Как закон трактует термин “самовольная постройка”? Какие санкции предусмотрены в законодательстве для граждан и организаций, чьи строения будут признаны самовольными? Обойдётся дело штрафом за самострой или придётся сносить спорный объект?
Ответы на эти и другие сопутствующие вопросы можно найти в этой статье.
Правовой режим строительства объектов. Ответственность за строительство объектов без разрешения
Основным документом, на базе которого строится законодательная система, регулирующий правила работы в строительной сфере является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, (Федеральный Закон РФ №190-ФЗ от 30.12.2004, последняя редакция 02.07.21). Региональные и муниципальные постановления принимаются на основе Федеральных законов с учётом местной специфики. Любые капитальные и некапитальные постройки, возведённые с несоблюдением этих норм считаются самовольными и караются административными наказаниями:
- Если для объекта предусмотрено разрешение на строительство, оно должно быть, без разрешения строить нельзя;
- Объект, построенный без соблюдения градостроительных нормативов, является незаконным и может быть снесён;
- Самовольное строительство влечёт за собой административную ответственность — штраф, согласно Кодексу об Административных правонарушениях (Федеральный закон №195-ФЗ от 30.12.01, статья 9.5 часть 1).
Ответственность за строительство без разрешения. Мнение юриста [Часть 7]
Что такое самовольная постройка
Что такое “самовольная постройка”, сказано в ст. 222 ч.1 Гражданского Кодекса РФ. Признаки следующие:
- построено на земельном участке, не предоставленном для данных целей;
- возведено без разрешения на строительство (в случае если оно требуется);
- построено с нарушением градостроительных норм.
В законе оговаривается, что строение не будет считаться неправомерным, если собственник по ряду причин не имел возможности узнать об ограничениях, касающихся использования его земли.
Также изменения в ст. 222 ГК РФ 2018 года дают определенные послабления собственникам незаконных построек и упрощают их легализацию. Так, по новой версии закона:
- если объект (дом, баня и т. д.) были построены по закону, а потом правовой статус земли изменился, его не смогут признать незаконным. Например, если участок попал в охранную зону (зону газопровода, водоохранную зону и т.п.), то, что на нем уже построено, будет законным;
- даже если постройка незаконная и это будет установлено, в первую очередь предложат ее узаконить, а не сносить;
- объект, построенный на вашей земле могут снести, только если он угрожает жизни и здоровью других лиц. А это еще нужно доказать;
- решение о сносе принимает только суд.
- если вы построили дом, этажность которого превышает допустимую. Если других норм вы не нарушили, вам предложат уменьшить количество этажей и узаконить самострой;
- если вы построили баню с нарушением отступа от границы участка (например, поставили вплотную к забору соседа), вам предложат перенести ее на положенное расстояние от границы участка.
Какие объекты считаются самостроем
В законы, в том числе в Градостроительный, Гражданский, Земельный и другие кодексы, регулярно вносятся изменения и дополнения.
Самостроем (самовольной постройкой) считается объект, который нарушает требования законодательства, действительные на момент начала возведения, либо на дату обнаружения такой постройки надзорным органом.
На конец 2021 года к самострою можно отнести капитальные и некапитальные строения, установленные со следующими нарушениями:
- Земля не оформлена в собственность или в аренду должным образом;
- Категория земель (целевое назначение) не позволяют возводить на них строения (например земли специального назначения);
- ВРИ (вид разрешённого использования) участка земли запрещает строительство некоторых видов сооружений;
- Отсутствие разрешений на строительство от местных властей;
- Нарушение Градостроительного регламента, требований пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности.
Кто выявляет самострой
Выявлять противозаконные постройки, согласно части 2 статьи 55.32 Град. Кодекса РФ имеют право государственные надзорные органы:
- Созданные при муниципальных администрациях специальные комиссии по пресечению самовольного строительства;
- Комиссии Росреестра, проверяющие соответствие строений видам разрешённого использования земель;
- Представители Департамента лесного хозяйства на подведомственных департаменту землях;
- Комитеты земельных ресурсов, контролирующие соответствие строений целевому назначению земель;
- Комитеты по защите памятников истории и культуры;
- Природоохранные организации.
