зачисления таких средств, разместить информацию об их объеме на своем официальном сайте в сети «Интернет».
16. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
16.1. По заявлению о перечислении, указанному в части 16 настоящей статьи, средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) перечисляются Национальным объединением саморегулируемых организаций в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого заявления в Национальное объединение саморегулируемых организаций в размере уплаченного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, но не более размера взноса, подлежащего уплате таким лицом в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации, принявшей решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
16.2. В случае отсутствия на момент принятия решения по заявлению о перечислении, указанному в части 16 настоящей статьи, на специальном банковском счете (счетах) Национального объединения саморегулируемых организаций средств соответствующего компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации в объеме, достаточном для удовлетворения такого заявления, средства компенсационного фонда перечисляются частями в размере остатка средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, членом которой являлись юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при этом общая сумма таких частей не может превышать размер средств, указанных в части 16.1 настоящей статьи.
17. Основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
18. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 настоящей статьи, направляет уведомление лицу, обратившемуся с таким заявлением, с обоснованием принятого решения.
Комментарий к ст. 55.16 ГрК РФ
1. В настоящей статье устанавливаются правовые основы формирования и использования компенсационных фондов, создаваемых ГрСРО в целях материального обеспечения имущественной ответственности членов ГрСРО перед потребителями и иными лицами в случаях, когда такая ответственность наступает в связи с осуществлением индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом градостроительной деятельности того или иного вида.
В комментируемой статье (ч. 1) конкретизированы те основания наступления ответственности, для обеспечения которой должны быть созданы компенсационные фонды. Речь идет об обязательствах, возникших вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения. В определенной степени эта норма является развитием положения ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях», где установлено, что СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
2) формирование компенсационного фонда.
При этом Закон оговаривает, что СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). В комментируемой статье уточняется, что речь идет о солидарной ответственности ГрСРО по обязательствам ее членов в случаях, предусмотренных в ст. 60 ГрК РФ. Согласно ч. 5 указанной статьи собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда ГрСРО в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой ГрСРО, а также к соответствующему Национальному объединению ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда указанной ГрСРО, зачисленных на счет такого Национального объединения. Кроме того, данная статья определяет, что ГрСРО и Национальное объединение несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, частным партнером, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию.
Показательно, что в прежних редакциях ГрК РФ (действовали до 2013 г.) речь шла не о солидарной, а о субсидиарной ответственности ГрСРО по обязательствам ее членов. Разница с нынешним правовым режимом более чем очевидна: в соответствии со ст.
323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, а солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Механизм же субсидиарной ответственности иной: до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ). Таким образом, указанные выше требования собственника здания, сооружения, концессионера, частного партнера, застройщика, технического заказчика могут быть предъявлены непосредственно ГрСРО (а в ряде случаев и Национальному объединению).
2. Комментируемая статья устанавливает необходимость формирования двух фондов:
— компенсационного фонда возмещения вреда (далее — КФВВ);
— компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее — КФОД).
При этом многие правила, касающиеся этих фондов, тождественны друг другу, что позволяет говорить о едином правовом режиме, предусмотренном законодателем в отношении данных фондов, несмотря на то что их предназначение разное: средства КФВВ направлены на обеспечение имущественной ответственности по деликтным обязательствам, средства КФОД — по обязательствам, возникшим в силу договоров (точнее, их неисполнения или ненадлежащего исполнения). Второе различие заключается в том, что наличие КФВВ обязательно для каждой ГрСРО, а наличие КФОД зависит от обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом. В частности, если определенное количество членов ГрСРО (или не менее 15, или не менее 30 — см. комментарий к ст. 55.4) подают в ГрСРО заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда (речь идет о различных видах градостроительной деятельности) с использованием конкурентных способов заключения договоров (по результатам конкурсов, аукционов и т.д.), то ГрСРО по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать КФОД.
Однако различий в правовом статусе указанных фондов все же немного, общих черт гораздо больше. Во-первых, законодатель предусматривает, что член ГрСРО не может быть освобожден от обязанности внесения взноса в КФВВ (КФОД), в том числе за счет его требований к ГрСРО. Кроме того, не допускается уплата взносов в рассрочку, уплата взносов третьими лицами (не являющимися членами ГрСРО). Во-вторых, если размер соответствующего фонда оказывается ниже минимального размера, определенного ГрК РФ (о чем будет сказано далее), у ответственного лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица, вследствие действий (бездействия) которого возникла ответственность, повлекшая осуществление выплат из средств фонда), а также у иных членов ГрСРО возникает обязанность пополнить этот фонд в срок не более чем три месяца с момента такого снижения. Если же размер КФВВ снизился в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены ГрСРО должны внести взносы в КФВВ в тот же срок, отсчитываемый со дня уведомления ГрСРО своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.
