Зимние нормы в строительстве

Содержание

Режим работы в морозы существенно отличается от стандартного графика осуществления трудовых функций. Обусловлено это негативным влиянием на организм человека пониженной температуры воздуха. В каком ритме работать в холодное время года, необходимо решать с привязкой к имеющимся условиям труда и типу рабочей деятельности. Если человек при реализации рабочих задач мало двигается, он будет быстро замерзать, поэтому для такой категории лиц нужны более частые перерывы на обогрев. Для всех категорий сотрудников на период холодов действует правило по сокращению рабочего времени (вплоть до приостановки деятельности).

Нормы работы на морозе

Работодатели обязаны обеспечивать нормальные условия труда для своего персонала (ст. 212 ТК РФ). Допуск работника к работе в нестандартных климатических условиях или в неблагоприятном температурном режиме осуществляется только при отсутствии медицинских противопоказаний. В ст.

109 ТК РФ зафиксирован порядок реализации трудовых функций на холоде – работодатель должен предусмотреть в распорядке дня сотрудников перерывы на обогрев. В местах обогрева температура не должна быть ниже 21-25 градусов. Это правило распространяется на такие случаи:

Стройпроект. Технологии зимнего строительства

человек работает на открытом воздухе при низких температурах;

физическое лицо вынуждено выполнять трудовые функции в неотапливаемом закрытом помещении;

график работы в мороз должен быть изменен и для грузчиков, участвующих в погрузке или разгрузке продукции, сырья, других материалов.

Перерывы не исключаются из общей продолжительности рабочего времени. Они должны быть оплачены в обычном порядке.

Для обеспечения безопасности трудовой деятельности в холодное время года работодатель должен выдавать работникам комплекты теплой спецодежды. Обо всем этом недавно напомнил Роструд в своей Информации от 17.12.2018.

Оптимальные и допустимые нормативы температурного режима, обязательные для соблюдения работодателями при привлечении сотрудников к работе на условиях 8-мичасового рабочего дня, представлены в СанПиН 2.2.4.548-96.

Время работы на морозе должно быть сокращено при понижении температуры воздуха ниже допустимого значения. При определении длительности нахождения человека на холоде необходимо учитывать комплекс факторов:

тип работы (сидячая или с высоким уровнем подвижности);

наличие или отсутствие у работника утепленной спецодежды, комплекта локальных утепляющих аксессуаров (например, рукавицы, шапки);

где производятся работы – на улице или внутри помещений.

Работы делятся на 5 типов по уровню энергозатрат. Чем выше энергозатраты, тем более продолжительными могут быть периоды непрерывного труда при низких показателях температуры воздуха. Типы работ:

Iа – большая часть трудовых функций осуществляется сидя, физическая нагрузка незначительная;

Iб – сидячая работа сочетается с умеренным физическим напряжением;

IIа – характерны частые перемещения, подъемы мелких предметов весом до 1 кг;

IIб – предполагается постоянная ходьба по рабочей территории, перемещение предметов весом до 10 кг;

III – рабочий процесс связан с непрерывными перемещениями и переноской тяжестей (вес которых превышает 10 кг), работа отличается высокой физической нагрузкой.

Работа на морозе должна быть ограничена по времени, но сокращение трудового времени характерно и для плюсовых температур, которые ниже оптимальных значений для производственных помещений (см. таблицу).

Источник: spmag.ru

Выбор зимней беседки для загородного дома

Выбор зимней беседки для загородного дома

Множество владельцев загородных участков задаются вопросом, как сделать отдых на даче комфортным в любое время года. Создать теплую атмосферу в холода можно с помощью зимней беседки. Стоит отметить, что вариантов выполнения такой постройки существует большое количество. Множество строительных компаний предлагают установку уже готовых беседок или проектирование индивидуального помещения. Какой тип зимней беседки лучше выбрать именно вам, вы определите сами, прочитав эту статью.

