Является ли кладбище объектом капитального строительства

12 июля 2011 года арбитражный суд Пермского края рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Осинского городского поселения к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании действий, выразившихся в отказе государственной регистрации права собственности, незаконными;…

Строительство в СЗЗ кладбища

Можно ли построить складской комплекс (логистика) на участке, который частично попадает в санитарно защитную зону кладбища? По проекту строительства часть зданий расположена в этой зоне. В нашем случае СЗЗ-300 метров, но она не установлена, т.е. на кадастре ее нет. Но очевидно, что часть участка все таки попадает в эту зону, так как кладбище идёт прямо по границе участка. Откуда в данном случае нужно отсчитывать эти 300 метров? Кадастровых границ у участка под кладбищем также не установлено. Каким НПА руководствоваться?

Доброго времени, Алексей!

В Вашем случае сложно отсчитывать 300метров, поскольку границы участка под кладбищем не установлены… очевидно, что СЗЗ начинается от границ участка под кладбищем. В данном случае, полагаю необходимо обратиться в суд с требованиями к администрации о разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища, обосновывая свои требования необходимостью застройки, но прежде, необходимо обратиться в Управления Роспотребнадзора, о предоставлении информации о санитарно-защитной зоне кладбища (вероятно Вы получите ответ, что СЗЗ не установлена)… По Вашему вопросу есть решение суда:http://sudact.ru/regular/doc/S. В котором приведены необходимые НПА.

Еще вопрос? А нужно ли Вам получать разрешение на строительство? Поскольку в соответствии со ст.51 ГрК РФ:

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
3) строительства на земельном участкестроений и сооружений вспомогательного использования;

Если Вы планируете строительство «складского комплекса» полагаю его можно отнести к типу вспомогательных строений, а следовательно разрешение не потребуется…

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на такие строения осуществляется в соответствии с п.10 ст.40

Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости,

Т.е. Вы беспрепятственно сможете оформить право собственности на данное строение без получения разрешения на строительство, а соответственно и вопрос о СЗЗ не актуален.

Надеюсь, что хоть чем-то помогла…

С наилучшими пожеланиями и уважением, Алина Пучко.

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее — промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. ( п. 3.3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 „Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“

Т.е. в вашем случае, если граница кладбища не установлена, она может быть установлена от полос захоронения.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 санитарно-защитная зона кладбищ, площадью от 10 до 20 га составляет 300 метров, от 20 до 40 га — 500 метров.

Кроме того, согласно СанПиНу 2.1.2882-11

2.8. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

В действительности сведения о СЗЗ в ЕГРН часто отсутствуют. При этом в соответствии с судебной практикой это не означает, что данная зона не была установлена (Обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом ВС РФ 10.04.2013.) Это приводит к легализации существования СЗЗ даже при неуведомлении или неосведомленности собственника участка о наличии обременения.

При таких обстоятельствах, к сожалению, вам вряд ли удастся получить разрешение на строительство складов на таком участке.

Спасибо за ответ, Николай. А не могли бы выслать ссылки на суд практику (номера дел)?

в приведённом Вами обзоре я ничего относящегося к заданному вопросу не увидел

Соглашусь с коллегой, при указанных условиях получить разрешение на строительство будет затруднительно.

Однако согласно п.п. 2-3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение для

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

То есть выходом в Вашей ситуации будет строительство временных быстровозводимых конструкций, не являющихся объектом недвижимости и соответственно не требующих разрешения на строительство.

Отнесение конкретных построек к временным в случае судебного разбирательства производится судом, исходя из имеющихся законодательных и теоретически-практических признаков недвижимости.

В частности, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу № А06-19089/2008 указано, что несмотря на то, что в настоящее время ни один нормативный акт не дает в полной мере определения «временному сооружению», это не означает, что из-за этого нельзя отнести то или иное сооружение к временным конструкциям, исходя из общих требований законодательства, а само по себе наличие в сооружении центрального отопления и водопровода еще не может свидетельствовать о том, что такое сооружение является недвижимой вещью.Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 13.02.2008 по делу № А41-К1-2108/07 также указал, со ссылкой на п. 1 ст. 130 ГК РФ, что создание всякого рода легковозводимых конструкций, легких сборно-разборных сооружений свидетельствует об отсутствии прочной связи таких объектов с землей и возможности их перемещения без ущерба назначению, в связи с чем данные объекты являются некапитальными строениями и не могут быть отнесены к объектам недвижимости: в том числе объекты, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций, торговые ряды… Из всего этого суд делает вывод, что право собственности на данные объекты не подлежит государственной регистрации в порядке ст. 131 ГК РФ, поскольку они не являются объектами недвижимости, т.к. являются постройками, не относящимися к объектам капитального строительства, а также являются объектами вспомогательного использования.

Читайте также:  Положение о капитальном строительстве

Но Вам также необходимо учитывать, что земельный участок, на котором планируется возведение складского комплекса должен иметь соответствующее целевое назначение и вид разрешенного использования (6.0 — Производственная деятельность (Уточненный вид 6.9 – Склады)), иначе можете столкнуться с нецелевым использованием земельного участка.

