Является ли подземный водопровод объектом капитального строительства

Новые критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Регуляторная гильотина.Объекты НВОС III категории. Объектов водопользования, недропользования, строительства. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398

Перечень наиболее часто задаваемых вопросов и ответы на них (Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений )

Вопрос: Кем выдаются разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами? В чьей компетенции находится выдача указанных разрешений в отношении площадей и объектов расположенных на территории субъекта Российской Федерации, сопредельных субъектов Российской Федерации, сопредельных федеральных округов, континентального шельфа Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами» и приказом Роснедр от 01.06.2010 № 546 «О разграничении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений», указанные разрешения выдаются:

1. Центральным аппаратом Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

2. Региональными департаментами Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях двух или более субъектов Российской Федерации одного федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента Роснедр, а также по объектам, строительство которых намечается на территориях федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента, не входящих в сферу деятельности отделов регионального департамента Роснедр или территориальных управлений Роснедр;

3. Территориальными управлениями Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности соответствующих территориальных управлений Роснедр.

Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми документами регламентируются вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами?

Ответ: Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, являются:

1. Закон Российской Федерации «О недрах» (п.5 ч. 1 ст. 22, п.10 ч. 1 ст. 23, ст. 25).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 36, 51, 55).

3. Федеральный Закон № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 9, 16.1, 20, 22).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.13, 222).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.3, 7.4, 8.17, 9.4, 9.5, 9.5.1).

6. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.

7. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами.

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на застройку площадей полезных ископаемых и перечнем документов, необходимых для получения указанного разрешения?

Ответ: Порядок подачи заявления на получение разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых и перечень прилагаемых к указанному заявлению документов приведены в «Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений». Данный регламент размещен в открытом доступе для ознакомления и получения копий на интернет-сайте Роснедр (http://www.rosnedra.com/article/3312.html).

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, и перечнем необходимых для получения указанного разрешения документов?

Ответ: Порядок подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами и перечень прилагаемых к указанному заявлению документов приведены в «Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами». Данный регламент размещен в открытом доступе для ознакомления и получения копий на интернет-сайте Роснедр (http://www.rosnedra.com/article/4389.html).

Вопрос: Каким документом в настоящее время регламентируется порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного или капитально отремонтированного объекта, связанного с пользованием недрами? Кто должен выдавать указанное разрешение?

Ответ: Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 данной статьи непосредственная выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом власти, выдавшим разрешение на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта.

Вопрос: Кому могут быть выданы разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых? Может ли быть выдано данное разрешение дочернему предприятию, организации-подрядчику или оператору проекта, не являющемуся владельцем лицензии на право пользования недрами?

Ответ: Указанные разрешения выдаются только непосредственным владельцам лицензий на право пользования недрами и не могут быть выданы иным организациям и предприятиям, осуществляющим какие-либо работы в рамках данного проекта на договорной, подрядной или иных основах.

Вопрос: Требуется ли получение владельцем лицензии на право пользования недрами разрешения на застройку площадей полезных ископаемых в границах его лицензионного участка и горного отвода, предоставленного на основании лицензии на право пользования недрами?

Ответ: В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка, либо горного отвода, площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия, получения разрешения на застройку площадей полезных ископаемых не требуется.

Вопрос: Чем вызвана необходимость получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых? В связи с чем может быть ограничена или запрещена данная застройка?

Ответ: Получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничение, вплоть до полного запрещения, данной застройки, необходимы в целях недопущения возможности негативного взаимовоздействия не связанных между собой рамками целевых назначений объектов, а также различного рода техногенных факторов, сопровождающих функционирование этих объектов.

Вопрос: Выдаются ли Роснедрами разрешения на проектно-изыскательские работы под объекты будущего строительства?

Ответ: Разрешительные функции в отношении проектно-изыскательской деятельности в сфере гражданского и промышленного строительства не входят в компетенцию Роснедр.

Вопрос: На какие виды строительства разрешения выдаются Федеральным агентством по недропользованию?

Ответ: ч. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает пределы компетенции Роснедр в части выдачи разрешений на строительство объектами, «строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ». Возможность выдачи Роснедрами разрешений на строительство каких бы то ни было иных объектов действующим законодательством не предусмотрена.

