Здесь рассматриваются наиболее часто встречающиеся ситуации связанные с недвижимостью. Рубрика вопрос – ответ. Отвечают юристы.
Категории автомобильных дорог и улично-дорожной сети по ФЗ и СП
Разделение дорог по категориям рассмотрено в следующих нормативных документах:
- автомобильные дороги в соответствии с ФЗ-№257 от 08.11.2007 , ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012;
- улично-дорожная сеть в соответствии с СП 42.13330.2016.
Согласно статье 3 п.1 ФЗ-№257 от 08.11.2007:
п.1. автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Согласно разделу 3 СП 34.13330.2012:
п.3.3 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
п.3.9 категория автомобильной дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Согласно разделу 3 СП 42.13330.2016:
п.3.37. улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
п.3.36. улица, площадь: Территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города.
Рассмотрим деление автомобильных дорог и улично-дорожной сети по категориям.
Категории автомобильных дорог
Согласно статье 5 п.18 ФЗ-№257 от 08.11.2007:
18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно данному постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»:
п.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:
а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
п.3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007.
-
-
- Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
- Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
- Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
п.5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.
Приложение пост. Прав. РФ №767 от 28.09.2009.
Приложение к Правилам классификации
автомобильных дорог в РФ и их отнесения
к категориям автомобильных дорогПараметры элементов автомо-бильной дороги
Класс автомобильной дороги
скоро-
стная автомо- бильная
дорогаобычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)
Категории автомобильной дороги
1.Общее число полос движения, штук
2.Ширина полосы движения, м
3. Ширина обочины
(не менее), м4. Ширина раздели-тельной полосы, м
5. Пересе- чение с автомо-бильными дорогами
в разных уровнях
в разных уровнях
допу-скается пере-сечение
в одном уровне с автомо-
биль-ными дорогами со свето-форным регули-
рова-нием не чаще чем через 5 км6. Пересе- чение с железными дорогами
в разных уровнях
в разных уровнях
в разных уровнях
в разных уровнях
в разных уровнях
в разных уровнях
7. Доступ к дороге с примы- кающей дороги в одном уровне
не допус-
каетсядопу-скается не чаще
чем через 5 кмдопу-скается не чаще чем через 5 км
8. Макси-мальный уровень загрузки дороги движе-нием
1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра — для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра — для дорог III, IV и V категорий.
2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).
3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.
4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.
Согласно разделу 4 и 5 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*:
(Данный свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся , реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.)
Категории автомобильных дорог (ГОСТ 33382) в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.
Категория автомобильной дороги
Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут
IБ
(скоростная дорога)1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1.
2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика.
Количество и размеры параметров элементов автодороги в зависимости от ее категории приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 — Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории
Параме-тры элементов автодо-роги
Общее число полос движения, шт.
4 и более в каждом напр-авлении
4 и более в каждом напра-влении
Ширина полосы движения, м
Ширина обочины, м, не менее
Ширина раздели-тельной полосы, м
Пересе-чение с автодо-рогами
В разных уровнях
В разных уровнях
Допускается в одном уровне с автодорогами со светофорами не чаще чем через 5 км
Пересе-чение с желез-ными дорогами
В разных уровнях
В разных уровнях
В разных уровнях
В разных уровнях
В разных уровнях при пересечении трех или больше железно-дорожных путей
В разных уровнях при пересечении трех или больше железно-дорожных путей
Доступ к дороге с примыка-ющей дороги в одном уровне
Допу-скается не чаще чем 10 км
Допу-скается не чаще чем через 5 км
Допускается не чаще чем через 5 км
Категории улично-дорожной сети
Согласно разделу 11 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
п.11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1.
Категории улиц и дорог городов
Категория дорог и улиц
Основное назначение дорог и улиц
Магистральные городские дороги:
1-го класса — скоростного движения
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и жилыми районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения.
Доступ транспортных средств через развязки в разных уровнях.
Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами всех категорий — в разных уровнях.
2-го класса — регулируемого движения
Транспортная связь между районами города, выходы на внешние автомобильные дороги.
Проходят вне жилой застройки. Движение регулируемое.
Доступ транспортных средств через пересечения и примыкания не чаще, чем через 300-400 м.Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами всех категорий — в одном или разных уровнях.
Магистральные улицы общегородского значения:
1-го класса — непрерывного движения
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами.
Обеспечивают безостановочное непрерывное движение по основному направлению.
Основные транспортные коммуникации, обеспечивающие скоростные связи в пределах урбанизированных городских территорий.
Обеспечивают выход на автомобильные дороги.Обслуживание прилегающей застройки осуществляется с боковых или местных проездов.
Пропуск всех видов транспорта.
2-го класса — регулируемого движения
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на внешние автомобильные дороги.
Транспортно-планировочные оси города, основные элементы функционально-планировочной структуры города, поселения.
Пропуск всех видов транспорта. Для движения наземного общественного транспорта устраивается выделенная полоса при соответствующем обосновании.
Пересечение с дорогами и улицами других категорий — в одном или разных уровнях.
