Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
История
Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.
Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра. Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.
Завершаются раскопки на месте строительства колокольни Успенского собора
В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.
Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра были возвращены в собор.
Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха.
Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.
В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.
Успенский собор 12 века во Владимире. Часть 1
21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].
Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.
Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.
Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г. |
Архитектура
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Стенопись
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве.
Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
Иконостас
Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе.
В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Иконы
Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.
Усыпальница
С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей.
Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.
Мощи московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612), покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.
В усыпальнице собора были погребены [2]:
- Феогност (+ 1353)
- Киприан (+ 1406)
- Фотий (+ 1431)
- Филипп I (+ 1473)
- Геронтий (+ 1489)
- Симон (+ 1511)
- Макарий (+ 1563)
- Иов (+ 1607)
- Филарет (+ 1633)
- Иоасаф I (+ 1640)
- Иосиф (+ 1652)
- Иоасаф II (+ 1672)
- Питирим (+ 1673)
- Иоаким (+ 1690)
- Адриан (+ 1700)
Царское моленное место
Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.
Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
Настоятели
- Василий Платонов (16 марта 1840 — 11 апреля 1856 [3]) .
- Димитрий Новский (1874 — 1878)
- Михаил Богословский (1879 — 9 января 1884)
- Николай Сергиевский (1884 — 1892)
- Николай Благоразумов (16 июля 1892 — ?)
- Николай Световидов-Платонов (? — 1897)
- Александр Ильинский (1897 — 1899)
- Владимир Марков (январь 1900 — 11 августа 1911)
- Николай Любимов (12 августа 1911 — 1918)
Использованные материалы
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- http://www.patriarchia.ru/db/text/136651.html
- http://www.kremlin.museum.ru
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1507
- https://kartaslov.ru/книги/Сергиевская_И_Г_Пантеоны_Кремля/2
[1] «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html
[2] Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.
[3] «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Источник: drevo-info.ru
ИСТОРИЯ СОБОРА
Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Источник: assumption-cathedral.kreml.ru
Успенский собор Московского Кремля
Это главный храм Кремля. В Успенском соборе венчали на царство всех русских царей. Здесь проходили обряды бракосочетания и крещения. Сюда приходили молиться, собираясь в военный поход. Здесь избирали митрополитов и патриархов.
Здесь же их хоронили. И среди фресок есть работа, канонизирующая строительство самого собора.
Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.
За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.
Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.
Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.
Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.
Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.
По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.
Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.
В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.
Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.
Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).
А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.
В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.
В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.
В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой.
А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.
А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.
Говорят, что. . по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался.
Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось — лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона. С тех пор бродит по Кремлю призрак великого зодчего .
. шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи — отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась .
. с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом. Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники.
Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.
Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе. Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок .
Источник: liveinmsk.ru