Земля под объектом капитального строительства

Сколько категорий земель существует? На каких можно строить жилые дома? На эти и другие вопросы вместе с юристами отвечает «РБК-Недвижимость»

Содержание

Как оформить земельный участок под объектом недвижимости?

В данной статье мы расскажем о том, как стать полноправным правообладателем земельного участка под принадлежащим Вам объектом недвижимости.

1. Кто имеет право на приобретение земельного участка под зданием или сооружением?

Собственники зданий или сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приобретение этих земельных участков в собственность или в аренду. Данное правило, закрепленное в Земельном кодексе РФ (п. 1 ст. 39.20 ), распространяется как на граждан, так и на организации.

Исключительность такого права означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим зданием или сооружением.

Указанный способ приобретения прав на земельные участки направлен на реализацию принципа единства судьбы земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества.

Помимо наличия такого права у собственников зданий или сооружений, законом установлена также и их обязанность по оформлению прав на указанные земельные участки.

Это означает, что собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом ( п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ).

Приобрести земельный участок можно только под существующим зданием или сооружением, принадлежащим Вам на законных основаниях. Это означает, что право на объект недвижимости, под которым Вы планируете оформить земельный участок, должно быть зарегистрировано за Вами в соответствии с требованиями законодательства либо должно быть возникшим в силу закона (вне зависимости от его регистрации).

Права на объекты недвижимости, оформленные после 30.01.1998 (с даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав и сделок с ним» ), подлежат обязательной регистрации в Росреестре и считаются возникшими с момента такой регистрации.

Права на жилые здания, оформленные до 31.01.1998, должны быть зарегистрированы в органах технической инвентаризации — БТИ.

Случаем возникновения права собственности на объекты недвижимости в силу закона является, в частности, приобретение прав на объект недвижимости в порядке наследования, а также полная выплата пая членом потребительского кооператива (п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ , п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ ).

Рекомендации: оформите Ваше право собственности на здание или сооружение, если оно до сих пор не зарегистрировано!

В тех случаях, когда:

  • несколько зданий и сооружений расположены на земельном участке, раздел которого невозможен;
  • указанные здания и сооружения, принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности;
  • помещения в таком здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, указанные лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора ( п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ).

Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них ( п. 9 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ).

Основным условием применения указанной нормы является неделимость земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты недвижимости. Земельный участок является неделимым, если его раздел невозможно осуществить без нарушений установленных законом требований к образуемым или изменяемым земельным участкам.

Размеры долей в праве общей собственности или размеры обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого нескольким правообладателям, должны быть соразмерны их долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. От указанного правила возможно отступить только с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда (п. 10 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ).

Законом установлена особенность приобретения прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом ( п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ). Такой земельный участок относится к общему имуществу в многоквартирном доме и с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета указанного участка принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме в силу закона ( п. 1, 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ , ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ).

2. Как оформить земельный участок под объектом недвижимости — в собственность или в аренду?

Итак, законом предусмотрены два варианта оформления земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости — аренда либо приобретение в собственность. При этом приобретение такого земельного участка у государства осуществляется без проведения торгов ( пп. 6 п. 2 ст. 39.3 , пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ ).

На каком праве оформлять земельный участок под зданием или сооружением (в собственность или в аренду) – это выбор собственника указанных объектов (п. 6 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ).

Однако следует учитывать следующее:

2.1 Случаи ограничения исключительного права на приобретение земельных участков в собственность

Исключительное право на оформление земельных участков под зданиями или сооружениями в собственность может быть ограничено федеральными законами. Так, не получится приобрести земельный участок в собственность, если:

  • участок изъят из оборота или ограничен в обороте (п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ);
  • Вы иностранец или иностранная компания, а участок находится на приграничной территории или в границах морского порта (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ);
  • некоторые здания (сооружения) или помещения в здании на этом участке частично находятся в собственности физических или юридических лиц, а частично принадлежат юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ( п. 3 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ );
  • на участке расположен объект незавершенного строительства ( п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ );
  • участок, на котором находятся здание или сооружение, относится к землям общего пользования ( п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ );
  • участок находится в береговой полосе или на участке расположен пруд либо обводненный карьер ( п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ ).

