Задача на строительство это

Проектирование — это процесс взаимоувязанного комплекса работ коллектива специалистов, результатом которого является разработка проектно-сметной документации для строительства или реконструкции предприятий, зданий, сооружений и их комплексов.

Основная цель строительного проектирования — своевременное обеспечение капитального строительства высококачественной проектно-сметной документацией, предусматривающей:

  • *широкое использование достижений науки и техники для повышения производительности труда;
  • *внедрения ресурсосберегающих технологий;
  • *увеличения сроков службы и надежности конструктивных элементов;
  • *повышения уровня защиты окружающей среды как при выполнении СМР, так и в процессе эксплуатации сданных объектов.

Согласно СП 11- 101 — 95 проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов.

Первый этап — определение:

  • *цели инвестирования,
  • *назначения и мощности объекта строительства,
  • *номенклатуры продукции,
  • *места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора);
  • *оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей.

С учетом принятых на первом этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях и после получения положительного решения местного органа исполнительной власти приступает ко второму этапу.

Условие Фано за 5 минут | ИНФОРМАТИКА ЕГЭ | СОТКА

Второй этап — разработка «Обоснований инвестиций в строительство» на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций.

Третий этап — разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения между заказчиком и разработчиком проектной документации является договор (контракт), заключаемый заказчиком с проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами, имеющие лицензию на выполнение проектных работ.

Договор (контракт) должен включать задание на проектирование.

Источник: vuzlit.com

Понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, таких как направленность на достижение определенных целей, координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и окончанием.

Существует ряд различных определений проекта, рассмотрим некоторые из них.

Проект это что-либо, что задумывается или планируется.

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное – результата при участии ряда ограничений и механизмов. Ограничения в данном случае могут быть финансовые, нормативно-правовые, этические, логистические, методы активизации, время, уровень качества, окружение, косвенные воздействия.

решение задач по ГЭСН определение трудоемкости

Проект – это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами, целями, обуславливающими способ ее решения. проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые в процессе реализации результаты.

Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов (финансовых, интеллектуальных, материальных, человеческих) для получения запланированного результата и достижения определенных целей и обусловленные сроки, т.е. это проект, связанный с реализацией полного цикла вложения инвестиций – от начального вложения капиталов до завершения работ, называют инвестиционным проект.

В случае если в качестве результата реализации проекта будут выступать здания, сооружения или производственные комплексы, ряд авторов дают следующее определение проекта: «проект – целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технологической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению».

Все проекты различают по типу, виду осваиваемых инвестиций, составу и размерам (масштабу программ), сроку реализации цели (периоду осуществления), степени сложности, достигаемому качеству и другим признакам.

По виду осваиваемых инвестиций выделяют: фондообразующие (направленные на создание или реновацию основных фондов), инновационные, научно-исследовательские.

По составу и размерам: моно- (отдельные проекты на небольшие промышленные предприятия или модернизацию действующих), мульти- (комплексные проект состоящий из ряда монопроектов), и мегапроекты (отличаются большим объемом капитальных вложений).

По сроку осуществления: краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), и долгосрочные (более пяти лет).

По типу проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешенный.

По масштабу проекта: мелкие проекты, средние, крупные, очень крупные.

По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

По виду проекта: инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.

В зависимости от значимости проекта проекты подразделяются на глобальные (реализация которых оказывает существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в мире), народнохозяйственные (реализация которых оказывает существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в стране), крупномасштабные (реализация которых оказывает существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионах или отраслях), локальные.

C точки зрения принципиальных особенностей подготовки информации и выбора методики расчета выделяют три основных типа проектов: «в чистом поле» или с нуля, или новое строительство; на действующем предприятии; со специфической методикой описания доходов, затрат, оборотного капитала.

В строительстве проектом называют комплекс графических и текстовых материалов, предварительно подготовленных и обоснованных расчетами, обосновывающими техническую возможность и экономическую целесообразность строительства будущего промышленного предприятия, здания, сооружения или их комплексов. Проектирование – это процесс взаимосвязанного комплекса работ коллектива специалистов, результатом которого является разработка проектно-сметной документации для строительства или реконструкции предприятий, зданий, сооружений и их комплексов.

Проектирование создает модель будущего инвестиционного объекта и определяет его привлекательность с точки зрения эффективности инвестиционных ресурсов. Кроме того, проектирование, являясь промежуточным этапом между научными разработками и строительством, оказывает значительное влияние на технический прогресс и эффективность строительного производства, поскольку способствует повышению технической культуры в строительном производстве, внедрению передовых методов ведения строительных процессов, повышению качества и снижению стоимости строительной продукции.

