Подборка наиболее важных документов по вопросу Локальные очистные сооружения нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Прокурор разъясняет: Требуется ли ставить на учет очистные сооружения, через которые осуществляется сброс сточных вод в водный объект
Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу п. 11 ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Осуществление сброса сточных вод без постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, противоречит требованиям природоохранного законодательства, неизменно ведет к ухудшению состояния водного объекта, чем нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду.
Проектируемые канализационные очистные сооружения (КОС) являются . элементом централизованной системы водоотведения г. Кушва. По. функциональному назначению КОС относятся к объектам коммунального. хозяйства и предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод … 12.2. Объем работ по усилению существующей сети и строительству новых электросетевых объектов является предварительным и может быть уточнен на стадии проектирования. 12.3. В случае если в ходе проектирования возникает необходимость частичного отступления от данных технических условий, такие отступления подлежат согласованию с ОПР АО «Облкоммунэнерго».
Локальные очистные сооружения
Подборка наиболее важных документов по запросу Локальные очистные сооружения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Локальные очистные сооружения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 263 «Застройка земельного участка» ГК РФ «Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ТСН «Морское», суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 10, 222, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из установления в ходе рассмотрения дела того обстоятельства, что прокладка кабельной линии электроснабжения жилого дома ответчика, а также строительство сооружений биологической очистки сточных вод с расположением колодца на землях общего пользования СНТ «Морское», которое на момент возведения спорных сооружений не имело своей инфраструктуры, позволяющей обеспечивать членов СНТ электроэнергией и водоотведением, осуществлено в соответствии с действующим законодательством, в том числе с получением необходимых согласований и разрешений, и пришел к выводу, что Т.Р.В. осуществил возведение локального очистного сооружения и подземной кабельной линии на земельном участке, принадлежащем ТСН «Морское», с согласия собственника, в связи с чем данные сооружения не могут быть признаны самовольными постройками.»
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 8.14 «Нарушение правил водопользования» КоАП РФ «Материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.14 КоАП РФ в связи с невыполнением условий подпункта 8 пункта 2.3 части 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, согласно которому сброс сточных вод со 2 квартала 2019 года должен осуществляться с использованием локальных очистных сооружений, чем нарушило требования подпункта 1 пункта 6 статьи 60 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Локальные очистные сооружения
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения «. Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения закупочной процедуры между ОАО «Молокозавод Петропавловский» (заказчик) и ООО «СтройКом» (исполнитель) 01.09.2017 заключен договор N 31705476652-2017, по условиям которого исполнитель обязался по техническому заданию заказчику (приложение N 1 к договору) оказать услуги по разработке проектно-сметной документации, включая изыскательские работы на строительство локальных очистных сооружений и передать результат оказанных услуг в полном объеме и в установленный договором срок, а заказчик обязался принять его и оплатить.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Требуется ли разрешение на строительство очистных сооружений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Таким образом, по смыслу вышесказанного на строительство очистных сооружений требуется получение разрешения на строительство. Размещение локальных очистных сооружений в форме водоочистных устройств, а также объектов капитального строительства вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство.
Нормативные акты: Локальные очистные сооружения
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 01.05.2022)
«О водоснабжении и водоотведении» 11.1) локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 01.05.2022) 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
Объект капитального строительства (ОКС) — здание, строение, сооружение , объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (ГК ст. 1). ЛОС однозначно является сооружением , а сооружение попадает и под объект недвижимости и под ОКС, а вот является ли сам ЛОС объектом недвижимости большой вопрос на который можно ответить — "нет, не является ". Не вижу повода для раздоров так как суть одна — установить, что за такой объект этот ЛОС и можно ли зарегистрировать право собственности на него.
Согласование очистных сооружений
Как это довольно часто происходит, при строительстве очистных сооружений встаёт вопрос – как проходить согласование, и нужно ли вообще оно? Поскольку на эту тему уже сломано много копий, предлагаем разобраться подробнее.
Очистные сооружения — это объекты недвижимого имущества. Градостроительный кодекс РФ в статье 51 определяет порядок получения разрешения на строительство таких объектов.
Чтобы избежать нанесения вреда окружающей среде органы Росприроднадзора обязательно контролируют проект и установку очистных сооружений и отведение сточных вод от них.
Прежде всего, стоит отметить, что сложность согласования зависит от того, какой производительности и какого исполнения очистные сооружения.
Группы очистных сооружений
Первой подгруппой идут особо малые установки, которые предназначены для отведения сточных вод от частных коттеджей, домов и небольших жилых и административных зданий. Ключевым моментом здесь является производительность – до 15 куб.м/сут. Это единственный вариант, при котором юридически возможно в настоящее время в России отведение очищенных стоков под землю через подземные колодцы и поля фильтрации. Для более подробного изучения данной области рекомендуется ознакомиться с СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015, а также уточнять информацию у производителей вышеуказанных установок.
Следующей группой идут очистные системы малой производительности, смонтированные в блок-контейнерах. Диапазон их производительности разнится (например, у ООО НПО Агростройсервис это от 15 до 600 куб.м/сут), но в основном это до 1000 куб.м/сут. Но здесь ключевым моментом является уже не производительность, а то, чем считаются эти установки. Возможны два варианта – они являются оборудованием или же капитальным строением.