Вопрос: В каких случаях не требуется получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых?

Ответ: Получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не требуется в следующих случаях:

1. При подтвержденном территориальным органом Роснедр отсутствии под участком предстоящей застройки месторождений полезных ископаемых.

2. В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия.

Вопрос: Каковы особенности застройки площадей залегания полезных ископаемых в пределах распределенного фонда недр, в числе линейно протяженными объектами — трубопроводами различного назначения, автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач и т.п.?

Ответ: На основании п.5 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах) любая застройка площадей залегания полезных ископаемых на участках распределенного фонда недр, вне зависимости от вида, категории и целевого назначения объекта строительства, должна быть в обязательном порядке согласована с владельцами находящихся на указанных участках горных отводов, предоставленных на основании лицензий на право пользования недрами.

Вопрос: Возможна ли выдача разрешений на строительство скважин различного назначения для целей поисков разведки и добычи углеводородного сырья на основании привязки планируемых к строительству скважин к уже имеющимся утвержденным индивидуальным или групповым рабочим проектам на бурение скважин, как то предусматривается п.п. 2.2.2 и 2.2.3 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56.

Ответ: Да, возможна.

Вопрос: Требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта построенного (реконструированного, капитально отремонтированного) на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления после 1 января 2009 года. Как быть в этом случае?

Ответ: Частью 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что «разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом». На этом основании и с учетом части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, являющееся в настоящее время федеральным органом управления государственным фондом недр, обладает, совместно с его территориальными органами, исключительными правами и всеми необходимыми полномочиями по выдаче указанных разрешений.

Вследствие этого, любые разрешения на осуществление строительных работ, связанных с пользованием недрами, выданные какими-либо иными органами после даты делегирования Роснедрам вышеуказанных прав и полномочий (начиная с 01.01.2009 года), могут быть признаны недействительными, а осуществляемая на основании этих разрешений деятельность будет рассматриваться как незаконная.

Читайте также:  Помощник директора по капитальному строительству

На этом основании в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию подобного рода объекта будет отказано.

Вопрос: Требуется ли получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации объектов, связанных с пользованием недрами, если лицензией ее владельцу предоставлено право на проведение буровых работ, создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о градостроительной деятельности?

Ответ: Не требуется (ст. 9, 16.1 и 22 Федерального Закона № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

Вопрос: Какие объекты следует относить к категории связанных с пользованием недрами?

Ответ: В качестве объектов, связанных с пользованием недрами, следует понимать любые, находящиеся в пределах не подлежащих действию, либо установлению градостроительных регламентов территорий (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), промышленные, технологические и инфраструктурные объекты основного и вспомогательного назначения (в том числе объекты хозяйственно-бытового назначения и линейные коммуникации), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию которых предусматриваются утвержденной проектной документацией (технологическими схемами, проектами обустройства и т.п.) в целях обеспечения осуществления владельцами лицензий максимально эффективного и рационального пользования недрами в соответствии с условиями лицензионных соглашений.

Вопрос: Кем и за счет каких средств в настоящее время выполняются геологоразведочные работы по поискам месторождений нефти и газа?

Ответ: В настоящее время практически весь объем геологоразведочных работ на углеводородное сырье финансируется из негосударственных источников и выполняется предприятиями организациями негосударственного сектора экономики в соответствии лицензиями на право пользования недрами. За счет средств федерального бюджета Роснедрами, в рамках государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, осуществляются лишь незначительные объемы региональных сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нераспределенном фонде недр, с задачами определения общих перспектив нефтегазоносности новых слабоизученных территорий. Основная часть этих работ сконцентрирована в пределах Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа Российской Федерации.

Вопрос: Каковы возможности и перспективы использования нетрадиционных методов и технологий поисков месторождений полезных ископаемых при выполнении работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы?

Ответ: Федеральное агентство по недропользованию не считает возможным использовать для целей воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также рекомендовать к внедрению различного рода разработки, в основу которых положены гипотетические природные явления, не нашедшие какого-либо подтверждения в результате экспериментальных исследований. В то же время не существует каких-либо ограничений на использование субъектами предпринимательской деятельности указанных разработок в инициативном порядке, либо на договорной основе, при проведении геологоразведочных работ за счет негосударственных источников финансирования.