Главная задача проектирования в строительстве – это разработка проектно-сметной документации для экономного и с максимальным выигрышем во времени использования инвестиционных ресурсов. Эта задача может быть выполнена при системном подходе к проекту как к комплексу технических, организационных, управленческих и других решений, содействующих достижению конечного результата в строительстве с наилучшими техническими и экономическими показателями. В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства состоит из трех основных этапов. Этапы разработки проектной документации и варианты управленческих решений представлены на рис. 6.1 и 6.2.

На первом этапе проектирования проводится обоснование инвестиций, т.е. исследуются возможности превращения проектной идеи в широкое инвестиционное предложение, имея целью стимулирование заинтересованности инвесторов. Исследования возможностей конкретного проекта должны содержать определенную базовую информацию, позволяющую быстро и без больших издержек оценить наиболее важные моменты инвестиционных возможностей: цель инвестирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатура продукции или оказания услуг, местоположение объекта; проводится оценка возможностей финансирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей объекта. На основании результатов этих исследований заказчик (инвестор) принимает решение о продолжении или прекращении работы по реализации идеи проекта. При положительном решении заказчик готовит и представляет в местные органы власти ходатайство (декларацию) о намерениях строительства в данном районе предполагаемого объекта с просьбой предварительного согласования места его размещения, которое иначе носит название предварительного технико-экономического обоснования. Целями обоснования являются определение предварительной жизнеспособности проекта и оценка необходимости проведения технико-экономического обоснования. Для производственных объектов в ходатайстве

Обоснование инвестиций
Задание на проектирование
Конкурс проектных организаций
Договор подряда на ПИР с победителем конкурса
ТЭО строительного объекта

Рис. 6.1. Этапы разработки проектной документации

о намерениях приводятся технические и технологические данные о предприятии, примерная численность рабочих и служащих, ориентировочная потребность в сырье и материалах, энергоресурсах, в воде, земельных ресурсах, соображения о возможном влиянии предприятия на окружающую среду, обеспечении работников и их семей жильем и объектами социально-бытового назначения. Ходатайство о намерениях должно содержать информацию об источниках финансирования и использовании готовой продукции. После получения от местных органов власти положительного решения заказчик приступает к работам второго этапа.

Рис. 6.2. Состав мероприятий по разработке проекта сметной документации

На втором этапе разрабатывают технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиций в строительство объекта, т.е. должны быть определены и критически оценены на основе альтернативных вариантов решений, уже рассмотренных в предварительном технико-экономическом обосновании коммерческие, технические, финансовые, экономические и экологические предпосылки для инвестиционного проекта. По результатам ТЭО инвестиций заказчиком (инвестором) принимается решение о целесообразности строительства и продолжении проектирования. Для проведения ТЭО заказчик выдает задание на проектирование исполнителю (например, генеральной проектной организации). С его согласия заказчик по контракту нанимает для проектирования специализированные субподрядные проектные и проектно-изыскательские организации.

Термин «ТЭО» зачастую понимается слишком упрощено как комплекс технических (инженерных) и экономических изысканий, подтверждающих или (отвергающих) целесообразность строительства. При этом технические изыскания включают в себя топографо-геодезические, гидрогеологические и геологические, гидрометеорологические, почвенно-геоботанические, санитарно-гигиенические изыскания. Они проводятся в несколько этапов: подготовительный период (сбор и анализ справочных данных), полевые работы и камеральный период (обработка результатов полевых работ и составление строительного паспорта). Экономические изыскания заключаются в разработке вариантов обеспечения строительства сырьевыми ресурсами, транспортом, рабочими кадрами, объектами социальной инфраструктуры.

ТЭО должно быть привязано к имеющимся производственным ресурсам, местному рынку и условиям производства. Результаты анализа должны быть трансформированы в издержки, доход и чистую прибыль инвестора. Разработка ТЭО должна осуществляться только тогда, когда необходимые финансовые средства, определенные исследованиями, могут быть выявлены с достаточной степенью точности, поскольку финансовые условия оказывают самое прямое влияние на полные издержки и, таким образом, — на финансовую осуществимость проекта.

Подтвержденное материалами изысканий обоснование представляется заказчиком на госэкспертизу.Осуществление инженерных изысканий обязательно для подготовки и реализация проектной документации. Выполнение инженерных изысканий осуществляется застройщиком или привлекаемым на основании договора или уполномоченным им лицом. В соответствии с Градостроительным кодексом инженерные изыскания выполняются с целью получения материалов:

— о природных условиях территории, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

— необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

— необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Результаты инженерных изысканий оформляются в виде документа о выполненных инженерных изысканиях, содержащего материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающего сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории и об их возможных изменениях при осуществлении строительства объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства

Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются на основе задания застройщика или заказчика, и зависят от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

На третьем этапе после получения положительного заключения госэкспертизы и решения местного органа исполнительной власти разрабатывается проектная документация на строительство объекта.

Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами в данной области и с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Проектная документация на объекты производственного и непроизводственного назначения, линейные объекты согласно «Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» принятому Постановлением Правительства Российской Федерации N 87 г от 16 .02. 2008 г. и вступающему в силу с 1 июля 2008 г. должна состоять из текстовой и графической частей. В текстовой части содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Таким образом, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Подготовка проектной документации может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:

1) градостроительный план земельного участка;

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения). Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

По инициативе застройщика или заказчика подготовка проектной документации может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства.

В соответствии с Градостроительным кодексом [2] и «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [54] проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна состоять из 12 разделов:

Читайте также:  Как оформить участок по жилищное строительство

Раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

Раздел 3 «Архитектурные решения»

Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»

подраздел «Система электроснабжения»;

подраздел «Система водоснабжения»;

подраздел «Система водоотведения»;

подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;

подраздел «Сети связи»;

подраздел «Система газоснабжения»;

подраздел «Технологические решения».

Раздел 6 «Проект организации строительства «

Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»

Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию. В пояснительной записке должна быть отражена информация о месте расположения объекта капитального строительства; перечень сборников и каталогов сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство; наименование подрядной организации (при наличии); обоснование особенностей определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства и другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, характерные для него. Сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Вся сметная документация составляется в сметных ценах, сложившихся ко времени ее составления. Сводный сметный расчет стоимости строительства должен быть составлен с распределением средств по следующим главам:

Глава 1. Подготовка территории строительства

Глава 2. Основные объекты строительства;

Глава 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения ;

Глава 4. Объекты энергетического хозяйства;

глава 5. Объекты транспортного хозяйства и связи;

Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения;

Глава 7. Благоустройство и озеленение территории;

Глава 8. Временные здания и сооружения;

Глава 9. Прочие работы и затраты;

Глава 10. Содержание службы заказчика. Строительный контроль;

Глава 11. Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства;

Глава 12. Проектные и изыскательские работы.

Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должен содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации.

Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для ее подготовки, подлежат государственной экспертизе, за исключением проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену или стены без проемов с соседним блоком или блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, являющихся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, являющихся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком, при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на государственную экспертизу. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца

Основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, является отсутствие предусмотренных разделов, отсутствие результатов инженерных изысканий, установленных, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией. В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Застройщик или заказчик либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации лицо может направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт,

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

· проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

· проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции

· выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями Градостроительным кодексом, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

Источник: studopedia.ru

ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Параллельно с анализом внешней и внутренней среды фирмы производят стратегическое целеполагание.

Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно разделить на три основных типа:

  • 1) идеалы — ориентиры, которые не рассчитывают достичь в обозримом периоде, но допускают приближение к ним;
  • 2) цели — наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;
  • 3) задачи — конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования фирма намечает конкретные задачи для каждого из участков деятельности.

К идеалам экономической организации можно отнести ее вйде-

Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а чувство основной цели фирмы; это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Вйдение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования. Например, вйдение фирмы Apple (производителя персональных компьютеров) — осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество. Очень просто сформулирована вйдение компании Диснея: «Делать людей счастливыми». Для строительного предприятия вйдение можно сформулировать, например, так: «Сделаем мир комфортнее» или «С нами вы будете гордиться своей малой родиной».

Концепция вйдения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение вйдения определяется двумя факторами:

  • 1) оно является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении. В вйдении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организаций в единый эталон ценностей. С этой точки зрения вйдение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система ценностей организации;
  • 2) создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у вйдения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса [1] .

Миссия — это короткий абзац, обычно в одном предложении, где содержится главное устремление, наиболее глобальная цель организации. При этом, с одной стороны, миссия довольно конкретная, с другой стороны, она не подразумевает выполнения задачи в течение года или двух. Например, миссией организации не может быть «строительство двух домов в центральной части Санкт-Петербурга».

Читайте также:  Кто зампред правительства по строительству

Но вполне может быть «развитие первичного рынка недвижимости Санкт-Петербурга». Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем вйдение. В отличие от вйдения у миссии есть своя финишная черта — период времени, по истечении которого она должна быть выполнена.

Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно невелик для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же как и вйдение, миссия дает общее направление деятельности организации.

Миссия организации должна быть сформулирована так, чтобы подразумевать развитие. Миссия организации — не узда или шоры: «Мы будем делать только это и только так», а действительно глобальное устремление, сформулированное таким образом, чтобы предоставить свободу выбора самых разных путей достижения глобальной цели. Миссия организации — это короткий ответ на вопрос: «Зачем организация существует?».

