Значимость объекта капитального строительства для поселений муниципального образования

Содержание

Объекты местного значения Градостроительный кодекс РФ установил, что территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения

Минэкономразвития России от 30.09.2016 N 29805-АЦ/Д27и, Минстроя России от 03.10.2016 N 32431-ХМ/09 «О совместной позиции Минэкономразвития России и Минстроя России по применению норм законодательства Российской Федерации при подготовке и согласовании проектов документов территориального планирования, реализации мероприятий, предусмотренных частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также при подготовке, согласовании и утверждении документации по планировке территории, подготовке проектной документации объектов капитального строительства и государственной экспертизе такой документации»

Минэкономразвития России совместно с Минстроем России направляют разъяснения о применения норм законодательства Российской Федерации при подготовке и согласовании проектов документов территориального планирования, реализации мероприятий, предусмотренных частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса), а также при подготовке, согласовании и утверждении документации по планировке территории, подготовке проектной документации объектов капитального строительства и государственной экспертизе такой документации.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Кодекса подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании в соответствии с частью 5 статьи 10, частью 4 статьи 14, частью 2 статьи 19, частью 4 статьи 23 Кодекса, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации (схемах территориального планирования Российской Федерации), документах территориального планирования субъектов Российской Федерации (схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации), документах территориального планирования муниципальных образований (схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений городских округов).

Таким образом при подготовке проектов документов территориального планирования должны учитываться положения утвержденных документов территориального планирования о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в соответствии с частью 18 статьи 1 Кодекса, в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса определяются Правительством Российской Федерации. Такие виды определены Перечнем видов объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 162-р (далее — Перечень N 162-р).

Виды объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Отображение планируемых объектов, в соответствии с Кодексом, предусмотрено с детализацией в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов до населенного пункта, в генеральных планах поселений и городских округов до функциональной зоны и обозначается условными знаками без координат.

Так для линейных объектов в схемах территориального планирования отображается основное направление трассы, в генеральных планах линейные объекты отображаются как элементы функционально-планировочной структуры территории.

Объекты, не являющиеся линейными, в схемах территориального планирования отображаются в привязке к населенному пункту, в генеральных планах отображаются в составе функциональных зон и обозначаются условными знаками без координат.

Приказом Минрегиона России от 30 января 2012 г. N 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» установлены технические требования к отображению условных знаков объектов на цифровой топографической карте, которые при этом не являются координатами размещения планируемых объектов.

Исходя из положений статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь, объекты капитального строительства, входящие в состав единого технологического комплекса, как существующих так и планируемых объектов федерального, регионального и местного значения (инженерные сети, вспомогательные здания и сооружения, инженерные сооружения и др.) в положениях о территориальном планировании не указываются и на картах не отображаются.

Проекты документов территориального планирования до их утверждения подлежат обязательному согласованию в случаях, установленных Кодексом.

При согласовании документов территориального планирования согласовывается (уточняется) местоположение объектов федерального, регионального и местного значения (в зависимости от типа документа территориального планирования) с учетом утвержденных документов территориального планирования и влияния планируемых объектов на социально-экономическое развитие субъекта РФ и возможного негативного влияния на окружающую среду, особо охраняемые природные территории, водные объекты федерального значения.

В частности, планируемое размещение объекта федерального значения (с его основными характеристиками мощностью (пропускной способностью) уточняется с учетом условий согласования планируемого объекта федерального значения при согласовании муниципальным образованием соответствующей схемы территориального планирования Российской Федерации, в соответствии с процедурой, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 (в редакции от 25 мая 2016 г.) «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

Учет местоположения федерального объекта в проекте генерального плана согласовывается уполномоченными на подготовку схем территориального планирования Российской Федерации органами власти при согласовании проекта генерального плана в соответствии с приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 (в редакции от 12 мая 2014 г.) «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» .

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460. После регистрации в Минюсте России приказ Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» будет признан не подлежащим применению.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Кодекса не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объектов регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объектов местного значения (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса) и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации (в областях указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), документами территориального планирования муниципальных образований (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса), а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

В соответствии с частью 6 статьи 45 Кодекса не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий) а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объектов регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объектов местного значения муниципального района (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 Кодекса), объектов местного значения поселения, городского округа (в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса), если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), документами территориального планирования муниципального района (в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 Кодекса), а также в случаях, не предусматривающих размещение объектов федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объектов регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объектов местного значения муниципальных районов в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 Кодекса), при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям) .

Читайте также:  Перестройка объекта капитального строительства это

Данная норма с 1 января 2017 г. будет иметь другую редакции на основании статьи 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развитая территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Указанные нормы не распространяются на объекты, не подлежащие отображению в документах территориального планирования.