Вопрос: Являются ли гидрогеологические скважины, проходка которых осуществляется при геологическом изучении недр объектами капитального строительства?

Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства.

Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть 1 подпункта «в» пункта 9) определено, что при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проектная документация в виде проекта водозабора.

Вопрос: Какие документы и в каких случаях должны прилагаться к проектной документации при согласовании проектов разработки месторождений подземных вод или использования недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых?

Ответ: К заявлению пользователя должны прилагаться копии:

— лицензии на пользование недрами;

— заключения государственной экспертизы запасов или геологической информации о предоставленном в пользование участке недр;

— в случае, если на согласование представлен проект водозабора или строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки, размещения отходов производства и потребления; захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов — заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

— в случае, если объект недропользования находится в пределах внутреннего моря, континентального шельфа, Мирового океана, на площади особо охраняемой природной территории или связан с размещением (захоронением) отходов — заключения государственной экологической экспертизы;

— в случае, если объект недропользования относится к опасным производственным объектам — заключение экспертизы промышленной безопасности.

А вот кабельные линии связи относятся к движимым объектам . Такой вывод следует из пункта 5 постановления Правительства РФ от 11.02.05 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи». В нем говорится, что госрегистрации подлежат объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Это кабельные канализации, наземные и подземные сооружения, а также кабельные переходы. Что касается самих кабельных линий, то их регистрировать не нужно. Следовательно, они являются движимыми объектами , и в отношении них применяется льгота.

Возможные последствия отнесения к объектам НВОС объектов водопользования, недропользования и строительства

С 01.01.2021 вступили в силу новые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий (критерии обновлены в рамках «регуляторной гильотины»). В статье рассмотрим возможные последствия отнесения к объектам НВОС III категории объектов водопользования, недропользования и строительства.

Напомним, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[1]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

До 01.01.2021 действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

С 01.01.2021 в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Критерии № 1029 отменены[2] — на смену им пришли Критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии № 2398).

К сведению

Данное Постановление, разработанное в рамках реализации «регуляторной гильотины», должно было сокращать объем полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора. Вместо этого Постановление содержит положения, существенно расширяющие обязанности физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, полномочия надзорного органа.

За исключением п. 6, Критерии № 2398 практически дословно, не считая корректировок точечного характера, повторяют Критерии № 1029.

Новые объекты НВОС III категории

Пунктом 6 Критериев № 2398 к объектам НВОС III категории отнесены объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность:

1) на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ «О недрах», при этом такие объекты не указаны в разделах I, II и IV Критериев № 2398 (далее — объекты недропользования);

2) с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ, при этом такие объекты не указаны в разделах I и II и не соответствуют критериям, установленным в разделе IV Критериев № 2398 (далее — объекты водопользования);

3) по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев (далее — объекты строительства). Объекты капитального строительства с продолжительностью строительства менее 6 месяцев отнесены к объектам IV категории (п. 11 Критериев № 2398);

4) по добыче подземных вод (далее — объекты добычи подземных вод), за исключением объектов исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут., которые отнесены к объектам IV категории (п. 10 Критериев № 2398).

Обратите внимание

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории (оказывающим незначительное НВОС) потребует постановки таких объектов на государственный учет (см. ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

При этом открытыми остаются следующие вопросы:

• какие объекты подлежат постановке на учет;

• в какие органы государственной власти представлять заявку о постановке на учет;

• в какие сроки объекты недропользования, водопользования и строительства должны быть поставлены на государственный учет;

• как природопользователям после постановки объектов на государственный учет выполнить вытекающие из этого обязанности по внесению платы за НВОС, разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и подаче соответствующего отчета?

Объекты недропользования

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица[3].

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на недропользование федерального или местного значения, которая выдается на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты, в отношении которых оформлены лицензии на недропользование. В зависимости от вида лицензии заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора (федеральная лицензия на недропользование);

• орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — ОИВС РФ; региональная лицензия на недропользование).

Объекты водопользования

Объекты водопользования — это водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ (далее — ВК РФ).

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• забора (изъятия) водных ресурсов;

• использования акватории водных объектов;

• производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

• создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих и стационарных платформ, искусственных островов и др.

