Хранение и публикация учебных и учебно-тематических материалов, все для учебы
Определение лексического значения слова.
(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы
для человека, как талант или даже гениальность.
(15) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (16) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (17) –Меня там ждут. (18) Я спешу! (19) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…
(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.
(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.
(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…
(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:
(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(38) – Сейчас приедет неотложка.
(40) – Как вы себя чувствуете?
(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая
мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.
(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.
(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.
(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
(50) – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. (51) – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (52) Что у кинотеатра делается! (53) Психоз какой-то! (54) А ты побеседуй с этим джентльменом. (55) Приятная компания. (56) Ну, помчалась. (57) Целую!
(58) Неотложка пришла через несколько минут. (59) Возможно, девушка встретилась с врачом гденибудь у лифта. (60) Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить ее в больницу. (61) Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (62) Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (63) Наконец она ушла. (64) А на другой день я узнал, что еще в лифте Полина Ивановна умерла. (По П.Васильеву)
Васильев Павел Александрович(1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.
Сочинение 1[1]
Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искуства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а ее внучка даже не заметела, что бабушка больна.
В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметел, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок.
Таким образом автор призывает нас быть внемательным к людям.
Сразу бросаются в глаза ошибки, бедность речи, речевые недочеты и отсутствие логических связок, а главное – нарушение логики развертывания мысли. Едва ли можно согласиться с предложенным «определением», так что в работе практически отсутствует тезис, который должен подкрепляться аргументами. Кроме того, ученик никак не комментирует, не поясняет свое определение. Первый пример представляет собой пересказ текста без каких бы то ни было пояснений.
Конечно, второй пример «из жизни» явно создан по образу и подобию ситуации, описанной в тексте, однако в нем хотя бы присутствует элемент оценки. (Это был некрасивый поступок.) Таким образом, несмотря на формальное наличие в сочинении отсылок к тексту и к опыту, аргументация в работе крайне слабая. В заключительном предложении автор сочинения вообще забывает о теме, грубо нарушая логику работы.
Попробуем оценить работу по критериям, разработанным специалистами ФИПИ.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | |
С3К1 | Толкование значения слова |
Экзаменуемый дал неверное определение; или: Толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | |
С3К2 | С3К2 Наличие примеров-аргументов |
Экзаменуемый привел пример-аргумент из жизненного опыта | |
С3К3 | С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки | |
С3К4 | Композиционная стройность |
В работе допущены две и более ошибок в построении текста |
Сочинение 2
Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляют нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается черствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для нее удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа.
Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте.
Таким образом, красота человека – это не только яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.
В работе дано определение слова, однако комментарий к нему отсутствует. Подчеркнем, что именно после определения уместно было бы рассуждение о подлинной красоте человека, которая проявляется в его поступках. Допущено нарушение абзацного членения: второе предложение начинает новую мысль. Приведены два примера-аргумента из текста, что позволяет поставить максимум по критерию С3К2. (Учителю следует обратить внимание на то, что в формулировке задания 15.3 говорится об одном аргументе из текста, а втором – из опыта. Однако в критерии С3К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.)
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | |
С3К1 | Толкование значения слова |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но: не прокомментировал его | |
С3К2 | С3К2 Наличие примеров-аргументов |
Экзаменуемый привел два примера-аргумента из прочитанного текста | |
С3К3 | С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | |
С3К4 | Композиционная стройность |
Работа характеризуется смысловой цельностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет |
Сочинение 2
Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чем заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.
Таким образом, привлекательная внешность – далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться черствым, бездушным и даже жестоким.
Именно такой пример мы находим в рассказе П.Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведет себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») дает безжалостную оценку героине.
Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Матрену Григорьеву – героиню рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». На первый взгляд, это ничем не привлекательная пожилая женщина. Однако всю свою жизнь она помогала окружающим, отдавала себя другим без остатка. Не случайно писатель называет ее праведником, то есть человеком, который несет людям добро и правду. В этом ее духовная красота. Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.
Автор сочинения умело «сужает» понятие, рассуждая о подлинной красоте человека, что соответствует идее текста. Помимо определения, приведен комментарий, в котором внешняя красота противопоставлена внутренней.
Первый аргумент приведен из текста, второй – из читательского опыта. Продуманы логические переходы, связки между абзацами. В работе четко просматриваются вступление, основная часть и заключение.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | |
С3К1 | Толкование значения слова |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | |
С3К2 | С3К2 Наличие примеров-аргументов |
Экзаменуемый привел два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта | |
С3К3 | С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | |
С3К4 | Композиционная стройность |
Работа характеризуется смысловой цельностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет |
Итак, какие рекомендации можно дать учителю, работающему в 9-м классе?
