По нормативным требованиям условия зимнего периода наступают при установлении среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +5 °С и при минимальной суточной температуре ниже 0°С. Подобные климатические условия продолжаются на территории России в среднем 6 – 7 месяцев в году. Зимний период в наибольшей степени оказывает влияние на возведение конструкций зданий и сооружений из монолитного бетона. Прекращение бетонных работ зимой привело бы к увеличению сроков строительства объектов.
К производству бетонных работ в зимний период предъявляется ряд требований, основные из которых:
· выбор и технико-экономическое обоснование методов зимнего бетонирования;
· необходимость приготовления бетонной смеси с высокой температурой;
· максимальное сохранение начальной тепловой энергии бетонной смеси при ее доставке на объект и в период укладки в конструкцию;
· удаление снега из заопалубленного пространства и наледи с арматурного каркаса;
· увеличение продолжительности уплотнения бетона на 25 % при его укладке в конструкцию;
Строительство в зимний период — особенности
· обеспечение заданных температурно-влажностных условий выдерживания бетона;
· достижение требуемой прочности бетона до его замораживания.
Основой технологии зимнего бетонирования является обеспечение условий, при которых монолитные железобетонные конструкции в короткие сроки с наименьшими затратами могли бы набрать критическую прочность или требуемую для восприятия проектных нагрузок.
Критическая прочность бетона, выраженная в процентах от R28, есть прочность, при достижении которой бетон может быть заморожен без снижения его прочностных показателей при наступлении положительных температур.
Подготовка к производству работ начинается с анализа особенностей бетонирования и предполагаемых условий эксплуатации монолитных конструкций. Основные факторы, влияющие на технологию бетонирования:
· модуль поверхности Мп, характеризующий массивность конструкции и определяемый как отношение суммарной площади охлаждающихся поверхностей бетонируемой конструкции к объему бетона этой конструкции;
· предварительный нагрев основания (промороженного грунта, подстилающего слоя), на которое будет укладываться бетонная смесь до температуры 40 – 50 °С, и прогрев конструкции в глубину до 30 см;
· класс бетона, его начальная температура, степень армирования конструкции, тип и особенности опалубки, технические и химические средства воздействия на бетон в период его выдерживания.
Технология бетонирования конструкций без искусственного обогрева
Возведение монолитных конструкций без искусственного обогрева является наиболее экономичным способом зимнего бетонирования. Экономическая эффективность при этом достигается за счет максимального использования внутренних источников тепловой энергии, полученной бетонной смесью при ее приготовлении, а также за счет энергии, выделяемой в твердеющем бетоне в процессе протекания реакции гидратации цемента с водой (экзотермия цемента).
Что Вы не знали о строительстве в осенне-зимний период! 4 совета по строительству домов зимой. 16+
Применение противоморозных добавок предотвращает замерзание жидкой фазы в бетоне в период его твердения при отрицательных температурах, продлевая период протекания реакции гидратации и набора бетоном прочности.
4.2.1. Метод “термоса”
На использовании внутренних источников энергии основан метод “термоса”. Его сущность заключается в том, что за счет начальной энергии и последующей экзотермии цемента массивная теплоизолированная конструкция набирает требуемую прочность за расчетный период времени до замерзания.
Область применения метода “термоса” – бетонирование массивных монолитных конструкций (фундаменты, плиты, блоки, стены) с модулем поверхности Мп = 3 – 8 в любых теплоизолированных опалубках. Кроме того, целесообразно применять метод “термоса” в тех случаях, когда к бетону предъявляются повышенные требования по морозостойкости, водопроницаемости и трещиностойкости, так как термосное выдерживание сопровождается минимальными напряжениями в бетоне от воздействия температуры.
Возможность применения метода “термоса” устанавливается в результате технико-экономического расчета с учетом массивности конструкции, активности и тепловыделения цемента, температуры уложенного бетона и наружного воздуха, скорости ветра, а также возможности получения заданной прочности бетона в установленный срок.
Методика расчета термосного выдерживания монолитных конструкций различной массивности приведена в нормативной и справочной литературе и изучается в курсе “Технология строительных процессов”.
Применение противоморозных добавок
Сущность данного метода заключается в том, что растворы солей, введенные в бетонную смесь при ее приготовлении, в процессе выдерживания уложенного в конструкцию бетона, имеющего положительную начальную температуру, значительно продлевают состояние жидкой фазы, обеспечивая тем самым протекание реакции гидратации даже в условиях отрицательных температур. К числу используемых солей относятся нитрит натрия, нитрит кальция, поташ, хлористый натрий и др.
Подбор состава бетона с требуемыми добавками осуществляют с учетом типа и условий эксплуатации монолитной конструкции, температуры наружного воздуха. Количество вносимых добавок увеличивается при возрастании значения отрицательной температуры относительно расчетной.