Также отмечается, что частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального и местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Указанная норма в части документов территориального планирования распространяется лишь на объекты, относящиеся к областям, указанным в части 1 статьи 10, части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, и на те виды объектов, отображение которых в указанных документах определено Перечнем 162-р или законами субъектов Российской Федерации.

Требование о наличии объекта в проекте планировки территории применяется ко всем объектам, для строительства, реконструкции которых необходимо осуществить изъятие земельных участков, вне зависимости от того, подлежат ли они отображению в документах территориального планирования.

По вопросу соответствия информации о зоне планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемой в документации по планировке территории, информации о местоположении планируемых для размещения объектов, содержащейся в документах территориального планирования соответствующего уровня, сообщается.

Согласно части 11 статьи 45 Кодекса в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования соответствующего уровня.

На основании статей 10, 14, 19 Кодекса документы территориального планирования содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения соответственно.

В положениях о территориальном планировании соответствующих документов территориального планирования, в том числе, содержатся сведения о местоположении (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта) планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения соответственно.

Таким образом, границы зоны планируемого размещения объекта федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемые в документации по планировке территории должны соответствовать сведениям о местоположении планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, содержащихся в документах территориального планирования соответствующего уровня с точностью до наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта.

По вопросу соответствия информации о зоне планируемого размещения объектов местного значения поселения, городского округа, устанавливаемой в документации по планировке территории сообщаем.

Указанная информация должна соответствовать сведениям о местоположении элемента функционально-плакировочной структуры для линейного объекта и местоположения в границах функциональной зоны для объекта, не являющегося линейным, установленных в генеральном плане поселения, городского округа.

По вопросу о необходимости подготовки соответствующих разъяснений в адрес организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, Минстрой России сообщает следующее.

Согласно части 5 статьи 49 Кодекса предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а не оценка соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории.

Проверка соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории осуществляется уполномоченным на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства органом власти, что закреплено в статье 51 Кодекса.

Аналогичная позиция отражена, в том числе, в письме ФАУ «Главгосэкспертиза» от 27 ноября 2015 г. N 1-11/2962 (копия прилагается).

Таким образом, исходя из смысла перечисленных норм, следует, что:

требование о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения при их наличии в схемах территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса, распространяется лишь на те виды объектов, отображение которых на указанных схемах предусмотрено Перечнем N 162-р;

требование о необходимости проведения мероприятий, предусмотренных частью 4 статьи 9 Кодекса, на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований, распространяется лишь на объекты, относящиеся к областям, указанным в части 1 статьи 10, части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, и на те виды объектов, отображение которых в указанных документах определено Перечнем 162-р или законами субъектов Российской Федерации;

в случае, если объекты федерального значения (в областях, указанных в части 1 статьи 10 Кодекса), объекты регионального значения (в областях, указанных в части 3 статьи 14 Кодекса), объекты местного значения (в областях указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса) не включены в Перечень N 162-р и не установлены Законом субъекта Российской Федерации соответственно, то документацию по планировке территории необходимо подготавливать без предъявления требования о их наличии в документах территориального планирования соответствующего значения.

информация о зоне планируемого размещение объекта федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемая в документации по планировке территории, должна соответствовать сведениям о местоположении планируемого для размещения объекта федерального, регионального, местного значения, отображенным в документах территориального планирования соответствующего уровня с точностью до наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта;

информация о зоне планируемого размещения объектов местного значения поселения, городского округа, устанавливаемой в документации по планировке территории должна соответствовать сведениям о местоположении элемента функционально-планировочной структуры для линейного объекта и местоположения в границах функциональной зоны для объекта, не являющегося линейным, установленных в генеральном плане поселения, городского округа.

положения части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в части запрета на изъятие земельных участков с целью строительства, реконструкции объектов федерального, регионального и местного значения, распространяется лишь на объекты, относящиеся к областям, указанным в части 1 статьи 10, части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, и на те виды объектов, отображение которых в документах территориального планирования определено Перечнем 162-р или законами субъектов Российской Федерации;

требование о наличии объекта в проекте планировки территории применяется ко всем объектам, для строительства, реконструкции которых необходимо осуществить изъятие земельных участков, вне зависимости от того, подлежат ли они отображению в документах территориального планирования;

Согласно части 5 статьи 49 Кодекса предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а не оценка соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории.

Просим довести данное письмо до сведения всех органов государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации, а также организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации.

Данные о проектной мощности объекта капитального строительства , значимости объекта капитального строительства для поселений ( муниципального образования ), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест (кроме жилых зданий) и другие данные, характеризующие объект капитального строительства , — для объектов непроизводственного назначения. … п. Сведения о компьютерных программах, которые использовались при выполнении расчетов конструктивных элементов зданий, строений и сооружений. В данном проекте компьютерные программы при выполнении расчетов конструктивных элементов строений не применялись.