Право собственности на самовольную постройку
Строение, признанное самовольной постройкой, запрещено регистрировать в Росреестре.
С ней нельзя совершать никакие сделки – оформлять дарственную, заключать договора купли-продажи, аренды, всё будет признано недействительным.
Существуют два варианта того, как поступают с противоправными постройками:
- Снос (ликвидация);
- Легализация путём приведения в соответствие с требованиями строительных регламентов.
При условии, что нарушения не слишком существенны, их возможно исправить, велика вероятность признания строительства законным. После добросовестного устранения претензий оформляется право собственности на недвижимость, ниже будет рассказано, какими путями это делается.
Когда самострой могут снести
Снести противозаконную конструкцию возможно в нескольких случаях:
- Постройка по техническим характеристикам создаёт опасность здоровью и жизни людей;
- Целевое назначение земли не позволяет возводить на ней строения;
- Объект выстроен на чужой земле, собственник не давал согласия на застройку;
- Застройщик не устранил отступления от проектной документации, нарушения правил использования и другие требования надзорных организаций в предписанные сроки.
Как оформить право собственности на самовольную постройку
В 2018 году были внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этим нормам узаконить самовольно возведённое строение при соблюдении некоторых условий смогут лица, обладающие правом собственности, наследования, бессрочного пользования земельным участком.
Осуществляется легализация двумя способами – в судебном, административном порядке.
Два способа узаконить самострой
Способ 1 – Административный
Этот вариант подходит для узаконивания жилых и прочих строений, находящихся на участках под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), на территории дачных, садоводческих хозяйств и не требующих при возведении получения разрешения на строительство.
В МФЦ необходимо подать пакет документов. Он отличается в зависимости от обстоятельств застройки, требований местных органов власти, необходимости получения разрешения на строительство. В пакет входят:
- Правоустанавливающие документы на землю:
- свидетельство о праве собственности;
- договор аренды с правообладателем;
- кадастровый план участка;
- акт проведения межевых работ;
- выписка из ЕГРН с указанием вида разрешённого использования.
Документы подаются в МФЦ, там же можно оплатить пошлину, при необходимости донести недостающие документы.
Срок рассмотрение – две недели.
Способ 2 – Исковое заявление в суд
Если по упрощенной схеме получен отказ в узаконивании самовольной постройки, следует подавать исковое заявление о признании права в судебный орган. Ответчиком в процессе выступает самоуправление, вынесшее постановление об отказе. Примерный список документов (судья может затребовать дополнительные):
- Правоустанавливающие документы на ЗУ, выписка из ЕГРН, кадастровый план ЗУ;
- Техплан с описанием объекта;
- Договор подряда с частным или юридическим лицом, возводившим строение;
- Копию отказного документа с обоснованием отказа;
- Заключение, в котором подтверждено соответствие постройки СНиП (Строительным нормам и правилам);
- Решение, подтверждающее отсутствие угрозы жизни и безопасности людей, ограничения интересов и законных прав граждан при эксплуатации постройки.
Арбитражный суд — разрешение споров о самовольной постройке
Арбитражный суд довольно часто рассматривает споры о сносе строений, признании прав собственности на самовольно возведённые объекты.
Пленум Высшего Арбитражного Суда, (чьи полномочия в связи с упразднением в 2014 году переданы Верховному Суду РФ), 20.04.10 принял постановление № 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности”. Это касается следующих аспектов:
- Прокурор, представляющий общественные интересы, имеет право обратиться с иском о демонтаже нелегитимного строения;
- Объекту, имеющему признаки самостроя, но при этом право собственности на который зарегистрировано в Росреестре, может быть предъявлено требование о демонтаже;
- При возведении самостроя подрядчиком, ответчиком в суде будет выступать заказчик незаконного строительства;
- Если незаконным строением в момент судопроизводства владеет третье лицо, ответчиком будет заказчик строительства;
- При условии принятия решения о сносе в отношении владельца, не строившего сооружение, возможна подача иска о возмещении убытков к застройщику;
- Суд имеет право назначать экспертизу для определения нарушений при строительстве, а также для оценки уровня угрозы здоровью и жизни людей;
- Факт того, что застройщик принимал меры для получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, и это является единственным признаком незаконного строительства, даёт право судье удовлетворить иск о признании прав собственности на возведённую конструкцию.