Читайте также:  Реконструкция это капитальное строительство

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты водопользования, на которые оформлены договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением объектов хозяйственной деятельности, осуществляющих сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и оформивших ранее свидетельства о постановке на государственный учет объектов НВОС.

Извлечение
из ВК РФ

Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
[…]

Подавляющее большинство договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование оформляются ОИВС РФ. Соответственно, заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора в случае, если право пользования водным объектом было оформлено в территориальном органе Росводресурсов;

• в ОИВС РФ — во всех остальных случаях.

Объекты строительства

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется строительство объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

Словарь

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, на государственный учет объектов НВОС должен быть поставлен любой объект капитального строительства. Кто должен будет поставить строящийся объект на государственный учет — заказчик, застройщик, технический заказчик?

Кроме того, постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ). Как совместить требования Федерального закона № 7-ФЗ и Критериев № 2398, непонятно.

При этом совершенно ясно, что заявку о постановке на учет строители понесут в ОИВС РФ, поскольку разрешения на строительство, разрешения на возведение ограды вокруг объекта строительства и др. оформляют службы субъекта РФ.

Объекты добычи подземных вод

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче подземных вод, за исключением деятельности на объектах исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании лицензий на недропользование.

При добыче подземных вод более 500 м 3 /сут. лицензия на недропользование оформляется в территориальном органе Роснедр. Соответственно, заявка о постановке на учет подается в территориальный орган Росприроднадзора.

Таким образом, большая часть заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет будет подаваться в ОИВС РФ, существенно меньшая часть — в территориальный орган Росприроднадзора. Знают ли субъекты РФ о резком увеличении для них объема государственных услуг по постановке объектов НВОС на государственный учет?

Подача заявки о постановке на учет

Порядок представления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (в ред. от 27.09.2016).

Для объектов недропользования, водопользования и строительства, отнесенных Критериями № 2398 к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС в процессе использования природных ресурсов и строительства, невозможно использовать Правила и форму заявки, которые относятся к объектам хозяйственной деятельности. Когда будут разработаны и выпущены новые документы, создан и отлажен новый государственный реестр объектов НВОС, в который необходимо будет заносить сведения об объектах недропользования, водопользования и строительства, не уточняется.

Обратите внимание

Пункт 38 Правил запрещает требовать от заявителя представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении:
• государственных органов, предоставляющих государственные услуги;
• иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Единый фонд геологической информации о недрах (см. ст. 27 Закона № 2395-1) является федеральной государственной информационной системой и содержит геологическую информацию о недрах, имеющуюся:

• в федеральном фонде геологической информации;

• фондах геологической информации субъектов РФ;

• организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях.

Все сведения о водных объектах и об их использовании содержатся в государственном водном реестре (см. ст. 31 ВК РФ). Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам.

Основная информация об объектах строительства содержится в нижеперечисленных государственных информационных системах:

• Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН);

• Информационная система по объектам недвижимости;

• Единая информационная система жилищного строительства;

• портал «Объекты инвестиций и строительства в РФ» (и аналогичные региональные порталы).

Таким образом, вся информация об объектах недропользования, водопользования и строительства уже систематизирована в государственных информационных системах, т.е. государственные органы, отвечающие за постановку объектов НВОС на учет, смогут получить необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия.

Плата за НВОС

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, осуществляется при ведении государственного учета объектов НВОС (п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ). Следовательно, после постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны вносить плату за НВОС.

Вот только платными видами НВОС являются (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, природоохранное законодательство не определяет водопользование, недропользование и строительство как виды НВОС и не предусматривает внесение платы за НВОС в этой части.

Производственный экологический контроль

После постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны разработать программу ПЭК и ежегодно представлять отчет о результатах ПЭК. Существующие требования к программе ПЭК и форма ежегодного отчета не позволяют недропользователям, водопользователям и строителям реализовать эту обязанность.

Сроки постановки на учет

Напомним, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет до 01.01.2017 — это было предусмотрено п. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ[4]. Для объектов недропользования, водопользования и строительства какие-либо сроки постановки на учет отсутствуют. Следовательно, дедлайн в этом вопросе для таких объектов не наступает никогда, в связи с чем возможность распространить на них вновь возникшие отношения вызывает сомнения.

Нерадужные перспективы

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС, вызовет очередной громкий скандал с участием Минприроды России.