В частности, ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.

Строительство в СЗЗ кладбища . Можно ли построить складской комплекс (логистика) на участке, который частично попадает в санитарно защитную зону кладбища ? По проекту строительства часть зданий расположена в этой зоне. В нашем случае СЗЗ-300 метров, но она не установлена, т.е. на кадастре ее нет. Но очевидно, что часть участка все таки попадает в эту зону, так как кладбище идёт прямо по границе участка. Откуда в данном случае нужно отсчитывать эти 300 метров? Кадастровых границ у участка под кладбищем также не установлено. Каким НПА руководствоваться? 07 июня 2018, 02:58, Алексей, г. Москва.

Является ли кладбище объектом капитального строительства

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

А50-7979/2011

12 июля 2011 года арбитражный суд Пермского края рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Осинского городского поселения к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании действий, выразившихся в отказе государственной регистрации права собственности, незаконными; обязании устранить допущенные нарушения.

Администрация Осинского городского поселения обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании действия, выразившегося в отказе государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: кладбище площадью застройки 73951,1 кв.м (инвентарный номер 1253), с ограждением и калиткой, расположенное в г.Оса по ул.Южная и земельный участок, разрешенное использование – земельные участки кладбищ площадью 73951,14 кв.м, кадастровый № 59:29:0010522:2, расположенный под ним, незаконным; обязании зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимости.

Учитывая мнение представителей сторон спора, руководствуясь ч.4 ст.137 АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание арбитражного суда 1-й инстанции.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что на государственную регистрацию не было представлено документов, подтверждающих, что кладбище представляет собой имущественный комплекс. Положения Закона № 131-ФЗ не могут однозначно свидетельствовать об отнесении земельного участка, занятого кладбищем, к муниципальной собственности.

Заслушав представителей сторон спора, исследовав представленные по делу доказательства, суд установил фактические обстоятельства дела и пришел к следующим выводам.

02.09.2010 к ответчику обратился представитель муниципального образования «Осинское городское поселение» Осинского муниципального района Пермского края с заявлениями о регистрации права собственности на объекты недвижимости: сооружение — городское кладбище и земельный участок, расположенные по адресу: Пермский край, Осинский район, г. Оса, ул. Южная.

В качестве документов — оснований для регистрации права собственности на городское кладбище заявителем были представлены Закон Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района» от 18.12.2006, выписка из Единого реестра муниципальной собственности Осинского городского поселения на 15.07.2010, акт о приеме-передаче зданий (сооружений) от 08.02.2007 № 20.

Основанием для регистрации права собственности на земельный участок, занятый городским кладбищем, по мнению заявителя, являлся п.3 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее -Вводный закон).

28.01.2011 в государственной регистрации права собственности на сооружение — городское кладбище и земельный участок, расположенные по адресу: Пермский край, Осинский район, г. Оса, ул. Южная, было отказано. Заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Мбу управление капитального строительства и реконструкции инн

Обосновывая свои требования, заявитель указал, что действие ответчика, выразившееся в отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, не соответствует:

— нормам Гражданского кодекса РФ, определяющим отнесение объектов к недвижимым вещам;

— Федеральному закону от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), определяющем кладбище как сооружение, перенос которого невозможен;

— СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», указывающих на возможность реконструкции, проектирования, строительства кладбища, как сооружения, на рекультивацию земельного участка.

Заявитель указал, что отсутствие в его собственности спорного имущества влечет за собой его (заявителя) лишение на получение дополнительных денежных средств в бюджет Осинского городского поселения.

В силу п. 1 ст. 4 Закона о регистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно ст. 130 ГК РФ, ст. 1 Закона о регистрации прав к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.

Критерии, которым должен соответствовать объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей с учетом положений ст. 130 ГК РФ следующие:

— объект должен обладать полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;

— обладать полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;

— невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

На государственную регистрацию был представлен кадастровый паспорт сооружения от 24.08.2010, из которого следовало, что городское кладбище как сооружение включает в себя ограждение, калитки.

Согласно информации из технического паспорта на домовладение (строение) нежилого назначения от 30.08.2010 № 314 ограждения являются дощатыми, а калитки представляют из себя металлические столбы. В отличие от зданий, строений и сооружений ограждение (забор) не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Материалы, из которых изготовлено ограждение, при их переносе не теряют качества, необходимые для его дальнейшего использования. Ограждение имеет вспомогательное значение.

В силу ст. 4 ФЗ Закона о погребении места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Следует отметить, что Закон о погребении регулирует отношения, связанные с погребением умерших, устанавливая определенные гарантии, связанные с погребением, но не регулирует при этом вопросы отнесения тех или иных объектов к объектам недвижимости, в частности, об отнесении кладбища к объектам недвижимости.

Невозможность сноса мест погребения (и кладбища) продиктована соблюдением санитарно-экологических требований, а не невозможностью его перемещения без причинения несоразмерного ущерба его назначению.

Санитарными правилами регулируются вопросы, связанные с предъявлением к местам погребения гигиенических требований. Ссылки заявителя на СанПин 2.1.1279-03 при определении кладбища как объекта недвижимости несостоятельны.