Приобретение перечисленных земельных участков, за исключением изъятых из оборота, возможно в аренду при соблюдении установленных законом условий.

2.2 Случаи заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора

  • если расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них частично принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления;
  • если расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них частично принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам — на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения.

В случае, если расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или все помещения в них закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц ( п. 11 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ).

2.3 Дополнительные факторы, влияющие на способ оформления земельного участка

Существует еще один важный фактор, от которого зависит, как будет оформлен земельный участок — в собственность или в аренду.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники зданий, сооружений или помещений в них, расположенных на таком участке, должны совместно обратиться в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган власти или местного самоуправления ( п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ).

Отсутствие доброй воли на оформление земли хотя бы одного сособственника, лишит Вас возможности оформить землю под недвижимостью в собственность.

Таким образом, если все собственники расположенных на одном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении земельного участка в собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду ( постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 4275/11 ), поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обратиться в уполномоченный орган вправе любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них ( п. 6 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ).

В случае если правообладатель объекта недвижимости на земельном участке обращается с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, то уполномоченный государственный орган, получив такое заявление от одного из правообладателей в течение 30 дней направляет иным правообладателям объектов недвижимости на земельном участке подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

Указанные лица в течение 30 дней со дня направления проекта договора аренды обязаны подписать такой договор и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

В отношении тех лиц, которые в указанный срок не предоставили в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, уполномоченный орган в течение 3 месяцев обязан обратиться в суд с требованием о понуждении заключить этот договор аренды.

Также уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей зданий, сооружений или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Государственные или муниципальные земельные участки не предоставляются ни в собственность, ни в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или разрешения на использование таких участков ( п.1.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ ). К примеру, к таким сооружениям относятся электрические сети, тепловые сети, водопроводные сети, сети водоотведения, линии и сооружения связи, линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы федерального, регионального или местного значения; линейные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

3. Порядок оформления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Запросите в Росреестре выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о принадлежащем Вам здании (сооружении), а также земельном участке, в границах которого расположено такое здание (сооружение).

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, потребуются Вам для выяснения следующей информации:

  • сформирован ли и поставлен ли на государственный кадастровый учет интересующий Вас земельный участок;
  • установлены или нет границы такого участка;
  • зарегистрировано ли право публичной собственности (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) на земельный участок.
Читайте также:  Мбу управление капитального строительства и реконструкции

Все указанные выше сведения, а также их подробный анализ, осуществленный специально для Вас квалифицированными специалистами, можно получить, заказав «ПАСПОРТ ОБЪЕКТА» на нашем сайте.

В случае если границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства, то перейдите к Шагу 7.

Подготовьте схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории — если участок не образован и для территории не утвержден проект межевания ( п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ ). Форма такой схемы и требования к её подготовке утверждены приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762 . Для подготовки указанного документа рекомендуем Вам обратиться к кадастровому инженеру.

Обратитесь в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков (далее – уполномоченный орган), с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка — если участок не образован или не установлены его границы ( ст. 39.15 Земельного кодекса РФ ).

Как правило, если земельный участок предстоит образовать из свободных земель и он находится в городской черте, следует обратиться с заявлением в администрацию соответствующего городского округа либо профильный комитет по управлению имуществом при администрации. Если земельный участок находится за пределами города, то — в администрацию соответствующего муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Если земельный участок стоит на кадастровом учете (имеет кадастровый номер), но границы его не установлены, и на такой участок зарегистрировано в ЕГРН право публичной собственности (согласно информации, содержащейся в полученной из ЕГРН выписке), то указанное заявление должно быть представлено в:

  • соответствующее территориальное управление Росимущества в субъекте РФ (при наличии в ЕГРН сведений о праве федеральной собственности на земельный участок);
  • соответствующие комитеты или департаменты, уполномоченные на территории субъекта РФ на распоряжение имуществом (при наличии в ЕГРН сведений о праве собственности субъекта РФ на земельный участок);
  • соответствующую администрацию муниципального образования (при наличии в ЕГРН сведений о праве собственности муниципального образования на земельный участок).

