В строительстве существуют две основные формы оплаты труда – сдельная и повременная.
Сдельная система- наиболее распространенна в строительстве. Для ее применения необходимо наличие технически обоснованных норм затрат труда и учет количества и качества выполненных работ.
Сдельная система оплаты труда бывает:
При индивидуальной форме производственные задания получает каждый работник в отдельности, и его заработная плата зависит от объема выполненных работ.
Прямая сдельная оплата труда, когда заработок работника определяется на основе сдельных расценок и объема выполненных работ.
При звеньевой, бригадной формах происходит выдача и учет производственного задания в целом для коллектива.
Заработная плата при этом находится в зависимости от выработки коллектива, количества отработанного каждым рабочим времени на выполнение задания и квалификации рабочих.
Прямая сдельная система оплаты трудаподразделяется на аккордную оплату, и простую сдельную. При простой сдельной системе применяются расценки за отдельные виды работ. Аккордная оплата представляет собой систему, при которой сумма заработной платы определяется на весь комплекс работ. Аккордные задания устанавливаются для бригад, звеньев и отдельных рабочих, на объем работ, по видам, этапам работ объекта. Нормативное время для аккордного задания определяется на основе калькуляции затрат труда и заработной платы по ЕНиРам или укрупненным нормам и расценкам.
Выплата зарплаты 30 декабря — подарок работнику или нарушение ТК РФ
Сдельно-премиальная система – это сочетание прямой сдельной, по расценкам и премий за достижение определенных показателей. Премии начисляются как коллективу так и индивидуально. К показателям премирования относятся характеристики, направленные на сокращение нормативного времени отпущенного на задания или досрочное их выполнение.
За каждый процент сокращения нормативного времени выплачивается процент сдельного заработка. Другими являются показатели, направленные на повышение качества строительной продукции. Используются также показатели, отражающие экономию строительных материалов. Премии дифференцируются в зависимости от оценки уровня качества.
Премирование осуществляется за выполнение установленных показателей, иногда только за перевыполнение. Целесообразно осуществлять премирование за комплекс показателей с учетом их качественных и количественных характеристик.
При разработке положения о премировании необходимо установить шкалу премирования в зависимости от степени выполнения показателей и условий производства. Предусматривается полное или частичное лишение премий тех работников, в работе которых имели место недостатки и упущения. Суммы премий работникам рассчитываются в процентах от полученной экономии материалов или в процентах от сдельного заработка.
Рекомендуются следующие положения премирования:
недопустимость множества показателей премирования;
наличие прогрессивных норм расходования строительных материалов, обоснованных сроков выполнения строительно-монтажных работ;
5 принципов как определить сколько платить сотрудникам / Управление персоналом 16+
обоснование эффективности применения премиальной системы.
При сдельно-прогрессивной системе выработка работника по норме оплачивается по сдельным расценкам, а выработка сверх нормы — по повышенным сдельным расценкам. Применяются шкалы, имеющие одну – две ступени которые отражают степень возрастания расценок.
Большую роль играет определение исходной базы используемой для начисления «прогрессивки». Как правило она устанавливается на уровне фактического выполнения норм за последний период времени (например, три месяца), но при этом она не может быть ниже действующих норм выработки. Целесообразно по возможности определять исходную базу в натуральном измерении.
Начисление сдельно-прогрессивной доплаты производится по месячным результатам работы за продукцию, отвечающую техническим условиям, произведенную сверх нормы. Внутрисменные простои времени исключаются. Фактически затраченное время для учета не включает выходные, нормируемые потери времени в днях. Сдельно-прогрессивная система вводится на срок по распоряжению руководителя с предупреждением рабочих.
Доплаты при сдельно – прогрессивной оплате определяются:
(6.20)
Источник: studfile.net
Заработная плата работников в строительстве
Заработная плата характеризует оценку вклада работника в результаты деятельности фирмы и формируется на принципах конкурентоспособности, справедливости, стимулирования качества труда и добросовестного отношения, обеспечения социальной защищенности работника, дифференциации в зависимости от их квалификации и условий работы.