3-го класса — регулируемого движения
Связывают районы города, городского округа между собой.
Движение регулируемое и саморегулируемое.
Пропуск всех видов транспорта. Для движения наземного общественного транспорта устраивается выделенная полоса при соответствующем обосновании.
Магистральные улицы районного значения
Транспортная и пешеходная связи в пределах жилых районов, выходы на другие магистральные улицы.
Обеспечивают выход на улицы и дороги межрайонного и общегородского значения.
Движение регулируемое и саморегулируемое.
Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами в одном уровне.
Улицы и дороги местного значения:
— улицы в зонах жилой застройки
Транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.
— улицы в общественно-деловых и торговых зонах
Транспортные и пешеходные связи внутри зон и районов для обеспечения доступа к торговым, офисным и административным зданиям, объектам сервисного обслуживания населения, образовательным организациям и др.
— улицы и дороги в производственных зонах
Транспортные и пешеходные связи внутри промышленных, коммунально-складских зон и районов, обеспечение доступа к зданиям и земельным участкам этих зон. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части.
Пешеходные улицы и площади
Благоустроенные пространства в составе УДС, предназначенные для движения и отдыха пешеходов с обеспечением полной безопасности и высокого комфорта пребывания. Пешеходные связи объектов массового посещения и концентрации пешеходов.
Движение всех видов транспорта исключено.
Примечания
1. В составе УДС выделяются главные улицы города, являющиеся основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.
2. В зависимости от величины и планировочной структуры городов, объемов движения указанные основные категории улиц и дорог дополняются или применяется их неполный состав.
3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается предусматривать устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта и пешеходов.
4. В исторических городах следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра:
— устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон;
— размещение стоянок автомобилей по периметру этого ядра.
5. Велодорожки как отдельный вид транспортного проезда необходимо проектировать в виде системы, включающей в себя обособленное прохождение, или по УДС.п.11.6 Классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.
Классификация улиц и дорог сельских поселений
Категория дорог и улиц
Основное назначение дорог и улиц
Основные улицы сельского поселения
Проходят по всей территории сельского населенного пункта, осуществляют основные транспортные и пешеходные связи, а также связь территории жилой застройки с общественным центром. Выходят на внешние дороги
Обеспечивают связь жилой застройки с основными улицами
Обеспечивают связи жилых и производственных территорий, обслуживают производственные территории
Обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки
п. 11.7 Проектирование парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах 11.5 и 11.6.
Категория дорог и улиц
Основное назначение дорог и улиц
Дороги предназначены для обслуживания посетителей и территории парка, проезда экологически чистого транспорта, велосипедов, а также спецтранспорта (уборочная техника, скорая помощь, полиция)
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов)
— в составе поперечного профиля УДС
Специально выделенная полоса, предназначенная для движения велосипедного транспорта. Может устраиваться на магистральных улицах общегородского значения 2-го и 3-го классов районного значения и жилых улицах
Капитальный объект значительно сложнее построить и ввести в эксплуатацию. К нему предъявляются повышенные законодательные требования. Кроме того для строительства капитального объекта требуются огромные финансовые инвестиции. … Капитальное строение нельзя взять и перенести на другое место нахождения. Для этого его придётся снести и построить заново в другом месте. … Регистрация некапитального объекта в виде недвижимости является нарушением со стороны владельца. Если для ввода объекта временного строительства в эксплуатацию местные власти требуют регистрацию, это незаконно, их действия можно обжаловать.
Является ли строительство дороги объектом капитального строительства
Несколько лет назад организацией была построена дорога. Неизвестно, был ли соблюден установленный законом порядок строительства дороги. К какому имуществу — движимому или недвижимому, можно отнести дорогу, покрытую цементными плитами? Нужно ли регистрировать право собственности на такую дорогу?
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон об автомобильных дорогах)).
В соответствии со ст. 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, указанным Законом. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются на основании соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (часть 1 ст. 51 ГК РФ).
На основании п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки. Таким образом, для ответа на вопрос, является ли конкретная дорога недвижимым имуществом, необходимо установить, может ли такая дорога быть отнесена к объектам капитального строительства и не является ли она временным сооружением. Для этого следует оценить назначение этой дороги, наличие у нее признаков, квалифицирующих дорогу как объект капитального строительства, таких как, например, наличие основания дороги (Строительные нормы и правила СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»).
Если дорога фактически является объектом капитального строительства, но разрешение на ее строительство не выдавалось либо дорога создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то такая дорога будет являться самовольной постройкой (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Единственное исключение из этого случая, вытекающее из п. 3 указанной статьи, — это признание права собственности судом за лицом, которое самовольно возвело объект недвижимости на принадлежащем ему на праве собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельном участке.
Если же дорога, являющаяся объектом капитального строительства, была создана с соблюдением закона и иных правовых актов, то лицо, построившее такую дорогу для себя, приобретает на нее право собственности (ст. 218 ГК РФ).
