Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» реализуется в России с 2018 года в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика».
Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на 5 ключевых принципах:
- ориентация на человека;
- технологичность городской инфраструктуры;
- повышение качества управления городскими ресурсами;
- комфортная и безопасная среда;
- акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.
Основной инструмент реализации этих принципов — широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.
Цель «Умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры.
• Текущие задачи министерства строительства и ЖКХ
Целевые показатели, зафиксированные в паспорте проекта, к 2024 году:
- 60% жителей городов старше 14 лет имеют возможность участвовать с помощью цифровых инструментов в принятии решений городского развития
- +15% рост доли УК и ресурсоснабжающих предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации
- перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид,
- увеличение числа многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов.
Проект «Цифровой город»
Минстрой увеличит финансирование умных городов более 13 млрд рублей
В начале июня 2022 года стало известно о решении Министерства строительства и жилищно-коммунальногохозяйства РФ увеличить объем финансирования своего проекта «Умный город». Изначально на него планировалось потратить около 13 млрд рублей в период с 2018 по 2024 гг., выделяя более 2 млрд рублей в год.
Как пишут «Ведомости», намерения Минстрой привлечь дополнительные средства в ведомственный проект связаны с обновлением стандарта «Умного города» в мае 2022 года. Расширение перечня обязательных технологий потребует роста финансирования не менее чем на 50%, считает источник газеты.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства объявило конкурс
Согласно публикации издания, стандарт «Умного города» – это рамочный документ, который определяет реализацию мероприятий, направленных на цифровую трансформацию городского хозяйства и системы управления. Первая версия данного стандарта появилась еще в 2018 году и включала всего восемь направлений. В новом стандарте, утвержденном в мае 2022 года, количество направлений было расширено.
Утвержденный стандарт актуализирован «с учетом современных технологических и цифровых решений», говорит президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Новые показатели напрямую влияют на комфорт городской среды и появление нескольких уровней оценки ее качества – муниципального и регионального, отметил он.
По его мнению, с учетом расширения перечня показателей цифровизации городского хозяйства в рамках стандарта очевидно, что необходимо предусмотреть увеличение финансирования. [1]
Утвержден стандарт умного города
18 мая 2022 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сообщило об утверждении стандарта умного города. В него вошли 18 тематических блоков — помимо уже существующих разделов по цифровизации городских услуг, появились блоки, связанные с инновациями в социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении. Подробнее здесь.
Включение в состав рабочей группы Sitronics Group
Sitronics Group 12 января 2022 года сообщила о включении в состав рабочей группы «Умный город» Минстроя России. Подробнее здесь.
Минстрой РФ утвердил концепцию умных городов
В конце декабря 2020 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило концепцию умных городов. Как отметили в ведомстве, документ способствует формированию единого понятийного пространства через закрепление ключевых терминов, объясняет основные преимущества умного города для жителей, бизнеса и государства, а также помогает определить последовательность этапов цифровизации.
Проект «Умный город» к концу декабря 2020 года реализуется в 209 городах России. Концепция должна стать общим документом, с которым можно сверяться при развитии программ цифровизации и внедрении технологий в различные сферы городского хозяйства. Среди основных принципов концепции выделяется ориентация города на потребности человека, повышение доступности сервисов и услуг и приоритет долгосрочных решений при выборе стратегии.
Документ обращает внимание на необходимость взаимосвязи мероприятий нацпроектов и федеральных программ. Он подготовлен с учетом международного опыта, текущих вызовов и актуальных трендов, говорится в сообщении Минстроя.
По словам замглавы Минстроя России Максима Егорова, органам местного самоуправления необходима помощь с приоритизацией этапов внедрения технологий. Документ как раз решает эти задачи, объясняет архитектуру умных городов и наглядно показывает, какие проблемы жителей и бизнеса могут быть решены.
Минстрой представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город»
В конце апреля 2020 года Минстрой РФ представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город». Соответствующий проект постановления правительства РФ — «Об утверждении правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий» — опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В Минстрое сообщили о необходимости оказания адресной финансовой поддержки лучшим проектам умных городов на конкурсной основе. Победители получат господдержку в целях реализации проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий.