Зимняя беседка для дачи

Перед тем как выделить все типы зимних беседок, необходимо определить, что представляет собой такое помещение и чем оно отличается от летнего. Как правило, основным отличием является то, что зимняя беседка имеет систему отопления или имеет утеплительный слой в своей конструкции. Множество зимних беседок отапливаются с помощью обустроенной внутри печки, камина или мангала.

Обустроить зимнюю беседку можно из уже готовой летней или же построив новое помещение по выбранному проекту. Как правило, домовладельцы предпочитают проекты, которые предусматривают использование помещения как в летнее, так и в зимнее время. Так, например, зимняя беседка с большими окнами легко превращается в летнюю с наступлением теплой поры. Достаточно открыть окна или снять их на время. При этом на окончательный вид такого строения влияет множество факторов, среди которых:

Это интересно! Преимущественное количество владельцев загородных домов и коттеджей предпочитают строительство приусадебных построек в том же стиле, в котором выполнено основное здание.

  • личные предпочтения;
  • особенности ландшафта.

Множество факторов при выборе материалов и типа строения зависит от ландшафта загородного участка и климата, который преобладает в том или ином регионе. Кроме того, значительное внимание уделяется расположению подземных вод и наличию коммуникаций, проходящих к дому. Эти факторы необходимо учесть при выборе места расположения будущей беседки и при составлении проекта строения.

Основные отличия зимней постройки:

  1. Наличие утеплительных материалов на крыше и стенах.
  2. Закрытое помещение.
  3. Наличие утепленных дверей и окон.
  4. Присутствие элемента обогрева.
  5. Использование при строительстве энергосберегающих материалов.

Все эти пункты позволяют сделать приусадебное помещение наиболее комфортным и теплым в холодный период года. Стоит также помнить о том, что множество проектов зимних беседок требуют наличия отдельного фундамента, что усложняет строительство.

Типы зимних беседок

Существует два основных типа зимних строений для отдыха: отдельно стоящие здания и комбинированные. Комбинированные помещения включают в себя небольшую кухню, мангал или печку и навес снаружи беседки. Таким образом, комбинированное помещение включает в себя зимнюю утепленную зону и летнюю — навес. В некоторых случаях беседку строят совместно с домом или летней кухней. Это позволяет сэкономить деньги на строительные материалы и упростить отопление зимней части здания.

Форма беседки

Оптимальным вариантом возведения строения является «английский» стиль, который предполагает строительство простого по форме здания с минимальными украшениями и наличием четырех- или восьмискатной крышей. Такой вариант является наиболее простым и стильным. Возведение такого типа помещения предполагает минимум затрат на строительные материалы и проектирование. Для того чтобы решить проблемы отопления в такой беседке, достаточно предусмотреть наличие камина по центру здания.

Еще одним распространенным вариантом строительства является здание в японском стиле, который предполагает создание привлекательной крыши и наличие стеклянных стен. Такое местечко будет отличным вариантом для уединения и отдыха. В качестве строительного материала для таких помещений отлично подойдет дерево различных пород. Эксклюзивные проекты часто выполняются из дорогих сортов дерева для внутренней и внешней отделки здания.

Множество дизайнеров предлагают выбирать многогранные или круглые проекты зданий, они отлично удерживают тепло и уютные внутри. В таком помещении просто обустроить камин и установить стол со стульями или скамьей.

Выбор материала для строительства

Одними из наиболее дешевых и простых в монтаже материалов для строительства беседок является кирпич и дерево. Эти материалы можно комбинировать между собой и разбавлять окнами. Перед тем, как определить, из какого материала выполнять здание, необходимо выделить основные преимущества и недостатки каждого.

Среди основных преимуществ деревянных строений выделяют:

Важно! Теплые беседки могут быть выполнены из различных материалов, при этом наиболее экономичным является древесина. Правильно выбранное дерево отлично выглядит и стоит дешево относительно других строительных материалов.