Самовольной постройкой суд может признать объект незавершённого строительства, так как он является недвижимым имуществом.
Примеры из судебной практики
Так, ВС РФ рассмотрел 29.01.19 дело № 9-КГ18-19 по иску компании “Газпром Нижний Новгород” к Чудиной Г.В., о признании самовольным а также сносе за её счёт дачного дома и хозпостроек, находящихся на землях специального назначения. Постройки были возведены на расстоянии 105м от газопровода вместо 150м положенных по правилам. Суд отказал в иске, так как нормы были приняты в 1999 году, а сооружения построены в 1991 году, т.е., ответчица не могла знать о запрете строительства на данном ЗУ.
То есть на момент строительства в 1991 году собственник в принципе не мог нарушить нормы закона 1999 года. В таком случае постройка не будет считаться незаконной.
Дело № 308-ЭС21-22238 о сносе четырёхэтажного жилого дома в Ростове-на-Дону б ыло рассмотрено 06.12.21 ВС РФ. Проведя ряд судебных экспертиз, изучив документы, суд постановил снести здание за счёт застройщика в связи с отсутствием разрешительных документов, непринятии мер к получению этих документов, нарушением правил пожарной безопасности.
Когда может быть принято решение о сносе
Решение о демонтаже принимается муниципальными властями:
- когда самовольная постройка возведена на земле, находящейся в муниципальной или государственной собственности;
- целевое назначение земель запрещает возведение на них строений;
- аварийных и прочих построек, угрожающих здоровью и жизни человека;
- строение не приведено в соответствие с требованиями законодательства в назначенные сроки.
Сроки сноса зависят от сложности объекта, согласно пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса они составляют:
- для сноса – от 3 до 12 месяцев;
- для приведения в соответствие – от 3 месяцев до 3 лет.
На земле, находящейся в собственности, заставить снести могут только постройку, признанную угрожающей здоровью и жизни людей.
Судебные органы принимают решение о демонтаже самостроя в ситуациях, в которых муниципальные органы некомпетентны. Как то:
- объекта, зарегистрированного в Росреестре;
- постройки, возведённой с нарушением градостроительных, строительных нормативов;
- жилого дома;
- многоквартирного дома;
- садового домика.
Когда могут изъять участок
Если собственник либо арендатор игнорирует постановление о приведении в соответствие либо о демонтаже конструкции в установленные сроки, одним из наложенных наказаний может стать изъятие земельного участка.
С арендатором расторгается договор аренды, муниципальными властями прекращаются права бессрочного пользования.
Землю, находящуюся в собственности, при условии отсутствия на ней иных узаконенных построек (п.4-7 ст.46 Земельного Кодекса РФ), могут изъять по решению суда. Такой участок затем реализуется на публичных торгах, и обязанность ликвидации незаконного объекта перекладывается на нового владельца земли (статья 55.32 части 8-9 Градостроительного Кодекса).
Примеры ситуаций, когда могут участок используется не по целевому назначению и может быть изьят:
- на землях ЛПХ или сельхозназначения не ведется деятельность, участок зарос и не соответствует нормам пожарной безопасности;
- На земле под ИЖС не было начато строительство жилого дома, а построен гараж и открыт автосервис.
КоАП — штрафы за самовольную постройку
В Кодексе об Административных Правонарушениях (КоАП статья 9.5 в редакции, вступившей в силу 1 декабря 2021 года) прописана административная ответственность за нарушение правил строительства и ввода в эксплуатацию зданий и сооружений.
Пункт 1 статьи 9.5 определяет суммы штрафов, накладываемых за самострой без получения разрешения на строительство, на разные категории нарушителей:
- Граждане – от 2000 ₽ до 5000 ₽;
- Должностные лица – 25 000 ₽ до 50 000 ₽;
- Индивидуальные предприниматели – 25 000 ₽ до 50 000 ₽ либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- Юридические лица – 500 000 ₽ до 1 000 000 ₽ либо приостановление деятельности до 90 суток.