Вопросу оплаты труда и заработной плате посвящен раздел ТК РФ «Оплата и нормирование труда». В соответствии с ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд, который зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой работы и максимальным размером не ограничивается.
Выплата заработной платы осуществляется в рублях (но согласованию работника и работодателя может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ). Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20% общей суммы заработной платы. Одновременно заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который устанавливается федеральным законом и периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни (табл. 34.4).
Таблица 34.4
Минимальный размер оплаты труда в России в 1997—2014 гг.,
руб/мес.
Срок действия минимального размера оплаты труда
Сумма минимального размера оплаты труда
Прожиточный минимум трудоспособного населения (по кварталам)
С 1 января 1997 г. но 30 июня 2000 г.
С 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г.
С 1 января 2001 г. по 30 июня 2001 г.
С 1 июля 2001 г. по 30 апреля 2002 г.
С 1 мая 2002 г. но 30 сентября 2003 г.
с 1 октября 2003 г. но 31 декабря 2004 г.
С 1 января 2005 г. по 31 августа 2005 г.
С 1 сентября 2005 г. по 30 апреля 2006 г.
С 1 мая 2006 г. по 31 августа 2007 г.
С 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г.
С 1 января 2009 г. по 31 мая 2011 г.
С 1 июня 2011 г. по 31 декабря 2012 г.
С 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г.
С 1 января 2014 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по виду деятельности «строительство» показана в табл. 34.5. В строительных организациях (без субъектов малого предпринимательства) средняя заработная плата в 2012 г. составила 34 020 руб.
Таблица 34.5
Средняя заработная плата работников строительных организаций,
руб/мес.
Всего в строительстве
В том числе занятых на строительстве зданий и сооружений
Имеющаяся неравномерность в оплате труда несколько сокращается. По данным выборочных обследований Росстата, отношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых работников строительных организаций к средней заработной плате 10% наименее оплачиваемых работников сократилось с 18,2 в 2005 г. до 12,5 в 2011 г. В 2011 г. указанные средние величины составили 6438 и 80 468 руб. соответственно.
Заработная плата руководителей и специалистов несколько выше заработной платы рабочих. В то же время заработная плата квалифицированных рабочих различных профессий отличается незначительно (табл. 34.6).
Таблица 34.6
Среднемесячная заработная плата в строительстве, руб/ мес.
Наименование групп занятий, профессий
Руководители организаций и структурных подразделений
Специалисты высшего уровня квалификации
Специалисты среднего уровня квалификации
Квалифицированные рабочие строительства, из них:
каменщики, плиточники, облицовщики
арматурщики, бетонщики, мозаичники по бетону
плотники, столяры, кровельщики
маляры, рабочие по очистке поверхностей
укладчики тепловой и акустической изоляции
слесари, электрослесари, электромонтажники
рабочие на строительстве шахт, карьеров, метрополитенов, тоннелей
Машинисты строительных машин, операторы, аппаратчики, из них:
машинисты землеройных, строительных и дорожных машин
машинисты кранов, подъемников, погрузо-разгрузочного оборудования
Примечание. Поданным выборочного обследования в октябре 2011 г.; без субъектов малого предпринимательства; не учтены нерегулярные выплаты, выплаты за выслугу лет.
Права предприятий в организации оплаты труда и распределении заработанных ими средств достаточно широки. Государство оставляет за собой право на регулирование минимальной оплаты труда, ее корректировку в зависимости от инфляции, предоставляя предприятиям право устанавливать в отношении своих работников системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и различного рода выплат с соблюдением положений ТК РФ.
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется па указанный работником счет в банке па условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала.
В США существует Федеральный закон о справедливых условиях труда [1] , в соответствии с которым устанавливается федеральный минимум заработной платы. С 24 июля 2009 г. он равен 7,25 долл. в час. Заработная плата учеников, практикантов, студентов может быть ниже. При приеме молодежи до 20 лет первые 90 дней тариф должен составлять не менее 4,25 долл. в час.