  • древесина — экологически чистый материал;
  • срок эксплуатации;
  • незначительный вес;
  • привлекательный внешний вид;
  • простота в монтаже.

При правильной обработке древесины защитными веществами этот материал прослужит достаточно долго без повреждений конструкции. В качестве защитных веществ можно использовать: растворы, которые противостоят гноению дерева, антисептики, защитные лакокрасящие составы, антипирены (средства, что препятствуют возгоранию материала). Что касается небольшого веса, то это преимущество древесины значительно снижает вес конструкции и давление на основные ее элементы. Небольшой вес также снижает вероятность усадки строения, его разрушение под действием геологических факторов и т. д. При наличии проекта беседки все риски разрушения сводятся к минимуму.

Заметка! При наличии множества преимуществ деревянных конструкций стоит также учесть, что строительство помещения необходимо проводить с учетом всех норм и правил пожарной безопасности. Обработка защитными растворами является обязательной. Если строится зимняя беседка с мангалом, то его рекомендуется установить в центре комнаты. Если это невозможно, мангал устанавливают на расстоянии 25 см. от стены.

Стоит отметить, что готовую древесину для сруба можно заказать у специализирующейся на этом компании, что значительно упростит строительство.

Кирпичные строения

Все кирпичные беседки предполагают наличие надежного фундамента. Строительство зимней беседки из кирпича требует множество затрат и сил. При возведении здания из кирпича необходимо соблюдать массу нюансов, например, при разведении и нанесении строительной смеси, укладке материала и т. д. Основным преимуществом кирпича можно назвать устойчивость к возгоранию.

Как правило, при строительстве помещения из кирпича сооружается ленточный фундамент. При этом фундамент из свай также может стать оптимальным вариантом.

Заметка! Если деревянные беседки изнутри имеют привлекательный внешний вид и могут не требовать внутренней отделки, то здания из кирпича, как правило, утепляют и выполняют внутреннюю отделку.

Для отделки стен из кирпича отлично подойдет фактурная и обычная штукатурка, декоративный камень, плитка и т. д. В зависимости от зоны помещения, можно выбрать оптимальный вариант отделочного материала.

Читайте также:  С чего начать строительство печи

Необходимо также обратить внимание на количество и форму окон, их нужно заранее предусмотреть в помещении.

Варианты обогрева

Если выбор материалов для строительства и отделки — это предпочтение каждого, то способ обогрева зимней беседки может варьироваться в зависимости от многих факторов, например, размеров строения, материалов конструкции, проекта и т. д. Среди основных вариантов обогревательных систем для беседки отлично подойдет:

  • печь, камин с мангалом;
  • радиатор или конвектор;
  • электрические обогревательные приборы.

В случае, если для обогрева будет использоваться электрическое приспособление, в проектировании здания нужно учесть этот факт. Если отопление будет обеспечиваться с помощью открытого огня, нужно учесть следующие требования:

  1. Печь возводится только на бетонированном основании, минимум за 25 см от стены.
  2. От печки к ближайшему предмету интерьера не менее 50 см.
  3. При строительстве нужно учесть расстояние от очага до места отдыха, оно должно составлять не мене полутора метров.

Кроме того, в таких помещениях лучше иметь средства быстрого тушения огня или огнетушитель. Таким образом можно максимально обезопасить людей, находящихся в помещении, и само здание от возгорания.

Видео описание

Обзор зимней беседки с печным комплексом — в этом видео:

Нужно ли составлять проект помещения

Все здания, расположенные на территории приусадебного участка, должны быть зафиксированы в домовой книге. Это также касается и строительства зимней беседки. Оптимальным вариантом является возведение беседки с привлечением профессиональной бригады, которая готова разработать и составить план будущего помещения и провести строительные работы. Безусловно, опыт работы имеет значительный вес в принятии решения строить самостоятельно или же обратиться к специалистам.