3. Комментируемая статья, устанавливая минимальные размеры взносов в фонды (в ч. ч. 10 и 12 — взносов в КФВВ, в ч. ч. 11 и 13 — взносов в КФОД), дифференцирует их в зависимости от рода деятельности члена ГрСРО и от его уровня ответственности. Логика здесь такова:
— взносы растут пропорционально уровням ответственности;
— взносы членов ГрСРО, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, всегда превышают взносы тех членов ГрСРО, которые осуществляют деятельность по инженерному изысканию или архитектурно-строительному проектированию;
— уровни ответственности членов ГрСРО определяются в зависимости от предельного размера обязательств по заключаемым договорам (рассчитывается в зависимости от стоимости работ по одному договору).
Таким образом, эта закономерность прослеживается в комментируемой статье следующим образом: минимальные размеры взносов в КФВВ для первого уровня ответственности составляют 50 000, в КФОД — 100 000 (а сам уровень — 25 млн) рублей, если речь идет о изыскательских или проектировочных работах, и 100 000 для первого уровня ответственности в КФВВ, а в КФОД — 200 000 (а сам уровень — 60 млн) рублей, если речь идет о работах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Максимальные суммы взносов (1 млн в КФВВ, 3,5 млн в КФОД в первом случае, 5 млн в КФВВ и 25 млн в КФОД — во втором случае) определены для высшего уровня ответственности. В отношении членов ГрСРО, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, таких уровней пять и максимальный определен суммой в 10 млрд рублей, а в отношении членов ГрСРО, которые осуществляют деятельность по инженерному изысканию или архитектурно-строительному проектированию, таких уровней четыре и максимальный определен суммой в 300 млн рублей.
4. Комментируемая статья (ч. ч. 4 и 5) устанавливает запрет на осуществление выплат из средств КФВВ и КФОД (точнее, запрет кредитной организации перечислять средства фонда). Этот запрет не безусловен, ГрК РФ оговаривает несколько случаев, когда такие перечисления могут осуществляться:
1) возврат ошибочно перечисленных средств;
2) размещение (для КФВВ еще и инвестирование) средств фонда в целях их сохранения и увеличения их размера;
3) осуществление целевых выплат из средств фонда, ради которых он был создан;
4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств фонда в кредитных организациях (в отношении КФВВ — также и инвестирования средств фонда в иные финансовые активы);
5) перечисление средств фонда Национальному объединению ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО, в случаях, установленных ГрК РФ и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ.
Показательно, что ГрК РФ, определяя правовой статус названных фондов, ничего не говорит о том, в чьей собственности находятся указанные денежные средства. При этом в законе прямо говорится об уплате налога на прибыль организаций, определенным образом исчисленного. Таким образом, возникает вопрос о том, кто является плательщиком указанного налога. Систематическое толкование комментируемой статьи позволяет прийти к единственному обоснованному выводу о том, что средства, составляющие КФВВ и КФОД, принадлежат ГрСРО на праве собственности. При этом, как видно из содержания статьи, это право (и правомочие пользования, и правомочие распоряжения средствами) весьма сильно ограничено законом в публичных интересах.
5. В комментируемой статье (ч. 14) определены правовые последствия в отношении компенсационных фондов, наступающие при исключении ГрСРО из государственного реестра ГрСРО. В этом случае средства указанных фондов подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности ГрСРО по обязательствам членов такой организации (об основаниях возникновения такой ответственности см. комментарий к ст. ст. 60 и 60.1).
При этом дальнейшее развитие ситуации может быть разным. В том случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо прекратили свое существование в виде хозяйствующих субъектов, денежные средства остаются на указанном специальном счете и их целевой режим не меняется. В случае если субъект становится членом другой ГрСРО, в соответствии с п. 16 комментируемой статьи он вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение ГрСРО с заявлением о перечислении данных средств на счет ГрСРО, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО. В этом случае выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ осуществляется в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ в срок не позднее трех рабочих дней после уплаты вступительного взноса и перечисления указанных выше денежных средств на счет ГрСРО, о членстве в которой заявляет индивидуальный предприниматель (юридическое лицо).
Комментируемая статья (ч. 17) определяет, что решение вопросов, связанных с перечислением средств компенсационных фондов на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, регламентируется особым образом, а именно порядком взаимодействия Национального объединения и ГрСРО. В настоящее время действует Приказ Минстроя России от 8 сентября 2015 г. N 643/пр, которым определен указанный Порядок. В частности, установлены следующие действия.
Национальное объединение в течение трех рабочих дней с даты регистрации уведомления Ростехнадзора об исключении сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО направляет в такую организацию обращение, содержащее:
— требование о представлении заверенной копии реестра членов ГрСРО на дату исключения сведений ГрСРО из государственного реестра ГрСРО;
— требование о перечислении в Национальное объединение в полном объеме средств компенсационного фонда ГрСРО на дату исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО с указанием реквизитов банковского счета для их зачисления;
— требование о передаче в Национальное объединение дел членов ГрСРО, а также дел лиц, членство которых в ГрСРО прекращено.
К обращению прилагается уведомление о прекращении членства ГрСРО в Национальном объединении ГрСРО.
ГрСРО, сведения о которой исключены из государственного реестра ГрСРО, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения представляет заверенную копию реестра ГрСРО и перечисляет средства компенсационного фонда на указанный в обращении Национального объединения ГрСРО банковский счет. О факте зачисления средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО Национальное объединение ГрСРО уведомляет Минстрой РФ в течение пяти рабочих дней с даты зачисления указанных средств.