Объекты местного значения

Градостроительный кодекс РФ установил, что территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения Виды объектов местного значения подлежат отображению на генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации. УАиГ участвует в комиссии по совместной подготовке документов территориального планирования. Генеральный план города Кемерово не содержит информации об объектах местного значения. Прошу Вас разъяснить на основании каких документов и каким образом на генеральный план нашего городского округа наносятся объекты местного значения.

Читайте также:  Постановка на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства

Объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (п. 20 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Виды объектов местного значения городского округа, относящиеся к областям электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, подлежат отображению на генеральном плане городского округа и определяются законом субъекта Российской Федерации.

На сегодняшний день законом Кемеровской области соответствующие виды объектов не установлены.

Рекомендуемый перечень объектов капитального строительства местного значения для различных типов муниципальных образований на территории Кемеровской области, границы земельных участков и зоны планируемого размещения которых отображаются в документах территориального планирования муниципальных образований, определены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 № 406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области».

В силу ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ, подготовка, согласование и утверждение генерального плана города Кемерово (решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 № 36) осуществлено в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции до вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ.

В целях приведения состава и содержания генерального плана города Кемерово в соответствие с актуальными требованиями статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разработан проект о внесении изменений. 30.05.2017 на основании постановления администрации города Кемерово от 28.04.2017 № 1015 состоялось его публичное обсуждение.

Изменения в генеральный план могут быть внесены в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности представительным органом местного самоуправления.

Рекомендуемый перечень объектов капитального строительства местного значения для различных типов муниципальных образований на территории Кемеровской области, границы земельных участков и зоны планируемого размещения которых отображаются в документах территориального планирования муниципальных образований , определены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 № 406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области».

Подходы к определению перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования

Территориальное планирование является одним из видов градостроительной деятельности, который заключается в планировании развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел иерархию документов территориального планирования, которые подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований, что отражает способ территориальной организации нашей страны как федеративного государства.

Одной из задач документов территориального планирования на каждом уровне является планирование и размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Документы территориального планирования являются инструментами реализации yациональных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в части создания условий для размещения объектов, предусмотренных национальными проектами.

В этой связи важнейшим вопросом при подготовке документов территориального планирования является определение перечней видов объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования соответствующего уровня.

Не будем останавливаться на вопросе определения видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации. Соответствующие перечни утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 162-р.

Согласно пунктам 19, 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определение видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также видов объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Практика подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации показывает, что при законодательном регулировании вопроса определения видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также видов объектов местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, нет единого подхода к определению таких перечней. В ряде законов различных субъектов Российской Федерации встречаются ошибочные решения по отнесению тех или иных объектов или территорий к объектам регионального значения, объектам местного значения.

Легальное определение, содержащееся в пункте 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, гласит, что объекты регионального значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Таким образом, объекты капитального строительства и территории, которые являются объектами регионального значения, должны соответствовать критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Объекты капитального строительства и территории, которые являются объектами местного значения, должны соответствовать критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий по вопросам местного значения, а также оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). Вопросы местного значения поселения, муниципального района, муниципального, городского округа, по которым осуществляют полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, предусмотрены статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При оценке перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения, содержащихся в законах различных субъектов Российской Федерации, с точки зрения их соответствия критерию необходимости для осуществления предусмотренных законодательством полномочий наблюдается как избыточность включенных объектов, так и недостаточность ряда объектов, которые подлежат отнесению к объектам регионального значения либо объектам местного значения и, следовательно, отображению в документах территориального планирования соответствующего уровня.

Примеры необоснованного отнесения объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения были выявлены при выполнении работ по подготовке проекта корректировки схемы территориального планирования Амурской области (далее – СТП Амурской области).

Кроме того, отнесение подобных объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения создает определенные трудности при их реализации, значительно увеличивая сроки реализации инвестиционных проектов, предусматривающих строительство таких объектов. Как установлено в статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации объекта, являющегося объектом регионального значения, а равно при отсутствии в документах территориального планирования муниципальных образований объекта, являющегося объектом местного значения, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения таких объектов. Столкнувшись с таким обстоятельством, заинтересованное лицо вынуждено обращаться в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в соответствующий документ территориального планирования. Таким образом, строительство объекта фактически невозможно до момента утверждения изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации, изменений в схему территориального планирования муниципального района либо изменений в генеральных план поселения, городского округа, предусматривающих размещение соответствующего объекта. Отнесение сельскохозяйственных предприятий, объектов торговли и общественного питания, иных объектов малого и среднего предпринимательства к объектам регионального значения, объектам местного значения создает административные барьеры и является нецелесообразным.