Отсутствует какая-либо логика в отнесении поголовно всех объектов недропользования, водопользования и строительства к объектам НВОС, поскольку большая часть объектов будет регистрироваться ОИВС РФ, а Минприроды России вместе с Росприроднадзором будут ни при чем.

Постановка на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства потребует единовременных расходов в несколько сотен миллионов рублей на создание и отладку нового государственного реестра объектов НВОС. В то же время Минприроды России отмечает, что все эти объекты оказывают незначительное НВОС.

Минприроды России придется существенно откорректировать Федеральный закон № 7-ФЗ, предложив измененную версию Правительству РФ для внесения в Государственную Думу РФ. Также Минприроды России должно будет разработать или откорректировать Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, форму заявки о постановке объектов недропользования, водопользования и строительства на государственный учет и многие другие нормативные правовые акты.

Вся эта деятельность будет вызывать законный интерес: почему вместо сокращения объема полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора, предусмотренного «регуляторной гильотиной», Минприроды России лоббирует существенное расширение обязанностей для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, усиление государственного экологического надзора.

[1] Пункт 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] См. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» (в ред. от 30.12.2020).

[3] Статья 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 08.12.2020; далее — Закон № 2395-1).

[4] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проблематика строительства , реконструкции и эксплуатации линейных объектов имеет свои особенности в земельном и градостроительном праве начиная от определения линейного объекта и его видов и заканчивая вопросами подготовки к строительству указанных объектов . В различных законодательных актах неоднократно предпринимались попытки дать определение «линейного объекта », в котором были бы отражены критерии признания объекта линейным.

Росреестра от 15.07.2019 N 14-06924-ГЕ/19 (вместе с Минэкономразвития России от 13.05.2019 N Д23и-15587 «О рассмотрении обращения»)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 13.05.2019 N Д23и-15587 по вопросам применения норм действующего законодательства, возникающих в процессе оформления прав на объекты недвижимого имущества, входящие в Единую систему газоснабжения, и занимаемые ими земельные участки.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 2019 г. N Д23и-15587

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно обозначенных в обращении вопросов по применению норм действующего законодательства, возникающих в процессе оформления прав на объекты недвижимого имущества, входящие в Единую систему газоснабжения, и занимаемые ими земельные участки, в пределах компетенции сообщает.

Читайте также:  Гост объекты капитального строительства

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, учитывая, что координация и контроль за деятельностью органов регистрации прав, обеспечение соблюдения органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), разработка и издание методических материалов для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) отнесено к компетенции Росреестра, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Относительно позиции ПАО по толкованию положений части 4 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в совокупности с положениями Закона N 218-ФЗ, согласно которой тот факт, что права, в частности ПАО, на линейные объекты, расположенные на планируемых к изъятию земельных участках, возникли до 1 апреля 2015 г., подтверждается как сведениями, содержащимися в ЕГРН, так и в случае их отсутствия в ЕГРН — иными документами, в том числе правоустанавливающими (правоподтверждающими), принятыми до 1 апреля 2015 г.

По общему правилу согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданского кодекса) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с частями 3 — 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ:

государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества;

государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН;

государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

При этом в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ:

права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (то есть до 31 января 1998 г., далее — Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН; государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (часть 1);

права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН; государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).

Таким образом, положениями пунктов 1, 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ прямо установлено, что государственная регистрация на объект недвижимости не требуется только, если права на него возникли до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ или в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав). Соответственно, принимая также во внимание пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса, право на объект недвижимости, созданный после вступления в силу Закона N 122-ФЗ, возникает с момента его государственной регистрации.

Учитывая изложенное, указанная выше позиция может быть поддержана только в отношении линейных объектов, права на которые возникли до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ (то есть до 31 января 1998 г.) или в силу закона.

Дополнительно для сведения отмечаем, что решения судов по конкретным делам не являются источниками права, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Относительно направления в адрес Росимущества и Росреестра поручения о неправомерности предъявления «избыточных» требований при предоставлении в аренду земельных участков и государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на них, исходя из приложенных к обращению документов, полагаем возможным отметить следующее.

Территориальными органами Росреестра и филиалами ФГБУ «ФКП Росреестра» с 2013 года проводятся работы по верификации сведений ЕГРН (до 1 января 2017 г. — Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости), в том числе в части привязки зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства к земельным участкам.