В случае непредставления ГрСРО заверенной копии реестра членов ГрСРО на дату исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра Национальное объединение СРО рассчитывает минимальный размер средств компенсационного фонда ГрСРО на основании сведений, содержащихся в Едином реестре членов ГрСРО. При отсутствии сведений о членах исключенной ГрСРО в Едином реестре членов ГрСРО Национальное объединение обращается в Ростехнадзор о предоставлении сведений из государственного реестра ГрСРО на дату исключения ГрСРО из государственного реестра. В случае отказа или непринятия мер по переводу средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО Национальное объединение вправе обратиться в органы прокуратуры для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.
Исключенная ГрСРО передает дела членов ГрСРО, а также дела лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, в Национальное объединение ГрСРО не позднее десяти рабочих дней с даты регистрации названного выше обращения. Передача дел членов ГрСРО, а также дел лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, оформляется актом с приложением описи, подписываемым ответственными должностными лицами исключенной ГрСРО и Национального объединения ГрСРО.
В Приказе Минстроя России N 643/пр также определен порядок взаимодействия Национального объединения и членов исключенной ГрСРО по поводу средств компенсационных фондов. Установлено, что данные лица (далее — заявители) вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены ГрСРО, являющейся членом Национального объединения ГрСРО.
Заявление о перечислении средств компенсационного фонда направляется заявителем в Национальное объединение ГрСРО и должно содержать:
1) наименование исключенной ГрСРО, членом которой являлся заявитель;
2) наименование ГрСРО, являющейся членом Национального объединения СРО, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в члены которой вступил заявитель (далее — действующая ГрСРО), ее регистрационный номер в государственном реестре ГрСРО и реквизиты ее банковского счета, на котором размещены средства ее компенсационного фонда и на который подлежат зачислению средства компенсационного фонда ГрСРО.
К заявлению прилагается выписка или заверенная копия протокола решения постоянно действующего коллегиального органа управления ГрСРО о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены ГрСРО и о выдаче свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Национальное объединение в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей ГрСРО либо отказывает в перечислении таких средств. Основанием для отказа в перечислении средств является:
— непоступление на счет Национального объединения ГрСРО средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО;
— отсутствие сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестре членов ГрСРО или Едином реестре членов ГрСРО.
Данный отказ не препятствует повторному обращению юридического лица или индивидуального предпринимателя в Национальное объединение с заявлением о перечислении средств, когда обстоятельство, послужившее основанием для такого отказа, будет устранено.
Также установлено, что перечисление средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО осуществляется Национальным объединением в размере уплаченного заявителями взноса в компенсационный фонд исключенной ГрСРО, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей ГрСРО (смысл данного ограничения состоит в том, чтобы исключить возможность неосновательного обогащения со стороны недобросовестных ГрСРО).
В случае внесения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд действующей ГрСРО до перечисления на счет такой ГрСРО средств компенсационного фонда поступившие от Национального объединения ГрСРО денежные средства подлежат перечислению указанным лицам.
После перечисления средств компенсационного фонда ГрСРО по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей повторное обращение с заявлениями не допускается.
Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»
МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017
Судебная практика по статье 55.16 Градостроительный кодекс РФ:
При этом суды исходили из того, что партнерством не соблюдены требования части 4 статьи 55.16 кодекса Российской Федерации, предписывающей совершение саморегулируемой организацией конкретных действий по передаче денежных средств банку, а не какому-либо иному третьему лицу.
Руководствуясь статьей 323 Гражданского кодекса Российской Федерации статьями 55.16 , 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации статьями 3, 13 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Положением о компенсационном фонде Партнерства, принимая во внимание, что Общество в рамках исполнительных производств никаких выплат не произвело.
Неудовлетворение данной претензии послужило основанием для обращения общества «Горжилстрой» в суд с настоящим иском. Суд округа, отменяя обжалуемые судебные акты и отказывая в иске руководствовался статьями 55.1, 55.16 , 60 ГрК РФ, положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и исходил из того.
Источник: www.zakonrf.info
Как определить уровень ответственности зданий и сооружений
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения:
7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:
ГОСТ Р 54257-2010 “Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования”
ГОСТ Р 54257-2010 “Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования”, раздел 9
9.1. В зависимости от уровня ответственности сооружений, характеризуемой социальными, экологическими и экономическими последствиями их повреждений и разрушений, при проектировании необходимо использовать коэффициенты надежности по ответственности, минимальные значения которых приведены в таблице 2.
Примечание. Уровни ответственности 1а и 1б соответствуют “повышенному” уровню ответственности, уровни ответственности 2 и 3 – “нормальному” и “пониженному” уровням по классификации Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Таблица 2. Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности
Уровень ответственности – Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности
1а – 1,2
1б – 1,1
2 – 1,0
3 – 0,8
Классификация сооружений по уровню ответственности:
уровень 1а – особо высокий уровень ответственности:
уровень 1б – высокий уровень ответственности:
Примечание. Объекты с высоким уровнем ответственности, при проектировании и строительстве которых используются принципиально новые конструктивные решения и не прошедшие проверку в практике строительства и эксплуатации, должны быть отнесены к особо высокому уровню ответственности 1а.