При приеме на работу возраст должен быть не менее 16 лет, на опасных работах — не менее 18 лет. Рабочий день должен начинаться не ранее 7 ч и заканчиваться не позднее 19 ч. Сверх 40-часовой рабочей недели тарифные ставки возрастают на 50%. Средняя заработная плата в строительстве США составляла в середине 2013 г. 21,94 долл. в час, или 45 630 долл. в год [2] .
Минимальная заработная плата в Великобритании рабочих в возрасте 22 года и старше составляет 6,31 ф.с., во Франции — 9,53 евро в час (с 18 лет). В Германии, Австрии, Италии, скандинавских странах официального минимума заработной платы не существует. Однако для строительных и некоторых других рабочих в Германии специальным законом [3] установлены минимальные требования к заработной плате. Этот закон является прежде всего протекционистским, направленным против иностранных рабочих. На 2015 г. дня рабочих на строительно-монтажных работах установлена минимальная ставка 11,15 евро для западных земель и 10,75 евро — для восточных, на специальных строительных работах —14,20 и 10,75 евро соответственно. Средняя заработная плата брутто в строительной отрасли Германии составила в IV квартале 2013 г. 18,99 евро в час [4] .
Источник: studme.org
Современные проблемы оплаты труда в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гермогенова Анна Родионовна
В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда . Но из-за неправильной организации оплаты труда на предприятии эти принципы могут не соблюдаться. В статье рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть при применении не соответствующей особенностям отрасли системы заработной платы.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гермогенова Анна Родионовна
Текст научной работы на тему «Современные проблемы оплаты труда в строительстве»
2. Загребельная Н.С. Российский рынок легковых автомобилей в условиях санкций и перспективы его развития // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 6 (45). С. 258.
3. Идиятуллина Э.Р. Тенденции и перспективы развития рынка легковых автомобилей в России // Инновационная наука. 2016. № 5. С. 90.
4. Рейтинг популярности автомобильных брендов. [Электронный ресурс]. URL: http://serega.icnet.ru/cars-sales-detail-search.html/ (дата обращения 21.04.2018).
5. Щербина М.В. Определение конкурентной среды на промышленных рынках Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы студентов // Вестник экономической интеграции. 2009. № 11-12. С. 112-116.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Гермогенова А.Р.
Гермогенова Анна Родионовна — магистрант, кафедра экономики труда и социальных отношений, Финансово-экономический институт Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда. Но из-за неправильной организации оплаты труда на предприятии эти принципы могут не соблюдаться. В статье рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть при применении не соответствующей особенностям отрасли системы заработной платы. Ключевые слова: оплата труда, система оплаты труда, принципы организации оплаты труда, строительство.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что заработная плата — это важнейшая экономическая категория, один из экономических рычагов, который призван соединить воедино интересы работника и предпринимателя.
Это наталкивает на необходимость четкого определения экономической взаимосвязи между предприятием и работником. Именно в этой области многие предприятия столкнулись с необходимостью принимать серьезные и безотлагательные решения. Так как во многом от системы оплаты труда сейчас зависит, сможет ли то или иное предприятие преодолеть стоящие перед ним экономические трудности или, наоборот, усугубит эти проблемы в ходе своей деятельности.
В связи с этим возникает проблема, установления соответствующего уровня оплаты труда работника. Ведь главным требованием к организации заработной платы на предприятии, отвечающим как интересам работника, так и интересам работодателя, является обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и гарантии повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом. Соблюдение этих требований при разработке конкретного механизма оплаты труда должно побуждать руководителей и специалистов предприятия в максимальной степени использовать имеющиеся научные, технические, организационно-экономические и социальные резервы повышения эффективности производства. То есть, создать для работодателей необходимые предпосылки для роста массы прибыли и уровня рентабельности, а для работников — обеспечить постоянный рост дохода и, в конечном счете, повышение покупательной способности.