Такое же наказание в виде административного штрафа предусмотрено в пункте 5 статьи 9.5 за отсутствие обязательного для данного объекта разрешения на ввод в эксплуатацию.
При этом важно помнить: уплата штрафа не освобождает от обязанности устранить нарушения закона.
Источник: yurzone.ru
Какова ответственность юридического лица за самовольную постройку?
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ для юридического лица за самовольную постройку?
Ответ: За самовольную постройку лицо, ее осуществившее, несет гражданско-правовую ответственность по ст. 222 Гражданского кодекса РФ в виде обязанности снести такую постройку за свой счет. Кроме того, в зависимости от основания признания постройки самовольной возможно привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. ст. 7.1, 8.1, 8.8, 9.5 или 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также привлечение должностных лиц организации к уголовной ответственности.
Обоснование: Понятие самовольной постройки установлено ст. 222 ГК РФ и объединяет под собой несколько видов нарушения законодательства. Так, здание, сооружение или другое строение признается самовольной постройкой при возникновении одного из следующих условий:
1) объект возведен на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
2) объект возведен на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
3) объект создан без получения на это необходимых разрешений;
4) объект создан с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Независимо от основания для признания самовольной постройкой у лица, осуществившего такую постройку, возникает гражданско-правовая ответственность в виде обязанности снести ее за свой счет либо оплатить снос. А вот административная ответственность отличается в зависимости от обстоятельств, повлекших признание постройки самовольной.
Если строительство осуществлено на земельном участке, не предоставленном юридическому лицу в установленном порядке, такие действия квалифицируются по ст. 7.1 КоАП РФ — самовольное занятие земельного участка. Штраф по этой статье для юридических лиц составляет от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб., а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, — от 100 000 до 200 000 руб.
Строительство здания с нарушением экологических требований влечет административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ — несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Ответственность за указанное правонарушение для юридических лиц предусматривает предупреждение или штраф от 20 000 до 100 000 руб.
Ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (штраф от 500 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Также ч. 5 этой статьи предусмотрена ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию — штраф от 10 000 до 20 000 руб.
И, наконец, за нарушение градостроительных норм предусмотрена ответственность ст. 9.4 КоАП РФ. В зависимости от тяжести нарушения и возникших негативных последствий размер штрафа варьируется от 100 000 до 600 000 руб., а также возможно административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток, а за повторное нарушение — штраф до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Статьей 8.8 КоАП РФ установлена ответственность организации за использование земельного участка не по целевому назначению — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб., а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, — от 100 000 до 200 000 руб.
Кроме того, в случае причинения существенного вреда возможно привлечение должностных лиц организации к уголовной ответственности по ст. 330 «Самоуправство» Уголовного кодекса РФ.
А.О.Пучкина
ЗАО Агентство правовой информации
«Воробьевы горы»
Региональный информационный
центр Сети КонсультантПлюс
23.08.2016
Источник: enterfin.ru
Административная ответственность за самовольное строительство в контексте вопроса правовой стабильности документов градостроительного регулирования территорий поселений Текст научной статьи по специальности «Право»
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / TOWN-PLANNING DOCUMENTATION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / САМОВОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / UNAUTHORIZED CONSTRUCTION / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / MUNICIPAL LAND CONTROL
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слинкова Варвара Геннадьевна
Исследуется проблема самовольного строительства как один из факторов, оказывающих негативное влияние на правовую стабильность градостроительной документации . Рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по привлечению к административной ответственности за самовольное строительство . Обосновываются целесообразность и способы усиления роли муниципального земельного контроля по указанному кругу вопросов.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Слинкова Варвара Геннадьевна
Создание самовольной постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами
Administrative Responsibility for Unauthorized Construction for the Purpose of Stability in Town-Planning Documentation in Settlements
Investigation of the problem of unauthorized construction as one of the factors that have a negative impact on the stability of the town-planning documentation . Consideration of problematic issues of cooperation between government agencies and municipalities on the issue of administrative responsibility for unauthorized construction . Reasoning and ways to strengthening the role of municipal land control .