уровень 2 – нормальный уровень ответственности:
уровень 3 – пониженный уровень ответственности:
9.2. Уровень ответственности зданий и сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже представленных в таблице 2.
Для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
9.3. На коэффициент надежности по ответственности следует умножать эффекты воздействия (нагрузочные эффекты), определяемые при расчете на основные сочетания нагрузок по первой группе предельных состояний (см. 4.1.2).
При расчете по второй группе предельных состояний (см. 4.1.3) коэффициент надежности по ответственности допускается принимать равным единице.
Правила учета уровня ответственности строительных объектов при расчете на особые сочетания нагрузок устанавливают в нормах проектирования конструкций, в задании на проектирование объекта или СТУ.
9.4. Уровни ответственности зданий и сооружений должны устанавливаться:
9.5. Для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности (1а и 1б), а также больших мостов должно предусматриваться научное сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их мониторинг при возведении и эксплуатации.
Как определить уровень ответственности зданий и сооружений
Одним из важнейших параметров при проектировании и возведении объектов строительства является уровень ответственности зданий и сооружений.
Иногда специалисты сталкиваются с небольшими трудностями в подготовке исполнительной документации. Напомним, что в ее состав также входят документы и акты, касающиеся доказательств безопасности зданий и сооружений и соответствия определенным критериям. А именно: проверки работ, влияющих на безопасность здания, проверки строительных конструкций с последующим устранением недостатков, рабочие документы, касающиеся возведения строительства, акты, подтверждающие проведение опробований и испытаний, акты, подтверждающие исполнение проектных решений и т.д.
Эти процессы должны быть эффективны и безопасны для жизни и здоровья людей. В начале проектирования заказчик и исполнитель определяют ряд важнейших параметров, влияющих на проектирование и расчет строительных конструкций. Со временем происходят изменения климатических условий, меняется окружающая среда, модернизируются строительные процессы, все эти факторы отражаются в регулярно обновляющихся нормативных документах, за которыми заказчику и исполнителю необходимо следить.
В 2017 году был выпущен и утвержден ряд нормативных актов, касающихся данного вопроса. Это «Инженерные системы высотных зданий», «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», «Объекты строительные повышенной ответственности.
Правила сейсмического микрорайонирования» и «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила детального сейсмического районирования», разрабатывается свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».
На сегодняшний момент уровень ответственности определяется «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений РФ» Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года, вступивший в силу 01.07.2010г. Последние изменения в данный нормативный акт были внесены 02.07.2013 г.
Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, определяющей насколько сильно будет нанесен урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии, в случае его разрушения. Эта характеристика в обязательном порядке определяется и указывается в исходных данных на проектирование.
В зависимости от выбранного уровня ответственности определяется коэффициент надежности по ответственности, используемый при расчетах и проектировании.
До вступления в силу вышеуказанного Федерального закона уровень ответственности определялся по ГОСТ Р 54257-2010, который был отменен 11.12.2014. В новом законодательном акте были изменены обозначения уровней ответственности и некоторые, соответствующие им коэффициенты. Для наглядного сравнения эти данные собраны в таблице 1.
Федеральный закон 384-ФЗ, Ст.4 п.7 (действующий) | ГОСТ Р 54257-2010 (п.9.1) (отменен) | ||
Уровень ответственности | Коэффициент надежности | Уровень ответственности | Коэффициент надежности |
Повышенный | 1,1 | 1а; 1б | 1,2; 1,1 |
Нормальный | 1,0 | 2 | 1,0 |
Пониженный | 0,8 | 3 | 0,8 |
Примечание – Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (γn = 1,2). |
Одной из главных задач заказчика и проектировщика является корректное определение этих характеристик, по 384-фз часть 1, ст.4, п 8-10 в которых говорится, о том, что:
- повышенный уровень ответственности – это здания и сооружения являющиеся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами в соответствии со Ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской федерации (к ним можно отнести объекты, отказ которых может повлечь за собой тяжелые последствия социального, экономического и экологического характера. Это магистральные трубопроводы, нефтяные резервуары, здания с пролетами от 100 и более метров и технически сложные сооружения);
- нормальный уровень ответственности у зданий и сооружений, не относящиеся к повышенному или пониженному уровню ответственности (под эту категорию подпадают производственные, жилые, общественные здания и т.п.);
- пониженный уровень ответственности – это здания и сооружения временного (сезонного) назначения, вспомогательного использования при строительстве или реконструкции, а также расположенные на земельных участках, предоставленных для ИЖС (то есть гаражи, теплицы, склады и павильоны).
Последнее
7 комментарии
hi guys :). I am looking for help for me and my girl. i am from France
По данным исследовательских лабораторий распространение запрещенных веществ в современном мире почти полностью перешла на интернет способ распространения с помощью сети сайтов. Главная опасность такого метода распространения наркотических и запрещенных веществ состоит в отсутствии возможности выявить цепь от поставщиков к потребителю из за использования участниками незаконной деятельности современных цифровых средств анонимизации с помощью теневых браузеров и средст обхода блокировки.
