ЗАМОЩЕНИЕ ЗАМОЩЕНИЕ, верхнее покрытие прочными материалами проездных дорог, улиц, площадей, дворов и пр. Замощение устраивается гл. обр. для облегчения транспорта; оно является безусловно необходимым при сколько-нибудь развитом движении. Особенно повышенные требования предъявляются теперь к замощению в связи с развитием автомобильного транспорта.
Основные технические требования к мостовым: 1) быть удобными для езды, 2) не вызывать порчи и быстрой изнашиваемости транспорта, 3) не изнашиваться быстро и не требовать частого ремонта. Всякий вид 3. должен кроме того удовлетворять требованиям и экономики, т. е. не вызывать больших расходов в эксплоатации, и соответствовать виду транспорта (гужевой, авто-, преимущественно грузовой, легковой, смешанный).
Кроме технических и экономических требований 3. должно удовлетворять и санитарным. 1. 3. должно защищать почву от загрязнения выделениями животных, грязными водами, отбросами и пр., т.е. материал 3. должен обеспечивать непроницаемость мостовой.
Математика для всех. Алексей Савватеев. Лекция 2.7. Замощение плоскости
2. Мостовая должна служить ЗАМОЩЕНИЕ 472 началом сооружений для отвода поверхностных вод, что является необходимым как в целях охраны почвы от загрязнения, так и в целях борьбы с заболачиваемостью почвы; поэтому мостовая должна иметь правильный и равномерный уклон как в поперечном, так и в продольном направлении, обеспечивающий сток вод. Размеры уклонов бывают различны в зависимости от рельефа местности’, а также от материала замощения; наименьшие уклоны допускают асфальтовые мостовые, наибольшие—мостовые с негладкой поверхностью (булыжные); принятые уклоны для поперечных профилей—1—4°, для продольных—1—10°, хотя как исключение встречаются и большие.
3. Поверхность мостовой не должна давать большого количества пыли, для чего она должна быть гладкой, состоять из нелегко стираемых материалов и обеспечивать удобную и быструю уборку улицы. 4. Мостовая не должна давать шума при езде по ней.—Всем этим техническим, экономическим и сан. требованиям могут отвечать разнообразные типы мостовых, выбор к-рых зависит от целого ряда местных условий: назначения проезда (транзитная магистраль с большим грузовым движением, жилая улица, авто-и гуже-транспорт), наличия финансовых и технических средств у города, нахождения поблизости местных строительных материалов и пр.
Города Зап. Европы и Америки давно уже вступили на путь покрытия проездов усовершенствованными типами мостовых, при чем наибольшим распространением за границей пользуются каменная брусчатка, асфальт всех видов и кроме того бетон (для междугородн. автосообщения). Завоевывает себе место и клинкерное 3. Города Союза ССР в отношении 3. своих проездов отстали чрезвычайно сильно.
Значительная часть городских проездов остается в СССР обычно без всякого покрытия, а наиболее распространенным способом 3. является булыжник, очень мало удовлетворяющий перечисленным выше основным требованиям. По данным НКВД в РСФСР к началу 1925 г. 11,7% всех городов не имели совершенно мостовых, а в остальных был замощен лишь 21% площади улиц. Виды 3. Шоссе.
Как делают каменный ковер
Простейшим видом замощения дороги является устройство шоссе. Устройство заключается в следующем: сперва закладывается основание из песка слоем толщиной в 15—20 см, поверх основания засыпается щебень слоем также около 20 см, промежутки между щебнем заполняются мелочью—отсевом от просеивания щебня или обломками от дробления камня.
Сверху шоссе засыпается песком и укатывается катком при смачивании водой. Недостатками его являются: 1) непрочность , так как отдельные щебенки неплотно соединены друг с другом, при движении соединения их расстраиваются, от движения колес происходит трение частей друг о друга, копытами лошадей щебенки могут вырываться на поверхность; 2) пыль, образующаяся от стирания поверхности; 3) наличие т.н. «обочин», т.е. незамещенных боковых частей дорожного полотна, к-рые необходимы для придания упора и устойчи- вости одежде полотна.
Шоссе недопустимо вследствие указанных недостатков для 3. городских улиц, а также дорог с преимущественным автодвижением.’—Г удрониро-ванное шоссе. Для улучшения каче-честв шоссе поверхность его подвергают гудронированию, т. е. покрывают ее слоем гудрона (от франц. goudron—смола) или битумом естественным или нефтяным.
Различают поверхностный гудронаж, при к-ром уже готовое шоссе покрывают сверху горячей смолой, и глубокий гудронаж, при к-ром в особых аппаратах (котлах) готовят смесь щебня и смолы и эту смесь распределяют по поверхности дороги. Последний способ дает наилучшие результаты. Гудронирование придает прочность поверхности шоссе и препятствует образованию пыли.
При надлежащем уходе гудронированное шоссе допустимо для жилых улиц со средним движением, а также для загородного, преимущественно автомобильн. движения.—Каменные мостовые. Наихудшим типом является простая булыжная мостовая (рис. 1), устраиваемая из крупных камней-булыжников, укладываемых на песочном основании . Пазы между булыжниками заполняются щебенкой, мелочью и песком.
Недостатками булыжной мостовой, являются непрочность основания, неровность поверхности, проницаемость для жидкости, обилие пыли, шум. Все эти недостатки устраняются при устройстве мостовой из гранитной брусчатки, имеющей правильную форму, вследствие чего камни плотно прилегают друг к другу. Брусчатка (рис.