Это правило действует и в тех случаях, когда земельный участок предстоит выделить (образовать) из земельного участка, принадлежащего публичному собственнику.

При отсутствии зарегистрированных прав публичной собственности на земельный участок, границы которого не установлены, заявление представляется в администрацию соответствующего городского округа или муниципального района.

С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

Формы заявлений утверждены только для участков, находящихся в федеральной собственности ( приказ Минэкономразвития России от 4 апреля 2017 № 166 ).

Формы заявлений, которые используют органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, законодательно не установлены. Образец такого заявления можно получить путем личного посещения указанных органов власти, либо скачать на их сайте.

Заявление может быть Вами подано: посредством личного обращения в уполномоченный орган; посредством почтового отправления; через МФЦ; либо в форме электронного документа путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет Единого портала Госуслуг ( http://www.gosuslugi.ru ).

В заявлении в качестве основания приобретения земельного участка без проведения торгов сошлитесь на пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ (если желаете приобрести участок в собственность) или на пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (если желаете приобрести участок в аренду).

Приложите к заявлению следующие документы:

  • документ, удостоверяющий (устанавливающий) Ваше право на здание, сооружение или помещение, если право собственности на указанные объекты не зарегистрировано в ЕГРН;
  • документ, удостоверяющий (устанавливающий) Ваше право на испрашиваемый земельный участок, если право на такой участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
  • сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; , если не утвержден проект межевания территории.

образец проекта межевания территории.jpg

Получите решение уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Уполномоченный орган в срок не более 30 дней с даты получения заявления о предварительном согласовании и приложенных к нему документов должен принять следующие решения:

  • о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка – при наличии предусмотренных законом оснований (п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (в случае если участок образовывается на основании такой схемы).

Срок рассмотрения представленного заявления может быть продлен до 45 дней при необходимости согласования схемы расположения земельного участка с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на распоряжение лесными землями (в случаях, когда земельный участок расположен рядом с лесом).

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 года.

Обратитесь к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ — при отсутствии установленных границ земельного участка в ЕГРН и если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При образовании земельного участка межевание должно проводиться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или проекта межевания территории, а при уточнении его границ – на основании документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

По результатам кадастровых работ должен быть подготовлен межевой план земельного участка.

Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка либо учете изменений (при уточнении границ земельного участка) на основании подготовленного кадастровым инженером межевого плана .

Если в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится указание на Ваше право обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, то такое заявление может быть представлено Вами в Росреестр самостоятельно.

В противном случае заявление предоставляется непосредственно уполномоченным органом, которым было принято решение о предварительном согласовании, либо лицом, действующем на основании доверенности от данного органа.

Заявление может быть подано через МФЦ, посредством почтового отправления, а также в электронной форме через Интернет, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» (http://www.gosuslugi.ru) или официального сайта Росреестра (http://www.rosreestr.ru).

Государственная пошлина за осуществление государственного кадастрового учета земельного участка не уплачивается.

По результатам рассмотрения представленного заявления и межевого плана, при отсутствии установленных Законом о государственной регистрации недвижимости (ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») оснований для приостановления и отказа, в ЕГРН будут внесены сведения о Вашем земельном участке с установленными границами.

Обратитесь в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка (ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

Порядок представления заявления описан в Шаге 3.

В заявлении укажите кадастровый номер испрашиваемого участка, реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (при необходимости).

Приложите к заявлению следующие документы:

  • документ, удостоверяющий (устанавливающий) Ваше право на здание, сооружение или помещение, если право собственности на указанные объекты не зарегистрировано в ЕГРН;
  • документ, удостоверяющий (устанавливающий) Ваше право на испрашиваемый земельный участок, если право на такой участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
  • сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений.

Предоставление указанных документов не требуется, если они ранее направлялись с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято положительное решение.

