Антитеррористическая защищенность объекта капитального строительства

Содержание

Государственная экспертиза: соответствие проектной документации требованиям по антитеррористической защищенности Экспертные мнения, материалы Главгосэкспертизы России.

Справочная информация: «Перечень требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) и форм паспортов безопасности объектов (территорий)» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Справочная информация содержит перечень актов, утвердивших:

1. Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий) и формы паспортов безопасности таких объектов (территорий);

2. Требования по обеспечению транспортной безопасности;

3. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК).

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны. Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна: провести оценку уязвимости, составить акт обследования; категорировать объект защиты; составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости; отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности , проводить ежегодные проверки. Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности .

Государственная экспертиза: соответствие проектной документации требованиям по антитеррористической защищенности

В.М. Вернигор

Базовую роль в сложившейся ситуации играют государственные меры, направленные на антитеррористическую защищенность объектов и территорий и обеспечение безопасности людей. Законодателем уже создана правовая основа, позволяющая разрабатывать в проектной документации мероприятия по антитеррористической защищенности различных категорий объектов.

Согласно принятому в марте 2006 года Федеральному закону № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» общим принципом при разработке мероприятий по антитеррористической защищенности является принцип соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности. То есть, исходя из анализа возможных террористических угроз и уязвимости объектов, должен определяться объем разработки инженерно-технических мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

В развитие части 2 пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 25 декабря 2013 года № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», предусматривающее меры по созданию защиты объектов (территорий) от совершения на них террористического акта. Также этим документом определены требования к паспортам безопасности объектов.

В «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, были внесены – постановлениями правительства от 15 февраля 2011 года № 73 и от 23 января 2016 года № 29 – следующие изменения. Подраздел «Технологические решения» – пункт 22, добавлены подпункты «п (1)», «п (2)», «п (3)», «у» и «ф» – дополнен требованиями в части:

  • обоснования проектных решений по предотвращению несанкционированного доступа на объект физических лиц и транспортных средств;
  • обоснования проектных решений по обнаружению взрывных устройств, оружия и боеприпасов – для зданий и сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в много- квартирных домах, в которых предполагается единовременное нахождение более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима;
  • обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Раздел 6 «Проект организации строительства» – пункт 23, добавлен подпункт «т (1)» – дополнен требованиями по охране объектов в период строительства.

Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» – пункт 36, добавлены подпункты «м (1)» и «х (1)» – дополнен требованиями в части обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства.

Кроме того, в 2011 году приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 320 от 05 июля 2011 года введен в действие Свод правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (СП 132.13330.2011). Его разделы 1, 7 и 8 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил обязательного применения, утвержденный постановлением Правительства России № 1521 от 26 декабря 2014 года. В соответствии с данным Сводом правил проектная документация, в части антитеррористической защищенности должна содержать сведения о классификации объекта по значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть причинен в результате акта незаконного вмешательства.

Классификация объекта указывается заказчиком в задании на проектирование и определяется на основе анализа возможных террористических угроз и уязвимости объекта. При этом данный анализ должен выполняться организациями, обладающими научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области, с учетом требований по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Опыт работы Главгосэкспертизы России по изучению проектных решений в части разработки мероприятий по антитеррористической защищенности объектов показывает, что многим проектам свойственны следующие недостатки:

  • отсутствие системного подхода в применении нормативных правовых актов, ведомственных норм и правил, которых на данный момент насчитывается более 100;
  • отсутствие требований заказчика в задании на проектирование к разработке «Инженерно-технических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов»;
  • отсутствие в проектной документации сведений о категории объекта и об отнесении объекта к тому или иному классу значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту;
  • отсутствие в проектной документации мер по охране объекта в период строительства и другие – наличие в проектной документации большого объема декларативной информации.
Читайте также:  Геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства

отсутствие системного подхода в применении нормативных правовых актов, ведомственных норм и правил, которых на данный момент насчитывается более 100;
отсутствие требований заказчика в задании на проектирование к разработке «Инженерно-технических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов»;
отсутствие в проектной документации сведений о категории объекта и об отнесении объекта к тому или иному классу значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту;
отсутствие в проектной документации мер по охране объекта в период строительства и другие – наличие в проектной документации большого объема декларативной информации. Кроме того, зачастую проектная документация предполагает оснащение объекта инженерно-техническими средствами как для режимных объектов, без учета специфики террористических угроз.

Существующая сегодня нормативная правовая база, по нашему мнению, не в полной мере соответствует актуальным вопросам разработки мероприятий по антитеррористической защищенности объектов. В соответствии с действующими нормативными документами решения об охране объектов и антитеррористической защищенности должны быть представлены в пяти разделах и подразделах проектной документации.

Полагаем, что в дальнейшем, в развитие части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимо внести в «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» полноценный раздел или подраздел «Мероприятия по антитеррористической защищенности». По всей видимости, необходима корректировка и Свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» в части обобщения требований по антитеррористической защищенности. Изменения законодательных и нормативно-правовых актов предопределяют разработку и нового направления экспертной деятельности – «Антитеррористическая защищенность объектов капитального строительства».

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении (утв. постановлением Правительства РФ от 17 октября 2016 г. N 1055). С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2017 г., 6 февраля 2018 г., 24 апреля 2020 г.

Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель

Любимов А. А.

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Читайте также:  Северная дирекция по капитальному строительству

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Шобохонова

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Читайте также:  Управление капитального строительства и контрактной деятельности фмба россии

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Герасименко Наталья

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.

В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Антитеррористическая защищенность объектов в рамках области применения настоящего свода правил обеспечивается посредством установления в проектной документации на объект капитального строительства значений параметров объекта , отвечающих установленным в законодательстве требованиям антитеррористической защищенности . … В настоящем своде правил применяются следующие обозначения и сокращения: ГАПВВ — газоанализатор паров взрывчатых веществ; МО — стационарный металлообнаружитель; МИ — ручной металлоискатель; РТУ…

Источники
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347057/
  • https://gge.ru/press-center/experts/gosudarstvennaya-ekspertiza-sootvetstvie-proektnoy-dokumentatsii-trebovaniyam-po-antiterroristichesk/
  • https://school.kontur.ru/publications/2058

Рейтинг
Загрузка ...