— Обратить внимание учащихся на требования к структуре и содержанию сочинения, сформулированные в задании и в критериях
— Можно предложить примерный план сочинения:
Определение лексического значения слова.
Комментарий.
3. Первый пример-аргумент – из исходного текста.
4. Второй пример-аргумент – из опыта (в том числе читательского) или из исходного текста.
Заключение.
— Познакомить учеников с типичными способами формулирования лексического значения слова:
1) описание признаков предмета (понятия):Совесть – это чувство ответственности человека за свое поведение;
2) объяснение слова через однокоренные слова:Доброта – это стремление делать добро окружающим, душевное расположение к людям;
2) объяснение путем перечисления слов-синонимов:Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность;
3) объяснение путем указания на типичные ситуации, в которых проявляется понятие:Человечность проявляется в стремлении помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.
— Подсказать типичные логические переходы, обеспечивающие связь между абзацами.
На наш взгляд, размышление над лексическим значением слова – полезная и интересная работа, которая позволит учащимся продемонстрировать, насколько у них развито умение анализировать исходный текст, выстраивать аргументацию и связно, логично выражать свои мысли.
Home ⇒ Школьные сочинения ⇒ По тексту Васильева Я живу на новостройке (ЕГЭ по русскому). По тексту Васильева Я живу на новостройке (ЕГЭ по русскому). Семья — та крепость, что обязательно защитит, в какой бы ситуации ты ни оказался. А родные люди поддержат и встанут на твою сторону, чтобы показать: ты не один, ты важен, тобой дорожат. В данном для анализа тексте П. А. Васильев ставит проблему отношений между родными людьми. … По тексту Михайлова Чем дольше живу , тем больше поражаюсь тому (ЕГЭ по русскому) Поразительный простор для мысли открывается после прочтения текста Н. Н. Михайлова. В чем смысл жизни? В воплощении в жизнь своих личных мечтаний или же в…
Уродина (1)Я живу в новостройке. (2)За моим домом начинается картофельное поле. телефонизировали. (4)Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
Предложить улучшение
Нашли ошибку в текстах или интерфейсе? Или знаете, как улучшить наши инструменты? Смело отправляте нам свои предложения! Это очень важно для нас!
(2) За моим домом начинается картофельное поле. (3)Наш дом еще не телефонизировали. (4)Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата. (5)Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6)Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7)Однако оказалось. Что вызвать неотложку не так- то просто. (8)То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку. (9)И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10)Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая.
13 острых цитат невероятной Фаины Раневской, которые должна прочитать каждая женщина
Кто не любит Фаину Раневскую, тот просто не знаком с ее творчеством. Второй такой сильной, уверенной и потрясающей женщины просто невозможно найти. Мы в Интересно знать восхищаемся искрометным юмором актрисы и представляем ее избранные цитаты.
1. Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
2. Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
3. Что-то давно мне не говорят, что я бл*дь. Теряю популярность.
4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
5. Если мужчина нравится, покажите ему все, на что вы способны. Выдержит – значит это ваш мужчина!
6. Что толку делать пластическую операцию? Фасад обновишь, а канализация все равно старая!
7. Безусловно женщины умнее мужчин! Нет, ну вы хоть раз слышали, чтобы женщина потеряла голову от красоты мужских ног?
8. Я бы вас послала… Да вижу, вы оттуда!
9. Я заметила, что если не есть хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбой – морда становится меньше, но грустнее.
10. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить…
11. Самое страшное оружие – телефон в руках пьяной женщины…
12. Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.
13. Берегите своих любимых женщин. Ведь пока она ругает, переживает и психует – она любит, но как только начнет улыбаться и равнодушно относиться – ты ее потерял.
Готовое сочинение к новой демоверсии ЕГЭ по русскому языку. Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь. Текст Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! … Готовое сочинение к новой демоверсии ЕГЭ по русскому языку. Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь. Текст.
- https://mykonspekts.ru/2-71618.html
- https://studylib.ru/doc/4312028/urodina—1-ya-zhivu-v-novostrojke.—2-za-moim-domom-nachinae…
- https://interesnoznat.com/vdoxnovenie/13-ostryx-citat-neveroyatnoj-fainy-ranevskoj-kotorye-dolzhna-prochitat-kazhdaya-zhenshhina.html