Функциями миссии являются:

  • ? согласование программ и координация работ;
  • ? объединение представлений участников организации о том, зачем она нужна и что должна делать, сонаправление их действий;
  • ? создание устойчивого позитивного имиджа организации;
  • ? облегчение процесса планирования.

Перечисленное — лишь верхняя часть айсберга. Четкое понимание миссии имеет такое огромное значение, что влияет и на дальнейшее развитие организации, и на само ее выживание. Последнее можно прокомментировать, например, таким простым фактом, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсор должен знать, зачем создана организация и к чему стремится. Иначе ему трудно будет принять решение о выделении денег.

Формулируя миссию организации, нужно постараться ответить на шесть основных вопросов:

  • ? Какого главного результата ваша организация хочет достичь благодаря своим усилиям?
  • ? Как организация хочет добиться результата? Что она будет делать?
  • ? Кто является клиентами организации, получателями ее услуг, кому, проще говоря, она помогает? При этом не надо зацикливаться на людях, получателями ваших товаров или услуг косвенно может быть общество в целом.
  • ? На какой территории вы будете работать?
  • ? Как вы предполагаете финансировать ваши программы?
  • ? Каковы ваши ценности, во что вы верите?

Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии. Этот текст должен включать в себя следующие пункты:

  • ? описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых организацией;
  • ? характеристика рынка — организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;
  • ? цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
  • ? характеристика технологии (оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);
  • ? философия деятельности (базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации);
  • ? внутренняя концепция, в рамках которой организация излагает собственное мнение о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
  • ? внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом. Здесь фирма определяет впечатление, которое хочет произвести на внешний мир.

Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии, их последовательность и сочетание могут быть различными в зависимости от решения конкретной фирмы.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя. Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

В чем состоит отличие цели деятельности от миссии и стратегии? Зачем она нужна? Если миссия — это глобальное устремление, стратегия, тот генеральный путь, который выбирают для того, чтобы выполнять свою миссию, то цель — это конкретное дело, которое является этапом выполнения миссии или же, в некоторых случаях, результатом.

Под целью в общественной практике, в том числе в планировании, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель — это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т.д.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, т.е. она объективна, а с другой — цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, т.е. она субъективна. Именно в этом смысле говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

Поставленная цель не может и не должна противоречить объективным законам развития природы, общества и мышления, условиям их протекания. Так, невозможно представить себе создание техники, противоречащей законам прочности, устойчивости, надежности, статики, динамики и т.д., или цель, заключающуюся в разрешении застарелых, многолетних социально-экономических проблем общества за сроки, составляющие 100, 200 или даже 1000 дней.

Сложность определения и постановки самих целей обусловлена глубокими объективными причинами, связанными с недостаточностью познания законов общественного развития, законов развития объективного мира и обществом и отдельной личности. Поэтому степень познания этих законов и уважительного отношения к ним выступает как первооснова четкой постановки целей, а отсюда и эффективного управления. Чем более сознательно люди делают что-либо, тем меньше влияние на их деятельность непредвиденных последствий, неконтролируемых сил и тем точнее соответствует результат установленной заранее цели.

Понятие цели имеет системообразующий и организующий характер для любой социально-экономической системы. Четко поставленная цель определяет структуру системы, системный характер ее построения и функционирования, также все проблемы сбора, обработки, систематизации и направлений использования информации. При этом опасны как сужение поля информационных поисков (это может сократить число полезных вариантов, альтернатив управленческих решений), так и неоправданное расширение поиска (информационный шум и избыточность информации ограничивают эффективность решений).

К цели предъявляют следующие требования:

  • ? всесторонняя научная и практическая обоснованность цели как отражение совокупности требований множества законов объективного мира;
  • ? четкая определенность, «оконтуренность» цели, формулировка ее в понятиях, терминах реально достижимого состояния;
  • ? четкая формулировка необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).

К целям управления применимы все положения теории больших систем, в частности свойства синергичности, эмерджентности, неаддитивности, мультипликативности и т.д. Общая цель, стоящая перед социально-экономической (производственной) системой или отдельной личностью, может быть подвергнута декомпозиции на составляющие ее подцели различного уровня, вплоть до элементарных. При этом образуется дерево целей, которое составляет важную основу современных подходов и способов управления.

Последовательность формулирования и постановки цели исходит из следующих основных предпосылок:

  • ? двойственного характера содержания цели управления, ее объективного и субъективного характера;
  • ? подчинения содержания цели управления действию объективных законов развития;
  • ? определения цели как желаемого состояния системы на конкретном этапе ее развития;
  • ? учета действия объективных и субъективных, а также детерминированных и вероятностных факторов развития системы;
  • ? повышения достоверности и эффективности оценок внешних и внутренних условий развития системы, а также внешней среды;
  • ? обоснования системного характера цели и ее ресурсного обеспечения, допускающего декомпозицию дерева целей, ресурсов, сроков, исполнителей.

