С 1 марта 2015 года вступают в силу поправки в земельное законодательство, переполошившие всю страну. Одна из них – отмена нормы 2007 года, согласно которой право распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, было передано областной власти. В первый день весны эти полномочия вернутся на муниципальный уровень.
Простым смолянам, желающим получить земельный надел под строительство частного дома, беспокоиться нечего. Для них в границах областного центра свободных бесплатных участков нет и не будет. А вот юридическим лицам и частному бизнесу это жизнь немного упростит. С единым хозяином вопрос строительства какого-либо коммерческого объекта решить всегда проще и дешевле, чем с двумя.
Второй информационной «бомбой» стал подписанный президентом Федеральный закон № 499-ФЗ, определяющий новый порядок изъятия частной недвижимости под государственные и муниципальные нужды (ГМН). Федеральное законодательство, признав возможность изъятия земельных участков для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, тем самым установило приоритет общественного над частным. Такое впервые произошло за всю постсоветскую историю России, в которой последние четверть века исповедовался культ частной собственности. Означает ли это, что теперь, если местному муниципалитету или сельской администрации захочется проложить дорогу от райцентра до деревни или от конторы до фермы, они могут это сделать через участки стоящего поблизости дачного кооператива или фермерские поля?
За что могут забрать земельный участок? Строим дом по всем правилам
На вопросы корреспондента «РП» о подробностях нового земельного законодательства отвечает председатель комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию Смоленской областной Думы Виктор ВУЙМИН.
— Виктор Васильевич, сегодня земельная тема широко обсуждается в Интернете, различных соцсетях. Судя по отзывам, большинство участников этих виртуальных дебатов склоняются к мысли, что в свое время государство «погорячилось», передав землю в частные руки, и теперь хочет вернуть ее…
— Ни в коем случае! Землю даже у того, кто ее использует неэффективно, отобрать трудно. А в данных поправках к действующему законодательству речь идет только об исключительных случаях, перечень которых четко определен. Это: необходимость выполнения государством своих международных обязательств (строительство международных трубопроводов и т. д.), размещения объектов государственного или муниципального значения, атомной энергетики, федеральных и региональных энергосистем, безопасности или обеспечивающих охрану госграниц, космической деятельности, линейных сооружений естественных монополий, инфраструктуры, обеспечивающей электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, автомобильных дорог.
— Возможно, все это и правильно, но в статьях закона смущает упоминание «для муниципальных нужд». Получается, что землю у собственника могут изъять не только федеральные или региональные органы, но и муниципалитеты?
— По букве закона — да. В реальности же для районных или сельских администраций это неосуществимо. Из всех имеющихся в области муниципальных образований лишь единицы имеют более-менее крепкий бюджет. Но даже они не смогут собрать столько денег, чтобы выкупить нужные им участки у собственников.
Могут ли отобрать землю?
— Подождите, но ведь речь идет об изъятии…
— О возмездном изъятии, не противоречащем 35 статье Конституции РФ, в которой записано: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
— К нам обратилась читательница «РП», узаконившая по «дачной амнистии» дополнительный участок, по которой, как раньше предполагалось, должна была проходить внутрипоселковая дорога. Теперь местная администрация вернулась к этой теме, и женщине предложили продать землю по кадастровой стоимости. Она не согласна и спрашивает, могут ли эти сотки у нее забрать по решению суда?
— Если земля у нее узаконена, то администрация вправе выкупить этот надел только с ее согласия. При этом стоимость участка складывается из его рыночной (не кадастровой) стоимости, рыночной цены расположенного на нем недвижимого имущества (будь то жилые, производственные или иные сооружения), а также убытков, причиненных изъятием.
Сумму может назвать сам собственник и настаивать на ней. А муниципалитет должен пойти в суд и доказать необходимость такого изъятия. Например, то, что дорога, которую там собираются строить, не может быть проложена в другом месте, или она крайне необходима этому населенному пункту именно здесь. Сделать это будет непросто и недешево.
К тому же, если суд примет решение об изъятии, то собственник должен быть официально уведомлен о предстоящем выкупе не позднее, чем за год. Срочный выкуп возможен исключительно с согласия собственника. Это время дается на то, чтобы стороны могли согласовать цену, а если возникнет спор — снова обратиться в суд для назначения независимой оценки. Поэтому изъятие земли может занять годы и стоить столько, что у муниципалитета не хватит денег для решения этого вопроса.