Данные о скорости набора прочности бетона с противоморозными добавками приведены ниже.
Влияние противоморозных добавок на прочность бетона
Сроки твердения, сут | Прочность бетона с добавками, % от R28, при температуре, ºС | |||||||||
Хлористые соли | Нитрат натрия | Поташ | ||||||||
-5 | -10 | -15 | -5 | -10 | -15 | -5 | -10 | -15 | -20 | -25 |
Температура бетона с противоморозными добавками к началу выдерживания должна оставаться положительной. Незаопалубленные поверхности монолитных конструкций должны быть теплоизолированы для предотвращения вымораживания влаги с этих участков.
Минимальные допустимые температуры наружного воздуха для применения противоморозных добавок: -15°С – для хлористых солей, нитрата и нитрита натрия; -25°С – для поташа.
Достоинства технологии с использованием противоморозных добавок заключаются в минимальных физических и материальных затратах на ее реализацию. Недостатками технологии являются длительный период приобретения бетоном критической прочности, негативные последствия при нарушении требований по применению противоморозных добавок (коррозия арматуры, высолы на поверхности). В строительной практике широко используют комплексные способы выдерживания бетона. Так, для сокращения сроков твердения бетона с противоморозными добавками используют метод “термоса”, приготавливая бетонную смесь с высокой температурой.
При ведении бетонных работ без искусственного обогрева контролю подвергают:
· условия бетонирования и начальную температуру укладываемой бетонной смеси;
· среднюю температуру бетона в период выдерживания;
· продолжительность остывания бетона до 0 °С при методе “термоса” и до расчетной минусовой температуры при использовании противоморозных добавок;
· теплоизолирующее покрытие конструкции, его соответствие требуемому значению теплопередачи;
· максимальную глубину оттаивания основания и отогрева смежного с бетонируемым участка ранее уложенного бетона (ранее имевших температуру наружного воздуха), на которые будет укладываться бетонная смесь;
· резкое изменение температурных условий твердения бетона, требующее принятия дополнительных оперативных мер для обеспечения получения критической прочности бетона до его замерзания. К таким мерам относятся устройство дополнительной теплоизоляции бетона, продление сроков его выдерживания и, при необходимости, применение искусственного прогрева конструкции.
Бетонирование конструкций с термообработкой
Основные положения
Термообработка бетона представляет собой искусственное внесение тепловой энергии в монолитную конструкцию в период ее твердения в целях сокращения периода выдерживания бетона и приобретения им критической или проектной прочности до замерзания.
Область применения способов теплового воздействия на выдерживаемый бетон распространяется на все разновидности монолитных конструкций с модулем поверхности Мп > 3. Выбор же оптимального способа термообработки осуществляют на основании технико-экономического расчета с привязкой к условиям определенного объекта строительства.
Технология термообработки бетона имеет свои особенности. Основная из них – необходимость соблюдения расчетных режимов термообработки. Основными характеристиками технологических режимов являются: начальная температура бетона, продолжительность цикла термообработки до получения критической прочности, скорость подъема температуры (разогрева) бетона, температура и продолжительность изотермического выдерживания, скорость и продолжительность остывания, критическая или проектная прочность бетона.
Тепловое воздействие на прогреваемый бетон осуществляется несколькими методами. Самыми распространенными из них в практике строительства являются следующие:
· применение греющих проводов;
· предварительный электроразогрев бетонной смеси;
· применение термоактивной опалубки;
· бетонирование в тепляках;
· комплексные методы (например, применение противоморозных добавок + электропрогрев).
Рекомендации по выбору метода термообработки
Практика зимнего бетонирования позволяет рекомендовать наиболее эффективные способы термообработки для определенных монолитных конструкций.
4.3.2.1. Термообработка фундаментов
При бетонировании фундаментной плиты любой массивности рекомендуется применять инфракрасные установки для отогрева промороженного основания, удаления снега и наледи с арматурного каркаса и в заопалубленном пространстве, обогрева периферийных (торцевых) участков плиты, тепловой защиты уложенного бетона в целях сохранения им начальной температуры и набора минимальной опалубочной прочности, позволяющей укладывать теплоизоляционные материалы и отключать установки инфракрасного излучения. Продолжительность выдерживания бетона до достижения не менее 40 % от проектной прочности составит не более 2 сут при средней температуре бетона около 30 °С. Требуемая электрическая мощность не превысит 100 кВт при работе на захватке площадью до 100 м 2 . Удельный расход электроэнергии составит в среднем не более 15 – 20 кВт∙ч/м 3 ;
4.3.2.2. Термообработка стеновых конструкций
Стеновые конструкции имеют высокий модуль поверхности, как правило – выше восьми. При их термообработке развитая опалубленная поверхность монолитных стен влечет за собой большие потери тепла, требует применения специальных технических средств, обеспечивающих равномерный прогрев по всей площади опалубки (с перепадом температуры не более 5 °С), а при высокой степени армирования (более 3 %) ограничивает применение эффективных способов термообработки.