Капитальное строение или оборудование?
К сожалению, на практике в России дальше начинается неопределённость. С одной стороны, покупать очистные установки как оборудование проще; по сути это равноценно приобретению станка, насосной станции и подобного. Необходимо только, чтобы оборудование было сертифицировано и имело документ, подтверждающий качество очистки. Не требуется проведения государственной экспертизы, создания и защиты проектной документации и многих прочих этапов. В основном, коммерческие заказчики, которые вкладывают собственные деньги без привлечения государственных средств, предпочитают идти по данному пути.
Совсем другое дело, когда идёт привлечение государственных денег. Хотя формально законодательством не запрещено финансировать приобретение очистных сооружений как оборудования, большинство госзаказчиков подтвердят, что без положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации получить финансирование нереально. Соответственно, этот нюанс направляет нас на следующий путь – строительство очистных сооружений как объект капитального строительства.
Строго говоря, такой вариант обязателен при строительстве очистных в здании или (что актуально для крупных) с выносным оборудованием в железобетоне или стали (коридорные аэротенки, радиальные или горизонтальные отстойники и прочее). Блок-контейнерных же очистных он может коснуться в зависимости от ситуации.
Для объектов капитального строительства уже обязательным является проведение комплекса изысканий, составление проектно-сметной документации и защита её в главной государственной экспертизе. Это, с одной стороны, требует дополнительных временных, трудовых и финансовых затрат. С другой стороны, именно этот пакет документов является наиболее полным, поэтому некоторые коммерческие заказчики предпочитают перестраховаться и пройти главгосэкспертизу в добровольном порядке.
Документы для согласования очистных сооружений
Сначала необходимо собрать определенный пакет документов:
- Акты – сюда входят акты отводы земельного участка под строительство очистных, на скрытые работы по сооружениями, на проверку функционирования всех механизмов, гидравлических испытаний здания и трубопроводов;
- План объекта с коммуникациями
- Чертежи здания
- Техпаспорты на оборудование, приборы
- Проект очистных с приложенным полным технологическим расчетом
- Разрешение на сброс сточных вод после очистки
Согласование проектов проходит на различных этапах проектирования и строительства. Это защищает от переделок в будущем.
Сперва согласовываются точки сброса сточных вод в местном отделении Росрыболовства и Росприроднадзора. Подробнее о согласовании точки сброса читайте в нашей статье.
Прежде чем устанавливать очистные сооружения, нужно сделать следующее:
- провести обследование водного объекта и оценить его возможности принятия стоков
- утвердить точку сброса и обратиться к установщику для проведения проектирования по конкретному объекту. Проект разрабатывается с учётом требований, предусмотренных в выданном документе
- согласовать размещение очистных сооружений (стоков, труб)
- компании-установщику предоставить проект работ заказчику, после согласования его в Росрыболовстве и Бассейно-водном управлении. В случае получения заказчиком разработанного проекта он утверждает и согласовывает его самостоятельно
- согласовать санитарно-защитную зону (СЗЗ) (проект, разработанный компанией-установщиком, проходит согласование в Роспотребнадзоре). Предоставить программу мониторинга водного объекта и водоохранной зоны
Согласование места размещения очистных сооружений
Данный этап является начальным, но и одним из основных. Здесь территориальный орган Федерального агентства по рыболовству исследует технологии, применяемые на будущем объекте, этапы строительства, воздействие на окружающую среду.
Вывод о возможности расположения очистных сооружений в данном месте делается с учетом гидрологических и особенностей фауны водного объекта. При отсутствии положительного заключения на возможное размещение очистных сооружений строительство и эксплуатация установки будет незаконной, так же, как и сброс очищенных стоков в водный объект.
Место размещения очистных сооружений согласовывается в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 №384 на основании томов проектной документации и раздел «Оценка воздействия проектируемых работ на водные биоресурсы и среду их обитания».
Исходная документация:
- Заявление о согласовании места размещения очистных сооружений
- Реквизиты предприятия, копия свидетельства ИНН, ОГРН, бланк предприятия, юридический и фактический адрес, ФИО Генерального директора, Устав — карточка предприятия
- Разделы Проектной документации разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, система водоснабжения, система водоотведения;, технологические решения)
- Проект организации строительства
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды
Срок рассмотрения заявки и документации отделением Федерального агентства по рыболовству на решение в согласовании (об отказе в согласовании) размещения очистных сооружений 30-40 календарных дней.
Санитарно-защитная зона очистных сооружений
Санитарно-защитную зону устанавливает федеральный орган исполнительной власти, которым осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор. СЗЗ определяются в отношении следующих объектов:
- Действующих и планирующих строительство
- Требующих реконструкции, которые оказывают физическое, химическое, биологическое воздействие и превышают санитарно-эпидемиологические нормы
- С уровнем загрязнения выше 0,1 ПДК и ПДУ за пределом промплощадки
Подробнее о санитарно-защитной зоне очистных сооружений смотрите в нашей статье.