Читайте также:  Что такое правоустанавливающие документы на объект капитального строительства

Другим примером ошибочного отнесения тех или иных объектов к объектам регионального значения, объектам местного значения является неверное разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Так, Законом Амурской области № 259-ОЗ к объектам местного значения муниципального района были отнесены следующие объекты, в отношении которых у органов местного самоуправление отсутствуют соответствующие полномочия:

детские оздоровительные организации. В соответствии с пунктом 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта;

полигоны ТБО, полигоны промышленных отходов, мусороперерабатывающие заводы, хвостохранилища, скотомогильники, полигоны по захоронению пестицидов и непригодных минеральных удобрений, объекты спецавтохозяйства. Согласно пункту 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопроса организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

санаторно-курортные организации. В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» санаторно-курортные организации являются медицинскими организациями и относятся к объектам регионального значения, которые необходимы для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания населению медицинской помощи (пункт 21 части 2 статьи 26. 3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Все перечисленные объекты подлежат отнесению к объектам регионального значения, планирование размещения которых осуществляется при подготовке схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Подобное нарушение компетенций органов государственной власти и органов местного самоуправления при определении перечней видов объектов регионального значения и видов объектов местного значения встречается довольно часто.

Так, Законом Омской области от 09.03.2007 № 874-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном плане городского округа, отнесены объекты в области здравоохранения и объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2007 № 36-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральном городского округа, относятся организации здравоохранения, мусороперерабатывающие заводы, полигоны твердых бытовых отходов.

Также Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 39-оз «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» к видам объектов местного значения, подлежащих отображению на генеральном плане городского округа, отнесены объекты в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

Приведенные случаи являются примерами неверного отнесения объектов к видам объектов местного значения. В силу положений Федерального закона № 184-ФЗ детские оздоровительные лагеря и оздоровительно-спортивные лагеря, медицинские организации, объекты размещения отходов, объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, а также иные объекты обращения с отходами должны быть отнесены к объектам регионального значения, подлежащим отображению в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Отдельно хочется уделить внимание случаям, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации к объектам регионального значения, объектам местного значения отнесены такие зоны и территории, решения о планировании размещения которых не может приниматься в документах территориального планирования – это особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории, а также объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия).

Для каждой из перечисленных зон или территорий предусмотрен свой порядок создания, установления или закрепления границ, и такой порядок никак не связан с разработкой документов территориального планирования.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Создание особо охраняемых природных территорий осуществляется решениями Правительства Российской Федерации (при создании государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников федерального значения, памятников природы федерального значения, дендрологических парков и ботанических садов федерального значения), решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при создании природных парков, государственных природных заказников регионального значения, памятников природы регионального значения, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития, а границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются органами государственной власти, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, что предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Таким образом, создание, планирование размещения особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия не является предметом разработки документов территориального планирования, поэтому указанные территории не должны включаться в перечень объектов регионального значения, объектов местного значения.

Более того, как предусмотрено в статьях 14, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, планируемые для размещения объекты регионального значения подлежат отображению на картах планируемого размещения объектов регионального значения в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района – на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе схемы территориального планирования муниципального района, а планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа – на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе генерального плана. Этими же статьями установлено, что особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, а также территории объектов культурного наследия отображаются на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию документов территориального планирования, и не подлежат утверждению.

Тот факт, что законодатель определил отображение перечисленных зон и территорий не на картах планируемого размещения объектов, а в материалах по обоснованию документов территориального планирования, также подтверждает ошибочность их отнесения к объектам регионального значения, объектам местного значения в ряде законов субъектов Российской Федерации.

Описанные противоречия при определении перечней видов объектов регионального значения, объектов местного значения имеют место быть в различных субъектах Российской Федерации и оказывают непосредственной влияние на качество подготовки документов территориального планирования, вызывают споры при согласовании таких документов, а также сложности при их реализации.

В завершение хочется отметить, что при выполнении работ по подготовке проекта корректировки СТП Амурской области на основании проведенной оценки Закона Амурской области № 259-ОЗ были подготовлены предложения по изменению и дополнению перечней видов объектов регионального и местного значения, которые легли в основу принятого в последствии Закона Амурской области от 04.12.2019 № 447-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области», которым были устранены описанные противоречия и утверждены новые перечни видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на карте планируемого размещения объектов регионального значения в составе схемы территориального планирования Амурской области, видов объектов местного значения, подлежащих отображению на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа.

19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства , иные объекты , территории, которые необходимы для … Виды объектов местного значения муниципального района, поселения , городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения , генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации

Источники
  • https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-30092016-n-29805-atsd27i/
  • https://mgis42.ru/node/6671
  • https://itpgrad.ru/education/articles/podkhody-k-opredeleniyu-perechney-vidov-obektov-regionalnogo-znacheniya-i-vidov-obektov-mestnogo-zna/

Рейтинг
Загрузка ...