К основным проблемам в этой области можно отнести: неэффективность применяемых систем оплаты и стимулирования, их недостаточную гибкость,
отсутствие увязки с целями, задачами и результатами деятельности, слабую зависимость уровня оплаты от выполняемых функций, качества работы и достигнутых результатов, отсутствие обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности.
Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [1].
В значительной степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы.
Следовательно, под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы[3]. Система оплаты труда — это совокупность правил определения заработной платы.
Комплекс мер по выбору, установлению и применению максимально эффективной, как для работника, так и для предприятия системы оплаты труда называется организацией оплаты труда. Она должна включать меры по определению критериев справедливой оценки профессиональных качеств персонала для установления достойной оплаты труда в соответствии с отдачей каждого конкретного работника.
В основу организации оплаты труда на предприятии могут быть положены следующие основные принципы:
1. формы материального вознаграждения должны быть конкурентоспособны относительно форм вознаграждения других организаций;
2. при установлении должностного оклада или тарифной ставки должны быть учтены размеры минимальной оплаты труда, установленной государством;
3. обеспечение социальной защищенности работников организации с помощью государственных и внутрифирменных гарантий труда;
4. осуществление оплаты по конечным результатам производства и в зависимости от количества и качества затраченного труда;
5. дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия, обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда;
6. систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над темпами инфляции;
7. превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.
Строительство является важной отраслью материального производства. Характерные черты, присущие строительству, зависят от своеобразия его продукции и особенностей производственного процесса. Они протекают из того, что продукция
строительства (здания и сооружения) неподвижна, сложна, многодетальна, сопряжена со множеством других отраслей. А сам процесс строительства многообразен, состоит из разных видов работ. В связи с этим, организация оплаты труда в строительных предприятиях требует особого подхода.
На конец 2017 года в Республике Саха (Якутия) действуют 4 119 строительных предприятий из них субъектов малого предпринимательства 2 624. В них занято свыше 39,6 тыс. чел. В большинстве случаев в малых предприятиях нет специализированной службы, занимающейся рациональной организацией оплаты труда. Поэтому все сводится к установлению определенного оклада или тарифной расценки.
В строительстве в связи тем, что производственный процесс состоит из множества видов различных работ, установление расценок к каждому из них слишком трудоемок, а расчет по ним конечной заработной платы тем более. Из-за этого большинство предприятий выбирают простую повременную систему оплаты труда, что в строительстве неприемлемо, так как происходит «отмирание» стимулирующей функции заработной платы. И как следствие, вызывает значительное снижение производительности труда, что в свою очередь затягивает сроки выполнения строительных работ. Перенос сроков сдачи работ оборачивается предприятию немалыми дополнительными расходами в виде штрафных санкций со стороны заказчика, заработной платой и налогами к ней. Все это подрывает финансовый результат деятельности предприятия, из-за которого возникают следующие проблемы:
1. Задержка выплат заработной платы. Так, на конец декабря 2017 года суммарная просроченная задолженность по выплате заработной платы по Республике Саха (Якутия) в сфере строительства составила около 2,710 млн. руб.
2. Дифференциация в оплате труда. На территории РФ установлена неравномерная заработная плата для различных рабочих в отдельных отраслях и районах страны. При чем, разница в заработке зависит не только от квалификации работника, а еще и от формы собственности организации, отрасли и особенности региона. По официальным данным статистики по республике разрыв в заработной плате составляет 1:3.
3. Выплата заработной платы в конверте или черная заработная плата. Данная тенденция очень часто встречается на практике, поскольку это выгодно для работодателя, выплачивая часть заработной платы в конверте, то есть незаконно, он существенно экономит на страховых взносах и отчислениях в пенсионные фонды.
4. Низкий уровень производительности труда и, как следствие, низкий уровень оплаты труда. Снижение эффективности производства влечет за собой снижение финансовых возможностей организации и как следствие устанавливается низкий уровень заработной платы.