Наиболее эффективными для стен с модулем поверхности 8 – 20 являются:
· контактный способ, реализуемый посредством термоактивной опалубки с удельной установленной мощностью около 0,8 кВт/м 2 опалубки;
· электропрогрев, осуществляемый с помощью полосовых электродов, прикрепляемых к внутренней поверхности опалубки (если позволяют условия последующей отделки поверхности стен) с установленной мощностью в среднем 4 кВт/м 3 монолитной стены;
· инфракрасный нагрев для стен толщиной до 300 мм – с односторонним нагревом, для стен толщиной свыше 300 мм – с двусторонним нагревом; установленная мощность при этом составляет около 6 кВт/м 3 стеновой конструкции;
· применение греющих проводов.
Обязательным условием применения любого способа электротермообработки является наличие в бетоне расчетного количества противоморозных добавок, необходимых на случай аварийного отключения электроэнергии.
Выбор оптимального способа термообработки стен основывается на технико-экономическом расчете рассматриваемых вариантов.
4.3.2.3. Термообработка перекрытий и других конструкций
Технология зимнего бетонирования монолитных перекрытий имеет ряд особенностей:
· толщина перекрытий, как правило, не превышает 200 мм;
· развитая горизонтальная поверхность способствует сосредоточению снега на палубе под арматурной сеткой (который непросто удалить перед бетонированием традиционными способами) и значительным потерям тепловой энергии бетона как при его укладке в конструкцию, так и в период выдерживания;
· источники тепловой энергии для большей эффективности должны располагаться на наружной либо (в крайнем случае) на внутренней поверхности палубы перекрытий.
С учетом отмеченных факторов для термообработки монолитных перекрытий рекомендуются: термоактивная опалубка с удельной установленной мощностью около 0,9 кВт на 1 м 2 опалубки перекрытий и продолжительностью цикла до 30 ч; инфракрасный нагрев с установленной мощностью до 1 кВт на 1 м 2 площади опалубки и продолжительностью цикла до 24 ч; применение греющих проводов.
Окончательный выбор способа для конкретных условий каждого объекта необходимо сделать на основании технико-экономического расчета эффективности сравниваемых вариантов термообработки.
При бетонировании в зимних условиях колонн, ригелей, балок, элементов рамных конструкций наиболее эффективным является индукционный способ прогрева бетона. При довольно низкой удельной установленной мощности до 4 кВт на 1 м 3 прогреваемой конструкции продолжительность прогрева для достижения критической прочности не превысит 12 ч. В качестве альтернативных методов могут применяться и инфракрасный, и применение греющих проводов.
Для бетонирования специальных конструкций (труб, башен, силосов и др.) в условиях отрицательных температур способ термообработки определяется в ППР.
Для прогрева стыков сборных железобетонных конструкций наиболее эффективны инфракрасный нагрев, индукционный прогрев. Основная проблема – предварительный отогрев массива сборной железобетонной конструкции, имеющего температуру наружного воздуха и соприкасающегося с незначительным объемом цементно-песчаного раствора, укладываемого в прогреваемый стык.
4.3.2.4. Бетонирование специальных конструкций (труб, стволов телебашен, силосов и др.)
Бетон стволов подобных сооружений, как правило, выдерживают в подвижном тепляке до приобретения им 70 % проектной прочности.
При выдерживании бетона в подвижном тепляке в качестве источников тепла используют отопительные агрегаты, состоящие из паровых калориферов и осевых вентиляторов; теплоносителем является прогретый или насыщенный водяной пар высокого давления (Р = 4 – 6 ат).
Подвижной тепляк состоит из верхней части (каркаса с покрытием), охватывающей рабочую зону, где производят бетонирование, и нижней (брезентового покрытия), предохраняющей бетон, уложенный в опалубку, а также распалубленный бетон от преждевременного замерзания (рис. 55).
Рис. 55. Схема возведения трубы в зимних условиях в подвижном тепляке:
1 – шатер подвижного тепляка; 2 – стальная опалубка; 3 – подвесное брезентовое покрытие; 4 – наружные подвесные леса; 5 – шахтоподъемник; 6 – ото-пительные агрегаты в зоне бетонирования; 7 – ствол трубы; 8 – защитное перекрытие; 9 – паропровод высокого давления; 10 – самотечный конденсатопровод; 11 – утепление проемов для ввода боровов; 12 – брезентовые диафрагмы в сечении шахтоподъемника; 13 – утепленное защитное перекрытие; 14 – ото-пительные агрегаты зоны приема бетона; 15 – наружный паропровод; 16 – вы-вод конденсатопровода; 17 – дренаж конденсата; 18 – тамбур с утепленной дверью
Подвижной тепляк (ограждение, верхнее и нижнее брезентовое покрытие) должен быть плотным и невозгораемым.
