Шатровые храмы – очень яркое явление в русской церковной архитектуре. Они были распространены на Русском Севере, строили их и в больших городах. Пожалуй, самый известный пример шатрового храма – церковь Вознесения Христова в Коломенском. Храм-памятник, устремленный в небо и в то же время символизирующий нисходящий с неба Свет.
Его купол виден издалека, и от этой красоты замирает сердце… Однако в современном церковном зодчестве шатровые храмы встречаются редко. Почему? Ответ прост: такое архитектурное решение нерационально. Стоимость одного квадратного метра полезной площади очень высока, и современная практичность зачастую не находит этому оправдания.
Именно поэтому современные архитекторы далеко не каждому заказчику могут предложить проект шатрового храма, что вполне понятно – у всех разные финансовые возможности. Однако там, где такой проект все же удается воплотить в жизнь, возникает настоящее архитектурное чудо. Ведь шатровый купол – это не только красота, но и невероятно глубокая символика.
2023 ГОД, ВЫ НРАВИТЕСЬ СЕБЕ? ЕСЛИ НЕ НРАВИТЕСЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Храм воспринимается верующими как вместилище Святого Духа, куда приходят для того, чтобы приобщиться к Высшему Творцу. Поэтому вся архитектурная и функциональная сущность храма строится на веками выработанной знаково-символической системе, отражающей библейское представление о мироздании. Именно в силу этой причины храмовую архитектуру отличает преобладание образно-выразительного начала над утилитарной составляющей.
Наши предки возводили храмы не по принципу рациональности, а по велению сердца. Именно поэтому шатровая архитектура нашла свое распространение не только в богатых городах, но и в скромных районах Русского Севера, где высокие, устремленные в небо церкви буквально парят над деревнями, разбросанными по берегам рек и озер.
Это и церковь в Кондопоге, и в крошечой деревне Едоме и во многих других местах. Даже Покровская церковь Кижского погоста рубилась как шатровая, но получила девятиглавое завершение. Объяснить такие архитектурные решения с точки зрения утилитарности невозможно.
В деревянном шатровом храме используется и отапливается в лучшем случае лишь пятая часть внутреннего пространства, а остальной объем работает исключительно на образ! Храм, как принято говорить, — это фрагмент неба на земле. Это и свидетельство о красоте Божьего замысла о мире, и лестница в небо, и порыв человеческого сердца навстречу Богу. В шатровой архитектуре символически фиксируется высшая точка такого стремления.
Шатровые храмы были распространены на Руси до реформ патриарха Никона, затем были запрещены. Вернуться к этой мощной, яркой выразительной форме зодчие смогли только в начале ХХ века. После 1917 года шатер исчез вместе с церковной архитектурой. Правда, его стали применять в гражданских постройках – например, сталинские высотки есть не что иное как отголосок этой традиции.
Однако в сталинском ампире целеполагание было совершенно иным – древняя форма использовалась для удовлетворения тоталитарных амбиций диктатора. Сегодня башенки и шатерчики также стали появляться повсюду – от дачных «скворечников» и новорусских коттеджей до гигантских градообразующих комплексов.
Запрет на счастье. Херофобия. 1 часть.
Для нас, творческого коллектива «Товарищества реставраторов», обращение к шатровой архитектуре не было простым поиском форм. Долгое время «рука не поднималась» инициировать подобные проекты.
В свое время студенческие походы и творческие экспедиции по Русскому Северу и древнерусским городам позволили если не понять, то почувствовать, что наши предки вкладывали в шатры своих храмов нечто большее, чем красивую форму. И возникал вопрос, может ли взяться за такую задачу современный архитектор? Толчком к первому такому проекту послужил заказ для города Челябинска.
Площадкой для строительства там был чудом сохранившийся лесок в промзоне Металлургического района, стала очевидна особая значимость этого единственного храма для промышленного района города. К тому же, молодой, искренне верующий попечитель всей душой разделял стремление возвести здесь особенный храм, и будущий настоятель выступил именно за шатровую архитектуру. Так был реализован наш первый проект шатрового храма.
Еще до окончания его строительства мы уже получили несколько заказов на шатровые храмы. Очевидно, не только у нас, архитекторов, созрела потребность в столь сильной форме. Одним из самых интересных и значимых проектов последнего времени стал комплекс Владимирского скита на острове Валаам.
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий, архитектор по первому, светскому, образованию, увидев храм в Челябинске, благословил разработать проект целого храмового комплекса с тремя храмами, звонницей, часовней, крестильней, келейным корпусом с трапезной – и все «под одной крышей», чтобы в северную непогоду можно было бы пройти из одного конца в другой, не выходя под снег и дождь. Доминантой здесь служит шатер летнего храма Святого благоверного князя Владимира, вокруг которого сгруппированы другие храмы и постройки.