Следовательно, в тех случаях, когда дорога является объектом капитального строительства и была возведена в установленном законе порядке либо право собственности на нее было признано в судебном порядке, право собственности на дорогу подлежит государственной регистрации, как того требует ст. 131 ГК РФ. Если же дорога является временным сооружением, то регистрировать право собственности на нее не нужно.
1. Строительство , реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также — пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также — примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство , выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог .
подъездная дорога
Техпаспорт не показатель. Думаю, надо отталкиваться от того, насколько такая дорога является инженерным сооружением. В смысле, если на КАМАЗе ездить по одному и тому же месту целый месяц, получиться дорога, но объектом недвижимости она, по-моему, не станет.
Нам известно, например, что взлетная полоса является недвижимым имуществом.#5 -KomdivBuza-
Гы. Варианта-то только два! Я выбираю — недвижимость. Другое дело — как её обозвать. Здесь не силён, но, имхо, это инжсооружение с соответствующим техпаспортом или просто земельный участок.
#6 dalex dalex —>
Хорошо, про техпаспорт. Если на КАМАЗе поездить, то техпаспорт не сделают. Будет земельный участок и все.
А вот если там дорогу специально строили, с проектом (типа, в соответствии со СНиП 2.05.07-85 (таблица 24 Промышленный транспорт), СНиП 2.05.02-85 (таблица 4 Автомобильные дороги), Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП – 01 — 86 таблица 10), Методическими указаниями по определению минимальных габаритов проездов и площадок для разворота автотранспортных средств (выпуск 3951)), то это, наверное, будет являться объектом недвижимого имущества.
#7 -Ward-
2 Dalex,
Мне кажется Вы правы, если строить дорогу по проекту, да с выделением земельного участка, и с учетом всех СНИПов, тогда это вполне даже объект. Кажется, это называется — линейный объект.#8 Massive Massive —>
Ward,
соглашусь с dalex.
Причём я бы проверил, не входит ли нас дорога в состав земель общего пользования.#9 -Lyusyonok-
По закону РФ «о безопасности дорожного движения» дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Я думаю здесь корректней все-таки говорить о земле как о недвижимости, а не о самой дороге. А земля или в общем пользовании, или в пользовании предприятия, возможен сервитут.
#10 Cyrus Cyrus —>
Дорога будет являться объектом недвижимости в случае, если по акту выбора зу и соответственно в ситуационном плане она была отражена. По ней в дальнейшем предстоит пройти ряд согласований (ГУПР, СЭС и т.д.) и в итоге оформить право с получением правоудостоверяющего документа в УЮ. Является ли она отдельным объектом недвижимости или частью целого зу надо смотреть все согласования и соответствующий ситуационный план.
#11 -Unregistered-
гм.. у нас подобная ситуация..
Асфальтовая дорога проложена в незапамятные времена и проходит по земле лесного фонда.
Дорога строилась когда -то фабрикой «. «, теперь у нас в аренде зу, к которому ведет дорога.
Пока строили своё производственное предприятие естественно её порядком разбили.. вот теперь дачники, которые тоже пользуются этой дорогой, требуют ремонта дороги, а главное мы бы её сами починили и оформили собственность. только органы, в ведение которых находятся эти земли запрещают, говорят сначал выведете землю под дорогой из состава земель леного фонда.впринципе вопрос так и повис в воздухе: земля понятно чья, а сама дорога-то нечейная? Можно попробывать оформлять землю как -будто на ней ничего нет, так просто полоса земли?
#12 Razdolbai Razdolbai —>
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Поскольку автомобильные дороги неразрывно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» они подпадают под категорию объектов недвижимости и подлежат государственной регистрации.
В соответствии ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности»:
1) автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дело в том, что подъездная дорога может не находиться на балансе муниципалитета или иного собственника, в таком случае нужно такой вопрос решать отдельно. Однако дорога — это однозначно объект недвижимости. Д ороги, как объект недвижимого имущества, н езависимо от классификации (федерального, межмуниципального значения), подлежат государственной регистрации.
Есть решения судов, согласно которым грунтовая дорога не является сооружением, и, следовательно, — объектом транспортной инфраструктуры, следовательно — и объектом кадастрового учёта, т.е. в таком случае — это просто земельный участок.
Сегодня в Российской Федерации дороги принадлежат не только государству, но и частным собственникам, отдельные участки являются платными. При строительстве заправок, магазинов, автосервисов, производственных предприятий и прочих объектов , для обеспечения их транспортной доступности необходимо построить подъездную дорогу и обеспечить ее примыкание к существующей магистрали или местной автодороге . … Объект , к которому производится примыкание автодороги . … Самовольное примыкание к существующей автодороге является незаконным. При выявлении подобных случаев нарушитель может быть привлечен к различным видам ответственности и наложению денежного штрафа.
Источники- https://buildingclub.ru/kategorii-dorog-po-fz-257-gost-r-52398-sp-34-13330-sp-42-13330/
- https://help-realty.ru/vopros/900zemlay/008lgoti/page36.html
- http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=24329
-