Заключение

Стоит отметить, что теплую беседку для зимы можно заказать. Это касается зданий из деревянного бруса. Заказ можно оформить на сайте компании, выбрав необходимый проект беседки. Далее специалисты осуществляют доставку готового проекта в виде брусьев и собирают их на месте.

Главным преимуществом такого строительства является экономия времени и средств на подготовку древесины и монтаж её самостоятельно. Таким образом, можно заказать строительство не только беседки, но и, например, дом из лафета.

Источник: m-strana.ru

Зимняя норма расхода топлива

С наступлением холодов расход топлива у автомобилей увеличивается. Чтобы правильно рассчитать этот показатель, нужно использовать данные, ежегодно публикуемые Минтрансом.

Расход бензина

Зимняя норма расхода топлива

На законодательном уровне РФ установлено, что переход на норму топлива, характерную для холодного времени года, применяют, когда среднесуточная температура снижается до -5°С.

Кто издает

Количество месяцев, срок действия зимних норм и предельную величину надбавок по федеральным округам России ежегодно устанавливает Минтранс. Чтобы зимние надбавки по ГСМ вступили в силу, администрация населенного пункта издает соответствующий приказ. Кроме этого, распоряжения могут издаваться по предприятию. При этом руководство само решает, с какого числа используется зимняя норма расхода топлива.

С какого месяца применяются и как устанавливаются

В какой степени будет расходоваться топливо в холодное время года, зависит:

  • от региона РФ;
  • от состояния дорог и транспорта;
  • от дальности расстояния поездок.

В среднем, зимние нормы расхода ГСМ применяются с октября и действуют до конца марта включительно.

Передвижение на машине зимой

Изменения в части предельных значений зимних надбавок

Предельные надбавки вносятся в таблицу в соответствии с названиями регионов, перечисленных в Конституции РФ. Например, из Сахалинской области выделили Курильский, Ногинский и другие районы, а из Крыма — город Симферополь.

Таблица зимних коэффициентов

Ежегодно Минтранс публикует таблицу зимних коэффициентов, которую используют бухгалтеры в расчетах расхода ГСМ в холодное время года.

N пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
I. Центральный
1 Москва 5.0 01.11-31.03 10
2 Белгородская обл. 4.0 15.11-15.03 7
3 Брянская о. 5.0 01.11-31.03 10
4 Владимирская об. 5.0 01.11-31.03 10
5 Воронежская о. 5.0 01.11-31.03 10
6 Ивановская об. 5.0 01.11-31.03 10
7 Калужская о. 5.0 01.11-31.03 10
8 Костромская обл. 5.0 01.11-31.03 10
9 Курская обл. 5.0 01.11-31.03 10
10 Липецкая об. 5.0 01.11-31.03 10
11 Московская о. 5.0 01.11-31.03 10
12 Орловская обл. 5.0 01.11-31.03 10
13 Рязанская обл. 5.0 01.11I-31.03 10
14 Смоленская о. 5.0 01.11-31.03 10
15 Тамбовская о. 5.0 01.11-31.03 10
16 Тверская обл. 5.0 01.11-31.03 10
17 Тульская обл. 5.0 01.11I-31.03 10
18 Ярославская о. 5.0 01.11-31.03 10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0 01.11-31.03 10
20 Республика Карелия 5.5 01.11-15.04 12
21 Республика Коми 6.0 01.11-30.04 15
г. Воркута с прилегающим административным районом 6.5 15.10-30.04 15
22 Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) 6.0 01.11-30.04 15
23 Вологодская о. 5.0 01.11-31.03 10
24 Калининградская об. 4.0 15.10-15.03 7
25 Ленинградская об. 5.0 01.11-31.03 10
26 Мурманская о. 6.0 01.11-30.04 15
27 Новгородская об. 5.0 01.12-31.03 10
28 Псковская обл. 5.0 01.12-31.03 10
29 Ненецкий а.о. 6.0 15.10-15.04 18
III. Северо-Кавказский
30 Республика Адыгея 3.0 01.12-01.03 5
31 Республика Дагестан 3.0 01.12- 01.03 5
32 Республика Ингушетия 3.0 01.12- 01.03 5
33 Чеченская Республика 3.0 01.12- 01.03 5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0 01.12-01.03 5
35 Республика Калмыкия 5.0 15.10-15.03 10
36 Карачаево-Черкесская Республика 3.0 01.12-01.03 5
37 Республика Северная Осетия — Алания 3.0 01.12- 01.03 5
38 Краснодарский край 3.0 01.12- 01.03 5
39 Ставропольский край 3.5 01.12-15.03 5
40 Астраханская об. 5.0 15.10-15.03 10
41 Волгоградская об. 5.0 15.10-15.03 10
42 Ростовская о. 4.0 15.11-15.03 7
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 5.5 01.11-15.04 12
44 Республика Марий Эл 5.0 01.11-31.03 10
45 Республика Мордовия 5.0 01.11-31.03 10
46 Республика Татарстан 5.0 01.11-31.03 10
47 Удмуртская Республика 5.0 01.11-31.03 10
48 Чувашская Республика 5.0 01.11-31.03 10
49 Кировская об. 5.5 15.10-31.03 12
50 Нижегородская об. 5.0 01.11-31.03 10
51 Оренбургская обл. 6.0 15.10-15.04 15
52 Пензенская об. 5.0 01.11-31.03 10
53 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого а.о) 5.5 01.11-15.04 10
54 Самарская обл. 5.0 01.11-31.03 10
55 Саратовская об. 5.0 01.11-31.03 10
56 Ульяновская об. 5.0 01.11-31.03 10
57 Коми-Пермяцкий а.о. 6.0 15.10-15.04 18
V. Уральский
58 Курганская обл. 5.5 01.11-15.04 10
59 Свердловская обл. 5.5 01.11-15.04 10
60 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого а. о.) 5.5 01.11-15.04 12
61 Челябинская обл. 5.5 01.11-15.04 10
62 Ханты-Мансийский а.о. 6.5 15.10-30.04 18
63 Ямало-Ненецкий а.о. 6.5 15.10-30.04 18
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 5.5 01.11-15.04 15
65 Республика Бурятия 6.0 01.11-30.05 18
66 Республика Тува 6.0 01.11-30.04 18
67 Республика Хакасия 6.0 01.11-30.04 18
68 Алтайский край 5.5 01.11-15.04 15
69 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского а.о.) 5.5 01.11-15.04 15
70 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского а.о.) 6.0 01.11-30.04 18
71 Кемеровская обл. 6.0 01.11-30.04 15
72 Новосибирская обл. 5.5 01.11-15.04 12
73 Омская обл. 5.5 01.11-15.04 12
74 Томская обл. 5.5 01.11-15.04 12
75 Читинская обл. (без Агинского Бурятского а.о.) 6.0 01.11-30.04 18
76 Таймырский а.о. 7.0 15.10-15.05 18
77 Усть-Ордынский Бурятский а.о. 6.0 01.11-30.04 18
78 Эвенкийский а.о. 7.0 15.10-15.05 18
79 Агинский Бурятский а.о. 6.0 01.11-30.04 18
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского а.о.) 7.0 15.10-15.05 20
81 Приморский край 5.5 01.11-15.04 12
82 Хабаровский край 5.5 01.11-15.04 12
Охотский район 6.5 15.10-30.04 18
83 Амурская обл. 6.0 01.10-30.04 15
84 Камчатская обл. (без Корякского а.о.) 6.0 01.11-30.04 15
85 Магаданская обл. 6.5 15.1030.04 18
86 Сахалинская обл.- южная часть 5.0 15.11-15.04 12
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) 6.0 01.10-30.04 15
87 Еврейская а.обл. 5.5 01.10-15.04 12
88 Корякский а.о. 6.0 01.10-30.04 15
89 Чукотский а.о. 6.5 15.10-30.04 20
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0 01.10-31.05 20
91 Крымский 4.0 01.10-01.03 5