При возведении в зимних условиях стволов труб, телебашен, силосов в подвижном тепляке положительная температура создается в зонах бетонирования и твердения бетона при помощи отопительных агрегатов, которые периодически переставляются по мере возведения ствола трубы.
Отопительные агрегаты устанавливают в свободных шахтах подъемника (или на подвесных площадках) ниже рабочей площадки на расстоянии не более 25 м и крепят к ригелям шахтоподъемника с помощью хомутов.
Бетонную смесь укладывают в опалубку по достижении температуры среды в тепляке в зоне укладки бетонной смеси и в стволе в зоне выдерживания бетона не ниже +15 °С (при относительной влажности не менее 70 %), а у наружной поверхности – между стеной ствола и подвесным брезентовым покрытием – не ниже +10 °C.
Влажность воздуха в тепляке достигается выпуском небольших количеств пара через расположенный в зоне калориферов контрольный патрубок.
Каждая забетонированная секция ствола может быть освобождена от подвижного брезентового покрытия тепляка и быть подвергнута воздействию отрицательной температуры наружного воздуха после достижения бетоном не менее 70 % проектной прочности.
Продолжительность выдерживания бетона каждой секции ствола в тепляке устанавливается лабораторией строительства в зависимости от условий твердения бетона и свойств применяемого цемента.
Библиографический список
1. Теличенко В.И. Технология возведения зданий и сооружений / В.И. Теличенко, О.М. Терентьев, А.А. Лапидус.
М.: Высшая школа, 2004.
2. Красный Ю.М. Технология возведения зданий и сооружений / Ю.М. Красный, А.И. Бизяев. Екатеринбург: УГТУ, 2000.
3. Полтавцев С.И. Монолитное домостроение / С.И. Полтавцев. М.: Стройиздат, 1993.
4. Бетонные и железобетонные работы: Справочник строителя / В.Д. Топчий [и др.]; под ред. В.Д. Топчия. М.: Стройиздат, 1987.
5. Смородинов М.И. Строительство заглубленных сооружений / М.И. Смородинов. М.: Стройиздат, 1993.
6. Теличенко В.И. Технология возведения подземной части зданий и сооружений / В.И. Теличенко, Т.М. Штоль, В.И. Феклин.
М.: Стройиздат, 1990.
7. Технология строительных процессов / под ред. Н.Н. Данилова и О.М. Терентьева. М.: Высшая школа, 2000.
8. Швиденко В.И. Монтаж строительных конструкций / В.И. Швиденко. М.: Высшая школа, 1987.
9. Атаев С.С. Индустриальная технология строительства из монолитного бетона / С.С. Атаев. М.: Стройиздат, 1989.
10. Каграманов Р.А. Монтаж конструкций сборных многоэтажных гражданских и промышленных зданий: Справочник строителя / Р.А. Каграманов, Ш.Л. Мачабели. М.: Стройиздат, 1989.
11. Камейко В.А. Каменные конструкции и их возведение: Справочник строителя / В.А. Камейко, Л.М. Ломова, Н.П. Сугробов.
М.: Стройиздат, 1989.
12. Саакян Р.О. Проектирование и строительство зданий методом подъема / Р.О. Саакян, А.О. Саакян, Х. Греченлиев. М.: Стройиздат, 1986.
13. Пятенков В.М. Строительство элеваторов и комбинатов хлебопродуктов / В.М. Пятенков, И.А. Резниковский. М.: Стройиздат, 1984.
14. Федоренко П.П. Индустриальные методы строительства промышленных предприятий / П.П. Федоренко, А.А. Шкромада. Киев: Будивельник, 1988.
15. Хамзин С.К. Технология строительных работ: пособие по курсовому и дипломному проектированию / С.К. Хамзин, А.К. Карасев. М.: Высшая школа, 1987.
Источник: lektsia.com
Какие строительные работы можно проводить в зимнее время?
Некоторые строители утверждают, что не допускается проводить строительные работы в зимнее время. Однако, если сильно захотеть, и в этом есть крайняя необходимость, тогда можно выполнить практически все строительные работы в холодный период года.
Выполнение строительных работ зимой при низких температурах
Отдельные строительные работы можно выполнять даже при температуре не превышающей -15°С, но для этого необходимо применять специальные строительные материалы и добавки в строительные растворы и бетон. Так как зимой промышленность по производству строительных материалов работает не на полную мощность, то зачастую стоимость материалов зимой чуть ниже, чем в строительный сезон (в этот период бывают значительные скидки).