В Минстрое отмечают, что внедрение решений умного города требует от региональных и муниципальных органов власти значительных организационных и финансовых затрат при высоком уровне технологических рисков
Предполагается, что деньги будут выделяться на будущие проекты, которые ещё не реализованы, либо будут компенсироваться проекты, которые уже реализованы с 1 января того года, когда проходит конкурс.
Федеральную комиссию, которая будет определять лучшие проекты, предлагается сформировать с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, отдельных экспертов по вопросам цифровизации городского хозяйства.
На Минстрой будет возложен контроль целевого использования средств и принятие мер ответственности при выявлении нарушений, вплоть до возврата полученных средств.
Ведомство также сообщило о необходимости создать методологические и организационные основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение оценки IQ» для городов и внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства с использованием ресурса «Банк решений умного города». [3]
Методические указания по финансированию проектов «Умный город»
В апреле 2019 года появились методические указания по финансированию проектов «Умный город», стандарт которых был утвержден Минстроем в марте 2019 г. Таким образом, часть средств, предназначенных на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда», может быть направлена на цифровизацию городов.
В рамках проектов «Умный город» планируется внедрить несколько базовых направлений, среди которых создание единого интеллектуального центра городского управления, внедрение цифровых платформ вовлечения жителей в создание удобного мегаполиса, внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, общественной безопасности и др. Большинство из этих составляющих планируется реализовать к 2024 году на всей территории РФ.
Определены 19 российских городов-пилотов проекта «Умный город»
19 марта 2019 года стало известно о подписании трехстороннего соглашения между Минстроем России, субъектами и городами о реализации проекта «Умный город». Соглашение подписали 19 городов из 11 регионов страны. Об этом сообщил Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В число пилотов проекта вошли Калуга, Великий Новгород, Пермь, Рязань, Ставрополь, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары и другие. Города-пилоты берут на себя обязательства не только досрочно выполнить стандарт «умного города», утвержденный Минстроем России, но и реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с дорожными картами, разработанными и утвержденными с участием независимых экспертов и специалистов министерства.
Ведомственный проект «Умный город» начиная с 2019 года стал обязательным в рамках сразу двух нацпроектов – «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика» Конкретные эффекты, которых планируется достичь в результате реализации проекта:
- Повышение эффективности управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях
- Повышение эффективности сбора муниципальных налогов, увеличение объема начислений и сборов
- Повышение эффективности городских транспортных систем, внедрение единого проездного на все виды общественного транспорта
- Повышение удовлетворённости качеством жизни в городе
- Снижение числа инцидентов нарушений общественной безопасности
- Прогнозируемость и управляемость городской инфраструктуры – снижение числа ЧС
- Обеспечение прозрачности и открытости данных городского хозяйства, актуальности, релевантности, анализируемости и управлении информации в разрезах городов, регионов
- Снижение расходов муниципальных и региональных бюджетов на неэффективные разработки информационных систем [4] .
Глава Минстроя пообещал российским городам зоны без Wi-Fi и сотовой связи
Уже через несколько лет в российских городах появятся особые общественные пространства без Wi-Fi и сотовой связи, куда люди смогут приходить и просто общаться. Такой прогноз на форуме «Умный город» в Калуге в марте 2019 года озвучил глава Минстроя Владимир Якушев, пишет «Интерфакс».
«Скоро должны появиться зоны, где не будет ни вай-фая, ни чего-то другого, и люди смогут просто приходить и общаться. Года через три-четыре, через пять — точно. Думаю, такие зоны будут пользоваться большой популярностью, потому что общение начинает исчезать», — отметил Якушев. По словам министра, глобальная цифровизация «имеет обратную сторону». «Цифровые системы постоянно с нами. Нужен баланс», — убежден глава Минстроя.
Включение проекта внедрения АСУДД Softline в Новосибирске в банк решений проекта «Умный город»
Проект по внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением Traffic SL в Новосибирске вошел в Банк решений проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», который реализуется Минстроем России. Об этом 20 марта 2019 года сообщили в компании Softline, разработчике АСУДД. Подробнее здесь.
Одобрение заявок 7 городов на включение в пилоты по «Умному городу»
7 марта 2019 года стало известно, что заявки Калуги, Обнинска, Нижнего Новгорода, Сарова, Перми, Березников и Сатки о включении в перечень пилотных городов по ведомственному проекту «Умный город» одобрены Минстроем России. Соглашения о реализации проекта будут подписаны до конца марта. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Чибис Андрей.