Задача — это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для этого решения.

Конкретная производственная ситуация обычно порождает ряд разнообразных задач, требующих решения. Если различные ситуации создают в той или иной мере совпадающие задачи, это значительно облегчает выявление источников их возникновения и путей решения.

Задачи, как и цели, подчиняются принципам построения и функционирования больших систем: они могут быть подвергнуты декомпозиции, для них характерны свойства синергичности, неаддитивности, эмерджентности и т.д. Дерево задач, характеризующее задачу как большую систему, стоящую перед социально-экономической системой, также является важным элементом программно-целевого управления.

Категорию «задачи» следует отличать от категории «проблемы», проблемной ситуации. Проблема может рассматриваться как основное противоречие между ситуацией и целью и как основное звено изменения ситуации в направлении достижения цели. Категория «проблемы» в целом значительно шире, чем категория «задачи».

Задача более связана с самой деятельностью руководителей, потребностями и интересами, а проблема — с соответствием ситуации и цели. Одна и та же проблема может породить обилие задач. Например, проблема выхода из кризисного состояния экономики порождает задачи перед каждым субъектом хозяйствования: как производителем, так и потребителем. Решение задач связано с необходимостью выполнения сложной сети процедур, в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Задачи могут быть классифицированы как задачи функционирования и развития. Если решение первых призвано обеспечить циклический характер деятельности производственных систем, выполнения плановых заданий, функционирования деятельности служб предприятия, то вторые связаны с включением в воспроизводственные процессы новых элементов и факторов производства, новых факторов научно-технической и социальной природы, что требует постоянного обновления и качественного совершенствования всей системы управления.

Достижение поставленной цели требует предварительного решения комплекса определенных задач. Поскольку задача представляет собой единство вопросов и условий их разрешения, образуется логическая цепь «цель — задачи — результат», в которой задачи могут быть представлены для простоты как последовательность вопросов и условий (рис. 3.8).

Последовательность целей и задач

Рис. 3.8. Последовательность целей и задач

Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной целью и служит основанием для постановки новой, уточненной цели, решения задач и получения нового результата и т.д. Этот процесс продолжается непрерывно: индивидуально, пока существует отдельный человек, общественно, пока существует общество.

Весьма важно, чтобы этот процесс сопровождался самообучением: цели формулировались и ставились более четко, определенно, конкретно; задачи выявлялись в полном объеме; условия для их решения создавались наиболее благоприятные. Во многих случаях полезно осуществить декомпозицию целей, задач и результатов. Принято считать общую цель достигнутой, если достигнуты основные частичные цели, решены основные задачи, а результат отклоняется от цели в допустимых пределах.

Источник: bstudy.net

Первая пятилетка в СССР

Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР

Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг “догнать и перегнать” был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством, а последующая за ней вторая пятилетка была погоней за качеством.

Сегодня будем говорить о том, что собой представлял пятилетний план развития СССР с 1928 по 1932 годы, чего удалось добиться, и какие были достигнуты результаты. Будет очень много цифр но я рекомендую всем с ними ознакомиться. Это будет полезно тем людям, которые сегодня говорят, что 5 лет это недостаточный срок для того чтобы оценивать деятельность руководителей стороны.

Официально первый план пятилетнего развития был выполнен за 4 года и 3 месяца. То есть всё о чём мы будем говорить ниже было достигнуто за чуть более чем 4 года. Это было время окончательной победы Сталина над Троцким, поэтому страна ушла от развития исключительно военного комплекса к развитию промышленности и гражданскому строительству.

Что было построено

Первая Пятилетка (1928-1932), которая была завершена за 4 года и 3 месяца (4,25 года) позволила выстроить серьезную промышленную базу СССР. Всего по всей стране было построено примерно 1500 предприятий, а крупнейшие стройки этого периода следующие:

Таблица: Крупнейшие стройки первой пятилетки Объект промышленности Ввод в эксплуатацию Особенности Что с предприятием в настоящий момент
ДнепроГЭС Первые агрегаты введены в 1932 Для строительства использовалось оборудование из Германии, Чехии и США. В дальнейшем на базе этого завода были построены ремонтно-механический завод, коксо-бензольный комбинат, днепросталь, химкомбинат, днепросплав и другие заводы. Работает
Челябинский Магнитогорский металлургический комбинат Строительство начато в 1929 году. В 1932 году предприятие начало функционировать Работает
Сталинградский тракторный завод Закладка завода началась в 1926 году, в 1930 году был выпущен первый трактор СТЗ-1. Проектная мощность завода была освоена в 1932 году, то есть по итогам пятилетнего плана развития. Обанкротилось в 2007 году
Харьковский тракторный завод 1 октября 1931 Изначально завод специализировался на выпуске колесного трактора СХТЗ-15/30 Работает
Челябинский тракторный завод Официальное открытие завода пришлось на 1 июня 1933 года, но еще 15 мая 1933 года был выпущен первый трактор Завод специализировался на гусеничных тракторах Работает
Горьковский автозавод (Нижегородский автомобильный завод имени Молотова) 1 января 1932 Завод основан ВСНХ и Ford. Специализировался на строительстве автомобилей ГАЗ. Работает
Ростсельмаш Первые цеха на заводе заработали 21 июля 1929 года В 1930 году был выпущен первый российский комбайн колхоз. На сегодняшний день Компания входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. Работает
Керченский (крымский) металлургический комбинат Предприятие начало работу в 1900 году. Пострадало во время Гражданской войны и к 1925 году завод был практически полностью уничтожен. Первая пятилетка произвела его реконструкцию и в 1930 году Керченский металлургический завод начал функционировать. Завод специализируется на литье стали и чугуна Работает
Новокузнецкий металлургический комбинат (КМК) 1 апреля 1932 Один из крупнейших заводов Европы по выплавке чугуна. На стройке работало более 46000 человек, оборудование поступало из заграницы. Работает
Московский шарикоподшипниковый завод 1932 Один из крупнейших заводов своей ниши Ликвидирован во время перестройки
Уралмашзавод — Уральский завод тяжелого машиностроения 1933 Изначально завод специализировался на изготовлении экскаваторов, доменного и сталеплавильного оборудования, гидравлических прессов, дробилок, прокатных станков и тому подобное. Одно из крупнейших предприятий России
Запорожсталь 16 ноября 1933 Градообразующее предприятие, специализирующееся на прокате, выплавке чугуна и стали. Работает
Читайте также:  Приказы ответственных лиц в строительстве примеры

* — кстати, рекомендую обратить внимание сколько из этих предприятий строилось на территории УССР.

По итогам первой пятилетки введены в эксплуатацию были Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). И все это только крупные стройки, которые фактически были завершены за 4 года и 3 месяца.

Первая пятилетка фактически заново создала целые сегменты промышленности: автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил фундамент, на основе которого происходило дальнейшее развитие страны.

Доклад Крижановского

Когда мы говорим про первый пятилетний план индустриализации СССР, то для большинства людей этот рывок ассоциируется исключительно с силой советского народа и гением товарища Сталина. Отчасти это так, но были люди, которые этот план непосредственно продвигали и были его идейными вдохновителями.

Одним из таких людей был Крижановский Глеб Максимович, который с 1925 года занимал пост Председателя Государственной плановой комиссии при Совете Народных Комиссаров СССР. На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.

Приоритеты Крижановский обозначил следующие:

  • Промышленность. Снижение себестоимости, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня за счет качества.
  • Финансы. Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализации.
  • Сельское хозяйство. Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации.
  • Социальная сфера. Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей.
  • Образование. Повышение образованности рабочих.
  • Транспорт. Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства.
  • Торговля. Снизить расходы, увеличить оборот, упростить продажи.

Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.

Законодательная часть Пятилеток

Развитие любого важного направления происходит с сопровождением по законодательной линии: принимаются законы, указы, инструкции и так далее. С первым пятилетним планом развития было тоже самое. Его основные документы следующие:

  • Резолюцию составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства — 19 декабря 1927 года.
  • Постановление экономического выбора организации работ — 7 января 1928 года.
  • Резолюция 3 всесоюзного съезда плановых работников — 14 марта 1928 года.
  • Приказ ВСНХ СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана — 27 апреля 1928 года.
  • Постановление Президиума ВСНХ — 19 мая 1928 года
  • Циркуляр ВСНХ всем хозяйствующим органам — 26 июня 1928 года
  • Постановление Президиума ВСНХ о контрольных цифрах первого пятилетнего плана развития промышленности — 13 августа 1928 года
  • Приказ ВСНХ об активном использовании рабочих масс и организаций — 3 января 1929 года.
  • Доклад госплана об основных проблемах пятилетнего плана СССР на 1928/29 — 1932/33 года — 7 марта 1929 года.
  • Резолюция 16 конференции ВКП(б) пятилетнего плана развития народного хозяйства — 29 апреля 1929 года.
  • Постановление 5 съезда советов СССР — 28 мая 1929 года.

Это основной ход развития событий. Собственно эти документы легли в основу данного материала. Часто после прочтения этих пунктов возникает вопрос — почему считается временем начала пятилетнего плана 1928 год, если фактическое утверждение плана произошло в мае 1929 года? Дело в том, чтобы 5-ый съезд Советов утвердил окончательный план со всеми изменениями и дополнениями. Реальная реализация и развитие первоначального плана началось еще в 1928 году по начальному проекту.