Выполнения строительных работ имеет свои негативные стороны, а именно:
- увеличивается стоимость работ за счет расхода энергии на обогрев помещений и конструкций, а также за счет применения дополнительных противоморозных материалов и добавок;
- снижается производительность труда за счет отрицательных температур воздуха, применения теплой одежды строителями, затрата времени на периодический обогрев строителей в теплом помещении, сокращения длительности светового дня.
Складирование строительных материалов на стройплощадке при выполнении строительных работ в зимнее время
Для предотвращения замачивания и морозного разрушения ниже приведенных строительных материалов следует устраивать навес над:
- кирпичом;
- газоблоком;
- пеноблоком;
- деревом.
Если возможности выполнить защитный навес нет, тогда штучные материалы складывают на деревянных паллетах. Сверху материал укрывают полиэтиленовой пленкой или рубероидом.
Необходимо иметь сухое и отапливаемое помещение для хранения и складирования таких гигроскопичных строительных материалов, как:
- цемент;
- гипсовые шпаклевки;
- другие сухие строительные смеси.
Рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы на битумной мастике рекомендуется хранить в сухом помещении при температуре не ниже -5°С, и перед их использованием следует данные материалы выдержать 24 часа в помещении с температурой не ниже +15°С.
Особенности проведения работ по устройству фундамента зимой
Строительство фундамента начинается с прогрева земли с помощью специальных электрообогревателей (строители их называют «тепловые пушки»). Для этого следует устроить временную палатку (шатер) над местом, где будет фундамент. Так как процесс гидратации цементного камня в бетоне или растворе связан с незначительным выделением тепла, то это совместно с дополнительным обогревом позволяет набрать достаточную прочность и отсрочить на определенное время полное замерзание бетона.
Выполнения строительных работ по бетонированию и каменной кладке в зимний период (при отрицательных температурах)
Строительные работы по бетонированию в зимнее время (при отрицательных температурах) считаются одними из самых проблемных и сложных, так как бетон в своей структуре на момент бетонирования и начальных сроках твердения имеет относительно большое количество воды, которая при отрицательных температурах замерзает, что приводит к деструктивным процессам в бетоне: остановка набора прочности и образование мелких трещин.
Следует помнить, что чем меньшая температура окружающей среды, тем медленнее происходит набор прочности бетона, а при температуре ниже +5°С и вовсе прекращается. Также следует знать, что если бетон замерз в раннем возрасте, тогда его проектная марочная прочность может снизиться после оттаивания на 40-50%.
Для бетонирования при отрицательных температурах рекомендуется приготавливать бетонную смесь следующим образом:
- бетонная смесь должна иметь температуру в пределах +35…45°С;
- вода для замеса должна быть теплая, но не более +90°С;
- заполнители должны иметь температуру не менее +5°С и не более +60°С;
- цемент нельзя подогревать.
Также в бетонную смесь при ее изготовлении вводят противоморозные добавки, которые в достаточно большом количестве продаются в строительных супермаркетах в холодный период года. Если бетон заказывается на предприятии, то противоморозную добавку в бетон можно указать в условиях поставки бетона на строительную площадку.
При возведении стен здания из кирпича, пенобетонных или газобетонных блоков в зимнее время используют:
- специальные клеи, предназначенные для работы при отрицательных температурах;
- обычных клеев, которые приготавливают с помощью теплой воды и противоморозных добавок.
Альтернативой применения специальных клеев и противоморозных добавок является прогрев стены с помощью обогревателей (например, прогрев при помощи инфракрасных обогревателей).
Если при отрицательных температурах не принять необходимые меры по предотвращению быстрого замерзания раствора или бетонной смеси, то тогда свободная вода превращается в лед, препятствуя нормальному уплотнению бетона, что приводит в конечном итоге к неравномерным осадкам всей конструкции и образованию трещин.
Для каменной кладки следует применять строительные материалы правильной геометрической формы, а именно:
- кирпич;
- природные камни;
- газобетонные или пенобетонные блоки.
Рассмотрим кратко основные способы устройства каменной кладки в зимнее время при отрицательных температурах.
Вариант 1. Устройство кладки способом замораживания
Кладочный раствор должен быть прогретым. Раствор приготавливают с применением теплой воды. Относительно теплый кладочный раствор позволяет немного схватиться на морозе до его замерзания, а окончательную прочность набирает уже после оттаивания всей конструкции.
Данным методом разрешается возводить стены и другие конструкции за одну зиму высотой не более 15 м. При возведении внутренних стен и перегородок в зимнее время способом замораживания кладки следует учитывать то, что после оттаивания стены происходит в большинстве случаев осадка (деформация) стены, что немаловажным является для стен, на которые укладываются плиты или балки перекрытия.
Некоторые требования для кладочного раствора, используемого в строительстве при отрицательных температурах приведены в таблице 1.