В связи с этим возникает необходимость пересмотра имеющихся систем оплаты труда. Так система организации оплаты труда должна мотивировать сотрудников на повышение производительности труда и соответствовать условиям труда, особенностям отрасли и региона.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от
05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 3). Ст. 129.
2. Алексеева С.Н. Производительность, организация и нормирование труда основные
факторы устойчивого роста оплаты труда / С.Н. Алексеева, Т.В. Харитонова //
Нива Поволжья. 2015. № 3. С.114-121.
3. Гилина Т.Г., Корниенко Е.В. Экономика и социология труда: Учеб. пособие /
Источник: cyberleninka.ru
Столичные строительные компании начали задерживать зарплаты
Из-за сложной экономической ситуации строительные компании начали задерживать зарплаты своим сотрудникам. Застройщики признают долги по зарплате, но жалуются на дорогие кредиты и уменьшение объема заказов
Мэрия воспитывает строителей
О том, что некоторые крупные строительные компании, работающие в Москве, стали задерживать зарплаты своим работникам, в интервью газете столичного стройкомплекса «Московская перспектива» рассказал заместитель руководителя департамента градостроительной политики Сергей Дегтярев.
По словам Дегтярева, среди тех, кто задерживает выплату зарплат — «Главмосстрой», МСМ-5, СУ-155, корпорация «Трансстрой», «Дормост», «Мосметрострой». Это связано с финансовыми трудностями компаний, говорит чиновник. «Задолженность наблюдается там, где руководство допустило просчет в планировании производственно-хозяйственной деятельности и, как результат, столкнулось с нехваткой денежных средств, которые в кризисной ситуации взять иногда просто негде», — цитирует Дегтярева газета.
В последнее время на горячую линию департамента поступило около 100 обращений от сотрудников строительных организаций с жалобами на то, что им задерживают зарплату, утверждает Дегтярев. Обращаются, как правило, отчаявшиеся граждане: те, кому не платят зарплату в течение длительного периода.
Сами столичные чиновники признаются, что у них нет возможности напрямую вмешиваться в экономическую деятельность компаний, не входящих в структуру городского правительства. К руководителям компаний, задолжавших зарплату, применяются воспитательные меры: их приглашают на специальную комиссию по контролю за своевременной выплатой зарплаты, говорят в правительстве Москвы. На ней разбираются причины, по которым компании задерживают зарплату своим сотрудникам.
Нет заказов — нет денег
СУ-155 перестала выплачивать зарплаты своим работникам с января этого года, рассказал на условиях анонимности РБК один из сотрудников компании. Последнее время СУ-155 испытывает серьезные трудности: с начала 2014 года к ней было подано 17 заявлений о банкротстве. В ноябре прошлого года претензии на сумму более 1 млрд руб. к компании предъявили подмосковные власти. С апреля на конец декабря 2014 года долг СУ-155 вырос с 19 млрд до 25 млрд руб.
Президент МСМ-5 Обид Ясинов рассказал, что задержки по выплатам зарплат в компании начались еще больше года назад. Это связано с уменьшением объемов заказов. «Если в 2013 году мы выполняли работы на 20–25 млрд руб., то сейчас — на 5–6 млрд», — говорит Ясинов. Однако если еще в начале 2014 года задержки по выплатам зарплат составляли до 4 месяцев, то сейчас — 2–2,5 месяца, утверждает Ясинов. Задержки по выплатам привели к тому, что с конца 2013 года численность сотрудников компании сократилась с 5,7 тыс. до 2 тыс. человек. «Люди сами увольнялись, — говорит Ясинов. — У многих семьи, дети, и они просто не могли ждать».
По словам представителя «Главмосстроя» Виталия Королева, на сегодняшний день в компании существуют непогашенные обязательства перед управленческим персоналом и небольшой частью рабочих, которые в общей сложности составляют 13% сотрудников (примерно 520 человек). Задержки по выплатам зарплат длятся не более двух месяцев, добавил он.