Города-пилоты станут площадками по тестированию передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового преобразования в сфере городского хозяйства.
Для участия в проекте в качестве пилотов заявки подал 41 город из 27 регионов.
Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
В числе основных требований к пилотным городам – «дорожная карта» (или ее проект) по комплексной цифровизации городского хозяйства. При этом карта пилотного проекта должна включать в себя не только стандартные мероприятия, но и дополнительные, сформулированные муниципалитетом на основании анализа наиболее актуальных проблем. Заявка рассматривается в течении десяти рабочих дней со дня ее поступления, после одобрения между Минстроем России, субъектом Российской Федерации и городом заключается соглашение о реализации пилотного проекта [5] .
Минстрой утвердил стандарт федерального проекта «умного города»
4 февраля 2019 года Минстрой России утвердил стандарт федерального проекта «Умный город», большинство мероприятий которого планируется реализовать в 2024-м. Об этом говорится в документе, представленном на сайте ведомстве.
В перечень обязательных требований к «умным городам» вошли задачи по созданию интеллектуального центра управления городом, цифровой платформы для горожан по решению градостроительных вопросов по аналогии с платформой «Активный гражданин», «умное» ЖКХ, включающее интеллектуальный учет ресурсов и установку «умных» счетчиков, внедрение энергоэффективного городского освещения, а также системы распознавания лиц и системы автоматизированного контроля за работой дорожных служб и коммунальной техники.
Первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов для вовлечения горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.
Пилотными площадками для реализации проекта «Умный город» станут почти 40 городов. Проект нацелен на внедрение в российские города комфортной и безопасной городской среды, созданию инновационной инфраструктуры и цифровизации. Для реализации стандарта «умного города» Минстрой сформировал открытую базу технологий и разработок — «Банк решений умного города», где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы. [6]
Утвержден ведомственный проект Минстроя «Умный город». Запланировано 13 млрд руб. на 6 лет
В конце октября 2018 года приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимира Якушева утвержден ведомственный проект Минстроя России «Умный город». Как сообщает D-Russia.ru [7] , всего из федерального бюджета до конца 2024 года на него планируется потратить 13 млрд руб.
Основная часть этих средств (12 млрд руб., по 2 млрд руб. каждый год начиная с 2019 года) пойдёт на реализацию наиболее перспективных тиражируемых проектов цифровизации городского хозяйства.
100 млн руб. планируется выделить в 2019 году на создание методологической и организационной основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение оценки IQ для городов.
Начиная с 2020 года из федерального бюджета также будут выделяться средства (всего 900 млн руб.) на реализацию тиражируемых цифровых и инженерных решений повышения эффективности городского хозяйства («Умного города») с использованием ресурса «Банк решений умного города».
Сообщалось, что проект «Умный город» будет реализовываться в рамках двух нацпроектов — «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».
В числе целевых показателей проекта — перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид, создание цифровых инструментов участия жителей в принятии решений по вопросам городского развития, рост доли УК и ресурсоснабжающих предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации, увеличение числа многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов.
Минстрой планирует создать рейтинг IQ городов на базе инновационных критериев
Минстрой планирует разработать и утвердить новый рейтинг IQ («индекса интеллекта») городов к середине 2019 года. Об этом заявил замглавы ведомства Андрей Чибис, писал в июле 2018 года ТАСС Информационное агентство России. Методику будущего рейтинга планируют опубликовать для общественного обсуждения уже в конце 2018-го, добавил Чибис.
Минстрой планирует сделать будущий «топ IQ городов» международным, сказал чиновник. «Это позволит нашим коллегам из других стран видеть болевые точки, которые есть», — пояснил замглавы Минстроя.
Также в основу рейтинга добавят ряд инновационных критериев. «Подход, который избран, не технологический. Все подходы, которые есть сегодня в мире, — это доступ к широкополосному интернету, это количество датчиков, счетчиков и т. д. Но подождите! Давайте мерить эффект от всех этих вещей. И, приоткрою завесу, мы пытаемся докрутить такие индикаторы, как процент старшеклассников или детей, добирающихся до учебных заведений самостоятельно», — пояснил Андрей Чибис.