Все вместе образуют сложную пирамидальную композицию, символизирующую небесный Иерусалим. Надо сказать, что шатры на Валааме – явление очень характерное, здешние храмы в большинстве своем таковы. Вероятно, сама природа продиктовала древним создателям монастыря на Ладоге такие формы. Нам оставалось лишь последовать традиции.
Однако шатер хорош и для совсем небольших построек – например, часовен. Спроектированные и построенные нами часовни в селе Грибаново, в Михайловской Слободе и в Наро-Фоминске показывают, что даже столь малое сооружение может стать архитектурной и смысловой доминантой, привлечь внимание, организовать пространство.
«Товарищество реставраторов» продолжает заниматься разработкой проектов шатровых храмов. Были спроектированы храм для поселка Горки-10 под Москвой, для города Кимры на берегу Волги – затейливо-сказочный, со множеством золотых глав, закомарами и многообъемной звонницей с парадным крыльцом, обращенным к реке.
Шатровая архитектура, безусловно, займет свое достойное место в XXI веке. Она будет востребована там, где пожелания и силы заказчика, мастерство архитекторов и строителей соединятся в том едином порыве к небу, который на протяжении веков находит себе воплощение в шатровом храме.
Андрей Анисимов,
главный архитектор
«Товарищества реставраторов»
Источник: www.tovrest.ru
Русское зодчество :: Шатровые перекрытия
Русская средневековая архитектура, будучи главным образом деревянной, развивалась своим особым путём. Наряду с эллиптическими куполами, на Руси были распространены шатровые перекрытия.
Перекрытие шатром технически гораздо проще купольного, поскольку состоит из прямолинейных элементов, и менее трудозатратно в плане возведения. Если говорить об историко-этнографических параллелях, то можно вспомнить, что принцип купола использовался, например, в эскимосских иглу, а принцип шатра – в индейских вигвамах. Безусловно, шатровые конструкции применялись во всём мире, просто в меньшем количестве, чем купола. Например, в западной архитектуре деревянными шатрами накрывали башни замков и крепостных стен – это было относительно быстро, недорого и надёжно. А поскольку шатёр своей формой создаёт естественную вытяжку, то такие же перекрытия использовались для технических помещений, требующих оттока воздуха, например пивоварен.
Правда, нигде, кроме как на Руси, шатры не использовались в качестве храмовых элементов и уж тем более никогда их не строили из камня. Каменное шатровое перекрытие – это исключительно русское явление. Если вы увидите крышу такого типа в Западной Европе, здание под нею будет более позднего периода – скорее всего, архитектор позаимствовал этот элемент в России.
Исторически полигональные шатры венчали многие деревянные церкви на Руси. Объясняется это сугубо утилитарным подходом к строительству. Государство быстро застраивалось в сторону востока, и когда возникала нужда в очередной церкви, зодчий действовал по чёткому плану с минимальными отклонениями, зависящими от рельефа местности и размеров предстоящего сооружения.
Он очерчивал квадрат (четверик), отмерял соответствующую высоту стен для получения ровного куба, а затем настилал крышу. Церкви в новых местах возводились очень быстро, ремесленным методом – их «ставили» (как сейчас мы говорим: «поставить палатку»). Если в селе случался пожар и церковь сгорала, её отстраивали в том же виде буквально в считаные недели, если не дни.
Выполнить в дереве форму купола-луковицы было достаточно трудно, хотя иногда мастера делали и такое. Шатровая же крыша представлялась наиболее функциональной для квадратного или восьмиугольного в плане здания, деревянного и должного быть достаточно высоким. Как и стены, шатёр возводился безо всяких изысков из прямых ровных досок или брёвен за очень короткое время. Наиболее распространённой формой основания крыши – причём как у церквей, так и у зданий мирского назначения – был восьмиугольник (восьмерик). Шатры иногда венчались маленькими куполами-главками.
Время шло, и деревянные храмы постепенно сменялись каменными. Сперва они появились в крупных городах: Чернигове, Великом Новгороде, Пскове, Владимире и т.д., затем строительство церквей из камня стало повсеместным, а в XIV-XV веках появились первые такие здания гражданского, а не военного или богослужебного назначения.
Каменные церкви строились на века. Здесь уже не было расчёта на быстрое восстановление в случае пожара, а к функциональности добавлялся элемент – декор. Классическая форма четверика сохранилась (она используется в православной архитектуре и по сей день, церковь отличается консерватизмом), но стены начали украшать орнаментами, фресками, резными рельефами.