Текст научной работы на тему «Административная ответственность за самовольное строительство в контексте вопроса правовой стабильности документов градостроительного регулирования территорий поселений»
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ВОПРОСА ПРАВОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ДОКУМЕНТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
Исследуется проблема самовольного строительства как один из факторов, оказывающих негативное влияние на правовую стабильность градостроительной документации. Рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по привлечению к административной ответственности за самовольное строительство. Обосновываются целесообразность и способы усиления роли муниципального земельного контроля по указанному кругу вопросов.
Ключевые слова: градостроительная документация; административная ответственность; самовольное строительство; муниципальный контроль.
Градостроительное регулирование территорий поселений является инструментом обеспечения их стабильного перспективного развития. Обеспечивая преобладание частно-публичного интереса над частным, градостроительная документация должна преследовать цель устойчивого и сбалансированного учета интересов внутри поселения.
Эти, а равно иные принципы законодательства о градостроительной деятельности закреплены в статье второй Градостроительного кодекса Российской Федерации [1]. Реализация указанных принципов осуществляется за счет детальной проработки документов территориального зонирования, градостроительных регламентов, отраженных в правилах землепользования и застройки городских и сельских поселений, городских округов, генеральных планах. Указанные документы, разработка и утверждение которых в соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, без преувеличения можно назвать стратегическими в контексте перспективного развития соответствующих территорий. При этом реализация закрепленных принципов, требований и регламентов возможна только при скоординированном подходе к деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления по контролю и надзору за их соблюдением.
Одним из острых вопросов, создающих препятствия для нормальной реализации разработанной и принятой в установленном порядке градостроительной документации, является самовольное строительство. Наиболее остро проблема самовольного строительства как фактор, подрывающий стратегию градостроительного развития территории, возникает в больших городах, являющихся административными и экономическими центрами регионов.
Фактическое выражение указанной проблемы заключается как в конкретном, так и в совокупном нарушении принципов развития территории, заложенных органами местного самоуправления в разработанные и утвержденные в установленном законом порядке документы градостроительного регулирования: нарушение зон размещения объектов соответствующего назначения, минимальных и максимальных параметров земельных участков и разрешенного строительства, размещение объектов на землях общего пользования, в том числе землях, определенных генеральными планами поселений для перспективного развития транспортной и инженерной инфраструктуры, нарушение установленных видов разрешенного использования.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 222 устанавливает, что само-
вольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил [2].
Единственным способом восстановления нарушенных прав муниципальных образований при самовольном строительстве является снос самовольной постройки в судебном порядке, который предусмотрен законодателем в абз. 2 ч. 1 вышеназванной статьи кодекса как общее правило в случае установления факта самовольного строительства.
Вышеуказанное изложение нормы, казалось бы, должно исключить проблему самовольного строительства применительно к рассматриваемому вопросу. Однако в ежедневном практическом правоприменении эта проблема решается весьма сложно.
Из содержания вышеприведенной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации можно выделить три основных критерия или признака, по которым устанавливается факт самовольного строительства: создание объекта на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание объекта без получения на это необходимых разрешений; создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Применительно к практическим ситуациям указанные критерии могут иметь место в отдельности либо в той или иной совокупности, что в итоге позволяет определить возведенный объект как самовольный.
В условиях сложившейся правоприменительной практики судов, пожалуй, только первый — отсутствие прав на земельный участок — в подавляющем большинстве случаев является основанием для удовлетворения требования о сносе самовольной постройки. Ярким примером тому является совместное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. [3], в котором прямо указано на то, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не является достаточным основанием для удовлетворения требования о сносе самовольной постройки.
Каждый из перечисленных критериев отнесения постройки к самовольной как действия определенных субъектов нашел отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в виде установления ответственности за самовольное занятие земельного участка по ст. 7.1 КоАП РФ, за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию по ст. 9.5 КоАП РФ, за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) по ст. 9.4 КоАП РФ [4].