Из санитарных норм, норм градостроительного законодательства следует, что застройка кладбища предполагает выбор земельного участка, подготовку проекта строительства данного объекта, планировку кладбища — разделение земельного участка на соответствующие зоны: входная зона; зона траурных церемониалов, где размещаются здание траурных гражданских обрядов (крематорий) или площадка для проведения траурных церемоний; административно-хозяйственная зона, в рамках которой размещаются административно-бытовое здание, гравировальная мастерская, котельная, материальный и инвентарный склады; зона захоронений — подготовка площадей под захоронения; зеленая защитная зона — благоустройство кладбища (озеленение, дорожки).

Таким образом, кладбище как объект недвижимости можно рассматривать только как сложную вещь (как имущественный комплекс), в состав которой входят здания, заборы, ограждения, дороги, земельный участок.

В рассматриваемом споре городское кладбище представляет территорию земельного участка, огороженную забором (ограждением), имеющим калитки — вход на территорию кладбища. Возможность отнесения ограждения, калитки к самостоятельным объектам недвижимости решается с учетом технических характеристик, обстоятельств создания и целевого назначения вещи, возведенной на земельном участке.

Материалами дела не подтверждается, что кладбище является объектом недвижимого имущества применительно к ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

В регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено городское кладбище, заявителю было отказано в связи с отказом в регистрации права собственности на кладбище, т.е. ввиду отсутствия объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности поселению, на указанном земельном участке (п. 3 ст. 3.1 Вводного закона).

Основаниями для государственной регистрации прав согласно п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Читайте также:  Муниципальное казенное учреждение управление капитального строительства

Согласно п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Нормы Закона о погребении и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь свидетельствуют о возможности нахождения в муниципальной собственности имущества, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, но однозначно не относят земельные участки, на которых размещены кладбища, к муниципальной собственности.

Из представленных на регистрацию документов, не следовало, что кладбище относится к объектам недвижимости, иных объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Осинскому городскому поселению, на истребуемом земельном участке не имеется. Земельный участок, занятый кладбищем, не может быть отнесен в силу закона к собственности указанного поселения. Заявитель пояснил, что на территории кладбища расположено здание церкви. Здание церкви заявителю на праве собственности не принадлежит, иного не доказано (ст.65 АПК РФ).

Таким образом, государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, в силу закона невозможна.

Поскольку заявителем не были представлены документы, свидетельствующие о возникновении права поселения на земельный участок по основаниям, указным в п.3 ст. 3.1 Вводного закона, в государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище, было отказано.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на сооружение — кладбище не свидетельствует о невозможности его использования в качестве движимого имущества (владения, пользования и распоряжения им).

В силу п. 10 Вводного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В связи с вышеизложенным, обжалуемые действия ответчика, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности, не нарушают прав и законных интересов заявителя. Отсутствие государственной регистрации права собственности на кладбище не влечет невозможность исполнения заявителем полномочий, предоставленных Законом о погребении, в том числе деятельности по содержанию общественных кладбищ, определение размера бесплатного предоставляемого земельного участка для размещения места погребения и его предоставление (последнее не является полномочием по распоряжению земельным участком, для совершения которого необходима государственная регистрация прав на земельный участок, поскольку в силу Закона о погребении бесплатное предоставление земельного участка является гарантией осуществления погребения).

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.110, 167, 171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

Администрация заказала поставить на учет как ОКС кладбище … Подготовка технических планов в отношении линейных объектов строительства . Цена договорная. Подготовка проекта межевания территории. … Кладбище в целом это не окс , а работников ФКП надо расстреливать за такие постановки и инженеров дисквалифицировать. Мне вот интересно на основании каких док-ов будете ставить площадной объект в виде сооружения. Если на основании выписки из реестра МИ, то и главу района под расстрел.

проектировние кладбища

Обращаюсь ко всем кто сталкивался с столь специфичным процессом.
1. к какому виду относится данная документация?.на объект капитального строительства не похоже так как на территории кладбища максимум 2 эт. нежилые постройки больше даже похоже на проект планировки территории но тоже нет уверености.
2. какую экспертизу проходят подобные проекты?
3. примерный состав проекта (нашел в украинском ДБНе на украинском языке но как говорится его же к делу не пришьешь)?

Кладбища это наверное больше благоустройство!? Это ведь территория, обнесенная забором, с водопроводом, подьездами, дорожками и т.д..
П.С. Я лично не сталкивался, у меня кориш член общества или ассоциации КЛАДБИЩ и КРЕМАТОРИЕВ РФ. Ученый муж, своего рода. Кандидат наук. Кладбища и крематории это не плохое коммерческое мероприятие, поэтому есть ассоциация или общество.

Объектами кадастрового учета ( объектами недвижимости) являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре); при этом Закон о кадастре для целей постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет не предусматривает классификацию сооружений на основные и вспомогательные. … В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление…

Источники
  • https://pravoved.ru/question/2018286/
  • https://ac50.livejournal.com/18701.html
  • https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=45023

Рейтинг
Загрузка ...