Ранее сообщалось, что под «IQ городов» в Минстрое понимают степень применения цифровых решений в сфере ЖКХ и городской инфраструктуры. Администрациям муниципальных образований с более высоким «IQ» планировалось выделять больше средств из федерального бюджета на развитие городской среды.
Минстрой и Ростелеком стремятся включить направление «Умных городов» в программу «Цифровая экономика»
Минстрой России и «Ростелеком» в июне 2018 года заключили Соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис и вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Глазков Борис. Церемония подписания состоялась на конференции «Цифровая индустрия промышленной России-2018» (ЦИПР) в Иннополисе.
Предметом Соглашения является взаимодействие сторон в сферах развития и внедрения цифровых технологий при организации городского пространства и управления городской инженерной инфраструктурой, роста эффективности предоставления коммунальных услуг, модернизации объектов городской среды и реализации мероприятий по благоустройству для целей повышения уровня комфорта проживания и качества обслуживания граждан.
Минстрой России и «Ростелеком» совместно являются инициаторами включения направления «Умный город» в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». «Ростелеком» разрабатывает проект «дорожной карты» направления при участии Минстроя России и его экспертных органов. Документ планируется представить в июле 2018 года.
Министерство строительства и ЖКХ РФ и «Ростелеком» разрабатывают открытую интернет-платформу «База знаний «Умных городов». В ней будет аккумулироваться лучший российский опыт, практические – технические, финансовые, нормативные и организационные решения, которые уже реализованы муниципалитетами. Ресурс также позволит анализировать опыт зарубежных проектов «Умных городов» и адаптировать его для российских условий.
Определены 18 пилотных городов для реализации проекта «Умный город»
В окончательный список пилотных городов для реализации приоритетного проекта «Умный город» попали 18 городов из 15 регионов. Об этом в апреле 2018 года рассказал глава Минстроя Михаил Мень. В перечень вошли как «миллионники», так и города с населением менее 100 тыс. человек:
- Воронеж,
- Екатеринбург,
- Новоуральск (Свердловская обл.),
- Новосибирск,
- Уфа,
- Пермь,
- Великий Новгород,
- Евпатория (Республика Крым),
- Ижевск (Удмуртия),
- Глазов (Удмуртия),
- Сарапул (Удмуртия),
- Тольятти (Самарская обл.),
- Саров (Нижегородская обл.),
- Елабуга (Татарстан),
- Котовск (Тамбовская обл.),
- Магас (Ингушетия),
- Сатка (Челябинская обл.),
- Сосновый бор (Ленинградская обл.) [8] .
Объем финансирования проекта из бюджета оценивался в 100 млрд руб. до 2024 года. Впрочем, Михаил Мень затруднился назвать общую сумму, отметив лишь, что источники финансирования для ее реализации «абсолютно разные». «Не знаю, откуда эта цифра взялась. Наверное, это сборные данные со всех ведомств. Если все сложить, может быть, и получится», — предположил он.
Ранее сообщалось, что приоритетный проект «Умный город» включен в госпрограмму «Цифровая экономика». Планируемые к внедрению технологические решения в пилотных городах будут относиться к шести ключевым блокам. В их числе:
- внедрение «умного» ЖКХ,
- формирование доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды,
- создание инновационной городской инфраструктуры,
- цифровизация строительства,
- цифровизация территориального планирования,
- развитие городских транспортных систем.
Михаил Мень отметил, что в рамках этой программы к 2024 году, например, будет установлено индивидуальных приборов учета в 70% квартир, а, в целом, около 50 млн человек будут к этому времени проживать в «умных» городах».
Минстрой планирует внести направление «Умный город» в приоритетный проект «ЖКХ и городская среда»
В начале 2018 года года Минстрой России внёс в правительство России заявку об изменении приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» — согласно предложению ведомства, проект необходимо расширить новым направлением – «Умный город», сообщалось на сайте Минстроя.
«В число основных целевых показателей нового направления может быть включено создание онлайн-банка решений и технологий «умного города», создание инструментов повышения качества управления городскими ресурсами, в том числе за счёт большего вовлечения в принятие ключевых решений жителями», — рассказал 22 февраля министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень на ведомственном совещании по данному вопросу [9] .
По словам министра, в число показателей «умных городов», принятых Европейской экономической комиссией, входят качество и доступность коммунальных ресурсов, инновационная инфраструктура, безопасная и комфортная среда. Модернизация коммунальной инфраструктуры, благоустройство и повышение эффективности всего городского хозяйства должны быть синхронизированы, поэтому рабочая группа рекомендовала включить в приоритетный вопрос и направление умного города, полагает Мень.