— А если строительство каких-либо объектов на изымаемых участках будет вести не муниципалитет, а частный инвестор, с кого тогда требовать возмещения стоимости имущества и убытков?
— С того, кто обратился в суд с иском об изъятии. По закону бывшему владельцу должны все компенсировать – бюджеты разных уровней или люди, в чьих интересах землю изъяли, а также граждане, деятельность которых требует установления санитарно-защитных и охранных зон (например, если живущий с вами по соседству фермер складирует на границе вашего и своего участка минеральные удобрения).
— Еще вопросы наших читателей: «Полтора года назад я получил предупреждение, что у меня заберут дачный участок, потому что по нему должна пройти местная электролиния. Сказали, что решение суда уже есть. Земля оформлена, по дачной амнистии к ней прирезано еще 4 сотки, о которых идет речь.
Чтобы сохранить эту площадь за собой, я построил там капитальную хозпостройку с гаражом, даже зарегистрировал ее. Но в сельской администрации сказали, что это не имеет значения, потому что строил я ее уже после официального предупреждения об изъятии. Теперь все, что там было до этого, будет выкуплено, а стоимость хозпостройки мне никто не компенсирует. Кто тут прав?»
— К сожалению, права ваша местная администрация. Если решение суда об изъятии участка принято, вступило в законную силу, то оно должно быть зарегистрировано в Регпалате. Вас предупредили об изъятии в установленный срок, чтобы вы могли заявить свои претензии по цене выкупа. По закону вам должны компенсировать рыночную стоимость самого участка и тех строений, которые на нем находились до получения вами официального предупреждения.
— «У меня есть земельный участок в Смоленске на праве пожизненного наследуемого владения. Он не используется, на нем стоит старый родительский дом, не пригодный для проживания. Могут ли его у меня отобрать, если я не имею средств на строительство нового дома?»
— Для изъятия потребуется решение суда. Если оно будет принято не в вашу пользу, то для этого должны быть такие же основания, как и для изъятия частного участка. Поскольку вы не имеете права частной собственности на землю, то ее стоимость вам никто не компенсирует. Заплатят только за строения, если на них зарегистрирована ваша собственность. Но при этом вы имеете полное право, получив возмещение, потребовать предоставить вам равноценный надел.
— Виктор Васильевич, может ли региональный парламент или районные Думы принимать законодательные акты, регулирующие правила изъятия земель у местных собственников?
— Это прерогатива федерального законодательства — как земельного, так и гражданского. Субъекты РФ и местное самоуправление любого уровня не вправе регулировать данные вопросы своими законами.
— В итоге мы пришли к тому, что право изымать землю под государственные и муниципальные нужды по-прежнему остается за федеральными властями. На местах это не позволят «дырявые» бюджеты и долгие судебные процедуры. Получается, что «сверху» снова спустили «на землю» неработающий закон?
— Для того чтобы закон стал грозой для нерадивых землевладельцев, в него надо было ввести норму «безвозмездное изъятие». Тогда им смогли бы воспользоваться муниципалитеты. Главы местного самоуправления хорошо знают, кто и как использует землю, у кого ее надо было бы отобрать… Но, имея право, не имеют возможности этого сделать. Поэтому вопрос об изъятии земель под государственные, а тем более муниципальные, нужды остается открытым.
Источник: www.rabochy-put.ru
За что могут изъять неосваиваемый земельный участок
Необходимо понимать на каком праве гражданин пользуется земельным участком.
Какие правила использования земельного участка предусмотрены законом? (использовать по назначению землю, ухаживать за участком, какие-то еще есть правила, нюансы, нужно знать)?
Основными обязанностями собственника или арендатора земельного участка отражены в ст.42 Земельного кодекса РФ, а это:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов,
- осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
Что будет, если их не соблюдать? (какие штрафы нужно будет заплатить, какие еще санкции предусмотрены)?
Согласно судебной практике основание для расторжения договора аренды в судебном порядке является:
- Просрочка внесения арендной платы более двух кварталов подряд;
- Нецелевое использование земельного участка. Например, участок выделен под строительство магазина, а его используют под размещение свалки.
- Неосвоение земельного участка. По общему правилу, если, например, земельный участок выдан под цели строительства, но в течение трех лет данный земельный участок не осваивался и арендатор не осуществлял каких-либо действий неоправленных на достижение цели по строительству например, не по получал ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) или какую-либо разрешительной документации (разрешение на строительство).