Основным строительным материалом был «белый камень», к которому относились различные известняки, песчаник, доломит, алебастр. Спешки в строительстве белокаменных храмов, в принципе, не было, но возводили их всё равно исключительно быстро, в десятки раз быстрее западных соборов. Так, на Успенский собор Московского Кремля ушло всего четыре года. Это было связано во многом именно с простотой конструкции, а также с относительно скромными размерами строений.
Традиции строительства были перенесены с деревянных сооружений на каменные. Существовали различные типы крыш, но, так или иначе, классические крестово-купольные храмы – самые распространённые на Руси – подразумевали наличие барабана с куполом (главы), а чаще – нескольких глав. Шатровая же крыша была единой, как будто литой. В каменном строительстве она теряла свою функциональность и оказывалась столь же непростой в возведении, как и купол. Тем не менее архитектурные решения по-прежнему подчинялись канонам – так в России появились каменные шатры.
Первым богослужебным зданием с каменным шатром долгое время считалась церковь Вознесения Господня в Коломенском. Её построили за четыре года, с 1528-го по 1532-й. В церкви Вознесения Господня одновременно можно наблюдать и русские архитектурные традиции (четверик в основании, затем восьмерик, затем шатровое перекрытие), и новые для того времени идеи.
И главная из них – это каменная имитация деревянного шатра, абсолютно необычное и использованное впервые в истории решение. Шатры, в отличие от куполов, придавали церквям более изящный, «динамичный» силуэт, а кроме того, были закрытыми, то есть не выходили своим пространством непосредственно во внутреннюю часть храма.
В шатре могло находиться, например, то, что сейчас называют техническим помещением, то есть он служил вторым этажом. Так строили и деревянные церкви – отделяли шатёр от основного храма, чтобы была дополнительная защита от дождя или снега. В случае с каменными храмами этот фактор уже не играл роли, так что со временем шатры начали делать открытыми и расписывать изнутри. Каменные шатры стали одним из сугубо русских архитектурных решений, впоследствии перенятых иностранными зодчими.
В 1990-е годы известный историк и архитектор-реставратор Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер провёл тщательное исследование Покровской церкви в городе Александров и доказал, что она была возведена в 1510-е годы, а не в 1560-е, как полагали ранее. Таким образом, именно она стала считаться первой на Руси церковью с каменным шатровым перекрытием.
Традиция шатровой архитектуры чуть не пресеклась в 1653 году. Знаменитый своими реформаторскими наклонностями патриарх Никон велел более не крыть церкви шатрами, поскольку считал, что они не соответствуют канону. И если прежде почти все культовые сооружения на Руси имели такую конструкцию, после запрета было возведено всего несколько шатровых храмов, в основном это делали дворяне на собственных территориях. Два построил в 1680-х годах боярин Иван Милославский, который дружил с Фёдором Алексеевичем и ничего не боялся, один – князья Прозоровские в 1690-х, ещё две церкви появились в XVIII веке.
Но каменные шатры, как ни странно, не пропали. Всё-таки они были привычны глазу и имели хорошую акустику, поэтому после реформы Никона ими перестали крыть церкви, но начали крыть. колокольни.
Тут стоит заметить, что до XVI века на Руси колоколен не строили: в церквях-четвериках для них просто не было подходящего места. Существовал отдельный тип церквей, «иже под колоколом», где колокольное помещение располагалось прямо над храмом – внутри барабана, под самым куполом, – но широкого распространения они не имели, так что в большинстве храмов колоколов не было вовсе. В XVI веке появились первые деревянные перши – нечто вроде козел для подвески колоколов, – затем их сменили отдельно стоящие звонницы, а ещё позже к церквям начали пристраивать колокольни. Шатры доминировали при строительстве колоколен вплоть до середины XVIII века, когда их окончательно вытеснила ярусная конструкция.
Впрочем, в XIX-XX веках никоновские каноны уже не играли никакой роли, государство было вполне светским, и шатровые постройки снова вошли в обиход, став одним из возможных архитектурных решений в эклектике и модерне.
Источник: svetorusie.livejournal.com
Каменные шатровые храмы в XVI веке
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Деревянные шатровые храмы
Сретенско-Михайловская церковь. Красная Ляга. 1655 год.
Церковь Успения из села Курицко (музей Витославлицы) 1595 год.
Успенская церковь в Кондопоге. Карелия. 1774 год.
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Конец XVII века или 1745 год.
Богоявленская церковь. Погост (Ошевенское). 1787 год.
Воскресенская церковь из села Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 год.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице. 1914 год. Архитекторы: М. В. Красовский и В. П. Апышков
Церковь Троицы в Южно-Курильске. 1999 год.
В русском деревянном зодчестве шатёр является распространенной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии.
Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений.
Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра. Имеется изображение несохранившейся церкви в селе Упе Архангельской области, клировые записи которой относят строительство храма к 1501 году. Это уже позволяет утверждать, что шатёр появился в деревянном зодчестве раньше, чем в каменном. Исследователи П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020—1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века). Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» начала XIV века из села Кривое на Северной Двине (ГРМ).
Важным аргументом в пользу раннего происхождения шатрового типа деревянного храма является постоянство типологии деревянного зодчества. На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам. Строители придерживались нескольких сложившихся типов, поэтому более поздние постройки в целом должны были повторять предшествовавшие им. Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность. Консервативность деревянного зодчества, замедленность его развития позволяют думать, что основные его формы не претерпели существенного изменения со времени своего возникновения.
Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки.
Имеется летописное сообщение о высоких «стоянах» в Москве, под которыми П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин предполагали деревянные столпообразные церкви, увенченные шатрами. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви ушли из городского строительства, их во множестве продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.
Во второй половине XIX — начале XX века в постройках «русского стиля» и модерна проявился интерес к древнерусской архитектуре. Возрождению традиций православной архитектуры сопутствовал и интерес к деревянной народной архитектуре. Появились новые профессиональные проекты деревянных церквей. При этом форма шатра воспринималась как характерный элемент именно русского храма. Деревянные храмы продолжают строиться и в современной России, причем шатровая форма завершения пользуется широкой популярностью.
Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком.
Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.
В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (по мысли С. В. Заграевского — аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика.
Встречаются храмы не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы.
Каменные шатровые храмы в XVI веке
Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.
Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа — начало XVI века.
Важное качество шатровых храмов — столпообразность — встречалось в русской архитектуре и ранее. Существовал особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов.
Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 году. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова.
- В настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг.
основная статья Покровская церковь (Александров)
Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 год.
- Ранее первым шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском, возведенная несколько позднее по заказу того же князя в 1532 году. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа.
основная статья Церковь Вознесения (Коломенское)
Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. В результате новых исследований, создателем ансамбля Александровой слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.
Троицкая церковь как первая постройка принципиально нового типа получилась несколько неловкой. Нижний её ярус (не считая подклета) — четверик, имеющий вполне традиционные формы, не связанные со столпообразными церквями. С востока к нему примыкают три алтарные апсиды. Шатер церкви поставлен на невысокий восьмерик, украшенный кокошниками.
Формы четверика говорят о переходном характере архитектуры храма, новый тип здесь ещё не вполне сложился. Храм входил в комплекс деревянного дворца Василия III. С этим могла быть связана идея архитектора использовать в каменной архитектуре формы деревянного зодчества. Шатёр Троицкой церкви уникален так же тем, что внутри него сохранилась фресковая роспись того времени. О других расписанных фреской шатровых храмов неизвестно.
Церковь Вознесения в Коломенском существенно отличается от Троицкого храма. Она поставлена свободно, отдельно от дворца и является своеобразным храмом-монументом. Благодаря особой конструкции с пристенными пилонами Петроку Малому удалось придать храму необыкновенно вытянутые пропорции, в результате получилось здание с необычной «летящей» архитектурой.
Употребив привычные для себя ренессансные элементы в отделке храма архитектор стилизовал некоторые детали в духе готики. Вероятно, таким образом он хотел придать храму больше связи с традиционной русской архитектурой, в которой итальянцы примечали сходные с готикой черты.
Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с готическими вымпергами и килевидными московскими кокошниками. Формы церкви Вознесения совершенно законченны, тонко продуманы. Четверик храма имеет правильную квадратную форму с выступами по всем сторонам, придающими ему крестообразность. У храма нет алтарной апсиды.
Кокошники создают красивый ступенчатый переход к восьмерику. Вознесенская церковь производит неизгладимое впечатление своим внешним видом, при этом интерьер её чрезвычайно мал, так как не предназначался для многолюдного богослужения. Как и во всех храмах XVI века шатер здесь открыт в интерьер, придавая узкому пространству храма невероятную высоту.
Собор Покрова на рву. 1555-61 гг.
- Другим шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного) на Красной Площади.
основная статья Покровский собор (Москва)
Здесь величественный образ шатрового храма послужил памятником победе над Казанским ханством. Вознесенская церковь в Коломенском так же играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.
Изначально все девять приделов Покровского собора были поставлены как отдельные церкви, лишь позднее соединенные крытыми галереями. Здесь совместились три разные типологии церквей: центральный придел — шатровый (с восьмериком на четверике), четыре средних — столпообразные (восьмигранные многоярусные) и четыре малых, четверики которых завершены пирамидами кокошников. Все приделы, кроме центрального, завершены куполами. Стройный шатёр принял на себя ведущую роль в композиции. Снаружи он богато декорирован разнообразных форм кокошниками, а до конца XVIII века имел ещё 8 декоративных главок, стоявших на расположенном посередине высоты шатра уступе.