«Причина возникшей ситуации в необходимости погашения расходов, вызванных почти двукратным удорожанием стройматериалов за последние четыре-пять месяцев при фиксированной цене контрактов, отсутствии авансирования со стороны заказчиков по ряду проектов, а также запретительных банковских ставках, не позволяющих получить дополнительное финансирование без ущерба для дальнейшей деятельности компании», — объясняет Королев. По его словам, сейчас эта проблема решается, хотя в приоритете для компании — соблюдение обязательств по строительным контрактам. «Их выполнение позволит погасить задолженность в ближайшее время», — говорит Королев.
Бывший сотрудник «Трансстроя» сообщил РБК, что компания задерживает выплаты зарплат с марта 2015 года. По его словам, задержки зарплаты в компании связаны с тем, что в последнее время «Трансстрою» не удавалось получить новых тендеров. «Не завершив старые контракты, достаточно сложно убедить власти в том, что ты можешь реализовать новые», — говорит собеседник РБК.
В пресс-службе «Трансстроя» пояснили, что задержка по выплатам связана с нестабильным финансированием проектов компании со стороны заказчика. В данный момент компания находится в диалоге с заказчиком по выработке решения по данному вопросу, добавили в пресс-службе. В какие сроки и в каком объеме происходит задержка зарплат, «Трансстрой» не уточняет.
В «Дормосте», «Мосметрострое» и СУ-155 не смогли оперативно ответить на запрос РБК.
Причины финансовых трудностей компаний могут быть обусловлены совокупностью факторов, уверен руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимир Богданюк. «Это, например, увеличение кредитной нагрузки, просчеты в менеджменте, судебные разбирательства, — говорит он. — В 2014 году СУ-155 вывела на рынок три проекта: ЖК Flight City в Солнечногорском районе Московской области, Like City в Одинцовском районе Московской области и Sky City в Останкинском районе Москвы. Три новых проектах за год, причем один в довольно интересной московской локации — даже для крупной девелоперской компании это хороший показатель. «Главмосстрой-Недвижимость» в 2014 году приступила к реализации проекта в перспективной локации — ЖК «Яуза Парк».
«Наверняка у некоторых из них слишком высокая закредитованность, поэтому, даже если продажи идут более или менее неплохо, львиная доля денег уходит на погашение долгов по кредитам, — объясняет председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. — Плюс, если случился отток спроса, стройку надо поддерживать, замороженные же проекты также приводят к росту издержек».
Кто не платит зарплату в срок:
Крупнейший застройщик страны
Компания СУ-155 была создана в 1954 году на базе Министерства строительства СССР. В начале 1990-х она была приватизирована бизнесменом Михаилом Балакиным и преобразована в ЗАО. Таким образом, Балакину досталась компания с большим объемом механизаторской базы: на ее балансе оказались заводы, предприятия по добыче нерудных полезных ископаемых, предприятия машиностроения.
До недавнего времени компания отличалась высокими темпами ввода жилья. Так, в 2013 году СУ-155 сдала 1,5 млн кв. м жилой недвижимости, заняв первое место среди застройщиков по вводу жилья в России. При этом доля госзаказа в 2013 году занимала 70% портфеля проектов компании. Объем ввода в 2014 году был меньше: 0,9 млн кв. м жилья.
Сокращение объема введенного жилья было обусловлено преимущественно завершением работ в ряде новостроек по госзаказу для военнослужащих. Стройка для государства по итогам 2014 года составила уже 50% от общего объема работ компании.
Неприятности на компанию посыпались в ноябре 2014 года, когда глава подмосковного стройкомплекса Герман Елянюшкин потребовал от девелопера срочно погасить более 1 млрд руб. задолженности по арендной плате и налогам. Балакин тогда заявил о готовности заплатить лишь 159,6 млн руб. до конца года.
В декабре 2014 года Госстройнадзор подал иск о банкротстве компании. Тогда долг компании составлял 25 млрд руб. А в начале марта стало известно, что СУ-155 допустит дефолт по облигациям. Держатели предъявили к выкупу бумаги более чем на 2,3 млрд руб., а СУ-155 не смогла выкупить по оферте облигации 5-й, 6-й и 7-й серий.