Проект изменений в паспорт приоритетного проекта был подготовлен на основании рекомендаций рабочей группы «Умный город» Минстроя России. Предложение должно было быть вынесено на ближайшее заседание проектного комитета. Возглавляет рабочую группу в это время заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.
На сайте Минстроя отмечается, что в состав рабочей группы входят эксперты по «повышению интеллекта городов, пространственному развитию и увеличению эффективности городской инфраструктуры и разработчики самых современных технологий в области городского развития».
Меморандум с Японией об участии в создании в России «умных городов»
Минстрой России и Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии подготовили в декабре 2016 года меморандум о сотрудничестве в сфере совершенствования городской среды. Об этом пишет «Российская газета». Площадками для пилотных проектов выбраны Воронеж и Владивосток.
В частности, планируется развитие территории международного аэропорта в Воронеже. Среди других проектов: строительство мусороперерабатывающего завода и борьба с пробками с помощью «умных» светофоров. В основу работы последних заложат японскую технологию, которая позволяет регулировать движение в онлайн-режиме исходя из анализа текущего транспортного потока.
Еще одно приоритетное направление сотрудничества — организация инновационного городского планирования. К проекту предполагается привлечь специалистов всемирно известного архитектурного бюро Nikken Sekkei. Основная идея в том, чтобы планировать плотную и высотную городскую застройку как можно ближе к крупным транспортным узлам. Речь идет о жилье, торговых комплексах и общественно-деловых центрах. При таком подходе пользователи общественного транспорта смогут быстрее добраться до нужных им объектов.
Источник: www.tadviser.ru
Задачи министерства строительства и жилищно коммунального хозяйства российской федерации
Cкачать бесплатно ПОЛОЖЕНИЕ о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства в архиве .zip (13 кБт)
о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства
I. Общие положения
1. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее — Департамент) является структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных органов исполнительной власти, поручениями Министра промышленности и энергетики Российской Федерации (далее — Министр), а также настоящим Положением.
3. Департамент в установленном порядке осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
– структурными подразделениями Министерства,
– федеральными агентствами, подведомственными Министерству,
– иными федеральными органами исполнительной власти,
– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах,
– органами местного самоуправления,
– общественными и профессиональными объединениями,
– предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов,
– в пределах своей компетенции с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента.
II. Задачи Департамента
4. Основными задачами Департамента являются:
1) разработка основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики;
2) разработка механизмов формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище;
3) разработка механизмов формирования рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса,
4) разработка механизмов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения;
5) выработка государственной политики в сфере технического регулирования в области строительства и промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве с подготовкой предложений по нормативному регулированию в данных сферах.
III. Функции
5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
1. разрабатывает и представляет руководству Министерства для внесения в Правительство Российской Федерации проекты, а также предложения по совершенствованию действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
2. участвует в разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитной политики в установленной сфере деятельности, формирования рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг, охраны памятников истории и культуры;
3. согласовывает проекты нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти в сфере жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
4. подготавливает проекты федеральных целевых программ и вносит изменения и дополнения в существующие федеральные целевые программы в области жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, консолидирует и координирует указанные вопросы в федеральных целевых программах, разрабатываемых другими федеральными органами исполнительной власти, участвует в формировании Федеральной адресной инвестиционной программы;
5. методологически и методически обеспечивает разработку и корректировку региональных и муниципальных программ в области жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;
6. организует выполнение научно-исследовательских и проектно- изыскательских работ в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, инициирует и координирует работу по подготовке кадров для строительного и жилищно-коммунального комплексов;
7. содействует формированию саморегулируемых организаций в жилищном, коммунальном и строительном секторах;
8. участвует в определении условий, порядка и формы проведения, а также в организации отраслевых и межведомственных конкурсов в установленной сфере деятельности;
9. оказывает методическое содействие в организации и проведении федеральных и региональных выставок-ярмарок;
10. курирует деятельность Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
в области жилищной политики:
11. разрабатывает и сопровождает прохождения актов жилищного законодательства Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
12. подготавливает и вносит предложения о внесении изменений и дополнений в жилищное законодательство, ведет работу по уточнению действующих постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в жилищной сфере;
13. ведет мониторинг рынка жилья;
14. содействует развитию ипотечного жилищного кредитования, формированию институтов ипотечного рынка;
15. разрабатывает механизмы снижения финансовых рисков при приобретении жилья гражданами с использованием накопительных схем (долевое участие в строительстве, строительно-сберегательные кассы, коммандитные товарищества и др.);
16. разрабатывает проект федеральной целевой программы «Жилище» на соответствующий период, ведет консолидацию подпрограмм, входящих в ее состав, обеспечивает повышение эффективности использования бюджетных ассигнований по подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда» за счет реализации принципа формирования участков под жилищное строительство;
17. разрабатывает механизмы предоставления и определения размера жилищных субсидий из бюджетов всех уровней для граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства по обеспечению жильем, разрабатывает правила предоставления государственных жилищных сертификатов.
