Получение разрешения на ввод в эксплуатацию. Проект правил землепользования и застройки.
Раздел 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Главная > Инвестору > Архив > Путеводитель для инвестора Ростовской области > Раздел 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
10.1. Общие положения
Основные требования к порядку получения разрешения ввод объекта в эксплуатацию на предусмотрены ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
10.2. Документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления предоставленных документов, провести осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство. В случае, если при строительстве объекта капитального строительства осуществлялся государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
10.3. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных выше и необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
5) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
10.4. Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на строительство в Ростовской области.
10.4.1. Общие положения.
В Ростовской области согласно ст. 31 «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию» Областного Закона Ростовской области от 14.01.2008 № 853-ЗС «О градостроительной деятельности в Ростовской области»:
-выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
-строительство, реконструкция объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
-разрешения на строительство в Ростовской области выдаются в соответствии с требованиями, установленными законодательством о градостроительной деятельности, в пределах своей компетенции:
1) федеральным органом исполнительной власти;
2) уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области;
3) уполномоченными органами поселений, городских округов, муниципальных районов в сфере градостроительной деятельности.
Уполномоченные органы исполнительной власти Ростовской области выдают разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществлялся на основании ранее выданных ими разрешений на строительство.
10.4.2. Органы, осуществляющие выдачу разрешений
на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдаются уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области в пределах их компетенции в соответствии с требованиями, установленными ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.
Уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области выдаются разрешения на строительство для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
К таким объектам относятся:
объекты энергетических систем регионального значения;
объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
линейные объекты регионального значения, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги и другие подобные сооружения;
объекты, строительство которых предусматривается целевыми программами Ростовской области в соответствии с градостроительной документацией, в том числе в связи с реконструкцией территорий городских и сельских поселений, созданием градоформирующих комплексов, строительством объектов государственного заказа, инженерных коммуникаций и сооружений.
10.4.3. Оформление разрешений на ввод объекта в эксплуатацию
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляются по формам, установленным Правительством Российской Федерации, в двух экземплярах.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляются на листе бумаги формата А4 машинописным текстом. Текст в бланке разрешения должен быть написан без исправлений и сокращений, для юридических лиц — с указанием полного наименования и их местонахождения, для физических лиц — с указанием фамилии, имени и отчества, паспортных данных и адреса их места жительства.
Один экземпляр разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику, второй экземпляр хранится у органа, выдавшего разрешение. Копия разрешения на строительство, заверенная выдавшим его органом, хранится у исполнителя (подрядчика) работ на участке строительства.
Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подписываются должностным лицом, которое в установленном порядке наделено такими полномочиями.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию хранится в течение гарантийного срока, но не менее 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию.
Вторые экземпляры разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вместе с заявлением на его получение и прилагаемыми к нему документами хранятся в органе исполнительной власти Ростовской области, выдавшем указанные разрешения.
Срок хранения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — в течение 5 лет. Передача указанных документов на долговременное хранение в соответствующие архивы осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле.
10.4.4. Ведение региональной базы данных объектов
капитального строительства
На основе сведений о разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, выданных на территории Ростовской области, формируется региональная база данных объектов капитального строительства.
Ведение региональной базы данных объектов капитального строительства осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития области.
10.4.5. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 и приведена ниже:
10.4.6. Блок-схема действий по выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдается согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Порядок оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию : (утвержден постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 № 145- ПП «Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на строительство » и «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию »).
Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2021 года
Новая редакция Градостроительного кодекса вступила в силу 1 января 2021 года. Законодатели изменили порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и утверждения проекта правил землепользования и застройки.
Редакцию Градостроительного кодекса РФ с 01.01.2021 изменил федеральный закон №505-ФЗ от 30.12.2020, вступивший в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Его нормами уточнен порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
Получение разрешения на ввод в эксплуатацию
Новой редакцией статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию необходимо представить:
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.
Проект правил землепользования и застройки
Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.
Статья 31 ГрК РФ дополнена новой частью 8.4 следующего содержания:
В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.
В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства , реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство , соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства , реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
За что теперь арендаторы могут влететь на штраф до 1 млн руб.
Все знают, что при заключении аренды на объект недвижимости необходимо, чтобы в договоре аренды было указано, что объект принадлежит на праве собственности арендодателю. Еще лучше если прилагается копия свидетельства о праве собственности, ну и конечно экспликация арендуемых помещений. До настоящего времени этого было вполне достаточно для сторон, заключивших договор, и для всякого рода проверяющих.
В своей практике я никогда не встречал в договоре аренды указания на то, что объект введен в эксплуатацию и ссылку на дату и номер Акта о вводе в эксплуатацию. Конечно, может мне просто не повезло, но это так.
Но с 6 августа 2019 года все стало намного серьезнее.
Перед уходом на летние каникулы депутаты приняли много разных законов. Среди них имеются те, которые касаются деятельности очень многих предпринимателей.
Рассмотрим только один из них, это Федеральный закон от 26.07.2019 N 222-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях».
Текст закона
— Внести в абзац второй части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 26, ст. 3089; 2011, N 30, ст. 4591; 2017, N 31, ст. 4812) изменение, изложив его в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.».
Но фактически, это означает увеличение штрафа за использование объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию более чем в 50 раз.
Если раннее штраф составлял:
- для организаций 10-20 тыс. руб.
- для должностных лиц 1-2 тыс. руб.
- для гражданина 500 руб. — 1,0 тыс. руб.
- для организаций 500 тыс. — 1,0 млн. руб.
- для должностных лиц 20 — 50 тыс. руб.
- для гражданина 2 — 5 тыс. руб.
Обращаю внимание на то, что наказать могут не только собственников, но и арендаторов зданий, помещений и прочих объектов, требующих наличия разрешения.
Согласно п.2 ст. 55.24 Градостороительного кодекса РФ «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений» — эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 17 ноября 2011 г. N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» четко указал:
Что отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. Но при наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом
Скорее всего, в августе месяце следует ожидать начало массовых проверок офисных центров и производственных площадок на предмет наличия разрешения на ввод в эксплуатацию.
Т.е. если после 6 августа при проверке окажется, что нет разрешения на ввод здания, в котором предприятия или ИП арендуют помещение, их всех могут оштрафовать. Предприятия до 1,0 млн. руб., а ИП до 50 тыс. руб. как должностное лицо.
Практика показывает, что наличие у арендодателя зарегистрированного права собственности на здание не всегда означает, что имеется разрешение на ввод в эксплуатацию. Но даже если оно есть на момент заключения договора, необходимо проверить наличие разрешения в настоящее время. Ведь в здании могли провести реконструкцию, а она требует нового разрешения.
Вывод
Чтобы не получить миллионный штраф, проверьте разрешение на ввод здания, а еще лучше приложите копию разрешения к договору аренды.
Что отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства , являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. Но при наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию , подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
- https://invest-don.ru/ru/razdel10/
- https://ppt.ru/news/144710
- https://www.klerk.ru/buh/articles/488441/