За последний год закладками распространялось практически 70% таких ПАВ как кокаин, амфетамин, гашиш, мефедрон, марихуана, мдма, экстази, ЛСД, метамфетамин, альфаПВП.
Опережает другие регионы по колличеству употребляющих, в России, столица – Москва и все что за МКАД, т.е. Московская область. Немного уступает в наркопотреблении город-герой Ленинград и ЛО (Тосно, Токсово, Кингисепп итд). Рука об руку с культурной столицей шагает ЕКБ и его окрестности.
Связь между диллером и клиентом на Hydra onion осуществляется анонимно с помощью браузера TOR Browser. Покупатель заходит на сайт гидра, ищет так необходимые ему ПАВ и пересылает денежные средсва, заранее обменяные (обмен биткоин на Гидре) в полностью анонимную криптовалюту Bitcoin или оплачивает с кошелька КИВИ. После оплаты клиент получает от продавца местонахождение клада/прикопа, описание и фотографии с точной отметкой места. Далее остается только доехать до места и осторожно, не паривлекая не нужного внимания, забрать свой клад с веществом.
На сайте Гидра всегда много вакансий таких как: оператор, кладмен, мастер-гровер, нарколог, оператор магазина, итд. Данная деятельность зачастую связана с риском, но оплата от 500 000К рублей в месяц притягивает самых рискованых и смелых.
Популярные запросы для поиска в яндекс по словам Гидра и Hydra:
hydra onion
hydra сайт
hydra отзывы
hydra зеркало
hydra ссылка
сайты onion hydra
hydra onion отзывы
hydra ru
hydra купить
hydra перевод
hydra магазин
hydra2web
hydra2web com
https hydra2web
hydra2web обход
hydra2web com +в обход
hydra2web зеркало
hydra2web com +в обход блокировки
hydra2web +в обход блокировки
гидра сайт
ссылка +на гидру
гидра зеркало
гидра официальный
гидра официальный сайт
гидра онион
тор гидра
+как зайти +на гидру
гидра анион
гидра сайт ссылка
гидра онион сайт
гидра магазин
ссылка +на гидру онион
уровень ответственности зданий и сооружений по ФЗ № 384
(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10) утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
11) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (далее – Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
У нас сделали такую рассылку.
Обращаю Ваше внимание, что с 01.07.2010 г. вступил в силу “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
В соответствии со статьей 4. “Идентификация зданий и сооружений” данного закона, п.8:
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В соответствии со статьей 16. “Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения” данного закона, п.6 и п.7:
6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций).
7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:
1) 1,1 – в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;
2) 1,0 – в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;
3) 0,8 – в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности.
Таким образом, данные коэффициенты ИЗМЕНЕНЫ по отношению к ГОСТ 27751-88 “Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету (с Изменением 1)”, раздел 5.
Также, при определении уровня ответственности прошу Вас учесть следующий комментарий:
——————————————————————————–
О классификации зданий и сооружений по уровню опасности
Вопрос:
Следует ли все здания и сооружения нормального (II) уровня ответственности на особо опасных объектах по ГОСТ 27751-88 в соответствии со ст.4 п.п.7-9 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” относить к повышенному (I) уровню?
Ответ:
В пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 23.12.2009 N 384 “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее – ФЗ-384) указано, что в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.
В соответствии с п.8 статьи 4 ФЗ-384 “К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам”.
Согласно п.11 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
В соответствии с утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 “Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов” (п.10 приложения 8 “Критерии идентификации”):
“Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территория организации в целом”.
Таким образом, здания и сооружения нормального (II) уровня ответственности на особо опасных объектах не надо относить к повышенному (I) уровню.
Шеянов А.П.,
Северо-Западный филиал
ООО “ИКЦ “Промтехбезопасность”
11 июня 2010 года
Как определить уровень ответственности зданий и сооружений
9.1 В зависимости от класса сооружений (см. раздел 3.1.1) при их проектировании необходимо использовать коэффициенты надежности по ответственности, минимальные значения которых приведены в таблице 2
Таблица 2 – Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности
Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности γn
Примечания
1 – Уровни ответственности приняты в соответствии с [1].
2 – Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности рекомендуется принимать равным 1,2 (γn=1,2).
9.2 Класс и уровень ответственности сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже тех, которые указаны в таблице 2
9.3 На коэффициент надежности по ответственности следует умножать эффекты воздействия (нагрузочные эффекты), определяемые при расчете на основные сочетания нагрузок по первой группе предельных состояний (см. 4.1.2).
При расчете по второй группе предельных состояний (см. 4.1.3) коэффициент надежности по ответственности допускается принимать равным единице.
Правила учета уровня ответственности строительных объектов при расчете на особые сочетания нагрузок устанавливают в нормах проектирования конструкций, в задании на проектирование объекта или СТУ.
9.4 Классы и уровни ответственности сооружений должны устанавливаться:
- – при оценке долговечности зданий и сооружений;
- – при разработке номенклатуры и объема проектных работ, а также проводимых инженерных изысканий и экспериментальных исследований;
- – при разработке конструктивных решений надземной и подземной частей зданий и сооружений;
- – при разработке программ научно-технического сопровождения, при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций;
- – при разработке правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.