18. вырабатывает предложения по нормативному правовому обеспечению формирования системы управления многоквартирными жилыми домами,
в области управления жилищным фондом и его эксплуатации:
19. разрабатывает механизмы формирования рынка жилищных услуг, стимулирует развитие конкуренции в сфере предоставления указанных услуг и управления жилищным фондом, обеспечивает осуществление мер по конкурсному отбору подрядных организаций на выполнение работ по обслуживанию и ремонту, а также управление жилищным фондом;
20. подготавливает проекты федеральных стандартов оплаты жилищно-коммунальных услуг, стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, формирует принципы управления и эксплуатации недвижимости в жилищном секторе;
21. ведет мониторинг жилищного сектора;
22. разрабатывает методологию и принципы проведения экспертизы обоснованности цен и тарифов в жилищном секторе, методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги;
23. разрабатывает меры и механизмы бюджетной поддержки программы финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
24. вырабатывает совместно с субъектами Российской Федерации, муниципальными органами и организациями жилищно-коммунального хозяйства конкретные механизмы финансового оздоровления этих организаций;
25. разрабатывает методологические основы реформирования правоотношений в жилищном секторе муниципального образования, а также повышения эффективности эксплуатации и управления жилищным фондом;
26. разрабатывает предложения по разделению в муниципальном секторе выполнения функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда;
27. ведет работу по завершению формирования нормативной правовой базы системы адресной поддержки малоимущих слоев населения при оплате жилищно-коммунальных услуг как элемента общей системы социального законодательства;
28. содействует созданию и функционированию товариществ собственников жилья и иных форм самоорганизации граждан в жилищной сфере;
29. разрабатывает меры и пути ликвидации ветхого и аварийного жилья;
в области реформирования коммунального сектора:
30. разрабатывает методологию реализации программы реформирования и мониторинга коммунального сектора;
31. формирует общие принципы и основы тарифного регулирования коммунального сектора;
32. участвует в координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики, предусматривающей ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей;
33. разрабатывает общие принципы реализации инвестиционных соглашений в коммунальном хозяйстве и соответствующее нормативное обеспечение;
34. разрабатывает основные положения методики передачи объектов коммунальной инфраструктуры в долгосрочное управление на основе инвестиционных соглашений и других договоров, предусмотренных законодательством;
35. разрабатывает механизмы повышения эффективности деятельности предприятий коммунального хозяйства, повышения качества и надежности предоставляемых ими услуг, в том числе путем демонополизации и развития конкуренции;
36. разрабатывает предложения по нормативному обеспечению правил оборота муниципального имущества, методологическое обеспечение работ по ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учету и регистрации муниципального имущества в жилищно-коммунальном секторе;
37. подготавливает руководству Министерства для представления в Правительство Российской Федерации предложения о создании государственных организаций (агентств и т.п.) в качестве инфраструктурных для формирования рынка в секторе коммунальных услуг, ведет совместную работу с Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова и ФГУП ГНЦ НИИ «Водгео»;
38. разрабатывает методологические основы деятельности жилищных инспекций субъектов Российской Федерации;
в области архитектуры, градостроительства и землепользования:
39. разрабатывает проекты актов законодательства Российской Федерации в области градостроительства и архитектуры и связанных с ними вопросов землепользования с целью застройки и содействует их прохождению в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
40. вносит предложения по порядку разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил, методологических основ формирования правил землепользования и застройки.