Собор Покрова на рву. Внутренний вид центрального шатра.
Интересно, что в завершении всех шатровых церквей сохранился купол. Он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан и покрыт снаружи луковичной главой. В некоторых случаях внутренность купола открыта в интерьер шатра (как в Покровском соборе) или отделена куполообразным сводом, завершающим шатёр внутри (как в Коломенском). Позднее (в XVII веке) шатры будут завершаться глухими декоративными главками, так как сами станут лишь декоративной надстройкой над сводом храма.
Во второй половине XVI века шатровые храмы получили широкое распространение. Среди них можно выделить разные типологические варианты:
- Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы)
- Шатёр на четверике без восьмерика
- Восьмигранный храм без четверика
- Композиция из нескольких шатровых приделов
Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.
- Примером решения, восходящего к храму в Коломенском, служит церковь Преображения конца XVI века в подмосковном царском селе Остров [1] . Крестообразное основание храма, переходящее в восьмерик, восходит к Вознесенской церкви. Однако храм в Острове имеет алтарную апсиду (что делает здание более традиционным, более удобным для богослужения) и два небольших придела с восточных углов. Приделы имеют форму, схожую с малыми приделами Покровского собора на рву. Приделы соединены окружающей храм галереей. В отделке храма необычен аркатурный пояс под карнизом четверика и круглые окна-розетки на фасадах приделов. Эти европейские по происхождению детали сочетаются с псковскими бегунцом и поребриком в оформлении апсид и барабанов. Над карнизом главного придела сейчас восстановлены декоративные главки, алогичные утраченным на шатре Покровского собора.
Церковь Преображения в селе Остров под Москвой. 2-я пол. XVI века.
В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 году была построена церковь митрополита Петра, так же восходящая к типологии храма в Коломенском [2] . Её нижний объём имеет четкую форму равноконечного креста с фасадами завершенными кокошниками. Восьмерик и шатёр сделаны меньшей высоты и скромнее оформлены. В целом здание получилось более приземистым. Как и в Вознесенской церкви храм окружен галереей-гульбищем.
основная статья Церковь Петра митрополита (Переславль)
- В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь 1556 года, возведенная в своем имеении Алексеем Басмановым в память казанского похода [3] . Храм так же имеет конструкцию «восьмерик на четверике» с тем отличием от предыдущих церквей, что четверик имеет простую кубическую форму. Фасады четверика оформлены наподобие обычного купольного храма со столпами внутри (фасады разделены пилястрами на три прясла, законченные кокошниками). С востока к храму примыкают объемные апсиды.
основная статья Елизарово (Переславский район)
Церковь Успения в Брусенском монастыре в Коломне. 1552 год.
- Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны [4] , основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани — пример храма без восьмерика. Её шатёр поставлен непосредственно на четверик, так же как в Никитской церкви походящий на четверики крестово-купольных храмов. Церковь имеет алтарные апсиды.
- Схожую архитектуру имеет церковь Илии Пророка в Прусах (Коломенский район Московской области) [5] .
- Плохо сохранился храм Косьмы и Дамиана в Муроме [6] . Храм относился к этому же типу, но обладал более стройным шатром, от которого сохранился только красиво декорированный низ. К сожалению, верх храма обрушился в XIX веке.
Церковь Никиты в селе Елизарово. 1556 год.
Успенская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль. 1570-е гг.
- Редким примером храма без четверика является церковь Воскресения Христова в подмосковном селе Городня (упоминание о каменном храме — 1578 год) [7] [8] . Воскресенский храм имеет восьмигранную форму без апсиды (при недавнем ремонте храма его архитектура была существенно искажена, в частности пристроена апсида). С боков к храму примыкают приделы, соединенные окружающей восьмерик галереей. Декоративное убранство церкви сохранилось плохо и при ремонте не было восстановлено.
Иногда, шатровые храмы служили не центром композиции многопрестольного храма, а могли играть роль приделов к большим соборам.
- Самый ранний пример этого — придел над мощами преподобного Авраамия Ростовского в Ростовском Авраамиевом Богоявленском монастыре [9] . Собор монастыря был построен в 1554-55 гг. В нём нашла отражение тенденция XVI века к устройству многопридельных храмов, в совершенном виде воплотившаяся в Покровском соборе на рву. Шатровый придел (один из трёх), асимметрично примыкает к юго-восточному углу собора. Его вытянутый силуэт, сочетаясь с мощным объёмом собора, выделяется из всей композиции как сень над местом погребения святого. Храм относится к типу восьмерик на четверике, но не имеет апсиды.