2, 5, 6 и 7) бывает крупная (12x25x15 см), средняя— «брюкенштейн» и мелкая—«клейнпфлястер» (кубики размером 6—’8 см). Брусчатка должна укладываться на твердом бетонном основании, т. к. мягкое песчаное основание скоро вызывает расстройство поверхности мостовой и явление т. н. «обулыживания», при к-ром края камня делаются круглыми и пазы между ними увеличиваются.
Швы между камнями должны заливаться асфальтом, гудроном или заделываться цементом для создания непроницаемости мостовой. В СССР имеются на Онежском озере огромные залежи камня, т.н. диабаза, служащего прекрасным материалом для брусчатки.— Деревянная брусчатка—торцовая мостовая, устроенная из сосновых шашек, на бетонном основании с залитием швов гудроном, имеет также свои достоинства, в том числе и бесшумность (рисунок 3).
Но она дорога, менее прочна и требует очень внимательного ухода. Асфальтовые мостовые. Из разного рода усовершенствованных мостовых сан. и техн. требованиям более всего удовлетворяют мостовые из асфальта (рис. 4). Асфальт (см.)—природная смесь битума с известняками. Употребляется в виде трамбованного, литого и синтетического асфальта.
Для всех видов асфальтовых мостовых необходимо бетонное основание. Трамбованный асфальт употребляется в виде порошка, который разогревается, распределяется по бетонному основанию, после чего трамбуется и укатывается. Литой асфальт—смесь битума с минеральной породой, песком, мел- [ОЩЕНИЕ
Типы мостовых покрытий. 1. Поперечный профиль булыжной мостовой. 2. Поперечный профиль мостовой «брюкенштейн» с заполнением швов цементом. 3. Поперечный профиль торцовой мостовой с заполнением швов цементом. 4. Поперечный профиль асфальтовой мостовой. 5. Поперечный профиль мостовой «клейнпфляетер» с заполнением швов песком. « и 7.
Поперечный профиль брусчатой мостовой на. песчаном осповании и на булыжном основании, а—тротуар асфальтовый; б—бетонное основание тротуара; в—бортовой камень; г—песчаный шов; д—песчаное основание мостовой; е—цементная подушка; сие—булыжное основание под мостовой.
проектировки улиц и самого .замощения; 3) применения прочных оснований; 4) применения более совершенного типа замощения. Все эти требования леясат в плоскости как экономики, так и гигиены городов.
Лит.: Арцишевский С. О выборе типов мостовых в связи с гигиеной улиц, Труды I Всесоюзного водопроводного и санитарно-технического съезда в г. Баку в 1925 г., выпуск 2, Москва, 1927; Френкель 3., Основы общего городского благоустройства, Москва, 1926; Szalla J., Strassenhygie-ne (Weyls Handbuch d. Hygiene, B. II, Abteilung 4, Leipzig, 1919). В.Горбов.
Источник big_medicine.academic.ruЗАМОЩЕНИЕ
замощение ср. Процесс действия по знач. глаг.: замостить.
замощение сущ., кол-во синонимов: 1 • мощение (6) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: мощение
приставка — ЗА; корень — МОЩ; суффикс — ЕНИ; окончание — Е;
Основа слова: ЗАМОЩЕНИ
Вычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный
¬ — ЗА; ∩ — МОЩ; ∧ — ЕНИ; ⏰ — Е;
- ¬ приставка (1): ЗА;
- ∩ корень слова (1): МОЩ;
- ∧ суффикс (1): ЕНИ;
- ⏰ окончание (1): Е;
Мао Мание Мезон Мена Ман Маз Миаз Мина Мио Миоз Ион Иомен Измена Изм Иена Мощение Мщение Наз Назем Зона Зоман Зоеа Зина Немо Зима Низом Ном Озен Земщина Земно Зам Заем Аон Аним Амон Амин Азин Оним Ение Еще Замин Замощение Зао Зееман Оман Нозем Низ Неизм
замоще́ние, замоще́ния, замоще́ния, замоще́ний, замоще́нию, замоще́ниям, замоще́ние, замоще́ния, замоще́нием, замоще́ниями, замоще́нии, замоще́ниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: мощение
Источник slovaronline.comЗначение слова «замощение»
2. результат такого действия; верхнее покрытие прочными материалами проездных дорог, улиц, площадей, дворов и т. п.
3. замощение плоскости одинаковыми многоугольниками без пробелов и перекрытий, в котором любые два многоугольника имеют либо общую сторону, либо только общую вершину, либо вовсе не имеют общих точек — паркет
Предложения в которых упоминается «замощение»
Во время работ по расчистке этих водоёмов в 1954 и 1955 годах удалось обнаружить замощение дна каменными плитами, нижний слой которых, скреплённый свинцом, относился к доримскому времени.
Замощение производится окрестным населением, но под руководством княжеских «мостников» и «осменников».
Хотя тут же признавала, что санитарная норма жилья не обеспечивалась, не везде имелись надлежащие водоснабжение и очистка, городской транспорт оставлял «желать многого», обслуживание населения банями и прачечными находилось в «начальной стадии развития», а замощение, мостовое, энергетическое и зелёное хозяйство — в неудовлетворительном состоянии или, по крайней мере, были развиты недостаточно.
Источник mnogoslovs.ru