Своевременное выявление, пресечение фактов незаконного и нецелевого использования земли, строительства без разрешительной документации и с существенным нарушением строительных норм и правил, а равно привлечение виновных лиц к административной ответственности входит в компетенцию лиц, перечень которых определен п. 4, 5 ст. 1.3, ст.
23.21, 23.56 КоАП РФ: в структуру данных органов входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочные осуществлять государственный земельный и строительный надзор. Кроме того, полномочия по выявлению фактов нецелевого либо неправомерного использования земель в контексте положений ст. 7.1 КоАП РФ, ст. 14, 16, 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предоставлены органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов [5].
Казалось бы, в сложившейся системе контрольно-надзорных полномочий компетентных органов должны быть исключены факты самовольного строительства, поскольку сам факт установления вины и привлечения к ответственности за самовольное строительство впоследствии лишает недобросовестного застройщика возможности ссылаться на свою добросовестность как основание удовлетворения требований о признании права собственности на самовольную постройку в судебном порядке и одновременно усиливает правовую позицию органа местного самоуправления, заявившего в суд иск о сносе самовольной постройки.
Однако в ежедневной практической деятельности указанных целей добиться весьма затруднительно. Причина сложившейся ситуации видится в следующем. Закрепляя в ст.
8 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключительное право органов местного самоуправления соответствующих уровней на подготовку и утверждение градостроительной документации [6], законодатель, тем не менее, не предусмотрел систему мер, которые позволяли бы им с достаточной степенью оперативности эффективно защищать свои интересы в градостроительной сфере. В имеющейся системе правовых регуляторов градостроительная документация становится обязательной исключительно для самого органа местного самоуправления, разработавшего и принявшего ее. При этом для отстаивания своих интересов в указанной сфере и понуждения иных участников градостроительных правоотношений следовать установленным правилам развития территории орган местного самоуправления не имеет установленных на федеральном уровне непосредственных полномочий и собственных инструментов правового воздействия на нарушителей.
Так, с позиции российского законодательства об административной ответственности самовольное строительство выглядит либо как правонарушения, предусмотренные ст. 7.1, 9.4, 9.5 КоАП РФ, либо как совокупность соответствующих правонарушений.
Исходя из изложенного, и возможно обоснование проблематики соответствующего круга правоотношений. Во-первых, отсутствует координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обозначенному кругу вопросов. Фактически это проявляется в следующем. Так, органы государственного земельного надзора, осуществляя проверку правомерности использования земельного участка, связаны кругом своих полномочий. В рамках проверки ими устанавливаются основания занятия земельного участка, а равно соответствие его фактического использования виду разрешенного использования, в том числе, в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. В компетенцию органа не входит проверка законности действий правообладателей земельных участков по возведению объектов капитального строительства, а
равно соблюдения при строительстве установленных норм и правил. Соответственно, орган производит констатацию фактов проверки только в разрезе правомерности землепользования. Фактически на соответствующем земельном участке может при этом осуществляться самовольное строительство без получения соответствующих разрешений и с существенным нарушением строительных норм и правил. Правовое решение указанной проблемы путем нормативного установления обязанности федерального органа исполнительной власти в области земельного надзора сообщать органам строительного надзора сведения о фактах строительства, выявленных в ходе проверки соблюдения земельного законодательства, подлежит отдельной детальной проработке, однако, уже сейчас очевидно наличие путей решения указанной проблемы. Так, в рамках межведомственного взаимодействия возможно заключение соглашения об обмене соответствующей информацией, полученной в ходе проведения надзорных мероприятий.
Другой существенной проблемой правоприменения, также связанной с компетенцией органа государственной власти, является выпадение из сферы строительного надзора объектов, подпадающих под требование ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно объектов, выдача разрешений на строительство которых осуществляется без проведения экспертизы проектной документации.