Вариант 2. Устройство кладки способом введения в состав противоморозных добавок
Противоморозные добавки, которые вводятся в раствор или бетонную смесь позволяют понизить температуру их замерзания и ускорить процесс твердения и набора прочности.
В качестве противоморозных добавок используются следующие химические вещества, которые представлены в таблице 2.
Вариант 3. Устройство кладки способом прогрева
Данный способ заключается в том, что не надо ждать, когда наступит естественное повышение температуре выше от 0 до +10°С. Чтобы ускорить набор прочности кладочного раствора создают повышение температуры в помещении с помощью временной системы отопления, что позволяет кладке оттаять и продолжать набирать прочность. При этом допускается выполнения строительных работ выше по возведению стены.
Длительность обогрева стены определяется специалистами в зависимости от требуемой прочности конструкции для последующей отделки.
Чтобы обеспечить нужную температуру вокруг стены достаточно создать примитивный деревянный каркас, обтянуть его полиэтиленовой пленкой и поместить вовнутрь «тепловую пушку» или даже печь-буржуйку.
При выполнении кладки зимой для перестраховки и надежности стараются принимать марку кладочного раствора чуть выше проектной.
Особенности строительства деревянных и каркасных домов при отрицательных температурах
В зимнее время при отрицательных температурах можно практически беспрепятственно возводить деревянные и каркасные дома.
Строительство деревянных и каркасных домов при отрицательных температурах
Строить деревянный дом в зимнее время в некоторых аспектах даже лучше, чем в летнее время.
Перечислим основные достоинства строительства деревянных домов в зимнее время.
- Зимой деревянный брус при отрицательных температурах теряет существенное количество влаги, что положительно сказывается на конечное качество дома.
- Перед укладкой брусьев или бревен нет необходимости в предварительной обработки антисептиками, так как зимой исключается заряжение древесины грибками и другими вредителями.
При строительстве деревянных домов зимой есть и свои ограничения и предостережения:
- При температуре -10°С не рекомендуется проводить столярную обработку древесины.
- Зимой в мороз дерево становиться более хрупким с возможностью раскалывания (растрескивание) от механических ударов. Таким образом, следует с деревянным материалом обходиться более осторожно (нельзя бросать деревянные элементы).
Отделочные работы при отрицательных температурах
Штукатурка и шпаклевка внешних стен рекомендуется выполнять в теплое время года при положительных температурах воздуха (не ниже +5°С), но в отдельных случаях допускается выполнять данные работы только с помощью теплого раствора, а при примерзании его следует заносить в теплое помещения для подогрева.
Внутренняя отделка стен следует выполнять только при положительных температурах и относительной влажности не превышающей 70%. Также рекомендуется для достижения высокого качества штукатурки и шпаклевки, обеспечить температуру стены, особенно внешней не ниже +8°С.
Существует практика применения особых штукатурных растворов при отрицательных температурах, а именно:
- штукатурный раствор на основе хлорсодержащей воды;
- штукатурный раствор на основе аммиачной воды.
Штукатурный раствор на основе хлорсодержащей воды применяется для оштукатуривания наружных стен из таких материалов как:
Температура окружающей среды при выполнении штукатурных работ при применении хлоросодержащей воды должна быть не ниже -25°С. Такая штукатурка не нуждается в обогреве поверхности.
Штукатурный состав на основе хлорсодержащей воды для штукатурки кирпичных стен имеет следующий состав:
- цемент — 1 ч;
- известь (тесто) — 1 ч;
- песок — 6 ч;
- хлоросодержащая вода — температура не ниже 10°С.
Штукатурный раствор на основе аммиачной воды имеет подобные свойства при том, что в ходе эксплуатации штукатурки на ее поверхности не выделяются высолы (белые пятна). Температура окружающей среды при выполнении штукатурных работ данным составом должна быть не ниже -30°С.
Приведем штукатурный состав на основе аммиачной воды для штукатурки кирпичных стен и стен из дерева:
- цемент — 1 ч;
- известь (тесто) — 1 ч;
- песок — 9 ч;
- аммиачная вода — 6% водный раствор температурой не выше +5°С.
На основе аммиачной воды можно приготавливать такие штукатурные растворы как:
- цементный;
- цементно-известковый.
Не допускается на основе аммиачной воды изготавливать такие штукатурные растворы как:
- известково-гипсовый;
- цементо-глиняный.
Выполнение лакокрасочных работ при отрицательных температурах воздуха
Лакокрасочные работы в зимнее время выполняют в основном красками и лаками на масляной основе с возможностью работы при низких или отрицательных температурах.
Предварительно перед нанесением лакокрасочные материалы нагреваются в теплом помещении до температуры от +15 до +18°С.