План пятилетки

Первый пятилетний план развития промышленности в СССР предусматривал, прежде всего, увеличение капитальных вложений в отрасли народного хозяйства. Эти вложения измерялись в сумме 64,6 млрд руб. Для сравнения за предыдущие 5 лет эта сумма составляла 26,5 млрд руб.

Эти вложения должны были обеспечить увеличение основных фондов страны до 128 млрд руб по сравнению с показателями в 70 млрд рублей на 1927 год. То есть вложение денег должно было обеспечить увеличение основных фондов на 82%. При этом основные фонды по отраслям увеличивались: промышленность в 2,5 раз, электрификации в 5 раз, железнодорожный транспорт на 70%, сельское хозяйство на 35%.

Предполагалось, что страна должна вдвое увеличить объем выпускаемой продукции по всем отраслям. Еще раз это подчеркиваю тенденцию, цели и задачи на пятилетку, которые ставились перед СССР — наращивать промышленный потенциал. Качество в этот момент в роли не играло.

Таблица: Планы строительства на первую пятилетку Объект промышленности Планы строительства Плановые задачи
Электростроителсьтво Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сивирская, в Бобриках, на Донбассе и другие). Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч.
Черная металлургия Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн.
Каменный уголь Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн.
Машиностроение Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза.
Химическая промышленность Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритах, и Березниковского комбината. увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн

Отдельно в плане оговаривалось строительство железных дорог. За 5 лет страна должна была увеличить протяженность железнодорожных линий с 76 тыс километров до 92 тыс км. Одновременно шло развитие программы по улучшению морских и речных путей.

Общие итоги

Итоги первой пятилетки можно подвести кратко тем, что этот план был выполнен за 4 года и 3 месяца. Это была официальная позиция советских властей, в которой говорилось, что план выполнен полностью. Реально оцените его сложно, поскольку в советский период все статистические показатели сильно завышались. Тем не менее главные характеристики это то что план был выполнен с опережением, а в цифрах это было выражено так.

Таблица: Итоги первой пятилетки Показатель На начало пятилетки План к концу пятилетки Фактический показательна конец периода
Показатели промышленности
Рост промышленной продукции в процентах к началу пятилетнего плана 230 224
Удельный вес тяжелой промышленности 44,4% 47,5% 54,1%
Удельный вес социалистического сектора:
в промышленности 79,5% 92,4% 99,5%
в сельском хозяйстве 1,8% 14,7% 76,1%
в розничной торговле 75% 91% 100%
в национальном доходе 44% 66,3% 93%
В сельском хозяйстве
Процент крестьянских хозяйств, прошедших коллективизацию 1,7% 20% 61,5%
Доля производства зерна совхозами и колхозами 7,5% 42,6% 84%
Удельный вес отечественной продукции
в поставке оборудования 67,5 % 92%
в поставках станков 33% 46%
Занятость населения
Число безработных в городах в тыс человек 1133 511 0
Аграрное перенаселение в млн человек 8,5 2,6 0

*- данные представлены по материалам Госплана СССР.

Темпы индустриализации в СССР были гигантские. Для демонстрации достаточно посмотреть данные по выплавке чугуна. С 1929 по 1935 СССР в 3 раза увеличил объем выплавки чугуна. Для сравнения у США для достижения аналогичного показателя ушло 18 лет (1881-1899), а у Германии 19 (1882-1907). Это не значит, что советские люди работали намного лучше или были на голову умнее всех остальных.

Тут нужно учитывать, что Советский Союз проводил индустриализацию, когда другие страны ее давно уже прошли и мы могли использовать накопленный другими опыт. Например, те же данные по выплавке чугуна мы берём начиная с 1929 года. Стартовый отрезок в США и Германии был 1881-1882 годы. То есть мы отставали от западных стран примерно на 47-50 лет.

В результате к этому и сводилась основная задача пятилетки — за короткое время “догнать и перегнать”, используя имеющийся мировой опыт. Собственно для этого и приглашались западные специалисты. И первая пятилетка советского правительства заложила фундамент для этого.

Источники финансирования

Рассматривая планы на первую пятилетку мы уже говорили о том, что государство планировало вложить в развитие промышленности 64,6 млрд рублей. С учетом курса рубля к доллару это составляло порядка 33,3 млрд долларов. Сумма гигантская по тем временам. Для понимания. Только на инфляции с 1928 года по настоящий день доллар потерял порядка 85%.