В XVI веке почти никогда не совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение.
- Уникальной постройкой, подражающей Прокровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг) [10] . Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Возведение храма также связано с окончанием казанского похода, в котором Владимир Старицкий сыграл важную роль. Именно поэтому собор подражает главному памятнику взятию Казани — Покровскому собору. Храм Бориса и Глеба состоял из примыкающих друг к другу восьмериков, увенчанных пятью шатрами, центральный из которых выделялся своей высотой. Храм окружала закрытая галерея, собор был богато украшен изразцами. Он был разобран «по ветхости» в 1802 году.
Последние шатровые церкви перед смутным временем были построены по заказу царя Бориса Годунова.
- Богоявленская церковь в селе Красное близ Костромы была построена в 1592 году [11] [12] . Красное было родовой вотчиной Годуновых. Богоявленская церковь следует сложившемуся типу, но её восьмерик столь богато декорирован рядами уменьшающихся кокошников, что зрительно сливается с шатром, в основании которого сделаны завершающие «горки» из маленьких кокошников.
- Редчайшим, несохранившимся памятником шатрового зодчества была Борисоглебская церковь в Борисов-Городке под Можайском (1603 год.) [13] Здесь в 1600 году царем Борисом Годуновым была сооружена крепость, ставшая царской резиденцией. Борисоглебская церковь была однопрестольной и имела стройные вытянутые пропорции четверика и восьмерика. Сохранилась опись храма, сделанная в 1664 году. Согласно ей высота храма была 35 саженей (74,55 м)! В смутное время крепость была заброшена. В XVIII веке церковь обвалилась.
Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 год.
Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год.
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах в Троице-Сергиевой Лавре.
Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645 гг.
Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Евфимия при больничных палатах. 1646 г.
Церковное строительство было прервано в России смутным временем и возрождалось медленно. Активные работы начались только с 1620-х гг. Патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) в 1619 году вернулся из польского плена. Он взял инициативу в свои руки. По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов отстраивается заново обветшавший Архангельский собор [14] .
- Архангельский собор Нижнего Новгорода до перестройки был крестово-купольным. Но в 1628-31 гг присланными из Москвы Лаврентием Семеновичем Возоулиным и его пасынком Антипой строится величественный шатровый храм. Архангельский собор повторяет самый распространённый тип шатрового храма — восьмерик на четверике, но имеет свои особенности. Четверик его красиво оформлен пилястрами с карнизом, поверх которого стоят кокошники (повторяющие закомары крестово-купольного храма). Собор имеет апсиды и крыльцо с западной стороны. С боку к храму примыкает колокольня, с которой через специальное окно можно было смотреть за службой в храме. В XX веке храм потерял придел, устроенный в 1672 году.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1640 году строит церковь Покрова в своем имении — Медведкове (Москва) [15] . Покровский храм так же следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному Покровскому собору на рву. Зодчий уменьшил ширину восьмерика, сделав так, чтобы его стены не опирались прямо на стены четверика. Для этого он прибегнул к сложной конструкции из двух рядов свисающих арок, несущих восьмерик. По углам от восьмерика разместились дополнительные главы, придающие небольшому храму характер многоглавого. Кроме того, храм имеет два небольших симметричных придела. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер приобретает особую стройность, подчеркивая взлет здания. Его высота равна высоте нижней части здания [16] . В декоре шатра использованы живописно разбросанные изразцы.
- Церковь в Троицком-Голенищеве (Москва), построенная в летней резиденции московских патриархов, близка по плану к церкви в Медведкове (1644-45 гг) [17] . К её центральному объёму так же примыкают два симметричных придела, на этот раз завершеные не главами а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.
Постепенно архитектура XVII века изменяет типологию шатровых храмов. Некоторые более ранние постройки сохраняют ещё прежнюю выразительность столпообразных храмов, но содержат при этом важные новшества.
Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича [18] [19] , построенная в 1628 году (или в 1630-е гг [20] ). Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья».
Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.В 1635-38 гг в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах [21] . Внешне храм очень строен и красив, но его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер. Он не открывается в интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство церкви перекрыто сводом на уровне пят закомар (кокошников).
- Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1946 г) [22] . Евфимиевская церковь отличается гораздо более приземистыми формами, а её восьмерик столь низок, что даже не проявляется в экстерьере здания.
Основная статья Церковь Евфимия
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649-52 гг.Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме. 1650-е гг.
В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью [23] . Шатер становится одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменяться глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками над глухими восьмигранными барабанами стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых сводом, стали использовать завершение из двух или трех небольших шатров. Такие храмы утратили связь с прежним типом центрического столпообразного храма.
- Примером завершения храма двумя шатрами может служить надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре (1649-50 гг) [24] .
- Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-52 гг) [25] . Храм имеет асимметричную композицию, состоящую из центрального придела, стоящего с северо-западного угла придела Богоматери Неопалимой купины, поставленной между ними колокольни и обширной трапезной, соединяющей входы во все части храма. Центральный придел имеет прямоугольную, вытянутую поперек оси храма форму. Это позволяло большему числу прихожан стоять в храме ближе к иконостасу. Храм увенчан тремя выстроенными в линию тонкими декоративными шатрами на граненых барабанах-восьмериках. Шатрами завершены колокольня и крыльцо церкви. Даже световой барабан придела Неопалимой купины завершен не главой, а надстроенным поверх купола крошечным шатром. Небольшой размер шатров сочетается с резкостью деталей декора.
- Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг) дает яркий пример стиля «узорочье» [26] . Как и в церкви Рождества Богородицы в Путинках её четверик имеет вытянутую поперек прямоугольну форму. Свод церкви снаруже украшен горой кокошников, на которых возвышаются три небольших барабана (граненых как восьмерики) с маленькими декоративными шатрами. Любопытно, что средний восьмерик все же открыт в интерьер храма и имеет окна. Композицию церкви завершают два небольших придела.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1647—1650 гг.
Помимо измельченных декоративных по форме церквей родившегося в Москве узорочья, шатры продолжали более традиционно использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского-Авраамиева монастыря в Ростове Великом.
- В церкви Ильи Пророка (1647-50 гг) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню [27] .
- Два симметричных придела с высокими острыми шатрами пристроены с восточных углов к храму Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-54 гг) [28] .
В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: » По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… » [29] . Когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, то патриарх повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами.
Шатры перестали употребляться для завершения самих церквей, сменившись декоративным пятиглавием. До XIX века известны только немногие шатровые храмы, построенные уже после запрета патриарха Никона. Это одношатровые храмы в Аннине, Петровском (оба — 1690 г.) и Талице (1-я половина XVIII в.), трёхшатровые в Ярославле и в Александровой пустыни под Рыбинском (оба — 1678 г.), храмы-колокольни в Киржаче (1656), Тейкове (1699), Китайгороде Днепропетровской области (1756). Шатры сохранились в храмовой архитектуре, распространившись в роли завершения колоколен.
Шатровые колокольни
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затронуло шатровых колоколен, которые продолжали возводиться и в XVIII веке.
Филаретова пристройка в Московском Кремле. 1620-е гг. Восстановлена Д.Жилярди.
Спасская башня Московского Кремля. Надстройка Христофора Галовея 1624-25 гг.
Колокольня собора в Суздале. 1635 г.
Церковь Григория Неокесарийского в Москве. 1667—1679 гг.
Суздаль. Антипиевская и Лазаревская церкви. Колокольня Антипиевской церкви. 1745 год.
Балахна. Спасская церковь. 1668 г. Колокольня 1702 г.
Вопрос происхождения шатрового завершения колоколен мало исследован. В изданиях советского времени ответ ограничивался лишь мнением о самобытности этой формы в русской архитектуре. В недавнее время исследования И. Л. Бусевой-Давыдовой показали, что начало строительства шатровых колоколен в XVII веке связано с работами иностранцев в России, так же как и первых шатровых храмов в начале XVI века [30] .
- Единственная шатровая колокольня XVI века находится в Александровой слободе. Это Распятская колокольня, возникшая в результате перестройки при Иване Грозном столпообразной церкви митрополита Алексея. Характерно, что её шатер был глухой (окна в гранях шатра были сделаны позднее).
- Кроме того, В. В. Седовым был открыта утраченная в середине XX века колокольня Корнилиево-Комельского монастыря [31] . Сохранилась её зарисовка и дата строительства, указанная в храмозданной надписи на камне в стене здания — 1599—1604 гг. Рисунок показывает, что колокольня состояла из двухэтажного четверика, двух восьмериков и глухого шатра с кокошниками. По сохранившемуся описанию, колокола висели в нижнем восьмерике, а второй, более узкий был пуст. Его окна, таким образом, служили «слухами». Позже окна-слухи будут делаться в самом шатре. Эта несохранившаяся колокольня была редчайшим примером ещё не завершенного формирования нового архитектурного типа.
В 1620-е годы в Россию приехал ряд английских мастеров. Их приглашение было связано с резкой нехваткой специалистов в России после потрясений смутного времени.
- Первым памятником XVII века, положившим начало шатровым колокольням, стала так называемая Филаретова пристройка в Московском Кремле, возведенная Джоном Талером в 1624 году Филаретова пристройка представляет собой прямоугольную башню-звонницу. Композиция здания следует распространённому в Европе типу готической башни, характерно так же сочетание готического типа с маньеристическим декором. Ярус звона имеет один арочный проем и завершен шатром с окном-люкарной и четырьмя пинаклями по углам. Здание восстановлено Д.Жилярди после взрыва в 1812 году.