41. участвует в определении порядка разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, осуществляет мониторинг разработки и реализации градостроительной документации различного уровня;
42. разрабатывает федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий, разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов по градостроительству и архитектуре в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»;
43. разрабатывает методические основы организации деятельности муниципальных образований по развитию территорий (правовое зонирование, формирование генеральных планов и т.д.);
44. вырабатывает методологические основы по формированию схем планирования размещения объектов, необходимых для обеспечения федеральных нужд (объекты обороны, энергетики, транспорта, места хранения радиоактивных отходов низкой и средней активности и т.д.), а также схем планирования изменения границ земель водного и лесного фондов;
45. согласовывает правовые акты территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части соблюдения интересов Российской Федерации;
46. формирует и разрабатывает методические основы реализации и ведет мониторинг федеральных целевых программ сейсмобезопасности территорий, защиты побережий, развития и сохранения исторических городов;
47. осуществляет нормативное и научно-методическое обеспечение и координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной градостроительной политики, созданию качественной жилой среды и устойчивому развитию поселений, ведет совместную работу с Союзом архитекторов и Академией архитектуры Российской Федерации;
48. проводит анализ состояния и тенденций развития прогрессивных архитектурно-строительных систем, разработки и внедрения прогрессивных архитектурных проектных решений, направленных на формирование доступного рынка жилья и повышение его технологичности и комфортности;
49. представляет интересы Министерства в совместной работе с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по определению направлений и методических основ деятельности по охране памятников архитектуры и градостроительства;
в области строительной политики:
50. проводит анализ состояния и тенденций развития строительного комплекса, промышленности строительных материалов, разработку прогнозов и стратегии их развития, разрабатывает меры государственной поддержки строительной отрасли, нормативно-правовое и методологическое обеспечение их реализации;
51. разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов в строительстве и промышленности строительных материалов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»;
52. участвует в составлении планов (программ) разработки общих и специальных технических регламентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также раздела программы разработки национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, утверждаемой Министерством;
53. организует создание экспертных комиссий по техническому регулированию, а также технического комитета по стандартизации в области строительства для проведения экспертизы проектов технических регламентов, национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, участвует в их работе;
54. организует подготовку национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов для их последующего утверждения в установленном порядке;
55. разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений, а также отмене государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, подготавливает проекты нормативных правовых актов Министерства по этому вопросу;
56. организует проведение работы по оценке пригодности новых материалов, конструкций, изделий, технологий для применения в строительстве, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
57. организует экспертизу и согласование специальных технических условий, разрабатываемых в составе утверждаемой части проектной документации на строительство экспериментальных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических памятников, на которые не могут быть распространены действующие нормативные документы;
58. разрабатывает предложения по определению стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемой для расчета средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд, на выделение гражданам субсидий и ссуд;
59. организует разработку методологии и основных принципов ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в т.ч. внедрение и совершенствование новой сметно-нормативной базы, с подготовкой проектов нормативных правовых актов, разрабатывает предложения по порядку рассмотрения территориальных и специализированных сборников по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, а также осуществляет их регистрацию.
60. организует мониторинг и анализ ценообразующих факторов строительной продукции, представляет на утверждение индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, проектных и изыскательских работ, согласовывает индивидуальные сметные нормы, расценки и индексы, используемые при определении сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
61. ведет нормативно-методологическое обеспечение деятельности в области государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования деятельности по инженерным изысканиям, проектированию, строительству объектов 1 и 2 уровней ответственности, а также в области сертификации продукции, работ (услуг), систем менеджмента качества в строительстве, организует проведение единой технической политики в области инженерных изысканий для строительства;
62. проводит мониторинг и анализ научно-технического и инновационного потенциала в отрасли, разработку предложений по наиболее прогрессивным разработкам новых технологий, материалов, конструкций, деталей, приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, подготовку каталогов прогрессивных технологий, конструкций и деталей, материалов, приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных материалов;
63. Подготавливает разъяснения и рекомендации органам исполнительной и законодательной власти по порядку применения государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, а также по вопросам ценообразования и сметного нормирования, в обоснованных случаях подготавливает проекты разрешений на отступления от требований нормативных документов, ведет рассмотрение, подготовку заключений и регистрацию территориальных строительных норм, ведет совместную работу с ГУ «Главгосэкспертиза» и ГНЦ «Строительство»;
в области организации международной деятельности Министерства:
64. участвует в организации международной деятельности Министерства в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
65. подготавливает новые и ведет мониторинг существующих международных проектов с участием Международного Банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР), формирует и ведет мониторинг проектов МБРР по городскому и муниципальному теплоснабжению и водоснабжению;
66. участвует в работе Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Комитета по населенным пунктам Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), организует подготовку жилищного обзора Российской Федерации;
67. совместно с заинтересованными зарубежными и международными организациями решает вопросы организации функционирования специализированных предприятий по хранению и переработке радиоактивных отходов «Радон»;
68. участвует в работе межправительственных комиссий.