Строитель инфраструктуры сочинской Олимпиады
«Трансстрой» был крупнейшей компанией на рынке инфраструктурного строительства России. Компания создавалась на основе Министерства транспортного строительства СССР, а в 1992 году была преобразована в акционерное общество — ОАО «Корпорация «Трансстрой», главой которой стал бывший министр транспортного строительства СССР Владимир Брежнев. Однако осенью 2007 года совладельцем компании стал Олег Дерипаска. Подконтрольное предпринимателю ООО «Базэлдорстрой» купило 50% компании. Уже зимой следующего года Олег Дерипаска решил сменить Владимира Брежнева на посту председателя совета директоров корпорации, а вместо Якова Ицкова, бывшего генеральным директором компании, назначил Владимира Шварцмана.
Однако смена акционера в компании и последовавшие за этим кадровые перестановки привели к тому, что первый вице-президент компании Ефим Басин принял решение уйти из компании, создав в 2007 году почти полного тезку — ООО «Корпорация «Инжтрансстрой». Вместе с Басиным из «Трансстроя» Олега Дерипаски ушла существенная часть профессиональных кадров, проработавших в ней десятилетия. Вместе с ними из компании была выведена существенная часть механизации.
Тем не менее это не помешало обеим компаниям принять участие в подготовке к Олимпиаде в Сочи, причем иногда даже на одних проектах. Так, обе компании строили грузовой порт Сочи, при этом «Инжтрансстрой» Басина — за госсчет, а «Трансстрой» Дерипаски — за свой. При этом именно из-за разногласий с Минтрансом, возникших во время строительства в Сочи олимпийских объектов, Олег Дерипаска мог разочароваться в инфраструктурном строительстве, рассказывал источник «Коммерсанта».
Из-за его строительства «Трансстрой» получил убыток в 4 млрд руб. Превышением сметы на другом олимпийском проспекте — дублере Курортного проспекта — в компании объясняли резкое сокращение чистой прибыли. В итоге в 2013 году она упала на 87% , до 43 млн руб. Выручка составила 18,9 млрд руб., кредиторская задолженность достигла 12,7 млрд руб. Свой портфель заказов в 2013 году «Трансстрой» оценивал в 52 млрд руб.
В декабре прошлого года компания продала 48,9% «Трансстроя» Егору Андрееву, однокурснику Дерипаски. Позже пакет Андреева был увеличен до 55% . Топ-менеджеры холдинга получили 6,5% . Еще 12,5% акций «Трансстроя», по данным «Коммерсанта», остались у иностранных бизнесменов Зигфрида Вольфа и Питера Кооба. Еще 26% «Трансстроя» — у австрийского Strabag, где Олегу Дерипаске принадлежат 25% . Отчетности за 2014 год компания пока не выпускала.
Сегодня компания реализует крупный проект по строительству стадиона «Зенит» стоимостью почти 35 млрд руб. Вместе с тем проект реконструкции Щелковского шоссе и строительство железнодорожной ветки Беркакит — Томмот — Якутск (Амуро-Якутская магистраль) существенно затянулись. В частности, на прошлой неделе глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин говорил, что завершить реконструкцию на Щелковском шоссе удастся лишь к концу 2015 года — на два года позже первоначально запланированных сроков.
Дела у «Главмосстроя» (входит в холдинг «Базэл» Олега Дерипаски) в последнее время тоже идут не очень хорошо. Ввод жилья компании сократился с 523 тыс. кв. м в 2013 году до 192 тыс. кв. м в 2014 году. При этом выручка компании, согласно данным СПАРК-Интерфакс, в 2013 году даже несколько подросла – до 12,3 млрд рублей против 10,9 млрд рублей в 2012 году.