В каких случаях могут изъять участок ? Могут ли изъять участок земли, если он не осваивается?
Изъятие земельного участка возможно также у собственников для государственных и муниципальных нужд. Данная процедура регламентирована ст. 49 ЗК РФ.
Обычно это связано с попадание земельного участка в Проекты Планировки территории связанный с комплексным освоением территории (далее – ППТ), строительство транспортно-пересадочных узлов, развитие микрорайонов и т.д. Данный ППТ отражаться документах градостроительного проектирования и зонирования территорий таких, как Генеральные планы, Правилах землепользования и застройки территории.
В процессе изъятий производится рыночная оценка земельного участка подлежащего к изъятию с последующей компенсацией его рыночной стоимости. В случае несогласия собственника с результатами оценки, данная оценка может быть оспорена в судебном порядке.
Источник: alrf.ru
Когда могут изъять земельный участок?
Изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:
1. Для государственных или муниципальных нужд.
2. В целях комплексного развития территории.
3. В случае ненадлежащего использования земли.
4. В случае реквизиции.
5. В случае конфискации.
Изъятие для государственных или муниципальных нужд
Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами (ст. 49 ЗК РФ).
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляют Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв.
Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).
Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ).
За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.
При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. п. 1, 2, 3 ст. 281 ГК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).
Примечание. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок ( п. 3 ст. 281 ГК РФ).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).
Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории
Изъятие земельного участка возможно, если он расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора (п. 1 ст. 56.12 ЗК РФ; ст. 46.10 ГрК РФ).
Решение об изъятии земельного участка в данном случае принимает орган местного самоуправления на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ст. 56.12 ЗК РФ).
Копию решения и проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости орган местного самоуправления направляет правообладателю земельного участка в течение семи рабочих дней с даты принятия решения об изъятии (пп. 4 п. 4 ст. 56.12 ЗК РФ).
Соглашение об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости должно содержать помимо прочего выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием (п. 6 ст. 56.12 ЗК РФ).
Если соглашение не заключено в течение месяца со дня предоставления правообладателю земельного участка проекта соглашения для ознакомления, изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости происходит принудительно через суд. В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя, а при отсутствии информации о счете — в депозит нотариуса (п. п. 9, 11 ст. 56.12 ЗК РФ).
Решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости (п. п. 10, 13 ст. 56.12 ЗК РФ).
Изъятие в случае неиспользования по целевому назначению или использования с нарушениями
Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).
Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).
В отношении земельных участков, которые после изъятия могут быть предоставлены гражданам, проводится административное обследование ( п. п. 1 , 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).
В ходе обследования должностные лица органов государственного земельного надзора проверяют состояние и способы использования земельного участка правообладателями.
В случае выявления нарушений земельного законодательства правообладатель может быть привлечен к административной и иной ответственности ( п. п. 8 , 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).
Изъятие в порядке реквизиции
Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ).
Изъятие в случае конфискации
Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ).
Источник: zakonius.ru
У россиян начали отбирать неиспользуемые земельные участки
Российские суды начали изымать земельные участки у граждан, не использующих их по назначению. Любой россиянин может лишиться надела под индивидуальное строительство, если вовремя не начнет возводить дом, пишет «Российская газета» со ссылкой на данные юристов.
Как рассказал изданию адвокат Никита Филиппов, число соответствующих дел в судебной практике растет. Эксперты связывают это с активным использовании беспилотных летательных аппаратов (дронов) Росреестром. Ведомство таким образом усилило контроль за использованием земель.
Филиппов привел пример изъятия участка: в Волгоградской области у гражданина отобрали землю, так как он за девять лет владения так и не удосужился построить на ней дом. Судебная инстанция подтвердила правомерность изъятия. У гражданина есть три года, чтобы начать строительство, напомнил адвокат. По его словам, изъятие участка — крайняя мера, гораздо чаще за задержку начала строительства назначается штраф.
В целом Гражданский кодекс предусматривает три повода для изъятия земли: это ее неиспользование, использование не по назначению и использование с причинением вреда природе (или со снижением плодородности, если речь идет о сельскохозяйственных землях).
Ранее сообщалось, что россияне, владеющие земельными долями на землях сельхозназначения и не оформившие их официально, рискуют лишиться своих участков после 1 января 2025 года. Соответствующие поправки в закон об обороте сельхозземель подготовил Минсельхоз.
Источник: lenta.ru