В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В чем суть административных наказаний? / Какие бывают наказания за административные правонарушения?
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 4 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)
1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
Административная ответсвенность
3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
Источник: xn--b1aew.xn--p1ai
Административная ответственность за правонарушения в области строительства
Перечень статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства:
— о градостроительной деятельности,
— о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
— о пожарной безопасности, о техническом регулировании,
— в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
— об административной ответственности (порядок производства по делам об административных правонарушениях).
Должностные лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, в соответствии с частью 1 статьи 23.56 и частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ уполномочены возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях по следующим статьям (частям статей) КоАП РФ:
Статьёй 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)
Статьёй 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
Статьёй 9.5.1. (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства). Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров
Частью 3 статьи 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Статьёй 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
Должностные лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, в соответствии с чч. 2-5, 6.1 ст. 28.3 КоАП РФ уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях по следующим статьям (частям статей) КоАП РФ:
Статьёй 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статьёй 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Частью 1 статьи 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
Статьёй 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
Частями 1, 6 и 15 статьи 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
Статьёй 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Статьёй 19.7. Непредставление сведений (информации)
Статьёй 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования
Частями 1, 2, 6, 6.1, 9 статьи 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
Источник: gkh.kurganobl.ru
Обобщение практики рассмотрения дел о привлечении лиц, виновных в нарушении градостроительного законодательства, к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2020 год
Учитывая компетенцию инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – «Инспекция»), определенную Положением, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 199, в части осуществления регионального госсстройнадзора, большую часть дел об административных правонарушениях, возбуждаемых по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, составляют дела по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»).
В 2020 году должностным лицом Инспекции вынесено 112 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ лиц, виновных в совершении правонарушения.
Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) образуют правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Одним из доводов жалоб на постановления Инспекции о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения является ссылка на то, что выявленные надзорным органом нарушения строительных норм и правил (СНиП), сводов правил (СП), явившиеся основанием (событием) для привлечения к административной ответственности не указаны в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», что является основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава (события) вменяемого правонарушения.
Строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, которая обязывает лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию), осуществлять работы в соответствии с СНиП и СП, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований вышеуказанного федерального закона. Поскольку таковые (СП, СНиП) являются составной частью проектной документации, то вне зависимости от их наличиях в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований вышеупомянутого Федерального закона № 384-ФЗ, нарушение положений указанных актов образуют объективную сторону правонарушения (как нарушение требований проектных решений), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Субъектами ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП РФ могут быть как застройщик (технический заказчик), так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – «ГрК РФ») лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468
(далее – «Положение № 468»).
Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Положением № 468 обязанность по осуществлению строительного контроля возложена на застройщика (заказчика) (пункт 3), на лицо, осуществляющее строительство (пункт 6).
Таким образом, как на застройщика (заказчика), так и на подрядчика (лица, непосредственно осуществляющего строительные работы) возложена обязанность по выполнению работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с требованиями утвержденной проектной документации.
Частым доводом жалоб на постановления Инспекции о привлечении к административной ответственности юридических лиц, являющихся застройщиками (заказчиками) объекта капитального строительства, является утверждение, что работы по строительству (реконструкции) выполнены не ими, а подрядной организацией, в связи с чем ответственность за нарушения требований проектной документации не может быть возложена на застройщика (заказчика).
Указанный довод является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, опровергается вышеуказанными положениями законодательства.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 213-О-О, введение законодателем нормы, возлагающей обязанность осуществлять контроль и надзор за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка на заказчика (застройщика), обусловлено необходимостью обеспечить безопасность градостроительной деятельности.
Административная ответственность застройщика наступает в результате нарушения публично-правовой обязанности и требований градостроительного законодательства.
Таким образом, даже при выполнении работ по строительству (реконструкции) объекта по договору, заключенному с подрядчиком, при нарушении требований проектной документации последним, застройщик несет административную ответственность по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Аналогичные положения применяются и к доводам лиц, привлекаемых к ответственности (застройщика, подрядчика), о наличии заключенного договора авторского надзора при строительстве объекта капитального строительства.
Согласно Своду правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренному, введенному в действие и рекомендованному к применению Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 № 44, авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику в соответствии с договором, разработчиком проектной документации на строительство объекта.
Основанием возникновения авторского надзора является договор об оказании услуг, заключенный между застройщиком (заказчиком) и автором или другими разработчиками проектной документации (физическими и юридическими лицами). Данный вывод следует из пункта 2 статьи 53 ГрК РФ и статьи 12 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
В связи с тем, что указанный СП 11-110-99 носит рекомендательный характер, авторский надзор не может подменять собой строительный контроль, определение которому дано в пункте 2 Положения № 468.
Заключение гражданско-правового договора (договора подряда, оказания услуг в том числе авторского надзора), предусматривающего выполнение действий по исполнению публично-правовой обязанности иным лицом, не влияет на определение субъекта обязанности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, не изменяет правового статуса застройщика, а, следовательно, и лица, осуществляющего строительство и не освобождает от исполнения возложенной на него обязанности по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объекта. По смыслу законодательства о градостроительстве, строительный контроль подрядчика и авторский надзор предполагает иные меры, обеспечивающие строительный контроль и надзор застройщика, и не может подменять последние.
Указанные выше доводы жалоб, лиц, привлеченных к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения Арбитражным судом Алтайского края и не были приняты во внимание последним. Ранее поименованные положения законодательства положены в основу судебных решений, при рассмотрении жалоб. Более подробно с позицией судов по указанным основаниям жалоб можно ознакомится в решениях Арбитражного суда Алтайского края по делам № А03-5792/2019, № А03-3011/2020, № А03-21394/2019, № А03-2222/2020.
Источник: giak.alregn.ru