Одним из главных условий для нанесения масляной краски является правильно подготовленная поверхность, она должна быть абсолютно сухой. Лакокрасочные работы при отрицательных температурах красками на водной основе не допустимо проводить, так как тонкая пленка не успевает высохнуть и замерзает. Оптимальная температура зимой для нанесения масляных лакокрасочных составов считается от -2 до -16°С (при такой температуре данные составы высыхают за 48-72 часов). Недопустимо наносить масляные краски при температуре от +3 до -1°С.
Для удобства нанесения масляных красок и лаков допускается их разбавлять с помощью растворителей или скипидара (таким образом, уменьшается вязкость составов).
Оптимальными лакокрасочными составами для работы при отрицательных температурах являются:
- перхлорвиниловые краски;
- лак 177;
- битумный лак.
Время высыхания одного слоя выше приведенных составов составляет несколько часов.
Устройство кровли зимой
Работы по укрытию кровли в зимнее время без ограничений по температуре можно выполнять из таких материалов:
- шифер;
- металлочерепица;
- кровельное железо (в т.ч. оцинкованное);
- цементно-песчаная черепица;
- керамическая черепица;
- ПВХ и ТПО мембрана.
При отрицательных температурах вполне беспрепятственно можно выполнять и устанавливать каркас кровли (стропильную систему).
Монтаж сборных железобетонных элементов при отрицательных температурах
При отрицательных температурах разрешается производить монтаж железобетонных элементов, при выполнении следующих предписаний:
- железобетонные элементы и основание (на которое укладывается элемент) должны быть свободные от снега и льда;
- монолитные участки и стыки выполняются подогретой бетонной смесью с противоморозными добавками.
Выполнения работ по тепло- и гидроизоляции при отрицательных температурах
Теплоизоляционные материалы, которые устанавливаются с помощью водорастворимых строительных смесей можно использовать при температуре +5°С и более.
Укладка теплоизоляционных материалов на битумную мастику можно выполнять при температуре не ниже -20°С.
При отрицательных температурах воздуха работы по укладке гидроизоляции следует выполнять с применением тепловых пушек снаружи или внутри помещения. Для внутренних помещений рекомендуется включить систему отопления.
Допуски температуры окружающего воздуха, при которых можно производить работы в зависимости от вида гидроизоляционного материала:
- мастика на основании эмульсий — до 0°С (при отрицательных температурах недопустимо применять);
- гидроизоляция на основе этила — при -25°С и выше;
- гидроизоляция на основе перхлорвиниловых эмалей — при -20°С и выше.
И наконец, перечислим основные строительные работы, которые не рекомендуется проводить в зимнее время при низких или отрицательных температурах.
Источник: xn--e1agdcsfheqm.xn--p1ai
Строительство зимних автомобильных дорог
По поводу строительства автомобильных дорог в зимний период нередко ведутся споры. Многие считают, что это невозможно, так как асфальт допустимо укладывать исключительно при теплой погоде.
На самом деле, это не совсем так. При морозе ремонтировать и прокладывать автополотна тоже реально, но для этого нужно обладать определенными знаниями, навыками и опытом.
Сложности, возникающие при строительстве дорог зимой
Если бы строительные компании строили пешеходные и автодороги на протяжении всего года, можно было бы избежать очередей, которые обычно образуются весной и летом из-за необходимости срочного выполнения большого объема работы. Под зимним периодом специалисты подразумевают временной промежуток между установлением температуры осенью 0 о С и поднятием ее в марте выше указанного показателя.
Зимой возникают такие проблемы:
- Необходимость обработки мерзлого грунта. Приходится использовать дополнительную дорожную технику и тратить больше времени на некоторые этапы стройки.
- Частые атмосферные осадки в виде снега, из-за которых работы периодически приходится останавливать.
- Слишком длительный этап подготовки к устройству нового автополотна. Приходится освобождать площадку от снежных заносов.
- Высокая стоимость стройки, если сравнивать с аналогичными мероприятиями, проводимыми в летний период.
Дорожные работы, которые допустимо выполнять вне зависимости от показаний термометра
Круглогодично разрешено:
- очищать автотрассы, подлежащие ремонту;
- устраивать «подложки» из щебня, гравия, песка и шлака;
- собирать временные придорожные строения;
- реализовывать земляные операции на скальных, песчаных и грунтовых поверхностях;
- осуществлять транспортировку.
Но в некоторые технологии производства специалистам приходится вносить небольшие корректировки.
Специальные технологические операции применяются, если:
- почва сильно промерзла;
- следует установить монолитное бетонное основание;
- необходимо возвести монолитные сооружения;
- осуществляется укладка теплых/горячих смесей.
Есть работы, которые не просто можно, но рекомендовано проводить в холодное время года. Это устройство дренажных систем в местах прохождения будущей трассы, если она находится на заболоченном грунте или в зоне выторфовывания болот.