9.5 Для зданий и сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности, должно предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации.
3.1а Классификация сооружений
3.1.1а Для каждого сооружения устанавливается его класс (КС-1, КС-2 или КС-3) в зависимости от назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий повреждений и разрушений сооружения (3.1.3а).
3.1.2а Класс сооружений устанавливается в задании на проектирование генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в соответствии с классификацией, приведенной в 3.1.3а.
Примечание – В нормах проектирования отдельных типов сооружений (мостов, резервуаров и других) допускается устанавливать иные классы соответствующих сооружений.
3.1.3а Все здания и сооружения подразделяются на классы: КС-3, КС-2 и КС-1.
Класс сооружений КС-3:
а) Здания и сооружения особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации [2].
Примечания
1 Для отдельных зданий и сооружений опасных производственных объектов (см. пункт 11 статьи 48.1.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации [2]) допускается устанавливать класс КС-2 в том случае, если
– на них не предусматривается постоянных рабочих мест и
– они не относятся к классу КС-3 по другим критериям, перечисленным в пункте 11 статьи 48.1.1 и пунктам 1-4 статьи 48.1.2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации [2].
2 Для мостовых сооружений с пролетом менее 200 м допускается устанавливать класс КС-2.
б) Все сооружения, при проектировании и строительстве которых используются принципиально новые конструктивные решения и технологии, которые не прошли проверку в практике строительства и эксплуатации на территории Российской Федерации.
в) Объекты жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
г) Здания основных музеев, государственных архивов, административных органов управления; здания хранилищ национальных и культурных ценностей.
д) Зрелищные и спортивные объекты, торговые предприятия с массовым нахождением людей.
е) Тоннели, трубопроводы на дорогах высшей категории или имеющие протяженность более 500 м.
Класс сооружений КС-2:
Здания и сооружения, не вошедшие в классы КС-1 и КС-3.
Класс сооружений КС-1:
а) Здания и сооружения, указанные в части 10, статьи 4 Технического Регламента о безопасности зданий и сооружений [1].
б) Теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей.
в) Сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Уровни ответственности зданий и сооружений на опасных производственных объектах. Д. О. Рапанович (№4, 2015)
Д.О. Рапанович, специалист НК с действующим удостоверением по: УК (ультразвуковому контролю), МК (магнитному контролю), ВИК (визуальному и измерительному контролю)
D. O. Rapanovich
Specialist with valid certificate on ultrasonic, magnetic, visual and measuring control, Krasnoyarsk
Safety levels of buildings and structures at hazardous production facilities
The paper deals with establishing safety levels in the project docu-mentation for the construction of hazardous production facilities. It shows relationship of the legislation in the field of industrial safety, urban development activities and technical regulation. The author points at base errors, causes and consequences while establishing safety levels.
Как известно к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта (далее – ОПО).
– опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
– опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
– опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Какие же тогда последствия наступают в случае отнесения ОПО к особо опасным и технически сложным объектам?
Термин «особо опасный и технически сложный объект» используется не только в градостроительном законодательстве, но и также в нормах технического регулирования, а именно в Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений». Статья 7 указанного Технического регламента определяет идентификацию зданий и сооружений, в том числе уровни ответственности. В соответствии с Технически регламентом всем зданиям и сооружениям присваиваются следующие уровни ответственности:
Здесь стоит отметить, что рассматриваемые здания и сооружения сами по себе не являются особо опасными и технически сложными объектами (опасными производственными объектами). Как мы знаем,опасные производственные объекты — это предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».Поэтому только зданиям и сооружениямрасположенных в границах опасной зоны ОПО присваивается повышенный уровень ответственности.
В соответствии с ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» уровни ответственности учитываются при проектировании зданий и сооружений. Уровни ответственности позволяют определять класс сооружения: КС-3, КС-2 или КС-1, которые в свою очередь влияют на выбор минимального значения коэффициента надежности по ответственности Un. В случае с повышенным уровнем ответственности класс сооружений будет КС-3 и соответственно минимальное значение коэффициента составит 1,1.
Классы, уровни ответственности и коэффициенты надежности сооружений, в том числе проектируемых на опасных производственных объектах, устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование, но не ниже тех, которые указаны в ГОСТ 27751-2014.
Особо стоит отметить возможность для некоторых ОПО снизить класс сооружений, а соответственно и обоснованно снизить стоимость технических решений, направленных на обеспечение надежности конструкций и оснований. Для отдельных зданий и сооружений опасных производственных объектов допускается устанавливать класс КС-2 в том случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:
– на них не предусматривается постоянных рабочих мест;
– они не относятся к классу КС-3 по другим критериям, перечисленным в пунктах 1,2 статьи 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Какие ошибки допускают проектные организации при проектировании опасных производственных объектов в части определения уровней ответственности? Ошибки, которые могут допустить проектировщик, могут быть весьма разноплановые, начиная от недостаточной компетенции и опыта работ с опасными производственными объектами и заканчивая элементарной невнимательностью как самого проектировщика, так и заказчика проекта.