Впрочем, в период с 2010 по 2011 годы она не опускалась ниже 17,5 млрд рублей. Чистая прибыль компании также сократилась с 680,9 млн рублей в 2011 году до 85,6 млн рублей в 2013 году.
Старейший строитель на рынке
«Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5) была одним из крупнейших и старейших генподрядчиков по строительству жилья в Москве и Подмосковье. В 2013 году оборот компании, по словам основного владельца компании Обида Ясинова ( 63,5% ), превысил 20 млрд руб., а общий размер кредиторской задолженности — не более 1,5 млрд руб. Чистая прибыль составила 39,9 млн руб.
Впрочем, уже тогда МСМ-5 была загружена только на 50% . Массовых сокращений удавалось избежать лишь благодаря муниципальным заказам, но все равно компания была на грани рентабельности.
МСМ-5, будучи одной из старейших компаний на рынке, сегодня, по сути, растеряла былой вес и больше не может похвастаться прежним портфелем строительных заказов, рассказывал РБК топ-менеджер одной из девелоперских компаний.
В марте 2015 года на собрании акционеров МСМ-5 было принято решение выделить в отдельное юрлицо «Управление механизации-9» со всем имущественным комплексом, включая технику, числящуюся на балансе на 1 декабря 2014 года. Сам Обид Ясинов пояснил, что компания остается единой и выделение в отдельное юрлицо никак не повлияет на ее работу.
В середине прошлого года у компании в продаже было не более трех проектов, рассказывала гендиректор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. При этом самым крупным из них был проект «Леоновского парка» в Железнодорожном на 575 квартир. Сам Обид Ясинов уверял, что к концу 2014 года портфель проектов превысит 500 тыс . кв. м, чего, однако, не произошло.
В 2013 году оборот компании, по словам Ясинова, превысил 20 млрд руб., а общий размер кредиторской задолженности — не более 1,5 млрд руб. Чистая прибыль составила 39,9 млн руб. Финансовые итоги за 2014 год еще не раскрывались.
Первый строитель метро
«Московский метрострой» был создан в 1932 году как основной подрядчик строительства Московского метрополитена. В 2010 году 100% «Мосметростроя» купили структуры Владимира Когана, писали «Ведомости». В 2015 году Коган занял 95-е место в списке Forbes с состоянием $0,95 млрд .
В январе 2011 года «Ведомости» писали, что Коган продал «Метрострой» менеджерам компании во главе с гендиректором Евгением Кашиным. В марте 2014 года компанию выкупили основатели «Трансмашхолдинга» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
В сентябре 2014 года компания анонсировала свой первый девелоперский проект в Москве — строительство ЖК бизнес-класса. Тогда же «Ведомости» писали, что почти вся выручка «Мосметростроя» формируется за счет заказов Москвы. Однако в последнее время столичные власти сократили стоимость работ, а время строительства ускорили.
Согласно базе данных СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 19,3 млрд руб., чистая прибыль составила 147,3 млн руб.
Подрядчик департамента капремонта столицы
АО «Дормост», возглавляемое Виктором Карпухиным, с начала февраля находится в стадии банкротства. Сообщение о введении процедуры наблюдения в компании было опубликовано в газете «Коммерсантъ» 9 февраля 2015 года. Председателем совета директоров компании является бывший совладелец крупного инфраструктурного генподрядчика столицы компании ОАО «МИСК».
Согласно последней отчетности компании, в 2013 году подразделениями ОАО «Дормост» работы выполнялись на 24 объектах. При этом основным заказчиком для ОАО «Дормост», как и в предыдущие годы, являлся департамент строительства, департамент капитального ремонта города Москвы и ОАО «МИСК». Выручка компании за 2013 год составила 6,8 млрд руб. против 5,6 млрд руб. в 2012 году. При этом в 2014 году она резко сократилась и составила по итогам трех кварталов лишь 1,3 млрд руб., по данным СПАРК-Интерфакс. Чистая прибыль компании за девять месяцев 2014 года составила 63 тыс . руб. против 1 млн руб. в 2013 году.
Источник: www.rbc.ru