- Первым и очень близким её повторением явилась звонница Архангельского собора в Нижнем Новгороде. Следующей постройкой стала колокольня Печерского монастыря в Нижнем Новгороде, повторившая колокольню собора, но уже в очень упрощенном варианте. На этом данная линия развития прервалась.
- Шатровое завершение Спасской башни Московского Кремля, сделанное в 1624-25 гг, гораздо ближе большинству шатровых колоколен XVII столетия. Её граненый ярус звона имеет восемь проемов, а не одну большую арку как в Филаретовой пристройке. Стройный шатер поставлен прямо на арочные перекрытия проемов. Строительство звонницы на Спасской башне связано с англичанином Христофором Галовеем — часовых дел мастером.
- Ю. В. Тарабарина предполагает, что третьей шатровой колокольней этих лет в Москве была церковь Саввы Освященного под колоколы в Новоспасском монастыре. Храм не сохранился, но судя по его описанию середины XVII века, он имел шатер с пинаклями по углам.
А. Л. Баталов на примере XVI века сформулировал важную закономерность развития форм русской архитектуры. Если появление новой типологии связано с внешним импульсом, то её дальнейшее существование идет путём адаптации к местной традиции и преобразования созвучно имманентному развитию русской архитектуры.
Именно так развивалась типология шатровых колоколен на протяжении XVII века. В русской архитектуре привился только тип, представленный звонницей Спасской башни. Ярус звона делался в виде арочного восьмигранника. Шатер ставился на арочные перекрытия проемов, а не на прямой карниз как в Филаретовой пристройке. Не получили употребления готические пинакли по углам шатра.
При этом большое развитие получили окна-слухи в гранях самого шатра.Ранние шатровые колокольни 1630-х гг в основном не сохранились. К их числу принадлежали колокольни Троице-Сергиева монастыря, Казанского собора на Красной площади и церкви Всех святых на Кулишках в Москве. Сохранилась колокольня церкви Троицы в Никитниках(1628—1634 и 1653) [32] , но время её постройки точно не известно.В середине и особенно во второй половине XVII века в Москве и во множестве других городов шатровые колокольни стали неотъемлемой принадлежностью церквей. Чаще всего колокольни ставились над входом с западной стороны храма и соединялись с церковью низкой продольной трапезной.Московскими примерами могут служить колокольни церквей Григория Неокесарийского [33] , Николы в Пыжах [34] , Знамения за Петровскоми воротами [35] и многие другие.Интересной особенностью обладают суздальские шатровые колокольни, имеющие вогнутую форму.
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 1293 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Об эволюции шатра в русской церковной архитектуре
В дальнейшем конструктивная роль шатра постепенно утрачивается, а декоративная (или символическая, если угодно) – усиливается.
Ц. Пера Митрополита, Переславль-Залесский, 1585 г. здесь шатер перекрывает далеко не все пространство церкви.
Но это – скорее исключение, большинство шатровых храмов 16 века построено по тому же принципу, что и Ц. Вознесения.
Ц. Богоявления, с. Красное-на-Волге, 1592
В 17 веке появляются двух- и трехшатровые храмы*. Поначалу шатры в них по-прежнему играют роль перекрытия.
Собор Алексия Человека Божьего, 1631-1634, Москва, разрушен в 1838 г. (худ. К. Рабус, 1838) Фактически это два самостоятельных храма с двумя алтарями.
Ц. Успения Пресвятой Богородицы (Дивная), 1628 или 1630-е, Углич. Здесь боковые шатры миниатюрные и роль их скорее декоративная.
Ц. Сошествия Св. Духа, 1642, Рязань
Ц. Николая Чудотворца в Сапожке, кон. 1640-х, Москва, разрушена в 1837 г. (Худ. Ф. Алексеев, ок. 1800, ц. Николы справа)
Ц. Похвалы Богородицы. Тула, конец 1640-х гг. Разрушена в 1932
Ц. Троицы в Путинках, 1649-1652, Москва
Ц. Одигитрии, 1670-е, Вязьма. Здесь шатры уже превратились в высокие, тонкие шпили. Церковь также датируется 1630-ми, но едва ли это так.
В то же время, до конца 17 в., несмотря на запреты Никона продолжали строится церкви и с «функциональными» шатрами.
Знаменская ц., с. Аннино, 1680-е.
В 16 веке «дополнительные шатры» увенчивали приделы, как в несохранившемся соборе Бориса и Глеба в Старице.
Источник: tito0107.livejournal.com