Особенности прокладывания зимних дорог
Классический асфальтобетон образован вяжущим составом и минматериалами. Условно его классифицируют на два типа — горячий и холодный. Первый следует укладывать, когда его температура составляет не ниже 120 о С, второй — от 80 о С.
Учитывая эти цифры, становится понятно, почему зимой дорожные бригады стараются не прокладывать новые автотрассы — поддерживать растворы такими горячими при минусовой температуре воздуха очень сложно. На участок материал обычно доставляют в самосвалах, укрытых тентами и оснащенных спецсредствами, позволяющими предотвратить преждевременное остывание готового асфальтобетона.
Адгезионные добавки — надежная помощь при зимнем дорожном строительстве
Рассказывая о прокладке зимних дорог, следует более подробно остановиться на противоморозных адгезионных добавках. Их создание позволило преобразовать горячий асфальтобетон в теплый. Данные присадки снижают температуру укладки асфальта на 20-40 о С путем уменьшения вязкости битума.
После применения антиморозных компонентов горячие смеси оказываются пригодными к использованию, даже когда их температура опускается до 80-100 о С. Вот почему строители называют их не горячими, а теплыми.
В последние десять лет адгезионные присадки стали широко распространенными в сфере дорожного строительства. Среди преимуществ их использования:
- облегчение работы с асфальтобетоном в зимнее время;
- минимизация вреда, наносимого экологии, за счет снижения эмиссии углекислого газа в окружающую среду;
- более экономное расходование энергоресурсов;
- увеличение продолжительности строительного сезона.
Адгезионные присадки значительно улучшают адгезию асфальтобетона. Они обладают поверхностно-адгезионными свойствами. Ими дополняют битум, в результате чего показатель его сцепления с основание увеличивается.
Условия зимнего строительства
Проводить работы с горячим асфальтобетоном и теплыми смесями, дополненными температуропонижающими компонентами, при температуре окружающей среды ниже 0 о С можно при соблюдении ряда условий:
- высота формируемого слоя составляет 50 мм и более;
- в асфальтобетон включены активированные минпорошки либо адгезионные присадки;
- верхний пласт укладывается строго на свежеуложенный нижний или на выравнивающий до их остывания (температура нижних слоев никогда не должна опускаться ниже 20 о С);
- основание обработано битумом или битумной эмульсией.
Из этого можно сделать вывод, что работать специалистам приходится максимально оперативно и строго по установленным технологиям. Если упустить время и позволить нижнему пласту полностью остыть до формирования верхнего, проложить качественную и долговечную дорогу не удастся.
Правила подготовки
Зимой почва промерзшая. На ней много атмосферных осадков. На ее подготовку к прокладыванию дороги уходит много времени. Дорожная одежда обязательно должна быть заранее очищена от льда, снега, мусора.
Стройку можно проводить только при благоприятных погодных условиях. Так, использовать асфальтобетон при метели и в снегопад категорически запрещается. В день строительства на улице должно быть сухо.
Если строители проигнорируют это требование, результат окажется очевидным — смесь очень быстро остынет и сильно увлажнится. Сцепление слоев будет некачественным. Это значит, что очень скоро на трассе появятся большие выбоины. Чтобы их заделать, придется в очередной раз проводить дорогостоящие ремонтные работы.
Техника, используемая при зимнем строительстве
В техническом плане различий между летней и зимней стройкой практически нет. В холодное время на помощь строителям приходят традиционные асфальтоукладчики. Они наносят раствор сразу на всю ширину полотна.
В исключительных случаях на местных дорогах допускается формирование основания и нижних слоев автогрейдером — землеройно-транспортной машиной, основным назначением которой является окончательное выравнивание поверхностей. Если имеются участки, до которых техника вообще не может добраться, разрешено наносить и утрамбовывать асфальтобетонную смесь ручным способом.
Стоит ли строить дороги зимой
Строить новые дороги, как и ремонтировать их, при отрицательной температуре воздуха не запрещается. Это действительно возможно, кто бы что не говорил. Но провести подобные работы на высоком уровне могут далеко не все строительные компании. Поэтому важно очень ответственно подойти к выбору подрядчика.
Чтобы дорожное покрытие оказалось долговечным, необходимо подобрать «правильные» погодные условия и обязательно использовать современные адгезионные добавки. Работать в снегопад и на неочищенной от снега и льда поверхности недопустимо. Мифам о «зимнем» асфальтобетоне верить не стоит — его не существует. Это обычный материал, но оснащенный специальными противоморозными присадками.
Зимнее строительство всегда более дорогостоящие, трудоемкое и длительное. Поэтому нужно взвесить все «за» и «против» и только после этого принять окончательное решение по поводу актуальности его проведения. В идеале строительные работы лучше перенести на весну, но, если время не ждет, можно приступать к стройке и зимой.
Источник: asfaltstroy.com