Получите от уполномоченного органа документ, подтверждающий предоставление Вам испрашиваемого земельного участка.

Уполномоченный орган в срок не более 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка должен принять решение либо о предоставлении земельного участка, либо, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса РФ , об отказе в предоставлении земельного участка (в указанном решении должны быть перечислены все основания отказа).

При положительном решении уполномоченный орган подготавливает проект договора купли-продажи или договора аренды земельного участка в 3-х экземплярах, подписывает и направляет Вам для подписания.

Вы должны подписать направленный Вам проект договора и представить его в муниципалитет в течение 30 дней со дня получения.

При заключении договора купли–продажи необходимо уплатить цену приобретаемого участка в соответствии с условиями такого договора.

Цена на продаваемый земельный участок определяется в порядке, установленном:

  1. Правительством РФ (в отношении участков, находящихся в федеральной собственности);
  2. органом государственной власти субъекта РФ (в отношении участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и участков, государственная собственность на которые не разграничена);
  3. органом местного самоуправления (в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности).

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований также принимаются нормативные акты, устанавливающие порядок определения цены земельного участка.

Как правило, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, и не может её превышать (п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ). При этом должна учитываться кадастровая стоимость этого участка на момент обращения собственника объектов недвижимости в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г.).

Вместе с тем закон устанавливает случаи, когда земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно или по льготной цене.

Так, земельный участок под жилым домом могут приобрести бесплатно в собственность собственники такого жилого дома, если:

  • право собственности на дом возникло до 30.10.2001 (до дня введения в действие Земельного кодекса РФ);
  • либо право собственности на дом возникло после 30.10.2001, но в порядке наследования и при условии, что право собственности наследодателя на дом возникло до 30.10.2001 (п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ).

Льготная цена установлена для собственников зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых до 1 июля 2012 было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (п. 1 ст. 2, п. 2.2 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ).

При наличии оснований уполномоченный орган может принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Обратитесь в Росреестр с заявлением о проведении государственной регистрации:

  • либо права собственности на земельный участок на основании заключенного договора купли–продажи или решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
  • либо заключенного договора аренды земельного участка.

Заявление может быть подано через МФЦ, посредством почтового отправления, а также в электронной форме через Интернет, посредством единого портала Госуслуг ( http://www.gosuslugi.ru ) или официального сайта Росреестра ( http://www.rosreestr.ru ).

При заключении договора купли–продажи земельного участка заявление должно быть представлено от обеих сторон договора: от Вас и от уполномоченного органа.

Заявление о государственной регистрации договора аренды может быть представлено одной из сторон договора.

Следует учитывать, если право собственности или аренды на земельный участок возникают на основании решения уполномоченного органа, обязанность по обращению с заявлением о регистрации возложена законом на такой орган государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Данная норма не исключает возможности Вашего самостоятельного обращения с заявлением в Росреестр.

За проведение государственной регистрации должна быть уплачена государственная пошлина в размере , установленном Налоговым кодексом РФ. При этом органы государственной власти и местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.

В результате рассмотрения представленного заявления Росреестр зарегистрирует:

Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев. К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель , а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. … Это земли , находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития.

Категория земли: как определить и что можно построить

Фото: DifferRshutterstock

Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.

Читайте также:  Перечень особо опасных объектов капитального строительства технически сложных и уникальных

Содержание

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего в России существует 7 категорий земель (ст. 7 Земельного кодекса РФ), а именно:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Категория земельного участка (также обозначается как целевое назначение) определяет, каким образом данный земельный участок можно использовать

Категория земельного участка (также обозначается как целевое назначение) определяет, каким образом данный земельный участок можно использовать (Фото: ronstikshutterstock)

Виды категорий земель

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Земли населенных пунктов

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Промышленные земли

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Земли лесного фонда

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Земли водного фонда

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Земли государственного запаса

К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Фото:RTimagesshutterstock

Как определить категорию земли

Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.

Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Капитальное строительство — что это такое? Что является объектом капитального строительства : жилой дом, баня, гараж, забор, хозпостройки? Какие можно строить капитальные строения на земельном участке ? Читайте в Этажи Журнал. … Что является объектом капитального строительства и его отличия от временных сооружений рассмотрим в нашей статье. Основные понятия. Капитальное строительство — это процесс возведения объектов , который включает фундаментные работы, монтаж опорной конструкции, ограждений, подвод коммуникаций.

2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.

Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

Рассмотрим данные требования подробнее.

  1. Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.

При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:

а) конкретные значения площади участка;

б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.

Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга [1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:

  • общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.
Читайте также:  Согласование размещения объекта капитального строительства

Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области [2] , в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.

Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы [3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Поскольку в данном случае регулирование предельных размеров участков не унифицировано, то правообладатели могут столкнуться с существенными трудностями в определении того, установлен ли данный параметр в отношении участка вообще и каким нормативно-правовым актом он регулируется.

Например, в соответствии с п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В п. 1 ст. 4 закона № 101-ФЗ указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В Московской области [4] данный вопрос урегулирован следующим образом: минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара, за исключением прямо предусмотренных случаев (например, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности). Одновременно предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного городского округа Московской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Применительно к Ленинградской области [5] в законодательстве закреплено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара.

  1. Образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости

Соблюдение данного требования оценивается в каждом конкретном случае, исходя из назначения и характеристик расположенного на земельном участке объекта капитального строительства.

Например, в одном из дел [6] суд указал, что в соответствии с техническими нормами площадь участка под существующими гостевыми домами должна обеспечивать размещение не только непосредственно гостевого дома, но и инфраструктуры базы отдыха (в т. ч. дорог, аллей, игровых и спортивных площадок, автостоянок).

В другом деле [7] суд пришёл к выводу о том, что раздел земельного участка, на котором расположены здания и иные объекты, составляющие единый имущественный комплекс морского вокзала, с учётом функциональной взаимосвязи между объектами не позволит использовать образуемые участки для целей грузопассажирских перевозок и обеспечить предоставление иных услуг в полном объёме.

Верховный Суд РФ [8] рассматривал дело, в котором заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка проходили непосредственно вдоль стен объекта недвижимости, отсутствовала территория, необходимая для подъезда к указанному зданию. Суды пришли к выводу о том, что в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

  1. Раздел, перераспределение или выдел земельных участков не должны приводить к тому, что сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием

Указанное требование действует, главным образом, в тех случаях, когда обременение (ограничение), установленное в отношении исходного участка, имеет пространственные границы, и образование участка в новых границах осуществляется таким образом, что он полностью/преимущественно расположен в зоне обременения (ограничения).

Например, в отношении исходного участка, разрешённое использование которого допускает строительство определённых объектов, может быть установлен сервитут прохода (проезда). В указанном случае образование в результате раздела нового участка таким образом, что почти вся его территория будет расположена в зоне прохода (проезда), ввиду чего размещение объекта капитального строительства в соответствии с разрешённым использованием будет невозможным, не должно допускаться.

  1. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам

Необходимо отметить, что понятия «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не содержатся в законодательстве, что затрудняет предоставление общих рекомендаций и разъяснений по данному вопросу [9] .

Можно отметить, что объединяет указанные понятия то, что все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование.

Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения эксперта при возникновении спора в суде (например, об оспаривании решения Росреестра об отказе в постановке участка на кадастровый учёт, отказа в утверждении Схемы, отказа в предварительном согласовании предоставления участка).

При этом судебная практика выработала определённые подходы к толкованию рассматриваемых понятий.

Например, в одном из дел [10] суд указал, что в результате вклинивания остаётся узкая полоса между исходным и образуемым земельными участками, что является ухудшением конфигурации изменённого земельного участка. Часть земельного участка от точки 2 до точки 9 на Схеме имеет узкую вытянутую форму, с трёх сторон окружена земельным участком, заявленным обществом для приобретения в собственность. В связи с наличием данных обстоятельств РФ будет лишена возможности рационально использовать указанный земельный участок, в том числе передавать в пользование третьим лицам.