Получение административного акта
Разрешение на сброс стоков выдаётся после прохождения мероприятий по проектированию, согласованию и утверждению разработанных материалов. Срок действия этого документа составляет 5 лет. После выдачи административного акта можно пользоваться частью или всем водным объектом для сброса стоков.
Ответственность
Все действующие предприятие подвержены проверкам. Они делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводят раз в три года. Внеплановые – при поступлении в контролирующие органы жалоб от организаций или физических лиц.
В ходе проверки может быть установлено, что отсутствует необходимый перечень документов. Тогда контролирующие органы выносят предупреждение и выдают предписание для устранения нарушений. Если не устранить нарушения вовремя, то помимо устранения этих нарушений придется уплатить штраф.
Прохождение государственной экспертизы
Как мы указывали ранее, для прохождения главной государственной экспертизы необходимо собрать следующий пакет документов. Отметим, что в разных регионах комплектность может отличаться. Могут потребоваться:
- Инженерные изыскания
- Геологические изыскания
- Геодезические изыскания
- Гидрометеорологические изыскания
- Экологические изыскания
- Археологические изыскания
В некоторых регионах отдельно требуется дополнительное проведение исследований на карстоопасность.
Пример прохождения госэкспертизы
Госэкспертиза очистных сооружений
Проектно-сметная документация составляется в соответствии с ПП от 16 февраля 2008 года за №87. Специализированные проектные организации делают проект в соответствии с данным постановлением. Есть один важный нюанс – раздел «Пояснительная записка» по сути содержит описание технологии работы установки конкретного производителя. Поэтому данный раздел для проектных организаций, которые обычно специализируются на общестроительных проектах, имеет смысл в помощь привлечь специалистов именно производителя очистных сооружений.
После того, как весь пакет собран, он подаётся на рассмотрение государственной экспертизы. В срок до 3 месяцев (с учётом исправлений) происходит согласование проекта. С положительным заключением экспертизы становится возможен переход на следующий уровень, связанный с получением разрешения на сброс очищенных сточных вод в водоём, о котором мы подробно рассказывали здесь.
Поскольку в основном экспертизу проходят госзаказчики, то следующим этапом является выставление конкурса на осуществление капитального строительства. Поскольку сумма строительства очистных сооружений довольно значительна, то, скорее всего, частные заказчики также будут проходить через этап конкурса, поэтому в большой мере это относится и к ним.
По завершению конкурса начинается собственно строительство. Здесь стоит отметить несколько нюансов. Во-первых, при строительстве могут выясниться какие-то неучтённые или непредвиденные расхождения с проектом. Поэтому не исключено, что для их разрешения понадобится внесение изменений в проект с перепрохождением экспертизы. Во-вторых, как один из этапов согласования можно рассматривать и процесс сдачи объекта Заказчику и подготовку и подписание соответствующей исполнительной документации.
Как мы видим, вариант с рассмотрением очистных сооружений в качестве объектов капитального строительства наиболее трудозатратен. С другой стороны, он даёт ряд бонусов. Во-первых, как было указано выше, он даёт наиболее полный комплект документации. Во-вторых, при стоимости капитального строительства свыше 50 миллионов рублей допускается в конкурсе на строительство требовать строительство именно описанных в проекте очистных сооружений, без аналогов. Это позволяет избежать ситуации, когда при демпинге на торгах побеждает заведомо неспособный выполнить требуемый объём строительства подрядчик.
Иногда существует возможность провести модернизации существующих очистных сооружений, закупив дополнительную блок-контейнерную установку в параллель к имеющимся очистным как дополнительное оборудование, но в данном случае решение принимается индивидуально.
Экспертиза в госучреждениях
При прохождении экспертизы государственной организации кроме проекта требуется выставление конкурса для привлечения застройщиков. Работы стоят достаточно дорого, поэтому придется изучить много предложений. Оптимально выбрать компанию, предлагающую работы под ключ – от доставки оборудования и его установки до проведения пусконаладки.
После прохождения конкурса начинается само строительство, в ходе которого могут возникнуть недоработки, которые потребуется устранить. Если внесены существенные изменения, то назначают повторную экспертизу, которую заказывают в процессе строительства.
Как только конкурс пройден, начинается непосредственно строительство, в процессе которого может возникнуть необходимость некоторых доработок. При существенных изменениях назначается повторная экспертиза, ее заказывают в процессе строительства.
При капстроительстве могут возникнуть сложности с согласованием, но тут заказчик получит полный пакет документов. Выбирая профессиональные компании исключаются риски, возникающие при заключении с организациями, демпингующими цены на свои услуги.
С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся , в том числе линейные объекты , в связи с чем внесение изменений в ГрК РФ является нецелесообразным. И.о. директора. Департамента градостроительной. деятельности и архитектуры. А.Ю.Степанов. Электронный текст документа. подготовлен АО "Кодекс" и сверен по
- https://pechatniki.mos.ru/law-and-order/the-prosecutor-s-office/informatsiya/detail/9843908.html
- http://www.consultant.ru/law/podborki/lokalnye_ochistnye_sooruzheniya/
- https://acs-nnov.ru/soglasovanie-ochistnyh-sooruzhenij.html