К сожалению, очень часто окончательная характеристика нового объекта становится известная в процессе непосредственного проектирования, например, общее количество опасных веществ будет определяться в зависимости от выбора емкостного оборудования, а также его расположения. Либо может быть произведена замена технических устройств на другие с отличающимися характеристиками, которые могут оказать влияние на отнесение их в дальнейшем к какому-либо классу опасности опасного производственного объекта. В результате чего, фактический уровень ответственности может быть выше чем определённый в задании на проектирование. Данная ошибка может проявиться как на стадии проектирования, так и во время прохождения экспертизы. Последствия ошибочного решения могут повлиять на пересмотр следующих проектных решений:
– оценка долговечности сооружений;
– разработка номенклатуры и объема проектных работ, а также проводимых инженерных изысканий и экспериментальных исследований;
– разработка конструктивных решений надземной и подземной частей сооружений;
– разработкапрограмм научно-технического сопровождения, при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций;
– разработка правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.
А также стоит учитывать, что для сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности необходимо предусматривать научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации.
Самыми затратными и продолжительными изменениями в этом случае становятся инженерные изыскания. Поскольку объем работ по изысканиям под здания и сооружения разных уровней ответственности отличаются, то это влечет за собой заказ новых изысканий под повышенный уровень ответственности.
Получить замечание от эксперта о неправильном определении уровней ответственности на стадии прохождения экспертизы, пожалуй, самый не желательный результат проделанной работы, тем более что это влечет за собой скорее всего отрицательное заключение. Ведь десяти дней отведенных на устранение замечаний явно недостаточно чтобы провести новые геологические изыскания и соловеющую корректировку проектной документации.
При проектировании новых ОПО или их реконструкции еще на стадии обще технических решений (ОТР), перед проведением изыскательских работ необходимо внимательно относится к определению уровней ответственности зданий и сооружений, располагаемых в границах опасных производственных объектов. Требования нормативны актов распределяют ответственность за определение уровней ответственности между генпроектировщиком и заказчиком, но как показывает практика в конечном итоге все проблемы приходится решать проектной организации за свой счет.
Литература:
1.Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов»;
2.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
3.Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
4.ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения.
Класс ответственности зданий. Классификация зданий
Классификация зданий по степени ответственности разделяется по трем пунктам: экологическая, экономическая и социальная. Эти классы обозначаются как “повышенный”, “нормальный” и “пониженный”, или – первый, второй и третий классы.
Класс ответственности здания в соответствии с СП интересует многих. В данной статье будут изложены материалы для того, чтобы каждый нашел ответы по всем интересующим вопросам.
Общая характеристика классов
Далее поговорим об определении класса ответственности здания более детально. Как уже было сказано, их три.
Первый уровень (класс) ответственности зданий – самый высокий. Это связано с тем, что обрушение подобных сооружений приводит к самым тяжелым последствиям. Например, к нему относятся резервуары, в которых содержится нефть или нефтепродукты, с вместимостью свыше 10 000 кубометров. Магистральные трубопроводы также относятся к повышенному уровню ответственности. Уникальные сооружения тоже имеют повышенный класс ответственности зданий.
Сюда же причисляются здания производственного назначения с пролетами выше ста метров.
Второй уровень (т. е. нормальный) имеют здания назначения массового строительства: обычные жилые дома, сельскохозяйственные сооружения, общественные здания, производственные объекты. Этот уровень ответственности также высок, так как при аварии или обрушении существует угроза здоровью и даже жизням людей.
Третий (т. е. пониженный) уровень – сооружения с невысокой ответственностью в случае отказа эксплуатации. Как правило, речь идет о конструкциях вспомогательного либо сезонного назначения – парники, теплицы, склады, летние павильоны и т. п.
Объекты первого класса ответственности
Сооружения, которым присваивается этот уровень ответственности, относятся к зданиям капитального строительства с примененными к ним специальными условиями (согласно Федеральному закону под номером 123).
Их оценивает государственная экспертиза, ведь они считаются наиболее сложными с технической точки зрения и потенциально опасными (в случае отказа эксплуатации). Зачастую это уникальные сооружения либо объекты атомной энергетики: атомные реакторы, станции и др. Ядерные установки либо хранилища радиоактивных веществ или ядерных материалов относятся сюда же. Также нужно упомянуть сооружения гидротехнического назначения, линии электропередач высокого вольтажа, любые объекты космической отрасли, аэропорты и вся их инфраструктура, морские порты (кроме портов узкого назначения – для спортивных или прогулочных судов), метрополитены, электростанции.
Дополнительные критерии присвоения первого класса
Если сооружение используется с целью получения, переработки, испытаний, хранения, уничтожения или перевозки опасных веществ, то оно будет относиться к первому уровню ответственности. Исключение – системы газораспределения для природного газа (если применяется давление до одной целой двух десятых мегапаскаля) или сжиженного газа (давление до одной целой шести десятых мегапаскаля).
Также по строительным нормам этот класс присваивается тем объектам, которые предназначены для расплавов черных и цветных металлов (сплавов) и для проведения горных либо рудообогатительных работ (плюс шахты и рудники). Канатные дороги, фуникулеры – это тоже повышенный класс ответственности.