Как разработать собственные нормы

Если раньше государство требовало от предприятий производить расчеты по таблице Минтранса, то сейчас разрешили разрабатывать собственные нормы. Чтобы их создать, используют формулу: Qн = 0,01 × Нs × S × (1 + 0,01 × D), где Qн — норматив, л; Нs — базовая норма расхода топлива на пробег ТС, л/100 км; S — пробег ТС, км; D — коэффициент к норме, в %.

Источник: fuelwiki.ru

Нормативы уборки снега в городе

Почти каждую зиму в города приходят снегопады. Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП , а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.

Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.

  • Нормативы уборки снега в городе
  • Категории дорог и улиц
  • Классификация автомобильных дорог
  • Классификация улиц
  • Требования к уборке городской территории в зимнее время
  • Нормативы уборки проезжей части дорог
  • Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
  • Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок
  • Требования к складированию и утилизации снега

Уборка снега в городе

Чистка пешеходной дороги от снега

Чистка дороги от снега при помощи механизированной техники

Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:

Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов. В частности , это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют следующие правила.

Читайте также:  Единые технические условия в строительстве

Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.

Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами. В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.

Далее мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Требования к уборке городской территории
    — Нормативы уборки проезжей части
    — Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
    — Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок
  2. Требования к складированию и утилизации снега

Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи. Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в р азных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному.

Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам.

Трамвайные пути зимой

Пешеходная зона зимой

Категории дорог и улиц

Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории. Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.

Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная , но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц.

На перекрестке идет снег

Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее.

Классификация автомобильных дорог

Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в Постановлении Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.

В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:

  1. Автомагистраль
    Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются.
  2. Скоростная автомобильная дорога
    Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги.
  3. Обычная (нескоростная) автомобильная дорога
    Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными , на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.

Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.

Выделяются следующие категории дорог:

  • I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ)
    Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км.
  • II
    Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями).
  • III
    В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями.
  • IV
    Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
  • V
    Это небольшие однополосные дороги шириной от 4 , 5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.

Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.

Улица в городе весной

Классификация улиц

Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е.

В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог. Поэтому мы рассмотрим их вместе.

Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом:

Группа улиц Виды улиц и дорог (по значению) Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам)
А Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения
Б Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения
В Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные
Г Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные , поселковые дороги II
Д Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные III
Е Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки IV

Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц. К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.

Жилая зона весной, не убранная от снега

Чистка дороги от снега при помощи механизированной техники

Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.

Требования к уборке городской территории в зимнее время

В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи. В то же время могут использоваться и более узкие обозначения.

В частности, выделяются два вида снега:

  • Рыхлый снег
    Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
  • Талый снег
    Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.

Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком т р отуаре можно легко получить серьезные травмы при падении.

Зимняя скользкость бывает двух видов:

  • Уплотненный снег (снежный накат)
    Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3).
  • Стекловидный лед (гололед)
    Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.

Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.

Нормативы уборки проезжей части дорог

К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).

Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:

  • Сгребание и подметание снега
  • Скол уплотненного снега и льда
  • Формирование снежных валов
  • Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
  • Вывоз снега и скола льда

Расчистка дорог – механизированная , хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.

Чистка дороги от снега при помощи механизированной техники

Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.

В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  • На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
  • Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.

Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:

  1. Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
  2. Снег и наледь счищаются до асфальта

Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.

К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:

  • Толщина УСП – от 3 до 8 см
  • Максимальная скорость движения – 60 км/ч
  • На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
  • В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 с у ток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед

Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.

Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:

Вид дефекта Сроки устранения *, сут
Колея глубиной более 3 см не более 2
Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см 2 не более 2
Слой рыхлого снега толщиной более 8 см не более 6
Читайте также:  Схемы строительства в satisfactory

*Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.

Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.

Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы:

Вид снежно-ледовых образований Категория дороги Группа улиц Срок устранения*, ч
Рыхлый или талый снег IА, IБ А, Б не более 4 (в сельских поселениях – не более 3)
IВ, II В, Г не более 5 (в сельских поселениях – не более 4)
III-IV Д, Е не более 6
V не более 1 2
Зимняя скользкость IА, IБ, IВ А-В не более 4 (в сельских поселениях – не более 5)
II, III Г, Д не более 5
IV Е не более 6
V не более 12

* Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.

Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е). Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.

Снегоуборочная техника на дороге

Погрузка снега с дороги в Камаз

Нормативы уборки элементов благоустройства дорог

Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:

  • Заездные (парковочные) карманы
  • Посадочные площадки автобусов
  • Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например , около автомагистрали или скоростной дороги)

Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.

Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.

Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега:

Элемент благоустройства Категория дороги допустимая толщина слоя, см Срок снегоочистки*, ч
Заездные карманы IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
Посадочные площадки автобусов IА, IБ 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
IА, IБ 6 (4) не более 24
IВ, II 8 (6)
Площадки отдыха и стоянки транспортных средств III , IV, V 12 (8)

* Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.

Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью. По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.

Чистка дороги от снега при помощи механизированной техники

Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок

Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие.

Во время снегопада на тротуарах допускается:

  • На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)
  • На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
  • На остальных дорогах – не более 12 см снега

Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.

Заснеженный тротуар

Почищенный от снега тротуар

Чистка пешеходной дороги от снега при помощи механизированной техники

А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки?

Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:

«8.5 На покрытии тротуаров , служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».

Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.

Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.

Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:

  • Толщина уплотненного снега – не более 6 см
  • Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
  • Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
  • При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток

Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке.

Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы:

Вид снежно-ледяных образований Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч Срок устранения*, ч
Рыхлый и талый снег от 250 1
100-250 2
до 100 3
Зимняя скользкость от 250 1 2
100-250 18
до 100 24

* В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.

Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.

Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.

Заваленный снегом тротуар

Ручная чистка тротуара от наледи

Тротуар зимой

Требования к складированию и утилизации снега

Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.

Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:

  • На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
  • В лотковой части дороги
  • На разделительной полосе ши р иной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)

А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.

Снежные валы запрещается формировать:

  • На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
  • На разделительной полосе шириной меньше 5 м
  • Около железнодорожных переездов
  • Около перекрестков
  • На тротуарах
  • На газонах
  • На мостовых сооружениях

На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.

Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы:

Элемент дороги Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м
Железнодорожный переезд 400
Пересечение в одном уровне 150
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств 20
Пешеходный переход 15

Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?

В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:

  1. Оставить лежать до конца зимнего сезона
  2. Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник

Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае , если снежный вал никому не мешает.

Складировать снег до весны разрешается:

  • На разделительной полосе шириной более 5 м
  • В лотковой части дороги
  • На пустырях

Грязный снег на обочине дороги

Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти. При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять. А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.

ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:

  • С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
  • С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада

При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.

Чистка дороги от снега при помощи механизированной техники

Снег в кузове Камаза

Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки.

Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:

  1. Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
  2. Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
  3. На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
  4. Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
  5. Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
  6. Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1 -3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
  7. Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
  8. Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада

Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.

Хотите узнать больше?

  • На странице Уборка и вывоз снега вы найдете подробное описание наших услуг и базовые цены на них.

Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:

  • ВКонтакте: https://vk.com/uborka_vyvoz_snega_ekaterinburg
  • Facebook: https://www.facebook.com/uborkasnegaekb
  • Одноклассники: https://ok.ru/group/56486898958351

Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела:

Источник: gruntovozov.ru

Рейтинг
Загрузка ...