Поэтому только учитывая инфляцию первая пятилетка обошлась в 61,6 млрд современных долларов. К этому необходимо добавить общий рост стоимости энергоносителей (например, в 1930 году 4 литра бензина в США стоили 10 центов — сегодня 1 литр стоит 83 цента) и жизни (средняя стоимость жилья в США составляла 7,1 тыс — сегодня 1 метр квадратный стоит 1,9 тыс). В целом, экономисты рекомендуют увеличивать цены 1928-1929 годов к современным в среднем в 120 раз. То есть только на освоение промышленности для реализации плана переоснащения промышленности на первую пятилетку в СССР выделили без малого 4 трлн долларов современными деньгами. Для понимания насколько это много — 4 трлн долларов это современный бюджет США.

Какие же были источники финансирования первых пятилеток? В основном это были внутренние резервы, которые очень дорого обходились стране, но без которых качественный рывок сделать было невозможно. Основные источники получения средств для индустриализации и первой пятилетки:

  • Перераспределение. Это был самый простой вариант. Экономия на всём, за счёт чего большую часть денег удавалось бросать на промышленность.
  • Получение дешевой продукции сельского хозяйства. Государство за бесценок забирало сельскохозяйственную продукцию, направляя ее на нужды индустриализации.
  • Увеличение налогов.
  • Программа гос займов. Государство предлагало выгодные проценты населению для открытия депозитов.
  • Рост инфляции. Это то с чем в дальнейшем СССР справился, но за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • Использование бесплатного и дешевого труда. Сама рабочая сила в СССР стоила дешево, вместе с ней использовался бесплатный труд узников. Здесь можно добавить высокую моральную подготовку населения. Граждане СССР были готовы работать буквально за еду, чтобы обогнать Запад.
  • Увеличение выпуска и продажи спиртных напитков. Это замалчивали, но например в 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году 2,6 миллиард руб, а в 1934 году 6,8 млрд руб. Население спаивали….
  • Продажа ресурсов. Нефть, лес, меха, зерно и так далее. Всё подавалось на Запад. Напоминаем, что голод, о котором так любят вспоминать на Украине, забывая, что он был на всей территории СССР, случился из-за того, что западные страны согласились принимать в расчёт от СССР за поставку оборудования только зерно.

Рассматривая финансовую сторону пятилетки нужно отметить, что это было время, когда в США началась Великая депрессия. Из-за этого многие крупные специалисты оказались без работы и с удовольствием приехали в СССР. Практически все советские заводы, которые были построены в этот период, строились иностранцами и на иностранном оборудовании. У нас не было тогда специалистов.

Они появились позже. Достаточно сказать, что Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем там был демонтирован и по частям доставлен в СССР. Активное участие в развитии промышленности СССР осуществлял завод Ford, подставляя свое оборудование, в частности, для Горьковского автозавода.

Американцы провели нашу индустриализацию?

Всё чаще и чаще в современном обществе приходится слышать идею, что если иностранные компании участвовали в строительстве советских предприятий и занимались поставкой оборудования в СССР, то все советские пятилетки были проведены Западом и на деньги Запада. На самом деле в этом нет даже доли правды. Во-первых нужно понимать реалии тех дней. 1929 год — в США Великая депрессия.

Вся промышленность страны останавливается, поскольку у нее нет рынка сбыта. Таким рынком сбыта представляется СССР. Поэтому здесь сошлось сразу несколько факторов, но в конечном итоге и СССР и США были заинтересованы друг в друге. Поэтому когда говорят что индустриализация и Пятилетки в СССР проходили на американские деньги и с их разрешения — это неправда.

Безусловно, они могли не продавать оборудование и станки в советскую страну, но тогда Депрессия у них бы продолжалась намного дольше. Тогда вся промышленность Запада, который так они любят хвалиться, не имела бы практически никаких рынков сбыта. Запад был готов продавать, СССР был готов покупать. Вот и вся правда.

Аналогичная ситуация и с квалифицированными рабочими, которые приезжали с Запада. Советское правительство понимало, что молодая Социалистическая страна не имеет трудовых квалифицированных резервов. Ученые и квалифицированные рабочие, которые были в Российской империи, за годы Революций и Гражданской войны либо погибли, либо уехали. В распоряжении СССР был пролетариат.

Это отличные люди чтобы воевать, чтобы делать мелкую черновую работу, но построить наукоемкое предприятие они не могут. Этим должны были заняться иностранцы. Они этим и занялись. И им за это очень хорошо платили (платили настолько хорошо, что специалисты жили в бывших дворянских имениях и имели прислугу).

Эти рабочие ехали в СССР не из-за своей любви к стране Советов, а из-за того что на западе элементарно не было работы. В СССР работа была и денег платили столько, что их хватало для того чтобы ехать сюда как на заработки. Например, Альберт Кан, который фактически занимался проектированием всей индустриализации СССР, был известен как разработчик заводов Ford, но в 1929 году, после начала Великой депрессии он остался без работы.

Источник: istoriarusi.ru

Рейтинг
Загрузка ...