Также отметим, что примером «другого препятствующего рациональному использованию недостатка» является невозможность обеспечить доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в т. ч. путём установления сервитута (в тех случаях, когда отсутствует «вклинивание»). Указанное обстоятельство в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

  1. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов

Наличие данного требования обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности на территории конкретного участка, непротиворечивости адресной системы.

Так, подготовка ПЗЗ осуществляется в отношении территории поселений, городских округов / их частей (с особенностями применительно к межселенным территориям, городам федерального значения). Указанные ПЗЗ могут предусматривать различное регулирование тех или иных вопросов (ВРИ, параметров), регулирование может также отличаться и применительно к различным населённым пунктам, в отношении которых действуют одни и те же ПЗЗ. Очевидно, формирование участка, находящегося в различных муниципальных образованиях / населённых пунктах, делало бы практически невозможным определение подлежащего применению регулирования.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 26 закона № 218-ФЗ рассматриваемое ограничение не действует в случае, если выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования / населённого пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.

  1. Границы образуемого земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков

Указанное требование не распространяется на земельные участки, образуемые для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Применительно к требованию о недопустимости пересечения границ территориальных зон можно отметить, что его наличие обусловлено теми же причинами, которые были рассмотрены в п. 5, в части необходимости обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности в отношении участка, поскольку применительно к каждой территориальной зоне устанавливается отдельный градрегламент с ВРИ и предельными параметрами.

При этом данное требование является зеркальным предусмотренному п. 4 ст. 30 ГрК РФ, п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилу о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Однако в данном случае возникает вопрос о том, допустимо ли образование из исходного участка, который расположен в нескольких территориальных зонах (например, такое зонирование было установлено в ПЗЗ ввиду отсутствия описания местоположения границ участка в ЕГРН в соответствии с актуальными требованиями), участка, который также будет расположен в нескольких территориальных зонах. Специфика данной ситуации заключается в том, что несоблюдение требования по непересечению границ территориальных зон не возникает в результате образования нового участка, а изначально существует в отношении исходного.

Одной из возможных точек зрения в данном случае является указание на недопустимость образования такого участка с применением по аналогии закона положений п.п. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ в части того, что образование новых участков возможно только путём устранения существующих противоречий и исключения пересечения границ территориальных зон.

Как и в п. 5, рассматриваемое требование не действует, если Росреестром выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ соответствующих территориальных зон, лесничеств.

В качестве примера толкования судами нормы о непересечении границ лесничеств можно отметить, что в соответствии с обстоятельствами дела, рассмотренного Верховным Судом РФ [11] , администрация утвердила схему расположения земельных участков, имеющих пересечение с границами земель лесного фонда. Образованный земельный участок был сдан в аренду. Суд признал договор аренды недействительным, поскольку спорный земельный участок был образован с нарушением законодательства, в связи с чем он не мог служить предметом договоров аренды.

  1. Образование земельных участков не должно нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами

Примером такого требования является закрепление того, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учёте которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Пересечение границ образуемого участка с границами других существующих участков является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта образуемого участка (пп. 20 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ).

Данное ограничение не действует в прямо предусмотренных случаях (другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, специальное регулирование по «лесной амнистии» [12] ).

В законодательстве можно встретить и иные ограничения при образовании участков, например:

  • земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводнённый карьер, разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводнённого карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ);
  • земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется (п. 14 ст. 48 закона № 73-ФЗ [13] ).

[1] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».

Главное содержание их таково: недвижимость — это земельный участок , а также здания и сооружения, которые являются объектами капитального строительства и прочно связаны с землей (их перемещение невозможно). Здание — результат капитального строительства , представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части. Эта система включает в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (подп.

Источники
  • https://vladeilegko.ru/situations/kak-oformit-zemelnyy-uchastok-pod-obektom-nedvizhimosti/
  • https://realty.rbc.ru/news/60e84b769a794775647c3cd2
  • https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zemlepolzovatelya/glava-2-3/

Рейтинг
Загрузка ...