IV. Права Департамента
6. Департамент для осуществления своих функций в соответствии с возложенными на него задачами имеет право:
1. взаимодействовать в установленном порядке и в пределах своей компетенции с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания Российской . Федерации, с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными Министерству федеральными агентствами, иными федеральными органами исполнительной власти, загранучреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и профессиональными объединениями, предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов, в пределах своей компетенции — с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента;
2. запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств информационные материалы и документы, необходимые Департаменту для решения возложенных на него задач;
3. проводить совещания с участием представителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств, организаций, находящихся в ведении федеральных агентств, а также представителей других органов государственной власти и российских организаций, привлекать в установленном порядке их специалистов для изучения и разработки предложений по решению актуальных проблем по вопросам ведения Департамента;
4. участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции и в установленном порядке давать по ним заключения, а также разъяснения предприятиям и организациям, структурным подразделениям других федеральных органов исполнительной власти, отраслевым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и гражданам Российской Федерации;
5. вносить предложения об отмене Министерством противоречащих федеральному законодательству решений подведомственных Министерству федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом.
6. рассматривать предложения органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц о присвоении почетных званий и присвоению государственных наград за заслуги в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства работникам строительного и жилищно-коммунального комплексов, должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления и давать по ним Министру свои заключения и представления.
V. Организация деятельности Департамента
7. Департамент возглавляет Директор Департамента, назначаемый Министром.
Директор Департамента имеет трех заместителей. В отсутствие Директора Департамента его обязанности выполняет один из заместителей.
8. Директор Департамента:
1. руководит деятельностью и принимает решения по вопросам компетенции Департамента;
2. несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Департамент задач;
3. осуществляет контроль и принимает оперативные меры по соблюдению Департаментом установленных сроков выполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководства Министерства;
4. докладывает Министру по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
5. визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента;
6. по вопросам ведения Департамента по поручению Министра представляет Министерство в федеральных органах исполнительной власти, в российских учреждениях и организациях, в представительствах иностранных государств, а также в международных организациях;
7. ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. В установленном порядке направляет информационные письма, а также письма с разъяснениями, рекомендациями, по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, территориального развития, жилищной политики, ценообразования и сметного нормирования, подготовки кадров, государственного регулирования, в том числе государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, лицензирования в строительстве, осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, сертификации в строительстве, за исключением вопросов, входящих в компетенцию Министра промышленности и энергетики Российской Федерации и его заместителей;
8. распределяет обязанности между своими заместителями;
9. утверждает положения об отделах Департамента;
10. утверждает должностные инструкции работников Департамента;
11. вносит предложения руководству Министерства о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента, об их поощрении и награждении, привлечении к дисциплинарной ответственности, а также по совершенствованию структуры Департамента;
12. обеспечивает выполнение требований по соблюдению сотрудниками Департамента трудовой дисциплины, утвержденных в Министерстве правил внутреннего трудового распорядка;
13. несет ответственность за сохранность сведений, составляющих государственную или служебную тайну, а также информационных ресурсов, содержащих сведения ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента или полученных Департаментом от других организаций.
9. Департамент имеет в своем составе пять отделов, в том числе:
– отдел жилищной политики;
– отдел методологии управления и эксплуатации жилищного фонда;
– отдел реформирования коммунального сектора;
– отдел градостроительства, архитектуры и землепользования;
– отдел строительной политики.
10. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства находится в непосредственном подчинении заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации, согласно утвержденной структуре Министерства.
11. Департамент имеет бланк с наименованием Министерства и Департамента, форма которого утверждается Министром.
Источник: www.rosteplo.ru