Вместе с тем, учитывая положения пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), при невозможности однозначно установить факт нахождения объекта капитального строительства в пределах конкретного земельного участка, принимая во внимание часть 5 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке может быть установлено только посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. По результатам проведения кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства оформляется технический план, который в силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. (При этом, с 1 января 2017 г. технический план должен быть подготовлен по форме и в соответствии с требованиями к его подготовке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953.)

В свою очередь, необходимо отметить, что, как следует из приложенных к обращению материалов, а также по информации Росреестра, в протоколе, на который имеется ссылка в обращении, речь идет о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в порядке пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, занимаемые, в том числе, объектами федеральных энергетических систем, осуществляется в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса).

В случаях, когда технический учет объектов недвижимости осуществлялся до вступления в действие указанных выше норм путем подготовки технических паспортов на объекты недвижимого имущества, в соответствии с установленными на тот момент требованиями нормативных актов привязка объектов к земельным участкам не требовалась.

В связи с изложенным ПАО полагает, что основания для истребования документов, подготовленных в соответствии с действующим законодательством, в которых отражена взаимосвязь объектов недвижимого имущества с земельным участком (технический план), отсутствуют. Для подтверждения нахождения объекта на конкретном земельном участке может быть представлена землеустроительная документация, подготовленная в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве».

Более того, согласно Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 (далее — Перечень) для предоставления в аренду земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, требуется только представление собственником сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

В этой связи Департамент недвижимости полагает необходимым отметить, что мнение ПАО об отсутствии необходимости предоставления документов, подготовленных в соответствии с действующим законодательством, в которых отражена взаимосвязь объектов недвижимого имущества с земельным участком (технический план), учитывая положения пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса и Перечня, может быть применено только в отношении процедуры предоставления земельного участка, в то время как для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо предоставление документов, соответствующих по форме и (или) содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, действующего на дату ввода в эксплуатацию объекта.

При этом, обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Относительно требований по оформлению прав на земельные участки под линейными объектами в виде полосы по всей длине объекта отмечаем.

В письме от 4 марта 2016 г. N 6013-ПК/Д23и (размещено в информационно-справочных системах в сети «Интернет», в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс») отражено мнение Минэкономразвития России по вопросу оформления прав на объекты, состоящие из подземных и наземных конструктивных элементов, которое исходит из особенностей создания отдельных видов объектов и применяется в отношении объектов, конструктивные элементы которых размещаются одновременно на земной поверхности и под ней. В частности, при оформлении прав на подобные объекты, создаваемые с применением технологии горизонтально-направленного бурения, необходимо учитывать, что размещение подземных элементов таких сооружений осуществляется без использования земной поверхности и снятия почвенного покрова. Это позволило сделать вывод, что необходимость оформления прав на земельные участки, под поверхностью которых расположены сооружения или их конструктивные элементы, в том числе сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, земельным законодательством не предусмотрена.

По мнению Департамента недвижимости, указанная позиция применима в случае оформления прав на любое линейное сооружение, состоящее из подземных и наземных частей, а также линейное сооружение, состоящее из надземных и наземных частей.

При этом следует отметить, что отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под (над) поверхностью которых размещены сооружения или их части, на период строительства таких сооружений не освобождает от необходимости оформления прав на земельные участки, предназначенные для размещения наземных частей таких сооружений.

В случае осуществления строительства сооружений, состоящих из подземных (надземных) и наземных конструктивных элементов, с использованием наземной части всех земельных участков, на которых располагается такое сооружение, необходимо оформление документов на право пользования такими земельными участками на период осуществления строительства вплоть до ввода в эксплуатацию сооружений. В данном случае отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под (над) поверхностью которых расположены части сооружения, будет относиться к периоду эксплуатации таких сооружений.

Вопрос: Являются ли гидрогеологические скважины, проходка которых осуществляется при геологическом изучении недр объектами капитального строительства ? Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства . Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод?

Источники
  • https://www.rosnedra.gov.ru/article/4504.html
  • https://www.profiz.ru/eco/2_2021/kriterii-2398/
  • https://legalacts.ru/doc/pismo-rosreestra-ot-15072019-n-14-06924-ge19-o-napravlenii-pisma/

Рейтинг
Загрузка ...