Применительно к объектам самовольного строительства в контексте ст. 9.5 КоАП РФ «поднадзорность» объекта может быть выявлена компетентным органом на поздних стадиях строительства, когда объект вышел за пределы площади и этажности, установленных указанной нормой. Фактически это означает, что самовольный объект на данном этапе уже выше трех этажей и площадь его превышает 1 500 кв. м [7]. Таким образом, выявление фактов самовольного строительства указанной категорией органов вне сферы своей компетенции делает невозможным для них составление протокола об административном правонарушении и, соответственно, исключает возможность привлечения такого самовольного застройщика к административной ответственности. Соответственно, применение ст. 9.5 КоАП РФ в отношении значительного количества деяний, формально подпа-
дающих под признаки диспозиций указанных статей КоАП РФ, невозможно. И если в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в такой ситуации вопрос с привлечением к административной ответственности за самовольное строительство возможно разрешить через органы Прокуратуры Российской Федерации, должностные лица которой в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ и ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочны составлять протоколы об административных правонарушениях [8; 9], то в отношении физических лиц — самовольных застройщиков такая возможность отсутствует.
В соответствующих условиях правоприменения наиболее правильным с правовой и практической точки зрения представляется усиление роли муниципального контроля по соответствующему кругу вопросов.
Обусловлено это исключительной заинтересованностью органа местного самоуправления в стабильности принятой и утвержденной им документации градостроительного регулирования.
Практически это достигается путем повсеместного наделения должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, 9.5 КоАП РФ в рамках мероприятий по муниципальному контролю. С учетом принципа эффективности муниципального управления указанные полномочия должны реализовываться в рамках муниципального земельного контроля.
В настоящее время возможность наделения должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, закреплена п. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ и отнесена к ведению субъектов Российской Федерации [10]. Однако на практике субъекты Российской Федерации такими полномочиями пользуются не всегда.
Так, например, в Иркутской области должностные лица органов местного самоуправления были наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении по ст. 7.1. КоАП РФ только Законом Иркутской области [11]. Полномочия по ст. 9.5 КоАП РФ у должностных лиц органов местного самоуправления Иркутской области до сих пор отсутствуют.
Учитывая стратегический характер документов градорегулирования, решение вопроса о повышении их правовой стабильности, в том числе и через более эффективную работу органов местного самоуправления по противодействию самовольному строительству, достижимо на федеральном уровне, путем включения должностных лиц органов местного самоуправления в число субъектов, полномочных при осуществлении муниципального контроля в соответствии со ст. 23.21 и 23.56 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, 9.5 КоАП РФ.
Соответствующие изменения в законодательстве, которые приведут к согласованности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а равно повышению роли последних по соответствующему кругу вопросов, не просто будут способствовать усилению эффективности мер административной ответственности за самовольное строительство, но и, безусловно, приведут к достижению правовой стабильности документов градостроительного регулирования поселений, укреплению доверия к деятельности органов местного самоуправления по их реализации. ^
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 31 дек. 2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 22 окт. 2014 г.) // Там же.
3. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав : постановление Пленума Верхов. Суда РФ № 10 и Пленума Высш. Арбитраж. Суда РФ № 22 от 29 апр. 2010 г. // Рос. газ.
2010. 21 мая.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 2 февр. 2015 г.) // Там же.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. О Прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1-ФЗ (в ред. от 22 дек. 2014 г. с изм. от 17 февр. 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правона-
рушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля : закон Иркут. обл. от 3 окт. 2014 г. № 106-оз // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 31 дек. 2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 22 окт. 2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 2 февр. 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
О Прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1-ФЗ (в ред. от 22 дек. 2014 г. с изм. от 17 февр. 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля [Электронный ресурс] : закон Иркут. обл. от 3 окт. 2014 г. № 106-оз // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав : постановление Пленума Верхов. Суда РФ № 10 и Пленума Высш. Арбитраж. Суда РФ № 22 от 29 апр. 2010 г. // Рос. газ. — 2010. — 21 мая.
Administrative Responsibility for Unauthorized Construction for the Purpose of Stability in Town-Planning Documentation in Settlements
Investigation of the problem of unauthorized construction as one of the factors that have a negative impact on the stability of the town-planning documentation. Consideration of problematic issues of cooperation between government agencies and municipalities on the issue of administrative responsibility for unauthorized construction. Reasoning and ways to strengthening the role of municipal land control.
Key words: town-planning documentation; administrative responsibility; unauthorized construction; municipal land control.
Источник: cyberleninka.ru