Критерии причисления объекта к разряду уникальных
Если объект содержит хотя бы одну из уникальных характеристик по классификации зданий, он будет отнесен к первому классу ответственности. В СНиПе эти характеристики описаны подробно. Например, высота объекта более ста метров. Пролеты протяженностью также более ста метров. Уровень пола самого нижнего уровня находится под поверхностью земли глубже десяти метров.
При этом объекты спецназначения (к ним причисляются и военные) рассматриваются каждый по отдельности.
Объекты второго и третьего классов ответственности
Второй (нормальный) класс ответственности зданий не требует каких-либо особых техусловий разработки. При этом они в обязательном порядке должны пройти государственную экспертизу. Прежде всего, это здания жилого назначения, обычные инфраструктурные сооружения – школы, больницы, университеты и др. Однако бывают исключения.
Например, в корпусе МИФИ (российский вуз) расположен ядерный реактор. Поэтому вроде бы заурядному зданию был присвоен высший уровень ответственности.
Основные положения проектирования промышленных зданий по классам ответственности должны соответствовать всем нормам СНиП. Государственная экспертиза обязательно проводится в отношении этих объектов строительства, устанавливая их соответствие нормативам.
“Нормальный” уровень называется так только потому, что этот тип здания – самый распространенный, и для него разработаны общие нормы возведения. Но на деле второй уровень, присваиваемый объекту, означает большую ответственность. Здания назначения жилого и общего в случае выхода из строя или обрушения могут повлечь за собой многочисленные жертвы и большой экономический ущерб. Поэтому существует огромное количество нормативов, которым они должны строго соответствовать, и лишь после утверждения всех этих нормативов здания готовы к эксплуатации. Обычно завершение успешного прохождения государственной экспертизы звучит как “дом сдан”.
Третий (пониженный) класс ответственности означает, что данный тип здания не нуждается в проверке государственной экспертизой, так как в случае его выхода из строя серьезных последствий не наступит. Как мы уже отмечали, к нему отнесены такие “легкие” сооружения, как теплицы, летние павильоны, парники и т. д.
Регулирующий закон
Закон, согласно которому регулируется присвоение зданиям того или иного класса ответственности зданий, – это ФЗ “По техническому регламенту безопасности сооружений и зданий”. Нормы этого закона служат охране здоровья, жизни и безопасности граждан, имущества физических и юридических лиц и муниципального и государственного имущества. Он же призван обеспечить экологическую безопасность и энергетическую эффективность возводимых объектов. В законе содержится ряд положений, необходимых для предупреждения обмана покупателей недвижимости. В нем используются основные понятия о безопасности, касающиеся градостроительства, технического регулирования, пожарной безопасности.
Аварийные ситуации
Аварией называется какое-либо техногенное чрезвычайное происшествие, влекущее угрозу жизням людей на объекте или территории. Оно приводит, как правило, к нарушению целостности зданий, транспорта, оборудования, может повлечь за собой ущерб экологии, нарушить процесс производства. В целях минимизации ущерба от аварии на объектах повышенной степени ответственности необходимы автономные источники электроэнергии, от которых в случае ЧП будет питаться система аварийного освещения. Она призвана освещать путь для эвакуации работников, включаться автоматически или вручную.
Защита и характеристики безопасности
Любой объект первого и второго уровня ответственности обязан иметь надземную и подземную части. Последняя называется фундаментом и нужна для высокой устойчивости зданий, т. е. защиты от обрушивания. Часть сооружений обеспечивается повышенной пожаростойкостью, т. е. особыми огнеупорными покрытиями и материалами. Также зданиям нужна инженерная защита – она противодействует природным явлениям и процессам, техногенным угрозам, террористическим актам и т. д.
Под механической безопасностью сооружения понимают прочность фундамента, строительных конструкций, их инженерные характеристики, благодаря которым здание не теряет устойчивость, не разрушается (как целиком, так и частично). Повреждения могут произойти из-за перемещения, потери устойчивости, деформации или отклонения от вертикального направления несущих конструкций.
Заключение
Итак, класс ответственности зданий определяется на основе анализа возможных экономических убытков, социальных потерь, экологического ущерба, связанных с потерей целостности данного объекта. Социальными потерями считаются угроза жизням и состоянию здоровья людей (работников, посетителей или жильцов здания) или ухудшение состояния экологии в местности, которая прилегает к объекту.
Такие последствия могут быть, например, при авариях на хранилище токсичных веществ, при разрушении резервуаров с нефтью и т. д. Если утрачиваются памятники культуры, разрушаются объекты исторической ценности – то это тоже считается социальной потерей. Отказ работы систем связи, выход из строя станций электроэнергии тоже чреваты социальным ущербом. Все финансовые убытки или затраты по устранению последствий подобных аварий складываются в экономический ущерб. Поэтому главный критерий присвоения зданию той или иной степени ответственности за последствия в случае отказа эксплуатации – это степень важности исключить опасность разрушения и степень необходимости предоставить помощь людям в случае, если разрушение все же произошло.
Источник: pravmetod.ru